Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО УЧАСТИЯ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ'

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО УЧАСТИЯ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАВЫКИ БЕЗОПАСНОГО УЧАСТИЯ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КЕЙС-СТАДИ / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / SKILLS OF SAFE PARTICIPATION IN ROAD TRAFFIC / PROBLEM TRAINING / CASE-STADY / PROJECT TRAINING / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Картавых Марина Анатольевна, Прохорова Ирина Владимировна

В статье обоснована актуальность развития у обучающихся навыков безопасного участия в дорожном движении. Охарактеризованы технологии развития у обучающихся навыков безопасного участия в дорожном движении. Внимание акцентировано на технологии проблемного обучения и его вариациях. На конкретных примерах рассмотрены варианты применения технологии проблемного обучения, кейс-стади, проектной деятельности при развитии у обучающихся навыков безопасного участия в дорожном движении. Раскрыт потенциал применения информационно-коммуникационных технологий при развитии у обучающихся навыков безопасного участия в дорожном движении.The article justifies the relevance of developing the skills of students to participate safely in road traffic. Technologies for developing the skills of students to participate safely in road traffic are described. Attention is focused on the technology of problem learning and its variations. On the basis of concrete examples the options of application of technology of problem training, case-stady, project activity in development of skills of students to safely participate in road traffic are considered. Potential of application of information and communication technologies in development of skills of students of safe participation in road traffic is revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Картавых Марина Анатольевна, Прохорова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО УЧАСТИЯ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ»

Для проверки статистической значимости различий полученных результатов применялся Q-критерий Розенбаума. Данный метод позволяет сравнить показатели в двух выборках и определить наличие различий между ними. При этом количество испытуемых должно быть не меньше одиннадцати, а разница в количестве испытуемых между выборками должна быть не более десяти (при условии, что в каждой группе не более пятидесяти человек). Условия нашего эксперимента подходили под данные требования. Сравнение полученных результатов производилось на начальной и завершающем этапах эксперимента.

Для проверки отсутствия различий между полученными значениями баллов в контрольной и экспериментальной группах на начальном этапе были сформулированы гипотезы по каждой категории («знание», «умения», «навыки»).

Гипотеза H0: Баллы, полученные студентами на начальном этапе (до эксперимента) по категории знания (умения, навыки) в экспериментальной группе, не превосходят баллов, полученных студентами в контрольной группе.

Гипотеза H1: Баллы, полученные студентами на начальном этапе (до эксперимента) по категории знания (умения, навыки) в экспериментальной группе, превосходят баллов, полученных студентами в контрольной группе.

Выводы. Таким образом, было установлено, что на первом этапе эксперимента, знания, умения и навыки контрольной группы не достигали базового уровня, что оправдано, так как студенты только начинали изучать технологии онлайн-обучения. Статистическая значимость полученных результатов была проверена с помощью непараметрического метода Q-критерия Розенбаума.

На завершающем этапе после проведения эксперимента было вновь проведено сравнение показателей по каждой категории «знание», «умение», «навыки». Расчеты позволили увидеть, что на этот раз показатели в экспериментальной группе значительно выше показателей в контрольной группе, поскольку Qa^Qsp (Р< 0,01), причем это справедливо для категорий «умения» и «навыки».

Данные проведенного эксперимента показывают, что диагностика уровней сформированности компетенций в области онлайн-обучения позволит дифференцировать готовность целевой аудитории к данному формату обучения, а также определить возможности и инструменты построения эффективных индивидуальных траекторий образовательной среды нового формата-формата цифровой трансформации.

Литература:

1. Сафуанов Р.М., Лехмус М.Ю., Колганов Е.А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. №2 (28). URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 11.04.2020).

2. Гребенникова В.М., Новикова Т.В. К вопросу о цифровизации образования // ИСОМ. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 11.04.2020).

Педагогика

УДК 371.8

доктор педагогических наук, доцент Картавых Марина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Ирина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО УЧАСТИЯ В

ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ

Аннотация. В статье обоснована актуальность развития у обучающихся навыков безопасного участия в дорожном движении. Охарактеризованы технологии развития у обучающихся навыков безопасного участия в дорожном движении. Внимание акцентировано на технологии проблемного обучения и его вариациях. На конкретных примерах рассмотрены варианты применения технологии проблемного обучения, кейс-стади, проектной деятельности при развитии у обучающихся навыков безопасного участия в дорожном движении. Раскрыт потенциал применения информационно-коммуникационных технологий при развитии у обучающихся навыков безопасного участия в дорожном движении.

