Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ "ЗНАЙКА"'

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ "ЗНАЙКА" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА / PROGRAM / ЗАНЯТИЕ / ИГРА / GAME / НАВЫКИ / УМЕНИЯ / SKILLS / EMPLOYMENT / ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зоткина О.А.

В статье рассмотрена дополнительная образовательная программа «Знайка». Описана организация занятий по данной программе в дошкольном образовательном учреждении.The additional educational program «Znayka» is considered in the article. Organization of employments is described on this program in preschool educational establishment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ "ЗНАЙКА"»

13.00.00. Педагогические науки

О.А. Зоткина

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 9«Чебурашка», г. Мичуринск Тамбовской области

O.A. Zotkina

educator, MBDOU "kindergarten № 9"rainbow", Michurinsk, Tambov region

(zotkina. 1975@mail.ru)

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

«ЗНАЙКА»

Аннотация. В статье рассмотрена дополнительная образовательная программа «Знайка». Описана организация занятий по данной программе в дошкольном образовательном учреждении.

Annotation. The additional educational program «Znayka» is considered in the article. Organization of employments is described on this program in preschool educational establishment.

Ключевые слова: программа, занятие, игра, умения, навыки.

Key words: program, employment, game, abilities, skills.

В последние годы вопросы подготовки детей дошкольного возраста к школе приобретает всё большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения и значительно возросло количество детей, имеющих различные трудности при освоении курса начальной школы. В связи с этим большое значение для будущей успешной адаптации маленького ученика имеют циклы подготовительных занятий, проводимых в дошкольном образовательном учреждении. "Приходя в школу, ребёнок должен реально представлять себе всю совокупность условий и требований, с которыми ему придётся столкнуться. При этом он не должен этого бояться. Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребёнка был сформирован положительный настрой к учёбе, желание учиться, уверенность в том, что у него всё получится.» [5]

Идея разработки программы дополнительного образования по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе появилась у нас на заседании педагогического совета при обсуждении содержания подготовительных занятий для дошкольников - будущих первоклассников. Программа получила название "Знайка». Думается, что создание такого рода программ является наиболее продуктивной формой достижения целей развития речи детей, отвечающей требованиям современных подходов к образованию.

Основой программы послужил анализ психических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, а также результаты диагностики готовности детей к школьному обучению и содержание программ подготовки дошкольников к обучению в школе.

Программа сформирована на основе сочетания следующих методик, позволяющих подготовить ребенка к поступлению в начальную школу:

- методика Сохина Ф.А [4].;

- методика Гербовой В.В [1].;

- методика Ушаковой О.С [7];

- системы специальных занятий, разработанных А.И. Максаковым, Е.М. Струни-ной, Н.В. Гавриш [2, 6].

Цель программы - развитие познавательных способностей, направленное на формирование интеллекта, совершенствование речевых и мыслительных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Программа дополнительного образования представляет собой комплексную систему занятий, дидактических упражнений, развивающих игр, диагностических заданий и учебных материалов. Поэтому каждое занятие включает в себя несколько программных задач. Детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Вся система занятий построена на принципах последовательности, доступности, наглядности, с учетом межпредметных связей и индивидуального подхода. В ходе занятий дети приобретают математические навыки и овладевают мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, у них развиваются представления о свойствах предметов окружающего мира, умения ориентироваться в пространстве и времени, а также на формируется правильное звукопроизношение.Дошкольники знакомятся со звуковым строением слова, его звуковым анализом, у них развивается фонематический слух, обогащается словарный запас.

