Научная статья на тему 'Современные аспекты государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации'

Современные аспекты государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
581
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ГОСУДАРСТВО / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / BLOCKCHAIN-ТЕХНОЛОГИИ / PUBLIC ADMINISTRATION / E-GOVERNMENT / E-DEMOCRACY / STATE ADMINISTRATION OF THE ELECTION PROCESS / THE BLOCKCHAIN-TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чистобородов И. Г.

В статье рассматриваются вопросы государственного управления. Автор приходит к выводу, что в современных условиях необходимо развивать электронное государство. Кроме того, становится очевидным, что электронное государство будет иметь ряд сегментов, которые уже можно определить. К ним относятся: электронное правительство, электронная демократия, электронная экономика. Рассматривая вопросы государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации, автор делает вывод, что оно будет основано на сегменте электронной демократии. При этом важно отметить, что современные Blockchain-технологии позволяют активно внедрять интернет-голосование. Таким образом, с точки зрения открытого и честного избирательного процесса, а также достоверного голосования представленные Blockchain-технологии являются не просто амбициозными проектами, но и фактически реальностью ближайшего будущего. Предложенные современными электронными технологиями возможности подтверждают легитимность голосования с помощью одних только вычислений. При этом можно не опираться на авторитет членов избирательных комиссий, а проверить достоверность произведенных ими подсчетов голосов. Одновременно современные технологии позволяют интегрировать людей в общественные объединения для решения политических целей либо для делегирования своих голосов избранным депутатам парламента для принятия решения по конкретному законопроекту. Кроме того, предложенные методики позволят проводить праймериз в рамках политической партии либо распределять ключевые должности в самой партии. С помощью рассмотренных информационных технологий можно повысить эффективность государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации. Кроме того, важно подчеркнуть, что сам процесс управления будет постоянно трансформироваться с развитием электронных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чистобородов И. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers governance issues. The author comes to the conclusion that in modern conditions it is necessary to develop e-government. In addition, it becomes apparent that e-government will have a number of segments that can already be determined. These include: e-government, e-democracy, e-economy. Considering the public administration of the electoral process in the Russian Federation, the author concludes that it will be based on the segment of e-democracy. It is important to note that modern Blockchain-technology allows to actively implement Internet voting. Thus, from the point of view of an open and fair electoral process, and credible vote represented the Blockchain-technology is not just an ambitious project, but in fact the reality of the near future. Proposed modern electronic technology possibilities confirm the legitimacy of the vote with only the computing. You can not rely on the authority of members of election commissions, and to verify the accuracy of the produced estimates of the votes. At the same time modern technologies allow us to integrate people into social enterprises to address political objectives, or to delegate their votes to the elected members of Parliament for a decision on a particular bill. In addition, the proposed method will permit the holding of primaries within the political parties either to distribute key positions in the party. Through the reviewed information technologies can improve the effectiveness of government and the electoral process in the Russian Federation. In addition, it is important to emphasize that the management process will be continually transformed with the development of electronic means.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации»

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

MODERN ASPECTS OF PUBLIC ADMINISTRATION BY ELECTORAL PROCESS IN THE RUSSIAN FEDERATION

УДК 342.8

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы государственного управления. Автор приходит к выводу, что в современных условиях необходимо развивать электронное государство. Кроме того, становится очевидным, что электронное государство будет иметь ряд сегментов, которые уже можно определить. К ним относятся: электронное правительство, электронная демократия, электронная экономика. Рассматривая вопросы государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации, автор делает вывод, что оно будет основано на сегменте электронной демократии. При этом важно отметить, что современные Blockchain-технологии позволяют активно внедрять интернет-голосование. Таким образом, с точки зрения открытого и честного избирательного процесса, а также достоверного голосования представленные Blockchain-технологии являются не просто амбициозными проектами, но и фактически реальностью ближайшего будущего. Предложенные современными электронными технологиями возможности подтверждают легитимность голосования с помощью одних только вычислений. При этом можно не опираться на авторитет членов избирательных комиссий, а проверить достоверность произведенных ими подсчетов голосов. Одновременно современные технологии позволяют интегрировать людей в общественные объединения для решения политических целей либо для делегирования своих голосов избранным депутатам парламента для принятия решения по конкретному законопроекту. Кроме того, предложенные методики позволят проводить праймериз в рамках политической партии либо распределять ключевые должности в самой партии. С помощью рассмотренных информационных технологий можно повысить эффективность государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации. Кроме того, важно подчеркнуть, что сам процесс управления будет постоянно трансформироваться с развитием электронных средств.

