Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ БАЗОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ БАЗОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / ИССЛЕДОВАНИЕ / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забайкин Ю.В., Красавина Е.В., Сологуб В.А., Хашева И.А.

Базовые элементы экономического образования могут быть заложенными в течение посещения ребенком дошкольного учебного заведения в возрасте 3-6 лет. Примером такого подхода является программа Международного фонда "Aflatoun International" (Нидерланды). Принимая во внимание текущее состояние внедрения основ экономического образования в дошкольных учебных заведениях России, в рамках данного исследования принимаем целесообразным считать школу образовательным учреждением, что первой предоставляет знания, которые в дальнейшем составят основу для формирования экономической компетентности личности. Долгое время экономическое образование школьников осуществлялось в рамках изучения экономической географии, и, как правило, учителями географии. Вследствие чего, экономика не была приоритетным предметом в общеобразовательных учебных заведениях (ОУЗ). Это не давало возможности сформировать у школьников ощущение и осознание важности экономической составляющей причин, хода и результатов процессов окружающей среды. Причиной этого является то, что большинство учителей, преподававших экономику, сами не имеют опыта и соответствующего мировоззрения для формирования объективного экономически сознательного мировосприятия ученика. Благодаря введению в жизни детей дошкольного возраста элементов экономических сведений, в них закладываются предпосылки экономического мышления. Вследствие чего, у детей этого возраста начинают проявляться элементы дедуктивного мышления, а также речь выступает в роли регулятора поведения и деятельности детей. В результате дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) имеют возможность понимать такие понятия, как "цена", "деньги", "семейный бюджет" (при этом различая доход и расходы), и другие, что является основой в формировании экономической компетентности дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Забайкин Ю.В., Красавина Е.В., Сологуб В.А., Хашева И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF BASIC ELEMENTS OF PEDAGOGICAL EDUCATION

The basic elements of economic education can be laid down during a child's visit to a preschool educational institution at the age of 3-6 years. An example of this approach is the program of the International Foundation "Aflatoun International" (the Netherlands). Taking into account the current state of implementation of the fundamentals of economic education in preschool educational institutions in Russia, within the framework of this study, we consider it appropriate to consider a school as an educational institution, which is the first to provide knowledge that will form the basis for the formation of an individual's economic competence in the future. For a long time, the economic education of schoolchildren was carried out as part of the study of economic geography, and, as a rule, by geography teachers. As a result, economics was not a priority subject in general educational institutions (OUZ). This made it impossible for schoolchildren to form a sense and awareness of the importance of the economic component of the causes, course and results of environmental processes. The reason for this is that most of the teachers who taught economics themselves do not have the experience and the appropriate worldview to form an objective economically conscious worldview of the student. Thanks to the introduction of elements of economic information into the lives of preschool children, the prerequisites for economic thinking are laid in them. As a result, elements of deductive thinking begin to manifest in children of this age, and speech also acts as a regulator of children's behavior and activity. As a result, children of senior preschool age (5-6 years old) they have the opportunity to understand such concepts as "price", "money", "family budget" (while distinguishing income and expenses), and others, which is the basis for the formation of economic competence of preschoolers.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ БАЗОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Развитие базовых элементов педагогического образования

Юрий Васильевич Забайкин

Кандидат экономических наук, доцент

Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе Москва, Россия 79264154444@yandex.com 0000-0000-0000-0000

Екатерина Валерьевна Красавина

Доктор социологических наук, доцент Российская таможенная академия Москва, Россия Krasavina_2905@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Владимир Антонович Сологуб

Доктор социологических наук, профессор

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства Ростов-на-Дону, Россия svvol65@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Ирина Анатольевна Хашева

Кандидат экономических наук, доцент

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства Ростов-на-Дону, Россия ihasheva@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 18.03.2022 Принята 19.04.2022 Опубликована 15.05.2022

i 10.25726/г9096-5400-1331-0

Аннотация

Базовые элементы экономического образования могут быть заложенными в течение посещения ребенком дошкольного учебного заведения в возрасте 3-6 лет. Примером такого подхода является программа Международного фонда "Aflatoun International" (Нидерланды). Принимая во внимание текущее состояние внедрения основ экономического образования в дошкольных учебных заведениях России, в рамках данного исследования принимаем целесообразным считать школу образовательным учреждением, что первой предоставляет знания, которые в дальнейшем составят основу для формирования экономической компетентности личности. Долгое время экономическое образование школьников осуществлялось в рамках изучения экономической географии, и, как правило, учителями географии. Вследствие чего, экономика не была приоритетным предметом в общеобразовательных учебных заведениях (ОУЗ). Это не давало возможности сформировать у школьников ощущение и осознание важности экономической составляющей причин, хода и результатов процессов окружающей среды. Причиной этого является то, что большинство учителей, преподававших экономику, сами не имеют опыта и соответствующего мировоззрения для формирования объективного экономически