Основная форма организации обучения - занятие, которое включает различные двигательные и игровые дидактические упражнения. Это физкультминутки, пальчиковые и артикуляционные гимнастики, дыхательные упражнения, скороговорки на определённые речевые звуки, дидактические подвижные игры на развитие определённых речевых навыков. Дидактические игры - наиболее приемлемый вариант перехода от игровой деятельности к учебной. "Переходной формой от игры к учёбе является дидактическая игра, органично соединяющая обучение с игровой формой его организации. Именно она позволяет "размыть" грань между игрой и учёбой, сделать смену ведущих видов деятельности менее ощутимой и болезненной для ребёнка" [2]

Поэтому по своему содержанию представленная программа подготовки к школе является по преимуществу игровой.Игровой материалсоздаетрадостную атмосферу и позволяет внести творческую активность в процесс обучения. Задания, предлагаемые в ходе занятия детям, построены по принципу постепенного усложнения. Выполняя их, дети приучаются самостоятельно, творчески использовать полученные знания и умения. При этом важно поддерживать у дошкольников желание учиться и научить их делиться своими знаниями с другими детьми.

Каждое занятие состоит из нескольких этапов и продолжается 25-30 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим особенностям детей старшего дошкольного возраста.

Цикл занятий рассчитан на 36 учебных недель, по 2 занятия в неделю.

Программа состоит из двух разделов. Первый раздел - «Развитие речи и обучение грамоте». Второй раздел - «Развитие математических представлений и логики».

При разработке тематики занятий раздела «Развитие речи и обучение грамоте» мы старались сформировать целостную систему развивающих игр и упраж-нений,направленных на развитие определённых сторон речи детей, формирование у них значимых умений и навыков для обучения в начальной школе. Основными задачами работы являются следующие:

- развитие видов речевой деятельности: умения слушать, говорить, свободно пользоваться лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;

- развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других, умение правильно определять звук и давать его характеристику);

- развитие умения составлять слова из букв и слогов;

- обогащение словаря детей за счет расширения и уточнения представлений дошкольников об окружающем мире в процессе чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, в ходе бесед, наблюдений и т.д.

- подготовка детей к письму.

В разделе «Развитие математических представлений и логики» система занятий ориентирована на развитие у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; на формирование предпосылок развития логического мышления, обучения детей умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мыс-ли.Формирование понятий о числе и арифметических действиях проводится на основе практических действий с различными группами предметов. Дошкольники учатся сравнивать числа, знакомятся со знаками: (+,-, =), находят сумму и разность двух чисел (с помощью счёта предметов). Раскрытие смысла действий, формирование тех или иных понятий связано, как правило, с решением простых примеров в одно действие. Наряду с решением готовых задач важно упражнять детей в самостоятельном их составлении по различным заданиям воспитателя. Дошкольники знакомятся с геометрическими фигурами: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат (как особый прямоугольник).

Основные задачи работы:

- формирование математических представлений о числах и цифрах;

- знакомство с математическими знаками;

- развитие умения решать и составлять математические задачи;

- формирование умения обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, объяснять ход решения творческой или проблемной задачи;

- формирование представления о свойствах (величине, форме, количестве) предметов окружающего мира на наглядной основе.

Для ознакомления дошкольников с математическими понятиями мы проводим дидактические и ролевые игры с активным участием детей. В нашей работе нам помогают тетради на печатной основе, с помощью которых на занятиях организуется самопроверка детьми выполненных заданий. Навыки самоконтроля станут в дальнейшем основой для формирования у детей правильной самооценки результатов своих действий. Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия. В конце занятия в течение 2-3 минут внимание детей акцентируется на основной идее занятия. Дети высказывают свое мнение об изучаемом материале, говорят, что им понравилось, а что было для них труд-ным.Вместе с детьми проводится анализ выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз.Эта обратная связь помогает нам в последующем скорректировать свою работу.

При реализации данной программы нами использовались словесные, наглядные, игровые и практические методы и приемы взаимодействия взрослого

и ребенка (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, дидактические и занимательные упражнения, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти), применялся дидактический материал (подвижная азбука), фланелеграф, индивидуальные разрезные наборы букв и цифр, картинки с цветным изображением звуков (красный - гласный, синий - твердый согласный, зеленый - мягкий согласный), предметные картинки для составления предложений и задач, сюжетные картинки для составления рассказов, тетради на печатной основе, мнемотаблицы.