Ключевые слова: государственное управление, электронное государство, электронное правительство, электронная демократия, избирательный процесс, Blockchain-технологии.

Abstract: the article considers governance issues. The author comes to the conclusion that in modern conditions it is necessary to develop e-government. In addition, it becomes apparent that e-government will have a number of segments that can already be determined. These include: e-government, e-democracy, e-economy. Considering the public administration of the electoral process in the Russian Federation, the author concludes that it will be based on the segment of e-democracy. It is important to note that modern Blockchain-technology allows to actively implement Internet voting. Thus, from the point of view of an open and fair electoral process, and credible vote represented the Blockchain-technology is not just an ambitious project, but in fact the reality of the near future. Proposed modern electronic technology possibilities confirm the legitimacy of the vote with only the computing. You can not rely on the authority of members of election commissions, and to verify the accuracy of the produced estimates of the votes. At the same time modern technologies allow us to integrate people into social enterprises to address political objectives, or to delegate their votes to the elected members of Parliament for a decision on a particular bill. In addition, the proposed method will permit the holding of primaries within the political parties either to distribute key positions in the party. Through the reviewed information technologies can improve the effectiveness

И.Г. ЧИСТОБОРОДОВ

(Академия управления МВД России, Россия, Москва) [email protected]

ILYA G. CHISTOBORODOV

(Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Russia, Moscow)

of government and the electoral process in the Russian Federation. In addition, it is important to emphasize that the management process will be continually transformed with the development of electronic means.

Keywords: public administration, e-government, e-government, e-democracy, state administration of the election process, the Blockchain-technology.

Существуют различные виды управления, однако государственное управление можно признать одним из самых сложных и многогранных процессов. Совокупность государственных органов, органов государственной власти в лице главы государства и его администрации, правительства, парламента и судебных органов и их аппараты в совокупности играют роль управляющей системы. Все составляющие компоненты этой системы связаны между собой сложными функциональными отношениями. Они принимают политически значимые решения общегосударственного значения, обязательные для исполнения всеми без исключения звеньями государственной администрации и гражданами.

В современном мире существуют различные подходы к государственному управлению. В настоящее время многие исследователи предлагают заменить жесткие иерархические структуры более динамичными сетями небольших организационных структур. Это обеспечивает участие как можно большего числа заинтересованных сторон и, конечно, обычных граждан.

На данный момент можно констатировать, что глобальная информатизация привела к возникновению и реализации практически во всех странах мира, а также на международном уровне концепции электронного государства. Известно, что сам термин «electronic government» впервые начал использоваться во времена администрации президента США Билла Клинтона, которая придавала развитию Интернета и информационных технологий в целом особое значение [1].

Таким образом, электронное государство - это понятие, за которым стоит будущее развитие современных государственных органов. Данный тезис подтверждается быстрым развитием информационного общества. Одновременно это новый способ организации и развития государственного управления, форма его трансформации и совершенствования, ориентированная на тесную связь с гражданами. Внедрение данных технологий позволит добиться значительного увеличения показателей получения конкретных полезных результатов деятельности. При этом прогнозируется повышение эффективности деятельности и ответственности государственных органов. Несомненно, электронное государство имеет в своей основе целенаправленное и скоординированное применение новых информационно-коммуникативных технологий для реализации функций государства.

Следует отметить, что созданные и функционирующие в настоящее время государственные информационные системы формировались отдельными органами государственной власти в условиях отсутствия единой нормативной правовой и нормативно-технической базы. В результате чего сформировались не интегрированные друг с другом информационные системы. Это приводит к значительным временным задержкам при межведомственном обмене информацией, при реализации государственных функций. В настоящее время первоочередной видится задача построения унифицированной единой технологической площадки путем объединения в единую телекоммуникационную инфраструктуру различных функциональных элементов.

Рассматривая вопросы построения электронного государства, необходимо отметить, что в настоящий момент остро стоит вопрос об интеграции всех созданных и функционирующих коммуникаций. При этом речь идет обо всех государственных органах, так как не только все ветви власти - исполнительная, законодательная и судебная - должны быть встроены в электронную систему реализации государственных функций, но и государственные органы - ЦИК, Прокуратура, Центральный банк и другие.

