Научная статья на тему 'Информационные ресурсы повседневной жизни населения'

Информационные ресурсы повседневной жизни населения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1110
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / INFORMATION RESOURCES / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MEDIA / ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / INFORMATION SERVICES / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕДНОСТЬ / ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ / ASSESSMENT OF INFORMATION PROVISION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жеребин Всеволод Михайлович, Вершинская Ольга Николаевна, Ермакова Нина Алексеевна

Цель работы изучение состояния системы информационного обеспечения повседневной жизни, в состав которого могут быть включены каналы СМИ, обычный и мобильный Интернет, а также информационные услуги, предоставляемые населению. Эта система раccматривается в качестве единого комплекса, применение которого позволяет удовлетворить основные информационные потребности населения в современном обществе. Показано, что такие отличительные особенности Интернета как: возможность использования в сочетании с мобильной телефонией; высокие коммуникационные возможности (социальные сети, блоги, форумы, программа Skype и др.); интерактивность, с которой связана появившаяся возможность формирования системы интернет-услуг; мультимедийность, т.е. возможность трансляции в одном канале традиционных СМИ периодической печати, радиовещания, телевидения, делают его наиболее перспективным каналом СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Жеребин Всеволод Михайлович, Вершинская Ольга Николаевна, Ермакова Нина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information resources of the daily life of population

The purpose of the article is assessment of the current state of the system of information provision in the daily life of population, which includes media channels, conventional and mobile Internet, as well as information services to population. This system is considered as a single complex, the use of which allows satisfaction of basic information needs of population in modern society. The article shows that such distinctive features of the Internet as a possibility to be used in conjunction with mobile telephony, high communication possibilities (social networks, blogs, forums, Skype, etc.), interactivity that is connected with a new possibility to form a system of information services, multimedia, i.e. the ability to broadcast in one channel all traditional media periodical press, radio, television, that makes Internet the most promising media channel.

Текст научной работы на тему «Информационные ресурсы повседневной жизни населения»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Жеребин В.М., Вершинская О.Н., Ермакова Н.А.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Бурное развитие процессов информатизации в современном о бществе в значительной степени изменило характер информационного обеспечения многих областей жизнедеятельности населения. Эти изменения в первую очередь были связаны с глобальным цифровым расколом общества, произошедшим под влиянием применения современных технологий.

Цифровой раскол как важнейшая черта современного этапа информатизации общества

Характеризуя тенденции развития влияния информатизации на общество, М. Кастельс пишет об «обществе информационного капитализма», которое он также называет «сетевым», как об обществе, в условиях которого успех зависит от способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях. В таком обществе учитывается, прежде всего, подготовленность пользователя, что

и порождает новое социальное неравенство — информационное. Формируется класс «новых бедных», которые выключаются из сферы активной жизнедеятельности вследствие недостаточной подготовленности к использованию современных технологий. При этом соответственно снижается вес традиционно социально значимых характеристик индивидуумов, таких как принадлежность к демографическим группам (пол, возраст), к группам по социальному положению, а также по уровню благосостояния [1. С. 38].

Развитие и все более широкое использование Интернет-технологий фактически привело общество к разбиению на два класса: людей категорий онлайн и офлайн, т.е. использующих ИКТ и не применяющих последние. Причем первые получили большие преимущества перед последними как в работе, так и в повседневной жизни.

Образование цифрового раскола с разделением на представителей категорий онлайн и офлайн позволяет

говорить о возникновении нового дихотомического расслаивания общества, аналогичного разделению на богатых и бедных, элиту и рядовых граждан, образованных и неграмотных. Представители категории онлайн получили значительные жизненные преимущества, в то время как попавшие в категорию офлайн стали испытывать определенные проблемы, связанные с недополучением необходимой в жизни информации.