Средствами укрепления мускулатуры кисти руки и пальцев (подготовки руки к письму)на наших занятиях являются: лепка предметов, конструирование из бумаги, рисование. Выполняя задания, дети рисуют, конструируют, вылепливают (дети «собирают» ягодки на варенье маме, «ходят» в лес за грибами, то «прячутся» под зонтикам). Штриховка, лепка, рисование, моделирование - это способ развития речи детей, их логического мышления, так как попутно с выполнением этих действий составляются маленькие рассказы, проводится работа над словом, загады-ваются и отгадываются загадки.

Приведем пример фрагмента занятия на тему: «Предложение». Цель занятия: сформировать у детей представление о предложении. Задачи: учить детей составлять предложения из двух-трех слов; формировать связную речь; продолжать учить составлять рассказ по сюжетной картинке. Оборудование: сюжетные картинки, доска, фигурка зайца. Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы пойдем в гости к Весёлому Язычку.

Жил - был Весёлый Язычок в своём домике. Догадайся, что это за домик:

В домике этом красные двери,

Рядом с дверями белые звери.

Любят зверюшки конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик - рот.

Чем же занимается целый день Язычок? Мы сейчас узнаем. Я буду называть вам

действия Язычка, а вы их постараетесь правильно показать. Все готовы?

Артикуляционная гимнастика

Жил-был Веселый Язычок.

Жил он в своем домике.

Проснулся утром Язычок.

Сделал Язычок зарядку:

Почистил зубки,

Побелил потолок,

Подмел пол -

Навел порядок.

Сел у окошка,

Взял чашечку,

Стал чай пить.

Выбежал на улицу искать ребят. Посмотрел налево, Посмотрел направо -Нет ребят. Обежал кругом.

Увидел ребят и защелкал от радости.

Наигрался, пришел домой, Закрыл дверь и лег спать. Знакомство с предложением.

Веселый Язычок отдыхает в своем домике. А наши с вами язычки сейчас немного поработают.

Воспитатель демонстрирует сюжетные картинки.

- Кто нарисован на картинке? (Девочка)

- Что делает девочка? (Пишет)

- Из этих слов я составлю предложение: «Девочка пишет».

- А теперь посмотрите на картинку и составьте предложение самостоятельно.

Дети составляют предложение: «Мальчик читает».

- Мы произнесли предложение. С помощью предложений можно рассказать о любом предмете. У нас в гостях сегодня пушистый Зайчик.

Дети садятся на ковер в круг, и передавая зайчика друг другу, называют слова-прилагательные, какой он? (пушистый, мягкий, умный, веселый и т.д.) Воспитатель: Скажите про Зайчика каждый одно слово, какой он, чтобы ему понравилось.

Дети: Зайчик ... пушистый, шустрый, белый и т.д.

Воспитатель: Зайчик умеет делать все то же самое, что и вы. Какие действия может выполнять Зайка? (Ответы детей).

Воспитатель: Вот видишь, Зайчик, сколько слов дети знают, и все про тебя. Но можно ли то, что вы сейчас говорили назвать предложениями? (ответы детей) Конечно, ребята, вы называли только слова.

А давайте попробуем рассказать о Зайчике несколькими словами. (Ответы детей) Зайчик хочет гулять в лесу.

Если мы и дальше будем рассказывать о Зайчике, то мы узнаем о нем еще больше. Когда мы хотим рассказать о чем-то, мы говорим предложениями, а не отдельными словами. В предложении несколько слов.

Ребята, вы хорошо справились с заданием. А теперь скажите мне, как вы составляли предложения. Что вы делали? (Думали) Значит, чтобы сказать предложение, надо сначала .. (подумать) Когда мы думаем, у нас появляется мысль. А как вы узнаете, какая у меня мысль, чтоя подумала? (Надо, чтобы вы её сказали) Правильно: надо выразить мысль словами, сказать предложение. Если я скажу: «Рисунок красивый», вам понятно, о чем я подумала? (Да) Что я сказала? (Предложение) Сколько в нем слов? (В нем два слова) Значит, если мы выражаем свою мысль словами, получается предложение. Игра «Что видел Зайка?»

