Научная статья на тему 'Цифровая депривация'

Цифровая депривация Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
687
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационное общество / коммуникационная революция / цифровая депривация
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровая депривация»

Вершинская О.Н. д.э.н., гл.н.с. ИСЭПН РАН

ЦИФРОВАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

Ключевые слова: информационное общество, коммуникационная революция, цифровая депривация.

Мы живем в мире ускоряющихся изменений. «Роскошь стабильности более недоступна и единственная постоянная вещь - сами изменения1». Радикальные изменения в интеллектуальной среде обитания вышуждают нас серьезно корректировать свое поведение. Меняется всё, включая само понятие социальной нормы.

Все, кто не живет сегодня онлайн, живёт в мире нарастающей депривации. Уже появилось, зреет на глазах новое понятие - цифровая депривация. Если психология понимает депривацию преимущественно как состояние личности (патологическое, длительное, негативно окрашенное), то социология интерпретирует ее скорее как социальный процесс, в ходе которого происходит сокращение для индивидов и групп возможностей удовлетворения их основных жизненных потребностей. При этом психологическое и социологическое толкования депривации дополняют и обогащают друг друга, характеризуют данное социальное явление на макро- и микроуровнях. Фактически их можно рассматривать как две стороны одной медали.

В социологии - науке, которая изучает законы общества и особенности поведения человека в коллективе - широко используются понятия абсолютной и относительной депривации. В рамках социологического анализа деприва-ция в широком смысле определяется как неравенство доступа к социальным благам.

Не использование широкого спектра электронных услуг еще не воспринимается в нашем обществе как депривация. Однако уже есть множество людей, чья повседневная жизнь во многом формируется практиками постоянного использования информационных технологий.

Интернет-социолог Александр Бард говорит о наступлении 4-й революции коммуникаций между людьми. Существует 4 способа коммуникации между людьми: речь, письменность, печать, Интернет. Интернет - это революция. С тех пор, как люди соединились через компьютеры, и возник Интернет, связи создаются иначе. Коммуникация стала интерактивной, связи создают интерактивные люди. Интерактивность стала главным атрибутом информационного обмена.

Сегодняшнее общество называют информационным, коммуникационным, сетевым. Для него характерен рост индивидуализации жизненных судеб и рост значимости индивидуальных особенностей акторов. Важнейшей движущей силой экономики становятся развлечения. Нет больше прогресса, есть события; нет причин и следствий; нет одной идентичности, их много2. Рассмотрение Интернет-революции не с точки зрения техники, а с точки зрения возможностей человека, говорит о том, что метафизика эпохи Интернета другая.

Гуманитарный подход, при котором основной акцент в исследованиях делается не на технической и системно-технической стороне дела, а на человеке как потребителе, использующем информационно-коммуникационные технологии, позволяет изучать их потребление. Необходимость гуманитарного подхода к изучению процесса распространения ИКТ обоснована опытом Европы3, показывающим, что мир перешел от первого, технологического этапа, изучающего производство технологий, ко второму этапу - изучения их потребления; а также фундаментальной реорганизации общества на основе появления множества новых возможностей, возможностей услуг серии web 2; быстро идущего процесса одомашнивания ИКТ.

По мнению экспертов4, цифровые технологии должны рассматриваться сегодня в единстве их технической, математической, коммуникационно-теоретической, социальной, моральной, гуманитарно-психологической и экономической сторон. Взаимодействие инженерных и социальных наук заслуживает специального внимания, идеи производителей техники необходимо сравнивать с реальным опытом ее использования.

Понятие депривации как сужения возможностей в жизни, как наблюдаемое невыгодное положение индивида5, ввел в рассмотрение британский специалист по проблемам бедности П. Таунсенд . Депривационный подход к бедности Таунсенда заключается в рассмотрении ситуации, когда из-за нехватки экономических ресурсов привычный для большинства образ жизни становится невозможным.

1 Бард А., Зодерквист Я. №Шкратия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. - СПб: Стокгольмская школа экономики, 2004. - С. 5.

2

Бард А., Зодерквист Я. №Шкратия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. - СПб: Стокгольмская школа экономики, 2004.

3 Вершинская О.Н. Европейский подход к анализу социальных последствий информатизации // Информационное общество. -М., 2016. - № 2.

4 Больц Н. Азбука медиа. - М.: Европа, 2011.

5 Townsend P. International Analysis of Poverty. - L.: Harvester Wheatsheaf, 1993.

Наше предложение - применить депривационный подход Таунсенда к рассмотрению цифрового неравенства. Цифровой депривацией будем считать ситуацию, когда привычный для большинства образ жизни является для конкретного индивида невозможным из-за отсутствия навыков использования ИКТ или желания и возможности их приобрести.

