Научная статья на тему 'Церковное историко-археологическое общество Казанской епархии'

Церковное историко-археологическое общество Казанской епархии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
274
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ARCHEOLOGY / KAZAN / ARCHBISHOP'S HOUSE / CHURCH HISTORICAL AND ARCHEOLOGICAL SOCIETY / KAZAN DIOCESE / АРХЕОЛОГИЯ / КАЗАНЬ / АРХИЕРЕЙСКИЙ ДОМ / ЦЕРКОВНОЕ ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / КАЗАНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нуретдинова Алсу Ренатовна, Губайдуллина Антонина Викторовна

В статье рассматривается деятельность одного из научных обществ начала XX в., целью которого являлось изучение историко-археологической старины Церковное историко-археологическое Общество при Казанской епархии. Общество, периодически собираясь в Архиерейском доме, обсуждало разные церковные историко-археологические вопросы, его члены читали и обсуждали доклады, печатные издания и статьи, консультировали и делали историко-культурные экспертизы. Кроме того, при нем существовала обширная библиотека и музей (древлехранилище). Историко-археологические коллекции были получены в начале XX в. в результате пожертвований, дарения и закупок. Большая часть этих коллекций была представлена христианскими предметами Нового и Новейшего времени. Кроме того, в Древлехранилище Общества попали предметы библейской археологии. В статье рассматривается история пополнения музейного фонда Общества и его судьба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Нуретдинова Алсу Ренатовна, Губайдуллина Антонина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHURCH HISTORICAL-ARCHAEOLOGICAL SOCIETY OF KAZAN DIOCESE

The article discusses the activities of one of the scientific societies of the beginning of the 20th century, the purpose of which was to study the historical and archaeological antiquities the Church historical and archaeological Society under the Kazan Diocese. The society, occasionally meeting in the Archbishop's house, discussed various ecclesiastical historical and archaeological issues, its members read and discussed reports, publications and articles, consulted and made historical and cultural examinations. In addition, when it existed an extensive library and museum (ancient storage). Historical and archaeological collections were obtained at the beginning of the XX c. as a result of donations, donations and purchases. Most of these collections were represented by Christian objects of the New and New Age. In addition, subjects of biblical archeology have fallen into the Society’s Old Storage. The article discusses the history of the replenishment of the museum fund of the Society and its fate.

Текст научной работы на тему «Церковное историко-археологическое общество Казанской епархии»

ЦЕРКОВНОЕ ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ1

А.Р. Нуретдинова1, А.В. Губайдуллина2

казанский (Приволжский) федеральный университет Россия, 420008, г. Казань, ул . Кремлёвская, 18 e-mail: alsu . nuretdinova@rambler. ru SPIN-код: 7962-2393

2Национальный музей Республики Татарстан Россия, 420111, г. Казань, ул . Кремлёвская, 2 e-mail: antonina . gubaidullina@mail . ru

АВТОРСКОЕ РЕЗЮМЕ

В статье рассматривается деятельность одного из научных обществ начала XX в . , целью которого являлось изучение историко-археологической старины - Церковное историко-археологическое Общество при Казанской епархии . Общество, периодически собираясь в Архиерейском доме, обсуждало разные церковные историко-археологические вопросы, его члены читали и обсуждали доклады, печатные издания и статьи, консультировали и делали историко-культурные экспертизы . Кроме того, при нем существовала обширная библиотека и музей (древлехранилище). Историко-археологические коллекции были получены в начале XX в . в результате пожертвований, дарения и закупок . Большая часть этих коллекций была представлена христианскими предметами Нового и Новейшего времени . Кроме того, в Древлехранилище Общества попали предметы библейской археологии . В статье рассматривается история пополнения музейного фонда Общества и его судьба

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: археология, Казань, Архиерейский дом, церковное историко-археологическое общество, Казанская епархия

CHURCH HISTORICAL-ARCHAEOLOGICAL SOCIETY OF KAZAN EPARCHY

Alsou Nuretdinova1, Antonina Gubaidullina2

1 Kazan (Volga Region) Federal University

19 The Kremlyovskaya Street, Kazan, 420008, Russia e-mail: alsu . nuretdinova@rambler. ru

2 National Museum of the Republic of Tatarstan

2 The Kremlyovskaya Street, Kazan, 420111, Russia e-mail: antonina . gubaidullina@mail . ru

ABSTRACT

The article considers one of the scientific societies that were active in the beginning of the 20th century - the Church Historical-Archaeological Society under the Kazan Eparchy, the purpose of which was to study historical-archaeological antiquities . The members of the society, occasionally meeting in the Archbishop's house, discussed various ecclesiastical historical-archaeological issues, read and discussed reports, print media and articles, consulted and performed historical-cultural examinations . In addition, the society maintained an extensive library and museum (repository of antiquities). Historical-archaeological collections were gathered from donations, gifts and purchases made at the beginning of the 20th century. These collections mostly consisted of Christian items of the Modern and Contemporary periods, though there were also a few artifacts of biblical archeology. The article reviews history of replenishment of the museum's collections and their fate .

KEYWORDS: archaeology, Kazan, Archbishop's house, Church Historical-Archeological Society, Kazan Eparchy

В конце XIX - начале XX вв. Казань являлась крупным научным центром, а Императорский Казанский университет, являясь ведущим центром изучения восточных языков и востоковедения, сосредоточил в себе лучшие умы ученого сообщества региона. Всем хорошо извест-

но, что при университете существовало два Общества, занимающихся изучением истории местного края и соседних регионов: Общество археологии, истории и этнографии (1878-1931 гг.) (Сидорова 2014: 22-23) и Общество естествоиспытателей (1869-1966 гг.) (Гаранин 2004:

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, Проект №16-31-01055-ОГОН «История развития археологии в Казанском крае

(начало XIX-1930-е гг.) по археологическим музейным собраниям».

10), коллекции которых составляют основу музеев Казанского федерального университета и Национального музея РТ. Однако, в начале XX века, существовало еще одно учреждение, целью которого была охрана и изучение церковных памятников старины - Церковное исто-рико-археологическое Общество при Казанской епархии.

Расцвет церковно-археологических обществ в Российской империи приходится на вторую половину XIX в. Еще московский митрополит Филарет составил проект мероприятий по охране церковных памятников (Косых 2009: 121). Первое общество появилось в 1873 г. в Подольске при Киевской духовной академии (Косых 2009: 122), а к 1909 г. их было уже 18.

Согласно Уставу Общества главной его целью являлось «изучение церковно-религиозной жизни в пределах Казанской епархии в ее прошлом и настоящем, обследование охранение и собирание памятников местной церковной древности и истории» (Устав 1906: 1), а задачи сводились к:

«а) приведение в известность и описывание архивов, церквей, монастырей и других епархиальных учреждений;

б) изучение местных религиозных обычаев, преданий, церковных обрядов;

в) наблюдение за сохранностью старинных храмов, часовен, вообще старинных церковных сооружений, кладбищ, старинной церковной утвари, письменных документов и т.п.;

г) историческое обследование внешнего и внутреннего развития местной церковно-религиозной жизни, возникновения раскола и сектантства, а также местных язычества и магометанства в их отношениях к христианству;

д) распространение в Обществе и по преимуществу среди духовенства церковных историко-археологиче-ских сведений, сообщение духовенству полезных сведений по составлению приходских церковных летописей и церковных описей;

е) устройство церковного древлехранилища для сосредоточения и хранения письменных и вещественных памятников церковной древности края, археологических выставок и публичных чтений;

ж) печатание материалов и научных исследований по церковной истории и археологии Казанского края» (Устав 1906: 1).

