Э01 10.22394/1726-1139-2020-10-35-44 о
Цифровая экономика Российской Федерации: |
перспективные проекты развития | избирательной системы
о
Васецкий А. А.1 *, Иванов Д. Ю.2 2
. <
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская о_
Федерация; *[email protected] с
2Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Рос- ^
сийской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), Санкт-Петербург, ^
Российская Федерация ¡Е
X
РЕФЕРАТ §
Всеобъемлющие процессы цифрового изменения социально-экономической реаль- с ности актуализировали и сконцентрировали внимание лиц, принимающих решения, и ученых на вопросах адаптации административно-управленческих систем новым вызовам. Государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» содержит ряд проектных направлений цифровой трансформации российской системы государственного управления. Система избирательных комиссий России активно включилась в данную программу и сформировала набор проектных инициатив, которые призваны существенно изменить облик и содержание всей избирательной системы и электорального процесса.
Очевидно, что стремительный характер происходящих внешних (общемировых) и внутренних изменений и вызовов потребовал гибких ответных методов. Методология проектного управления, по мнению авторов, адекватна современной действительности и оптимальна при реализации инициатив, направленных на информационное развитие.
В статье авторы подробно исследуют цифровые проекты и цифровые сервисы российской электоральной системы, а также формируют ряд предложений, направленных на дальнейшее совершенствование проектных инициатив.
Авторы считают, что с научной и прикладной точки зрения ставка на проектный подход в реализации цифровых проектов оправдана, особенно в условиях постоянной смены стратегических приоритетов социально-экономического развития.
Ключевые слова: цифровые проекты, цифровая экономика, избирательные комиссии, избирательная система, избиратели
Для цитирования: Васецкий А. А., Иванов Д. Ю. Цифровая экономика Российской Федерации: перспективные проекты развития избирательной системы // Управленческое консультирование. 2020. № 10. С. 35-44.
Digital Economy of the Russian Federation: Perspective Projects for the Development of the Electoral System
Andrey A. Vasetsky1*, Denis Yu. Ivanov2
1Pushkin Leningrad State University, Saint-Petersburg, Russian Federation; *[email protected] 2Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (North-West Institute of Management, Branch of rAnEPA), Saint-Petersburg, Russian Federation
ABSTRACT
Comprehensive processes of digital change in socio-economic reality actualized and concentrated the attention of decision makers and scientists on the adaptation of administrative systems to new challenges. The state program "Digital Economy of the Russian Federation" contains a number of design areas for the digital transformation of the Russian public administration system. The system of election commissions of Russia was actively included in this program and formed a set of project initiatives that are designed to significantly change the appearance and content of the entire electoral system and the electoral process.
o It is obvious that the rapid nature of the ongoing external (global) and internal changes
and challenges required flexible response methods. The project management methodology, ^ according to the authors, is adequate to modern reality and is optimal when implementing
^ initiatives aimed at information development.
> In the article, the authors examine in detail digital projects and digital services of the Rus-
sian electoral system, as well as form a series of proposals aimed at further improving project ^ initiatives.
The authors believe that from a scientific and applied point of view, the stake on the pro-o ject approach in the implementation of digital projects is justified, especially in the context of
™ a constant change in the strategic priorities of socio-economic development.
Keywords: digital projects, digital economy, election commissions, electoral system, voters
X
< For citing: Vasetsky A. A., Ivanov D. Yu. Digital Economy of the Russian Federation: Perspec-
x tive Projects for the Development of the Electoral System // Administrative consulting. 2020.
^ N 10. P. 35-44.
Введение
Избирательная система Российской Федерации представляет собой многоуровневую, иерархическую вертикальную сеть избирательных комиссий: Центральная избирательная комиссия (ЦИК России), 85 избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (ИКС РФ), около 3000 территориальных избирательных комиссий и избирательных комиссий муниципальных образований и порядка 95 000 участковых избирательных комиссий. Численность членов избирательных комиссий всех уровней составляет около 880 тыс. чел.
Современные противоречивые тенденции социально-экономического развития порождают массу проблем для системы государственного управления, которая вынуждена находиться в постоянном движении и адаптации под меняющиеся условия и поиске стабильных форматов администрирования множества системообразующих процессов.
Избирательная система не остается в стороне от происходящих инновационных изменений, а напротив — является активным участником этих изменений, формирует «правила игры», а также выступает со значимыми проектными инициативами.
