УДК 316.332
Б01 10.21685/2072-3016-2018-4-12
О. В. Шиняева, О. М. Слепова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
Аннотация.
Актуальность и цели. Изменившиеся социальные реалии трансформировали характер социальной адаптации россиян. Прежние способы адаптации перестали давать ожидаемые результаты, а новые вырабатываются медленно и стихийно. Социальные институты, традиционно выполняющие функции просвещения и социализации, могут взять на себя задачу выработки компенсаторных форм поведения, эффективных в условиях развивающейся цифровой экономики. Цель статьи - определить роль информационно-просветительской деятельности публичных библиотек в процессе социальной адаптации различных групп россиян.
Материалы и методы. Анализ построен на основе обобщения теоретических положений зарубежных и отечественных социологов о сути социальной адаптации в условиях перехода к информационному обществу; интерпретации результатов авторского исследования востребованности услуг публичных библиотек в контексте выработки адаптивных практик. Социологическое исследование проведено методом анкетного опроса населения крупного города от 18 до 60 лет; выборка репрезентативная, квотная по возрасту и уровню жизни.
Результаты. Новые условия адаптации в российском обществе вызывают развитие «культуры неравенства», которая проявляется в состоянии социального пессимизма и низкой сплоченности населения. Публичные библиотеки, оставаясь бесплатными и массовыми, должны взять на себя реализацию не только образовательной, культурной, коммуникативной функций, но и сервисной, информационно-технологической, реабилитационной, которые актуальны в современных условиях.
Выводы. Среди населения крупного города востребованы образовательная, кумулятивная, развивающая функции библиотек. Однако публичные библиотеки недостаточно реализуют коммуникационную, сервисную, информационно-технологическую функции, а именно они формируют успешные практики в условиях цифрового общества. Причины отставания российских библиотек от социального запроса связаны с проблемами в кадровом, финансовом и материально-техническом обеспечении, которые необходимо решать в ближайшей перспективе.
Ключевые слова: адаптация к информационному обществу, цифровое неравенство, традиционные и новые функции публичных библиотек.
© 2018 Шиняева О. В., Слепова О. М. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.
O. V. Shinyaeva, O. M. Slepova
THE ACTIVITIES OF PUBLIC LIBRARIES IN THE CONTEXT OF SOCIAL ADAPTATION OF THE POPULATION
Abstract.
Background. The changed social realities have transformed the nature of social adaptation of Russians. The old ways of adaptation stopped giving expected results, and the new are developing slowly and spontaneously. Social institutions, traditionally performing the functions of education and socialization, can take on the task of developing compensatory behaviours, effective in the emerging digital economy. The article aims at determining the role of informational and educational activities of public libraries in the process of social adaptation of different groups of Russians.
Materials and methods. The analysis was built on the basis of generalization of theoretical positions of foreign and domestic sociologists about the nature of social adaptation in the conditions of transition to information society; interpretation of the results of the author's research of the demand for public library services in the context of adaptive production practices. A sociological study was conducted using a questionnaire survey of the population of a large city from 18 to 60 years old; the sample is representative and random.
Results. New conditions of adaptation in the Russian society result in the development of a "culture of inequality" which is manifested in the social pessimism and low cohesion of the population. Remaining free and mass, the public library should take on the implementation of not only educational, cultural, communicative functions, but also service, information technology and rehabilitation functions that are topical in modern conditions.
Conclusions. Among the population of large cities such functions of libraries as educational, cumulative developing are in demand. However, public libraries are insufficient to implement the communication, service, information technology functions; namely, they define a successful practice in a digital society. Reasons for the lag of Russia from the social demand associated with problems in personnel, financial and logistical support that need to be addressed in the short term.
Keywords: adaptation to the information society, digital divide, traditional and new functions of public libraries.
