Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
420
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / МОДУЛЬ / МОДЕЛЬ / КРЕАТИВНЫЙ УРОВЕНЬ / CREATIVE WORK / CREATIVE DEVELOPMENT / EDUCATIONAL PROGRAM / MODULE / CREATIVE LEVEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абраухова Валентина Владимировна, Власова Татьяна Ивановна

Определяются педагогические условия реализации образовательных программ дополнительного образования для дошкольников, направленные на развитие творчества. Утверждается, что нет единого подхода к разработке программ. Исследуются различные вариативные подходы к содержанию и методам творческого развития дошкольников, отмечается важная роль семьи дошкольника в учреждении дополнительного образования.The article deals with the pedagogical conditions of the implementation of the educational programs of additional education for preschool children directed to the development of creative work. The authors state that there is no a single approach to the programs’ development. There are studied the different various approaches to the content and the methods of the creative development of preschool children. There is emphasized the important role of the preschool child’s family in the institutions of additional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абраухова Валентина Владимировна, Власова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

известия вгпу

в.в. АБРАУХОВА, Т.И. ВЛАСОВА (Ростов-на-Дону)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ уСЛОвИя

творческого развития ребенка-дошкольника в учреждении дополнительного образования

Определяются педагогические условия реализации образовательных программ дополнительного образования для дошкольников, направленные на развитие творчества. Утверждается, что нет единого подхода к разработке программ. Исследуются различные вариативные подходы к содержанию и методам творческого развития дошкольников, отмечается важная роль семьи дошкольника в учреждении дополнительного образования.

Ключевые слова: творчество, творческое развитие, образовательная программа, модуль, модель, креативный уровень.

введение. Закон «Об образовании в Российской Федерации» определил дошкольное образование уровнем общего образования, поэтому к нему нужно относиться как к формированию прочного фундамента, базиса, на котором будет строиться последующее образование. ФГОС дошкольного образования установил новые целевые ориентиры развития системы образования в РФ: «...создание механизма ее устойчивого развития, обеспечение соответствия вызовам XXI века, требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина» [13].

ФГоС дошкольного образования предполагает формирование познавательных интересов и действий дошкольников в различных видах деятельности, делая акцент на исследования и проектную деятельность для развития любознательности, целеустремленности, самостоятельности, ответственности, креативности, обеспечивающих успешную социализацию подрастающего поколения, повышение конкурентоспособности личности.

Радуют своим многообразием разработанные программы для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. Не имея стандартов дополнительного образования, эти учреждения становятся гибкой эксперимен-

тальной площадкой для внедрения инновационных моделей дошкольного образования. В программах дополнительного образования системообразующим элементом является творческая деятельность ребенка, позволяющая ему в исследовательской деятельности достигать развития творческих способностей.

цель статьи. Статья направлена на выявление и создание педагогических условий для творческого развития дошкольников в учреждении дополнительного образования.

методология исследования. Методологией разработки программ является теория интеллектуального развития Ж. Пиаже, теории развития воображения и творчества в детском возрасте Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эль-конина, В.А. Крутецкого, С.В. Евтушенко и др. [4; 5; 8; 9]. Концептуальной основой разработки содержания являются идеи В.В. Абрау-ховой о развитии творческой направленности личности [1], идеи Т.И. Власовой о духовно-онтологическом подходе в образовании и воспитании [6], образовательные программы «Пред-школьная пора» (проф. Н.Ф. Виноградовой) и «Предшкола нового поколения» (Р.Г. Чура-ковой), программа дошкольного образования «STEM - образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» (Т.В. Волосо-вец, С.А. Аверин, В.А. Маркова) [2; 3; 7; 11; 12]. Все программы имеют модульную структуру и реализуют несколько направлений или образовательных областей психологии. В зарубежной науке вопросы творческого развития ребенка в большей степени разработаны в психологии [15-18].

