Научная статья на тему 'Развитие общества цифровой мобильности'

Развитие общества цифровой мобильности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1041
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY (ICT) / ИНТЕРНЕТ-ЭКОНОМИКА / INTERNET ECONOMY / ЦИФРОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / DIGITAL MOBILITY / ДИСТАНЦИОННОЕ БАНКОВСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / DISTANT BANKING / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DISTANT LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бестужева Оксана Ювинальевна, Вершинская Ольга Николаевна, Махрова Ольга Николаевна

С развитием и распространением Интернета появился новый тип мобильности цифровая мобильность, основанная на применении ИКТ, которая открывает перед людьми новые возможности и новые формы деятельности. Увеличение личной мобильности, опосредованной технологически, приводит к слому жестких социальных конструкций, к трансформации многих понятий, к заметным изменениям в образе жизни. В условиях формирующегося сетевого сознания идет процесс творческой адаптации личности к постоянно обновляющемуся и изменяющемуся миру. В статье рассматриваются социальные последствия возникновения виртуального пространства. Главное из них состоит в изменении смысла многих базовых понятий, в том числе понятий места и времени. В электронном пространстве вполне обыденным становится одновременное присутствие в двух или нескольких местах, что свидетельствует о необходимости развития новых когнитивных способностей и мультимедийных навыков. Меняется и само понятие времени: электронная информация порождает мгновенное время. В статье подробно рассмотрены два основных направлениях перемен, затрагивающих большинство населения: развитие дистанционного банковского обслуживания и электронного образования. Влияние развития дистанционного банковского обслуживания на изменение финансового поведения населения страны рассмотрено с двух сторон: оценены технологические изменения в банковской системе, содействующие развитию дистанционных электронных платежей, и определены изменения настроений населения в отношении такого способа управления своими банковскими счетами. Обсуждаются разные способы расширения возможностей получения образования с использованием цифровых технологий: дистанционный доступ к процессу обучения, возможность непрерывного образования на протяжении всей жизни, возможность влиться в европейский процесс образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the society of digital mobility

Development and spread of Internet is connected with a new type of mobility digital mobility based on ICT, which opens new possibilities and new forms of activity. Growth of the technologically mediated personal mobility leads to breakdown of rigid social constructions, transformation of many concepts, significant changes in lifestyles. Shaping network mentality is connected with the process of people’s creative adaptation to the ever-changing and regenerating world. The article considers social consequences of the virtual space formation. The main consequence is transformation of the meaning of many basic concepts including the notions of place and time. In the electronic space it becomes quite common to be in two or more places at the same time that is indicative of the necessity to develop new cognitive abilities and multi-media skills. The concept of time itself is also changing: electronic information generates the notion of instant time. The article considers in detail two main directions of the changes concerning the majority of population: development of distant banking services and distant education... Development and spread of Internet is connected with a new type of mobility digital mobility based on ICT, which opens new possibilities and new forms of activity. Growth of the technologically mediated personal mobility leads to breakdown of rigid social constructions, transformation of many concepts, significant changes in lifestyles. Shaping network mentality is connected with the process of people’s creative adaptation to the ever-changing and regenerating world. The article considers social consequences of the virtual space formation. The main consequence is transformation of the meaning of many basic concepts including the notions of place and time. In the electronic space it becomes quite common to be in two or more places at the same time that is indicative of the necessity to develop new cognitive abilities and multi-media skills. The concept of time itself is also changing: electronic information generates the notion of instant time. The article considers in detail two main directions of the changes concerning the majority of population: development of distant banking services and distant education. Impact of the distant banking services on the changes in the financial behavior of population is considered in two aspects: assessment of the technological changes in the banking system enhancing development of the distant electronic payments, and analysis of the changes in the population attitude to this way of bank account management. The article also discusses different ways of enlarging the opportunities for learning with the use of digital technologies: distant access to the process of education, possibility of lifelong learning, possibility to join the European educational process. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Развитие общества цифровой мобильности»

Бестужева О.Ю., Вершинская О.Н., Махрова О.Н.

РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА ЦИФРОВОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) одновременно с развитием Интернет-экономики привело к возрастанию мобильности. Возник новый ее вид — цифровая мобильность.

Если в Европе бум мобильной коммуникации пришелся на 19921993 гг., то в России, причем только в Москве, в это время появились лишь первые операторы сотовой связи. Мобильная эра в стране началась в 1994-1996 гг., однако в этот период лишь 1% населения использовали мобильные телефоны. Бум начался со второй половины 1999 г. Число пользователей выросло в России с 1998 г. по 2001 г. в 5 раз [6]. В период 20012004 гг. рынок услуг сотовой связи рос на 176% в год. Мобильная связь быстро освоила российские регионы и низкодоходные группы пользователей. В январе 2006 г. было 86 подключений на 100 человек [3].

В современном обществе произошло изменение самого понятия мобильности. Известный английский социолог Джон Урри объявил, что если долгое время предметом социологии было общество, в XXI веке предметом социологии становится мобильность.

Мобильным становится все: люди, информация, объекты, а также взаимосвязи между ними. Возникают поразительные по скорости и масштабу потоки информации. Мобильными становятся даже идентичности, которые пользователи могут свободно выбирать и менять. Интернет позволяет конструировать и реконструировать даже себя [8].

Мобильность — это широкое понятие, требующее уточнения. Так, трудовой мобильностью называют готовность и способность населения к изменению места работы, профессии, должности, места жительства. Социальной мобильностью принято называть продвижение по карьерной лестнице, изменение индивидом (или группой) места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность).

Понятие мобильности в экономике и социологии претерпевает изменения. Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.

В условиях информационного общества она еще усиливается, причем растет не только социальная мобильность людей. Сегодня появился новый тип мобильности — цифровая, основанная на применении ИКТ. До эры ИКТ «мобильный» определялся как подвижный, способный быстро передвигаться, ориентироваться в обстановке, действовать и принимать решения, выполнять задания.

Сегодня слово «способный» нужно заменить на «вынужденный», так как иначе уже трудно быть успешным. Развитие глобальных сетей и потоков подрывает существующие социальные структуры. Суть социального меняется. Глобализация ломает привычные практики, жизнь в глобальном мире другая.

Поведение и мотивация становятся продуктом глобально организованной культуры. Появляются практики, права и обязанности, которые выходят за пределы национальных границ. И экономика, и культура все больше глобализуются [4].

Глобализация открывает перед людьми новые возможности и предлагает новые формы деятельности: возможность приобретать товары по всему миру, доступ к общению с жителями разных стран, возможность формировать новые социальные группы, участвовать в глобальных культурных инициативах и др.

События помещаются в контекст мировой сцены. Публичная среда становится публичной сценой. Публичный мир внедряется в частную жизнь человека. Публичным делается то, что прежде считалось приватным. Устраняются границы по отношению к событиям и людям. Возникает ощущение причастности к событиям, происшествиям и персонам, разделяемое с множеством других лиц.

Появление новых каналов перемещения — «виртуальных путешествий», которые способны порождать ТВ и ПК, подрывает исторически сложившееся ощущение места. Возникают воображаемые сообщества и появляются воображаемые мобильности, неравномерные и непредсказуемые.

Социальные последствия развития цифровых технологий плохо предсказуемы. Сам по себе Интернет является изменчивым и непредсказуемым социально-техническим феноменом. Способы его использования в будущем трудно представить. Мобильные телефоны порождают странные, непредсказуемые потребности и режимы пользования.

Все становится менее предсказуемым. В таких условиях главным будет не решить проблему, а обнаружить ее, т.е. креативность. Навыки человеческого общения, умение хорошо общаться с другими, навыки «человек — человек» постепенно станут важнее навыков «человек — компьютер».

Сегодня взаимодействие с символами на мерцающем экране уже стало частью повседневной организации жизни. Попробуем поразмышлять, к каким последствиям ведет «жизнь на экране». «Киберпространство — это связанная глобальной сетью, поддерживаемая компьютерами, генерируемая ими и управляемая с их помощью многомерная совокупность перекрывающих друг друга виртуальных сообществ» [8. С. 8]. Ясно, что в таком пространстве благодаря многозадачности вполне обыденным является одновременное присутствие в двух или нескольких местах.

