Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ'

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Забайкин Ю.В., Красавина Е.В., Сологуб В.А., Хашева И.А.

Статья является продолжением ряда публикаций авторов, в которых исследуются вызовы цифровой экономики для России. В ней на основе междисциплинарного исследования проанализировано влияние цифровой экономики на изменение структуры рынка труда, дан прогноз спроса на перспективные компетентности. Доказано, что устойчивый и эффективный рынков труда не только позволит реагировать на изменения кадрового спроса, обусловленного цифровизацией, но и станет предпосылкой социальной стабильности. Определены главные тренды спроса на финансовоучетные профессии по Классификатору профессий и спроса на компетенции. Приведены результаты анкетирования среди выпускников финансово-учетных специальностей разных лет выпуска относительно спроса на их компетентности. Научный и критический анализ исследований зарубежных и отечественных специалистов по этой тематике позволили выделить три основных направления исследований, которые проводят зарубежные и отечественные ученые. Во-первых, это проблематика цифровой трансформации в компаниях и будущего рынка труда. Во-вторых, проблематика процессов обучения и переобучения, невостребованности профессий, новых востребованных компетенций и специальностей, будущего профессий. В-третьих, это исследование современной роли университетов в передаче знаний. Несмотря на значительное количество публикаций по очерченной тематике, констатируем, что динамичность процессов, которые происходят в цифровой экономике и вызовы, связанные с этим, а также междисциплинарные и мультиплинарные аспекты обучения и деятельности требуют дальнейшего проведения эмпирических, теоретико-методических и практических исследований с учетом связей между новейшими технологиями, занятостью и образованием для согласования потребностей экономики и рынка труда в подготовке выпускников высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL ECONOMY: THE PROBLEM OF EDUCATION IN RUSSIA

The article is a continuation of a number of publications by the authors, which explore the challenges of the digital economy for Russia. Based on an interdisciplinary study, it analyzes the impact of the digital economy on changing the structure of the labor market, and provides a forecast of demand for promising competencies. It has been proved that a stable and efficient labor market will not only respond to changes in personnel demand caused by digitalization, but will also become a prerequisite for social stability. The main trends in the demand for financial accounting professions according to the Classifier of professions and the demand for competencies are determined. The results of a survey among graduates of financial accounting specialties of different years of graduation regarding the demand for their competence are presented. Scientific and critical analysis of the research of foreign and domestic specialists on this topic allowed us to identify three main areas of research conducted by foreign and domestic scientists. Firstly, this is the problem of digital transformation in companies and the future of the labor market. Secondly, the problems of the processes of training and retraining, the lack of demand for professions, new in-demand competencies and specialties, the future of professions. Thirdly, it is a study of the modern role of universities in the transfer of knowledge. Despite the significant number of publications on the outlined topic, we state that the dynamism of the processes that occur in the digital economy and the challenges associated with it, as well as interdisciplinary and multidisciplinary aspects of learning and activity require further empirical, theoretical, methodological and practical research, taking into account the links between the latest technologies, employment and education to coordinate needs economics and the labor market in the preparation of graduates of higher education.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ»

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Цифровая экономика: проблема образования в России

Юрий Васильевич Забайкин

Кандидат экономических наук, доцент

Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе Москва, Россия 79264154444@yandex.com 0000-0000-0000-0000

Екатерина Валерьевна Красавина

Доктор социологических наук, доцент Российская таможенная академия Москва, Россия Krasavina_2905@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Владимир Антонович Сологуб

Доктор социологических наук, профессор

Южно-Российский институт управления-филиал Российской академии народного хозяйства Ростов-на-Дону, Россия svvol65@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Ирина Анатольевна Хашева

Кандидат экономических наук, доцент

Южно-Российский институт управления-филиал Российской академии народного хозяйства Ростов-на-Дону, Россия ihasheva@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 16.03.2022 Принята 11.04.2022 Опубликована 15.05.2022

