кого статуса студента в зависимости от его успехов в учебной работе и связанная с ними возможность получения (или утраты) соответствующих этому статусу преференций.
Студенты «высшей лиги» по всем вопросам самоорганизации должны иметь приоритетное право выбора, только им по окончании вуза должны выдаваться рекомендательные письма для работодателей. Вертикальная мобильность - основа создания конкурентной среды.
Повысить престижность и конкурентоспособность вуза, т. е. завоевать авторитет у лучших абитуриентов и у лучших предприятий можно только организовав образовательный процесс по-новому. В условиях внутренней конкурентной среды следует максимально эффективно использовать образовательные ресурсы института и выпускать на рынок всю номенклатуру имеющей спрос кондиционной продукции: от бакалавров с минимально-допустимым объемом высшей профессиональной подготовки до спе-
циалистов, магистров, кандидатов и докторов наук.
Литература:
1. Послание президента Федеральному собранию. - М./ Электронный ресурс www. kremlin-ru, 2008г.
2. Доклад международной комиссии по образованию, представленный ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище». -М.: ЮНЕСКО, 1997.
3. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего образования (методологические и методические аспекты). Методическое пособие. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. -114.
4. Павлов Б. П., Гортышов Ю. Ф., Мингалеев Г. Ф., Мельничнов В. В., Бикмул-лин И. И. Формирование профессиональных компетенций выпускников КГТУ им. А. Н. Туполева в полипрофессиональных учебно-пректных группах с участием предприятий-работодателей: Научная публикация. - Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2008.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Ахмадиева Р. Ш.
В статье рассмотрены педагогические аспекты обеспечения безопасности дорожного движения. Раскрыта необходимость целенаправленного изменения психики (мышления, деятельности), воспитания, образования человека в целях достижения высокого уровня безопасности в области дорожного движения. Отмечено важное место в теории и практике профилактики ДТТ обучения Правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах.
Ключевые слова: профилактика ДТТ, обучение ПДД, безопасное поведение, дорожное движение.
Preventing child traffic injury as a pedagogical problem. Describes the pedagogical aspects of Road Safety in the article. The necessity ofpurposeful change of mentality (thinking, activities), upbringing, education rights in order to achieve a high level of safety in road traffic. It was noted prominently in the theory and practice of prevention DTT traffic education and safe behavior on streets and roads.
Keywords: prevention DTT, teaching traffic rules, safe behavior, traffic.
Проблема предупреждения дорожно-транспортного травматизма (ДТТ) как одно из приоритетных направлений деятельности в сфере обеспечения безопасности участников дорожного движения затрагивают различные стороны научного знания и социально-экономической жизни общества. Наиболее ярко она проявляется с трех взаимосвязанных сторон: социальной, педагогической и психологической.
Социальная сторона проблемы актуализируется ввиду значительных материальных и человеческих потерь, которые несет общество в результате дорожно-транспортных происшествий, особенно с участием детей [5, 6, 7, 9].
Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке Департамента ОБДД МВД РФ, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны органов образования.
Несмотря на то, что в России действует целый ряд нормативных документов, обязывающих учебные заведения проводить последовательную профилактическую работу по изуче-66
нию Правил дорожного движения, результаты контрольно-аналитической работы Госавтоинспекции в крупных городах показывают, что доля дорожно-транспортных происшествий, происходящих по вине детей, остается большой. Так в минувшем 2009 году на дорогах Республики Татарстан было зарегистрировано 505 ДТП с участием детей, из которых 137 - случилось по вине самих детей. ДТП по вине детей происходят в результате их непродуманных действий, таких как:
- переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест;
- неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору;
- неподчинение сигналам светофора;
- игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара [10].
Наиболее действенным средством профилактики ДДТТ является комплексное обучение детей безопасному поведению на дорогах.
В последнее время на Европейском континенте обеспечению безопасности людей на дорогах уделяется большое внимание. В соответствии с решением ООН в апреле 2007 года во всем мире прошла первая Глобальная Неделя безопасности дорожного движения, посвященная его уязвимым
участникам, в том числе пешеходам. В материалах Первой всемирной министерской конференция по безопасности дорожного движения - «Время действовать», прошедшей в 2009 году в Москве, была озвучена проблема о необходимости решения национальных задач дорожной безопасности так, чтобы эти изменения были ощутимы и на глобальном уровне.