Это свидетельствует о развитии новых когнитивных способностей. Прежде всего, это относится к моло-

дежи, воспитанной на компьютерных технологиях, которая способна воспринимать несколько одновременно отображаемых на мониторе программ и схватывать синхронные тексты. Молодежь может совмещать различные виды медиа.

Без развития мультимедийных навыков человек не способен развивать мультисенсорные наборы способностей, связанные с возникновением новых виртуальных объектов.

Другое очевидное последствие появления новых электронных сред состоит в том, что общность может достигаться даже там, где нет географической близости. По мнению экспертов, создание новых виртуальных сообществ может привести к формированию некоего нового «глобального гражданского общества», основные группы которого уже не будут пространственно и организационно ограничены пределами национальных государств.

У виртуальных сообществ обнаруживаются сложные способы складывания и поддержания нормативных конвенций. Для виртуальных сообществ понятия «непосредственное» и «взаимодействие» приобретают другой смысл. В самом понимании идеи «сообщества» происходят значительные изменения. Люди большую часть времени взаимодействуют и формируют сообщества с теми, кто от них географически удален [10].

Цифровая коммуникация упраздняет различие между пребыванием в одном месте и перемещением. Появление новых каналов перемещения (виртуальных путешествий) создает новые пространственные неравенства, поскольку они одновременно усиливают возможности тех, кто способен их внедрять, и ослабляют тех, кто исключен из их числа.

Между потоками электронных сообщений и потоками людей существуют сложные взаимоотношения. В связи с этим нужен мониторинг и контроль, изолирующий перемещения всего «ненадежного». Новые технологии порождают новые типы времени, что радикально трансформирует возможности и ограничения, налагаемые на мобильность людей, информацию и образы. Электронная информация порождает мгновенное, «безвременное» время». Термин «мгновенное время» [8] хорошо описывает современные технологии, основанные на кратких мгновениях, лежащих за пределами человеческого восприятия; указывает на синхронный характер социальных и технических взаимодействий, которые замещают линейную логику часового времени, характеризуемую разделением во времени причин и следствий; подчеркивает значимость краткосрочного и фрагментированного времени.

Связи в виртуальном пространстве являются одновременными и мгновенными, поэтому язык причин и следствий здесь не применим. Нужны другая логика, другое мышление. Во взаимосвязи между временем, пространством и технологиями произошли изменения, и требуются новые способы репрезентации пространства и времени. Товары, отношения и контракты становятся все более временными. Растут производство и передача быстро меняющихся образов, увеличивается доступность технологий. Происходит ускорение социальной жизни. Резко возрастает мобильность людей.

Учет повседневных практик личной мобильности, опосредованной технологически, приводит к слому жестких социальных конструкций,

существовавших до наступления глобального порядка, к трансформации многих понятий, которые приобретают новый смысл.

Направления цифровой мобильности человека очень многообразны: мультимедийное и видеомобильное общение; посещения э-выставок, экскурсий, экспедиций и спектаклей, даже участие в шьй забастовках; совершение покупок, организация путешествий (заказ билетов, отелей), заказ билетов в театр, просмотр расписаний, прогноза погоды, телепрограмм и пр.

Остановимся подробнее на двух основных направлениях перемен, затрагивающих большинство населения: развитие дистанционного банковского обслуживания и развитие электронного образования.

Развитие дистанционного

банковского обслуживания

Для того чтобы оценить влияние развития дистанционного банковского обслуживания на изменение финансового поведения населения страны, необходимо рассмотреть этот процесс с двух сторон. С одной стороны, важно оценить технологические изменения в банковской системе, содействующие развитию дистанционных электронных платежей, и с другой — определить изменения настроений населения в отношении такого способа управления своими банковскими счетами и финансового поведения в целом.

Для физического лица существуют три опции управления своими средствами дистанционно: банковские карты, мобильный телефон и Интернет. По данным Центрального Банка, на долю счетов, управляемых с помощью мобильного телефона, на

начало 2013 г. приходилось 30%, через сеть Интернет — 27%, а с использованием банковских карт — 45% [12]. За последние 10 лет количество выпущенных банковских карт выросло с 15,5 млн. единиц на 01.01.2003 г. до 240 млн. единиц на 01.01.2013 г.[13], или более чем в 15 раз.