Состав Общества. Согласно Уставу Общества оно «находится под покровительством и почетным председательством епархиального архиерея». Покровителем и почетным председателем Общества в разные годы были: архиепископы Димитрий (Самбикин) (1907-1908), Никанор (Каменский) (1908-1910), Иаков (Пятницкий) (1910-1918). Кроме того, Общество состояло из председателя и членов: 1) почетных, 2) действительных и 3) членов-сотрудников. Председателем Общества назначался местный викарий по назначению архиепископа. Ими были епископы Алексий (Дородницын) (1907-

1911)1, Анастасий (Александров) (1912-1914)2, Анатолий (Грисюк) (1914-1917)3. Согласно § 10 Устава Общества: «в почетные члены избираются лица по своему положению могущие содействовать целям Общества, и лица, оказавшие особые заслуги Обществу своими денежными или вещественными пожертвованиями, или известными своими учеными трудами по церковной истории и археологии» (Устав 1906: 2-3). При этом Председатель ОАИЭ считался почетным членом ЦИАО. Действительные члены избирались Обществом из круга лиц, известных своими трудами и знаниями местной археологии. Кроме того, некоторые церковные чины считались действительными членами Общества по должности. В члены-сотрудники принимались лица-дарители и лица, предоставившие нужные ему сведения (Устав 1906: 3).

Состав Общества к 1 сентября 1908 г. выглядел следующим образом: покровитель и почетный председатель - Никанор4, председатель Общества, архиепископ Казанский и Свияжский - Алексий, Епископ Чистопольский, ректор Казанской духовной академии, 4 почетных и 132 действительных члена. Многие члены Общества являлись также членами ОАИЭ при Казанском университете (Отчет 1908: 4-5). На открытии Общества 15 октября 1906 г. от ОАИЭ явилась целая делегация во главе с Председателем профессором Н.Ф. Катановым5, которая пожелала ему процветания и подарила издания ОАИЭ и труды IV Археологического съезда (Открытие 1907: 17-18).

Кроме того, согласно Уставу Общества был образован Совет из 9-ти человек для составления годичных отчетов и заведывания текущими делами и денежными вопросами: председатель, его товарищ, три члена, секретарь, казначей, библиотекарь и заведующий древлехранилищем, избираемые на трехлетний срок (Устав 1906: 4). На открытии Общества был избран Совет в лице Председателя Совета - епископа Алексия, епископа Чистопольского; товарищем Председателя был избран профессор Духовной академии В.А. Нарбеков, в члены Совета были избраны кафедральный протоие-

1 Архиепископ Алексий (в миру Алексей Васильевич Молчанов; 1853-1914) - епископ Русской Православной Церкви, духовный писатель, проповедник, автор статей по богословским вопросам.

2 Епископ Анастасий (в миру Александр Иванович Александров; 1861-1918) - учёный-славист. В 1879 г. окончил Первую казанскую гимназию. В 1883 г. окончил историко-филологический факультет Казанского университета. Ученик известных филологов И.А. Бодуэна де Куртенэ и Н.В. Крушевского; профессор Казанского университета. В июле 1910 г. был пострижен в монашество, возведён в сан иеродиакона

и иеромонаха. 15 февраля 1912 г. назначен ректором Казанской духовной академии. Далее - епископ Русской Православной Церкви, епископ Ямбургский, викарий Санкт-Петербургской епархии.

3 Митрополит Анатолий (в миру Андрей Григорьевич Грисюк; 1880-1938) - епископ Русской Православной Церкви; с 1928 г. архиепископ (с 1932 г. митрополит) Одесский и Херсонский; историк церкви.

4 Архиепископ Никанор (в миру Никифор Тимофеевич Каменский; 1847-1910) - епископ Русской Православной Церкви, архиепископ Казанский и Свияжский, богослов, археограф.

5 Николай Фёдорович Катанов (1862-1922) - российский тюрколог, профессор Императорского Казанского университета и Казанской духовной академии, доктор сравнительного языкознания, этнограф, фольклорист, общественный деятель. Считается первым хакасским учёным.

рей А.П. Яблоков6, который с 1910 г. был библиотекарем и заведующим древлехранилищем (Руденко 2013: 74), профессор А.И. Александров7, профессор И.М. Покровский8, преподаватель Семинарии К.В. Харлампович9, заслуженный профессор Академии П.В. Знаменский10, профессор Н.Ф. Катанов и секретарь при архиепископе - Н.А. Ипатов11 (Открытие 1907: 19).

Место и время заседаний. Местом проведения заседаний Общества являлись покои Его Высокопреосвященства в Архиерейском доме. Несколько собраний было у Преосвященного Председателя Общества - в Духовной академии (Отчет 1908: 6). Согласно Уставу Общества общие собрания бываю ежегодные и ежемесячные. На деле количество заседаний варьировалось от 4 до 10 в год (Таблица 2).

Деятельность Общества. На заседаниях Общества обсуждались разные церковные историко-археоло-гические вопросы, читались и обсуждались доклады, печатные издания и статьи, молитвенно чтили память о скончавшихся членах Общества, избирались новые члены и т.д.

Были прочитаны следующие доклады: 27 августа

1908 г. Высокопреосвященным архиепископом Ни-канором - «Краткий очерк истории Казанского края до возникновения Казани», 4 марта 1908 г. А.И. Александровым - «О хранящихся в Архиве Казанской духовной консистории древних богослужебных книгах и священных предметах» (Отчет 1908: 7), архиепископом Никанором 2 сентября 1908 г. - «Покорение Казани», 16 декабря 1908 г. - «Памятники христианского Херсонеса» (Отчет 1909: 6), Н.Ф. Катановым 17 марта

1909 г. о пожертвованных в Общество священником села Вознесенского Казанского уезда Ф.А. Ставропольским 3 серебряных и 1 медной древних монетах, с арабскими надписями (Отчет 1909: 8) и о татарской

6 Андрей Поликарпович Яблоков (1854-?) - духовный писатель, протоиерей в Казани.

7 См. епископ Анастасий.

8 Иван Михайлович Покровский (1865-1941), доктор церковной истории, ординарный профессор кафедры истории Русской Церкви Казанской духовной академии.

9 Константин Васильевич Харлампович (1870-1932) - российский и советский историк церкви, историк просвещения, богослов.

10 Пётр Васильевич Знаменский (1836-1917) - российский историк, специалист по истории Русской церкви, член Совета и товарищ (заместитель) председателя Совета Казанского отдела Русского собрания.

11 Епископ Николай (в миру Николай Александрович Ипатов; 1878-1938) - епископ Русской Православной Церкви, епископ Ижевский и Воткинский. В течение ряда лет состоял личным секретарем при Казанских епархиальных архиереях.