Вот уже 25 лет на всей территории России применяется и постоянно совершенствуется государственная автоматизированная система ГАС «Выборы», которая позволяет вести электронный регистр избирателей и участников референдумов на всей территории России в электронном виде, вводить информационные данные и сведения на всех стадиях избирательной кампании, в том числе: о финансовых отчетах политических партий и кандидатов, о выдвижении и регистрации кандидатов, а также передавать с установленной периодичностью сведения о ходе голосования, предварительных итогах голосования и подсчета голосов1. Многие страны, и развитые, и развивающиеся, используют различные системы подсчета голосов, однако на данный момент в мире нет аналогов системе ГАС «Выборы». Ни одна подобная система в мире не сравнится с ГАС «Выборы» по перечню функциональных возможностей и по единому иерархическому формату построения.
По единому принципу также сформирована сеть интернет-порталов избирательных комиссий, которые созданы как инструмент открытости и транспарентности деятельности избирательных комиссий. Интернет-сайты избирательных комиссий
1 Центральная избирательная комиссия. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Ш_: http://www.cikrf.ru/gas/ (дата обращения: 28.03.2020).
содержат максимально актуальную, полную и достоверную информацию о текущей о нормативной и повседневной работе избирательной комиссии, а также о состояв- ^ шихся, проводимых и планируемых выборах. Кроме того, протоколы об итогах ^ голосования по каждому избирательному участку в течение двух часов после их Е^ ввода в ГАС «Выборы» появляются на сайтах соответствующих избирательных ко- ^ миссий и доступны любому человеку из любой точки страны и мира.
На выборах в 2018 г. впервые в масштабах всей страны использовался новый о порядок голосования по месту нахождения — технология «мобильный избиратель», о благодаря которому процедура участия в выборах стала более простой и удобной. <
«Мобильный избиратель» — новый порядок голосования по месту нахождения уже ^ второй год доказывает свою эффективность и продолжает совершенствоваться. х
Алгоритм технологии следующий: избиратель через избирательные комиссии, 2 многофункциональные центры, единый портал «Госуслуг» имеет право и возмож- н-ность подать заявление для осуществления голосования по месту своего нахож- ^ дения с одновременным исключением его из списков избирателей по месту своей ° регистрации. Как показывает практика, наиболее востребованными способами подачи заявления стали участковые и территориальные избирательные комиссии (около 50% заявлений), онлайн, через портал «Госуслуг», было подано более 30% заявлений, через МФЦ — почти 20% от общего числа поданных заявлений.
Как показал опыт, новый порядок голосования по месту нахождения — это новый, законный, эффективный и востребованный способ обеспечения избирательных прав граждан.
При этом, как показывает опыт использования технологии «мобильный избиратель», на некоторых избирательных участках в связи с применением нового порядка голосования, число избирателей оказалось слишком большим и превысило три тысячи человек. Это повлекло за собой образование очередей на некоторых избирательных участках. Необходимо в дальнейшем организаторам выборов учесть возможность такой ситуации и не допустить образование очередей на избирательных участках.
Также вот уже второй год подряд на выборах применяется технология изготовления протоколов голосования с использованием машиночитаемого кода. Использование ОЯ-кодов в протоколах об итогах голосования значительно снижает нагрузку на работу членов участковых избирательных комиссий, связанной с формированием итогового протокола, что в результате приводит к ускоренному вводу данных об итогах голосования в ГАС «Выборы», исключает технические ошибки, минимизирует человеческий фактор, а также сводит на нет возможность повторного ввода итоговых протоколов. Данная технология привела к повышению степени доверия среди избирателей и других субъектов избирательного процесса к проводимым выборам, в том числе оказала положительное влияние на прозрачность и законность выборных процедур.
Впервые эта технология использовалась на выборах Президента России в 2018 г. Присвоение каждому протоколу УИК индивидуального ОЯ-кода является не только гарантией невозможности искажения результатов голосования, но и существенно ускоряет процесс их обработки по итогам выборов. Система работает следующим образом: участковая комиссия непосредственно на участке вводит протокол об итогах голосования в компьютер, протокол проверяется на соответствие контрольных соотношений и отсутствие ошибок, после чего программа присваивает протоколу ОЯ-код и распечатывает протокол. При этом процедура формирования протокола участковой комиссией может демонстрироваться на дополнительном мониторе, обращенном к наблюдателям и представителям СМИ.