* 10.25726/27715-2443-9897-[1

Аннотация

Статья является продолжением ряда публикаций авторов, в которых исследуются вызовы цифровой экономики для России. В ней на основе междисциплинарного исследования проанализировано влияние цифровой экономики на изменение структуры рынка труда, дан прогноз спроса на перспективные компетентности. Доказано, что устойчивый и эффективный рынков труда не только позволит реагировать на изменения кадрового спроса, обусловленного цифровизацией, но и станет предпосылкой социальной стабильности. Определены главные тренды спроса на финансово-учетные профессии по Классификатору профессий и спроса на компетенции. Приведены результаты анкетирования среди выпускников финансово-учетных специальностей разных лет выпуска относительно спроса на их компетентности. Научный и критический анализ исследований зарубежных и отечественных специалистов по этой тематике позволили выделить три основных направления исследований, которые проводят зарубежные и отечественные ученые. Во-первых, это проблематика

цифровой трансформации в компаниях и будущего рынка труда. Во-вторых, проблематика процессов обучения и переобучения, невостребованности профессий, новых востребованных компетенций и специальностей, будущего профессий. В-третьих, это исследование современной роли университетов в передаче знаний. Несмотря на значительное количество публикаций по очерченной тематике, констатируем, что динамичность процессов, которые происходят в цифровой экономике и вызовы, связанные с этим, а также междисциплинарные и мультиплинарные аспекты обучения и деятельности требуют дальнейшего проведения эмпирических, теоретико-методических и практических исследований с учетом связей между новейшими технологиями, занятостью и образованием для согласования потребностей экономики и рынка труда в подготовке выпускников высшей школы.

Ключевые слова

цифровая экономика, образование, обучение, анализ

Введение

Целью исследования является углубление представления о влиянии цифровых технологий на рынок труда, характер работы и компетенции, идентификация вызовов для политики и практики в образовательной сфере и подходы к преодолению (Матковская, 2021).

Поскольку авторы статьи являются преподавателями университетов и осуществляют консультирование практикующих, то одной из задач исследования было получение ответов на вопрос, как цифровые технологии повлияют на финансово-учетные профессии и какие ключевые компетентности в цифровой экономике (на примере финансово-учетных специальностей) должны формировать учреждения высшего образования своих выпускников, чтобы на рынке труда и они могли продемонстрировать такие программные результаты, которые бы удовлетворяли работодателей (Андрущак, 2019).

Материалы и методы исследования

Изложение основного материала исследования. Представители как зарубежного, так и национального бизнес-среды отмечают, что в последние годы наблюдается общая картина кризисного образования и наличие дефицита квалифицированных кадров, склонных постоянно учиться и развиваться (Дробот, 2019).

Это объясняется рядом причин: миграцией населения, нежеланием брать на себя ответственность, консерватизмом Высшей школы, в том числе по использованию методик обучения и контента, не соответствующих в полной мере новым вызовам, которые появились во время перехода от индустриального общества к постиндустриальному информационному (Сущность, 2021).

Не все учреждения высшего образования и отдельные преподаватели понимают, что в России постиндустриальные трансформации требуют новой парадигмы образования, которая бы отвечала современным потребностям рынка труда (Обеспечение, 2021).

Интересными в этом контексте являются результаты социологического мониторинга Института социологии РФ.

Так, результаты эмпирических исследований в 2020 г. свидетельствуют, что 24,8% респондентов вообще считают, что характер выполняемой ими работы не соответствует полученному образовательно-профессиональному уровню, 6,1% из них полностью недовольны своим образованием и лишь 20,8% полностью удовлетворены уровнем своего образования (Сигова, 2018)

Можно констатировать, что проблема согласованности интересов работодателей и выпускников высших учебных заведений обостряется и решать ее необходимо совместными усилиями работодателей, государства, учебных заведений и претендентов на соответствующие рабочие места (Подходы, 2021).

Результаты и обсуждение

Однозначно целесообразно начинать с изучения требований рынка как к востребованности специалистов, так и к компетенциям, которые должны быть сформированы во время обучения и программных результатов, которые выпускники должны продемонстрировать после завершения обучения и во время профессиональной деятельности (Ткаченко, 2017).