могильной плите 1-й половины XVI в. (Отчет 1917: 8), И.М. Покровским - о бывшем с 1 по 12 августа 1908 г. в г. Чернигове XIV Всероссийском Археологическом съезде (Отчет 1909: 8) и сообщение об археологическом значении Вознесенского храма Седмиозерной пустыни, построенного в XVII столетии (Отчет 1914: 3), профессором К.В. Харламповичем - доклады ко-

миссии по описанию археологических достопримечательностей церквей гор. Казани: Грузинской и Ду-хосошественской (Отчет 1910: 3), историко-археоло-гический очерк о Троицкой церкви г. Казани (Отчет 1911: 2), профессором Е.Я. Полянским - «Краткий исторический обзор исследования Палестины и еврейских древностей» (Отчет 1911: 3), «Историко-архе-ологическое исследование о месте претория Пилата» (Отчет 1912: 2), приват-доцентом ИКУ С.П. Сингале-вичем 16 ноября 1915 г. - «Из церковной старины г. Цивильска» (Отчет 1916: 7), протоиереем А.П. Яблоко-вым - «Путевой образок», пожертвованный Обществу Д.И. Образцовым (Отчет 1916: 10), студентом университета В.Ф. Смолиным «Следы христианской колонии в Волжской Булгарии» (Отчет 1917: 15) и т.д.

Зачитывались статьи и рукописи близкие по тематике деятельности Общества, например, о жизни и деяниях какого-либо священнослужителя, речи, произнесенные на памятных мероприятиях (церковных торжествах), об архитектуре или росписи какого-то храма и пр. (Отчет 1908: 8). Члены Общества могли печатать свои статьи в «Известиях по Казанской епархии» и «Православный собеседник». Обменивались литературой с другими научными, образовательными и духовными учреждениями.

В круг деятельности Общества входил осмотр и составление экспертных заключений об исторической ценности памятников. Например, икон, присланных Управлением земледелия и государственных иму-ществ Казанской губернии (Церковное 1907: 13). Также в Общество обратилось приходское попечительство Макарьевской церкви г. Казани с ходатайством о разрешении построить новый каменный храм, вместо существовавшего старого (Церковное 1907: 15). Специально избранная Обществом Комиссия осматривала церковные памятники старинной архитектуры, списывалась с Императорским Археологическим Обществом, которое в свою очередь ходатайствовало перед Святым Синодом о принятии мер археологического и материального характера (Отчет 1916: 5). Выработан план изучения архивов:

Почетные Действительные члены, члены-сотрудники и члены по должности Члены-учредители Итого

1907-1908гг. (2-й год существования) 4 132 136

1908-1909гг. (3-й год существования) 6 136 142

1909-1910 гг. (4-й год существования) 9 144 153

1915 г. 20 128 9 157

1916 г. 28 184 9 217

Таблица 1 . Состав и численность Общества

- местные (Казанской духовной консистории, Губернского правления, Окружного суда, Академии, церковных, волостных и монастырских архивов), на разбор которых привлечены профессоры и преподаватели Казанской Академии и Духовной Семинарии (Отчет 1916: 5);

- сельские поручены настоятелям сельских храмов под руководством Общества. Им предоставлялись специальные программы с указаниями и разъяснениями (Отчет 1916: 5-б).

В Казанской губернии созданию Церковного исто-рико-археологического общества предшествовал ряд событий: еще в 1868 г. молодые ученые Казанской духовной академии профессор П.В. Знаменский, бакалавры Е.А. Малов и Н.И. Ивановский выступили с инициативой составления историко-статистического описания церквей и приходов Казанской епархии. Однако, работа началась лишь через три десятилетия: в первом номере «Известий по Казанской епархии» за 1899 г. была напечатана анкета описания храмов и приходов Казанской епархии (Троепольская 2015: 228). Из запланированных 14 выпусков «Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской епархии» в 1904 г. вышел лишь один выпуск VI «Город Мамадыш и Мамадышский уезд» (Троепольская 2015: 231-232) под редакторском И.М. Покровского. Положительную рецензию «Описанию» дало ОАИЭ (ИОАИЭ). Однако, из-за сокращения финансирования и занятости И.М. Покровского работа над изданием следующих выпусков была прекращена (Троепольская 2015: 234).

первые очерки по Казанскому уезду под редакторством К.В. Харламповича и Н.В. Никольского12, которые были частично опубликованы в «Известиях по Казанской епархии» (Историко-статистическое описание 19161916л). К сожалению, из-за дальнейшей политической ситуации в стране все работы над изданием были прекращены, журнал «Известия по Казанской епархии» был закрыт, а все собранные материалы утеряны (Троепольская 2015: 238).

Учреждения Общества. «Для сосредоточения и сохранения собираемых Обществом памятников церковной археологии и истории» образовали Древлехранилище. При этом на перспективу обговаривалось, что при нем могут быть открыты: «1) архив для содержания в нем письменных памятников церковной старины и 2) библиотеки историко-археологических сочинений» (Устав 1906: 5). В Древлехранилище могли поступать следующие памятники церковной старины: а) письменные памятники религиозного содержания, б) памятники церковной архитектуры, в) памятники церковной живописи и скульптуры, г) предметы церковно-богослу-жебного характера, д) другие памятники религиозного быта Казанского края (Устав 1906: 5). Кроме того, в § 28 Устава Общества обговаривалось, что при Древлехранилище должна вестись подробная опись вещей за подписью председателя (Устав 1906: 6).

Библиотека и Древлехранилище Общества располагались в Архиерейском доме, а с 1910 г. в отдельном каменном здании на дворе Архиерейского дома. Это пев-

Годы существования Общества Древлехранилище, единиц Библиотека, единиц

1906-1907 гг. (2-й год существования) 41

1907-1908 гг. (2-й год существования) 12 142 (138 - книги и брошюры, 4 - рукописи)

1908-1909 гг. (3-й год существования) 477 (58 - разные церковные и богослужебные предметы, 373 - монеты, 46 -картины церковно-библейского характера, предметы Св.Земли и портреты казанских церковных деятелей) 142 (81 - книги и брошюры, 11 - рукописи)

1909-1910 гг. (4-й год существования) 150 (иконы, кресты, Св. сосуды и др.)+13 картин церковного характера и портреты церковных деятелей 375 (335 - книги и брошюры, 40 - рукописи)

1910-1911 гг. (5-й год существования) - 2 20

1911-1912 гг. (6-й год существования) - до 20 названий

1912-1913 гг. (7-й год существования) 16 (13 - медные складни и имитация древней лампады, 2 - фотографии, 1 - монета) 10

1915 г. 7 44

1916 г. 3 51 122+

1 Нет общего количества.

2 К 1 января 1916 г. в Древлехранилище числилось 504 предмета (Отчет 1916: 27).

Таблица 3 . Количество и динамика поступлений в Древлехранилище и библиотеку Общества .

В 1908 г. Церковное историко-археологическое общество Казанской епархии выразило намерение продолжить работу над изданием «Историко-статистиче-ское описание церквей и приходов Казанской епархии». И лишь к началу 1916 г. к печати были подготовлены

ческое здание специально было отремонтировано и передано Обществу Высокопреосвященным Никанором.

