Педагогика
УДК 373.24
кандидат педагогических наук, доцент Измайлова Рания Геннадьевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)
СПОСОБНОСТЬ К УСВОЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В статье раскрыты различные аспекты формирования и развития способности к усвоению математической терминологии в условиях дошкольной образовательной организации. Проанализированы исследования и образовательные программы в данной области. Приведены результаты исследования уровня сформированности способности к усвоению математической терминологии у обучающихся средней группы дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: ребенок, дошкольная образовательная организация, средняя группа, математическая терминология, способности.
Annotation. The article reveals various aspects of the formation and development of the ability to learn mathematical terminology in the conditions of a preschool educational organization. Research and educational programs in this area are analyzed. The results of a study of the level of formation of the ability to learn mathematical terminology among students of the middle group of a preschool educational organization are presented.
Keywords: child, preschool educational organization, middle group, mathematical terminology, abilities.
Введение. В современном мире образованию уделяется значительное внимание, ценность образования неоспорима. На каждом новом этапе образования программа становится все сложнее, знания более глубокими.
Раннее обучение элементарной математике начинается с 3 лет и позволяет получить базовые знания математических понятий и терминов, которые будут необходимы будущему школьнику. Современная система школьного образования очень насыщена, материал дается в большом объеме, повторению уделяется недостаточное внимание. При этом школьные программы предъявляют высокие требования к знаниям учеников, предполагается, что после окончания дошкольного образовательного учреждения ребенок уже свободно оперирует полученными знаниями в области математики и владеет математической речью на достаточном уровне. Таким образом, эффективное развитие у дошкольников математической речи имеет важное значение для дальнейшего успешного обучения в школе.
Появление новых образовательных программ дошкольного образования демонстрируют новые подходы к обучению дошкольников. Методические разработки по развитию математических навыков у дошкольников таких авторов, как Т. Будько [5], С.А. Грибовой [6], Р.М. Кайсаримовой [8] и др. позволили увидеть различие подходов к теме способности к усвоению математической терминологии.
Изложение основного материала статьи. В последнее десятилетие технологии, посвященные формированию и развитию способности к усвоению математической терминологии, пополнились теоретическими исследованиями в конкретных направлениях. Данный факт послужил значительному повышению общеразвивающего эффекта обучения. Несмотря на то, что способность усваивать грамотную математическую речь ребенка напрямую влияет на его дальнейшее успешное обучение математике в школе, в данном вопросе встречается ряд нерешенных проблем.
Проблемой развития способности к математической речи занимались такие ученые и методисты, как М.Е. Абричкина [1], В.Ф. Карнаева [9], Э.Е Браташ [4] и др., однако в настоящее время методика развития способностей детей к усвоению математической терминологии представлена фрагментарно. Развитие математической речи к сожалению, не вынесено отдельным блоком в дошкольных образовательных программах, а в некоторых программах полностью отсутствует, нет единой методики для диагностики уровня усвоения математической терминологии у дошкольников.
Базой для проведения опытно-экспериментальной работы по развитию способности к усвоению математической терминологии послужило Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 52» г. Орехово-Зуева.
Для диагностики уровня сформированности способности к усвоению математической терминологии у обучающихся средней группы были использованы диагностические задания, при составлении которых применялись методики как А. Львовой, А.В. Белошистой [2].
Задание 1. Цель: диагностика способности ребенка правильно согласовывать числительные с существительными, сравнивать предметы на картинке.
Инструкция по выполнению задания: используя рисунок, описать, сколько всего животных, порядок их расположения на картинке, провести сравнение животных на картинке по разным основаниям (основание для сравнения ребенок выбирает самостоятельно).
Задание 2. Цель: определение уровня владения простейшей математической лексикой. В процессе его выполнения оценивается не только знание терминов, символов, действий, но и их правильное звукопроизношение.
Инструкция по выполнению задания: воспитатель показывает ребенку8 картинок: цифры 3, 9, геометрические фигуры - овал, пирамида и прямоугольник, знак сложения, знак равенства, пример. Дошкольник должен назвать правильно демонстрируемое математическое понятие с использованием правильного звукопроизношения и соблюдением ударения.
Задание 3. Цель: диагностика умения ребенка строить связные логичные математические высказывания.
Инструкция по выполнению задания: Воспитатель дает ребенку 4 задания, дошкольник должен выполнить их и проговорить на каждом этапе выполнения.