Как показали исследования, возникший новый вид информационного неравенства коснулся, прежде всего, возрастных групп населения. Так, люди старшего возраста стали значительно уступать другим возрастным группам населения, а молодежь заметно выдвинулась вперед. Правда, с расширением применения Интернета и с ростом его популярности представители старшего поколения со все большей заинтересованностью относятся к освоению возможностей его использования, а иногда становятся даже энтузиастами деятельности такого характера.

Новый вид информационного раскола привел к возникновению таких проблем в этой области, как информационные бедность и информационные депривации.

Преимущества пользователей онлайн становятся более очевидными при анализе состава информационного обеспечения повседневной жизни населения и сопоставлении отдельных используемых ресурсов.

Анализ современного состояния информационной обеспеченности населения в соответствии с методологией специалиста по исследованию бедности и материальной обеспеченности населения А. Сена [2] целесообразно начать с определения соотношения информационных потреб-

ностей и возможностей потребителей. Состав таких потребностей определяются как теми запросами, которые имели место до появления Интернета, так и возможностями, которые возникают в связи с новыми перспективами, открывающимися с активизацией использования Интернета. Однако полная оценка информационной обеспеченности населения должна состоять не только в определении возможностей, которыми располагает пользователь, но и в установлении степени использования этих возможностей, т.е. в определении объемов потребления того или иного вида информации.

Следует также принимать во внимание диалектическую взаимосвязь, существующую между информационными потребностями и возможностями, которыми располагает Интернет. С появлением новых возможностей, предоставляемых Интернетом, и ознакомлением с ними населения у последнего появляется интерес к ним и, естественно, возникает в них потребность. Таким образом, возможность использования ИКТ превращается в потребность в ней и, в конечном счете, ведет к увеличению спроса в этой сфере информационных услуг.

В эту же систему понятий информационного обеспечения могут быть включены уже упомянутые понятия информационных бедности и лишений. Информационная бедность — это неиспользование или недопотребление имеющихся информационных возможностей; она может рассматриваться также как совокупность информационных лишений, т.е. недоиспользования отдельных возможностей, таких, например, как часть совокупности информационных услуг, социальных сетей, отдель-

ных пользовательских программ (например, программы Бкуре).

Причинами информационных бедности и лишений могут быть отсутствие доступа к Интернету, неподготовленность к такого рода работе, материальное неблагополучие, плохое здоровье, большая занятость на работе, отсутствие компьютера дома, принципиальное неприятие новых ИКТ.

Соотношение Интернета, СМИ и мобильной телефонии

В соответствии с идеями М. Ма-клюэна [3] информационное обеспечение населения целесообразно рассматривать как единый комплекс, объединяющий как информационные, так и коммуникационные возможности системы. Поэтому в этот комплекс необходимо включить Интернет, СМИ (телевидение, радио, периодическую печать), обычную и мобильную телефонию, а также систему Интернет-услуг.

Тема нашего исследования соотносима с таким, получившим в последние годы направлением, как ме-диасоциология, о котором его идеологи пишут: «Одной из сущностных характеристик нашего времени можно назвать — широкое проникновение современных коммуникационных технологий (медиа) в повседневную жизнь человека, помогающих выстраивать отношения с другими людьми, реализовывать творческий потенциал. Однако медиа — это не только очень важная часть повседневной жизни, но и совокупность институциональных образований, создающих и транслирующих смыслы, составляющих духовную основу общества. Медиа настолько глубоко проникли в тело современного обще-

ства, что его социологический анализ практически невозможен без понимания и учета медиатизированной действительности. В самом общем виде исследовательские задачи ме-диасоциологии состоят в том, чтобы описывать и объяснять поведение людей в медийной среде (медиапове-дение, медиапотребление), раскрывать роль, социальные механизмы функционирования медиаинститутов

[4].

В соответствии с общей способностью к интеграции, характерной для цифровых технологий, Интернет успешно объединился с телефонией, породив начало использования технологии мобильного Интернета. Хотя этот Интернет стал возможным, уже, будучи применен на базе ноутбуков и нетбуков, в полной мере эта технология получила развитие в различных видах смартфонов и планшетов.