Поэтому в нашем исследовании для оценки состояния проблемного поля и определение главных трендов спроса на финансово-учетные профессии по Классификатору профессий (Количественная, 2019) и спроса на компетенции исходили из следующего:

Во-первых, низкую отдачу формального образования сегодня объясняют дисбалансом («мисматчем) между образованием и рынком труда: многие соискатели хотят найти себя в профессии, что не соответствует полученной в учреждении высшего образования специальности, именно потому, что их специальности по диплому является невостребованной на рынке труда. Когда публикуются результаты вступительных кампаний, мы видим, что молодежь поступает на филологию, юриспруденцию и прочее, тогда как работодатели публикуют совсем другие вакансии (Смирнова, 2016).

Так, по словам руководителя аналитического центра кадрового портала hh.ru/grc Юлии Дрожжиной, после выпуска из университетов 44% выпускников работают не по специальности, 29% работают по профессии, лишь отчасти связанной с полученной специальностью, и только 36% работают по специальности (Литвинова, 2021).

В частности, выпускники 2000-2018 гг. значительное внимание уделяли знаниевым компетентностям, стремились к саморазвитию, в том числе относительно дословного владение нормативно-правовыми документами (32%), важную роль отводили организованности в работе (25%), не уделяя особого значения развития управленческих способностей, креативного и критического мышления (Экономическая, 2021).

Социально-поведенческие и цифровые компетенции были не на переднем плане. В то же время у выпускников, которые работали всего три последних года, приоритеты изменились (Викторова, 2020).

Они стали больше соответствовать новому названию отрасли знаний («Управление и администрирование»), к которой отнесена специальность 071 «Учет и аудит» и 072 «Финансы, банковское дело и страхование». Но важным является то, что респонденты видят важны навыки программирования, создания приложений, проектирования подсистем бухгалтерского учета (финансового, управленческого, налогового) - 6% от всех компетентностей больше внимания уделяют социально-поведенческим компетентностям, умением решать нестандартные задачи.

На развитие и изменение статуса финансово-учетных профессий также влияют обнародованные на русском языке глобальные принципы управленческого учета, разработанные во время общественных консультаций 2019-2020 гг.

В А1СРА с участием руководителей компаний, финансовых директоров, ученых, регуляторов и других специалистов в 20 странах на 5 континентах.

Среди четырех названных Глобальными принципами, которыми должны руководствоваться специалисты по бухгалтерскому учету и финансам ближайшего будущего: «Коммуникация, порождающая информации», «Информация является актуальной», «Разумное управление выстраивает доверие», «Анализируется влияние на стоимость», первые два невозможно применить без наличия соответствующих цифровых компетенций. Исследования, проведенные АССА "будущее бухгалтерской профессии", показали значимость цифровых технологий в достижении успеха в профессии.

Специалисты в сфере финансов, учета, аудита и налогообложения должны знать, как использовать в своей профессиональной деятельности возможности современных программных продуктов для повышения эффективности процесса трансформации ресурсов и результативности деятельности.

Именно поэтому в Стандартах высшего образования университетов предусмотрена компетентность, формирование которой позволит студентам быть готовым к работе в условиях постоянных изменений (не только в нормативно-правовой базе, регулирующей ведение бизнеса, учета или аудита, но и в связи с появлением интеллектуальных машин).

Студент должен научиться накапливать и анализировать информацию для выработки профессионального суждения на основе обработки большого массива данных с использованием IT-программ.

Они также подходят для подготовки бюджетов, учетно-аналитического обеспечения управления ресурсами, рисками, финансами, отношениями, эффективностью, для подготовки внутренней и внешней отчетности о количественных и качественных, финансовых и нефинансовых показателях и тому подобное. (Экономическая, 2021)

Для этого бухгалтеры, аудиторы, финансисты должны понимать, как осуществляются IT-процессы, оставаясь глубокими аналитиками, которые создают учетно-аналитическое обеспечение принятия многовекторных управленческих решений.