1. Исправь в примере ошибки, если они есть: «К шесть прибавить единица будет восемь».
2. Назови соседей цифры «три», число стоящее после «девяти», число стоящее перед цифрой «семь».
3. Воспитатель предлагает картинку, где нужно выбрать 1 лишний предмет и объяснить, почему именно этот предмет является лишним.
4. Объясни значение выражения «условия задачи».
За каждый правильный ответ в предложенных заданиях ребенок получал по 1 баллу. Максимальное количество баллов в каждом задании - 8.
Шкала оценивания сочетала 3 уровня: 8-6 баллов - высокий; 5-3 балла - средний; менее 3 баллов -низкий.
Средний уровень способности к усвоению (СУС) математической терминологии рассчитывался по формуле:
Проанализировав данные на констатирующем этапе, можно сделать вывод о том, что только 20% участников диагностической группы имели высокий уровень усвоения математической терминологии по всем трем заданиям. Также подавляющего большинства (53%) обучающихся итоговый показатель уровня усвоения математической терминологии был средним. 27% участников имели стабильно низкий уровень способности к усвоению математической терминологии по всем трем заданиям.
Опираясь на полученные данные, была составлена диаграмма, отражающая уровни сформированности способности детей на констатирующем этапе исследования (рисунок 1).
Рисунок 1. Диаграмма уровней сформированности способностей на констатирующем этапе
В результате аналитической работы над причинами замедления развития способностей к усвоению математической терминологии в дошкольной образовательной организации были сделаны следующие выводы:
• при сравнении различных предметов детям сложно самостоятельно выбрать основание для сравнения (размер, место расположения на картинке, рост/длину и другие);
• у многих обучающихся возникали трудности с объяснением понятий «знак равенства» и «пример», дошкольники путались, допускали ошибки при объяснении;
• многие дети допускали ошибки при согласовании грамматических конструкций, окончаний при построении простейших математических выражений.
На основании результатов первичной диагностики способностей к усвоению математической терминологии у подавляющего большинства дошкольников была выявлена недостаточная математическая грамотность обучающихся. В данной связи в течение двух месяцев с группой дошкольников проводилась работа по развитию усвоения математической терминологии по авторской программе Н.М. Крыловой «Детский сад - дом радости».
На формирующем этапе исследования были использованы следующие условия развития способностей к усвоению математической терминологии у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности:
• применение игровых технологий на занятиях и в режимной деятельности, состоящих из набора развивающих игр;
• применение дидактического материала: презентации, карточки с заданиями, карточки с геометрическими фигурами, тематические картинки, геометрические фигуры, лего-конструктор и др.;
• использование литературных источников, направленных на развитие способности к усвоению математической речи.
Для развития способности к усвоению математической терминологии обучающихся использовались различные игры с предметами. Например, игра с кубиками разного размера и цвета. Дошкольникам предлагали сосчитать количество кубиков, дать им характеристику (больше - меньше), дать характеристику их месторасположению (ближе - дальше), разделить на группы по разным признакам, посчитать по порядку и т.д.
При этом каждого ребенка просили проговаривать все выполняемые действия вслух, объяснять свой выбор и свои решения. Прекрасным способом развития способности к математической речи было применение дидактических игр, которых на сегодняшний день представлено большое множество, главное -это чтобы дошкольник подробно проговаривал весь процесс решения того или иного задания.
Коммуникативный вид деятельности при развитии способности к усвоению математической терминологии заключался в проведении сюжетных математических игр, загадывания математических загадок дошкольниками, создание для них ситуативных задач.
СУС =
Общее количество баллов по заданию
Кол и11 ест во у1 тети и ко в
■ Высокий
■ Средний Ни кий
Трудовая деятельность в дошкольном учреждении связана с необходимостью научить ребенка быть самостоятельным. В процессе хозяйственно-бытового труда мы использовали такой прием как разбор предметов (игрушек) по разным коробкам. Например, воспитатель просит дошкольника убрать игрушки, но при этом круглые игрушки положить в одну коробку, прямоугольные - в другую, треугольные - в третью и т.д., называя формы. Данное задание закрепляет тренировку математических понятий в ежедневной деятельности ребенка.
Продуктивная деятельность дошкольника способствует умственному развитию ребенка, включает такие виды деятельности как лепка, рисование, аппликация и другие. Лепка, рисование, геометрических фигур, цифр, выполнение аппликаций из различных геометрических фигур с проговариванием выполняемого действия помогают тренировать простейшую математическую лексику, строить логические высказывания с использованием математической лексики.
