Научная статья на тему 'ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
619
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК / ИНИЦИАТИВА / СПОСОБНОСТИ / ФАКТОР РАЗВИТИЯ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / МАТЕМАТИКА / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / CHILD / INITIATIVE / ABILITY / DEVELOPMENT FACTOR / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / ELEMENTARY SCHOOL / MATHEMATICS / SPEECH DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шейнова Татьяна Геннадьевна, Солдатенко Ксения Юрьевна

В статье раскрыты различные аспекты поддержания детской инициативы с целью развития способностей. Обобщен практический опыт на занятиях по формированию элементарных математических представлений в дошкольных образовательных организациях и уроках русского языка в начальных классах общеобразовательных школ.The article reveals various aspects of maintaining children's initiative in order to develop abilities. The practical experience in the classes on the formation of elementary mathematical representations in preschool educational organizations and the lessons of the Russian language in the primary grades of secondary schools is generalized.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шейнова Татьяна Геннадьевна, Солдатенко Ксения Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

специалисту является установлением причинно-следственной связи между уровнем его социально-культурного потенциала и возможностью трудоустройства.

Для достижения цели развития социально-культурного потенциала обучающихся актуальным является спецкурс «Повседневная культура сотрудника» и Этический кодекс досуга сотрудника. Их педагогический потенциал заключен в следующих аспектах: 1) развитие социально-культурного потенциала личности в процессе досуговой деятельности ведомственного вуза и формирование общекультурной компетентности); 2) интерактивность как характер взаимодействия; 3) использование эффективных средств преподнесения содержания: проблемные лекции, лекции-дискуссии, лекции-презентации, проектная работа. Перспективными были такие формы как семинар-игра, экспертный семинар, семинар-диалог. Спецкурс и кодекс ориентирован на развивающий потенциал личности с учетом психолого-педагогических условий: учет сложности заданий, нацеленность на творческий подход, практическая ориентированность приемов закрепления содержания.

Потенциальные возможности этического кодекса досуга сотрудника был направлен на разрешение реальных проблем, возникающих в образовательной среде вуза, внедрение этического кодекса досуга в повседневную жизнь и сопровождение обучающихся наставниками.

Выводы. Таким образом, действительный мотив приобретения опыта культурных практик в досуговой деятельности выражается в потребности личности в самом процессе этой деятельности; избирательности цели и содержания в зависимости от нравственного развития и культурного уровня и осуществление в организованных и неорганизованных, коллективных и индивидуальных формах.

Литература:

1. Библер В.С. Время культуры. - СПб., 2000. С. 255-267.

2. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / А.В. Брушлинский. - М.: Изд-во практ. психологии, 1996. - 392 с.

3. Гайсина Г.И. Образование как социокультурный феномен: Монография. - М.; Уфа: МГПУ; БГПУ, 2000. - 148 с.

4. Каган М.С. К истории формирования и взаимодействия человеческих общностей // Человек: соотношение национального и общечеловеческого. Сб. материалов международного симпозиума (г. Зугдиди, Грузия, 19-20 мая 2004 г.) / Под ред. В.В. Парцвания. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. - С. 104-110.

5. Кривых С.В. Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурном и образовательном аспектах // Известия Алтайского государственного университета. - 2010. - С. 14-19.

6. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000. - 272 с.

7. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. - М.: Народное образование, 2003.

8. Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры / В.И. Слободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школ. - Вып. 7. - М., 1997.

9. Фалеева Л.В. Образовательное пространство вуза как фактор развития самоорганизованной личности студента // Образование и саморазвитие. - 2012. - № 6 (34). - С. 16-20.

Педагогика

УДК 371.311

кандидат педагогических наук, доцент Шейнова Татьяна Геннадьевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); старший преподаватель Солдатенко Ксения Юрьевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ

ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье раскрыты различные аспекты поддержания детской инициативы с целью развития способностей. Обобщен практический опыт на занятиях по формированию элементарных математических представлений в дошкольных образовательных организациях и уроках русского языка в начальных классах общеобразовательных школ.