Заключение

В России при наличии значительного дисбаланса между имеющимися вакансиями и количеству представленных резюме (предложения в десятки раз превышают имеющиеся рабочие места для финансистов, банкиров, бухгалтеров и аудиторов) работодатели находятся в поиске высококвалифицированных специалистов-консультантов, аналитиков, советников относительно подходов к ракурсов накопления и обработки входной информации, которая на выходе соответствует внутренним и внешним регламентам, регулирующим систему бухгалтерского учета, умеют гармонизировать бухгалтерские и бизнес-стандарты, презентовать ценности бизнеса стейкхолдерам.

Безусловно, такие показатели обусловлены застойными явлениями в экономике, но не стоит игнорировать и тот факт, что работодатели шукают самых эффективных, тех, что умеют работать в период изменений. Последнее актуализирует значимость процесса формирования современных компетентностей как у выпускников, так и у специалистов с опытом работы и умением использовать форумы, социальные сети, контакты в социальных сообществах для самосовершенствования и поиска нужной информации. Очевидной остается необходимость комплексного решения проблем, связанных с цифровизацией, поскольку все меры должны способствовать развитию экономики, общества и отдельного человека.

Важной составляющей профессиональной подготовки будущих экономистов является повышение их уровня математического образования. Это предполагает понимание сути основных понятий, идей и методов, которые изучаются в курсе высшей математики, их толкование в экономических науках, умения и навыки строить математические модели применять математические методы для решения профессионально-ориентированных задач.

Список литературы

1. Андрущак О.Д. Обеспечение экономической безопасности при управлении персоналом в муниципальном образовании // Лидерство и менеджмент. 2019. № 4. С. 160-165.

2. Викторова Н.В., Каримова Д.В., Камнева А.В., Перминов В.С. Обеспечение экономической безопасности при внедрении систем электронного документооборота в условиях цифровой трансформации бизнеса // Вопросы инновационной экономики. 2020. № 1. С. 57-70.

3. Дробот Е.В., Вартанова М.Л. Экономическая безопасность: концептуальные основы // Экономические отношения. 2019. № 4. С. 2621-2648.

4. Количественная оценка экономической безопасности России. https:// www.imemo.ru/publications/periodical/meimo/archive/2019/2-t-63/around-books/quantitative-assessing-the-russian-economic-security.

5. Литвинова П.С. Управление экономической безопасностью муниципального образования. https://sibac.info/studconf/science/xliii/104647.

6. Матковская Н.И. Методы оценки экономической безопасности. https://novainfo. ru/article/15985.

7. Обеспечение экономической безопасности муниципального образования. https://raen.info/upload/000/vestnik/2016/4/18-21 .pdf.

8. Подходы к оценке экономической безопасности. https://riorpub.com/ ru/nauka/article/33672/view.

9. Сигова М.В., Хлутков А.Д. Основы экономической безопасности бизнеса. СПб.: Изд-во АНО ВПО «МБИ», 2018.

10. Смирнова О. П. Отраслевые особенности обеспечения экономической безопасности // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 7. С. 144-153.

11. Сущность проблемы обеспечения муниципальной экономической безопасности. https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35020.

12. Ткаченко Д.Д. Модель управления экономической безопасностью муниципального образования // Аудит и финансовый анализ. 2017. № 3-4. С. 47-52.

13. Экономическая безопасность бизнеса: что, где и с кем? https://hrliga.com/index.php ?module =profession &op =view &id=755.

14. Экономическая безопасность муниципального образования. https://ulpressa. ru/2020/06/04/.

Digital economy: the problem of education in Russia

Yuri V. Zabaykin

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Sergo Ordzhonikidze Russian State Geological Exploration University Moscow, Russia 79264154444@yandex.com 0000-0000-0000-0000

Ekaterina V. Krasavina

Doctor of Sociological Sciences, Associate Professor Russian Customs Academy Moscow, Russia Krasavina_2905@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Vladimir A. Sologub

Doctor of Sociological Sciences, Professor

South Russian Institute of Management -Branch of the Russian Academy of National Economy Rostov-on-Don, Russia svvol65@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Irina A. Khasheva