В последние годы очевидна тенденция превалирования мобильных средств связи (телефонов и смартфонов) в управлении счетами, открытыми в кредитных учреждениях РФ. К 2013 г. она увеличилась почти до 30 при 10% в 2008 г. [12].

Мобильный телефон позволяет осуществлять платежи через СМС-сообщения. Долгое время именно это называлось мобильным банкингом. Позже появилась возможность управлять счетами с помощью Интернета. По данным ЦБ РФ, доля счетов с дистанционным доступом, открытых в российских банках и управляемых через Интернет, увеличилась за последние 10 лет с 10 до 27% на 01.01.2013 г.

Россияне стали меньше бояться онлайн-платежей, однако самым большим ограничителем роста безналичных платежей является по-прежнему психологический фактор. По данным Круглого стола «Безналичные платежи в Интернете: новые горизонты», состоявшегося в апреле 2013 г., большинство пользователей онлайн-платежей — это молодые люди до 35 лет (примерно 61%). Мужчин, которые расплачиваются в сети больше, чем женщин на 10% [5].

Наиболее востребованным инструментом осуществления электронных платежей является банковская карта (65%), 30-35% используют электронные деньги и Интернет-банкинг, 27% проводят платежи с помощью мобильного телефона (сумма не

равна 100%, так как возможны несколько видов оплаты в онлайне).

Основным ограничением для развития электронных платежей можно считать неразвитость региональной банковской сети и ограниченный набор дистанционных услуг, предоставляемый населению. Количество банковских учреждений в расчете на 1 млн. жителей в 2008 г. составляло 289, а на 01.01.2013 выросло всего до 325.

Другим негативным фактором, сдерживающим развитие дистанционного банковского обслуживания, является мошенничество со счетами, управляемыми дистанционно. Средства граждан на счетах, управляемых через мобильные устройства и Интернет, находятся под постоянным риском несанкционированного доступа.

Меры противодействия криминальному вторжению на банковские счета с дистанционным доступом можно разделить на персональные и институциональные.

К персональным мерам, в первую очередь, относится повышение финансовой грамотности населения. Граждане обязаны ответственно относиться к финансовым действиям в электронном пространстве [1].

Необходимо также воспитание цифровой гигиены, которая заключается в недопущении безрассудного распространения своих персональных данных в Интернет-пространстве, особенно в социальных сетях. Правила цифровой гигиены также включают установку и регулярное обновление антивирусных программ. Некоторые изготовители мобильных устройств оснащают свои устройства опцией дистанционного уничтожения или блокирования важных данных в случае утраты аппарата.

К институциональным мерам относятся мероприятия коммерческих банков, направленные на защиту банковских операций физических лиц:

• совершенствование процедуры идентификации владельца банковского счета;

• увеличение количества банковских карт с чипами, более защищенных от несанкционированного доступа, чем магнитные;

• моментальное оповещение клиентов о проведенной банком финансовой операции через СМС-сообщения;

• блокирование банками операций по банковской карте, если у банка возникает подозрение о смене СИМ-карты;

• внедрение комбинированных системы паролей и СМС-сообще-ний на мобильный телефон для проведения и подтверждения операции;

• обучение клиентов на сайте банка не только финансовой грамотности, но и антикриминальным действиям.

Вовлечение в дистанционные банковские операции более широкого круга населения делает необходимым дальнейшее формирование у граждан разумного финансового поведения при принятии обоснованных решений, касающихся личных финансов, и повышение эффективности защиты их прав как потребителей финансовых услуг.

Увеличение количества обучающих ресурсов, доступных для населения, т.е. задача повышения финансовой грамотности, успешно решается. Можно перечислить более 30 сайтов, так или иначе занимающихся повышением финансовой грамотности населения. Активно действует «Город

финансов» — портал, созданный в рамках общефедеральной программы «Финансовая культура и безопасность граждан России».