Ключевые слова: ребенок, инициатива, способности, фактор развития, дошкольная образовательная организация, начальная школа, математика, развитие речи.

Annоtation. The article reveals various aspects of maintaining children's initiative in order to develop abilities. The practical experience in the classes on the formation of elementary mathematical representations in preschool educational organizations and the lessons of the Russian language in the primary grades of secondary schools is generalized.

Keywords: child, initiative, ability, development factor, preschool educational organization, elementary school, mathematics, speech development.

Введение. В настоящее время общество нуждается в людях, которые не только обладают сильными и глубокими знаниями, но и способны самостоятельно нетрадиционно, творчески решать существующие проблемы, проявлять инициативу в различных сферах жизни. Социальный заказ общества фокусирует систему обучения и воспитания на формировании творческой и самостоятельной личности ребенка. Успех решения данных задач во многом предопределяется организацией образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях (ДОО), и начальном образовании (НО), когда закладывается основа активности, независимости и творческого потенциала ребенка.

Способности ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте проявляются прежде всего в его склонности к определенному виду деятельности. Склонность к занятию математикой проявляется в хорошем настроении малыша, стремлении считать, сопоставлять, сравнивать, проявлять инициативу в выполнении

заданий. Склонность к развитию речи можно определить по следующим признакам: стремление ребенка к чтению книг, рассматриванию картинок в них, слушание аудиозаписи, стремлении говорить, рассказывать о собственном опыте, сочинять сказки и пр. Поддержка данной инициативы является мощным фактором развития способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях по формированию математических представлений и развитии речи детей.

Изучению различных аспектов поддержки инициативы детей в условиях дошкольного и начального образования посвящены ряд психолого-педагогических исследований. Изучение психолого-педагогических особенностей развития способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста отражено в исследованиях Л.С. Выготского [1], О.М. Дьяченко [3], С.Н. Мухиной [6], Д.Б. Эльконина [9] и др. Различным способам поддержания детской инициативы в процессе учебной, игровой, трудовой деятельности посвящены исследования А.С. Микериной [5], Т.А. Павленко [7] и др. Н.Н. Горчакова, С.А. Анчина [2], Е.В. Пономарева [8] раскрывают возможности образовательной среды и различных форм взаимодействия с детьми в поддержке их инициативности. А.Ю. Калинова, М.Н. Сыренкова [4] представляют развитие детской инициативы в корреляции с одаренностью.

Изученные исследования показали высокий интерес к данной теме, необходимость дальнейшей разработки педагогической системы, эффективно поддерживающей детскую инициативность как одного из мощных факторов развития способностей как в процессе занятий по формированию математических представлений, развития речи, так и в других видах детской деятельности.

Изложение основного материала статьи. В условиях современного дошкольного и начального образования часто возникает проблема, при которой у педагога не всегда имеется возможность (в силу недостатка времени, ресурсов и др.) не только обеспечить проявление инициативности и самостоятельности детей в воспитательном процессе, но также и обучить их самостоятельности и инициативе.

Для развития способностей, а также поддержки детской инициативы как существенного фактора их развития на занятиях по формированию математических представлений в ДОО и уроках русского языка в НО можно использовать различные методы, средства и приемы. Одним из таких средств можно назвать детские литературные произведения. Они понятны и зачастую знакомы детям, всегда вызывают живой интерес.

Среди основных задач, решаемых как воспитателем детского сада, так и учителем начальных классов являются: описание проблемы инициативности с позиций развития их способностей в научно-педагогической литературе; описание специфики поддержания детской инициативы на занятиях у детей дошкольного и младшего школьного возраста; анализ средств, применяемых при поддержке детской инициативы как фактора развития способностей.

Методами исследования явились: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение и анализ передового педагогического опыта, собственного многолетнего опыта и наработок коллег; сравнение; сопоставление; описание.