Актуальность новых исследований социальной адаптации россиян обусловлена целым рядом причин. Во-первых, адаптация к непрерывно меняющимся экономическим, технологическим, материально-бытовым, социокультурным условиям представляет собой характер постоянного процесса, в ходе которого формируются новые формы компенсаторного поведения индивидов и групп; они требуют внимания социологов. Во-вторых, в современной России этот процесс проходит в условиях «крутой ломки институциональной системы общества, вытеснения норм и ценностей, существовавших на протяжении жизни нескольких поколений» [1, c. 45]. Политика реформирования в последние десятилетия проводилась без учета адресной социальной поддержки, что привело к деформации практик адаптации. В третьих, меняющиеся условия трудового найма и содержания труда превращают сферу профессиональной деятельности, экономических достижений в пространство, требующее от участников не только новых практик, но и новой ментально-сти. В течение трудовой деятельности работники должны быть готовы к пе-
ременам рабочих мест, новым видам деятельности и освоению компетенций, связанных с информационными технологиями.
Изменившиеся социальные реалии трансформировали способы и характер социальной адаптации россиян, уже испытавших на себе трудности переходного периода. Прежние механизмы социальной адаптации перестали давать ожидаемые результаты, а новые вырабатываются медленно и достаточно стихийно. Для многих россиян адаптация сводится к простому выживанию; особенно это касается социальных групп риска - граждан с низким статусом и малым объемом ресурсов (экономических, культурных, квалификационных). В новых условиях социальные институты, традиционно выполняющие функции просвещения и социализации, должны взять на себя задачу выработки компенсаторных форм поведения, эффективных в условиях развивающейся цифровой экономики. К таким институтам относится социальный институт публичных библиотек.
Цель статьи - определить роль информационно-просветительской деятельности публичных библиотек в процессе социальной адаптации различных групп россиян.
Для того чтобы выявить роль института публичных библиотек, нужно понять, к чему вынуждены адаптироваться граждане в современных условиях, что сегодня стоит за их адаптационными практиками. Социальная адаптация как форма социальной активности направлена на приспособление индивидов к изменяющейся среде. Она тесно связана со способом организации общества, а характер адаптационного процесса во многом определяется динамикой в различных сферах. Адаптация личности или социальной группы в нестабильные периоды развития общества протекает иначе, чем в периоды относительно благополучные. Социальный кризис, сопровождающийся расшатыванием системы ценностей, активизацией состояния аномии, сменой механизмов социального регулирования, отражается на моделях адаптивного поведения. К этому добавляются преобразования цивилизационного характера, связанные с распространением информационных технологий в разных сферах: они стимулируют формирование новых сегментов социальной структуры (информациональных работников, фрилансеров), а также новых форм социального неравенства (цифровой бедности, неравного доступа к образовательным ресурсам).
Американский социолог Э. Тоффлер сформулировал проблему социальной адаптации в контексте информационного общества, обратив внимание на необходимость развития способностей когнитивной адаптации. В его работах «Шок будущего», «Третья волна» утверждается идея перехода человечества к новой технологической революции. Автор анализирует трудности, социальные конфликты и проблемы, с которыми столкнется человечество, адаптируясь к цифровым технологиям. Социолог обращает внимание на то, что работники старой формации, люди с ограниченными возможностями будут не готовы к быстрым переменам и ощутят на себе футурошок.
Футурошок - это «реакция человека или общества на стремительные и радикальные изменения в его окружении, вызванные ускорением темпов технологического и социального прогресса» [2]. В информационном обществе формируются новые виды семьи, стили жизни, формы труда и сознания; социальное пространство наполняется новыми идеалами и практиками, для
восприятия которых необходимо постоянное развитие познавательных способностей. Ведущую роль в процессе социальной адаптации ученый отводит сфере услуг, науке и образованию. По мнению Э. Тоффлера, чтобы пережить футурошок, индивид должен постоянно развивать способности к адаптации. «Нужно найти совершенно новые способы зацепиться за убегающую действительность, поскольку старые устои общества и человека в нем - религия, национальность, семья и профессия - серьезно подорваны пронесшимся вихрем перемен» [3, с. 73].