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

South Russian Institute of Management -Branch of the Russian Academy of National Economy Rostov-on-Don, Russia ihasheva@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Received 16.03.2022 Accepted 11.04.2022 Published 15.05.2022

d 10.25726/Z7715-2443-9897-h

Abstract

The article is a continuation of a number of publications by the authors, which explore the challenges of the digital economy for Russia. Based on an interdisciplinary study, it analyzes the impact of the digital economy on changing the structure of the labor market, and provides a forecast of demand for promising competencies. It has been proved that a stable and efficient labor market will not only respond to changes in personnel demand caused by digitalization, but will also become a prerequisite for social stability. The main trends in the demand for financial accounting professions according to the Classifier of professions and the demand for competencies are determined. The results of a survey among graduates of financial accounting specialties of different years of graduation regarding the demand for their competence are presented. Scientific and critical analysis of the research of foreign and domestic specialists on this topic allowed us to identify three main areas of research conducted by foreign and domestic scientists. Firstly, this is the problem of digital transformation in companies and the future of the labor market. Secondly, the problems of the processes of training and retraining, the lack of demand for professions, new in-demand competencies and specialties, the future of professions. Thirdly, it is a study of the modern role of universities in the transfer of knowledge. Despite the significant number of publications on the outlined topic, we state that the dynamism of the processes that occur in the digital economy and the challenges associated with it, as well as interdisciplinary and multidisciplinary aspects of learning and activity require further empirical, theoretical, methodological and practical research, taking into account the links between the latest technologies, employment and education to coordinate needs economics and the labor market in the preparation of graduates of higher education.

Keywords

digital economy, education, training, analysis.

References

1. Andrushhak O.D. Obespechenie jekonomicheskoj bezopasnosti pri upravlenii personalom v municipal'nom obrazovanii // Liderstvo i menedzhment. 2019. № 4. S. 160-165.

2. Viktorova N.V., Karimova D.V., Kamneva A.V., Perminov V.S. Obespechenie jekonomicheskoj bezopasnosti pri vnedrenii sistem jelektronnogo dokumentooborota v uslovijah cifrovoj transformacii biznesa // Voprosy innovacionnoj jekonomiki. 2020. № 1. S. 57-70.

3. Drobot E.V., Vartanova M.L. Jekonomicheskaja bezopasnost': konceptual'nye osnovy // Jekonomicheskie otnoshenija. 2019. № 4. S. 2621-2648.

4. Kolichestvennaja ocenka jekonomicheskoj bezopasnosti Rossii. https:// www.imemo.ru/publications/periodical/meimo/archive/2019/2-t-63/around-books/quantitative-assessing-the-russian-economic-security.

5. Litvinova P.S. Upravlenie jekonomicheskoj bezopasnost'ju municipal'nogo obrazovanija. https://sibac.info/studconf/science/xliii/104647.

6. Matkovskaja N.I. Metody ocenki jekonomicheskoj bezopasnosti. https://novainfo. ru/article/15985.

7. Obespechenie jekonomicheskoj bezopasnosti municipal'nogo obrazovanija. https://raen.info/upload/000/vestnik/2016/4/18-21 .pdf.

8. Podhody k ocenke jekonomicheskoj bezopasnosti. https://riorpub.com/ ru/nauka/article/33672/view.

9. Sigova M.V., Hlutkov A.D. Osnovy jekonomicheskoj bezopasnosti biznesa. SPb.: Izd-vo ANO VPO «MBI», 2018.

10. Smirnova O.P. Otraslevye osobennosti obespechenija jekonomicheskoj bezopasnosti // Jekonomika: vchera, segodnja, zavtra. 2016. № 7. S. 144-153.

11. Sushhnost' problemy obespechenija municipal'noj jekonomicheskoj bezopasnosti. https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35020.

12. Tkachenko D.D. Model' upravlenija jekonomicheskoj bezopasnost'ju municipal'nogo obrazovanija // Audit i finansovyj analiz. 2017. № 3-4. S. 47-52.

13. Jekonomicheskaja bezopasnost' biznesa: chto, gde i s kem? https://hrliga.com/index.php ?module =profession &op =view &id=755.

14. Jekonomicheskaja bezopasnost' municipal'nogo obrazovanija. https://ulpressa.ru/2020/06/04/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.