Рабочая группа по безопасности дорожного движения Комитета по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) в настоящее время разрабатывает новую главу «Безопасность пешеходов», которую решено включить в Сводную резолюцию о дорожном движении - документ, содержащий принятые на международном уровне рекомендации по совершенствованию, как национальных правил дорожного движения, так и в целом деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения. При подготовке проекта новых рекомендаций используются материалы Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ), уже длительное время занимающейся анализом аварийности и поиском путей уменьшения количества ДТП с участием пешеходов.
В настоящее время проблему теоретической и практической подготовки детей к безопасному поведению на дорогах пытаются решить в рамках обязательного школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», впервые введенного в России в 1994 году. Однако, как показал ряд исследований, содержание учебного материала по ПДД в программе курса «ОБЖ» не раскрывает тенденций раз-
вития дорожного движения в стране и республике.
Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена «обострением противоречия между потребностью общества в сохранении жизни и здоровья людей и недостаточной теоретической и методической разработанностью путей их специальной подготовки к безопасному участию в дорожном движении». Кроме того, также актуальна проблема совершенствования процесса обеспечения безопасности дорожного движения, предупреждения ДДТТ. В настоящее время существуют различные формы по организации и проведению профилактики ДДТТ, в зависимости от развития того или иного субъекта РФ. Многие рассматривают ДОУ, школы, УДО, автогородки, картинг, ДЮАШ отдельно, не существует системного, комплексного подхода к анализу их организации и эффективности.
Одной из составляющих комплексного подхода к обучению БДД являются психологические вопросы профилактики ДТТ, тесно связанные с социальными и педагогическими проблемами. Частично психологический аспект представлен в транспортной психологии, однако, даже эта отрасль науки не раскрывает всей сущности исследуемой проблемы. В дорожном движении функционирует система, которую можно условно представить как «человек - транспортное средство - дорога и среда» («Ч-Тс-Д и среда») [1, с.88]. При рассмотрении психологических аспектов функционирования этой системы можно заметить, что она имеет сложный вид и может быть представлена как модель «взаимодействия» объектов и субъектов дорожного движения (см. рис.1).
Рис. 1. Система взаимодействий объектов и субъектов дорожного движения
По горизонтали на первом уровне функционируют наиболее сложные с психологической точки зрения взаимодействия - «Человек - человек». Взаимодействия данного типа рассматриваются нами в рамках отношений пешехода и водителя, пассажира и водителя, пешехода и пешехода, водителя и водителя. Особое место здесь занимают взаимодействия «инспектор ДПС - участник дорожного движения». Данные взаимодействия формируют определенную социальную группу - общество, окружающее человека в процессе дорожного движения -будь то пассажиры, пешеходы, водители. На данном уровне функционирует и такое сложное взаимодействие как «человек - общество».
На втором уровне (по горизонтали) функционируют системы взаимодействия типа «общество - транспортное средство», «общество - дорога»,
«человек - транспортное средство -дорога».
По вертикали ярко выражены взаимодействия типа: «человек - транспортное средство», «человек - дорога», «общество - транспортное средство -дорога». Все эти типы взаимодействий формируют определенную дорожно-транспортную среду, в которой происходят пересечения интересов, а иногда возникают и экстремальные и (или) конфликтные ситуации. В условиях дорожно-транспортной среды формируются специфические взаимосвязи интегративного характера, обусловленные, например, условиями инженерно-технического и организационного обеспечения безопасности дорожного движения, а также взаимодействием технических средств и инженерных сооружений дорожно-транспортной системы. Так, взаимодействие автомобилей с проезжей частью дорог или, условно, «поведение»
автомобилей регламентируется дорожными знаками, разметкой дороги и др. Весь комплекс взаимодействий в условиях дорожно-транспортной среды регулируется Правилами дорожного движения.
При рассмотрении вопроса подготовки к безопасному участию в дорожном движении необходимо использовать данные психологии и педагогики.