Ключевые слова: педагогические технологии, навыки безопасного участия в дорожном движении, проблемное обучение, кейс-стади, проектное обучение, информационно-коммуникационные технологии.

Annotation. The article justifies the relevance of developing the skills of students to participate safely in road traffic. Technologies for developing the skills of students to participate safely in road traffic are described. Attention is focused on the technology of problem learning and its variations. On the basis of concrete examples the options of application of technology of problem training, case-stady, project activity in development of skills of students to safely participate in road traffic are considered. Potential of application of information and communication technologies in development of skills of students of safe participation in road traffic is revealed.

Keywords: Pedagogical technologies, skills of safe participation in road traffic, problem training, case-stady, project training, information and communication technologies.

Введение. Широкомасштабное развитие дорожно-транспортной системы мира и нашей страны привело к усложнению связей внутри самого комплекса и появлению новых форм взаимодействия между участниками дорожного движения. Однако при несомненном совершенствовании инфраструктуры дорожно-транспортного комплекса количество дорожно-транспортных происшествий, в том числе с участием детей, остается довольно высоким и имеет тенденцию к росту. Все это свидетельствует о наличии глобальной проблемы, связанной с недостаточным развитием у людей навыков безопасного участия в дорожном движении. При этом обращает на себя внимание тот факт, что решение этой проблемы, во многом, кроется в системе общего образования (Б.С. Гершунский), которое является в нашей стране обязательным и выполняет опережающую функцию [1]. Проблема безопасного участия каждого человека в дорожном движении не теряет актуальности по сей день. Обратим внимание на субъективный характер поиска решения каждой

конкретной ситуации, складывающейся на дороге. Принятие правильного решения, зачастую, требует от участника дорожного движения креативности и быстроты реакции, что спряжено с высокой вероятностью совершения ошибочных действий. Поэтому считаем необходимым организацию систематических тренингов в ходе образовательного процесса школьников, активное участие в которых будет способствовать их психологической готовности к самым распространенным дорожным ситуациям и формированию соответствующих навыков безопасного участия в дорожном движении. Подчеркнем, что проблема формирования у обучающихся навыков безопасного участия в дорожном движении имеет общепедагогический контекст и не сопряжена с какой-либо конкретной предметной специализацией [4] и может быть интегрирована в любой предметный контент.

Обозначенная образовательная проблема формирования у обучающихся навыков безопасного участия в дорожном движении на современном этапе развития педагогической мысли актуализировала поиск технологического инструментария ее разрешения.

Изложение основного материала статьи. В контексте настоящей работы требует уточнения педагогическая категория «навык безопасного участия в дорожном движении», которая на основании подхода Л.Б. Ительсона [2] рассматривается нами как центральная категория процесса усвоения обучающимися деятельности в области безопасности на транспорте. Представляет собой доведенные до автоматизма умения (действия), в результате многократных, целенаправленных упражнений, тренингов, содержание которых связано с применением правил дорожного движения. В качестве основополагающих свойств навыков безопасного участия в дорожном движении рассматриваются: отсутствие направленного контроля сознания; оптимальное время и высокое качество выполнения действий.

В качестве ключевой технологической составляющей процесса развития у обучающихся навыков безопасного участия в дорожном движении нами определены технология проблемного обучения (И.А. Ильницкая, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов) и ее вариации, а также информационно-коммуникационные технологии (Е.А. Барахсанова, И.Г. Захарова, И.В. Роберт), что соответствует тенденции информатизации современного образования [9].