сознательного мировосприятия ученика. Благодаря введению в жизни детей дошкольного возраста элементов экономических сведений, в них закладываются предпосылки экономического мышления. Вследствие чего, у детей этого возраста начинают проявляться элементы дедуктивного мышления, а также речь выступает в роли регулятора поведения и деятельности детей. В результате дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) имеют возможность понимать такие понятия, как "цена", "деньги", "семейный бюджет" (при этом различая доход и расходы), и другие, что является основой в формировании экономической компетентности дошкольников.

Ключевые слова

экономика, образование, педагогика, исследование, анализ.

Введение

Сущность понятия "экономическая компетентность" нами рассмотрена в труде (Автономов, 2004), поэтому целью данного исследования является анализ подходов к формированию экономической компетентности личности в разрезе возрастных особенностей личности.

Обогащение первичного экономического опыта старших дошкольников - это второе педагогическое условие формирования экономического воспитания, которое реализуется путем использования произведений художественной литературы и ситуаций с элементами экономических отношений, являются знакомыми для детей в жизни (Чеснокова, 2017).

Такое использование способствует формированию экономического мышления и основ экономического поведения. Автор условно разделяет произведения художественной литературы и устного народного творчества на следующие группы, которые:

- помогают пониманию потребностей человека и способов их удовлетворения;

- раскрывают содержание и значение труда человека;

- обращают внимание на традиции народа и особенности ведения домашнего хозяйства;

- обеспечивают возможность понимания морально-экономических качеств человека, таких как экономность, заботливость, практичность и тому подобное.

В процессе чтения таких произведений дети имели возможность начать познание мира экономики, отыскивать экономические явления в привычных жизненных ситуациях (Кольга, 2020).

Материалы и методы исследования

Ученый рассматривает влияние формирования экономической компетентности учащихся младших классов на профессиональную подготовку (Лаптева, 2019). Она подчеркивает формирование экономического образа мышления и рационального образа поведения как основной цели школьного экономического образования (Лаптева, 2019).

Автор отмечает, что учащиеся младшего школьного возраста имеют возможность осознать значение культуры труда в результате усвоения ими таких умений, как: самостоятельное формулирование цели деятельности, составление плана собственного трудового процесса, объективное оценивание конечных результатов труда, а также честного и добросовестного отношения к собственным обязанностям в любой трудовой деятельности (Лаптева, 2019). Все перечисленное является залогом формирования предпринимательской культуры младших школьников. Именно поэтому, в процессе формирования культуры труда, или собственно предпринимательской культуры, должно найти свое место обучения элементов экономической деятельности (Лаптева, 2019).

Одним из основных средств формирования основ предпринимательской культуры учащихся младших классов является проведение экскурсий в коммерческие банки, частные фирмы, и на различные предприятия, целью которых является развитие у школьников умений оценивания различных экономических фактов и явлений в непосредственной взаимосвязи, ознакомление с действиями работников определенного предприятия (Лаптева, 2019).

Как утверждает ученый, в процессе экономического воспитания нужно учитывать присущие ему принципы экономии средств и времени, труда и природных ресурсов (Лаптева, 2019). Объединение

процесса труда и собственно экономического воспитания, позволяющих сформировать у учащихся младших классов навыки экономных и рачительных расходов, и качества, необходимые для дальнейшей трудовой деятельности: ответственности, предприимчивости, общественной активности, инициативности, рационализаторских способностей, личного успеха и т. п(Лаптева, 2019).

Экономическое воспитание учащихся младшей школы должно сыграть одну из основных ролей в формировании качеств, которые соответствовали бы общественным требованиям и интересам, а также способствовали бы всестороннему развитию личности школьника (Урванцева, 2008).

Она делает вывод, что указанные подходы должны способствовать формированию экономической компетентности учащихся младших классов и имеют свой отпечаток в дальнейшей профессиональной подготовке не только будущих экономистов или менеджеров, но и других специалистов различных отраслей (Лаптева, 2019).

