СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ «БЛОКЧЕЙН» В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ Руднева Татьяна Сергеевна, студент (e-mail: [email protected]) Макаревич Марина Леонидовна, к.и.н., доцент
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
г.Санкт-Петербург, Россия (e-mail: [email protected])
В данной статье рассматривается возможность использования технологии «блокчейн» в избирательном процессе в Российской Федерации. Приведено понятие «блокчейна», перечислены его преимущества, недостатки, а также последствия отсутствия его правового регулирования. Предложены мероприятия по решению правовых проблем реализации технологии «блокчейн» в избирательном процессе.
Ключевые слова: блокчейн, правовое регулирование, избирательный процесс.
Основой любого демократического государства являются открытые выборы. Но обеспечение прозрачности таких выборов является одной из самых сложных задач для стран с большой территорией, таких как Россия или США. В ходе прошедших в марте 2018 года выборов президента Российской Федерации, был достигнут рекордный показатель прозрачности всей избирательной комиссии. Это произошло благодаря использованию высокотехнологичных средств на всех избирательных участках по всей территории России. И применение таких технологий как «блокчейн» направлено на решение многих проблем и создание максимально прозрачных выборов.
Целью данной работы является оценка применения технологии «блокчейн» в рамках избирательного процесса, а также предложение решений правовых проблем ее реализации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть и проанализировать способы применения технологии «блокчейн» в избирательном процессе.
2. Выявить правовые проблемы реализации технологии «блокчейн» в данной сфере и предложить способы их решения.
Введение. Последние несколько лет в средствах массовой информации и других различных информационных ресурсах все чаще звучат такие слова как «блокчейн», «биткоин». Это происходит потому, что в большинстве развитых стран сейчас активно обсуждаются идеи применения данных технологий в различных сферах деятельности.
Основная часть. «Блокчейн» представляет собой сеть, где вся информация базы данных хранится у каждого ее пользователя на его устройстве, то
есть у сети отсутствует общий сервер, и каждый участник является равноправным выступая одновременно и сервером, и клиентом [4]. Все транзакции по блочной цепочке подписываются в цифровом виде, используя криптосистему с открытым ключом. Поэтому криптосистема с открытым ключом может использоваться для аутентификации личности. Благодаря распределенному характера базы данных «блокчейна» информация обо всех новых транзакциях распространяется на все узлы сети, благодаря чему она остается всегда синхронизированной [3]. При этом информация обо всей цепочке постоянно открыта для всех участников, которые при желании могут отследить каждую операцию, не видя персональных данных конкретных лиц.
В настоящее время процесс выборов реализуется с помощью бюллетеней и дальнейшего подсчёта голосов [5]. Такая практика является уязвимой с точки зрения невозможности отследить человека, проголосовавшего несколько раз на различных избирательных участках по открепительному удостоверению. Использование технологии «блокчейн» является ключом к предотвращению данной уязвимости на выборах. Идея применения указанной технологии заключается в обеспечении возможности для каждого гражданина РФ проголосовать лишь единожды и всегда иметь возможность отследить свой голос в единой системе. Также проголосовавший может в реальном времени просматривать статистику голосования и следить за ходом выборов.
Таким образом, каждый избиратель в день голосования авторизуется на портале «Госуслуги», заходит в свой личный кабинет, выбирает раздел для голосования на соответствующих выборах и путем выбора понравившегося кандидата, голосует, нажав соответствующую кнопку на сайте. После этого происходит автоматическая мгновенная отправка сведений о его голосе через распределенный реестр информации о голосовании всех избирателей в избирательную комиссию. В последующем, когда время голосования заканчивается, избирательная комиссия автоматически формирует протокол об итогах голосования и оглашает его [6].
Такой подход исключает практически любые возможности исказить результаты реального волеизъявления избирателей, так как система является децентрализованной и на нее не получится повлиять из какого-либо отдельного центра. Ведь голос в этом случае нельзя вернуть, как нельзя и вбросить пачку бюллетеней в ящик голосования или испортить бюллетень. А задачей избирательной комиссии в этой ситуации является только контроль за бесперебойной работой серверов ГАС «Выборы» и оглашение результатов выборов [5].
На первый взгляд может показаться, что применение рассматриваемой технологии позволит устроить настоящую революцию в избирательном процессе и устранить все недостатки, которые есть в настоящее время. Более того, реализация данной технологии в целом может существенно повлиять на состояние дел в сфере прав человека во всем мире.
Однако необходимо упомянуть о правовых аспектах и проблемах реализации указанной технологии. Конституция Российской Федерации и основные международные договоры в сфере прав человека, такие как Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, закрепили основные гарантии осуществления избирательных прав. В этом случае, речь идет о таких фундаментальных принципах, как всеобщее избирательное право, равное избирательное право, прямое избирательное право, тайна голосования и гласность, открытость выборов. Государство в соответствии с указанными принципами должно обеспечить реализацию избирательных прав граждан, создать условия для изъязвления их воли [2].
Следует отметить, что голосование без бумажных бюллетеней в качестве эксперимента периодически проводится в ходе различных избирательных кампаний в форме голосования с использованием комплексов электронного голосования, которое регламентируется Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [1]. Поскольку технология голосования с использованием «блокчейн» и комплексов электронного голосования на избирательных участках во многом схожи, то и правовые нормы, регулирующие голосование с использованием комплексов электронного голосования, можно адаптировать для голосования с использованием технологии «блокчейн».
