Выводы. Данные диаграммы убедительно доказывают, что средний уровень усвоения математической терминологии по диагностируемой группе имеют 33 % воспитанников, высокий - 67%. Низкого уровня дети не показали. У всех обучающихся улучшились способности к усвоению математической терминологии, все дошкольники справились с заданиями. Средний уровень сформированности по группе значительно повысился и достиг максимального уровня по всем трем заданиям.
Проанализировав данные результатов констатирующего и контрольного этапов диагностики, можно сделать вывод о том, что включение значительного числа игровых и иных образовательных технологий в ежедневные занятия и режимную деятельность дошкольников, позволяет значительно повысить способности к усвоению математической терминологии обучающихся.
Литература:
1. Абричкина, М.Е., Развитие речи в процессе формирования математических представлений у детей дошкольного возраста // Международный журнал экспериментального образования [Текст] / М.Е. Абричкина, О. Е. Гашева. - 2014. - № 7-2. - С. 11-12.
2. Белошистая, А.В. Тесты для проверки уровня математических способностей детей 6-7 лет [Текст] / А.В. Белошистая. - М.: Айрис-пресс, 2016г. - 24 с.
3. Белкина, В.Н. Математическое развитие дошкольников в условиях реализации новых государственных образовательных стандартов // Ярославский педагогический вестник [Текст] / В.Н. Белкина, Н.А. Тимофеева. - 2014. - №4. - С. 65-69
4. Браташ, Э.Е. Комплексная подход к развитию речи старших дошкольников в процессе формирования математических представлений в дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] // Белгородский государственный национальный исследовательский институт - URL: http://www.scienceforum.ru/2017/pdf/33025.pdf (дата обращения 20.03.2020).
5. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: Конспект лекций [Текст] / Под. ред. Будько Т.С. - Брест: Издательство БрГУ, 2016. - 46 с.
6. Грибова, С.А. Использование элементарных математических представлений в развитии речи дошкольников // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. - URL: https://nsportal.ru/detskiysad/matematika/2014/08/23/statya-ispolzovanie-elementamykh-matematicheskikhpredstavleniy-v (дата обращения 21.03.2020).
7. Измайлова Р.Г., Тимохина Т.В., Ефимова Е.П. Взаимосвязь интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 66. - Ч.3 - с. 88-92
8. Кайсаримова, Р.М. Особенности развития математической речи младших школьников // Уроки математики [Электронный ресурс]. - URL: https://urokimatematiki.ru/osobennosti-razvitiya-matematicheskoy-rechi-mladshihshkolnikov-2071.html (дата обращения 05.03.2020).
9. Карнаева, В.Ф. Интеграция речевого и математического развития младших дошкольников // Актуальные задачи педагогики: материалы V Международной научной конференции (г. Чита, апрель 2014 г.) [Текст] / В.Ф. Карнаева. — Чита: Молодой ученый, 2014. — С. 52-54.
Педагогика
УДК 364.27
доцент кафедры физической подготовки и спорта Кабанченко Сергей Николаевич
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ПРЕДИКТОР УСПЕШНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМНОГО И ПЕРСПЕКТИВНОГО АСПЕКТОВ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемные аспекты построения новой образовательной траектории как для педагогов, так и для обучающихся, обусловленные запросами практики и необходимостью перевода педагогического процесса в модель цифрового контента.
Ключевые слова: цифровизация образования, проблемные аспекты, цифровая грамотность педагога, критическое мышление, педагогический эксперимент, компетенции в области онлайн-обучения.
Annotation. The article discusses the problematic aspects of building a new educational trajectory for both teachers and students, due to the demands of practice and the need to translate the pedagogical process into a digital content model.
Keywords: digitalization of education, problem aspects, digital literacy of the teacher, critical thinking, pedagogical experiment, competence in the field of online learning.
Введение. Сегодня весьма остро встает вопрос об интеграции в образовательную действительность вузов цифровой экосистемы, которую мы понимаем, с одной стороны, как систему взаимосвязей между отдельными продуктами и сервисами, добавляющая им ценность, а, с другой, -метафора, которая предлагает рассматривать современные организации как смешанные сообщества, в которых взаимодействуют люди и цифровые агенты. Основная идея экосистемы-взаимосвязь, основанная на интеграции элементов системы и использовании навыков критического мышления, а не бездумного поиска информации.
Критическое мышление - способность сомневаться во входящей информации и своих убеждениях. Навык помогает мыслить ясно и рационально, искать логическую связь между фактами и формулировать сильные аргументы. Основа критического мышления - умение рассуждать.