Мобильный Интернет благодаря своим очевидным преимуществам получил быстрое развитие и приобрел широкую популярность. Только за первые три месяца 2014 г. подключение услуг проводного широкополосного доступа в Интернет в нашей стране составило примерно 36% от общего Интернета, а количество пользователей достигло 19 млн. человек. По данным Фонда «Общественное мнение», выход в Сеть при помощи мобильного телефона или устройства осуществляют 21 млн. человек, а при помощи беспроводных модемов в сеть — 16 млн. человек. Таким образом, численность пользователей мобильного Интернета по России составляет 37 млн. человек. Всего у нас в стране количество людей, пользующихся Всемирной сетью, составляет 60 млн. человек [5].

Объединение возможностей Интернета и телефонии произошло

также за счетв недрения программы Бкуре и ей подобных средств, благодаря которой стало, в частности, возможным воплотить давнишнюю мечту человечества — владение цветным видеотелефоном.

Интернет в системе СМИ по сравнению со всеми видами СМИ обладает серьезными преимуществами. Так, наряду с информационными и информационно-справочными, он обладает широкими возможностями коммуникации, в том числе, формулированием различных запросов к системе, работой с социальными сетями, блогами и т.д.

Особенности Интернета как одного из видов СМИ

Интерактивность. Как правило, потребитель продукта традиционных СМИ является пассивным участником коммуникационного процесса. Интернет, напротив, уникален как канал для налаживания связей со своими конечными пользователями, он выводит на новый уровень и коммуникативные функции СМИ, предоставляя возможность для быстрого реагирования не только отдельным лицам, но и достаточно большим массам людей.

Мультимедийность. Реализация идеи медиаконвергенции, т.е. слияния всех каналов передачи информации — периодической печати, радиовещания, телевидения и Интернета — в одно целое. Это такой, по меткому определению Мануэля Кастельса, «волшебный ящик», который мог бы открывать «глобальное окно безграничных возможностей интерактивной связи в видео-, аудио- и текстовых форматах» [1].

Гипертекстуальность. Как говорил «отец-основатель» гипертекста

Тед Нельсон (Ted Nelson), главная особенность гипертекста заключается в том, что он создает систему связи между отдельными документами с помощью встроенных в текст гиперссылок. Хотя гипертекст применялся и ранее, в своем современном понимании гипертекст — это порождение мировой паутины. Однако принципиальное его отличие в Интернете состоит в том, что эта связь между отдельными текстами осуществляется в единой среде, что позволяет читать текст не только на одном уровне, как на бумаге, но благодаря внутренним и внешним ссылкам «просматривать его вглубь» [6].

Но главным достоинством Интернета как ресурса следует признать возможность оказания на его базе различных информационных услуг населению. Набор таких услуг постоянно расширяется.

Динамика соотношения времени использования отдельных ресурсов повседневной жизни населения может служить демонстрацией относительного значения каждого из ресурсов (рис. 1). Как можно видеть на рисунке, наиболее популярным являлся ресурс телевидения. Заметно уступает ему радио, и сильно — газеты и журналы. Однако необходимо подчеркнуть, что значение ресурса, конечно, не определяется только временем его использования. Так, в случае Интернета, учитывая такие его качества, как интерактивность и возможность оказания услуг, более важным показателем оказывается интенсивность использования ресурса, которая может быть весьма высокой.

В контексте использования Интернета часто применяется слово онлайн. Этот термин употребляется в сочетании с теми СМИ, в которых используется Интернет.

Словосочетание «офлайновые т.е. любые СМИ, в которых не исполь-СМИ» означает «традиционные СМИ», зуется Интернет.

&ТВ

й Радио

■ Газеты

■ Жуналы / Интернет

Источник: TNS Media Research, docviewer.yandex.ru mediapotreblenie...pdf

Рис. 1. Суточное потребление медиа россиянами в 2014 г., минут в сутки

Для сравнения приведем данные о времени потребления медийной информации населением США (Рис. 2). За то же время отношение к мобильным устройствам в США претер-

пело существенные изменения (табл. 1). Рост использования Интернета в качестве медиа ресурса к 2014 г. (по количеству пользователей) в России представлен в табл. 2.