результаты исследования. На протяжении последних десятилетий коллектив дворца творчества детей и молодежи г. ростова-на-дону является экспериментальной площадкой, которая апробирует разнообразные программы дошкольного образования. Для детей 3-4 лет была разработана программа подготовительно-развивающего модуля - «Сказка, музыка, игра». В этом возрасте дети великолепно чувствуют язык классической музыки, эмоции, переживания, тембральную окраску звука. Симфоническая музыка для них открыта, это их родной язык. Дети слушают классическую музыку (Вивальди, Чайковский, Мусоргский, Прокофьев, Стравинский, рахманинов, Бетховен, Моцарт). При этом они получают колоссальное удовольствие от самого процесса, а не только от результата, потому

О Абраухова В.В., Власова Т.И., 2020

что действительно понимают искусство. Сказки, которые рассказываются на занятиях, обязательно сопровождаются классической музыкой и тем самым приобретают эмоциональную смысловую окраску. В каждой сказке присутствуют воспитательные элементы, любой эпизод сказки может стать таким воспитательным моментом. А эмоционально пережитая ситуация становится для ребенка собственным опытом. Опыт этот приобретается в игре. Отсюда и название нашей дополнительной образовательной программы «Сказка, музыка, игра». На занятиях дети получают сплав эмоций, содержания и действий. Они изучают поэзию, притчи, сказки, афоризмы, погружаются в различные виды искусства - музыку, танец, литературу.

Феномен творчества многопланов: «творчество существует... везде, где человек воображает, комбинирует... и создает что-либо новое», - писал Л.С. Выготский [4, с. 7]. «Повторение не дает развития. Творчество в любом виде деятельности тем и отличается от простого исполнительства, что оно захватывает всего человека, соединяет и организует его физические и духовные силы в нечто цельное» [там же].

Что предлагает учреждение дополнительного образования для реализации творческого подхода в деятельности для детей дошкольного возраста 6-7 лет, когда формируется важнейший компонент их мировоззрения - ценностные ориентации? Во Дворце творчества детей и молодежи Ростова-на-Дону в структуру сектора социально-педагогической направленности входят четыре образовательных модуля: «Дошкольник», «Гимназия одного дня», «Музыка и я», «Синтез искусств». Модульный подход позволяет создать образовательную структуру с широким спектром предоставляемых образовательных услуг и обеспечить возможность быстрого и гибкого реагирования на запросы социума. так, перед дополнительным образованием стоит одна из важнейших задач: обеспечить охват более 75% детей программами дополнительного образования и расширить многообразие форм получения этих образовательных услуг. На базе этих детских объединений был создан образовательный кластер «Интеллектуально-творческое развитие дошкольников».

Структурообразующим ядром в образовательном кластере «Интеллектуально-творческое развитие младших школьников» выступает учреждение дополнительного образова-

кие науки -

ния, вокруг которого сосредоточены педагогические и социальные партнеры, объединенные в интересах достижения метапредметных результатов в процессе развития интеллектуального потенциала и творческих способностей подрастающего поколения. Модель включает в себя организационный, управленческий, технологический, содержательный уровни, целостность которых обеспечивают сквозные программы и проекты.

Организация включения детей дошкольного возраста в интеллектуально-творческую и исследовательскую деятельность во Дворце творчества реализуется и через проекты «Академия удивительных наук», «Синтез искусств», «Музыка и я».

Модуль «Музыка и я» ставит своей целью развитие творческого начала ребенка, выработку самостоятельности, способности быть деятельным, активным, устремленным, эмоционально развитым. В работе педагог опирается на психолого-педагогические концепции в области детского воспитания, эстетического и художественного развития. На занятиях присутствуют родители. Для более полного, активного включения взрослых в образовательный процесс педагогом был создан личный сайт «Мы любим музыку» (http://funnyclassic.ru). на котором размещается актуальная информация для родителей: темы и содержание занятий, стихи по программе, музыка, сценарии спектаклей, рекомендации по проблемам воспитания, репортажи о событиях внутри детских объединений.

в каждом возрастном периоде в центре развития стоит одна какая-либо функция. По мере того как она становится произвольной, она уходит на периферию, уступая место другой. Исследования ближайшего ученика Л.С. Выготского А.В. Запорожца красноречиво свидетельствуют о том, что центральной функцией дошкольного возраста являются эмоции. Действительно, как указывал Л.С. Выготский, в игре ребенок плачет, как «маленький беспомощный лягушонок», и радуется как играющий. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе» [4, с. 199]. На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. Музыка как самый абстрактный вид искусства непосредственно обращена к воображению. Обретение ребенком эмоциональной

известия вгпу

культуры как части общей культуры человека есть основа творческого развития личности.