Критические мыслители задают вопросы, ставят под сомнение идеи и высказывания, а не принимают их за истину. Чтобы стать критическим мыслителем, нужно быть активным исследователем, а не пассивным получателем информации. Человек с неразвитым критическим мышлением. Принимает решение быстро, не задумываясь, опираясь на чувства и интуицию. Бегло просматривает информацию. Не размышляет над аргументами и не ищет доказательств. Человек с развитым критическим мышлением. Задумывается над
своей реакцией перед принятием решения. Сомневается во входящей информации и своих убеждениях, пока не находит доказательства.
В американских и европейских школах начали преподавать критическое мышление с 1930-х годов. Согласно результатам исследования Cambridge Assessment, за период с 2001 по 2009 год, количество британских школ с курсами критического мышления увеличилось со 130 до 1000. При этом успеваемость учеников выросла. Исследование The Foundation for Critical Thinking говорит о том, что критическое мышление повышает интенсивность и эффективность обучения. О критическом мышлении размышляли еще в древней Греции. Платон и Сократ ставили под сомнение устоявшиеся факты и задавали вопросы в поисках истины. В современном мире навык становится еще более актуальным. Критическое мышление помогает анализировать информацию, не попадаться на поддельные новости и принимать лучшие решения.
Профессия преподавателя постоянно развивается, особенно с появлением информационных технологий. Педагоги видят эти изменения в течение всей своей профессиональной деятельности. Теперь, когда в школах внедряется уже целый ряд информационно-образовательных инструментов, у каждого педагога есть свои предпочтения. Без одних цифровых инструментов уже не представляется работа педагога, а некоторые инструменты, лишь отвлекают от нее. Однако, с момента своего появления в образовательной среде информационные технологии не прекращают развиваться. Сначала это был мультимедийный проектор, и преподаватели восторженно демонстрировали учащимся созданные в PowerPoint презентации к занятию. Затем появились интерактивные доски, открывшие новые возможности организации учебных занятий. Второе десятилетие 21-го века стало периодом внедрения интернет-технологий, использования мобильных устройств, электронных журналов и дневников, цифровых дидактических игр и технологий виртуальной реальности. Внедрение новых информационно-образовательных технологий может быть сложной задачей, особенно для тех педагогов, кто предпочитает традиционные инструменты, которые они давно знают и отдают им предпочтение.
Информационные технологии приходят к ним естественным образом. 14-15-летние дети уже являются новым технологичным поколением, (часто встречается феномен) «аборигенами цифрового общества». Даже учащиеся начальных классов уверенно пользуются цифровыми инструментами. Не секрет, что шестилетние дети лучше понимают и быстрее осваивают информационно-коммуникационные технологии, чем те, кто старше 45 лет. Конечно, это стресс для педагога, когда всё идет не по плану, когда что-то не открывается, не загружается. В конечном счёте, педагоги и учащиеся совместными усилиями быстрее добьются решения проблем, которые приносит новая информационно-образовательная технология [1].
Изложение основного материала статьи. Сегодня педагогическое сообщество должно признать, что не стоит пугаться информационных технологий. Вместо этого нужно воспринимать эти веяния новой реальности как возможность продвижения вперед через посещение семинаров, мастер-классов, тренингов, вебинаров. Чтобы развиваться-нужно идти в ногу с образовательными технологиями. Нужно быть активными в поиске изменений, знакомиться с новым, изучать его, не ждать, пока это обрушится в приказном порядке, наблюдая за тем, что происходит в мире образовательных технологий. Дифференциацию, индивидуальный подход в обучении также легче обеспечить с помощью информационных технологий. Учащиеся могут работать в присущем для них темпе, и учебные задачи могут быть подготовлены с учётом их индивидуальных способностей и особенностей. В условиях постоянно меняющегося технологического, наукоемкого и глобализованного мира важно подготовить обучающихся к успешности. Меняющийся мир требует от наших выпускников быть готовыми к адаптации, к кардинальным изменениям в своей профессиональной карьере. Добиваться успеха независимо от возникающих проблем, с которыми они сталкиваются в профессиональной деятельности.