2010-11 : 2011-12 12012-13

Источник: Традиционые СМИ умирают. Med¡akr¡t¡ka.by>art¡cle/2088/trad¡c¡onn¡e-sm¡... Рис. 2. Время потребления медийной информации населением США в 2011-2013 гг.

Таблица 1

Изменение отношения потребителей США к мобильным устройствам (в % к предшествующему периоду)

Тип устройства 2010-2011 гг. 2011-2012 гг. 2012-2013 гг.

Смартфоны + 120 +95,45 +55,81

Планшеты + 1100 +233,33 +57,50

Мобильные телефоны +7,69 -21,42 0

Источник: Изменение отношения потребителей в США к мобильному Интернету: yan-dex.ru/jmages

Таблица 2

Использование Интернета в качестве медиаресурса в 2014 г. в России (число пользователей разных возрастных категорий)

Число пользователей в возрасте

Медиаресурсы Пользователя, тыс. человек

15-24 лет 25-44 лет 45-64 лет

Просмотр телепрограмм 1982 3785 1635

Слушание радио 1468 2627 971

Чтение онлайн версий гаэет, журналов 322 934 491

Чтение новостей в Интернете 4183 10059 5808

Источник: TNS Media Research, docviewer, yandexпотреблениеpdfhavasmedia.ru>

Развитие сферы Интернет-услуг

В настоящее время информационные услуги, оказываемые населению, могут быть подразделены на услуги, представляющие собой ответы Интернета на уже сформировавшиеся ранее запросы населения, а также такие услуги, оказание которых стало возможным только в условиях применения Интернет-технологий.

К 2015 г. доступными населению можно назвать следующие основные виды Интернет-услуг: электронная почта, Программа Skype, поиск информации через поисковые машины, использование систем обмена мгновенными сообщениями (ICQ, MSN и другие), ведение блогов/онлайновых дневников, совершение покупок в

Интернет-магазинах, чтение новостей, использование сервисов знакомств, оплата банковской картой через Интернет, использование систем электронных денег, контакты с родными, близкими и знакомыми, предоставление бытовых справок, предоставление справок познавательного характера, покупки через Интернет, расчеты и взаимосвязь с банками, контроль состояния счетов, использование сервисов поиска работы, развлечения (музыка, кино, телепрограммы), онлайн Интернет-игры, виртуальное посещение музеев, выставок, картинных галерей, виртуальные путешествия по миру, обращение в аптеки и получение медицинских консультаций, взаимосвязь с властями, использование программ навигации, перевод с языка на язык.

Использование социальных сетей

Наиболее популярные социальные сети сегодня: Вконтакте (Vkon-takte.ru), Одноклассники (Odnoklass-niki.ru), Мой мир Mail.ru, Фейсбук (Facebook.com), Мой Круг, Мир тесен (MirTesen.ru), Май спейс (MySpace. com), Мир тесен (MirTesen.ru), Май спейс (MySpace.com).

Направления использования социальных сетей: общение со знакомыми и друзьями; поиск старых знакомых; развлечение, игры, просто времяпрепровождение; общение с единомышленниками; сбор и получение информации об интересующих пользователя людях; поиск новых знакомств;мониторинг круга знакомств.

Критерии и индикаторы информационной обеспеченности

С внедрением Интернета в повседневную жизнь набор показателей информационной обеспеченности населения значительно увеличился. Это произошло, прежде всего, потому, что число видов информационных услуг и их популярность намного увеличились.

Совершенствование информационного обеспечения населения за счет развития Интернета и телевидения приводит к повышению основных качеств самой информации, таких как доступность, оперативность, широта охвата потока событий, достоверность. Повысилась простота ее восприятия.

Эти изменения повышают интерес населения ко всем средствам СМИ, прежде всего, к Интернету.