По инициативе банковского сообщества функционирует информационный портал «Банки.ру» — крупнейший банковский сайт России. На нем повышению финансовой грамотности населения полностью посвящен раздел «Банковский словарь», в котором разъясняются финансовые и экономические понятия и термины, даются практические рекомендации потребителям финансовых услуг.

Кроме того, на официальном сайте Союза заемщиков и вкладчиков России действует раздел «Финграмо-та.сот», предназначенный для физических лиц.

Сейчас финансовая безопасность в Интернет-пространстве зависит от желания каждого гражданина усваивать финансовые знания и следовать простым мерам безопасности.

Развитие дистанционного доступа населения к платежным средствам через электронные и мобильные устройства ведет к заметным изменениям в образе жизни.

Во-первых, за счет распространения Интернета изменилась и расширилась информационная среда, в которой гражданин может найти информацию о возможных финансовых операциях и способах увеличения своего дохода.

Во-вторых, расширились возможности поиска и оплаты по Интернету услуг и товаров, приобретения более конкурентоспособных товаров, что позволяет экономить средства домохозяйств, выбрать наиболее приемлемое финансовое учреждение или финансовый продукт с помощью Интернета.

В-третьих, несмотря на возросший темп жизни, особенно в крупных городах, дистанционный доступ к банковским ресурсам экономит личное время каждого гражданина. Это происходит за счет сокращения времени на проведение операций по оплате услуг ЖКХ, мобильной связи, переводу денег с карты на карту, управление депозитами и пр., так как нет необходимости стоять в очереди в отделении Сбербанка.

Активно внедряются электронные платежи при оплате транспортных услуг, особенно в больших городах, включая наземный транспорт и метро, а также услуг мобильной и наземной связи, что ведет к существенному сокращению времени на их оплату.

В-четвертых, расширилась география финансовой активности населения: финансовые операция можно производить из любой точки Земли и в любое удобное время. Этому способствует увеличение времени работы банковских учреждений, которые оказывают услуги мобильного банкинга 7 дней в неделю и 24 часа в сутки («7x24»). Они вынуждены идти навстречу потребностям населения, которое приносит им деньги.

Политика Правительства по сокращению наличного денежного оборота и перечисление заработной платы и пенсий на банковские карты стимулирует граждан всех возрастных групп к обучению навыкам операций с этими картами.

Упростились взаимоотношения с государственными органами за счет бесперебойного функционирования государственных порталов, в первую очередь таких, как www.nalog.ru и www.Rosuslugi.ru.

Бесконтактные формы взаимодействия государства с населением

экономят много времени и физического и психологического здоровья граждан.

Кроме того, в связи с вовлечением граждан в Интернет-пространство увеличилась и «прозрачность» каждого гражданина, которая может быть использована в криминальных целях. Каждому гражданину важно соблюдать цифровую гигиену при пользовании Интернетом, строго следить за набором личной информации, оставляемой на различных сайтах.

Меры ограничения распространения личной информации особенно важны при проведении финансовых операций.

Развитие электронного образования

Опосредованная технологиями мобильность расширила и возможности получения образования, причем с разных сторон. Появился дистанционный доступ к процессу образования, к непрерывному образованию на протяжении всей жизни, возможность влиться в европейский процесс образования.

За счет повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества между вузами единое образовательное пространство позволяет национальным системам образования взять все лучшее, что есть у партнеров.

Отличительными чертами европейского пространства высшего образования и основополагающими принципами его создания являются: • качество: увеличение усилий по улучшению и обеспечению качества программ, преподавания и обучения;

• растущая информированность об альтернативных подходах и передовых методах, существующих в других странах, повышение мобильности граждан на рынке труда;

• многообразие: меры, которые не учитывают всего культурного, языкового, образовательного многообразия Европы, могут поставить под угрозу не только достижения, но и перспективы сближения в будущем;

• открытость: европейское высшее образование может выполнить свою миссию только в русле мирового развития, основанного на конкуренции и сотрудничестве с другими регионами мира.