Адаптационные стратегии в современном обществе во многом зависят от возраста, профессионального образования, информационной грамотности, включенности в требования рынка труда, адресных программ социальной поддержки. Длительное отсутствие последних пагубно отразилось на положении больших групп россиян: значительная их часть не принимает активного участия в инновационных процессах, для многих адаптация носит экстенсивный характер и направлена на достижение более-менее приемлемого уровня жизни. Анализируя процесс адаптации к российским реалиям, Л. А. Беляева отмечает его связь с особенностями стратификации. «... Во-первых, динамичный характер социальной стратификации за последние пятнадцать лет, когда произошел переход от типа социальной структуры, где положение группы определялось местом в системе общественного производства и отношением к собственности, и в этом смысле социальная структура была одномерна, к новому типу, где действует множество факторов и критериев, определяющих положение социальной группы и индивида в социальной стратификации. Во-вторых, социальная стратификация современной России - это стратификация еще до конца не сложившаяся, поскольку трансформационные процессы в обществе далеко не закончились, возможны возвратные движения, даже в силу влияния политического фактора на перераспределение собственности, власти, социальных статусов» [4].
Социальная адаптация в России является сложным и двойственным процессом, включающим в себя как развивающую сторону, так и проблему роста социального неравенства. Кроме традиционных видов неравенств, в регионах все острее проявляется информационное. Данное неравенство порождается парадоксальным культурным противоречием: с одной стороны, индивид находится на пересечении множества информационных потоков; с другой стороны, он может не иметь доступа к определенным каналам коммуникации.
Феномен зависимости современной адаптации индивида от его отношения к компьютерной и телекоммуникационной сферам получил название «цифровой барьер» или «цифровой разрыв» (Digital Divide); такой барьер в адаптации более характерен для старшего поколения, жителей малых городов, поселков и сел. А представители молодого поколения переживают обратный процесс: в настоящее время 44 % россиян в возрасте от 14 до 18 лет находятся онлайн круглые сутки, еще 30 % имеют симптомы компьютерной зависимости. В современном обществе появились безграничные возможности, предоставляемые цифровыми технологиями, но использовать их эффективно может небольшой сегмент населения.
Организация объединенных наций официально ввела новое измерение бедности - «информационное», определяющее возможность доступа к ин-
формационной магистрали широких слоев населения. В контексте этой проблемы в России формируется «двухслойное общество», в котором только часть населения имеет доступ к современным технологиям и умеет их использовать. По мнению М. К. Горшкова, «общественные неравенства, традиционно проявляющиеся в резком контрасте между центром России и периферией, дополняются неравенством между Интернет-активными и Интернет-пассивными». В сочетании с типом населенного пункта данный вид неравенства резко усиливается и очень сложно преодолевается [5, с. 695-696].
Английский социолог П. Таунсенд анализирует цифровое неравенство через призму депривационного подхода. Для измерения депривации используется «метод лишений, основанный на сопоставлении материального положения конкретного индивидуума или семьи с определенными стандартами... исследуется доступность питания, наличие одежды, доступность услуг системы образования и здравоохранения, качество жилищных условий, безопасность жизни и имущества, занятость и условия труда, обеспеченность средствами коммуникации.» [6, с. 135].
Стандарты депривации определяются ситуацией, временем и территориальными особенностями, поэтому они являются относительными. В сфере доступности информационных технологий Таунсенд вывел «относительную бедность». Она заключается в ситуации, когда из-за недостатка ресурсов распространенный способ получения информации становится невозможным. Под «цифровой депривацией» социолог понимает положение, когда обычный для многих интернет-канал получения услуг, информации, связи для определенных групп невозможен из-за нехватки навыков или возможности их приобрести [7].