Рассматривают также решение проблемы формирования экономической компетентности старшеклассников в три этапа (Лебедева, 2018). На первом этапе автор рассматривает общую экономическую подготовку школьников, что имеет целью овладение базовым уровнем знаний об экономике лица, семьи и общую экономику. Данный уровень может быть реализован в рамках начальной или средней школы.

Результаты и обсуждение

В старшей школе ученики должны ознакомиться с сутью фундаментальных явлений, присущих экономике в целом, таких как: производственные ресурсы, продукт, производство, экономические потребности, производитель, потребитель, экономическая эффективность (Лебедева, 2018).

На втором этапе предполагается углубленная профильная экономическая подготовка учащихся старших классов, целью которой является подготовка абитуриентов к поступлению в высшее учебное заведение (ВУЗ) экономического профиля (Лебедева, 2018). Третий этап имеет целью базовую или начальную профессиональную подготовку старшеклассников по экономике и бизнесу, а также формирование навыков предпринимательской деятельности.

Все вышеперечисленное базируется на растущих потребностях экономической грамотности личности, что имеет возможность начать свое развитие путем эффективного усвоения экономических знаний учащимися средней школы (Кирсеев, 2016). В будущем это позволит человеку и профессионалу принимать экономически эффективные решения в личной жизни и профессиональной деятельности (Лебедева, 2018).

Также приводится отбор учебного материала из учебников естественного и обществоведческого циклов для формирования экономических знаний учащихся старшей школы (Методика, 2006). Она делает выводы, что существуют три формы представления экономических знаний в общеобразовательных учебных заведениях:

1. В отдельном учебном предмете "Экономика" и спецкурсах, которые могут дополнять данный предмет.

2. В рамках учебных курсов, ядро которых составляет определенная наука. В качестве примера, автор приводит географию или историю. Содержание данных наук включает основы экономических знаний как органическую и необходимую часть данных курсов.

3. В виде элементов экономических знаний в рамках других школьных предметов, таких как химия, математика, технологии, язык и литература, правоведение (Методика, 2006).

Рассматривается вопрос формирования экономической компетентности учащихся старшего звена ОУЗ. По мнению ученых, формирование экономических знаний у учащихся старшего школьного возраста должно обеспечить овладение: навыками применения экономических понятий и определение признаков таких понятий; возможностями понимания и объяснения сущности процессов экономической жизни страны; умением обоснованно оценивать общественно-экономические явления, выявлять их противоречия и факторы, способствующие развитию хозяйства; умениями обобщения и анализа экономических процессов и явлений, а также, характеризовать основные экономические показатели; способностью выделять связи между экономической деятельностью общества и другими сторонами

общественной жизни и определять влияние политических культурных и других факторов на экономику (Никифорова, 2014).

Они отмечают, что формирование экономической компетентности учащихся старшей школы происходит в процессе приобретения широкого спектра экономических знаний, умений и навыков, осознания, управления и решения проблемных ситуаций, которые возникают в процессе обучения и повседневной жизни учащихся (Абзгильдин, 2018). Процесс развития экономической компетентности не только отражает уровень и глубину экономических знаний учащихся, но и совершенствует их умения и навыки, а также личные качества в разрезе становления сознательной личности экономической жизни страны (Никифорова, 2014). Приобретение экономических знаний не должен ограничиваться изучением предмета "Экономика", а должно обеспечивать знание экономических категорий и законов экономики, понимания явлений и процессов экономической жизни, результативнее и более рациональное мышление и деятельность в условиях современных экономических реалий, получение соответствующих персональных качеств, способствующих эффективному применению экономических знаний в повседневной жизни и профессиональной деятельности (Никифорова, 2014).

Популярность экономических специальностей среди абитуриентов, поступающих в колледжи часто обусловлена желанием быть причастными к экономическим процессам государства, что выглядит для таких абитуриентов связанным с возможностями собственного обогащения благодаря большей заработной плате в сфере экономики и международной экономической деятельности (Калашникова, 2013). Открытие собственного бизнеса рассматривается как альтернативный путь использования экономического образования с целью достижения собственных прагматических целей (Перемытина, 2005).

Автор считает новый по содержанию маркетинговый подход к формированию экономической компетентности актуальным в современной рыночной экономике, в которой трудовая деятельность тесно связана с экономикой, ее законами и закономерностями (Перемытина, 2005).