В какой-то период времени не иметь какой-то возможности не является лишением, отсутствием преимуществ (disadvantage). Но как только эта возможность становится социальной нормой, человек, не использующий эту возможность, становится «лишенцем». Это относится и к социальному, и к цифровому неравенству. Когда Интернет еще только начинал широко распространяться, не быть он-лайн означало лишь некоторое неудобство. По мере того, как все больше аспектов социальной жизни управляются через Интернет, как все больше людей используют электронную почту для общения, как использование ИКТ становится рутиной повседневной жизни, в будущем у тех, кто не пользует Интернет, будет возникать все больше неудобств.

Н.Е. Тихонова предложила ресурсный подход к анализу социальной структуры1. Новым основанием социальной стратификации является новый ресурс - это ИКТ. Сегодня, когда владение ИКТ - ресурс развития, он становится основанием нового вида неравенства. В России в начале XXI века формируется и закрепляется новая форма социального неравенства - цифровое неравенство. Навыки в области информационных технологий являются своего рода «входным билетом» на наиболее привлекательные рабочие места2. Отсутствие соответствующих компетенций жестко предопределяет невозможность доступа к ним. Цифровой ресурс начинает выполнять роль базового стратификационного критерия в обществе. В 2015 году 60% российского населения этот ресурс использовали, жили онлайн. Это одномерная стратификация на принципиально новой основе.

Существует две группы людей, различающихся по одному критерию - по отношению к использованию цифрового ресурса. Все люди делятся на людей онлайн и оффлайн. По шкале «онлайн-оффлайн» располагаются, плавно переходя друг в друга, слои, различающиеся уровнем использования ИКТ. Эта шкала, сколько бы индикаторов в ней не использовались, является вариантом одномерной стратификации.

Основа этой дифференциации - нормы поведения и стили жизни. Ниже мы попробуем определить различия в их образе жизни. Динамика дальнейшего развития этих групп определяется вектором дальнейшей эволюции общества -наступлением IV промышленной революции «Интернетизация и роботизация», как ее назвали в Давосе в январе 2016 года, или IV революция коммуникаций между людьми, как назвал ее А. Бард в книге «№1ократия».

Процесс цифровой стратификации набирает всё большую силу, и год от году людей, не использующих ИКТ, становится всё меньше. Однако цифровой образ жизни сегодня стал привычным в основном для молодежи и многих людей трудоспособного возраста. 40% российского населения не используют Интернет. Они не используют его по разным причинам, Этих людей можно разделить на три группы:

- нет желания чему-то учиться;

- в принципе отрицающих использование техники;

- желание есть, возможностей пока нет.

Продемонстрировав новые возможности и оказав помощь в их освоении, значительной части этих людей можно помочь войти в информационное общество.

Интернет-революцию мы рассматриваем с точки зрения возможностей человека. Собственная активность людей протекает сегодня в широком коридоре возможностей. Представим минимальный список новых цифровых возможностей, определяющих сегодня образ жизни.

Набор функциональных возможностей человека лежит в основе теории благосостояния как возможностей3, разработанной А. Сеном. Она основана на теории базовых потребностей. Благосостояние связано у А. Сена не с полезностью и не с набором потребительских благ, а с набором функциональных возможностей человека. Он отмечал, что эффективность социально-экономической среды в значительной степени определяется равенством возможностей в реализации имеющихся ресурсов.

Все люди разные и то, как они могут воспользоваться одними и теми же возможностями, зависит от трех факторов: индивидуальных характеристик (пол, уровень грамотности, интеллект); социальных характеристик (государственная политика, социальные нормы, властные отношения и др.) и характеристик среды (климат, уровень развития инфраструктуры, институты и пр.).

Интересно, что академик В.Л. Макаров4 предлагает ввести такой макропоказатель, как показатель благожелательности среды для проявления способностей человека. Этот показатель должен выражать суммарный спрос общества на проявление той или иной способности.

К числу базовых функциональных возможностей относятся базовые цифровые потребности, меняющие образ жизни. Эти базовые цифровые возможности и потребности можно охарактеризовать перечнем электронных услуг, которые можно разделить на три класса:

- Услуги 1-й необходимости (Интернет-платежи, в любое время, не выходя из дома, можно заплатить за квартиру, заказать еду или лекарства, билет в театр или на поезд; обменяться письмами по электронной почте);

1 Тихонова Н. Е. Социальная структура России: теории и реальность. - М.: Новый Хронограф, 2014.