Анализируя вслед за П. Таунсендом адаптацию россиян к обществу, внедряющему информационные технологии, О. Н. Вершинская отмечает, что снижение адаптивности к новым технологиям наступает постепенно [8]. В какой-то период времени не иметь возможности интернет-коммуникаций не является лишением или отсутствием преимуществ; но как только эта возможность становится социальной нормой, индивид, не использующий ее, превращается в «лишенца». По мере того, как все больше аспектов социальной жизни управляются через Интернет, как все больше людей используют электронную почту для общения, а использование ИКТ становится характеристикой повседневной жизни, у тех, кто не использует Интернет, возникает все больше неудобств и чувство отверженности [8].
Новые условия адаптации в совокупности вызывают развитие «культуры неравенства», которая проявляется в высокой степени социального пессимизма и низкой сплоченности населения. Рост социальной дезадаптации по различным критериям усугубляет биполярность общества, порождая апатию и пассивность определенных слоев населения, а носителей радикальных умонастроений подталкивает к нелегитимным формам протеста и политическому экстремизму.
К ресурсам, необходимым для совершенствования адаптации индивидов и групп в информационном обществе, в первую очередь относятся те, которые в силу своей активности могут превращаться в капиталы. Концепция «активных ресурсов и капиталов» Н. Е. Тихоновой содержит интегральный индекс ресурсной обеспеченности, включающий восемь шкал: экономиче-
скую (деньги, бизнес, недвижимость); квалификационную (образование, навыки); социальную (включенность в сети социальных связей разного качества); властную (административный ресурс); символическую (престижность положения в данном сообществе); физиологическую (здоровье, трудоспособность); культурную (особенности социализации и культурных запросов); личностную (трудовые мотивации, инициативность, исполнительность) [9, с. 292].
Из перечисленных ресурсов четыре вида (квалификационный, социальный, культурный, личностный) напрямую связаны с деятельностью института публичных библиотек, что доказывает возможность его участия в когнитивной и культурно-информационной поддержке групп населения разного возраста и социально-экономического статуса. В условиях внедрения информационно-коммуникационных технологий и общества знаний к публичным библиотекам предъявляются новые требования: «социальная ориентация деятельности библиотек, нацеленная не только на пользователей, но и на общество в целом; новые виды и формы обслуживания пользователей, требующие выхода за пределы библиотеки и интеграции взаимодействия с действующими телекоммуникационными и другими системами связи...» [10, с. 15-16]. Библиотекам следует определиться, что для них является первостепенным -архивная функция или работа в режиме мобильного центра, чисто информационная услуга или социально-коммуникативная деятельность.
Мы провели собственное социологическое исследование, чтобы выявить востребованность различных видов деятельности публичных библиотек среди жителей крупного города. В опросе приняли участие жители Ульяновска в возрасте от 18 до 60 лет, имеющие разный должностной статус и уровень образования. Выборка исследования составила 760 человек (погрешность - не более 2,5 % по возрасту, образованию, должности респондентов).
Стремительное развитие цифровых технологий и глобальной сети Интернет влияет на библиотеки: они не только меняют всю систему комплектования фондов и подготовки библиотечных кадров, но и ставят вопрос о «границах» библиотечного пространства и его функциях. Современная публичная библиотека в идеале обеспечивает свободный доступ к информации и знаниям, достижениям науки и культуры, участвует в развитии национальной информационной и коммуникационной инфраструктуры. Определяя реальное место библиотеки среди информационно-просветительских институтов, респонденты оценили его как важное: в информировании (наряду с телевидением, радио, кино) - 37 %; в распространении знаний (наряду со школой, вузом) -61 %; в духовном росте людей (в сравнении с театром, кино) - 38 %. Обращает на себя внимание, что часть респондентов (28 %) признала второстепен-ность библиотек в коммуникации и социализации широких групп населения.