В музыкально-художественной деятельности дошкольников для развития математической речи использовали различные подвижные игры: под музыку, прослушивали и проигрывали различные песни с математическими понятиями («Считалочка», «Веселый счет», «Веселая зарядка», «Раз, два, три, четыре» и другие).
Чтение математических сказок, загадок также может способствовать развитию способности к усвоению математической терминологии, так как им можно давать читать разные несложные математические понятия: цифры, геометрические фигуры и другие. При работе с обучающимися применялись такие игровые (проведение игр, игровых мероприятий), информационные (применение ИКТ в работе с детьми) и коммуникативные (чтение, обсуждение сказок, загадок) технологии. При этом данные технологии гармонично встраивались в учебно-воспитательный процесс и режим дня дошкольников. Приведем характеристику работы с обучающимися по развитию способности к усвоению математической терминологии на примере одного дня.
1. Встреча дошкольников, в фоновом режиме проигрываются детские песни с математическими понятиями (Считалочка, Веселый счет, Веселая зарядка, Раз, два, три, четыре и другие).
2. Зарядка. Проведение игр на объединение в группы по два / три / четыре / пять человек и уменьшение или увеличение группы на 1 человека, все это проговаривается воспитателем и детьми вслух.
3. Подготовка к завтраку. Применение игры на подсчет столовых принадлежностей, а также их расположение по порядку, ближе - дальше, все это проговаривается ребенком вслух.
5. Развивающие занятия. Дошкольникам предлагается работа с дидактическими карточками, а также с рабочими тетрадями, основное направление - соотносить количество предметов и цифру, обозначающую это количество, количество предметов в разных группах (больше - меньше), все это проговаривается воспитателем и детьми вслух.
6. Второй завтрак.
7. Прогулка. Во время прогулки проводились игры на асфальте. В квадрате в произвольном порядке размещены числа от 1 до 10. Задача ребенка прыгнуть на нужную цифру. Также использовались классики. В качестве групповой игры применялся числовой паровозик. Все задания и процесс игры проговаривается воспитателем и детьми вслух.
8. Обед.
9. Дневной сон.
10. Гимнастика в кровати после сна. Во время гимнастики был применен игровой момент - поднятие рук или ног воспитанников в соответствии с названным воспитателем числом (Первый ряд, поднимите 6 ног).
12. Развивающие творческие занятия. Во время творческого занятия детям было предложено сделать аппликацию на свободную тему с использованием основных геометрических фигур. Результат проговаривается и анализируется ребенком вслух.
13. Прогулка. Применение подвижных игр, таких как третий лишний, пятнашки.
Таким образом, на примере одного дня можно увидеть примеры использования разнообразных игр и игровых приемов в различных видах деятельности ребенка в дошкольном учреждении для развития способности к усвоению математической терминологии. Кроме того, в рамках одного дня происходит формирование всех основных коммуникативных качеств математической речи, а именно правильности, точности, логичности и уместности. Комплексная работа позволила значительно улучшить усвоение математической терминологии у большей части воспитанников.
По результатам двухмесячной работы по оптимизации и развитию способности к математической терминологии, была проведена повторная диагностика у той же группы дошкольников.
Диагностические задания для повторного исследования были представлен те же, что и на констатирующем этапе.
Данные контрольного этапа позволяют сделать вывод о том, что большинство детей имеют высокий уровень сформированности способностей (рисунок 2).
4. Завтрак.
11. Полдник.
0%
■ Высокий
■ Средний Низкий
Рисунок 2. Диаграмма уровней сформированности способностей на контрольном этапе
Выводы. Данные диаграммы убедительно доказывают, что средний уровень усвоения математической терминологии по диагностируемой группе имеют 33 % воспитанников, высокий - 67%. Низкого уровня дети не показали. У всех обучающихся улучшились способности к усвоению математической терминологии, все дошкольники справились с заданиями. Средний уровень сформированности по группе значительно повысился и достиг максимального уровня по всем трем заданиям.
Проанализировав данные результатов констатирующего и контрольного этапов диагностики, можно сделать вывод о том, что включение значительного числа игровых и иных образовательных технологий в ежедневные занятия и режимную деятельность дошкольников, позволяет значительно повысить способности к усвоению математической терминологии обучающихся.
