Научная статья на тему 'Применение информационных технологий в избирательном процессе как инструмент повышения электоральной активности'

Применение информационных технологий в избирательном процессе как инструмент повышения электоральной активности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1069
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЫБОРЫ / БЛОКЧЕЙН / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / ЦИФРОВАЯ ПОДПИСЬ / ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ELECTORAL PROCESS / ELECTIONS / BLOCKCHAIN / INFORMATION TECHNOLOGIES / INTERNET / DIGITAL SIGNATURE / ELECTORAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морозова Мария Валерьевна, Малахвей Елизавета Дмитриевна

Рассматриваются вопросы применения информационных технологий в избирательном процессе и их влияние на электоральную активность. Проанализированы основные способы осуществления избирательного процесса с помощью информационных технологий, в том числе блокчейн-сети. Изучен мировой опыт использования информационных технологий при проведении выборов различного уровня. По результатам исследования сделаны предложения по совершенствованию законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of information technology in the electoral process as a tool to increase electoral activity

In article discusses questions of use of information technologies in electoral process and their influence on electoral activity are considered. The main ways of implementation of electoral process by means of information technologies, including a blockchain network are analysed.The world experience of using information technologies in conducting elections at various levels has been studied. According to the results of the study, suggestions were made to improve legislation.

Текст научной работы на тему «Применение информационных технологий в избирательном процессе как инструмент повышения электоральной активности»

УДК 342.8

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ

ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

М.В. Морозова, Е.Д. Малахвей

Рассматриваются вопросы применения информационных технологий в избирательном процессе и их влияние на электоральную активность. Проанализированы основные способы осуществления избирательного процесса с помощью информационных технологий, в том числе блокчейн-сети. Изучен мировой опыт использования информационных технологий при проведении выборов различного уровня. По результатам исследования сделаны предложения по совершенствованию законодательства.

Ключевые слова: избирательный процесс, выборы, блокчейн, информационные технологии, интернет, цифровая подпись, электоральная активность.

Информатизация общества играет значительную роль в формировании политической активности населения страны. Несомненно, именно она явилась одним из факторов повышения электоральной активности и прозрачности избирательного процесса в целом, о чем свидетельствует использование информационных технологий в избирательном процессе в таких странах как США, Великобритания, Канада, Эстония, Швейцария, Австралия и т.д. Но нельзя говорить об исключительно положительном эффекте информационных технологий, так как посредством их использования было совершено значительное количество попыток срыва избирательного процесса и попыток оказания воздействия на избирателей.

Тем не менее, реалии развития гражданского общества таковы, что информатизация является его неотъемлемой частью, в связи с этим государство уделяет огромное внимание внедрению электронных технологий, в том числе в избирательный процесс. Так, на многих избирательных участках на выборах Президента Российской Федерации 2018 г. голосование проходило с использованием КОИБов (комплексов обработки избирательных бюллетеней), инструкция по работе с которыми была принята ЦИК России еще в 2011 году. Несмотря на то, что подобные электронные технологии существуют достаточно давно, в течение долгого времени они проходили проверку и лишь в 2018 году были использованы в масштабном количестве. Использование электронных технологий непосредственно на избирательных участках является одним из способов информатизации выборов, тем не менее, при подобной форме голосования, бумажный бюллетень все равно используется.

Еще одним из ключевых новшеств выборов Президента 2018 года стала отмена открепительных удостоверений и возможность выбора избирательного участка по месту нахождения посредством использования портала «Госуслуги». По данным Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, на Портале зарегистрирован каждый второй пользователь рунета [1], при этом ежемесячный прирост пользователей составляет от 800 тыс. до 2

147

млн. человек, что свидетельствует о важности работы с избирателями в сети, а также возможности осуществлять свою волю в он-лайн пространстве.

По нашему мнению, следующим шагом развития избирательного процесса может стать осуществление гражданами активного избирательного права посредствам использования портала «Госуслуги» или ГАС «Выборы». Аутентификация через установление личности позволяет говорить о безопасности и эффективности проведения голосования через портал. Кроме того, подобные нововведения, значительно повысят явку молодых избирателей, так как для них присутствие в сети и ее использование в целях своего волеизъявления наиболее привычная форма участия в социальной и политической жизни государства.