По мнению экспертов, в том числе международных наблюдателей, эта технология актуальна в целом для мировой электоральной практики.
<
Материалы и методы
Для достижения целей государственной политики и решения стратегических задач Е5 развития, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Фе-^ дерации, Правительством Российской Федерации разработана нормативно-правовая основа для внедрения проектных принципов работы в систему органов публичен ного управления.
о Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических < задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» является масс штабированием нормативной и методологической работы Правительства РФ и устах навливает инновационную систему управления процессом достижения показателей 2 развития страны [4, с. 95].
В данном стратегическом документе закрепляется проектный подход его реа-^ лизации. Появились паспорта национальных проектов и другие федеральные до° кументы, которые были разработаны, исходя из данного указа [Там же].
В отличие от процессной модели, где методология формируется вокруг взаимосвязанных процессов управления [3, с. 25], основой проектной модели является программа или проект, каждый из которых направлен на достижение стратегических задач развития и добавляет определенную ценность в удовлетворение запроса конечного потребителя — гражданина, организации.
Министерство связи и информатизации России разработало паспорт программы «Цифровая экономика Российской Федерации», который был утвержден по итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г.
Данная программа объединяет широкий круг участников для реализации шести федеральных проектов, предполагающих совершенствование информационной инфраструктуры, повышение безопасности, внедрение новых информационных технологий, трансформацию системы государственного управления, подготовку и развитие кадров для цифровой экономики. Избирательные комиссии России всех уровней также стали активными участниками программы, сформировав свои цифровые инициативы на основе логики проектного подхода.
Одним из основных принципов, определяющих деятельность и функционирование избирательных комиссий всех уровней, считается их публичный характер работы, постоянная информационная транспарентность перед обществом и гражданами, а также гласность при реализации своих законодательно закрепленных полномочий.
Результаты
Цифровые сервисы для участников избирательного процесса
Для снятия информационных барьеров и облегчения получения информации ключевыми участниками избирательного процесса ЦИК России определил для реализации в период 2019-2021 гг. перечень из 26 цифровых сервисов в рамках проекта «Цифровое государственное управление» (табл. 1). Сервисы предполагают взаимодействие субъектов электорального процесса (избирательные комиссии, избиратели, кандидаты, избирательные объединения, СМИ и субъекты общественного контроля (наблюдатели)) по широкому кругу вопросов через авторизационный буферный механизм Единого портала государственных услуг1.
1 Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/39218/ (дата обращения: 02.04.2020).
Таблица 1 о
m
Перечень цифровых сервисов для участников избирательного процесса ^
Table 1. List of digital services for electoral process participants ^
Получатели сервисов Наименование цифровых сервисов
Цифровые сервисы для избирателей Информирование о выборах и референдумах и сроках их проведения; Информирование о факте подачи заявления о включении в список избирателей по месту нахождения и результатах его обработки; Информирование о комиссиях референдума и избирательных комиссиях (адреса и телефоны); Подача заявления о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования; Информирование об избирательных объединениях и кандидатах; Информирование о включении в список на избирательном участке; Доступность голосования участников референдума и избирателей на региональных выборах по месту нахождения в иных регионах России; Информирование о поступлении и расходовании избирательных фондов избирательных объединений и кандидатов; Информирование о результатах выборов и референдумов; Осуществление на расчетные счета политических партий пожертвования в избирательные фонды
Цифровые сервисы для кандидатов и избирательных объединений, политических партий Подача уведомления и выпуске печатных агитационных материалов; Выдвижение в состав комиссии референдума и избирательной комиссии; Представление финансовых отчетов политическими партиями о текущей деятельности; Информирование о предстоящих выборах и сроках их проведения; Открытие специальных избирательных счетов; Информирование о формировании и составах комиссий референдума и избирательных комиссий; Информирование о результатах референдумов и выборов; Информирование о результатах регистрации (избирательных объединений) кандидатов на выборах
Цифровые сервисы для СМИ Подача уведомлений о готовности к представлению избирательным объединениям и кандидатам рекламных площадей, эфирного времени, изготовлению печатных агитационных материалов и т. д.; Подача заявлений на аккредитацию СМИ; Формирование аккредитационного удостоверения в цифровом виде
Цифровые сервисы для избирательных комиссий Проверка сведений о жертвователях, перечисливших пожертвования на расчетные счета политических партий и в избирательные фонды; Прием в электронном виде и организация проверки документов с использованием федеральных информационных ресурсов; Открытие расчетного счета избирательной комиссии; Актуализация сведений о членах комиссий
Цифровые сервисы для субъектов общественного контроля Назначение наблюдателей в комиссии
Источник: материалы Официального интернет портала ЦИК России. Центральная избирательная комиссия. Официальный сайт. URL: http://www.cikrf.ru/gas/ (дата обращения: 28.03.2020).