Важно отметить, что Россия в настоящий момент переживает один из наиболее сложных этапов информатизации. Фактически происходит адаптация и коренное перестроение субъектов государственного управления. Несомненно, в данный период времени необходимо уделять большое внимание обеспечению прав и свобод человека. Поэтому развитие правовой системы должно шагать в ногу с развитием технических средств. Одним из важнейших сегментов развития «электронного государства» является вовлечение граждан в процесс принятия решений и участие в выборах. И в этом смысле механизмы «электронной демократии» могут оказаться актуальными и эффективными. Одновременно они могут изменить взаимоотношения власти и граждан в сторону позитивного партнерства и обоюдной ответственности.

В современных условиях необходимо развивать электронное государство как крупную всеобъемлющую площадку, на которой функционируют различные государственные органы. Кроме того, становится очевидным, что электронное государство будет иметь ряд сегментов, которые уже в настоящий момент можно определить.

К ним относятся электронное правительство, электронная демократия, электронная экономика.

На уровне исполнительных органов государственной власти предполагается создать электронное правительство. Началом его формирования в Российской Федерации можно считать момент принятия Концепции электронного правительства. Она была утверждена 6 мая 2008 года распоряжением Правительства России. Согласно этой Концепции электронное правительство создавалось в два этапа: 2008 год - разработка и утверждение необходимых документов; 20092010 годы - практическое внедрение1.

Для современной России весь потенциал использования рассматриваемой технологии в государственном управлении только открывается. Так, в марте 2017 года Премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил Минкомсвязи и Минэкономразвития рассмотреть потенциал применения В1оск^ат для избавления от бюрократизации. При этом, по его мнению, это должно стать отдельной частью программы «Цифровая экономика», которая войдет в комплексный план действий правительства в 2017-2025 годах [2].

В последующем на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, которое прошло 5 июля 2017 года, выступил Президент Российской Федерации В.В. Путин. В своем докладе он акцентировал внимание на следующем тезисе: «цифровая экономика - это не отдельная отрасль, по сути - это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества. И конечно, формирование цифровой экономики - это вопрос национальной безопасности и независимости России, конкурентности отечественных компаний, позиций страны на мировой арене в долгосрочной перспективе, по сути на десятилетия вперед» [3].

Необходимо отметить, что современные технологии в первую очередь связаны с обменом информацией между государственными органами. Находящиеся в ведении государственной администрации сведения представляют собой огромный массив данных. В этой связи набирает обороты работа над проектами, которые направлены на то, чтобы снизить издержки, связанные с обменом информацией и объединением в единую систему хранения информации. Важно понимать, что одной из конечных целей государственной администрации является запуск В1оск^ат-плат-формы в Российской Федерации и установление

1 Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 № 632- р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» // Собрание законодательства РФ. 19.05.2008. № 20. Ст. 2372.

единых стандартов государственного управления. Потенциал указанной технологии осознан на уровне первых лиц государства. Это позволяет говорить о высокой последующей практической реализации проектов.

Таким образом, помимо традиционных информационных технологий, таких как беспроводная связь, мобильные устройства, микроэлектроника, существуют принципиально новые разработки. Например, набирают силу технологии, позволяющие использовать виртуальную и дополненную реальность. Это позволяет совершенствовать государственное управление, в частности, упрощает работу с большими базами данных. В свою очередь, основным преимуществом В1оск^ат-технологий являются распределенные реестры.

Рассматривая вопросы государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации, можно предположить, что оно будет основано на сегменте электронной демократии. Таким образом, электронная демократия выступает как одна из составляющих электронного государства. Этот важный сегмент позволяет вовлекать граждан в процесс принятия решений, одновременно позволяет формировать выборные органы власти в современных условиях.

Сегодня все исследователи сходятся во мнении, что процесс внедрения инструментов «электронной демократии» в реалии современной России фактически неизбежен и необратим. В результате внедрения информационно-коммуникационных технологий изменяется характер взаимодействия граждан друг с другом и с субъектами государственного управления. Система электронной демократии в Российской Федерации должна представлять собой единую информационно-коммуникационную платформу и специальный программно-аппаратный комплекс, который должен состоять из набора взаимосвязанных функциональных блоков, поддерживаемых в части администрирования контентного наполнения совместно органами власти, гражданами и организациями.

Одним из базовых элементов электронной демократии должна стать государственная автоматизированная система ГАС «Выборы». Уже сегодня данная электронная платформа осуществляет сбор и обработку сведений об избирательных кампаниях; формирование календарных планов; формирует списки избирателей; содержит сведения о кандидатах; собирает сведения об итогах голосования. В голосовании используются комплексы обработки избирательных бюллетеней и комплексы электронного голосования. Их применение позволяет ускорить процесс подсчета голосов; сокращает время на подведение итогов

голосования; устраняет непреднамеренные ошибки при ручном подсчете.