«Академия удивительных наук» - это двухступенчатая модель организации исследовательской деятельности дошкольников, представленная в двух взаимно пересекающихся плоскостях: через коллективно-творческую деятельность на основе проектного подхода и индивидуальное участие в конкурсах, фестивалях, форумах. Научное кафе, игровые кве-сты, мастер-классы, работа в опытной лаборатории «Занимательная наука» - вот основные содержательные направления деятельности площадки. разнообразные краткосрочные проекты основаны на использовании технологии развития творческих способностей (создание образных характеристик объектов, составление творческих сюжетов, придумывание сказок, изменение ситуаций), воображения, интеграции с декоративно-прикладным искусством.

В модуль «Синтез искусств» внедрены две пилотные программы - «Славянский терем» и творческая мастерская «Хочу все знать!». Основной принцип отбора содержания этих программ - интеграция прикладного искусства с различными направлениями: культурологией, экологией, географией и др. так, программа творческой мастерской «хочу все знать!» включает в себя работу «Мастерской праздника», «Мастерской времени», «Мастерской кругосветных путешествий». Уверенно овладев базовыми техническими приемами ремесла и уже умея делать несложные изделия, предлагаемые в рамках программы, ребенок увлекается идеей социально значимого проекта, реализуемого в объединении, и начинает задумываться над созданием собственной модели изделия, арт-образом природного ландшафта или редкого растения Ростовской области и его физическим воплощением. Специфической особенностью работ по декоративно-прикладному искусству и музыковедению является усиленная практическая часть, представляющая собой выполнение продукта в технике декоративно-прикладного искусства или исполнение музыкального произведения.

Важным условием реализации программ дополнительного образования является психолого-педагогическое сопровождение детей на всем протяжении обучения в образовательном кластере «Интеллектуально-творческое развитие дошкольников». Исследование когнитивного развития детей проводится в начале и в конце учебного года педагогом-психологом при участии педагогов объединения. Ис-

пользуются следующие методики: наблюдение, интервью, графический диктант, диагностика мнестических процессов («Самое непохожее»), диагностика восприятия («Новые герои») и др.

Анализ результатов первого года обучения: прошли тестирование всего 60 чел., из них 25 (42%) - мальчики, 35 (58%) - девочки. Дети с уровнем развития выше возрастной нормы - 20 чел. (33%). Средневозрастная норма развития - 21 чел (52%). Дети с уровнем развития познавательных процессов ниже средневозрастной нормы - 9 чел. (15%).

На этапе начала учебного года необходимо иметь информацию как отправную точку об уровне развития когнитивной сферы детей, начавших заниматься в детских объединениях Дворца творчества. Эти знания помогут подобрать и использовать необходимые приемы и методы работы с детьми данного возраста, подобрать дидактический материал для проведения и организации занятий в этот период, который соответствовал бы интересам обучающихся, их возможностям и особенностям. по результатам диагностики познавательных процессов были выявлены трудности в развитии мнестических процессов у 11 чел. (28%), развитии восприятия - 4 чел. (10%), произвольной регуляции - 7 чел. (18%).

По результатам наблюдения было выявлено: потребность в социальных контактах сформирована у 43 чел. (72%); потребность в социальных контактах сформирована, но есть трудности взаимодействия со сверстниками у 27 чел. (28%). Диагностика проводится в начале и конце учебного года. Каждый ребенок отслеживается относительно своего уровня. Это позволяет выработать индивидуальные рекомендации и корректировать программу под каждого ребенка. Степень освоения программы отслеживается при помощи педагогической диагностики, которая позволяет педагогу отследить ход развития некоторых характеристик. критерии уровня освоения программы разработаны на основе критериев Н.Ф. Виноградовой:

1) репродуктивный - обучающийся действует по предложенному образцу; требует педагогической помощи для планирования деятельности; требует определенного способа постановки педагогом учебной задачи;

2) конструктивный - обучающийся проявляет творческую самостоятельность и активность; планирует и организует свою деятельность совместно с педагогом и родителями; владеет правилами межличностных отношений и коллективного взаимодействия;

педагогические науки

3) креативный - умеет применять полученный опыт в новых ситуациях; может предложить новые варианты решения поставленной задачи, деятельность ребенка носит продуктивно-творческий характер.