о Видеонаблюдение в помещениях для голосования
о
^ Впервые в масштабах всей страны система видеонаблюдения была успешно при-ЕЗ менена в день голосования на выборах Президента Российской Федерации, кото-^ рые состоялись 4 марта 2012 г.
В Президентскую кампанию 2018 г. технология осуществления видеонаблюдения о на участках для голосования вышла на качественно иной уровень. Правительство о Российской Федерации своим распоряжением определило ПАО «Ростелеком» еди-< ным оператором, осуществляющим не только организацию и сопровождение пря-^ мой видеотрансляции за ходом голосования на выборах Президента России 18 мар-х та 2018 г., но и за хранение всех видеозаписей и за организацию к ним доступа 2 через специальный интернет-портал.
н- В данном масштабном и беспрецедентном по своим техническим амбициям ^ и открытости проекте были задействованы все 85 субъектов Российской Федера-° ции. Видеонаблюдение было организовано в более чем 40 тыс. участковых и территориальных избирательных комиссиях.
Средства видеонаблюдения в участковых избирательных комиссиях организуются и устанавливаются с учетом безапелляционного соблюдения тайны голосования. Один участок голосования оборудовался двумя видеокамерами: одна видеокамера была направлена на место выдачи избирательных бюллетеней; вторая — на стационарные ящики для голосования или технические средства подсчета голосов (комплексы обработки избирательных бюллетеней — КОИБ или комплексы для электронного голосования — КЭГ).
В рамках проекта «Цифровая экономика» к 2021 г. планируется оснастить все участки для голосования высокоскоростным интернетом, что позволит воспользоваться последними технологическими инновациями в избирательном процессе.
Разрабатываются проекты по осуществлению интеллектуального видеоконтроля с целью выявления нарушений избирательного процесса: анализ 12-часового видео за несколько минут; фиксация нелегитимных повторных голосований избирателей через алгоритм — 1 человек = 1 бюллетень; автоматизированная сверка результатов анализа видео с итоговым протоколом голосования.
Возможность максимального использования в избирательном процессе современных информационных технологий поможет снизить риски каких-либо нарушений в день голосования, позволит сделать выборы более прозрачными и гласными.
Эксперимент по созданию цифровых участков для голосования и дистанционному голосованию
В 2019 г. Центральная избирательная комиссия, в рамках проекта «Цифровая экономика», выступила с рядом технологических инициатив. К самым прорывным новациям экспертное сообщество единогласно причисляет проведение эксперимента по образованию 30 цифровых участков для голосования в г. Москве на выборах в субъектах Российской Федерации, а также эксперимент по дистанционному голосованию в единый день голосования 8 сентября 2019 г.
В эксперименте с цифровыми участками приняли участие 4 субъекта Российской Федерации, где прошли дополнительные выборы депутатов Государственной Думы седьмого созыва, а также 16 регионов, где состоялись губернаторские выборы [1, с. 4]. Заявление о голосовании на таком участке избиратель имел возможность подать через единый портал государственных услуг (ЕПГУ) не ранее чем за 45 дней и не позднее, чем за три дня до голосования.
К 2021 г. планируется организовать около 5 тыс. цифровых избирательных участков по всей стране. Проект по созданию цифровых участков для голосования является инновационным продолжением концепции «мобильный избиратель».
В дистанционном голосовании через портал MOS.ru смогли принять участие о
избиратели на выборах депутатов Мосгордумы по трем избирательным округам. ^
Следует отметить феноменальную активность избирателей при дистанционном ^
голосовании. Явка избирателей на 10 утра в единый день голосования 8 сентября EJ
2019 г. была в районе 80 % от общего числа, а итоговая явка составила 92,3% g
зарегистрированных избирателей. В настоящее время происходит детальный ана- L-
лиз результатов применения технологий цифровых участков голосования и дис- о
танционного голосования. Но уже сейчас можно констатировать факт, что за этими о
технологиями большое будущее. <
CL
а
Цифровой проект Единого Регистра избирателей и участников референдума х
В рамках масштабной технологической инициативы Национальной системы управ- 2 ления данными реализуется проект по формированию федерального регистра из- н-бирателей. В настоящее время на территории России зарегистрировано 108,476 млн ^ избирателей и еще 2 млн — за ее пределами. °
На данный момент Регистр избирателей составляется путем физической передачи информации на электронных или бумажных носителях в органы местного самоуправления от поставщиков данных — 5 ведомств (табл.2).