К доске прикреплены картинки обратной стороной. На подставке фигурка Зайчика.

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять -Вышел Зайка погулять. Где зайчишка побывал? Что зайчишка повидал?

Ребенок выходит к доске, выбирает одну из картинок, показывает её детям и составляет предложение их двух-трех слов.

С целью закрепления навыка составления предложений по картинкам до-

школьникам предлагается следующее задание.

Рассмотри картинки. Составь предложения, соединив линией несколько картинок.

Особое внимание в нашей работе уделяется обучению детей разным способам выражения одной и той же мысли. Воспитатель усложняет задание, приводит несколько вариантов высказывания по одной и той же картинке, затем дошкольники сами пробуют по-разному сочетать слова в предложении: «Мальчик сел на стул и надевает ботинки», ««Мальчик, сидящий на стуле, обувается», « Мальчик, который сидит на стуле, надевает ботинки», «Сидящий на стуле мальчик наклонился к своему ботинку и завязывает шнурок».

Интересным для детей является упражнение «Один начинает - другой продолжает», когда они обучаются распространению простых предложений и построению сложных.

Увлекательно на занятиях проходит игра «Размытое письмо» (методический прием, разработанный Ф.А. Сохиным и М.С. Лаврик) [4].

Воспитатель обращается к детям: «К нам в гости пришёл Незнайка. Он очень огорчен, потому что получил от своей подруги Звездочки письмо, а прочесть его не может - дождем размыло некоторые слова. Незнайка не может догадаться, что там было написано. Давайте ему поможем». Воспитатель читает письмо, в котором содержатся незаконченные предложения, например: «Мы хотим построить летательный аппарат для того, чтобы ...» и т.д. При проведении данной игры используются иллюстрации из мультипликационного фильма «Незнайка на Луне».

Использование при проведении занятий подобных упражнений, игр и заданий позволяет решить следующие задачи: контроль за правильным построением предложений, закрепление умения пользоваться распространенными предложениями, формирование умения выражать одну и ту же мысль в разной форме.

Для того, чтобы процесс обучения был успешным, необходимо учитывать

способность детей к анализу и синтезу материалов, представленных в виде рисунков, графиков, таблиц и схем. Важны также: умение проводить аналогии, классификации и обобщения, общая осведомленность ребенка. Следует учитывать и уровень развития внимания, зрительной памяти (основной упор в начальном обучении идет на зрительное восприятие информации).

В своей работе мы опираемся и на личностные особенности детей. К моменту поступления в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, умение общаться с людьми, ролевое поведение, самостоятельность. Без хорошей работоспособности вряд ли можно рассчитывать на прочное усвоение достаточно большого объема знаний, на формирование сложных умений и навыков.

Предлагаемая дополнительная образовательная программа «Знайка» позволяет организовать процесс обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;обеспечить бесстрессовый переход от игровой к учебной деятельности, а также укрепляет и развивает эмоционально-положительное отношение ребенка к школе, способствует появлению у дошкольников желания учиться. Источники:

1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 64 с.

2. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. - М.: ВАКО, 2004. - 128 с.

3. Скоро в школу! Шпаргалка для первоклашек и их родителей/ Т.Б. Анисимова, Т.В. Плотникова - Ростов н/Д: Феникс,2005 - 314 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду/ Ф.А. Сохин. - М.: Просвещение, 1987. - 78 с.

5. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей / О.А. Степанова. -М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.

6. Струнина Е.М., Ушакова О.С. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 1981. - № 2

7. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой/ О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: Сфера, 2005. - 224 с.

Л.В. Медведева

воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 7 «Чайка», г. Мичуринск Тамбовской области L.V. Medvedeva

educator, MBDOU "kindergarten № 7 "the Seagull", Michurinsk, Tambov region

(p891566117806@yandex.ru)

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема формирования двигательных умений и навыков детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре.

Annotation. The article considers the problem of formation of motor skills of preschool children in the classroom for physical education.

Ключевые слова: движение, умения, навыки, физическая культура. Key words: motion, skill, abilities, physical education .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.