4. Журавлева И.В. Отношение к здоровью индивида и общества: учебн. пособие. - М.: Наука, 2006. - 238 с.
5. Кошелева А.О. Профессиональное образование: инновационная функция: монография. - Орел: ОГУ им. И.С. Тургенева, 2018. - 188 с.
6. Лапшин В.Е. Формирование жизнеутверждающих идеалов как мера профилактики аутодеструктивного поведения учащейся молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2010. - № 2 (14). - С. 153-159.
7. Маджуга А.Г. Психолого-педагогические детерминанты формирования культуры здоровья студентов в условиях современного вуза / А.Г. Маджуга, Р.М. Давлетшина. - Стерлитамак: СГПА им. З. Биишевой, 2011. - 194 с.
8. МеермановаИ.Б.,КойгельдиноваШ.С.,ИбраевС.А. Состояние здоровья студентов, обучающихся в высших учебных заведениях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. Медицинские науки. - 2017. - №2. - С. 193-197.
9. Пчелкина Е.П. Образовательная среда вуза в формировании ценностных предпочтений студентов в отношении здоровья // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2014. - С. 30-39.
10. Семикин В.В., Анисимов А.И., Басаровская П.А. Ценностно-смысловые ориентации и отношение к здоровью студентов вузов // Развитие личности. - 2018. - №4. - С. 120-133.
Педагогика
УДК 372.8
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и дошкольной психологии Башаева Совбика Абуевна
Чеченский государственный педагогический университет (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры методик начального образования Мукаева Асет Шахидовна
Чеченский государственный педагогический университет( г. Грозный)
О ПРОБЛЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТЯХ ЕЕ РЕШЕНИЯ
Аннотация. На современном этапе проблема преемственности смежных звеньев системы образования стоит достаточно остро, являясь одной из центральных проблем отечественной педагогики. Цель исследования - изучить основные составляющие проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования. В ходе проведенного анализа определены основные составляющие преемственности образовательного процесса: целевая направленность, обусловленная органичным сочетанием целей и задач воспитания и обучения детей на каждой конкретной ступени их развития; содержательная направленность, связанная с разработкой и обеспечением «сквозных» линий в содержании, подготовкой единых курсов изучения отдельных программ и технологическая направленность, предусматривающая внедрение инновационных форм, методов и способов воспитания и обучения детей. Таким образом, наиболее сложным и уязвимым с психологической точки зрения является переходный период от дошкольного к школьному детству.
Ключевые слова: начальное образование, дошкольное образование, преемственность в образовании, ступени развития.
Annotation. The problem of continuity between adjacent links of the education system has always been one of the central problems of domestic pedagogy. The aim of the research is to study the main components of the problem of continuity of preschool and primary school education. In the course of the analysis, the main components of the continuity of the educational process were determined: Target orientation associated with the coordination of goals and objectives of upbringing and teaching children at each specific stage of their development; content orientation associated with the development and provision of "through" lines in the content, the preparation of uniform courses for the study of individual programs and technological orientation, providing for the introduction of innovative forms, methods and ways of raising and educating children. Thus, the most difficult and vulnerable from a psychological point of view is the transition period from preschool to school childhood.
Keywords: primary education, preschool education, continuity in education, stages of development.
Введение. На современном этапе проблема преемственности смежных звеньев системы образования стоит достаточно остро, являясь одной из центральных проблем отечественной педагогики. В педагогических исследованиях данная проблема освещена достаточно подробно, вместе с тем ряд аспектов преемственности нуждается в дальнейшем изучении.
По результатам проведенных исследований определены теоретические, организационно-методические принципы преемственности, пути ее реализации в условиях непрерывности образования [1, 3].
Цель исследования - изучить основные составляющие проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования.
Методы исследования. Преемственность - внутренняя органическая связь общего духовного и физического развития на стыке дошкольного и школьного возраста, внутренняя подготовка к логическому переходу на следующую ступень развития. Ряд отечественных и зарубежных педагогов-практиков в качестве основного компонента преемственности называют учебно-воспитательный процесс в целом [6, 8].
Изложение основного материала статьи. Некоторые ученые демонстрируют принципы преемственности в методах и видах обучения, используя концепцию учебно-игровой деятельности. Очень часто имеют место исследования, в которых доказывается, что преемственность необходимо осуществлять комплексно, на всех этапах обучения, принимая во внимание цели, содержание, формы, методы, и реализовывать посредством взаимодействия всего комплекса профессиональных уровней [7].