С 2003 года ЕАУДО (Европейская ассоциация университетов дистанционного обучения, European Association of Distance Teaching Universities, EADTU), в которую входят университеты с основной функцией заочного обучения целевых групп с помощью методов дистанционного обучения, начинает реализовывать стратегию, целью которой является создание в Европе электронной или виртуальной среды для образования. Упор делается на [2]:

• новые педагогические модели развития компетенций;

• гибкость в непрерывном обучении;

• электронную оценку, поддержку индивидуального обучения и совместное обучение;

• внедрение электронного обучения и смешанного обучения в международном контексте;

• внедрение электронного обучения и смешанного обучения для того, чтобы европейское образование стало более доступным в любой точке;

• виртуальную.

Виртуальная мобильность является удобной формой осуществления академической мобильности средствами дистанционных технологий. Академическая мобильность — это возможность для студентов, преподавателей, административно-управленческого персонала вузов «перемещаться» из одного вуза в другой с целью обмена опытом, получения тех возможностей, которые почему-либо недоступны в «своем» вузе, преодоления национальной замкнутости и приобретения общеевропейской перспективы. Вопрос мобильности актуален сегодня как для аспирантов, молодых преподавателей, исследователей, так и так и для людей, уже имеющих ученые звания и опыт работы в той или иной исследовательской области.

Виртуальная мобильность может рассматриваться как возможность для студентов и преподавателей «виртуально перемещаться» в виртуальном образовательном пространстве из одного вуза в другой с целью получения знаний, их передачи или обмена опытом, преодоления национальной замкнутости и приобретения общеевропейской перспективы.

Создание виртуальной образовательной среды невозможно без участия педагогов высшей школы, на их плечи ложится не только задача профессионального роста, увеличения компетентности в их области деятельности, но помимо этого именно им предстоит заниматься непосредственной реализацией программ электронного обучения в рамках расширения виртуальной мобильности. Под виртуальной мобильностью преподавателя понимается его способность обучаться и преподавать в виртуальной образовательной среде

с использованием сред дистанционного обучения и современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Виртуальной образовательной средой является всякая среда, в которой происходит эффективный образовательный процесс независимо от его формы, что нельзя было бы сказать о процессе обучения или воспитания.

Хуторской А.В. [9] так определяет ключевые признаки виртуального образовательного процесса:

• его предварительная неопределенность для субъектов взаимодействия;

• уникальность для каждого рода их взаимодействия, в том числе и с образовательными объектами;

• существование только на протяжении самого взаимодействия. Основными субъектами виртуальной образовательной среды являются:

• обучаемый (учащийся) — это базовое звено онлайн-среды, субъект обучения;

• педагог (сетевой преподаватель), он проводит онлайн-занятия и консультации, проверяет задания, оценивает работу учащихся. Сетевой преподаватель может быть одновременно и автором-разработчиком учебных курсов;

• педагог-куратор (методист, тьютор), он осуществляет текущий контроль занятий, составление расписания, помогает учащимся при работе в программной среде;

• администратор-1Т-специалист, обеспечивающий функционирование системы, имеет доступ ко всем ресурсам системы, осуществляет ее детальную настройку. Посредником между преподавателем и обучающимся, участвующи-

ми в виртуальном образовательном процессе, является среда электронного обучения, призванная в полной мере обеспечить их эффективное взаимодействие, что выдвигает ряд требований к каждому участнику.

Сетевой преподаватель должен в полной мере владеть помимо своей предметной области:

• средствами ИКТ для эффективной работы в виртуальной среде;

• методическими приемами, позволяющими правильно организовать в дистанционном учебном процессе подачу материала, взаимодействие с обучающимся, контроль за усвоением материала, самостоятельно выстраивать обучающемуся свою образовательную траекторию с учетом его потребностей и возможностей;

• психологическими приемами, дающими возможность организовать общение и комфортное обучение в дистанционном учебном процессе, максимально снизив неизменно возникающий при дистанционном обучении психологический барьер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с Резолюцией Европейского Совета «Об электронном обучении» от 13 июля 2001 г. система электронного обучения должна:

• иметь интуитивно-понятный интерфейс;