Д.Б. Эльконин в своем исследовании отмечает: «Следует оценивать сформированность новообразований данного возраста, т.е. оценивать сформированость игровой деятельности, произвольность, умение контролировать свое поведение, умение подчиняться правилам, социальные навыки продуктивного взаимодействия со сверстниками, развитие способности к воображению, а также уровень общих знаний (осведомленность ребенка), способность к элементарным логическим выводам» [9, с. 112]. В формировании и дальнейшем развитии данных новообразований, включая способности детей, огромное значение имеет проявление любой инициативы.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. В младшем школьном возрасте это учеба, однако дети с удовольствием приветствуют использование любых игровых форм на занятиях. Именно в игре ребенок должен уметь устанавливать особенности объектов, определять их свойства по определенному стандарту, сравнивать, познавать красоту родной речи.

Психологи выделяют 2 вида внимания: произвольное и непроизвольное. Дети в дошкольном младшем школьном возрасте могут заниматься одним видом деятельности в течение длительного времени, без перерыва, с условием, что данная деятельность должна быть интересной и привлекательной для них.

Поддерживая инициативу ребенка на занятиях по формированию математических представлений, уроках русского языка, мы развиваем различные способности. Это способности к запоминанию, правильному построению речи, к логическому и образному мышлению и пр.

Способность к запоминанию развивается у ребенка при поддержке его инициативы на занятиях и уроках, когда он выбирает задания с ориентацией на собственные интересы. При выполнении заданий при построении занятий с учетом поддержки детской инициативы, ребенок легко и быстро учится узнавать предметы и явления, в особенности те, которые привлекают его внимание своей яркостью, необычностью. Для эффективного обучения в школе необходимо развивать такие свойства памяти, как хранение и воспроизведение изученного, на что оказывает огромное влияние поддержка его инициативы.

Изучаемые периоды развития характеризуется тем, что дети не могут работать без опоры на предметы или материальные заменители (модели). Обобщения в данном возрасте производятся на основе внешних, легко воспринимаемых признаков, функций. Но происходит эффективнее и продуктивнее, если дошкольники и младшие школьники самостоятельно проявляют интерес к причинам возникновения тех или иных событий, к структуре объектов. На занятиях и уроках каждый ребенок может составить сам модель собственной деятельности, выбирая наиболее интересный личностно-ориентированный образовательный маршрут.

Обучение дошкольников и школьников математике и русскому языку способствуют решению как образовательных, так и воспитательных задач. Данные предметы содержат в себе все необходимые предпосылки по развитию инициативности детей, а также формирует и корригирует различные формы мышления, такие, как, анализ, сравнение, синтез, способствует развитию способности ребенка к обобщению и конкретизации. Для эффективного развития детей опытный педагог создаёт условия для реализации различных задач при работе с такими процессами, как память, внимание и др.

Методами обучения считают те способы совместной деятельности педагога и детей, посредством которых педагогом передаются, а детьми усваиваются знания, умения, а также вырабатываются навыки. Выбор тех или иных методов обучения обуславливается большим рядом факторов, к которым относят:

• задачи на определенном этапе развития,

• содержание изучаемого материала,

• возраст и уровень развития детей,

• уровень готовности детей к овладению новым материалом и пр.

При этом выбор методов обучения оказывает существенное влияние на подготовку дошкольников и младших школьников к развитию собственных способностей, а также на решению определенных задач, связанных с проявлением инициативы.

В процессе ознакомления дошкольников с новыми для них знаниями, а также при формировании у них способности к логическому мышлению, целесообразно применять метод рассказа. В методике математики такой метод называют методом изложения знаний. Вместе с этим методом особо широкое распространение получил метод беседы, который заключается в том, что педагог ставит перед детьми вопросы, ответы на которые предполагают использование ими уже имеющихся знаний.

Так, при опоре на имеющиеся знания, наблюдения и прошлый опыт дошкольников и младших школьников, педагог постепенно подводит детей к более сложным знаниям. Закрепить новые знания, сформировать умения и навыки, совершенствовать новые знания помогает метод самостоятельной работы. Часто, используя данный метод, педагог организует деятельность детей таким образом, чтобы новые теоретические знания дети приобретали самостоятельно и могли применять их в другой ситуации.

