Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1548
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИЖЕНИЕ / MOTION / НАВЫКИ / УМЕНИЯ / ABILITIES / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL EDUCATION / SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Л.В.

В статье рассмотрена проблема формирования двигательных умений и навыков детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре.The article considers the problem of formation of motor skills of preschool children in the classroom for physical educa

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

способность детей к анализу и синтезу материалов, представленных в виде рисунков, графиков, таблиц и схем. Важны также: умение проводить аналогии, классификации и обобщения, общая осведомленность ребенка. Следует учитывать и уровень развития внимания, зрительной памяти (основной упор в начальном обучении идет на зрительное восприятие информации).

В своей работе мы опираемся и на личностные особенности детей. К моменту поступления в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, умение общаться с людьми, ролевое поведение, самостоятельность. Без хорошей работоспособности вряд ли можно рассчитывать на прочное усвоение достаточно большого объема знаний, на формирование сложных умений и навыков.

Предлагаемая дополнительная образовательная программа «Знайка» позволяет организовать процесс обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;обеспечить бесстрессовый переход от игровой к учебной деятельности, а также укрепляет и развивает эмоционально-положительное отношение ребенка к школе, способствует появлению у дошкольников желания учиться. Источники:

1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 64 с.

2. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. - М.: ВАКО, 2004. - 128 с.

3. Скоро в школу! Шпаргалка для первоклашек и их родителей/ Т.Б. Анисимова, Т.В. Плотникова - Ростов н/Д: Феникс,2005 - 314 с.

4. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду/ Ф.А. Сохин. - М.: Просвещение, 1987. - 78 с.

5. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей / О.А. Степанова. -М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.

6. Струнина Е.М., Ушакова О.С. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 1981. - № 2

7. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой/ О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: Сфера, 2005. - 224 с.

Л.В. Медведева

воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 7 «Чайка», г. Мичуринск Тамбовской области L.V. Medvedeva

educator, MBDOU "kindergarten № 7 "the Seagull", Michurinsk, Tambov region

(p891566117806@yandex.ru)

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема формирования двигательных умений и навыков детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре.

Annotation. The article considers the problem of formation of motor skills of preschool children in the classroom for physical education.

Ключевые слова: движение, умения, навыки, физическая культура. Key words: motion, skill, abilities, physical education .

Для гармоничного развития личности в дошкольном возрасте необходимо всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья, формирование разнообразных двигательных умений и навыков. Полноценное развитие дошкольников невозможно без активных физкультурных занятий, так как дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает нормальное физиологическое развитие.

Кроме того, дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам, что позволяет детям в дальнейшем быстрее выполнять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельности.

Целью в системе физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста является подготовка к жизни, труду, овладение определенным запасом двигательных навыков и умений в момент поступления в школу, которые помогут более успешно усвоить школьную программу на последующих этапах обучения, проявление интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. В свою очередь формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с воспитанием нравственно - волевых черт личности [3].

Таким образом, приоритетным направлением в работе с детьми дошкольного возраста является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка.

В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Оздоровительные задачи:

1. Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию: формирование правильной осанки, развитие различных групп мышц тела, правильное и своевременное развитие всех систем организма и их функций, укрепление нервной системы, активизация обменных процессов.

2. Обеспечение оптимального для каждого возраста и пола гармоничного развития физических качеств.

3. Повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Образовательные задачи:

1.Приобретение определенной системы знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм.

2. Осознание своих двигательных действий.

3.Усваивание физкультурной и пространственной терминологии (исходные положения, колонна, шеренга и др.; вперед—назад, вверх—вниз и др.), получение необходимых знаний о выполнении движений, спортивных упражнениях и играх.

4. Знакомство с названиями предметов, снарядов, пособий, способы и правилами пользования ими.

5. Формирование у ребенка телесной рефлексии [5].

Воспитательные задачи:

1. Воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.

2. Воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных и т.д.), со-

действие развитию психических процессов.

Задачи физического воспитания определяются на основе знаний особенностей детского организма в возрасте от 3 до 7 лет и нацелены на правильное использование соответствующих возрасту методов обучения и воспитания. Укрепление здоровья, улучшение физического развития, формирование двигательных навыков происходит под влиянием различных средств физического воспитания (гигиенических факторов, естественных сил природы, физических упражнений), что позволяет развивать у дошкольников не только физические качества, но и создавать условия для осуществления умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Для успешного решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо максимально учитывать особенности возрастной физиологии. Для методически правильной организации занятий необходимо опираться на данные о влиянии физических упражнений на организм детей дошкольного возраста и физиологические возможности детского организма, что позволит обосновать выбор и дозировку упражнений. На двигательную активность детей оказывает влияние уровень развития их высшей нервной деятельности и условия внешней среды, важная роль среди которых принадлежит факторам физического воспитания.