Выбор технологии проблемного обучения очевиден, исходя из факта наличия проблемы дорожно-транспортных происшествий и травматизма, в том числе детского. Рассматриваемая технология подразумевает такую педагогическую организацию образовательного процесса, при котором обучающихся активно осваивает проблемно-ориентированное содержание образования, касающееся обеспечения безопасности дорожного движения. В этой связи подчеркнем ряд педагогических преимуществ применения технологии проблемного обучения при формировании у обучающихся навыков безопасного участия в дорожном движении:

- технология проблемного обучения выступает в качестве эффективного средства формирования мировоззрения детей и культуры безопасного участия в дорожном движении, поскольку позволяет на конкретных примерах убедить обучающихся в важности соблюдения правил дорожного движения;

- высокая доля самостоятельности обучающихся при решении реальных проблем, связанных с обеспечением безопасного участия в дорожном движении, выступающих в роли пешехода, велосипедиста, автомобилиста;

- реализация стратегического принципа дидактики, подразумевающего связь обучения с реальными жизненными ситуации, с которыми могут столкнуться обучающиеся - участники дорожного движения;

- субъективность в восприятии проблемы, связанной с обеспечением безопасности на дороге, выдвижение многообразных гипотез и нахождение путей их доказательства или опровержения;

- обеспечивается оптимальное соотношение индукции и дедукции; репродуктивного и продуктивного освоения содержания, касающегося обеспечения дорожно-транспортной безопасности.

Ведущим элементом проблемного обучения при развитии у обучающихся навыков безопасного участия в дорожном движении выступает проблемная ситуация [6, 7, 8], имеющая характер противоречия, и представляющая собой психологическое состояние затруднения, при котором они не могут сразу найти правильное решение в создавшейся дорожно-транспортной ситуации. В этом случае проблемная ситуация перерастает в проблему, представляющую собой первый этап применения технологии проблемного обучения. В дальнейшем обучающимся предстоит выдвинуть гипотезы, их доказать или опровергнуть и принять оптимальное решение. Таким образом, полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации обеспечения безопасного участия в дорожном движении до решения проблемы имеет несколько этапов:

- возникновение проблемной ситуации на дороге;

- осознание сущности затруднения и постановка проблемы, связанной с обеспечением безопасного участия в дорожном движении;

- нахождение способа решения проблемы обеспечения безопасности личности в ходе дорожного движения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотез;

- доказательство или опровержение гипотез;

- решение проблемы [5].

Учитывая ситуативность нашей жизни, считаем целесообразным применение в рамках проблемного обучения при формировании у обучающихся навыков безопасного участия в дорожном движении технологии кейс-стади (Ю.Ю. Екатеринославский, Ю.Д. Красовский, Д.А. Поспелов, В.В. Сериков, И.К. Топоров).

В процессе развития у обучающихся навыков безопасного участия в дорожном движении каждая ситуация рассматривается школьником через «призму» его взаимодействия с другими участниками дорожного движения. Смысл каждой задачи (кейса) для обучающегося «определяется его местом в жизненной ситуации индивида» [10, с. 179], имеет обязательную эмоциональную окраску, подразумевает матричную оценку с позиций «безопасно - опасно», «комфорт - дискомфорт».

Достаточно строгие требования предъявляются к сюжетам ситуационных задач (кейсов) в виде их условий, проблематика которой ориентирована на формирование у обучающихся навыков безопасного участия в дорожном движении. Сюжеты должны быть, во-первых, реалистичными и прозрачными; во-вторых, отличаться априори конфликтностью и альтернативностью принимаемых решений; в-третьих, обязательно нести морально-этическую нагрузку. Подчеркнем несомненный синергетический эффект, содержащейся в непосредственной процедуре субъектного «включения» обучающихся в ситуацию, наличии эффектов приумножения опыта, инсайта, обмена суждениями. Для работы над кейсом по безопасности

дорожного движения рекомендуется организация индивидуальной или коллективной работы. Второй вариант более предпочтительный, поскольку позволяет создать условия для активной коммуникации и каждому участнику «примерить» на себя роли спикера, «генератора идей», слушателя, оппонента. Такая работы сопряжена с интенсивным обменом тематической информацией, аргументацией и контраргументацией, сценарным характером принимаемых решений и их оперативной коррекцией.

В процессе развития у обучающихся навыков безопасного участия в дорожном движении нами используется следующая типология дорожно-транспортных ситуаций:

1) стандартная ситуация, которая системна, отличается привычностью для детей, имеет штатный характер, повторяется изо дня в день при сходных обстоятельствах, при этом может отличаться как позитивностью, так и нести негативные последствия (например, человек - участник дорожного движения);

2) критическая ситуация, отличается определенной неожиданностью, непривычностью для обучающегося, способна нарушить запланированные действия, потенциально может нанести моральный и материальный ущерб, требует принятия решительных мер для ее разрешения (например, неработающий светофор на регулируемом пешеходном переходе);

3) экстремальная ситуация, обладающая уникальностью, с ней обучающимся еще не приходилось встречаться, аналогов ей нет, ее последствия очень значительны (например, дорожно-транспортное происшествие, в результате которого участники дорожного движения получили травмы и им требуется оказание первой помощи) [3].