В зависимости от того или иного способа организации поддержки инициативы (например, непродуктивная или продуктивная деятельность) в классической педагогической науке выделяют такие методы, как:

• объяснительно-иллюстративный метод, в котором педагог предоставляет образец знания, а далее требует от дошкольников и младших школьников воспроизведения этих знаний, заданий и действий в соответствии с данным образцом;

• частично-поисковый метод, при котором обучающиеся участвуют частично в поиске существующих путей решения задачи. При этом педагог разделяет поставленную задачу на определенные части, частично показывает обучающимся пути решения различных образовательных и воспитательных задач, но при этом часть задач дети решают самостоятельно;

• исследовательский метод представляет собой способ организации творческой деятельности дошкольников и младших школьников при решении новых для них проблем.

В рамках работы педагога по поддержке детской инициативы в условиях дошкольной образовательной организации и начальной школы чаще всего наблюдается комбинация указанных методов.

Существует общепринятая форма обучения детей основам проявления инициативы в различных видах деятельности. Процесс обучения основам проходит через ряд этапов, взаимосвязанных между собой:

1. Подготовительный. Основная цель данного этапа - это организация системы упражнений по выполнению различных заданий.

2. Обучение детей составлению задач, предложений, рассказов из собственного опыта и приведению к усвоению их структуры.

3. Обучение дошкольников и младших школьников формулировке арифметических и словообразующих действий, умению их различать и правильно применять.

4. Обучение дошкольников и младших школьников приемам вычисления и стихосложения.

5. Завершающий этап.

В дошкольном возрасте происходит активная подготовка ребенка к будущему обучению в школе, при этом возрастно-психологические и педагогические особенности на данном возрастном этапе соответствуют необходимому уровню для такой подготовки, которая предполагает активное участие ребенка в образовательной деятельности с применением проявления инициативы и развитыми способностями к обучению.

Изучение передового педагогического опыта [2, 3, 4, 5, 7, 8] и собственные многолетний опыт работы позволили выделить основные требования к развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста:

• развитие познавательных интересов;

• интеллектуальное развитие;

• развитие исследовательской деятельности ребенка;

• развитие умения анализировать;

• развитие умения устанавливать ассоциативные связи;

• развитие логического мышления: умения устанавливать простейшие закономерности;

• формирование предпосылок учебной деятельности.

При рассмотрении возможности использования детских литературных произведений в работе с дошкольниками и учениками начальных классов общеобразовательной школы важно описать роль поэтических и художественных произведений в развитии инициативы каждого ребенка. В рамках работы с детьми важное место занимает работа, направленная на воспитание у детей позитивного отношения к поэзии, ознакомление их с поэтической работой, развитие способности воспринимать поэзию и уметь выразительно воспроизводить ее.

Ассимиляция элементарных математических представлений должна быть непринужденной для детей, поэтому лучше всего представлять математику на знакомом материале, например, с помощью сказок и других литературных произведений, поскольку это будет способствовать процессу обучения, а также интересовать детей. В процессе их слушания дети сами не замечают, как понятия проникают в их мысли, развивается инициативность, творчество.

Выводы. Таким образом, ведущая педагогическая идея заключается в поддержке инициативы детей при целенаправленном педагогическом влиянии на способности детей дошкольного и младшего школьного возраста путем внедрения ориентированных на их развитие заданий. В непосредственную образовательную деятельность целесообразно включать игры и упражнения на развитие различных способностей детей. Это способности к запоминанию, правильному построению речи, к логическому и образному мышлению и др. Поддержка детской инициативы в дошкольном и младшем школьном возрасте способствует более эффективному построению образовательного процесса и лучшему усвоению образовательной программы детьми.

Литература:

1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - № 6, 2010. - 215 с.