12 Николай Васильевич Никольский (1878-1961) - доктор исторических наук, профессор Казанского университета, Восточного педагогического института, Марийского педагогического института.

На обновление строения из личных средств Его Высокопреосвященства было пожертвовано 300 руб. Общество получило большие и светлые помещения; для обеспечения сохранности предметов Древлехранилища к окнам были вставлены железные решетки и по южной и северной стороне устроены хоры. Однако, помещения были сырыми и холодными, хотя возможность отапливать их была (Отчет 1916: 10, 26). 5-го апреля 1909 г. здание было торжественно освящено, а затем сюда были перенесены библиотека и Древлехранилище, ранее располагающиеся в кельях Его Высокопреосвященства. Кроме того, Высокопреосвященный Никанор предложил Совету Общества перенести в Древлехранилище древние церковные предметы из загородного Архиерейского дома. Советом Общества были командированы в городской Архиерейский дом члены Совета протоиерей Яблоков и профессор Университета А.И. Александров, которые отобрали наиболее ценные в археологическом отношении вещи (Отчет 1916: 26). Из загородного Архиерейского дома в Древлехранилище поступили иконы XVII и XVIII вв., напрестольные кресты и Евангелия. Более подробный список поступлений представлен в Приложении 1.

Таким образом, к 1917 г. к Древлехранилище хранилось более 500 музейных предметов. Последний отчет о деятельности Общества (за 1916 г.) вышел в 1917 г. Далее о деятельности Общества нет информации. Однако, нам известно, что хранитель Древлехранилища Общества, являвшийся также по совместительству хранителем ризницы Благовещенского собора протоиерей А. Яблоков ушел из Казани вместе с другими представителями казанского духовенства накануне захвата города войсками Красной армии в сентябре 1918 г. (Степанов 2014: 282; Степанов 2016: 248). Если о ризнице Благовещенского собора сохранилась хоть какая-то информация: что-то было конфисковано и передано в Казанский городской научно-промышленный музей (ныне Национальный музей РТ), но в большая часть хранится в Музее истории Благовещенского собора (Степанов 2014; Степанов 2014а), то судьба коллекций Общества остается неизвестной. Они не попали ни в Музей истории Благовещенского собора, ни в Казанский городской научно-промышленный музей. «Часть предметов и библиотеки вероятно погибла» (Руденко 2013: 95).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

1908/1909 гг.

58 - разные церковные и богослужебные предметы: каменная плита из Харитоновой пустыни близ Иерусалима, древние светильники, несколько монет из Палестины, оссуарий каменный, найденный при раскопках при постройке храма св. Марии Магдалины в Иерусалиме, сосуды палестинские, мозаика из Палестины, мозаика из Рима - привезены из Палестины доцентом Казанской духовной академии Е.Я. Полянским; 46 - картины церковно-библейского характера, предметы Св. Земли и портреты казанских церковных деятелей, 372 - монеты (Отчет 1909: 11-12).

1909/1910 гг.

150 - иконы, кресты, святые сосуды и другие церков-но-богослужебные предметы, из них 55 - металличе-

ские образки и крестики от Н.Ф. Высоцкого, от него же - оловянные потир и дискос (Отчет 1910: 4).

1910/1911 гг.

В музей поступили:

- от Кафедрального собора: 1) 3 напрестольных креста13, 2) 5 древних митрополичьих белых клобуков 14, 3) седло деревянное, употреблявшееся Казанскими Митрополитами и архиепископами при совершении ими обряда шествия на осляти в неделю Вия, 4) две иконы с изображениями ветхозаветного жертвоприношения, 5) коллекция антиминсов15 XVI и XVII веков, 6) кресло, на котором изволила сидеть Екатерина II при посещении Митрополита Казанского Вениамина в бытность свою в Казани;

от Николо-Ляпуновской церкви: две иконы с резными на слоновой кости изображениями Благовещения и Св. Великомученика Георгия Победоносца;

- от директора учительской Ташкентской семинарии Н.П. Остроумова: обломки украшений Самаркандских древностей Тамерлановой эпохи;

- от преосвященного Михаила несколько монет;

- от Н.Ф. Катанова снимки икон Казанского Городского музея (Отчет 1911: 3-4).

1911/1912 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Древлехранилище пополнилось:

- образками и крестиками - от почётного члена Общества Д.И. Образцова;

- серебряной монетой с изображением на одной стороне Спасителя с поднятыми благословляющими двуперстно руками, а на другой - Свв. Константин и Елена и между ними крест надпись на Спасителем «!с. - Х» (Отчет 1912: 3).

1912/1913 гг.

В музей было пожертвовано:

- 12 медных складней со священными изображениями и имитация древней лампады, употреблявшийся в катакомбах - от почётного члена Общества Д.И. Образцова;

- 2 фотоснимка с гальванического слепка рубля Еме-льяна Пугачева - от директора коммерческого женского училища в г. Луганске Екатеринославской губернии;

- юбилейный рубль, отчеканенный в 1913 г. в память трехсотлетия Царствования Дома Романовых от г. Воскресенского (Отчет 1913: 4).

1915 г.

В Древлехранилище поступило:

- маленький путевой медный образок XVII в. с изображением на нем Ветхозаветной Троицы - от почётного члена Общества Д.И. Образцова;

13 Алтарный крест, распятие, хранящееся на престоле в алтаре храма.

14 Высокий монашеский головной убор с покрывалом.

15 Четырёхугольный, из шёлковой или льняной материи плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика, лежащий в алтаре на престоле; является необходимой принадлежностью для совершения полной литургии. Одновременно он является также и документом, разрешающим совершение литургии.

- серебряно-вызолоченные потир16, дискос17, два блюдца, звездица18 и лжица19, на которых имеется пробное клеймо с изображением св. Георгия Победоносца и дата: 1787 г. из церкви с. Иккова Чебоксарского уезда. Эти сосуды даны на время до востребования (Отчет 1916: 14).

1916 г.

По предложению Архиепископа Никанора в Древлехранилище из городского Архиерейского дома и загородной дачи поступили следующие древности: иконы XVII и XVIII вв., напрестольные кресты и Евангелия XVII и XVIII вв., оловянные напрестольные сосуды и разная церковная металлическая утварь и другие предметы (Отчет 1917: 26). «Весьма ценная жертва поступила в Древлехранилище от почетных членов Общества -профессоров Университета Н.Ф. Высоцкого и Д.И. Образцова; ими пожертвованы большие коллекции предметов церковной старины, главным образом, литейного искусства - металлических крестов, образков, складней, в составе этих предметов были оловянный потир, напрестольный крест и ковш для теплоты; последние два предмета украшены разноцветной узорчатой эмалью» (Отчет 1917: 26-27).