Возможности библиотек снижаются из-за того, что большая часть из них не имеет работников, отвечающих за коммуникационную деятельность. Организация коммуникационного процесса реализуется с помощью устаревших приемов: информация на фасаде здания, вывески, консультации работников и информационные стенды в холле библиотек. Из доступных способов маркетинговых коммуникаций используются лишь рекламные обращения в справочниках, листовки, прайс-листы на дополнительные услуги и буклеты, имеющие невысокую коммуникационную эффективность. Несмотря на это, социальный институт публичных библиотек является достаточно востребо-
ванным в крупном городе: 11 % жителей посещают библиотеки еженедельно и 22 % - два-три раза в месяц. Этот показатель значительно выше, по сравнению с другими культурно-информационными учреждениями (рис. 1).
Рис. 1. Частота посещения культурных учреждений жителями крупного города (в процентах от числа опрошенных; п = 760)
Сопоставление возрастных характеристик жителей и активности посещения ими учреждений культуры продемонстрировало следующие зависимости: среди жителей 18-30 лет на первом месте по посещению находятся кинотеатры, а библиотеки - на последнем; для жителей в возрасте 41-60 лет библиотеки по предпочтениям и посещению занимают первое место, а последнее - музеи и выставки.
Анализ результатов опроса показал, что значительная часть населения считает библиотеку местом сохранения и передачи культурного наследия. Выявлены респонденты, которые считают, что библиотеки важны только для некоторой части населения; чаще это жители молодого и среднего возраста, а также респонденты, занимающие руководящую должность или являющиеся предпринимателями. Эта избирательность связана с разным восприятием данного института: деловые люди проявляют повышенный интерес к «сконцентрированной информации» и ждут от библиотек подготовки дайджестов, рефератов; молодежь ориентирована на проектирование и реализацию адресных услуг в рамках концепции «Библиотеки 2.0»; жители среднего возраста с детьми нацелены на коммуникации, связанные с обучением культуре чтения и эмоциональным отражением прочитанного.
Для молодежи в возрасте 18-25 лет в библиотеке важно наличие скоростного Интернета, оперативность обслуживания, дополнительные услуги, уровень массовой работы, свободный доступ к информации из любых источников. Для респондентов в возрасте 26-35 лет принципиально наличие сервисных услуг, комфортная обстановка, наличие зон отдыха и общения, а также быстрое предоставление конкретной информации для создания нового интеллектуального продукта. Это можно объяснить тем, что они заняты
семьей, профессиональной деятельностью и ценят свое время; им важно совмещать полезное с приятным. Горожане рассматривают библиотеку как место получения необходимой информации и учреждение, которое позволяет уйти в мир культуры, новых полезных знаний от повседневных проблем. Малообеспеченные городские семьи добавляют к перечисленным свойствам потребность в массовой работе библиотек: праздники, мероприятия, информационные и эмоциональные коммуникации (табл. 1).
Таблица 1
Факторы, влияющие на востребованность функций библиотек (в процентах от числа опрошенных; п = 760)
Возраст Уровень жизни
Рейтинг В библиотеке для Вас важно... Всего 18-24 года 25-30 лет т н о 7 3 41-60 лет Бедные Малообеспеченные Средние Состоятельные Богатые
I (от 75 % и выше) Большой фонд, наличие электронных источников 88 86 85 88 90 91 96 91 87 82
Комфортная обстановка, зоны общения 80 78 88 86 77 78 79 86 81 58
Оперативность обслуживания 77 71 74 80 80 81 77 80 71 85
Качественные электронные каталоги 74 65 74 71 77 74 76 74 75 53
Помощь библиотекарей, реферативные услуги 73 71 73 78 74 77 76 74 71 65
II (от 60 Наличие индивидуального места для работы 71 66 72 71 73 61 72 74 74 63
до 74 %) Консультации в сфере информационных технологий 62 60 67 65 60 69 68 63 64 48
Мероприятия, праздники; коммуникации 61 44 60 71 65 48 76 62 55 63
III (до 60 %) Доступ к Интернету 59 65 65 65 53 57 56 58 64 75
Дополнительные сервисные услуги 47 40 57 58 43 45 50 46 43 40
Примечание. Ответы на вопрос предполагали многовариантность, поэтому сумма ответов превышает 100 %.