2. Горчакова Н.Н., Анчина С.А. Создание образовательной среды для поддержки детской самостоятельности, инициативы и индивидуальности // Преемственность в образовании. 2019. № 21(03). С. 39-50.

3. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. - М.: Феникс, 2012. - 362 с.

4. Калинова А.Ю., Сыренкова М.Н. Детская инициатива как средство развития детской одаренности // Развитие современного образования: от теории к практике: Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 50-52.

5. Микерина А.С. Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. 2016. № 6. С. 54-61.

6. Мухина С.Н. Психолого-педагогические условия развития психомоторных способностей у дошкольников с отклоняющимся развитием // Детский сад от А до Я. 2014. № 1 (67). С. 93-102.

7. Павленко Т.А. Развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста в различных дошкольных образовательных средах // Известия института педагогики и психологии образования. 2017. № 4. С. 97-107.

8. Пономарева Е.В Поддержка детской инициативы, самостоятельности и индивидуальности с помощью детского мастер-класса // Problems of development of a personality: diversity of approaches Materials of the VI international scientific conference. 2018. С. 47-49.

9. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.Б. Эльконин. - М.: Международная педагогическая академия, 2008. - 295 с.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Анжелика Аркадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Саляева Елена Юрьевна

"Институт пищевых технологий и дизайна" - филиал государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего образования "Нижегородский

государственный инженерно-экономический университет" (г. Нижний Новгород)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИТУАЦИИ СОБЕСЕДОВАНИЯ, КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ВОВЛЕЧЕННОСТИ

СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОЕ СОБЫТИЕ

Аннотация. В статье рассматривается проектирование ситуации собеседования на основе структурного подхода. Данная учебная ситуация является частью организации образовательного события в вузе. Постановка проблемы собеседования кандидата на рабочее место занимает особое место в структуре ОПОП по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент. В современной ситуации отбора персонала в организации и умение проектировать ситуацию собеседования становится весьма актуальной. В статье приведено исследование вовлеченности студентов в образовательное событие в процессе проектирования ситуации собеседования. Исследованию подлежали следующие параметры: организация образовательного события; разнообразие методов и форм работы; полезность учебной ситуации для профессиональной деятельности. Результаты проведенной экспериментальной работы доказывают актуальность и значимость учебной проектной деятельности с позиций структурного подхода в рамках реализации образовательного события.

Ключевые слова: собеседование, структурный подход, учебное событие, проектирование, вовлеченность.

Annotation. The article discusses the design of the co-conversation situation based on a structural approach. This educational situation is the part of an educational event organization at the university. The problem of the candidate's co-conversation for the workplace requires special attention in the structure of the OPOP in the direction of preparation 38.03.02 Management. In the current situation, the selection of staff in the organization and the ability to design the co-conversation situation is becoming very relevant. The article presents a study of students' involvement in an educational event in the process of designing co-conversation situation. The following parameters were taken as the subject to research: organization of the educational event; a variety of methods and forms of the work; the usefulness of the training situation for professional activities. The results of the experimental work prove the relevance and importance of the educational project activity from the position of a structural approach in the framework of the educational event.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: co-conversation, structural approach, educational event, design, involvement.

Введение. Анализ учебных событий в вузе показывает, что особенности его содержания и структуры неразрывно связаны со спецификой познавательного процесса студентов и, как следствие этого, влияет на вовлеченность студентов в образовательный процесс [2, 3]. Организация учебного события в образовательном процессе позволяет с одной стороны формировать общекультурные, профессиональные компетенции будущих бакалавров, с другой стороны показывает степень вовлеченности обучающихся в учебный процесс.

Постановка проблемы собеседования кандидата на рабочее место требует особого внимания в структуре учебного процесса по дисциплинам «Персональный менеджмент», «Организационное поведение» по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент, профилю Управление человеческими ресурсами.

Специфическое предметное содержание этих дисциплин позволяет формировать такие компетенции как: ОК-6; способность к самоорганизации и самообразованию; ПК-2 владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.