Всего в Древлехранилище к отчетному году - к 1 января 1916 г. - было 504 номеров предметов (Отчет 1917: 27). В отчетном году следующие предметы:

1) «Образок желтомедный - Покрова Пресвятой Богородицы в такой композиции: трехглавый храм; внутри его Богоматерь с омофором в руках стоит на облаках; выше ее Иисус Христос, а по другую сторону лики ангелов, пророков и апостолов. Среди храма на особом амвоне стоит Св. Роман Сладкопевец в стихаре и ораре с хартией в правой руке; по правую сторону его патриарх Геннадий в саккосе и омофоре, за ним фигура императора Льва VI Мудрого, а выше под балдахином царица - супруга Льва VI. По левую сторону Св. Романа Св. Андрей Юродивый указует своему ученику Епифанию, стоящему рядом с ним, на Божью Матерь. Верх иконки имеет вид короны, украшенной кругом херувимами. На короне изображена Св. Троица новозаветная. Вокруг иконы вырезана надпись, которая на нижней стороне иконы читается с трудом вследствие того, что мастер неумело вырезал буквы: они поставлены в обратном виде.

2) Складень триптих желто-медный; на средней доке изображена Божья Матерь, вверху в облаках Спаситель; на двух сторонах изображены праздники.

3) Складень-тетраптих. Верх складня отлит в виде кокошников на храмах московской архитектуры. В этой верхней части складня изображены: Распятие с пред-

16 Чаша на высокой ножке для освящения вина и принятия причастия.

17 Небольшое круглое металлическое блюдо на подножии

с изображением младенца Иисуса. Согласно литургическим толкованиям дискос символически изображает Вифлеемские ясли, а также гроб, в котором было погребено тело Иисуса Христа.

18 Две металлические крестообразно соединенные дуги. Она ставится на дискос для предохранения от смешения частиц при покрытии покровами. Символически изображает Вифлеемскую звезду.

19 Небольшая ложка с крестом в конце рукояти, употребляется для преподания Причастия из чаши (потира) мирянам.

стоящими, Троица новозаветная, Воздвижение Креста Господня и Похвала Богоматери. На трех дисках изображены 12 праздников; на четвертом диске имеются изображения: Свв. Преподобные Александр и Кирилл Белозерский с иконой Белозерской Божьей матери, Свв. Преподобные Антоний и Феодосий Печерские с Печер-скою иконою Богоматери, Препод. Блаженные Максим и Василий Московские чудотворцы с Владимирской иконой Богоматери, Свв. Преподобный Антоний Римлянин и свят. Леонтий Ростовский с Новгородской иконой Знамения Божьей матери. Верхняя диска складня отлита с изящным орнаментом; на ней в красивом медальоне изображен восьмиконечный крест с копьем и тростью, Голгофой и адамовой головой; вид города Иерусалима с башнями; надпись: царь славы Ис. Хс. Сын Божий на-ка К.Т.М.Л.Р.Б.Г.Г. Над крестом слова: кресту Твоему покланяемся владыко и святое воскресение Твое славим».

4) Крест осьмиконечный киотный, отлитый из желтой меди; на нем изображено распятие Господня с тростью и копьем, Голгофой и адамовой головой; вверху Господь Саваоф, Дух святой в виде голубя и парящие ангелы. Надписи: Господь Саваоф, Ангелы Господни, Царь Славы I, Н. Ц. И. Сын Божий Ю^С. Кресту Твоему покланяемся Владыко и святое воскресение Твое славим. К.Т.М.Л.Р.Б.Г.Г.Г.А.

5) Крест осьмиконечный вылит из желтой меди; украшен выемчатой эмалью - синею и голубою. В середине - распятие Господня и надписи. Выше распятия изображены: Господь Саваоф, Дух святой в виде голубя и приникающие ангелы. Особенность этого креста та, что к нему приделаны две боковые пластинки, на которых помещены изображения - Богоматери, Марии, апостола Иоанна Богослова и сотника Логгина; кроме того, очень красиво отработана верхняя часть креста в виде короны, составленной из пяти иконок праздников -Сретения Господня, вход в Иерусалим, Воскресения, Вознесения и Троицы, и фигур херувимов. На оборотной стороне креста вырезано: «Крест Хранитель всей вселенной крест красота церковная, крест царем держава, крест верным утверждение, крест ангелам слава, крест бесом язва».

Все эти предметы пожертвованы в Древлехранилище Свияжским Иоанно-Предтеченским женским монастырем.

6) Медная иконка с изображением Божией Матери с Богомладенцем на ее руках; кругом иконки надпись: «все упование возлагаю мати Божия сохрани... мя... во своем си кров; верхний угол иконки отломан.

7) Иконка желто-медная с изображением Казанской Божьей Матери.

8) Желто-медный образ Божией Матери всех скорбящих радости.

9) Шесть желто-медных образков святителя и чудотворца Николая с благословляющей рукой двуперстно.

10) Две жёлто-медные иконки св. Николая с предстоящими.

11) Четыре медные створки от складней: одна покрыта выемчатой голубой эмалью; на трех створках изображены праздники.

12) Желто-медный складень-триптих с изображением на центральном диске Божией Матери всех скорбя-

щих радости, - на левой створке - Архангела Гавриила, Ап. Павла, свв. Григория, Дмитрия, Афанасия и Василия; правая створка утеряна.

13) Три медных небольших 8-конечных креста с изображением распятия Господня; у одного креста-верхняя часть отломана.

14) Медный восьмиконечный крест с изображением распятия Господа; над распятием изображены приникающие ангелы, Дух святый в виде голубя и Господь Саваоф; к большой балке креста прикреплены два херувима, крылья которых соединяются с верхней поперечной балкой. Надписи на кресте: !с. Xc. Царь Славы I. Н. Ц. И. Распятие Господа нашего !исуса Христа. Кресту твоему покланяемся владыко... На обороте надпись: крест хранитель всей вселенной.

15) Медный образ с изображением Нерукотворен-ного Спаса, Владимирской Божией Матери, Знамения Богоматери и св. мученицы Улиты с Кириком. Иконка помятая.

16) Медная иконка Божией Матери млекопитатель-ницы вкиотке деревянной.

17) Иконописный образ св. Николая с благославля-ющей правою рукою двуперстно, а в левой держащей раскрытое Евангелие, где начертаны слова. «Вовремя оно ста !исус на месте равне и народ у ...». Размер 4x2 1/2 вер.

18) Живописное изображение Божией Матери с Бо-гомладенцемпо-видимому, Ченстоховской. Размер иконы 6x4 верш.

19) Дарохранительница оловянная, местами позолоченная, в виде храма в два яруса. Нижний ярус дарохра-

нительницы четырехугольный с отворяющейся наружу дверкой и с двумя отделениями наверху; по углам прикреплены четыре литые фигуры евангелистов.

Верхний ярус представляет собой синь над ковчежцем, находящимся внутри, с тоники литыми колечками, которые вверху соединяются полуциркульными дугами с изображением на них коронок; по углам верхнего яруса четыре ангела с рипидами; на крышке ковчежца изображение Спасителя, лежащего в гробу; позади ковчежца три литые фигуры -Божией Матери и Жен Миро-носиу; над ковчежцем прикреплен металлический круг с сиянием, в середине которого треугольник с надписью: «Бог». Дарохранительница увенчивается крестом с литым распятием.

Дарохранительница - из церкви села Савинова Казанского уезда.

20) Красномедная тарелочка, бывшая в употреблении в церкви села Пихтулина Космодемьянского уезда. На внешней стороне тарелки имеется фабричное клеймо с такой арабской надписью: «Хусаин сын Ибрагима».