После получения сведений органами местного самоуправления, в конечном итоге, данные вносятся вручную в систему ГАС «Выборы». Единой системы агрегирования и работы со сведениями об избирателях не существует. Уровень автоматизации обработки сведений об избирателях и участниках референдума крайне низкий. Данный факт значительно увеличивает трудозатраты на ведение Регистра избирателей и увеличивает время на актуализацию сведений об избирателях. В настоящее время Аналитическим центром при Правительстве России в нескольких регионах проводится эксперимент по созданию единого реестра. Результатом эксперимента станет создание цифровой платформы НСУД — национальной системы управления данными и на ее основе осуществление автоматического централизованного сбора и обработки информации для регистра избирателей России
Таблица 2
Субъекты предоставления данных об избирателях
Table 2. Subjects of providing data on voters
Субъект предоставления (поставщики) данных Состав предоставляемых данных
Министерство внутренних дел Сведения из документа, удостоверяющего личность заявителя; Сведения о регистрации заявителя по месту жительства или месту пребывания
Федеральная налоговая служба Сведения о заключении брака, смерти, перемены фамилии, собственного имени, отчества
Министерство обороны Сведения о гражданах, призванных на срочную военную службу
Верховный Суд Сведения о признании гражданина недееспособным
Федеральная служба исполнения наказаний Сведения о гражданах, содержащихся в местах лишения свободы
Источник: Интернет-портал D-russia.ru daily online issue (Digital Russia) [Электронный ресурс]. URL: http://d-russia.ru/nachalo-eksperimenta-po-ispolzovaniyu-nsud-i-sozdaniyu-tsifrovogo-profilya-zaplanirovano-na-maj.html (дата обращения: 18.03.2020).
о из централизованных ведомственных автоматизированных систем информационных ^ ресурсов.
о Обсуждение
_
Ш
о Представленные цифровые проекты, направленные на совершенствование изби-
со
о рательного процесса, несомненно, вызывают ряд положительных и отрицательных < дискуссий. Любые инновации, которые приводят к существенным сдвигам в рутин-сЕ ной деятельности и меняют привычный ход событий, требуют обстоятельного из-х учения и времени на апробацию и адаптацию.
Анализ показывает, что из 26 представленных «цифровых сервисов» восемь н- носят исключительно информативный характер и затрагивают исключительно полу-^ чение фрагментарных сведений участниками избирательного процесса.
Поскольку единый портал государственных услуг является крайне ресурсоемким и нагруженным сайтом с огромным количеством запросов и предназначен для подачи заявлений и получения услуг, то предлагается исключить из реализации на данном портале цифровые сервисы, предполагающие лишь услуги информирования.
Целесообразно все предлагаемые проекты цифровых сервисов, для получения которых не требуется подтвержденная учетная запись, не размещать на едином портале государственных услуг, а размещать на интернет-порталах соответствующих избирательных комиссий.
Дистанционное голосование, которое встретило массу положительных отзывов со стороны экспертов и аналитических центров, в настоящее время требует серьезных доработок. Очевидно, потребуется время на создание надежной системы безопасности для всего института электронного голосования. Без оптимальной системы криптографической защиты будет проблематично повысить уровень доверия избирателей к данному инновационному проекту избирательной системы.
Совершенствование Регистра избирателей также требует внимательного подхода. Сложившийся порядок формирования Регистра складывался десятилетиями, начиная от местного уровня и заканчивая уровнем федеральным. В результате образовались устойчивые деловые связи, которые достаточно эффективны. Резкое изменение порядка формирования Регистра, отказ от прежней системы, необходимое обязательное время на устранение всех «шероховатостей» могут привести к ситуации, в которой параллельно существуют два неработоспособных алгоритма формирования списков избирателей.