В России время пользования Интернетом с 2009 по 2012 г. выросло почти в 2 раза — в среднем 59 минут

в день. И уже очевидно, что рост продолжится, как за счет расширения круга Интернет-пользователей, так и за счет собственно увеличения времени, которое люди проводят в Интернете [7].

Что же касается телевидения, другого весьма популярного средства массовой информации, то в течение нескольких десятилетий оно являлось лидером. Согласно некоторым суждениям, расширение использования Интернета ведет к сокращению времени просмотра телепередач. «С одной стороны, источник времени, затрачиваемого «на телевизор» и на «сидение в Интернете», один — досуг человека (если не учитывать использование Интернета в работе), и если Интернет-использование увеличивается, то время телепросмотров должно, скорее всего, сокращаться. С другой стороны, подобная простая арифметическая логика оказывается в данном случае неприменимой, в реальности все сложнее» [8].

Основные показатели использования информационных ресурсов:

• время на восприятие информации;

• количество получаемых информационных услуг;

• число используемых социальных сетей;

• соотношение количества информации, поступающей из Интернета и из других СМИ. Характеристики информационной активности пользователей при необходимости могут быть уточнены по данным детальных сопоставлений, в которых основные ресурсы — мобильники, смартфоны, Интернет в целом, Бкуре, социальные сети, соотносятся с показателями их использования. Показатели использования ресурсов — это число контактов или

сообщений в сутки, в том числе интерактивных, сходящих, входящих; время на них в сутки (в часах), затрачиваемое на прослушивание аудио-передач, просмотр видео-передач, скачивание материалов.

Характеристики информационной обеспеченности пользователя

Под информационной обеспеченностью пользователя понимается, прежде всего, соотношение между информационными возможностями, предоставляемыми Интернетом, и уровнем их использования конкретным пользователем, включая время их использования.

Индекс информационной обеспеченности (ИО) строится как объединение показателей и коэффициентов, характеризующих собственно уровень информационной обеспеченности, а также степень информационной активности пользователя, в том числе:

• время, пребывания в Интернете в сутки;

• доля используемых информационных услуг в общем перечне услуг населению, предоставляемых Интернетом;

• число используемых социальных сетей из перечня наиболее популярных сетей;

• частота обращений к электронной почте.

При построении агрегатного индекса используются балльные оценки. Значение агрегатного индекса для обследуемого респондента составит:

ЬрИ — ^¡ршк, (1)

где:

Ьри — агрегатный индекс информационного обеспечения ¡р респондента И,

m — число используемых информационных ресурсов, k — суммарный оценочный балл по всем ресурсам.

Для оценки уровня информационных лишений и информационной бедности респондента потребуется среднее значение использования информации потребителями. Ввиду отсутствия в настоящее время необходимых эмпирических данных в качестве такового условно принимается 60% — от максимальной величины использования информации из конкретного примера оценки, приведенного в табл. 3.

Средняя величина использования информации будет равна:

Cipave — Cipmax * 0,6 (2)

где:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С — использование,

ip — информационное обеспечение,

ave — среднее,

max — максимальное (использование).

В нашем случае среднее значение использования информации составит 78 баллов, максимальное — 130 баллов.

Размер информационных лишений (т.е. недополучаемой респондентом информации) оценивается как разность между средним использованием информации пользователями в баллах, и ее использованием респондентом:

Adhk—Cipavek — Ciphk, (3)

где:

Ad — информационные лишения, h — респондент, k — баллы,

Cipav — среднее использование информации потребителями,

использование информации респондентом, в баллах к.

Индекс информационной бедности рассчитывается как отношение размера лишений респондента (в баллах) к среднему объему потребляемой пользователями информации (в баллах):

1р = АсИрИк / Cipavek, (4)

где:

!р--информационная бедность,

АшрИк — информационные лишения респондента И,

Cipave - средний объем используемой

пользователями информации, к — оценка в баллах.