Применение технологии «блокчейн» в избирательном процессе представляет собой смену формы голосования и подвергает серьезному переосмыслению ряд важнейших принципов избирательного права: принцип тайного голосования, принцип всеобщего голосования [6]. Появляются следующие проблемы:
1) Ставится под угрозу тайна голосования избирателя и, как следствие, легальность и легитимность выборов. Это происходит вследствие того, что появляется возможность проголосовать из дома при наличии персонального компьютера и доступа в Интернет, но нет возможности гарантировать, что гражданин проголосует самостоятельно, а не под чьим-то давлением.
2) Так как при массовом голосовании на дому крайне сложно обеспечить наблюдение за этим голосованием, то возникает вопрос о несоответствии такого голосования принципу гласности и открытости выборов.
3) Возникает проблема в необходимости обеспечить равенство возможностей для такого голосования. Так как не у всех граждан нашей страны есть ПК с доступом в Интернет. Поэтому, чтобы обеспечить принцип всеобщего голосования, внедрение технологии «блокчейн» в избирательном процессе должно происходить на основе принципа дополнительности к традиционным способам голосования [6].
Выводы. Таким образом, технология «блокчейн» имеет много положительных характеристик, она может быть использована практически на всех
стадиях избирательного процесса. Также данная технология может гарантировать безопасность и объективность подсчета голосов, однако существует ряд правовых противоречий, которые придется разрешить законодателю.
Одним из вариантов решения правовых проблем реализации технологии «блокчейн» является пересмотр содержания основных принципов избирательного права, который возможен через внесение соответствующих изменений в основополагающие документы, регулирующие избирательный процесс. Также возможно создание таких условий голосования, при которых эти принципы будут соблюдаться.
Еще одним вариантом является принятие международной конвенции о принципах применения «блокчейн» на выборах, которую могла бы инициировать Российская Федерация. Поскольку в вопросах правовой регламентации «блокчейна» наша страна находится на той же стадии, что и зарубежные государства.
Заключение. Проекты, связанные с внедрением «блокчейн» технологий в государственную сферу, находятся на ранних этапах, но стоит отметить, что планы к реализации данной технологии уже обсуждаются в различных странах. Применение технологии «блокчейн» позволит создать прозрачные и легитимные выборы, где каждый гражданин вправе отследить свой голос и отслеживать состояния подсчета голосов других избирателей.
Список литературы
1. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (последняя редакция).
2. Корчагин С. А. О текущих трендах в развитии технологии блокчейн // Свободная мысль. 2016.
3. Блокчейн-технологии: перспективы развития и проблемы правового регулирования/ Хачатурова Э.А., Макаревич М.Л.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 2 (28). С. 105-114.
4. Правовое регулирование криптовалюты в Японии, Сингапуре и России/ Романюк Е.П., Макаревич М.Л// Молодежь и XXI век. 2018.Том 4. С. 30-36.
5. «Выборы на блокчейне»: как это работает и что дает избирателям» [Электронный ресурс] URL: https://news.rambler.ru/other/38181945/ (Дата обращения 24.09.2018).
6. «Как голосование на блокчейне находит свое применение в политике и бизнесе» [Электронный ресурс] URL: https://geektimes.ru/company/281122/ (Дата обращения: 24.09.2018).
Особенности трудовых отношений с работниками, имеющими допуск к государственной тайне/ Другакова Ю.С., Дьячкова В. А., Макаревич М.Л.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 2 (20). С. 115-119.
7. Международная торговая палата и её роль в международной торговой системе/ Таранова Е.В., Макаревич М.Л.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). С. 340-351.
8. Особенности правого статуса государства, как субъекта внешней экономической деятельности/ Макаревич М.Л., Малышева Н.Н.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). С. 205-210.
9. Роль оффшорных юрисдикций в деятельности торговых предприятий России/ Дегтерева А.А., Цыганов Д.А., Макаревич М.Л.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 3 (21). С. 23-28.
10. Из опыта правового регулирования торговой деятельности в период петровских преобразований/ Макаревич М.Л., Богатырева О.Н.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 3 (21). С. 54-62.
11. Отдельные проблемы защиты прав потребителей в сфере оказания медицинских услуг/ Макаревич М.Л., Думкина А.А., Химичева А.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 6 (24). С. 62-66.
12. Правовой статус офшорных компаний/ Макаревич М.Л., Саранчина С. А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). С. 194-198.
13. Блокчейн-технологии: перспективы развития и проблемы правового регулирования/ Хачатурова Э.А., Макаревич М.Л.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 2 (28). С. 105-114.
14. Проблема правовой защиты персональных данных работника торгового предприятия/ Макаревич М.Л., Бутырская К.Е., Наумова С.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 3 (21). С. 62-68.
Rudneva Tatiana Sergeevna, student
(e-mail:[email protected])
St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great, st. Saint-Petersburg, Russia Marina Makarevich, Cand. Hist. Sci., Associate Professor
St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great, st. Saint-Petersburg, Russia (e-mail: [email protected])
METHODS OF APPLICATION AND LEGAL PROBLEMS OF THE IMPLEMENTATION OF THE BLOCKCHAIN TECHNOLOGY IN THE ELECTORAL PROCESS
Abstract. This article discusses the possibility of using the technology «blockchain» in the electoral process in the Russian Federation. The concept of «blockchain» is given, its advantages, disadvantages, and the consequences of the absence of its legal regulation are listed. Proposed measures to address the legal problems of the implementation of technology "blockchain" in the electoral process. Keywords: blockchain, legal regulation, electoral process.