Использование принципов маркетинга в обучении требует тесного контакта с практикой, непрерывного исследования текущей рыночной ситуации (Образование, 2021). Также, предлагается необходимость прохождения стажировки на предприятии, как одного из способов ликвидации разрыва между теоретическими знаниями, получаемыми студентами с помощью учебников и лекционных занятий и хозяйственной экономической практикой (Хайкин, 2014). Другим действенным средством повышения качества экономической подготовки предлагается кооперация предприятий и учебных заведений в области проведения совместных научных разработок, направленных на модернизацию производства и организацию труда (Перемытина, 2005).

Заключение

Подводя итоги, можно констатировать, что формирование экономических качеств личности в различных возрастных категориях исследовалось многими учеными, а формирование экономических компетенций студентов технических специальностей, и является дальнейшим перспективным направлением исследования, целесообразно базировать на материалах таких курсов, как "Экономика для не экономистов" и их зарубежных аналогах: "Introductory economics". Примером таких курсов и материалов можно считать работу "The Economic Way of Thinking" Пола Хейне (Ушакова, 2020).

Список литературы

1. Абзгильдин Д.А. Учебно-методические аспекты преподавания экономических дисциплин в вузе // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 3-5. С. 727-729.

2. Автономов В.С., Дорошенко М.Е., Замков О.О. Высшее экономическое образование в России: трудный путь к мировому уровню // Вопросы образования. 2004. № 2. С. 127-154.

3. Калашникова Е.Ю., Коновалова И.А., Ловянникова В.В. Методика преподавания экономических дисциплин в современных условиях модификации // Молодой ученый. 2013. № 12. С. 901903.

4. Кирсеев П.И., Носов А.Л. Проблемы преподавания экономических дисциплин в сфере высшего образования // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2016. Т. 28. С. 24-26.

5. Кольга В.В., Кипель Е.О. Формирование экономической компетентности бакалавров технических направлений подготовки на основе игровых методов обучения // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. № 2 (52). С. 56-68.

6. Лаптева В.А. Экономическое образование в Европе: исторический опыт и современность // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 2-3.

7. Лебедева Л.Н. Развитие высшего экономического образования в странах Западной Европы и Российской Федерации // Экономика и социум. 2018. № 1. С. 483-487

8. Методика преподавания экономических дисциплин: учеб.-метод. комплекс для студ. эконом. специальностей / Н.П. Хвесеня, М.В. Сакович. Минск: БГУ, 2006. 116 с.

9. Никифорова В.Е., Шнайдер О.В. Особенности и проблемы методики преподавания экономических дисциплин // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 72-74.

10. Образование как ценность: курс лекций. Тема 13. http:// do.gendocs.ru/docs/index-98470.html?page=4

11. Перемытина Н.Л. Основные задачи реформы экономического образования в России // Вестник Томского государственного университета. 2005. № 5. С. 81-84.

12. Урванцева С.Е., Александрова И.С. Обучение основам предпринимательства в зарубежных школах // Экономика в школе. 2008. № 4. С. 51-61.

13. Ушакова Е.О., Дьячков С.А. Взаимодействие с работодателями в процессе подготовки специалистов в области экономики // Актуальные вопросы образования. 2020. № 2. С. 158-161.

14. Хайкин М.М., Базжина В.А. Проблемы преподавания экономической теории в техническом вузе // Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 1/8. С. 393-402.

15. Чеснокова Н.П., Понукалина Е.В. Проблемы преподавания в высшей школе // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 1. С. 136-137.

Development of basic elements of pedagogical education

Yuri V. Zabaykin

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Sergo Ordzhonikidze Russian State Geological Exploration University Moscow, Russia 79264154444@yandex.com 0000-0000-0000-0000

Ekaterina V. Krasavina

Doctor of Sociological Sciences, Associate Professor Russian Customs Academy Moscow, Russia Krasavina_2905@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Vladimir A. Sologub

Doctor of Sociological Sciences, Professor

South Russian Institute of Management -Branch of the Russian Academy of National Economy Rostov-on-Don, Russia svvol65@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Irina A. Khasheva

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

South Russian Institute of Management -Branch of the Russian Academy of National Economy Rostov-on-Don, Russia ihasheva@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Received 18.03.2022 Accepted 19.04.2022 Published 15.05.2022