В табл. 3 представлена структура информационного обеспечения повседневной жизни населения с указанием значения (в %) каждого из информационных каналов в системе; приводится также конкретный пример оценки информационной обеспеченности отдельного респондента.

Таблица 3

Информационное обеспечение повседневной жизни населения. Оценочная шкала для респондента (пример)

Информационное обеспечение Значение в системе, % Использование ресурса (да, нет) Время использования в сутки, час Весовой коэффициент Индексные оценки, балл

I. Структура ИО

Интернет стационарный 20 да 3 1,0 20

Интернет мобильный 20

Телевидение 15 да 3 1,0 15

Радио 10

Чтение периодики 10

II. Коммуникационная часть системы ИО

Электронная почта 10 да 0,5 1,0 10

Социальные сети 10 0,5 0,5 5,0

Блоги, форумы, конференции 10

Программа Skype 5 да 0,5 0,5 2,5

III. Техническое обеспечение

Компьютер стационарный 1 да 5 1,0 1,0

Планшет 1

Телевизор 1 да 2 0,5 0,5

Смартфон 1

Стационарный телефон 1 да 0,5 0,5 0,5

IV. Интернет-услуги* 15 да 1,0 15

V. Индексы ИО

Суммарная оценка (индекс ИО респондента ^ 69,5

Максимальное значение использования ресурсов имеющихся информационных каналов 130

Средний уровень использования информационных каналов (принят 60% от максимального) 78

* (5 и более видов услуг)

* * *

К СМИ традиционно относят телевидение, радио, печатную периодику. Можно соглашаться или нет с причислением Интернета к одному из видов СМИ, но факт остается фактом: Интернет, хотя и имеет основания быть отнесенным к средствам массовой информации, обладает рядом особенностей, отличающих его от других СМИ.

Появление всемирной сети Интернет внесло качественно новый элемент во всю мировую экранную цивилизацию. Прежде всего, деловые новости из газет, радио и телевидения перекочевали в компьютерные сети. Затем Интернет стал использоваться и как почта, и как универсальная рекламная система. Появились серверы, где можно посмотреть любой новый фильм или ознакомиться с содержанием свежих выпусков газет и журналов.

«Общедоступность Интернет-СМИ расширяет его аудиторию до огромнейших размеров, пожалуй, самых огромных на сегодняшний день»

[9].

Особенности Интернета можно рассматривать и как продолжение несомненных его достоинств. Прежде всего, это касается его коммуникационных способностей, которые значительно усилились с введением в регулярное употребление устройств мобильной связи и мобильного Интернета в полном объеме. Именно появление мобильного Интернета позволяет говорить об интенсификации информационного обеспечения жизнедеятельности населения в современном обществе.

Еще одно свойство Интернета — мультимедийность — делает его все более популярным среди населения, и позволяют ему во многих случаях выступать в качестве заменителя традиционных СМИ.

Важное преимущество Интернета — это возможность его интерактивного использования, что делает Интернет средством активного, в частности в режиме «запрос-ответ», поиска и выбора требуемой информации.

Другие СМИ могут предложить пользователю лишь пассивный режим выбора информации из предложенного массива или потока информации.

С интерактивностью Интернета во многом связано и формирование системы Интернет-услуг, которые, к тому же, могут использоваться в адресном режиме. Эта система приобрела большую популярность у населения и может рассматриваться как отдельный мощный информационный ресурс.

Вместе с другими СМИ эти возможности Интернета позволили, в конечном счете, создать информационное поле, по своим характеристикам, в целом соответствующее современным запросам и требованиям повседневной жизни населения. Поэтому, хотя в настоящее время по показателям затрат суточного времени аудитории телевидение превосходит Интернет, последний представляется наиболее перспективным видом СМИ.

Потребители категории онлайн здесь вновь оказываются в очевидно преимущественном положении по сравнению с представителями категории офлайн.

Литература и Интернет источники

1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Влияние информационных технологий на занятость: к «безработному обществу»? — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 458 с.