21) Фотоснимок с арабской надписи на каменной му-хаммеданской плите, найденной в Кафедральном соборе под полом при прокладке там тепловых печных труб от Н.Ф. Катанова.

22) Рукописный сборник проповедей, сказанных в разных церквах города Казани 1805-1819 гг. 2 кн.

23) Пять серебряных монет; 3 монеты по 1 рублю: 1) с изображением императора Петра III, 2) 1811 г. и 3) 1831 г. Одна монета - 50 коп. 1814 г. и одна монета - 30 коп. 1836 г. Восемь медных монет разных достоинств - 5 коп. 1781 г.» (Отчет 1917: 27-32).

ЛИТЕРАТУРА

Историко-статистическое 1916 - Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской епархии. Выпуск III. Казанский уезд // Известия по Казанской епархии. 1916. № 3-4. 15-22 января . Приложение. С. 1-16. Историко-статистическое 1916а - Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской епархии. Выпуск III. Казанский уезд // Известия по Казанской епархии. 1916. № 7-8. 15-22 февраля. Приложение. С . 17-32 . Историко-статистическое 1916б - Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской епархии . Выпуск III. Казанский уезд // Известия по Казанской епархии. 1916. № 11-12. 15-22 марта . Приложение. С. 33-48. Историко-статистическое 1916в - Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской епархии . Выпуск III. Казанский уезд // Известия по Казанской епархии. 1916. № 15-16 . 15-22 апреля. Приложение. С. 49-64. Историко-статистическое 1916г - Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской епархии. Выпуск III. Казанский уезд // Известия по Казанской епархии. 1916. № 19-20. 15-22 мая . Приложение. С. 65-80. Историко-статистическое 1916д - Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской епархии. Выпуск III. Казанский уезд // Известия по Казанской епархии. 1916. № 23-24. 15-22 июня. Приложение. С. 81-96. Историко-статистическое 1916е - Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской епархии. Выпуск III. Казанский уезд // Известия по Казанской епархии. 1916. № 29-30. 15-22 августа . Приложение. С . 97-112 . Историко-статистическое 1916ж - Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской епархии. Выпуск III. Казанский уезд // Известия по Казанской епархии. 1916. № 33-34. 1-8 сентября . Приложение. С. 113-128 . Историко-статистическое 1916з - Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской епархии . Выпуск III. Казанский уезд // Известия по Казанской епархии. 1916. № 35-36. 15-22 сентября. Приложение. С . 129-144. Историко-статистическое 1916и - Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской епархии. Выпуск III. Казанский уезд // Известия по Казанской епархии. 1916. № 43-44. 15-22 ноября. Приложение. С. 145-160. Историко-статистическое 1916к - Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской епархии . Выпуск III. Казанский уезд // Известия по Казанской епархии. 1916. № 45-46. 1-8 декабря. Приложение. С . 161-176. Историко-статистическое 1916л - Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской епархии. Выпуск III. Казанский уезд // Известия по Казанской епархии. 1916. № 47-48. 15-22 декабря. Приложение. С . 177-195. Косых 2009 - Косых В. И. Церковного-Археологические Общества русской православной церкви (конец XIX -начало XX вв . ) // Ученые записки Забайкальского государственного университета . Серия: Филология, история, востоковедение . 2009. № 3 . С . 121-126 .

ОАИЭ - Общество археологии, истории и этнографии.

Отчет 1907 - Открытие Церковно-Археологического Общества Казанской епархии. 15.10.1906. Казань: Центральная типография, 1907. 19 с.

Отчет 1908 - Отчет Церковного Историко-Археологического Общества Казанской епархии за 1907/8 - II год существования Общества . Казань: Центральная Типография, 1908. 12 с.

Отчет 1909 - Отчет Церковного Историко-Археологического Общества Казанской епархии за 1908/9 - III год существования Общества . Казань: Центральная Типография, 1909. 15 с.

Отчет 1910 - Отчет Церковного Историко-Археологического Общества Казанской епархии за 1909/10 - IV год существования Общества . Казань: Центральная Типография, 1910. 5 с .

Отчет 1911 - Отчет Церковного Историко-Археологического Общества Казанской епархии за 1910/11 - V год существования Общества . Казань: Центральная Типография, 1911 . 4 с .

Отчет 1912 - Отчет Церковного Историко-Археологического Общества Казанской епархии за 1911/12 - VI год существования Общества . Казань: Центральная Типография, 1912 . 4 с .

Отчет 1914 - Отчет Церковного Историко-Археологического Общества Казанской епархии за 1912/13 - VII год существования Общества . Казань: Центральная Типография, 1914. 5 с .

Отчет 1916 - Отчет Церковного Историко-Археологического Общества Казанской епархии за 1915 год - IX год существования Общества . Казань: Центральная Типография, 1916. 31 с.

Отчет 1917 - Отчет Церковного Историко-Археологического Общества Казанской епархии за 1916 год - X год существования Общества . Казань: Центральная Типография, 1917 . 48 с.

Руденко 2013 - Руденко К.А. Музеи Церковного историко-археологического общества Казанской епархии в Казанской духовной академии . Очерки по истории музейного дела Татарстана: XIX - первая половина XX века. Казань: Республиканский центр мониторинга качества образования, 2013. 128 с .

Руденко 2014 - Руденко К.А. История археологического изучения Волжской Булгарии (X - начало XIII в . ) . Казань: Школа, 2014. 768 с .

Сидорова 2015 - Сидорова И.Б. Общество археологии, истории и этнографии и «дело краеведов». 2015 / Электронный ресурс: http://posredi. ru/obshhestvo-arxeologü-istorü-i-etnografü-i-delo-kraevedov. html (дата обращения -27 11 2018)

Степанов 2014 - Степанов А.Ф. Художественные сокровища ризницы казанского Благовещенского собора: обретенные и утраченные. Часть 1 // Вестник церковной истории . 2014. № 1/2 (33/34) . С . 282-320.

Степанов 2014а - Степанов А. Ф. Художественные сокровища ризницы казанского Благовещенского собора: обретенные и утраченные . Часть 2 // Вестник церковной истории . 2014 . № 3/4 (35/36) . С . 271-303.

Степанов 2016 - Степанов А.Ф. История Казанской епархии в 1918-1924 гг. в свидетельствах современника // Вестник церковной истории . 2016. № 1-2 (41-42). С . 233-298.

Троепольская 2015 - Троепольская О . , Троепольская Н. К истории составления и издания сборников «Историко-статистическое описание церквей и приходов» // Эхо веков . 2015 . № 3/4. С. 228-238.

Устав 1906 - Устав Церковного Историко-Археологического Общества Казанской епархии . Казань, 1906. 5 с . Церковное 1907 - Церковное историко-археологическое общество Казанской епархии (Протоколы Общества за первый год его существования) . Казань: Казанская типография, 1907. 24 с. ЦИАО - Церковное историко-археологическое общество .

REFERENCES

Cerkovnoe 1907 - Cerkovnoe istoriko-arheologicheskoe obshchestvo Kazanskoj eparhii (Protokoly Obshchestva za pervyj god ego sushchestvovaniya) [Church historical and archaeological society of the Kazan diocese (Protocols of Society for the first year of its existence)], Kazan, Kazanskaya tipografiya Publ . , 1907, 24 p . [in Russian].