Отмечая органическую связь педагогики с психологией, П. И. Пид-касистый утверждает: «Между ними существует несколько узлов связи. Главный из них - предмет этих наук. Психология изучает законы психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование детей и взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение этой психики (мышления, деятельности)... Второй узел связи двух наук - показатели и критерии обученности и воспитанности личности. Степень продвинутости знаний школьников регистрируется по изменениям памяти, запасов знаний, оперативных способностей использовать знания в практических целях, владению приемами примитивной деятельности, скорости воспроизведения знаний, владению терминологией, навыками переноса знаний в нестандартные ситуации, приемами предметной эвристики и многими другими показателями. Воспитанность же фиксируется в мотивированных поступках, навыках деятельности и суждений. Все это означает, что симптомами достижений в образовательно-воспитательной работе взрослых с детьми выступают сдвиги в психике, мышлении и поведении учащихся» [8, с. 25].
В противовес данной точке зрения психолог М. А. Котик предложил заменить понятие «подверженность» термином «защищенность», имея под ним в виду способность человека не создавать опасные ситуации, а в случае их появления успешно им противостоять. Научными исследованиями установлено, что люди обладают различной степенью защищенности от опасностей, потому что они имеют разные психологические качества. «Как показывают многочисленные исследования, - утверждает М. А. Котик, - именно психологические качества предопределяют разную защищенность людей от профессиональных опасностей. Среди них можно выделить такие устойчивые качества человека, как темперамент, внимание (объем, распределение и концентрация), координация движений, эмоциональная устойчивость» [3, с. 95].
Особого отношения при рассмотрении проблемы обеспечения безопасности людей в условиях дорожного движения требуют внутренние, психологические свойства личности, реализуемые во взаимосвязях типа «человек-человек», «человек-общество», «человек-транспортное средство», «человек-дорога», в основе которых лежит культура личности.
Психологическое состояние человека в различных формах взаимодействия необходимо рассматривать в виде совокупности таких его внутренних характеристик, как внимание, чувства и воля. В оценке восприятия дорожной ситуации и способности ее анализа будет правильным учитывать каждую из них.
Рассматривая внимание как умение сосредоточиться на чем-либо,
69
чувство как отношение человека к действительности (к тому, что он познает и делает), а волю как сознательное регулирование человеком своего поведения и способность целенаправленно действовать, можно с уверенностью говорить о том, что, начиная с дошкольного и заканчивая преклонным возрастом, человеку необходимо для своего самосохранения развивать и совершенствовать эти свойства. Безусловно, детям в этом нужна помощь взрослых.
С точки зрения психологии безопасности, предпосылка опасного поведения в дорожном движении существует тогда, когда человек считает, что такое поведение не повлечет наказания. Мотивация противозаконного акта может быть чисто психологической. Человек может совершить опасный поступок не потому, что он нуждается в чем-либо, а потому, что убедил себя в том, что ему что-то необходимо. Например, куда-то пойти. В данном случае у него имеется потребность в перемещении и предпосылка: он убежден в необходимости удовлетворения данной потребности [11, с. 6567].
Исследования, проведенные В. А. Варламовым совместно с психологами С. Н. Богомоловой и В. В. Таракановым, показали, что поведение пешехода в первую очередь определяется стоящей перед ним степенью ответственности и дефицитом времени для достижения поставленной цели. Ими установлена прямая зависимость между различными состояниями пешеходов (спешка на работу и с работы, общее утомление после рабочей смены, накопление утомления за рабочую
неделю) и количеством аварийных ситуаций, возникших по их вине.
Терпимое отношение к несоблюдению мер безопасности подразумевает, что человек может оправдывать для себя свое поведение. Для обоснования своего поведения люди со слабой сознательностью, как правило, подбирают множество предлогов. Часто используется при этом такой прием: «Все так поступают». В противоположность этому, люди с высокой сознательностью, как правило, не пытаются оправдывать свое непродуктивное поведение.
Очевидно, что если один из трех приведенных компонентов опасного поведения - предпосылку, потребность и отношение - исключить или заменить другим, то число случаев опасного (непродуктивного) поведения в дорожном движении можно значительно снизить. Исключить элементы - предпосылку и отношение -возможно только при «транспортном» воспитании человека и при его специальной подготовке к безопасному участию в дорожном движении [6].