2. Poverty and Famines: An Essay on Entitlement and Deprivation. Amartya Sen. The Political Economy of Hunger: Volume 1: Entitlement and Well-being, Amartya Sen, Jean Dreze (1991).260 p. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: oxfordscholarship. com>viewByDoi/10.1093/ (accessed 10 May 2015)

3. Маршалл Маклюэн. Понимание Медиа-внешние расширения человека. — Москва, Жуковский: «Кучково поле», Канон-Пресс, 2003. — 240 с.

4. Коломиец В. Медиасоциология: терия и практика. — М.: Аналитический центр Vi: НИП КЦ Восход-А, 2014. — 328 с.

5. Мобильный Интернет очень скоро вытеснит фиксированный. [Электронный ресурс]

— Режим доступа: http://rnns.ru/194493Mobilniyinternetochenscorovitesnitfiksirova-nniy (дата обращения: май 2015)

6. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета. [Электронный ресурс]

— Режим доступа: evartist.narod.ru (дата обращения Февраль 2015)

7. Медиапотребление в России. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: havasmedia.ru ...docs-russians...mediapotrebleniepdf (дата обращения апрель 2016)

8. Бузин В.Н. Возможен ли закат телевидения? Социологический прогноз. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2013/03/11/ 1251433825/Buzin.pdf. — С. 93-98, (дата обращения Октябрь 2015)

9. Особенности взаимодействия с аудиторией различных видов СМИ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://lektsii.com/2-50116.html (дата обращения Ноябрь 2015)

Bibliography and Internet sources

1. Kastels M. Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura. Vliyaniye infor-matsionnykh tekhnologiy na zanyatost': k «bezrabotnomu obshchestvu»? [The Information Age: Economy, Society and Culture. The Impact of Information Technology on Employment: to 'UnemployedSociety'?] Moscow. GU VSHE [Higher School of Economics]. 2000. 458 p.

2. Sen A. Poverty and famines: an essay on entitlement and deprivation. Sen A. and Draze J. The Political Economy of Hunger. Vol. 1: Entitlement and Well-Being. 1991. 260 p. Available at: oxfordscholarship.com>viewByDoi/10.1093/. (Accessed: 10 May 2015).

3. McLuhan M. Ponimaniye Media-vneshniye rasshireniya cheloveka [Understanding the Media-Person External Expansion]. Moscow, Zhukovskiy, «Kuchkovo pole», Kanon-Press [Zhu-kovsky. Kuchkovo Field, Canon-Press]. 2003. 240 p.

4. Kolomiets V. Mediasoiologiya: teоriya i praktika [Mediasoiology: Theory and Practice]. Moscow. Analytical center Vi ,<<NIP KTS Voskhod-A» [Sunrise-A]. 2014. 328 p.

5. Mobil'nyy Internet ochen' skoro vytesnit fiksirovannyy [Mobile Internet very soon will supersede fixed]. Available at: http://rnns.ru/194493Mobilniyinternetochenscorovitesnit-fiksirovanniy (Accessed: May 2015).

6. Lukina M.M., Fomicheva I.D. SMI v prostranstve Interneta [Media in the Internet Space]. Moscow. 2005. Available at: evartist.narod.ru. (Accessed: February 2015).

7. Media potrebleniye v Rossii [Media consumption in Russia]. Available at: havasme-dia.ru...docs-russians...mediapotreblenie (Accessed: April 2016).

8. Buzin V.N. Vozmozhen li zakat televideniya? Sotsiologicheskiy prognoz [Is the sunset of television possible? Sociological forecast]. Available at: http://ecsocman.hse.ru/data/ 2013/03/11/1251433825/Buzin.pdf. — p.93-98. (Accessed: October 2015).

9. Osobennosti vzaimodeystviya s auditoriyey razlichnykh vidov SMI [Specifics of the interaction of media with the audience of different types]. 21 April 2015. Available at: http://lektsii.com/2-50116.html. (Accessed: November 2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.