В 1996 году Коллегией Министерства образования Российской Федерации была утверждена преемственность в качестве основного условия непрерывности образовательного процесса, в качестве идеи приоритета развития личности выступил лидирующий принцип преемственности на этапе дошкольного -
начального школьного образования. В преемственности дошкольного образовательного учреждения и общеобразовательной школы предусматривается определение взаимосвязи между ее элементами, направленное на последовательное решение задач обучения и воспитания - взаимосвязь учебного содержания, воспитательно-образовательной работы и методов ее осуществления. Основным блоком преемственности обозначена взаимосвязь предыдущего и последующих образовательных этапов и сохранение конкретных черт предшествующего опыта в последующем. Ключевым моментом, по мнению специалистов, в преемственности можно считать противоречия ведущих линий воспитания и обучения дошкольников и детей младшего школьного возраста.
Перспективный подход к формированию преемственности дошкольного и начального образования на современном этапе нашел отражение в Концепции непрерывного образования, которая представляет собой стратегический документ, раскрывающий перспективные направления формирования дошкольного начального образования. В данной Концепции преемственность дошкольного и начального общего образования позиционируется на уровне целей, задач и принципов отбора содержания непрерывного дошкольного и младшего школьного образования. В Концепции нашли отражение и психолого-педагогические условия воплощения непрерывного образования на указанных этапах развития подрастающего поколения. В Концепции пропагандируется отказ от диктата начальной ступени школьного образования по отношению к дошкольному, утверждается индивидуализация и дифференциация образования, формирование такой образовательно-развивающей среды, когда каждый ребенок имеет возможность чувствовать себя комфортно, развивая свои способности в соответствии с возрастом [2].
Основополагающим принципом, характеризующим преемственность в Концепции по праву можно назвать реализацию основного направления в развитии подрастающего поколения на этапе дошкольного и начального школьного образования, придание педагогическому процессу целостности и последовательности. Комплексность дошкольного и начального образования, в соответствии с Концепцией непрерывного образования, предусматривает решение основополагающих задач:
- обеспечить привлечение подрастающего поколения к основным ценностям здорового образа жизни;
- обеспечить эмоциональный комфорт и благополучие в каждом конкретном случае, создать условия для развития положительного мировосприятия;
- обеспечить условия для формирования инициативной личности, привить навыки произвольности и любознательности, способности к творческому самовыражению;
- стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую активность детей в различных видах деятельности;
- обеспечить формирование компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе;
- включение детей в различные формы сотрудничества;
- формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим миром;
- формирование умений и навыков обучения, готовности к участию в образовательном процессе основного звена школы и самообразованию;
- привитие навыков самостоятельности и инициативности, сотрудничества в разных видах деятельности;
- увеличение доли значимых достижений дошкольного развития;
- оказание специализированной помощи в развитии качеств, которые имеются в неполном объеме;
- индивидуализация процесса обучения, в контексте опережающего развития либо отставания.
Указанные цели нашли отражение в задачах ступеней образования:
а) на дошкольной ступени: сформировать элементарных знаний об окружающем мире; привлечь детей к ценностям здорового образа жизни; развить компетентности в различных формах сотрудничества; обеспечить эмоционального благополучия ребенка; развить инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению;
б) на ступени начальной школы: совершенствовать достижения дошкольного развития; формировать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром; осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.
Преемственность детского сада и начальной школы определяется передачей детей в школу с определенным уровнем знаний, умений, общего развития и воспитанности, отвечающим требованиям, предъявляемым к школьному обучению. Воспитать готовность к обучению в начальной школе - это прежде всего создать у детей предпосылки к успешному усвоению учебной школьной программы и обеспечению комфортного нахождения каждого ребенка в детском коллективе. Работникам дошкольных учреждений отводится непростая задача - они должны быть знакомы с требованиями, предъявляемыми к детям в 1 классе и согласно указанным требованиям готовить дошкольников к систематическому обучению в школе, используя в процессе обучения специальные учебные задачи и упражнения , постепенно повышая степень их сложности, формируя у дошкольников предпосылки к учебной деятельности.
Преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. Необходимо принимать во внимание, что указанные действия предполагают определенные финансовые вливания в образовательный процесс. Например, при поступлении в школу ребенку необходимо бегло читать, оперировать цифрами в пределах ста и т.д. В итоге повышенные нагрузки обуславливает переутомление детей, приводит к ухудшению их здоровья, снижению учебной мотивации, потере интереса к учебе, становится причиной неврозов детей и других нежелательных явлений при переходе к школьному обучению. Происходит вытеснение игры и других специфических для дошкольного возраста видов деятельности поурочными занятиями, что еще больше усугубляет ситуацию [5].
В связи с этим педагог должен принимать во внимание степень специальной педагогической готовности каждого конкретного ребенка к обучению в общеобразовательной школе, степень физической и психологической готовности. Ему необходимо иметь представления о специфических особенностях обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении и осуществлять организацию учебной деятельности таким образом, чтобы в ней органично сочетались игровые приемы, формы и средства, используемые в дошкольных учреждениях. Применение игровых технологий в начальном образовании обеспечивает лучшую адаптацию к школьному обучению.
Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что преемственность обуславливает необходимость постоянных контактов и взаимодействия работников дошкольных учреждений и школьных педагогов. В практике дошкольных учреждений и общеобразовательных школ нашли отражение продуктивные формы
сотрудничества в реализации программ и планов подготовки дошкольников к обучению в общеобразовательной школе, посещение воспитателем уроков в школе, а педагогом общеобразовательной школы занятий в детском саду для знакомства с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка; обменом опытом, поиска оптимальных методов, приемов и форм работы; анализа результатов совместной деятельности.
В ходе анализа форм преемственности, определены наиболее эффективные ее формы. В частности, лучшими признаны такие формы взаимодействия между работником дошкольного образовательного учреждения и педагогом общеобразовательной школы, как совместное знакомство и корректировка программ, посещение открытых уроков и занятий, знакомство с используемыми формами и методиками работы, применение тематических бесед о возрастных особенностях развития ребенка. Необходимо уделять больше внимания связям дошкольного образовательного учреждения и общеобразовательной школы с другими учреждениями; обеспечить боле тесное взаимодействие с методическим кабинетом; принимать участие в педагогических советах и семинарах; организации взаимодействия с семьей посредством взаимодействия с родительским комитетом; сотрудничеству с психолого-педагогической консультационными кабинетами и медицинскими работниками [4].
При этом на протяжении всего учебного года необходимо поддерживать устойчивую связь между детьми подготовительной школы группы детского сада и учениками 1 класса. Знакомство дошкольников с общеобразовательной школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников дошкольного учреждения, позволяет развить т в них интерес к школе, породить интерес к образовательному процессу нового уровня. Формы этой работы могут быть следующими: экскурсия в школу, посещение школьного музея, библиотеки, организация выставок рисунков и поделок, проведение совместных занятий, музыкально-литературных вечеров, и др.
На современном этапе, в условиях достаточного количества исследовательских и методических работ в области преемственности ДОУ и школы, реализация идеи преемственности дошкольного и начального образования сопровождается рядом проблем.
1. Недостаточная согласованность действий различных подсистем образовательно-воспитательной системы.
2. Несовершенство существующих систем диагностики уровня знаний детей при переходе из одного образовательного уровня на другой.
3. Отсутствие учебно-методического обеспечения учебного процесса в подсистемах наследственного образования.
4. Недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования.
Выводы. В ходе проведенного анализа определены основные сставляющие преемственности образовательного процесса.
1. Целевая направленность, обусловленная органичным сочетанием целей и задач воспитания и обучения детей на каждой конкретной ступени их развития.
2. Содержательная направленность, связанная с разработкой и обеспечением «сквозных» линий в содержании, подготовкой единых курсов изучения отдельных программ. Указанная направленность определяет формирование на каждом этапе основ для дальнейшего изучения учебного материала на более высоком уровне за счет расширения и углубления тематики.
3. Технологическая направленность, предусматривающая внедрение инновационных форм, методов и способов воспитания и обучения детей.
Таким образом, самым сложным с точки зрения психологии является переходный период от дошкольного к школьному детству.
Литература:
1. Ажиев А.В., Калманова Ц.А., Оказова З.П. Методы педагогических исследований. Свидетельство о регистрации базы данных RU 2020620373, 28.02.2020. Заявка № 2020620223 от 18.02.2020.
2. Башаева С.А. Проблема преемственности как педагогическая категория. Материалы Международной научно-практической конференции «Шаг в науку». Грозный. 2019. С. 47-51.
3. Быкасова Л.В., Самойлова А.Н. Преемственность в современном образовании. Материалы Международной научно-практической конференции «Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта». Ростов-на-Дону. 2019. С. 94-98.
4. Гадаборшева З.И., Ажиев А.В. Внимание младших школьников в процессе обучения. Известия Чеченского государственного педагогического университета. 2017. № 4. С. 183-188.
5. Насибуллина Э.Р. Преемственность в экологическом образовании начальной школы и дошкольных учреждений. Материалы Международной научно-практической конференции «Непрерывное образование в современном мире». Москва. 2016. С. 250-252.
6. Рязанова Е.А. Преемственность школы и ВУЗа в реализации индивидуальной образовательной траектории. Материалы Международной научно-практической конференции «Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом ВУЗе». Уфа. 2018. С. 223-226.
7. Третьякова Н.В. Преемственность и адаптация в образовании. Материалы научно-практической конференции «Итоги научно-исследовательской работы за 2017 год». Краснодар. 2018. С. 245-246.
8. Якушина О.В. Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог успешной адаптации ребенка к школе. Материалы Международной научно-практической конференции «Инновационные педагогические технологии». Казань. 2016. С. 33-36.