Важно подчеркнуть, что сложилась практика использования видеотрансляций в режиме реального времени в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в ходе проведения выборов Президента Российской Федерации. При проведении избирательной кампании в 2018 году организация данного мероприятия поручена Председателю Правительства Российской Федерации. Планируется осветить с помощью видеонаблюдения процедуры проведения голосования и подсчета голосов избирателей, а также работу территориальных избирательных комиссий [4].

Несомненно, перечисленные выше технологии уже сейчас можно назвать элементом электронной демократии. Но при этом нельзя забывать, что одним из механизмов электронной демократии выступает возможность обсуждения социально значимых проблем и вопросов общественно-политической тематики. Сюда можно отнести и механизмы формирования онлайн-сообществ, при этом данные сообщества могут быть сформированы на платформе политической партии либо иного общественного объединения. Одновременно возможен и обратный процесс, когда онлайн-сообщества перерастают в зарегистрированное в органах юстиции общественное объединение.

Механизмы, которые предоставляет нам электронная демократия, могут быть использованы и в качестве средств фальсификации результатов голосования. Поэтому крайне важно в рамках внедрения электронного голосования разрабатывать не только процедуру голосования, подсчета голосов, но и процедуру контроля данных процессов. Кроме того, возникает необходимость идентификации граждан, являющихся пользователями систем электронной демократии. При этом остаются нерешенными проблемы комплексной защиты информации, обеспечения достоверности и подлинности информации.

Продолжая рассматривать вопросы государственного управления избирательным процессом, необходимо обратиться к опыту проведения выборов с помощью интернет-технологий. По мнению английского исследователя Адама Грин-филда, лежащая в основе Биткойн технология В1оск^ат в теории могла бы послужить базой для управления государством и обществом, устроенными по принципам беспристрастной коллективной демократии. Если бы люди могли участвовать в общественной жизни со своего мобильного устройства, то представляется возможным сделать избирательный процесс более демократичным, открытым и честным. Он станет широко доступным для тех граждан, кто

по различным обстоятельствам слишком занят, чтобы принять участие в голосовании на избирательном участке.

Одновременно избирательные комиссии смогут избежать необходимости собирать граждан на избирательных участках для голосования, а люди смогут выразить свое волеизъявление в любом месте со своего электронного устройства. Кроме того, активно развивающаяся технология Blockchain предоставляет возможность распределенного консенсуса и способна предложить новые формы коллективного и осознанного человеческого взаимодействия. Благодаря ей любая группа людей может собраться в некое неиерархическое объединение, обладающее возможностями политической партии [5].

Соглашаясь с приведенным выше тезисом, необходимо подчеркнуть, что в обществе всегда существовала необходимость в честном и открытом волеизъявлении граждан. Результаты голосования избирателей нередко фальсифицировались, чтобы гарантировать избрание определенных людей. Политические партии подделывали результаты выборов с целью получения государственных должностей своими кандидатами. При этом главная проблема заключается в централизованной записи и хранении информации о голосах. Эту проблему решает технология Blockchain благодаря децентрализованной инфраструктуре распределенного консенсуса.

Рассматривая вопросы государственного управления избирательным процессом, необходимо отметить, что на сегодняшний день Blockchain-технологии уже используются в политике - для проведения внутрипартийных выборов. Одной из первых концепций голосования на Blockchain-платформе стала инициатива датской партии Либерал Альянс. В 2014 году руководство партии предложило использовать технологию распределенного реестра при проведении внутреннего голосования на годовом собрании членов партии в Видовре, пригороде Копенгагена. Интерес к технологии Blockchain был вызван автономностью ее работы, не требующей вмешательства посредника. Согласно заявлению, сделанному на тот момент представителем партии, рассматриваемая технология позволяет посмотреть, что происходит в процессе голосования [6].

Кроме того, Blockchain-технологии используются и для создания общественных объединений, преследующих политические цели. Например, новая австралийская политическая партия предложила ввести политическую систему на основе токенов, основанную на концепции децентрализованной технологии блокчейнов. Новая организация Flux Party уже привлекла большое количество

членов. Ближайшая цель партии - попытаться избрать шесть сенаторов. В свою очередь, Flux Party будет работать в виде приложения, которое можно установить на компьютер или смартфон. Избирателю будет предоставлена возможность голосования по каждому законопроекту, выставленному в федеральный парламент, и он может немедленно использовать свой голос по данному вопросу. В последующем он может передать его избранному сенатору, чтобы он от имени избирателя голосовал по конкретному законопроекту [7].