Содержание физического воспитания дошкольников включает знание норм и правил санитарно-гигиенической культуры (культура тела, культура еды, культура жилища и т д.), а также умение выполнять их. Двигательная культура предполагает овладение различными движениями на основе сформированных умений и навыков и развитие таких качеств, как координированность, ловкость, быстрота, выносливость и т. д.

Обучение ребёнка движениям, как отмечает Ю. Ф. Луури, осуществляются в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков [7]. Они условно представляют собой последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнять его, а затем от умения к навыку.

Двигательное умение — способность управлять движениями. Умение выполнять движения в результате повторения переходит в навык.

Двигательный навык, по определению Э.С. Вильчковского, - автоматизированный способ управления движениями [1]. Движение при повторении в одних и тех же условиях постепенно становится привычным и со временем доходит до автоматизма.

Процесс обучения движениям, по мнению исследователей, состоит из следующих этапов:

1. Первоначальное разучивание.

2. Углубленное разучивание.

3. Закрепление навыка и совершенствование техники [2] .

На первом этапе ставится задача создать целостное представление о движении и сформировать умение выполнять его в общих чертах (освоить основу техники). При этом может наблюдаться излишнее мышечное напряжение, неточность в выполнении движения, отсутствие слитности между его элементами.

Задача второго этапа - создать правильное представление о каждом элементе техники движения, выработать умение чётко и слаженно выполнять их.

Задача третьего этапа - закрепление приобретённого умения в навык, а также выработка умения применять его в различных условиях, изменяющихся ситуациях (в соревновательной, игровой форме). На данном этапе продолжается совершен-

ствование техники движений.

В дошкольной педагогике определены виды движений, в которых дети овладевают двигательными навыками и умениями:

а) основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание, упражнения в равновесии); общеразвивающие упражнения, построение и перестроение;

б) подвижные игры (сюжетные, бессюжетные, игры с элементами спорта и

др.);

в) спортивные упражнения (плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках и

пр.);

г) детский туризм (прогулки за пределы участка — летние и зимние) [7]. Двигательные умения и навыки совершенствуются различными средствами:

1. Подвижные игры.

2. Физкультурные занятия.

3. Физкультминутки.

4. Прогулки и экскурсии за пределы участка детского сада.

5. Физкультурные праздники.

6. Физкультурные развлечения.

Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия. При этом обучение на физкультурных занятиях осуществляется в определённой системе и последовательности, что позволяет достигать наилучших результатов в формировании двигательных навыков.

В процессе физкультурных занятий детей готовят к успешному обучению в школе, решаются образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи.

В детских садах проводятся занятия различного типа. По содержанию и методам проведения различают занятия смешанного, игрового и сюжетного характера [6].

В занятия смешанного характера включаются строевые и общеразвивающие упражнения, основные движения и подвижные игры.

Структуру занятия формирует последовательное выполнение детьми физических упражнений. На каждом этапе возрастного развития она определяется поставленными задачами и особенностями работоспособности нервной системы и всего организма ребёнка.

Физкультурные занятия должны быть увлекательными, вызывать у детей определённый эмоциональный подъём. Интерес на занятиях в любой возрастной труппе обеспечивается определённой новизной упражнений и игр, постепенным усложнением задач, которые вызывают работу мысли, активность действий, положительные эмоции, желание достичь результата.

Физкультурное занятие включает в себя три части: вводную, основную и заключительную, которые нацелены на реализацию образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

Вводная часть, как правило, должна вызвать у детей интерес к занятию, постепенно подготовить организм ребенка к предстоящей физической нагрузке. Поэтому на этом этапе занятия по физической культуре детям предлагаются знакомые им упражнения или их варианты, содействующие формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия, развитию ориентировки в пространстве, выразительности и грациозности движений. Особый интерес на занятии проявляется у детей при выполнении строевых и танцевальных движений под музыку, подвижные игры

типа «Летает - не летает», «Придумай фигуру» и другие. Такие подготовительные упражнения обеспечивают общую и специальную подготовку организма к основным движениям.