В сегментах населения с разным экономическим статусом факторы, влияющие на востребованность библиотек, оказались различными. Так, для бедных более важен большой фонд книг, уровень массовой работы и наличие хороших мест для работы. Для малообеспеченных важен уровень массовой работы, а также консультации в сфере информационных технологий. Респондентам со средним доходом важна комфортная обстановка в библиотеке, на-
личие большого фонда электронных источников. Для состоятельных и богатых горожан востребованность библиотек зависит от наличия доступа в Интернет, оперативного и качественного обслуживания.
Достаточно востребованы, с позиций городского населения, творческие мероприятия библиотек - встречи с поэтами и писателями, тематические вечера (43 %). Для студенческой и учащейся молодежи, а также для самозанятых более привлекательными являются мастер-классы. Студенты и учащиеся больше ценят информацию, когда она продемонстрирована конструктивно, с практическим применением.
Кроме того, среди специалистов с высшим образованием, семей с детьми дошкольного и школьного возраста отмечается интерес к клубам читателей, обсуждению прочитанного. Творческие вечера, соединяющие разные виды искусства, привлекают малообеспеченные семьи, пенсионеров и временно не работающих. Наименьшей привлекательностью обладают интеллектуальные ток-шоу; пресыщенность ими скорее всего связана с преобладанием мероприятий данного формата на телевидении.
На вопрос «Как Вы думаете, почему россияне ходят в библиотеки реже, чем 10-12 лет назад?» 50 % респондентов ответили: «Есть компьютер, Интернет». Однако распространенное мнение о том, что Интернет способен заменить многие источники информации, не подтвердилось в ходе исследования. В целом около 60 % взрослого населения крупного города скачивают необходимую информацию при помощи интернет-технологий; чаще в этом сегменте присутствуют молодые люди до 30 лет (рис. 2).
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
Покупаю Беру Скачиваю Использую Беру
в книжном в библиотеке с Интернета свою у друзей,
магазине домашнюю знакомых
библиотеку
Рис. 2. Источники реализации информационно-образовательных потребностей городского населения (в процентах от числа опрошенных; п = 760)
При этом более 40 % горожан покупают необходимую литературу в книжных магазинах (чаще специалисты социально-гуманитарного профиля, руководители среднего и высшего звена, семьи с детьми дошкольного и школьного возраста). Такая же доля горожан (43 %) систематически пользуется библиотекой; среди них преобладают жители старшей возрастной группы, женщины-домохозяйки, специалисты-гуманитарии и педагоги, а также работники с начальным профессиональным образованием. Молодежь в удовлетворении своих информационно-культурных потребностей полагается на интернет-технологии, а для библиотек выдвигает на первый план рекреационную и коммуникативные функции.
В целом с различной частотой и по разным причинам городские публичные библиотеки посещают более 40 % жителей крупного города: а) большая часть из них ориентирована на получение художественной литературы и советы библиотекарей в сфере общекультурного развития (специалисты с высшим образованием, жители старше 40 лет, учителя и преподаватели; студенческая молодежь не выделяется этими потребностями); б) половина от числа посетителей библиотек испытывает потребность в профессиональных изданиях и новых идеях решения профессиональных проблем (этим отличаются специалисты информационного, социально-гуманитарного, педагогического профилей); в) третья часть реальных и потенциальных потребителей библиотечных услуг ориентирована на получение историко-краеведческой, научно-популярной информации (специалисты с высшим образованием, семьи с детьми школьного возраста, студенты и учащиеся).
Реализация обозначенных потребностей наталкивается на барьеры субъективного и объективного характера. Комплексный детерминационный анализ результатов опроса показал, что эти группы факторов практически уравновешены (табл. 2). Исключение составляют горожане из бедных и малообеспеченных сегментов, в оценках которых барьеры объективного происхождения более весомы, а именно: отсутствие нужных услуг в публичных библиотеках, недостаток информации об имеющихся услугах и видах деятельности.