• обеспечивать возможность доступа к образовательным кон-тентам различного вида, максимально включающим гипертекст и мультимедиа, что позволит активизировать мыслительную деятельность обучаемого;

• обеспечивать возможность онлайн и оффлайн общения с преподавателем и другими обучаемыми;

• обеспечивать возможности коллективной работы;

• помогать преподавателю осуществлять контроль полученных знаний;

К преимуществам образования, приобретаемого посредством виртуальной образовательной среды, относятся:

• упрощенность доступа к любому университету мира из своего дома и, как результат, решение проблем, связанных с психологическими и материальными моментами: переезд (пусть даже временный) и жизнь в другом городе, проблемы взаимоотношений в коллективе в процессе обучения;

• возможность обучения в нескольких университетах сразу, у ведущих ученых мира;

• возможность планировать свое время, интенсивность изучения курсов, их набор и т.д.

В России исследованиями проблем и перспектив развития академической, социальной, социально-профессиональной мобильности занимаются многие исследователи. Отмечается, что все граждане должны иметь возможность, в соответствии с их стремлениями и способностями, получить необходимые им знания в течение всей жизни, включая обучение в высшей школе.

Но особенности географического и, главное, современного социального и экономического состояния России таковы, что в них нет объективных условий для существования единого рынка труда. В сложившихся условиях порой сложно осуществлять пространственную мобильность, т.е. непосредственно выезжать в другую страну.

Чаще всего такие проблемы возникают именно у взрослых людей: нежелание оставлять семью, работу, недостаток средств, сложности в получении рабочей визы, и т.д. Так, Тимкин СЛ. [7] отмечает следующие препятствия расширению пространственной мобильности в России:

• неразвитость психологии мобильности преподавателей и студентов на национальном уровне;

• отсутствие в России существенного государственного финансирования Болонского процесса и, в частности, стимулирования мобильности;

• существенные организационные проблемы становления академической мобильности в вузах России и пр.

Виртуальная мобильность позволяет любому человеку в соответствии с его стремлениями и способностями приобретать нужные знания в тече-

ние всей жизни, изменяя пространственные и временные рамки образовательного процесса. Появилась возможность взять лучшее в системах образования разных стран, что способствует стиранию границ и развитию единого образовательного пространства. В условиях формирующегося сетевого сознания идет процесс творческой адаптации личности к постоянно обновляющемуся и изменяющемуся миру.

Рассмотренные направления цифровой мобильности свидетельствуют о том, что появилось новое цифровое сословие — это люди, жизнь которых осуществляется преимущественно на экране. Более того, появляется общий стиль жизни в глобальном масштабе. Нарастающая медиатизация природы сегодняшнего общества вносит коррективы в сложившуюся ситуацию и принятые схемы анализа.

Литература

1. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации, Москва, 2009 г.

2. Банг Й. «Электронный» Болонский процесс — создание европейского образовательного пространства. Шаг к обществу, основанному на знаниях // Информационное общество. — 2005. — N4. — С.10 — 14

3. Вершинская О.Н. Информационно-коммуникационные технологии и общество. — М.: Наука, 2007. — 203 с.

4. Вершинская О.Н. (Чирченко О.Н.). Информационные аспекты компьютеризации — М.: Экономическое образование, 2013. — Изд-е 2-е, пререраб. и доп. — 157 С.

5. BecTH.net, 28.05.2013 «Россияне переходят на онлайн-платежи».

6. Готовность населения к жизни в информационном обществе // Россия 2000. — М.: ИСЭПН РАН, 2001.

7. Тимкин СЛ. Преподаватель в современной системе открытого и дистанционного образования // Наука и образование — Омский научный вестник. — 2007. — № 2 (54).

8. Урри Дж. Социология за пределами обществ. Виды мобильности для XXI столетия. — М.: Изд. Дом ВШЭ, 2012.

9. Хуторской А.В. Виртуальное образование и русский космизм [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». — 1999. — 20 января. — Режим доступа: http://www. eidos.ru/journal/1999/0120.htm.

10. RheingoldН. The Virtual Community. — L.: Secker&Warburg, 1994.

11. Turkle S. Life on the Screen. — L.: Weidenfeld&Nikolson, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.