CIAO - Cerkovnoe istoriko-arheologicheskoe obshchestvo [Church historical and archaeological society] [in Russian]. Istoriko-statisticheskoe 1916 - Istoriko-statisticheskoe opisanie cerkvej i prihodov Kazanskoj eparhii . Vypusk III. Kazanskij uezd [Historical and statistical description of churches and arrivals of the Kazan diocese . Release of III. Kazan County], in: Izvestiya po Kazanskoj eparhii. 1916. № 3-4. 15-22 yanvarya. Prilozhenie [News on the Kazan diocese. 1916. No. 3-4. January 15-22 . Appendix], pp . 1-16 [in Russian].

Istoriko-statisticheskoe 1916a - Istoriko-statisticheskoe opisanie cerkvej i prihodov Kazanskoj eparhii. Vypusk III. Kazanskij uezd [Historical and statistical description of churches and arrivals of the Kazan diocese . Release of III. Kazan County], in: Izvestiya po Kazanskoj eparhii . 1916 . № 7-8 . 15-22 fevralya . Prilozhenie [News on the Kazan diocese . 1916 . No . 7-8. February 15-22 . Appendix], pp . 17-32 [in Russian].

Istoriko-statisticheskoe 1916b - Istoriko-statisticheskoe opisanie cerkvej i prihodov Kazanskoj eparhii. Vypusk III. Kazanskij uezd [Historical and statistical description of churches and arrivals of the Kazan diocese . Release of III. Kazan County], in: Izvestiya po Kazanskoj eparhii . 1916. № 11-12 . 15-22 marta. Prilozhenie [News on the Kazan diocese. 1916 . No. 11-12 . March 15-22. Appendix], pp . 33-48 [in Russian].

Istoriko-statisticheskoe 1916d - Istoriko-statisticheskoe opisanie cerkvej i prihodov Kazanskoj eparhii. Vypusk III. Kazanskij uezd [Historical and statistical description of churches and arrivals of the Kazan diocese . Release of III. Kazan County], in: Izvestiya po Kazanskoj eparhii . 1916 . № 23-24. 15-22 iyunya . Prilozhenie [News on the Kazan diocese . 1916 . No . 23-24. June 15-22 . Appendix], pp . 81-96 [in Russian].

Istoriko-statisticheskoe 1916e - Istoriko-statisticheskoe opisanie cerkvej i prihodov Kazanskoj eparhii. Vypusk III. Kazanskij uezd [Historical and statistical description of churches and arrivals of the Kazan diocese . Release of III. Kazan County], in: Izvestiya po Kazanskoj eparhii . 1916 . № 29-30. 15-22 avgusta. Prilozhenie [News on the Kazan diocese . 1916 . No . 29-30. August 15-22. Appendix], pp . 97-112 [in Russian].

Istoriko-statisticheskoe 1916g - Istoriko-statisticheskoe opisanie cerkvej i prihodov Kazanskoj eparhii. Vypusk III. Kazanskij uezd [Historical and statistical description of churches and arrivals of the Kazan diocese . Release of III. Kazan County], in: Izvestiya po Kazanskoj eparhii . 1916. № 19-20. 15-22 maya . Prilozhenie [News on the Kazan diocese. 1916 . No. 1920 . May 15-22 . Appendix], pp . 65-80 [in Russian].

Istoriko-statisticheskoe 1916i - Istoriko-statisticheskoe opisanie cerkvej i prihodov Kazanskoj eparhii. Vypusk III. Kazanskij uezd [Historical and statistical description of churches and arrivals of the Kazan diocese . Release of III. Kazan County], in: Izvestiya po Kazanskoj eparhii . 1916 . № 43-44. 15-22 noyabrya . Prilozhenie [News on the Kazan diocese . 1916 . No . 43-44. November 15-22. Appendix], pp . 145-160 [in Russian].

Istoriko-statisticheskoe 1916k - Istoriko-statisticheskoe opisanie cerkvej i prihodov Kazanskoj eparhii. Vypusk III. Kazanskij uezd [Historical and statistical description of churches and arrivals of the Kazan diocese . Release of III. Kazan County], in: Izvestiya po Kazanskoj eparhii . 1916 . № 45-46. 1-8 dekabrya . Prilozhenie [News on the Kazan diocese . 1916 . No . 45-46. December 1-8 . Appendix], pp . 161-176 [in Russian].

Istoriko-statisticheskoe 1916l - Istoriko-statisticheskoe opisanie cerkvej i prihodov Kazanskoj eparhii. Vypusk III. Kazanskij uezd [Historical and statistical description of churches and arrivals of the Kazan diocese . Release of III. Kazan County], in: Izvestiya po Kazanskoj eparhii . 1916 . № 47-48. 15-22 dekabrya . Prilozhenie [News on the Kazan diocese . 1916 . No . 47-48. December 15-22 . Appendix], pp . 177-195 [in Russian].

Istoriko-statisticheskoe 1916v - Istoriko-statisticheskoe opisanie cerkvej i prihodov Kazanskoj eparhii . Vypusk III. Kazanskij uezd [Historical and statistical description of churches and arrivals of the Kazan diocese . Release of III. Kazan County], in: Izvestiya po Kazanskoj eparhii . 1916. № 15-16. 15-22 aprelya . Prilozhenie [News on the Kazan diocese. 1916. No . 15-16 . April 15-22. Appendix], pp . 49-64 [in Russian].

Istoriko-statisticheskoe 1916z - Istoriko-statisticheskoe opisanie cerkvej i prihodov Kazanskoj eparhii. Vypusk III. Kazanskij uezd [Historical and statistical description of churches and arrivals of the Kazan diocese . Release of III. Kazan County], in: Izvestiya po Kazanskoj eparhii . 1916 . № 35-36. 15-22 sentyabrya. Prilozhenie [News on the Kazan diocese . 1916 . No . 35-36. September 15-22. Appendix], pp . 129-144 [in Russian].

Istoriko-statisticheskoe 1916zh - Istoriko-statisticheskoe opisanie cerkvej i prihodov Kazanskoj eparhii. Vypusk III. Kazanskij uezd [Historical and statistical description of churches and arrivals of the Kazan diocese . Release of III. Kazan County], in: Izvestiya po Kazanskoj eparhii . 1916 . № 33-34. 1-8 sentyabrya . Prilozhenie [News on the Kazan diocese . 1916 . No . 33-34. September 1-8 . Appendix], pp . 113-128 [in Russian].

Kosyh 2009 - Kosyh V. I. Cerkovnogo-Arheologicheskie Obshchestva russkoj pravoslavnoj cerkvi (konec XIX - nachalo XX vv. ) [Tserkovnogo-Arkheologichesky Societies of Russian Orthodox Church (the end of XIX - the beginning of the 20th centuries)], in: Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya, istoriya, vostokovedenie [Scientific notes of the Transbaikal state university. Series: Philology, history, oriental studies], 2009, № 3, pp . 121-126 [in Russian].