Также не стоит забывать про возможности специальных технологий, которые на настоящий момент не используются так активно, как могли бы. Например, электронная цифровая подпись (ЭЦП) позволила бы осуществлять голосование непосредственно через сеть «Интернет». Подобные инициативы уже обсуждались в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, тем не менее, внедрение ЭЦП требует значительных финансовых затрат и проведения ряда мероприятий по реорганизации процесса. Но, несмотря на всю сложность и трудоемкость работы, которую необходимо проделать для внедрения электронного голосования, она принесет положительные результаты и значительно расширит возможности граждан в части избирательного процесса и непосредственного участия в выборах любого уровня. Даже в Концепции развития безопасности информации в Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» отмечено, что дальнейшее развитие подсистемы безопасности информации ГАС «Выборы» в первую очередь основывается на необходимости внедрения средств криптографической защиты информации, обеспечивающих использование ЭЦП. Электронная цифровая подпись позволяет осуществить аутентификацию источника данных и обеспечить их целостность, а при взаимодействии людей - обеспечивает ещё и невозможность отрицания от авторства. Причём это единственная технология, которая решает сразу указанные три проблемы [2, с. 53].

В Российской Федерации использование электронной цифровой подписи регулируется Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-Ф3 (ред. от 23.06.2016) «Об электронной подписи», в соответствии с которым применяется два вида ЭЦП: квалифицированная и неквалифицированная. Их основное отличие состоит в наличии ключа проверки. Соответственно в случае с использованием ЭЦП при осуществлении волеизъявления на выборах целесообразно использовать квалифицированную подпись, так как это позволит в наибольшей степени обезопасить персональные данные и сделать избирательный процесс легальным и легитимным.

Так, например, в США, Великобритании, Канаде, Эстонии, Швейцарии, Австралии и т.д. практикуется несколько видов электронного голосования: голосование с помощью социальной карты, голосование с помощью мобильного телефона (Великобритания), голосование с использованием дисков

148

для электронного голосования (Канада, США, Эстония), электронное голосование с использованием ID-карт (Швейцария).

Опыт зарубежных государств позволил выявить ряд очевидных достоинств электронного голосования [3]. К таким несомненным достоинствам можно отнести: возможность принимать участие в голосовании вне зависимости от места нахождения; минимизацию затрат на проведение выборов; сокращение времени проведения выборов; упрощение подсчета голосов; увеличение числа избирателей. По нашему мнению, подобные современные способы голосования могут быть апробированы в Российской Федерации на муниципальном уровне и в последствии на федеральном. Онлайн проведение голосований по вопросам государственной власти, государственной социальной политики, экономического развития, позволят максимально расширить участие граждан в развитии государства, а власть, в свою очередь, сможет наиболее эффективно исполнять свои функции.

Еще одна современная технология, которая может быть использована для проведения электронного голосования - блокчейн. Не вдаваясь в технические подробности системы блокчейн, стоит отметить, что данная технология представляет собой реплицированную распределенную базу данных, которая хранится в измененном виде благодаря хэш-функции, что позволяет говорить о безопасности персональных данных. Так, в одном из интервью глава Сбербанка Герман Греф обозначил, что после начала промышленного применения блокчейна в бизнесе и управлении государством через 5-10 лет в экономике произойдет «гигантский сдвиг» [4].

Одним из неоспоримых достоинств технологии блокчейн является прозрачность операций, совершаемых с ее помощью, а также анонимность. Таким образом, любой из пользователей может ознакомиться с историей совершенных посредством технологии транзакций, но не может идентифицировать получателя и отправителя.

Все участники системы блокчейн получают доступ к информации при помощи специальных уникальных ключей, представляющих из себя индивидуальный набор криптографических записей, которые не может получить постороннее лицо. Данные ключи можно получить только с помощью доступа к большинству компьютеров, подключённых к сети, таким образом, взлом данной системы практически невозможен, а конфиденциальность переданных данных неприступна [5, с. 4].

Технология блокчейн может применяться практически во всех сферах жизнедеятельности, благодаря чему она является универсальной. Так, например, компания IBM в США призывает государственные структуры страны к применению «облачных» технологий, в частности и технологии блокчейн, во властно-управленческой деятельности, что поможет сэкономить как время, так и бюджетные денежные средства [6].