В этой связи технология кейс-стади представляет собой вариант применения проблемного обучения в виде решения ситуационных задач. В качестве примера применения технологии проблемного обучения в классическом ее варианте рассмотрим решение обучающимися ситуационной задачи, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения. Обучающимся представляется следующая ситуационная задача (ситуация): ежедневно школьник ходит из дома в школу и обратно одним и тем же маршрутом, отвечающим требованиям безопасности. При этом он преодолевает проезжую часть по регулируемому пешеходному переходу. Школьник прекрасно освоил этот навык, подразумевающий переход проезжей части только на зеленый сигнал светофора, убедившись дополнительно в отсутствии движущегося транспорта с обеих сторон. В один из дней, возвращаясь из школы домой, ученик, подойдя к знакомому пешеходному переходу, обнаруживает, что светофор не исправен, а движение автомобилей по дороге довольно интенсивное, инспектора ГИБДД рядом нет. Какие действия Вы бы предприняли, чтобы безопасно преодолеть проезжую часть и благополучно оказаться дома?

Впервые столкнувшись с такой ситуацией, учащиеся, как правило, испытывают затруднение (степень его проявления будет индивидуальна), а проблемная ситуация перерастет в проблему в виде противоречия между необходимостью попасть домой и практической невозможностью в данный момент безопасно преодолеть проезжую часть. В дальнейшем в процессе когнитивной деятельности обучающийся начинает выдвигать гипотезы - рассматривает варианты развития событий, при этом их должно быть не менее двух. Традиционными гипотезами выступают: дождаться кого-нибудь из взрослых и перейти дорогу вместе с ним; дойти до другого ближайшего светофора и перейти дорогу там; обозначить свое намерение перейти проезжую часть, дождаться остановки автомобилей и перейти дорогу и так далее. Каждая озвученная гипотеза подлежит детальному рассмотрению с выявлением всех ее преимуществ и недостатков. Итогом будет являться принятое обучающимся решение.

В свете требований Федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней при развитии у обучающихся навыков безопасного участия в дорожном движении следует значительное внимание уделить технологии проектного обучения. Именно освоение методологии проектирования способствует активной социализации обучающихся, позволяя им быстро адаптироваться в современной общественной жизни, характеризующейся на современном этапе проектным характером и активной коммуникацией. Наиболее целесообразным с точки зрения процесса развития у обучающихся навыков безопасного участия в дорожном движении являются проектирование обучающимися в процессе индивидуальной и коллективной работы новых пешеходных наземных, надземных, подземных переходов; установки новых светофоров, проектов новых дорожных знаков, дорожных развязок, виадуков, дорог -дублеров с привязкой к конкретной территории, на которой проживают обучающиеся, и на которой находится их образовательная организация. Важное значение имеют социальные проекты, в которых принимают участие школьники, предполагающие активную пропаганду необходимости соблюдения правил дорожного движения.

При этом обратим внимание на этапность проектной деятельности, в процессе которой обучающимися осваиваются навыки безопасного участия в дорожном движении. Предполагается последовательное прохождение школьниками мотивационно - ориентировочного, конструктивно - деятельностного, презентативного, рефлексивно - оценочного этапа. Так на мотивационно - ориентировочном этапе обучающимися определяется тематика проекта, связанного с решением актуальной для них проблемы повышения безопасности дорожного движения; формулируются цель и задачи проектной деятельности; составляется план работы. На конструктивно - деятельностном этапе обучающимися проводится основная работа по сбору и анализу статистических данных по количеству дорожно-транспортных происшествий на конкретном участке дороги; проводятся, при необходимости социологические опросы и анкетирование населения микрорайона; разрабатываются конкретные пути решения актуальной проблемы, связанной с повышением безопасности дорожного движения. На презентативном этапе результаты проектной деятельности представляются на конференциях научного общества учащихся, конкурсах проектов, общественных слушаниях. На рефлексивно-оценочном этапе проводится анализ и оценка результатов проектной деятельности обучающихся.