OAIE - Obshchestvo arheologii, istorii i etnografii [Society of archeology, history and ethnography] [in Russian]. Otchet 1907 - Otkrytie Cerkovno-Arheologicheskogo Obshchestva Kazanskoj eparhii [Opening of Church and Archaeological Society of the Kazan diocese], 15.10. 1906, Kazan, Central'naya tipografiya Publ. , 1907, 19 p . [in Russian]. Otchet 1908 - Otchet Cerkovnogo Istoriko-Arheologicheskogo Obshchestva Kazanskoj eparhii za 1907/8 - II god sushchestvovaniya Obshchestva [The report of Church Historical and Archaeological Society of the Kazan diocese for 1907/8 -the II year of existence of Society], Kazan, Central'naya Tipografiya Publ . , 1908, 12 p . [in Russian].

Otchet 1909 - Otchet Cerkovnogo Istoriko-Arheologicheskogo Obshchestva Kazanskoj eparhii za 1908/9 - III god sushchestvovaniya Obshchestva [The report of Church Historical and Archaeological Society of the Kazan diocese for 1908/9 -the III year of existence of Society], Kazan, Central'naya Tipografiya Publ. , 1909, 15 p . [in Russian]. Otchet 1910 - Otchet Cerkovnogo Istoriko-Arheologicheskogo Obshchestva Kazanskoj eparhii za 1909/10 - IV god sushchestvovaniya Obshchestva [The report of Church Historical and Archaeological Society of the Kazan diocese for 1909/10

- the IV year of existence of Society], Kazan, Central'naya Tipografiya Publ . , 1910, 5 p . [in Russian].

Otchet 1911 - Otchet Cerkovnogo Istoriko-Arheologicheskogo Obshchestva Kazanskoj eparhii za 1910/11 - V god sushchestvovaniya Obshchestva [The report of Church Historical and Archaeological Society of the Kazan diocese for 1910/11

- the V year of existence of Society], Kazan, Central'naya Tipografiya Publ . , 1911, 4 p . [in Russian].

Otchet 1912 - Otchet Cerkovnogo Istoriko-Arheologicheskogo Obshchestva Kazanskoj eparhii za 1911/12 - VI god sushchestvovaniya Obshchestva [The report of Church Historical and Archaeological Society of the Kazan diocese for 1911/12

- the VI year of existence of Society], Kazan, Central'naya Tipografiya Publ . , 1912, 4 p . [in Russian].

Otchet 1914 - Otchet Cerkovnogo Istoriko-Arheologicheskogo Obshchestva Kazanskoj eparhii za 1912/13 - VII god sushchestvovaniya Obshchestva [The report of Church Historical and Archaeological Society of the Kazan diocese for 1912/13

- the VII year of existence of Society], Kazan, Central'naya Tipografiya Publ . , 1914, 5 p . [in Russian].

Otchet 1916 - Otchet Cerkovnogo Istoriko-Arheologicheskogo Obshchestva Kazanskoj eparhii za 1915 god - IX god sushchestvovaniya Obshchestva [The report of Church Historical and Archaeological Society of the Kazan diocese for 1915 -the IX year of existence of Society], Kazan, Central'naya Tipografiya Publ . , 1916, 31 p . [in Russian]. Otchet 1917 - Otchet Cerkovnogo Istoriko-Arheologicheskogo Obshchestva Kazanskoj eparhii za 1916 god - X god sushchestvovaniya Obshchestva [The report of Church Historical and Archaeological Society of the Kazan diocese for 1916 -the X year of existence of Society], Kazan, Central'naya Tipografiya Publ . , 1917, 48 p . [in Russian].

Rudenko 2013 - Rudenko K.A. Muzei Cerkovnogo istoriko-arheologicheskogo obshchestva Kazanskoj eparhii v Kazanskoj duhovnoj akademii . Ocherki po istorii muzejnogo dela Tatarstana: XIX - pervaya polovina XX veka [The museums of Church historical and archaeological society of the Kazan diocese in the Kazan spiritual academy. Sketches on stories of museum business of Tatarstan: XIX - the first half of the 20th century], Kazan, Respublikanskij centr monitoringa kachestva obrazovaniya Publ. , 2013, 128 p. [in Russian].

Rudenko 2014 - Rudenko K.A. Istoriya arheologicheskogo izucheniya Volzhskoj Bulgarii (X - nachalo XIII v. ) [History of archaeological studying of the Volga Bulgaria (X - the beginning of the 13th century)], Kazan, Shkola Publ . , 2014, 768 p . [in Russian]

Sidorova 2015 - Sidorova I.B . Obshchestvo arheologii, istorii i etnografii i «delo kraevedov» [Society of archeology, history and ethnography and «business of local historians»], 2015, Electronic resource: http://posredi.ru/obshhestvo-arxeologii-istorii-i-etnografii-i-delo-kraevedov. html (Date of access - 27.11.2018) [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Stepanov 2014 - Stepanov A. F. Hudozhestvennye sokrovishcha riznicy kazanskogo Blagoveshchenskogo sobora: obretennye i utrachennye . Chast' 1 [Art treasures of a vestry of the Kazan Annunciation Cathedral: found and lost . Part 1], in: Vestnik cerkovnoj istorii [Messenger of church history], 2014, № 1/2 (33/34), pp . 282-320 [in Russian].

Stepanov 2014a - Stepanov A.F. Hudozhestvennye sokrovishcha riznicy kazanskogo Blagoveshchenskogo sobora: obretennye i utrachennye . Chast' 2 [Art treasures of a vestry of the Kazan Annunciation Cathedral: found and lost . Part 2], in: Vestnik cerkovnoj istorii [Messenger of church history], 2014, № 3/4 (35/36), pp . 271-303 [in Russian]. Stepanov 2016 - Stepanov A. F. Istoriya Kazanskoj eparhii v 1918-1924 gg. v svidetel'stvah sovremennika [History of the Kazan diocese in 1918-1924 in certificates of the contemporary], in: Vestnik cerkovnoj istorii [Messenger of church history], 2016, № 1-2 (41-42), pp . 233-298 [in Russian].

Troepol'skaya 2015 - Troepol'skaya O . , Troepol'skaya N. K istorii sostavleniya i izdaniya sbornikov «Istoriko-statisticheskoe opisanie cerkvej i prihodov» [To history of drawing up and the edition of collections «Historical and Statistical Description of Churches and Arrivals»], in: Ekho vekov [Echo of centuries], 2015, № 3/4, pp . 228-238 [in Russian].

Ustav 1906 - Ustav Cerkovnogo Istoriko-Arheologicheskogo Obshchestva Kazanskoj eparhii [Charter of Church Historical and Archaeological Society of the Kazan diocese], Kazan, 1906, 5 p . [in Russian].

Нуретдинова Алсу Ренатовна

- главный хранитель музейных предметов Археологического музея Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань, Россия).

Alsou Nuretdinova

- the chief keeper of museum objects of the Archaeological museum of the Kazan (Volga) federal university (Kazan, Russia).

E-mail: alsu . nuretdinova@rambler. ru Губайдуллина Антонина Викторовна

- научный сотрудник отдела вещевых источников Национального музея Республики Татарстан (Казань, Россия)

Antonina Gubaidulina

- the research associate of department of ware sources of National Museum of the Republic of Tatarstan (Kazan, Russia)

E-mail: antonina . gubaidullina@mail . ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.