© 10.25726/r9096-5400-1331-0

Abstract

The basic elements of economic education can be laid down during a child's visit to a preschool educational institution at the age of 3-6 years. An example of this approach is the program of the International Foundation "Aflatoun International" (the Netherlands). Taking into account the current state of implementation of the fundamentals of economic education in preschool educational institutions in Russia, within the framework of this study, we consider it appropriate to consider a school as an educational institution, which is the first to provide knowledge that will form the basis for the formation of an individual's economic competence in the future. For a long time, the economic education of schoolchildren was carried out as part of the study of economic geography, and, as a rule, by geography teachers. As a result, economics was not a priority subject in general educational institutions (OUZ). This made it impossible for schoolchildren to form a sense and awareness of the importance of the economic component of the causes, course and results of environmental processes. The reason for this is that most of the teachers who taught economics themselves do not have the experience and the appropriate worldview to form an objective economically conscious worldview of the student. Thanks to the introduction of elements of economic information into the lives of preschool children, the prerequisites for economic thinking are laid in them. As a result, elements of deductive thinking begin to manifest in children of this age, and speech also acts as a regulator of children's behavior and activity. As a result, children of senior preschool age (5-6 years old) they have the opportunity to understand such concepts as "price", "money", "family budget" (while distinguishing income and expenses), and others, which is the basis for the formation of economic competence of preschoolers.

Keywords

economics, education, pedagogy, research, analysis.

References

1. Abzgil'din D.A. Uchebno-metodicheskie aspekty prepodavanija jekonomicheskih disciplin v vuze // Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik. 2018. № 3-5. S. 727-729.

2. Avtonomov V.S., Doroshenko M.E., Zamkov O.O. Vysshee jekonomicheskoe obrazovanie v Rossii: trudnyj put' k mirovomu urovnju // Voprosy obrazovanija. 2004. № 2. S. 127-154.

3. Kalashnikova E.Ju., Konovalova I.A., Lovjannikova V.V. Metodika prepodavanija jekonomicheskih disciplin v sovremennyh uslovijah modifikacii // Molodoj uchenyj. 2013. № 12. S. 901-903.

4. Kirseev P.I., Nosov A.L. Problemy prepodavanija jekonomicheskih disciplin v sfere vysshego obrazovanija // Koncept: nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal. 2016. T. 28. S. 24-26.

5. Kol'ga V.V., Kipel' E.O. Formirovanie jekonomicheskoj kompetentnosti bakalavrov tehnicheskih napravlenij podgotovki na osnove igrovyh metodov obuchenija // Vestnik KGPU im. V.P. Astafeva. 2020. № 2 (52). S. 56-68.

6. Lapteva V.A. Jekonomicheskoe obrazovanie v Evrope: istoricheskij opyt i sovremennost' // Vestnik Altajskoj akademii jekonomiki i prava. 2019. № 2-3.

7. Lebedeva L.N. Razvitie vysshego jekonomicheskogo obrazovanija v stranah Zapadnoj Evropy i Rossijskoj Federacii // Jekonomika i socium. 2018. № 1. S. 483-487

8. Metodika prepodavanija jekonomicheskih disciplin: ucheb.-metod. kompleks dlja stud. jekonom. special'nostej / N.P. Hvesenja, M.V. Sakovich. Minsk: BGU, 2006. 116 s.

9. Nikiforova V.E., Shnajder O.V. Osobennosti i problemy metodiki prepodavanija jekonomicheskih disciplin // Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2014. № 3. S. 72-74.

10. Obrazovanie kak cennost': kurs lekcij. Tema 13. http:// do.gendocs.ru/docs/index-98470.html?page=4

11. Peremytina N.L. Osnovnye zadachi reformy jekonomicheskogo obrazovanija v Rossii // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2005. № 5. S. 81-84.

12. Urvanceva S.E., Aleksandrova I.S. Obuchenie osnovam predprinimatel'stva v zarubezhnyh shkolah // Jekonomika v shkole. 2008. № 4. S. 51-61.

13. Ushakova E.O., D'jachkov S.A. Vzaimodejstvie s rabotodateljami v processe podgotovki specialistov v oblasti jekonomiki // Aktual'nye voprosy obrazovanija. 2020. № 2. S. 158-161.

14. Hajkin M.M., Bazzhina V.A. Problemy prepodavanija jekonomicheskoj teorii v tehnicheskom vuze // Jekonomika i jekologicheskij menedzhment. 2014. № 1/8. S. 393-402.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Chesnokova N.P., Ponukalina E.V. Problemy prepodavanija v vysshej shkole // Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija. 2017. № 1. S. 136-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.