Информационные технологии открыли новые образовательные возможности и позволили учащимся подключаться к научным и учебным сообществам по всему миру. Несмотря на критическое отношение к социальным сетям, следует признать, что это захватывающая для учеников виртуальная среда, которую больше нельзя игнорировать. Образовательная среда должна активно включаться и влиять на эти сети. Возникающие изменения требуют формирования новых знаний, навыков, компетенций, социального поведения. Умение пользоваться современными цифровыми инструментами должно использоваться ответственно с соблюдением этических норм. Многое зависит от современных педагогов, поскольку они реализуют выработанную административными структурами концепцию и формируют навыки цифрового гражданства в повседневной практике. Необходима определённая система работы по ряду направлений: образовательные технологии и цифровая грамотность; ответственность; формирование коммуникативных компетенций; здоровье-сбережение и безопасность в интернете. Лишь такой системный подход к воспитанию цифрового гражданина, предполагающий решение задач, заложенных в программе образовательного учреждения, поможет добиться эффективности. Крайне важно, чтобы педагоги оперативно реагировали на постоянно меняющийся и обновляющийся цифровой контент, чтобы обеспечить его комфортность и доступность для использования учащимися.
Многие педагоги высказывают пожелания пересмотра процедур внедрения популярных технологий, онлайн сервисов, излишней фильтрации интернет-ресурсов. Одной из важных проблем является нормативное оформление использования (или запрета) ученических мобильных устройств (ноут- и нетбуков, смартфонов и айфонов, планшетов). Необходимо решить проблему доступного и приемлемого использования родителями электронных журналов и дневников, других форм обратной связи. Многие онлайн-инструменты определяют возрастные ограничения для создания аккаунтов, и поэтому условия их использования должны регулярно пересматриваться.
Очень важно, чтобы информационно-образовательная среда обладала избыточностью и вариативностью учебных материалов. Используемый контент должен всегда подвергаться анализу и ревизии, постоянно обновляться и дополняться. Занятия должны быть основой, отправной точкой образовательной системы образовательного учреждения, соответствовать потребностям учащихся.
Очень важно научить учащихся критически относиться к используемым цифровым источникам, использовать эффективные стратегии поиска информации (например, ключевые слова, сужение, детализация поиска), надежные онлайн-ресурсы (например, базы данных, энциклопедии, электронные книги), критически оценивать информацию: используемые онлайн ресурсы и сайты, работать не хаотично, а регулярно применять разработанную самостоятельно или с помощью педагога модель запроса, сбора информации, её использования и оценки качества получаемой информации.
В контексте цифровой трансформации образовательной среды важно научить целевую аудиторию уважать интеллектуальную собственность других (например, цитировать, оценивать изученный ресурс), использовать цифровые ресурсы ответственно и придерживается пользовательских соглашений, понимать ответственность и возможные последствия несанкционированного распространения информации, общаться соответствующим образом в соответствии форматом того или иного социального сообщества, вносить свой позитивный вклад в местные и глобальные сообщества, предлагать, критически оценивать и проч.
На сегодняшний день руководители образовательных учреждений, их заместители должны разработать стратегию подготовки и воспитания цифрового гражданина или, по крайней мере, учитывать данную проблему в школьных программах. В свою очередь, и педагог также не может не учитывать возникающие препятствия на пути формирования цифрового гражданина. И принимать соответствующие решения. Гаджеты и новые технологии экономят силы и время учителя. Самое популярное оборудование - компьютер и проектор.
Данные социологического опроса показывают, что различные виды цифрового оборудования (проектор, интерактивная доска, ноутбук, планшет или компьютер) во время учебного процесса используют 98% опрошенных учителей 1-11-х классов. Чаще всего педагоги используют в своей работе учительский компьютер (82% опрошенных) и проектор (71%). Интерактивной доской пользуются менее половины педагогов (43%), а возможность обеспечить класс планшетами есть только у 26% респондентов. 46% педагогов на вопрос о частоте использования гаджетов ответили, что пользуются компьютером на половине уроков или чаще, а 34% учителей используют его на каждом уроке.
Главные преимущества цифровых технологий, которые отмечают педагоги, - это возможность сделать занятие интересным (93%), повысить мотивацию целевой аудитории к обучению (84%) и успеваемость учащихся (58%). Также 65% педагогов отметили, что цифровые технологии позволяют им экономить время на объяснение нового материала и его закрепление.
Но самой главной задачей в этой связи является обратная связь и диагностика целевой аудитории на предмет принятия ИТ-технологий и технологий ДОТ в процессе обучения. Для определения эффективности использования в образовательной среде вуза дистанционных образовательных технологий, был инициирован педагогический эксперимент, который проводился со студентами 1 и 3 курсов. Было выделено две группы: экспериментальная, в которую вошли студенты 3 курса, активно использующие онлайн-технологии в процессе обучения, и контрольная, состоящая из студентов 1 курса, (47 и 43 человек соответственно).