У некоторых людей имеется так называемое внешне ориентированное представление об управлении поведением и событиями их жизни. Они считают, что происшествия вызываются такими неподдающимися контролю факторами, как удача, шанс или судьба. В стрессовой ситуации у человека такого типа вероятность происшествия становится очень велика. А это, в свою очередь, еще больше усиливает стресс и вероятность возникновения других происшествий.
Противоположностью является человек с внутренней ориентацией, который чувствует ответственность за
свои собственные превентивные действия во избежание негативных ситуаций. В стрессовой ситуации человек с внутренней ориентацией проявляет повышенную предрасположенность к предотвращению происшествий.
Психологические исследования определяют два главных источника ошибок человека, способных привести к происшествиям, - стресс и отсутствие бдительности. Чаще всего оба эти фактора соединяются в одном человеке.
Одним из ведущих факторов предотвращения дорожно-транспортного происшествия по вине пешеходов, на наш взгляд, является наличие у них знаний о существующих опасностях в дорожном движении вообще и представление о той непосредственной опасности, которая присутствует в момент выхода пешехода на проезжую часть дороги, в частности, «зная об опасности того или иного объекта, человек мобилизует внимание, осторожность как средства защиты» [2, с. 347].
Защищенность людей от опасностей предопределяется комплексом индивидуальных психологических качеств, таких как темперамент, внимание, ощущения, мышление, воля, координация движений, эмоциональная устойчивость. Совокупность этих свойств человека называют еще «человеческим фактором», который играет определенную роль в происхождении несчастных случаев. Изменение большинства из этих качеств до уровня, способствующего максимальной защищенности человека в дорожном движении, по нашему мнению, возможно. Оно осуществимо в процессе обучения и воспитания будущих учас-
тников дорожного движения. Наибольшая эффективность при этом может быть достигнута только при условии, что это будет проводиться системно, непрерывно и систематически согласовываться с требованиями, основанными на закономерностях возрастного подхода к обучению и воспитанию, т. е. с учетом возрастной сензитивности обучаемых и воспитываемых.
Что касается детей, то к основным факторам, способным повлиять на их психологическое состояние и поведение в дорожных ситуациях, можно отнести: возраст ребенка, его индивидуальные физиологические и психологические особенности, функциональное состояние организма в определенный момент, среда воспитания.
Среди перечисленных выше факторов функциональное состояние организма и среда воспитания являются решающими и результативными.
В психологических исследованиях отечественных и зарубежных ученых выявлен также ряд психологических качеств (некоторые являются производными от указанных выше), негативно сказывающихся на результатах взаимодействия системы «человек - транспортное средство - дорога и среда». Вот некоторые из них:
- плохие способности к абстракциям, к выявлению связей между явлениями, прогнозированию развития событий;
- плохие способности к планированию, самоконтролю, непрактичность;
- повышенная тревожность и неуверенность в себе, нерешительность;
- высокая напряженность, взвинченность;
- несдержанность, склонность к конфликтам, безразличие к общественному мнению;
- неуважение к нормам, правилам, стремление к свободе поведения;
- беспечность, ветреность [4].
Как видно, неправильное (опасное) поведение человека на дорогах, приводящее к возникновению дорожно-транспортных происшествий, может быть обусловлено как недостатком развития необходимых навыков безопасного поведения в дорожном движении, так и причинами, заложенными в самой природе человека. Таким образом, решение проблемы подготовки к безопасному участию в дорожном движении должно осуществляться с учетом социальных требований, требований психологии и педагогики.
До последнего времени в России обучение и воспитание участников дорожного движения в основном строилось только вокруг Правил дорожного движения (ПДД). Очевидно, что такой подход сложился исторически из-за ранее существовавшей государственной политики обеспечения безопасности дорожного движения, т. е. до принятия в декабре 1995 года Федерального закона «О безопасности дорожного движения». До него и в СССР, и в России отсутствовала государственная концепция правового регулирования в данной области и соответствующие ей программы повышения безопасности движения. Теперь предусмотрено обучение граждан не только Правилам дорожного движения, но и правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.