Горшков М.К. Заключение к книге «Бедность и бедные в современной России». - М.: Весь Мир, 2014.

3 Sen A.K. On Economic Inequality. - Oxford: Clarendon Press, 1997.

4 Макаров В.Л. Социальный кластеризм. Российский вызов. - М.: Бизнес Атлас, 2010.

- Услуги 2ой необходимости (пообщаться по Скайпу; участие в соцсетях; взаимодействие с властями; виртуальные путешествия по миру; виртуальное посещение театральных постановок, музеев, выставок, концертов; облачное хранение данных);

- Услуги для продвинутых, «роскошные» возможности (услуги по обеспечению комфорта и безопасности «умного дома»; настройка набора новостных источников; носимая электроника; робот-помощник по дому).

Вот мы и получили классификацию цифровых возможностей по их состоянию на январь 2016 года. Отсюда образуется (определенный экспертным путем) базовый список цифровых лишений:

- необходимость покидать свой дом, чтобы заплатить за квартиру или купить билет или лекарство; невозможность современной интерактивной коммуникации (имейлы, блоги, чаты, общение по Скайпу); отсутствие быстрой связи с госорганами; невозможность использования множества финансовых э-услуг; отсутствие возможности э-развлечений.

Не пользоваться э-услугами даже 1-й необходимости - такой образ жизни в современных российских условиях означает «цифровую бедность». Такие люди постепенно будут превращаться в социально исключенных.

Базовый список цифровых возможностей постоянно увеличивается. Помимо него существует множество приложений, расширяющих возможности пользователя. Предложение сегодня сильно опережает спрос, однако не использование перечисленных базовых возможностей уже задаёт и будет всё сильнее задавать ощущение депривации.

Нужно объяснять людям преимущества жизни онлайн. Развитие инновационного потенциала каждой отдельной личности - ключ к развитию инновационной экономики. Выдвигаются новые требования к человеку, требуется большая креативность, быстрая адаптации к новым условиям, освоение новой техники и новых навыков работы. Под воздействием ИКТ происходят серьезнейшие личностные изменения1: происходят изменения в познавательных способностях человека, возникают новые локальные и глобальные электронные сообщества, формируются новые формы межличностной коммуникации. Сегодня нужна способность к мгновенному перевоплощению, когда изменяются условия и требования окружающей среды. В информационном обществе личный статус и влияние определяются способностью человека к восприятию и переработке информации, уровнем его восприимчивости и гибкости.

Информация - это валюта Интернета. Теперь каждый может собрать всю необходимую информацию о тенденциях на рынке, уровне спроса и предложения. Эти данные стали общедоступными. Дистанция между экспертами и широкой публикой уменьшается. Однако ИКТ увеличивают человеческие возможности в первую очередь - для информационно активных людей. Вопрос о том, были ли люди, активные в электронном мире всегда информационно активны или ИКТ делают активными и информационно пассивных людей, требует изучения. Каковы статические характеристики виртуального мира, что остается постоянным, мы пока не знаем.

Становясь, в сущности, образом жизни, электронная деятельность - это новый жизненный уклад, не отрицающий, а дополняющий старые позиции. В искусственно созданном человеком мире должна быть разработана система правил и ограничений осуществления деятельности. Личностные параметры человеческого существования (потребности и смыслы) и социальные параметры (ценности) обладают свойством качественности, т.е. количественной несравнимости. Личностные смыслы индивидуальны и неповторимы, а потребности взаимоНЕзаменяемы. Если в индустриальном обществе изучали в основном производителей, то в постиндустриальном информационном обществе, которое называют также обществом потребления, акцент смещается на потребление и потребителей, и прежде всего, электронных потребителей, т.е. пользователей ИКТ.

Возрастание роли виртуальной составляющей в социальной реальности ведет к необходимости изучения пользователей ИКТ как новых электронных акторов2.

Виртуальный мир - это сфабрикованный мир, который можно изучать при помощи наблюдения за практикой использования ИКТ. Прогресс ИКТ делает виртуальный мир все более реальным, и это способно легко обманывать человеческую психологию. Количество культурно-психологических и этических проблем в электронном мире увеличивается. И позитивные, и негативные аспекты социальной и социокультурной динамики требуют внимания.

Но есть и негативные стороны жизни онлайн, они вырисовываются всё чаще. Это прежде всего развитие клипового несистемного мышления, это развитие зависимости от гаджетов, это чувство тревожности при отсутствии га-джета; это разные виды киберпреступности.