Данная диагностика проводится в конце учебного года и позволяет педагогу корректировать образовательно-воспитательный процесс, совершенствовать способы работы с детьми и т. д.

Важным условием успешной реализации образовательной программы является включение родителей в данный процесс. Это способствует обеспечению стабильной психологической атмосферы, благоприятной для проявления ребенком творческой инициативы. Родители активно участвуют в совместных с детьми занятиях и в творческих конкурсах, получают возможность помочь детям в освоении моделей творческого поведения, исследовании окружающего мира, а также приобрести собственный опыт проживания образовательной ситуации ребенка.

В зависимости от педагогических задач конкретной образовательной ситуации родители выступают в различных ролях:

• зритель - присутствует на открытых занятиях и мероприятиях, наблюдает за творческим ростом ребенка;

• участник - помогает ребенку подготовить материалы, выполнить определенные задания, реализовать проектный замысел;

• деятель - включается в совместную творческую деятельность (через работу в творческой мастерской «Твори, выдумывай и пробуй», творческие фестивали, праздники).

Включение родителей в образовательный процесс предполагает принятие основных правил, которыми они должны руководствоваться при общении с ребенком в учебной и внеучеб-ной ситуации:

• безоценочное суждение о творческом продукте ребенка;

• отказ от критики ребенка и его идей;

• отказ от сравнения детей друг с другом;

• проявление интереса к творческим опытам ребенка.

Выработка и усвоение этих правил происходит в процессе проведения групповых и индивидуальных консультаций и в работе практикумов «Ваш талантливый ребенок», «Эффективные способы коммуникации с ребенком», «творческие игры для детей».

Инновационным направлением в деятельности образовательного кластера являются подготовка детей дошкольного и младшего

школьного возраста к дистанционным интеллектуально-творческим конкурсам и участие в них. Дистанционные конкурсы уникальны по своей природе. С одной стороны, они позволяют ребенку выйти в пространство самореализации в социуме, значительно расширяя его коммуникативные границы, с другой - обеспечивают щадящий режим участия в соревнованиях, при котором осваиваются цифровые технологии и приобретается медиаграмотность. На всероссийском уровне организацией творческих интеллектуальных конкурсов занимается Малая академия (г. Обнинск) Всероссийской организации «Интеллект будущего».

В данном учебном году работа будет продолжена, планируется участие в реализации национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» через работу в специальных семейно-по-знавательных и педагогических конкурсах, международной олимпиаде Smart Planet.

заключение. Важную роль в исследовательской работе играет сотворчество педагогов, родителей и обучающихся, диалог с которыми позволяет юным исследователям познавать окружающий мир и свое место нем. Несомненна инновационная значимость проектов, которые обеспечивают творческое развитие и включение в созидание новых форм организации социальной жизни:

• освоение форм эмоционального, физического, волевого, духовного, интеллектуального саморазвития;

• включение в современные формы исследовательской работы;

• включение воспитанников в современные визуально-эстетические практики (видео, кино, телевидение, современное сценическое искусство, дизайн, веб-дизайн и др.);

• участие в проектах, предусматривающих коммуникацию и кооперацию с детьми и взрослыми с использованием ресурсов и сервисов Интернета на уровне медиаграмотности.

Список литературы

1. Абраухова В.В. Формирование творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования: моногр. Ростов н/Д.: Foundation, 2011.

2. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: для занятий с детьми 3-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

3. Виноградова Н.Ф. Программа образования детей старшего дошкольного возраста «Предшколь-ная пора». М.: Вентана-Граф, 2016.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.

5. Выготский Л.С. Психология искусства / под ред. М.С. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987.

6. Власова Т.И., Мурзина С.М. Духовно-онтологический подход к деформации личности учителя в контексте теории экономической идентичности работника // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2016. № 1(105). С. 13-18.

7. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: для работы с детьми 2-7 лет. М.: изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016.

8. Евтушенко С.В. Педагогика творчества: учеб.-метод. пособие. М., 2008.

9. Евтушенко С.В. Педагогика творчества -путь к успеху воспитания. М.: АМОК, 2000.

10. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников: моногр. М.: Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016.

11. Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2015.

12. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: для занятий с детьми 2-7 лет. М.: Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016.

13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 17 окт. 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения: 16.11.2019).

14. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение. Ярославль: Академия развития, 2002.

15. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопр. психологии. 1998. № 4. С. 123-131.

16. Torrance E.P. Tests of Creative Thinking. Lexington, MA: Personnel Press, 1974.

17. Cuilford J.P. Creativity // American Psychologist. 1950. V. 5. P. 444-454.

18. Sternberg R.J. The nature of creativity: Contemporary psychological perspectives. N.Y.: Viking. 1988.

* * *

1. Abrauhova V.V. Formirovanie tvorcheskoj napravlennosti lichnosti vospitannikov uchrezhdenij dopolnitel'nogo obrazovaniya: monogr. Rostov n/D.: Foundation, 2011.

2. Bure R.S. Social'no-nravstvennoe vospitanie doshkol'nikov: dlya zanyatij s det'mi 3-7 let. M.: Izd-vo «MOZAIKA-SINTEZ», 2016.

3. Vinogradova N.F. Programma obrazovaniya detej starshego doshkol'nogo vozrasta «Predshkol'-naya pora». M.: Ventana-Graf, 2016.

4. Vygotskij L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. SPb.: SOYUZ, 1997.

i brny -

5. Vygotskij L.S. Psihologiya iskusstva / pod red. M.S. Yaroshevskogo. M.: Pedagogika, 1987.

6. Vlasova T.I., Murzina S.M. Duhovno-onto-logicheskij podhod k deformacii lichnosti uchitelya v kontekste teorii ekonomicheskoj identichnosti rabot-nika // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2016. № 1(105). S. 13-18.

7. Gubanova N.F. Igrovaya deyatel'nost' v det-om sadu: dlya raboty s det'mi 2-7 let. M.: Izd-vo «MOZAIKA-SINTEZ», 2016.

8. Evtushenko S.V. Pedagogika tvorchestva: ucheb.-metod. posobie. M., 2008.

9. Evtushenko S.V. Pedagogika tvorchestva - put' k uspekhu vospitaniya. M.: AMOK, 2000.

10. Komarova T.S. Razvitie hudozhestvennyh sposobnostej doshkol'nikov: monogr. M.: Izd-vo «MOZAIKA-SINTEZ», 2016.

11. Kolomijchenko L.V. Dorogoyu dobra: Kon-cepciya i programma social'no-kommunikativnogo razvitiya i social'nogo vospitaniya doshkol'nikov. M.: TC Sfera, 2015.

12. Komarova T.S. Detskoe hudozhestvennoe tvorchestvo: dlya zanyatij s det'mi 2-7 let. M.: Izd-vo «MOZAIKA-SINTEZ», 2016.

13. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstven-nogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya: prikaz M-va obrazovaniya i nauki Ros. Fe-deracii ot 17 okt. 2013 g. № 1155 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70412244/ (data obrashcheniya: 16.11.2019).

14. Savenkov A.I. Vash rebenok talantliv: Det-skaya odarennost' i domashnee obuchenie. Yaroslavl': Akademiya razvitiya, 2002.

15. Torshina K.A. Sovremennye issledovaniya problemy kreativnosti v zarubezhnoj psihologii // Vopr. psihologii. 1998. № 4. S. 123-131.

Creative development of preschool children in the institutions of additional education

The article deals with the pedagogical conditions of the implementation of the educational programs of additional education for preschool children directed to the development of creative work. The authors state that there is no a single approach to the programs' development. There are studied the different various approaches to the content and the methods of the creative development of preschool children. There is emphasized the important role of the preschool child's family in the institutions of additional education.

Key words: creative work, creative development, educational program, module, creative level.

(Статья поступила в редакцию 29.11.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.