Литература:
1. Абричкина, М.Е., Развитие речи в процессе формирования математических представлений у детей дошкольного возраста // Международный журнал экспериментального образования [Текст] / М.Е. Абричкина, О. Е. Гашева. - 2014. - № 7-2. - С. 11-12.
2. Белошистая, А.В. Тесты для проверки уровня математических способностей детей 6-7 лет [Текст] / А.В. Белошистая. - М.: Айрис-пресс, 2016г. - 24 с.
3. Белкина, В.Н. Математическое развитие дошкольников в условиях реализации новых государственных образовательных стандартов // Ярославский педагогический вестник [Текст] / В.Н. Белкина, Н.А. Тимофеева. - 2014. - №4. - С. 65-69
4. Браташ, Э.Е. Комплексная подход к развитию речи старших дошкольников в процессе формирования математических представлений в дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] // Белгородский государственный национальный исследовательский институт - URL: http://www.scienceforum.ru/2017/pdf/33025.pdf (дата обращения 20.03.2020).
5. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: Конспект лекций [Текст] / Под. ред. Будько Т.С. - Брест: Издательство БрГУ, 2016. - 46 с.
6. Грибова, С.А. Использование элементарных математических представлений в развитии речи дошкольников // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. - URL: https://nsportal.ru/detskiysad/matematika/2014/08/23/statya-ispolzovanie-elementamykh-matematicheskikhpredstavleniy-v (дата обращения 21.03.2020).
7. Измайлова Р.Г., Тимохина Т.В., Ефимова Е.П. Взаимосвязь интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 66. - Ч.3 - с. 88-92
8. Кайсаримова, Р.М. Особенности развития математической речи младших школьников // Уроки математики [Электронный ресурс]. - URL: https://urokimatematiki.ru/osobennosti-razvitiya-matematicheskoy-rechi-mladshihshkolnikov-2071.html (дата обращения 05.03.2020).
9. Карнаева, В.Ф. Интеграция речевого и математического развития младших дошкольников // Актуальные задачи педагогики: материалы V Международной научной конференции (г. Чита, апрель 2014 г.) [Текст] / В.Ф. Карнаева. — Чита: Молодой ученый, 2014. — С. 52-54.
Педагогика
УДК 364.27
доцент кафедры физической подготовки и спорта Кабанченко Сергей Николаевич
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ПРЕДИКТОР УСПЕШНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМНОГО И ПЕРСПЕКТИВНОГО АСПЕКТОВ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемные аспекты построения новой образовательной траектории как для педагогов, так и для обучающихся, обусловленные запросами практики и необходимостью перевода педагогического процесса в модель цифрового контента.
Ключевые слова: цифровизация образования, проблемные аспекты, цифровая грамотность педагога, критическое мышление, педагогический эксперимент, компетенции в области онлайн-обучения.
Annotation. The article discusses the problematic aspects of building a new educational trajectory for both teachers and students, due to the demands of practice and the need to translate the pedagogical process into a digital content model.
Keywords: digitalization of education, problem aspects, digital literacy of the teacher, critical thinking, pedagogical experiment, competence in the field of online learning.
Введение. Сегодня весьма остро встает вопрос об интеграции в образовательную действительность вузов цифровой экосистемы, которую мы понимаем, с одной стороны, как систему взаимосвязей между отдельными продуктами и сервисами, добавляющая им ценность, а, с другой, -метафора, которая предлагает рассматривать современные организации как смешанные сообщества, в которых взаимодействуют люди и цифровые агенты. Основная идея экосистемы-взаимосвязь, основанная на интеграции элементов системы и использовании навыков критического мышления, а не бездумного поиска информации.
Критическое мышление - способность сомневаться во входящей информации и своих убеждениях. Навык помогает мыслить ясно и рационально, искать логическую связь между фактами и формулировать сильные аргументы. Основа критического мышления - умение рассуждать.
Критические мыслители задают вопросы, ставят под сомнение идеи и высказывания, а не принимают их за истину. Чтобы стать критическим мыслителем, нужно быть активным исследователем, а не пассивным получателем информации. Человек с неразвитым критическим мышлением. Принимает решение быстро, не задумываясь, опираясь на чувства и интуицию. Бегло просматривает информацию. Не размышляет над аргументами и не ищет доказательств. Человек с развитым критическим мышлением. Задумывается над