Информатизация образования способствовала активному применению при развитии у обучающихся навыков безопасного участия в дорожном движении информационно-коммуникационных технологий. В первую очередь, внимание обращается на мультимедийные электронные образовательные ресурсы. Министерством просвещения Российской Федерации разработан и рекомендован к применению Федеральный каталог интерактивных образовательных программ «Дорога без опасности» (http://bdd-eor.edu.ru/) [11]. Предлагаемый каталог адресован как обучающимся, так и их педагогам и родителям. Каталог предлагает разнообразные электронные образовательные ресурсы, аудиоматериалы, видеоматериалы, изображения, инфографика, презентации, тексты, тесты. Электронный ресурс является

динамичным и позволяет расширять спектр интерактивных образовательных программ, направленных на развитие у обучающихся навыков безопасного участия в дорожном движении.

Большой интерес для обучающихся и педагогов вызывают интерактивные проекты, направленные на создание уникальной интерактивной детской среды по обучению правилам дорожного движения и воспитание в будущем законопослушных участников дорожного движения:

- ежегодная Всероссийская интернет-олимпиада для обучающихся образовательных организаций на знание правил дорожного движения, 2019г. (http://olimpiadapdd.ru/). Проект направлен на повышение уровня компетенций по безопасности у школьников, связанных с применением правил дорожного движения (проводится в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»);

- газета «Добрая Дорога Детства» (http://www.dddgazeta.ru/about) является своеобразным центром распространения передового опыта в деле профилактики детского травматизма [12];

- интерактивные обучающие онлайн-игры, мультимедийные обучающие модули, мультипликационные проекты.

Выводы. Рассматриваемые технологии прошли апробацию и продемонстрировали позитивные результаты в рамках Государственного контракта Министерства просвещения Российской Федерации по проекту «Повышение квалификации (в том числе по модульным курсам) преподавательского состава общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении», реализованного в 2017-2019 г.г. в более чем 60 субъектах Российской Федерации.

Литература:

1. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика: Теория, методология, практика: Учеб. пособие / Б.С. Гершунский. М.: ФЛИНТА; Наука, 2003.

2. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. Владимир, 1972.

3. Картавых М.А., Камерилова Г.С., Агеева Е.Л. Образование в области безопасности жизнедеятельности: пишем магистерскую диссертацию. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015.

4. Картавых М.А., Камерилова Г.С. Проектное управление повышением квалификации педагогических кадров в сфере транспортной безопасности детей // Вестник Мининского университета. 2018. № 4(25). Т.6.; URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/883

5. Картавых М.А., Камерилова Г.С. Технологии образования в области безопасности жизнедеятельности. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2016.

6. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей / И.Я. Лернер. М.: Просвещение, 1982.

7. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. М.: Педагогика. 1972 г.

8. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Махмутов. М.: Педагогика, 1987.

9. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: ИИО РАО, 2010.

10. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2008.

11. http://bdd-eor.edu.ru/

12. http://www.dddgazeta.ru/about

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальных технологий Клушина Надежда Павловна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); аспирант Бостанов Эльдар Халинович

«Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АСПЕКТ

Аннотация. В статье анализируется проблема качества образования, подчеркивается специфика качества подготовки будущих экономистов. Рассматриваются различные подходы к управлению качеством образования будущих экономистов. Делается акцент на организационно-педагогическом аспекте управления качеством подготовки будущих экономистов. Предлагается авторский подход к управлению качеством образования будущих экономистов, основанный на методологических требованиях личностно-ориентированной образовательной парадигмы.

Ключевые слова: качество, качество образования, управление качеством, организационно-педагогический аспект управления качеством, принципы управления качеством.

Annotation. The article analyzes the problem of the quality of education, emphasizes the specifics of the quality of training of future economists. Various approaches to managing the quality of education of future economists are examined. Emphasis is placed on the organizational and pedagogical aspect of the quality management training of future economists. The author's approach to managing the quality of education of future economists is proposed, based on the methodological requirements of a personality-oriented educational paradigm.

Keywords: quality, education quality, quality management, organizational and pedagogical aspect of quality management, principles of quality management.

Введение. Реформирование и дальнейшее поступательное развитие отечественного профессионального образования будущих экономистов во многом обусловлено поиском, обоснованием и практической реализацией условий осуществления организационно-педагогической деятельности по обеспечению его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.