Для проведения эксперимента были разработаны сквозные задания на примере решения актуальных задач в процессе онлайн-обучения. Задания выполнялись в три этапа. Результат каждого этапа оценивался по одинаковым параметрам. Это позволило выявить динамику развития умений и навыков студентов и определить уровни сформированности компетенций (базовый, продвинутый, высокий).
Под влиянием разработанной педагогической методики развития способностей к онлайн-обучению у студентов должны сформироваться вышеобозначенные компетенции. Для проверки интенсивности проявления знаний, умений и навыков в области онлайн-обучения использовалась сто-балльная шкала.
Результат каждого этапа эксперимента оценивался по одинаковым параметрам. Это позволило выявить динамику развития вышеперечисленных знаний, умений и навыков, а именно базовый, продвинутый и высокий.
Студенты, набравшие от 50 до 65 баллов, попадали в группу базового уровня, от 65 до 85 баллов - в группу продвинутого уровня и от 86 до 100 баллов - в группу высокого уровня.
На рисунке представлены результаты педагогического эксперимента. Гистограмма отражает средние значения по экспериментальной и контрольной группе в разрезе составляющих рассматриваемых компетенций (знаний, умений, навыков в области способностей к онлайн-обучению) до и после эксперимента. Средние значения по категории «знания» составляли 32 балла в контрольной и 30 баллов в экспериментальной группе. По категории «умения» средние баллы составляли 20 баллов в контрольной и 21 балл в экспериментальной группе. По категории «навыки» средние баллы составляли 12 баллов (контрольная группа) и 14 баллов (экспериментальная группа).
до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента Студеты контрольной группы Отудеты эксперемептальной группы
■ знания ■ умения навыки
Можно сказать, что полученных ранее знаний, умений и навыков было недостаточно для того, что студенты смогли ответить на по вопросы и выполнить задания по решению предлагаемых заданий в кейсах, посвященных технологиям онлайн-обучения.
Средние значения баллов после эксперимента имеют различия. Средний балл по категории «знания» в контрольной группе составил 65 баллов, средний балл по категории «умения» - 53 балла, «навыки» - 50 баллов.
В таблице 1 представлены результаты по сформированности компетенций освоения современных технологий онлайн-обучения в контрольной группе. При этом 48,84% студентов показали базовый уровень 46,51% - продвинутый уровень и 4,65% - высокий уровень сформированности по категории «знания».
Таблица 1
Результаты на завершающем этапе (после эксперимента) в контрольной группе
Знания Умения Навыки
не достигли базового уровня (менее 50 баллов) 0% 6,98% 6,98%
базовый уровень (от 50 до 65 баллов) 48,84% 88,37% 93,02%
продвинутый (от 66 до 84 баллов) 46,51% 4,65% 0,00%
высокий (от 85 до 100) 4,65% 0,00% 0,00%
Полученные результаты по категориям «умения» и «навыки» несколько хуже. Никто из студентов контрольной группы не смог достичь высокого уровня по данным категориям, при этом почти 7% студентов не смогли достичь базового уровня по категориям «умения» и «навыки».
Средний балл по категории «знания» в экспериментальной группе составил 74 балла, средний балл по категории «умения» - 71 балл, «навыки» - 69 баллов.
В таблице 2 представлены результаты по сформированности компетенций освоения современных технологий анализа данных в экспериментальной группе. Результаты по всем категориям выше. Меньше различий наблюдается в категории «знания», хотя и здесь количество показавших высокий уровень составляет 12,77% (в контрольной группе этот показатель составил 4,65%). 2,13% студентов показали высокий уровень умений, в то время как этот показатель в контрольной группе составил 0%.
Таблица 2
Результаты на завершающем этапе (после эксперимента) в экспериментальной группе
Знания Умения Навыки
не достигли базового уровня (менее 50 баллов) 0% 0% 0%
базовый уровень (от 50 до 65 баллов) 14,89% 21,28% 40,43%
продвинутый (от 66 до 84 баллов) 72,34% 76,60% 59,57%
высокий (от 85 до 100) 12,77% 2,13% 0,00%
Для проверки статистической значимости различий полученных результатов применялся Q-критерий Розенбаума. Данный метод позволяет сравнить показатели в двух выборках и определить наличие различий между ними. При этом количество испытуемых должно быть не меньше одиннадцати, а разница в количестве испытуемых между выборками должна быть не более десяти (при условии, что в каждой группе не более пятидесяти человек). Условия нашего эксперимента подходили под данные требования. Сравнение полученных результатов производилось на начальной и завершающем этапах эксперимента.