Таблица 2
Препятствия в реализации информационно-культурных потребностей населения через библиотеки (в процентах от числа опрошенных; п = 760)
Возраст Уровень жизни
Что мешает реализовать Ваши информационно-культурные потребности в библиотеках так, как бы Вы хотели? Всего 18-24 года 25-30 лет 31-40 лет 41-60 лет Бедные Малообеспеченные Средние Состоятельные Богатые
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Нехватка личного времени 66 71 71 76 61 60 61 67 78 85
Отсутствие нужных услуг в библиотеках 45 50 37 39 47 70 60 35 13 33
Мало информации о библиотечных услугах 38 36 42 32 38 52 55 43 33 10
Окончание табл. 2
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Недостаток собственной информационной подготовки 26 28 20 31 36 35 26 29 20 25
Усталость, недостаток физических ресурсов 25 25 20 31 21 25 26 29 20 21
Отсутствие объективных потребностей в библиотеках 14 14 13 14 14 14 17 11 15 8
Низкий уровень качества обслуживания 12 14 12 13 10 8 10 15 12 13
Субъективные причины 53 51 54 55 53 41 43 54 62 64
Объективные причины 47 49 46 45 47 59 57 46 38 36
Следует подчеркнуть, что не только население России, но и российские публичные библиотеки оказались перед серьезным социальным вызовом: как они, «оставаясь бесплатными и общедоступными, сумеют разрешить противоречие между информационно-технологическими новациями и гуманистическими традициями» [11, с. 25]?
Итак, социальная адаптация в контексте перехода к информационному обществу требует развития когнитивных способностей: социальное пространство наполняется новыми идеалами и видами деятельности, для восприятия которых необходимо постоянное развитие разных знаний и умений. Прежние механизмы социальной адаптации перестали давать ожидаемые результаты, а новые вырабатываются стихийно, не позволяя значительной части населения подняться над обстоятельствами.
В ходе исследования мы выявили, что в конкретных территориальных субъектах публичные библиотеки вносят свой вклад в формирование иных моделей поведения социальных групп, особенно среди специалистов социально-гуманитарного и педагогического профилей, семей с детьми дошкольного и школьного возраста, жителей предпенсионного и пенсионного возраста. В ежедневной жизни населения крупного города востребованы образовательная, кумулятивная (распределительная), развивающая функции библиотек. Однако публичные библиотеки, по мнению пользователей, недостаточно развивают коммуникационное, сервисное, информационно-технологическое направления деятельности; а именно они формируют успешные практики в условиях становления цифрового общества. Причины отставания российских библиотек от социального запроса связаны с проблемами в кадровом, финансовом и материально-техническом обеспечении, которые необходимо решать в ближайшей перспективе.
Библиографический список
1. Беляева, Л. А. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания / Л. А. Беляева // Социологические исследования. - 2001. - № 6. - С. 44-53.
2. Гуревич, П. В. Сущность и содержание социальной адаптации / П. В. Гуре-вич. - URL: http://soc-work.ru/article/235 (дата обращения: 25.08.2017).
3. Тоффлер, Э. Футурошок / Э. Тоффлер. - СПб. : Лань, 1997. - С. 5-87.
4. Беляева, Л. А. Социальные слои в России: опыт кластерного анализа / Л. А. Беляева. - URL: http://docplayer.ru/38561547-Socialnaya-struktura-2005-g-l-a-belyaeva.html (дата обращения: 20.03.2017).
5. Горшков, М. К. Общественные неравенства в пореформенной России: социологический диагноз / М. К. Горшков // Вестник РУДН. Сер.: Социология. - 2016. -Т. 16, № 4. - С. 693-718.
6. Кошарная, Г. Б. Основные подходы к измерению бедности в современных условиях / Г. Б. Кошарная, Л. Ф. Каримова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2013. - № 4 (28). - С. 132-139.