Не вызывает сомнения то, что ПДД необходимо знать и выполнять гражданам всех возрастов. На то они и 72
Правила, обладающие силой государственной правовой нормы. Незнание Правил, в конечном счете, не снимает ответственности за их нарушение. Но практика показывает, что только знание и выполнение ПДД дает возможность лишь примерно на 10 процентов обезопасить участников дорожного движения от несчастных случаев на дороге. Это объясняется тем, что Правила излагают в основном лишь норму, т. е. то, как должно быть. Они устанавливают и регламентируют правовые отношения между участниками движения и определяют требования к техническому состоянию транспортных средств, средствам регулирования дорожного движения и т.д. Правила предписывают участникам выполнять только такие действия, которые не приведут к нарушению устойчивости или автономности движения транспортных средств, например: «пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как они оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход для них безопасен, пешеходы не должны создавать помехи для движения транспортных средств и т.п.». ПДД не объясняют, какими приемами и методами выполнять указанные требования (только. убедиться,. оценить,. не создавать помех и т.п.) и не содержат «технологию» их безопасного выполнения. Вот почему при знании только ПДД и отсутствии системы обучения правилам безопасного поведения на дорогах дети и взрослые часто оказываются не в состоянии безопасно выполнять требования Правил дорожного движения.
Таким образом, как показывает анализ динамики дорожной аварий-
ности в Республике Татарстан, России, зарубежных странах, увеличение количества транспортных средств неизбежно приводит к росту количества ДТП и числа пострадавших в них участников дорожного движения. Только с помощью специальных мер, постоянно осуществляемых на государственном уровне, можно уменьшить негативные последствия автомобилизации. Одной из слабо разработанных сторон проблемы профилактики ДТП является комплексное обеспечение безопасности участников дорожного движения, в первую очередь детей.
Особого отношения при рассмотрении проблемы комплексного обеспечения безопасности дорожного движения требуют внутренние, психологические свойства личности, то есть связи типа «человек-человек», «человек-общество», «человек-транспортное средство», «человек-дорога», в основе которых - человек, его культура. Поэтому не случайно в теории и практике профилактики ДДТТ важное место играет не только и не столько обучение Правилам дорожного движения, сколько компетентностный подход к обучению правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.
Литература:
1. Клебельсберг Д. Транспортная психология / Под ред. В. Б. Мазуркевича. - М.: Транспорт, 1989. - 260 с.
2. Коршаков И. К. Автомобиль и пешеход: анализ механизма наезда. - М.: Транспорт, 1988. - 362 с.
3. Котик М. А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения. - 2-е издание перераб. и допол.- М.: Транспорт, 1990. -141 с.
4. Матанцева О. Ю., Юров А. П. Разработка типовой методики оценки эффективности мероприятий по безопасности дорожного движения / Легковое и грузовое автохозяйство. - 2000. - № 8. - С. 16-19.
5. Майоров В. И. Безопасность дорожного движения - объект социально-экономического управления: Учебное пособие. (Екатеринбургская ВШ МВД России). - Челябинск: Транспорт, 1995. - 132 с.
6. Минниханов Р. Н., Халиуллин И. А. Школа в системе профилактики детского дорожно транспортного травматизма. - Казань; НЦБЖД 2005. - 102 с.
7. Мухаметзянова Г. В. Профессиональное образование: системный взгляд на проблему / отв. Ред. Н. Б. Пугачева. - Казань: «Идель - Пресс», 2008. - 608с.
8. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пид-касистого. - М.: Рос. пед. агентство, 2005. -608 с.
9. Повышение безопасности дорожного движения в Республике Татарстан: Целевая программа. - Казань, 1997. - 34 с.
10. Сафиуллин Н. З., Ахмадиева Р. Ш. Качество безопасности дорожного движения / Вестник НЦ БЖД №2. - С. 17-24
11. Шакуров Р. Х., Алишев Б. С. Мотивация и стимулирование качества педагогической деятельности в ССУЗ. Ч.2. Оценка качества педагогической деятельности. -Казань: ИССО РАО, 1998. - 72 с.