Стоит отметить интерес к технологии блокчейн и у непосредственных представителей органов государственной власти Российской Федерации. Еще в 2016 году было проведено совещание, на котором рассматривались проекты, в частности по использованию технологии блокчейн в качестве платформы для

149

проведения электронных голосований, а также в государственном управлении непосредственно [7].

Уникальность голосования с применением технологии блокчейн состоит в том, что на настоящий момент в мировой практике нет данных о взломе системы блокчейн, кроме того, благодаря особенностям указанной технологии, а именно прозрачности голосования и невозможности подделки «электронного голоса избирателя», представляется возможным свести на нет вопрос о возможности вмешательства в избирательный процесс. Что касается самой технологии голосования, для его осуществления с использованием блокчейна каждый дееспособный гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом, может быть наделен собственным ключом доступа, что позволит соблюсти основной принцип выборного процесса, закрепленный в ч. 1 ст. 81 Конституции Российской Федерации, тайну голосования [8]. Каждому избирателю, осуществляющему волеизъявление путем использования технологии блокчейн, будет предоставляться один виртуальный голос, который будет отправляться в электронный пункт приема, таким образом при применении данной технологии любой человек (в том числе представители избирательных комиссий, наблюдатели на выборах и т. д.) сможет подсчитать поданные голоса и убедиться в честности проведения выборов. Кроме того, применение технологии блокчейн может способствовать повышению электоральной активности молодежи. Учитывая, что молодёжь является активным пользователем сети Интернет, эффективным способом борьбы с электоральным абсентеизмом могло бы стать электронное голосование [9, с. 12].

Технологическая возможность голосовать он-лайн значительно расширит возможности избирателей, при этом обезопасив их от нарушения защиты персональных данных. На сегодняшний день существует лишь небольшое количество стран, на законодательном уровне разрешивших проводить выборы с помощью сети «Интернет», и Россия пока не входит в их число. При этом самой большой проблемой интернет-голосований является сохранение предоставляемых пользователем данных. Стоит отметить, что в сети «Интернет» есть огромное количество способов защиты данных, которые используются для совершения электронных банковских операций и в процессе предоставления государственных услуг, то есть существуют апробированные технологии, позволяющие сделать данные максимально защищенными от воздействия преступников или иных лиц.

Кроме того, в марте 2018 года в одном из государств Западной Африки прошли первые выборы президента с задействованием технологии блокчейн. Несмотря на то, что она применялась только для верификации бумажных бюллетеней, можно говорить о возможности ее использования непосредственно для осуществления волеизъявления.

Несмотря на все положительные стороны применения электронных технологий в избирательном процессе, электронное голосование вызывает значительное количество трудностей и на настоящий момент не может быть

применимо повсеместно. Рассмотрим основные спорные моменты применения электронных технологий и блокчейна при осуществлении голосования:

- обязательное наличие защищенного канала выхода в сеть «Интернет» и бесперебойного источника электропитания;

- отсутствие нормативно-правового регулирования использования электронных технологий в избирательном процессе;

- отсутствие специалистов в области осуществления контроля за проведением электронного голосования;

- высокая стоимость внедрения блокчейн-сети в регионах и технической модернизации избирательных комиссий;

- сложность в понимании технологии блокчейн, что одновременно может являться плюсом и минусом ее внедрения в выборный процесс, так как электронные технологии могут привлечь молодых избирателей, но оттолкнуть возрастную категорию;

- устоявшаяся структура избирательного процесса, основанная на формальности голосования.

Таким образом, использование электронных технических средств в избирательном процессе не далекое будущее, а почти наступившая реальность. Информатизация гражданского общества, вовлечение в процесс выборов молодых граждан Российской Федерации требуют от государства своевременных и современных мер развития организации и проведения избирательных кампаний на территории государства. Учет зарубежного опыта в информатизации выборного процесса, применение последних технологий и разработок в сфере 1Т-технологий, позволят сделать весь избирательный процесс максимально прозрачным, а деятельность органов государственной власти наиболее эффективной. Кроме того, подобные нововведения повысят доверие граждан к власти, и вовлекут в процесс развития гражданского общества и государства молодежь.

Если рассматривать современные технологии, которые можно использовать при осуществлении электронного голосования, наиболее эффективными из них стоит признать электронную цифровую подпись и использование технологии блокчейн. В совокупности данные средства позволят не только персонализировать процесс голосования и сделать его доступным для любого гражданина России в любой точке мира, но и максимально обезопасить данные, передаваемые в избирательные комиссии. Кроме того, технология блокчейн позволит сделать подсчет голосов еще более точным, так как алгоритм входа и выхода данных посредством хэш-функции защитит их от любых изменений и предотвратит малейшие нарушения избирательного процесса.