Социальные последствия жизни «всегда на связи» исследует социолог Найоми С. Барон в статье «Тирания электронной коммуникации. Люди, в которых мы превращаемся: цена постоянного нахождения на связи»3. Она подчеркивает, что любые технологии амбивалентны. У людей всегда есть выбор, мы сами решаем, оставаться ли всегда на связи. Масштабные американские социологические исследования показывают, что постепенно рождается другое понимание слова «общаться», что возникает все больше поверхностных знакомств, что общение становится все менее индивидуальным, менее полным. У нас все больше поверхностных знакомств. Социальное взаимодействие все чаще становится виртуальным.

Интернет расширяет, но не замещает традиционное личное общение. Как влияет Интернет на соотношение наших сильных и слабых связей? У человека есть «прочные» и «слабые» (приятельские, более формальные) связи. Слабые связи не входят в основной круг его общения. Исследования показывают, что в США сокращается число

1 Вершинская О.Н. Кто эти люди? Мнение эксперта // VIP-Premier. - М., 2014. - С. 113-121.

2 Vershinskaya O. Theoretical Approach to the Concept of Humans as e-Actors // Interacting with Broadband Society. Peter Lang, 2010. - Vol. 1.

3 Барон Н.С. Тирания электронной коммуникации. Люди, в которых мы превращаемся: цена постоянного нахождения на связи // Информационное общество. - М., 2010. - № 5.

прочных связей, сокращается число друзей, которые дают не только удовольствие, но и помогают выжить. Число слабых связей среди Интернет-пользователей намного больше.

Мы жертвуем эрудицией и изяществом в пользу скорости. Есть быстрое и медленное время, быстрое и медленное мышление1. ИКТ разрушают все медленное.

Современные языковые технологии еще довольно молоды: СМС от нескольких до 15 лет, в зависимости от страны; электронная почта широко используется всего два десятилетия; Интернет-мессенджеры - около 10 лет. Есть социальные круги, в которых «круто» иметь свой блог.

Дальнейшее исследование цифровой социальной стратификации подразумевает поиск ответов на множество вопросов типа:

Появились ли уже средние стандарты потребления э-услуг? Какое отклонение от такого стандарта является значимым?

Ощущает ли человек лишения в потреблении товаров и услуг, учитывая свои цифровые возможности?

Можно ли научиться сосуществовать с цифровой средой обитания?

Положение с изучением социальных проблем информатизации в РФ хуже некуда. В нашей стране принят исключительно технократический подход к проблемам информатизации, практически исключающий рассмотрение проблем пользователей ИКТ. В то же время в российском обществе назрела проблема цифрового раскола, появилась новая социальная стратификация, множится количество цифровых рисков для человека.

Для хотя бы частичного решения поставленных проблем необходимо регулярно проводить масштабные всероссийские обследования населения. Требуется реалистическая оценка потребности в ИКТ на местах и проверка готовности населения к жизни и работе в информационном обществе.

В статистике отсутствует характеристика целого ряда актуальных с точки зрения развития информационного общества процессов:

- возможности и потребности населения конкретного региона в сфере ИКТ;

- развитие цифровых услуг в регионе;

- восприимчивость жителей к современным технологиям,

- вовлеченность населения региона в электронный мир;

- уровень востребованности новых навыков в регионе;

- цифровой раскол населения региона (по принципу как доступа, так и различий в использовании ИКТ).

Все эти процессы - социальные последствия распространения ИКТ, давно и широко изучаемые мировой наукой. Мониторинг ситуации позволит разработать механизмы компенсации информационного неравенства и вовлечения граждан в информационное общество. Людям нужна помощь государства в воспитании компьютерной культуры. Принятая во всем мире практика вовлечения сегодняшних непользователей в информационное общество - проведение демонстрационно-просветительских компаний, разработка и распространение различных доступных рядовому человеку слоганов типа: «Научившись новому навыку, расширишь свои возможности», «Вперед к лучшей жизни», «Активное гражданство каждого прямо из дома». Слоганы используются для привлечения внимания к удобству получения услуг с использованием ИКТ. Создаются также мотивационные и образовательные видеоролики.

Компьютерную культуру, как и информационную культуру вообще, можно и нужно внедрять и развивать. Не попробуешь, не захочешь использовать современные технологии.

Россия - страна большая и неоднородная, и это порождает свои особенности и проблемы. Огромная протяженность страны, разнообразие природных условий, резкие различия в освоенности; контрасты в плотности населения, в развитии инфраструктуры в центрах и на периферии; разнообразие культурных ландшафтов; наличие границ со многими соседними странами характеризуют пространство нашей страны. Россия отличается и природным, и социально-экономическим разнообразием регионов. Большой экономике трудно как разгоняться, так и тормозить. По доходам и продукции в душевом измерении российские территории отличаются и количественно, и качественно. Россия - «это

своего рода объединение Голландии и Буркина Фасо в одной стране, регионы которой находятся на разных стадиях

2

развития» .