7. Townsend, P. The international analysis of poverty / P. Townsend. - New York : Harvester Wheatsceaf, 1993.
8. Вертинская, О. Н. Цифровая депривация / О. Н. Вершинская. - URL: ukros.ru/wpcontent/uploads/2016/07/вершинская.doc (дата обращения: 26.09.2017).
9. Тихонова, Н. Е. Социальная структура России: теории и реальность / Н. Е. Тихонова. - М. : Новый хронограф : Ин-т социологии РАН, 2014. - 324 с.
10. Никонорова, Е. В. Инновационная среда как предпосылка развития библиотечной науки / Е. В. Никонорова // Библиотековедение. - 2009. - № 5. - С. 15-22.
11. Далецкая, М. Э. Этот открытый закрытый мир. Прогулки по социальным сетям / М. Э. Далецкая // Библиотековедение. - 2011. - № 6. - С. 25-30.
References
1. Belyaeva L. A. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological research]. 2001, no. 6, pp. 44-53.
2. Gurevich P. V. Sushchnost' i soderzhanie sotsial'noy adaptatsii [The essence and content of social adaptation]. Available at: http://soc-work.ru/article/235 (accessed Aug. 25, 2017).
3. Toffler E. Futuroshok [Future shock]. Saint-Petersburg: Lan', 1997, pp. 5-87.
4. Belyaeva L. A. Sotsial'nye sloi v Rossii: opyt klasternogo analiza [Social layers in Russia: the experience of cluster analysis]. Available at: http://docplayer.ru/38561547-Socialnaya-struktura-2005-g-l-a-belyaeva.html (accessed Mar. 20, 2017).
5. Gorshkov M. K. VestnikRUDN. Ser.: Sotsiologiya [Bulletin of RUDN. Series: Sociology]. 2016, vol. 16, no. 4, pp. 693-718.
6. Kosharnaya G. B., Karimova L. F. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki [University proceedings. Volga region. Social sciences].
2013, no. 4 (28), pp. 132-139.
7. Townsend P. The international analysis of poverty. New York: Harvester Wheatsceaf, 1993.
8. Vershinskaya O. N. Tsifrovaya deprivatsiya [Digital deprivation]. Available at: ukros. ru/wpcontent/uploads/2016/07/vershinskaya.doc (accessed Sept. 26, 2017).
9. Tikhonova N. E. Sotsial'naya struktura Rossii: teorii i real'nost' [Social structure of Russia: the theory and reality]. Moscow: Novyy khronograf: In-t sotsiologii RAN,
2014, 324 p.
10. Nikonorova E. V. Bibliotekovedenie [Library science]. 2009, no. 5, pp. 15-22.
11. Daletskaya M. E. Bibliotekovedenie [Library science]. 2011, no. 6, pp. 25-30.
Шиняева Ольга Викторовна
доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии, социологии и связей с общественностью, Ульяновский государственный технический университет (Россия, г. Ульяновск, ул. Северный Венец, 32)
E-mail: [email protected]
Shinyaeva Ol'ga Viktorovna Doctor of sociological sciences, professor, head of sub-department of political science, sociology and public relations, Ulyanovsk State Technical University (32 Severniy Venets street, Ulyanovsk, Russia)
Слепова Ольга Михайловна аспирант, Ульяновский государственный технический университет (Россия, г. Ульяновск, ул. Северный Венец, 32)
E-mail: [email protected]
Slepova Ol'ga Mikhaylovna Postgraduate student, Ulyanovsk State Technical University (32 Severniy Venets street, Ulyanovsk, Russia)
УДК 316.332 Шиняева, О. В.
Деятельность публичных библиотек в контексте социальной адаптации населения / О. В. Шиняева, О. М. Слепова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2018. - № 4 (48). -С. 108-120. - БОТ 10.21685/2072-3016-2018-4-12.