Можно привести и другие примеры. Так, на съезде Либертарианской партии США в штате Техас было принято решение о проведении выборов на внутрипартийные должности, а обработка голосов осуществлялась с помощью Blockchain-машины, представленной компанией Blockchain Technologies Corp. Для проведения выборов использовалась блок-цепочка для обеспечения дополнительного уровня безопасности. Поскольку записи на основе блокчейнов имеют отметки времени и подписываются, мошенничество после голосования становится практически невозможным. При этом процесс голосования начинается с опробованных и достоверных бумажных бюллетеней. Это позволяет устранить недопонимание со стороны избирателей о том, как правильно голосовать. Кроме того, с самого начала существует неоспоримый контрольный протокол, поскольку физические бумажные бюллетени остаются окончательным документом записи. Инновация происходит, как только голоса подсчитываются с помощью программного обеспечения для сканирования бюллетеней. Снимки результатов выборов мгновенно загружаются в блок-цепочку в момент их табуляции, что позволяет использовать прозрачный, независимо проверяемый протокол аудита, который проверяет записи бумажного бюллетеня [8].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что с точки зрения открытого и честного избирательного процесса, а также достоверного голосования представленные Blockchain-технологии являются не просто амбициозными проектами, но и фактически реальностью ближайшего будущего. Предложенные современными электронными технологиями возможности подтверждают легитимность голосования с помощью одних только вычислений. При этом можно не опираться на авторитет членов избирательных комиссий, а проверить достоверность произведенных ими подсчетов голосов. Одновременно современные технологии позволяют интегрировать людей в общественные объединения для решения политических целей либо для делегирования своих голосов избранным депутатам парламента для принятия решения по конкретному законопроекту.

Кроме того, предложенные методики позволят проводить праймериз в рамках политической партии либо распределять ключевые должности в самой партии.

Среди основных достоинств В1оск^ат-техно-логий в проведении выборов можно выделить:

- во-первых, возможность для пользователей сети участвовать в общественной жизни прямо со своего мобильного устройства;

- во-вторых, предотвращение фальсификаций при обработке избирательных бюллетеней и подсчете голосов;

- в-третьих, отсутствие необходимости собирать избирателей на избирательных участках во время выборов. Таким образом, люди смогли бы получить возможность принимать участие в общественной жизни в том месте, где им удобно;

- в-четвертых, возможность сравнить результаты подсчета голосов избирательной комиссией и системой В1оск^ат-технологий;

- в-пятых, каждый участник голосования может проверить собственный голос.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что современное государственное управление основано на широком применении информационных технологий. Созданные и функционирующие в настоящий момент автоматизированные системы обработки данных субъектами государственного управления необходимо совершенствовать и развивать. Несомненно, развитие лежит в плоскости обработки, хранения и быстрого обмена информацией между обществом и государством. В то же время это обязывает государственную администрацию определить сферу высоких технологий как одну из самых приоритетных. Другими словами, можно сказать, что это вектор развития для всех субъектов государственного управления, позволяющий решить проблему взаимодействия общества и государства.

В свою очередь, электронную демократию можно рассматривать как сегмент электронного государства, которое в настоящий момент проходит период быстрого развития и совершенствования. С помощью рассмотренных информационных технологий можно повысить эффективность государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации. Кроме того, важно подчеркнуть, что сам процесс управления будет постоянно трансформироваться с развитием электронных средств.

Таким образом, современное государственное управление избирательным процессом можно определить как деятельность субъектов государственного управления, направленную на применение информационных и телекоммуникационных технологий для повышения эффек-

тивности, прозрачности и подотчетности транзакционных обменов информацией, полученной в результате голосования и взаимодей-

ствия между избирателями и избирательными комиссиями при проведении общероссийских, региональных и муниципальных выборов.

== Литература

1. Электронное государство. Сайт Министерства экономического развития, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в городе Сочи [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL http:llwww.sochifrs.rulnewsldetail. php?ID=703» (дата обращения 24 сентября 2017 г.).

2. Медведев поручил проработать внедрение технологии блокчейн в экономику [Электронный ресурс]. - Режим доступа

- URL https:llria.ruleconomyl20170306l1489365737.html (дата обращения 17 сентября 2017 г.).

3. Заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам [Электронный ресурс]. - Режим доступа -URL http:llkremlin.ruleventslpresidentlnewsl54983 (дата обращения 17 сентября 2017 г.).