Мы подошли ко второй реальности, у которой существуют свои границы, которых мы раньше не видели. В искусственно созданном человеком мире должна быть разработана система правил и ограничений осуществления деятельности. Изучение гуманитарных аспектов инновационного развития требует разработки междисциплинарного подхода, ориентированного на изучение практических действий как в реальном, так и в электронном пространстве. Подхода, позволяющего изучать как существующую ситуацию, так и изменения в активности населения, методы ее стимулирования. Предложенный автором подход к исследованию социального воздействия ИКТ3, строится на трех базовых шагах для каждого изучаемого региона:

- поиск универсалий, общезначимых явлений виртуального мира;

- выявление относительно стабильных явлений и характеристик (вообще и в данном регионе, в частности);

- изучение роли информации в изучаемом регионе. Значимость информации как фактора перемен в разных регионах разная.

1 Hofstede G., Hofstede J.G. Cultures and organizations-software of the mind. - New York: McGraw-Hill, 2005.

2 Артоболевский С.С., Бакланов П.Я., Трейвиш А.И. Пространство и развитие России: полимасштабный анализ // Вестник Российской Академии Наук. - М., 2009. -Т.79, № 2. - С. 108.

3 Вершинская О.Н. Информационные технологии как фактор экономического и общественного развития // Труды ИСА. -М., 2010. - Т. 56.

Создание адекватной управленческой модели для каждого региона: определение целей и управляемых параметров их достижения; возможных или имеющихся точек роста; первоочередных необходимостей, имеющихся возможностей и возможных препятствий на пути достижения цели, позволит проанализировать готовность региона к электронному развитию.

Последствия крупных социально значимых нововведений, т.е. их результаты, подобные использованию Интернета, не имеют аналогов в прошлом, и поэтому несопоставимы с этим прошлым по параметру эффективности. Искусственный цифровой мир становится частью современного. Уже появились новые социальные тенденции, новые стандарты поведения, новое понимание комфорта, новые виды деятельности, новая мораль, новая элита, новая культура. Социокультурная динамика такова: зарождаются новые стили жизни и модели потребления, происходит глобальный перенос культурной, социальной и экономической активности индивидов в виртуальное пространство. Последствия этой новой социокультурной динамики создают возможности для развития социально-экономических процессов в разных нетрадиционных направлениях, жизненные стратегии индивидов могут принимать новые, не используемые ранее формы. По прогнозам Google1 85% поверхности Земли будет в ближайшее время иметь доступ в Интернет, электроника станет беспроводной, появятся самоуправляемые машины; носимая электроника станет имплантируемой.

Стимулирование интереса к получению и применению знаний требует разработки единой в своих основных положениях социально-ориентированной политики, направленной на настройку общественного сознания на жизнь и работу в информационном обществе. Социальная ориентация политики заключается в разработке социальных технологий вовлечения граждан в инновационное информационное общество с учетом социально-демографических факторов и дифференциации по географическим и социокультурным признакам. Результатом длительной политики поощрения посредственности явилась девальвация профессиональных знаний и малая конкурентоспособность нашей рабочей силы на мировом рынке труда сегодня. Уничтожение тонких механизмов передачи знаний в значительной мере привело к тому, что сегодня мы часто проявляем информационное безразличие и нетребовательность2.

Чтобы более точно и глубоко ответить на вопрос «КАК» стимулировать, нужно проводить серьезные региональные исследования, выясняя по каждому региону ключевые для него факторы развития. Но везде человеческую ресурсную базу для инновационного общества необходимо сознательно улучшать и выращивать. Информационная подготовка - это воспитание новой культуры цифрового века. Этот социальный фактор может тормозить или содействовать экономическому развитию. Инициировать системный спрос на новые идеи можно с помощью демонстрационно-просветительских компаний, стимулирующих инновационное поведение и рассказывающих о преимуществах использования ИКТ. Действенным средством является и широкая реклама в СМИ преимуществ инновационного поведения, демонстрация положительных примеров (отечественных и зарубежных), представление в телепередачах привлекательных элементов использования ИКТ.

1 http://www.youtube.com/watch?v=WL0Dj50x2Gs

2 Вершинская O.H. Культурно-информационный фактор социально-экономического развития // Экономика и математические методы. - М., 1993. - Т. 29, вып. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.