Выводы
Изменения экономической системы, вызванные развитием производственного и информационного потенциала общества, формирование нового технологического уклада, повсеместное внедрение новых информационных технологий требуют определенного реформирования, а в некоторых случаях пересмотра методологических подходов и требований к системе государственного управления с тем, чтобы по достоинству воспользоваться имеющейся ситуацией прогресса. В этой среде современной цифровой экономики повышается актуальность гибких методов управления, которые дают инструмент для незамедлительной реакции на внешние и внутренние воздействия. Формируется новая, высокотехнологичная и сверхпрофессиональная система государственного управления.
Избирательная система как публичный институт, ориентированный на реализацию избирательных прав граждан, также имеет тенденцию к совершенствованию своей
<
деятельности через призму проектной методологии. Развивается ряд цифровых проектов, которые доказывают направленность электорального процесса идеям открытости для граждан и инноваций, гибкости и адаптации к быстроменяющимся
внешним и внутренним условиям. Е^
Очевидно, ставка на проектный подход в достижении целей социально-эконо- ^ мического развития сделана исходя из массы преимуществ данного подхода, это
и ориентированность на результат, контроль времени и затрат, мониторинг и ана- о
лиз рисков, гибкость проектных структур управления, пристальное внимание к за- о
интересованным сторонам проекта, разработанная система государственных стан- <
дартов проектного управления [5, с. 96]. с
Опыт большинства развитых стран показывает, что реализация проектного под- х
хода позволяет сосредоточить ресурсы исключительно для достижения стратеги- 2
ческих целей в рамках приоритетных направлений развития. н
Литература
1. Абрамов Ю. И. Москва. Выборы. Эксперимент // Выборы: теория и практика. 2019. № 2 (50). С. 3-10.
2. Асмолов А. Г. Гонки за будущим: «... и вот наступило потом» // Российское образование и общество. 2018. № 5 (60). С. 381-391.
3. Большаков С. Н., Васецкий А. А. Оценка эффективности муниципального управления на основе мониторинга стратегических решений социально-экономического развития // Управленческое консультирование. 2019. № 5. С. 24-34.
4. Евдокимов К. В., Иванов Д. Ю., Суслов Е. Ю. Проблемы и перспективы использования проектного подхода в решении стратегических задач развития экономики России // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2018. № 6 (73). С. 92-102.
5. Иванов Д. Ю., Суслов Е. Ю. Разработка проекта реинжиниринга административных процессов в органах государственной власти // Управленческое консультирование. 2019. № 4 (124). С. 89-98.
Об авторах:
Васецкий Андрей Анатольевич, профессор кафедры государственного и муниципального управления Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина (Санкт-Петербург, Российская Федерация), доктор политических наук, профессор; уаве1:8к1уаа@ inbox.ru;
Иванов Денис Юрьевич, доцент кафедры менеджмента Северо-Западного института управления РАНХиГС (Санкт-Петербург, Российская Федерация), кандидат политических наук; [email protected]
References
1. Abramov Y I. Moscow. Elections. Experiment // Elections: Theory and practice [Vybory: teoriya i praktika]. 2019. N 2 (50). P. 3-10. (In rus)
2. Asmolov A. G. Race for the future: «...Now here comes what's next» // Russian education and society [Rossiiskoe obrazovanie i obshchestvo]. 2018. N 5 (60). P. 381-391. (In rus)
3. Bolshakov S. N., Vasetsky A. A. Evaluation of the effectiveness of municipal management on the basis of monitoring of strategic decisions of socio-economic development // Administrative Consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2019. N 5. P. 24-34. (In rus)
4. Evdokimov K. V., Ivanov D.Y, Suslov E.Y Problems and prospects of using a design approach in solving strategic tasks of Russian economy development // Herald of the Belgorod University of cooperation, economics and law [Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava]. 2018. N 6 (73). P. 92-102. (In rus)
5. Ivanov D.Y, Suslov E.Y The project development of administrative processes reengineering within the public authorities // Administrative Consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2019. N 4 (124). P. 89-98. (In rus)
o About the authors:
h Andrey A. Vasetsky, Professor of Chair of public and local administration of Pushkin Leningrad
^ State University (Saint-Petersburg, Russian Federation), Doctor of Political Science, professor;
> Denis Yu. ivanov, Associate Professor of Chair of Management of North-West Institute of Management, Branch of RANEPA (St. Petersburg, Russian Federation), PhD in Political Science;