Тем не менее, чтобы ввести в избирательную практику технологию блокчейн, необходимо проводить значительную просветительскую работу по информированию граждан, а также обеспечить их регистрацию в сети и настройку всей системы приема и обработки виртуальных голосов. Кроме того, введение новых технологий в избирательный процесс требует внесения значительных изменений в законодательство Российской Федерации. Так,

151

представляется возможным статью 74 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 03.07.2018) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» «Использование ГАС «Выборы» при проведении выборов, референдума» заменить на «Использование информационных технологий при проведении выборов, референдума». Исходя из этого, возникает необходимость внесения поправок в статью 74, так формулировка «используется только ГАС «Выборы»» не может использоваться при наличии и использовании иных информационных технологий в избирательном процессе, следовательно в новой редакции статья должна разрешать использование электронных технологий, рассмотренных в данной статье.

В ноябре 2017 года Правительством Российской Федерации был создан Проект Постановления «О проведении на территории г. Москвы эксперимента по использованию технологии «Блокчейн» в целях мониторинга достоверности сведений Единого государственного реестра недвижимости». К сожалению, до настоящего времени он так и не был апробирован, тем не менее, создание такого проекта свидетельствует об интересе органов государственной власти к технологии блокчейн. В целях ее оптимизации для избирательного процесса, представляется возможным создать подобный проект на региональном уровне и проанализировать его результаты для решения вопроса о готовности общества к внедрению новых технологий в процесс выборов.

Список литературы

1. Козырев А.О. На Едином портале госуслуг зарегистрирован каждый второй пользователь Рунета // Официальный интернет-ресурс Минкомсвязи России, 2018. URL: http://minsvyaz.ru/ru/events/36373/ (дата обращения: 08.08.2018).

2. Черемушкин А.В. О содержании понятия «электронная подпись» // Прикладная дискретная математика. 2012. № 3 (17). С. 53-69.

3. Митяева Ю.В. Опыт проведения интернет-голосования на выборах и референдумах в России и за рубежом // Выборы: теория и практика. 2013. №2 (26). С. 13-18.

4. Трунина А., Ракитина Е. Греф анонсировал «гигантский сдвиг» в экономике благодаря блокчейну // ЗАО «РБК», 1995-2018. URL: https://www.rbc.ru/economics/16/09/2017/59bd06059a794701eab2f629 (дата обращения: 06.08.2018).

5. Алексеев Р.А. Блокчейн как избирательная технология нового поколения — перспективы применения на выборах в современной России // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. №2.

6. Федорченко С.Н., Федорченко Л.В. Власть и облачные технологии в России и США // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2016. № 2.

7. Институт Развития Интернета создаст рабочую группу для изучения перспектив развития блокчейна в России // «Институт развития интернета»

(ИРИ), 2015 - 2018. URL: http://ири.рф/news/13832/ (дата обращения: 17.08.2018).

8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

9. Алексеев Р.А., Абрамов А.В. Электоральный абсентеизм в России и способы его преодоления (на материалах президентских выборов 2000-2012 гг.) // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2016. № 4.

Морозова Мария Валерьевна, канд. юрид. наук, доц. кафедры,

morozovamv2016@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

Малахвей Елизавета Дмитриевна, магистрант, emalakhvey@mail.ru, Россия, Тула, тульский государственный университет

THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN THE ELECTORAL PROCESS AS A TOOL TO

INCREASE ELECTORAL ACTIVITY

M.V. Morozova, E.D. Malakhvey

In article discusses questions of use of information technologies in electoral process and their influence on electoral activity are considered. The main ways of implementation of electoral process by means of information technologies, including a blockchain network are analysed.The world experience of using information technologies in conducting elections at various levels has been studied. According to the results of the study, suggestions were made to improve legislation.

Key words: electoral process, elections, blockchain, information technologies, Internet, digital signature, electoral activity.

Morozova Mariya Valer'evna, Cand. jurid. Sciences, Assoc. Department, morozovamv2016@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Malakhvey Elizaveta Dmitrievna, graduate student, emalakhvey@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.