Общеразвивающие упражнения и основные движения дошкольники осваивают в основной части занятия: педагог знакомит их с новым двигательным материалом, повторяя при этом уже известные им движения с использованием различных вариантов совершенствования двигательных навыков, находящихся в стадии закрепления. В основной части занятия дети играют в подвижные игры с правилами типа «Ловишки», «Догонялки», «Бездомный заяц» и другие, обеспечивающие максимальную нагрузку на организм. Привлекательными для детей являются занятия в игровой форме, в процессе которых формируются умения прыгать в длину, в высоту, запрыгивать на «ступеньку», прыгать на одной и на двух ногах, бегать, приседать, ходить паровозиком, ползать, лазать по шведской стенке, ловить и кидать в цель мячик. Осваиваются разные виды ходьбы: ребенок учится ходить, «как мишка косолапый», «как лисичка» и так далее (то есть опираться на разные части стопы), прыгать, «как зайчик попрыгайчик», высоко поднимать колени при ходьбе.

Уместно использовать на занятиях сюжетные, несюжетные и спортивные игры. Содержание знакомых детям подвижных игр, направленных на развитие основных видов умений, можно изменять, усложняя и дополняя их разнообразными элементами. Например, изменить вид движений в игре (не идти, а прыгать), изменить способ выполнения движения (идти не прямо, а змейкой), внести дополнительные задания или предметы (в процессе движения перепрыгнуть через веревку), ввести дополнительных водящих или ограничения для них (не ловить тех, кто не стоит на полу), изменить ритм подачи к началу движения или выполнению упражнения и т.д.

Всё это помогает не только поддержать интерес к игре, но и способствует закреплению основных движений и формирует двигательные навыки дошкольников.

Для регулирования физической и эмоциональной нагрузки целесообразно использовать следующие приемы:

- изменять время игры и количество повторений движений;

- упрощать или усложнять правила игры;

- использовать разнообразный инвентарь;

- организовывать минуты отдыха в играх и т.д.

Заключительная часть занятия обеспечивает детям постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к спокойному состоянию, приведению пульса к норме. Очень важно, чтобы дети сохраняли бодрое настроение; именно поэтому в содержание заключительной части ставятся разные виды ходьбы (в том числе в интенсивном темпе с постепенным замедлением), танцевальные упражнения, игры малой подвижности с участием всех детей («Принеси, что тебе понравилось» и другие). Длительность игры не должна превышать 2-4 минуты [3].

В процессе занятий по физической культуре у дошкольников должны быть сформированы следующие основные движения:

- ходьба на расстояния или с переменным темпом;

- бег на различные дистанции;

- прыжки в длину, в высоту;

- метание мяча вдаль или цель;

- лазание по скамейке, бревну, гимнастической стенке;

- спортивные развлечения (ходьба на лыжах, езда на велосипеде, коньках, санках); - подвижные игры.

Формирование у детей дошкольного возраста двигательных умений и навыков в ходе выполнения физических упражнений требует значительных физических и психических усилий: собранности внимания, конкретности представления, активности мысли. Вместе с тем развиваются различные виды памяти: эмоциональная память, если ребенок заинтересован обучением; образная - при восприятии наглядного образца движений воспитателя и выполнения упражнений; словесно - логическая - при осмыслении задачи и запоминании последовательности всех элементов упражнения, содержания и действий в подвижной игре; двигательно-моторная - в связи с практическим выполнением упражнений; произвольную - без которой невозможно сознательное самостоятельное выполнение упражнений [5].

Осваивая различные двигательные навыки, ребенок получает возможность самосовершенствования. Во время занятий он стремится совершать движения, которые приносят ему наслаждение, удовольствие, неограниченную возможность их повторения и реализации различных форм активности.

Таким образом, вместе с формированием двигательных умений и навыков осуществляется всестороннее воспитание ребенка, направленное не только на физическое, но и интеллектуальное, духовное, эмоциональное развитие, а также психофизическую готовность к труду и учебе в школе. Источники:

1. Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей. - Киев: Здоровье, 1983.- 205 с.

2. Дегтярев И.П. Физическое развитие. - М.: Академия, 2005 - С. 23-48

3. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой и В.П. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983

4. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. - М., 1988.-143с

5. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степененкова / учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2006. - С. 39-42.

6. Травин Ю.Г. О развитии двигательных качеств у школьников/ Ю.Г. Травин //Физическая культура в школе. - 1991. - №4. - С. 9-15.

7. Физическое воспитание детей дошкольного возраста / кн. для воспитателя дет. сада / сост. Ю.Ф. Луури. - М.: Просвещение, 2002. - 61 с.

А.А. Митуликина

воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 7 «Чайка», г. Мичуринск Тамбовской области A.A. Metulikina

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

educator, MBDOU "kindergarten № 7 "the Seagull", Michurinsk, Tambov region

(p891566117806@yandex.ru)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена выявлению содержания и особенностей организации образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста, ориентированного на условия реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Annotation. Article is devoted to identifying the content and features of the organ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.