Для проверки отсутствия различий между полученными значениями баллов в контрольной и экспериментальной группах на начальном этапе были сформулированы гипотезы по каждой категории («знание», «умения», «навыки»).
Гипотеза H0: Баллы, полученные студентами на начальном этапе (до эксперимента) по категории знания (умения, навыки) в экспериментальной группе, не превосходят баллов, полученных студентами в контрольной группе.
Гипотеза H1: Баллы, полученные студентами на начальном этапе (до эксперимента) по категории знания (умения, навыки) в экспериментальной группе, превосходят баллов, полученных студентами в контрольной группе.
Выводы. Таким образом, было установлено, что на первом этапе эксперимента, знания, умения и навыки контрольной группы не достигали базового уровня, что оправдано, так как студенты только начинали изучать технологии онлайн-обучения. Статистическая значимость полученных результатов была проверена с помощью непараметрического метода Q-критерия Розенбаума.
На завершающем этапе после проведения эксперимента было вновь проведено сравнение показателей по каждой категории «знание», «умение», «навыки». Расчеты позволили увидеть, что на этот раз показатели в экспериментальной группе значительно выше показателей в контрольной группе, поскольку Qa^Qsp (Р< 0,01), причем это справедливо для категорий «умения» и «навыки».
Данные проведенного эксперимента показывают, что диагностика уровней сформированности компетенций в области онлайн-обучения позволит дифференцировать готовность целевой аудитории к данному формату обучения, а также определить возможности и инструменты построения эффективных индивидуальных траекторий образовательной среды нового формата-формата цифровой трансформации.
Литература:
1. Сафуанов Р.М., Лехмус М.Ю., Колганов Е.А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. №2 (28). URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 11.04.2020).
2. Гребенникова В.М., Новикова Т.В. К вопросу о цифровизации образования // ИСОМ. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 11.04.2020).
Педагогика
УДК 371.8
доктор педагогических наук, доцент Картавых Марина Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Ирина Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО УЧАСТИЯ В
ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ
Аннотация. В статье обоснована актуальность развития у обучающихся навыков безопасного участия в дорожном движении. Охарактеризованы технологии развития у обучающихся навыков безопасного участия в дорожном движении. Внимание акцентировано на технологии проблемного обучения и его вариациях. На конкретных примерах рассмотрены варианты применения технологии проблемного обучения, кейс-стади, проектной деятельности при развитии у обучающихся навыков безопасного участия в дорожном движении. Раскрыт потенциал применения информационно-коммуникационных технологий при развитии у обучающихся навыков безопасного участия в дорожном движении.
Ключевые слова: педагогические технологии, навыки безопасного участия в дорожном движении, проблемное обучение, кейс-стади, проектное обучение, информационно-коммуникационные технологии.
Annotation. The article justifies the relevance of developing the skills of students to participate safely in road traffic. Technologies for developing the skills of students to participate safely in road traffic are described. Attention is focused on the technology of problem learning and its variations. On the basis of concrete examples the options of application of technology of problem training, case-stady, project activity in development of skills of students to safely participate in road traffic are considered. Potential of application of information and communication technologies in development of skills of students of safe participation in road traffic is revealed.
Keywords: Pedagogical technologies, skills of safe participation in road traffic, problem training, case-stady, project training, information and communication technologies.
Введение. Широкомасштабное развитие дорожно-транспортной системы мира и нашей страны привело к усложнению связей внутри самого комплекса и появлению новых форм взаимодействия между участниками дорожного движения. Однако при несомненном совершенствовании инфраструктуры дорожно-транспортного комплекса количество дорожно-транспортных происшествий, в том числе с участием детей, остается довольно высоким и имеет тенденцию к росту. Все это свидетельствует о наличии глобальной проблемы, связанной с недостаточным развитием у людей навыков безопасного участия в дорожном движении. При этом обращает на себя внимание тот факт, что решение этой проблемы, во многом, кроется в системе общего образования (Б.С. Гершунский), которое является в нашей стране обязательным и выполняет опережающую функцию [1]. Проблема безопасного участия каждого человека в дорожном движении не теряет актуальности по сей день. Обратим внимание на субъективный характер поиска решения каждой