4. Поручение Председателю Правительства Дмитрию Медведеву [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL http:ll www.kremlin.rulactslassignmentslordersl55667 (дата обращения 1 октября 2017 г.).

5. Blockchain-технология, лежащая в основе биткойна, может быть использована для того, чтобы бежать от протестного движения к нации, обещая беспристрастную и сетевую демократию, подходящую для жизни 21 века. Это захватывающая перспектива, но может ли она на самом деле работать? [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL http:llthelongandshort. orglmachinesldemocracy-on-the-blockchain (дата обращения 17 сентября 2017 г.).

6. Как голосование на блокчейне находит свое применение в политике и бизнесе [Электронный ресурс]. - Режим доступа

- URL https:llgeektimes.rulcompanylwirexlblogl281122l (дата обращения 17 сентября 2017 г.).

7. Пришло время исправить демократию. Проголосуйте за FluxTheSystem! [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL https:llvoteflux.orgl (дата обращения 17 сентября 2017 г.).

8. BlockchainTechnologiesCorp. защищает выборы для Либертарианской партии Техасской конвенции 2016 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL http:llwww.prweb.comlreleasesl2016l03lprweb13285128.htm (дата обращения 17 сентября 2017 г.).

9. Попов Л.Л. Ренессанс государственного управления в России. Избранное. - Москва: Норма ИНФРА-М, 2015.

10. Охотский Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления: учебник. Т 1. - Москва: Издательство Юрайт, 2015.

11. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: учебник. - Москва: Омега-Л, 2010. 523 с.

= References =

1. Elektronnoe gosudarstvo. Sait Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya, Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi registratsii, kadastra i kartografii, Upravleniya Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi registratsii, kadastra i kartografii po Krasnodarskomu krayu v gorode Sochi [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa - URL http:IIwww.sochifrs.ruInewsIdetail.php?ID=703» (data obrashcheniya 24 sentyabrya 2017 g.).

2. Medvedev poruchil prorabotat' vnedrenie tekhnologii blokchein v ekonomiku [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa - URL https:llria.ruleconomyl20170306l1489365737.html (data obrashcheniya 17 sentyabrya 2017 g.).

3. Zasedanie Soveta po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa - URL http:ll kremlin.ruleventslpresidentlnewsl54983 (data obrashcheniya 17 sentyabrya 2017 g.).

4. Poruchenie Predsedatelyu Pravitel'stva Dmitriyu Medvedevu [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa - URL http:llwww.kremlin. rulactslassignmentslordersl55667 (data obrashcheniya 1 oktyabrya 2017 g.).

5. Blockchain-tekhnologiya, lezhashchaya v osnove bitkoina, mozhet byt' ispol'zovana dlya togo, chtoby bezhat' ot protestnogo dvizheniya k natsii, obeshchaya bespristrastnuyu i setevuyu demokratiyu, podkhodyashchuyu dlya zhizni 21 veka. Eto zakhvatyvayushchaya perspektiva, no mozhet li ona na samom dele rabotat'? [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa - URL http:ll thelongandshort.orglmachinesldemocracy-on-the-blockchain (data obrashcheniya 17 sentyabrya 2017 g.).

6. Kak golosovanie na blokcheine nakhodit svoe primenenie v politike i biznese [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa - URL https:llgeektimes.rulcompanylwirexlblogl281122l (data obrashcheniya 17 sentyabrya 2017 g.).

7. Prishlo vremya ispravit' demokratiyu. Progolosuite za FluxTheSystem! [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa - URL https:ll voteflux.orgl (data obrashcheniya 17 sentyabrya 2017 g.).

8. BlockchainTechnologiesCorp. zashchishchaet vybory dlya Libertarianskoi partii Tekhasskoi konventsii 2016 goda [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa - URL http:llwww.prweb.comlreleasesl2016l03lprweb13285128.htm (data obrashcheniya 17 sentyabrya 2017 g.).

9. PopovL.L. Renessans gosudarstvennogo upravleniya v Rossii. Izbrannoe. - Moskva: Norma INFRA-M, 2015.

10. Okhotskii E.V. Teoriya i mekhanizmy sovremennogo gosudarstvennogo upravleniya: uchebnik. T 1. - Moskva: Izdatel'stvo Yurait, 2015.

11. Atamanchuk G.V. Teoriya gosudarstvennogo upravleniya: uchebnik. - Moskva: Omega-L, 2010. 523 s.

(статья сдана в редакцию 18.10.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.