Научная статья на тему 'ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКОЕ ИСКУССТВО МАРИЙСКОГО КРАЯ В КОНЦЕ ΧIX — НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА'

ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКОЕ ИСКУССТВО МАРИЙСКОГО КРАЯ В КОНЦЕ ΧIX — НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
христианизация / двоеверие / черемисы / церковное пение / церковно-приходские школы / церковный хор / регент / Казанская учительская семинария / Братство святителя Гурия / марийцы / Марийский край / просветители / композиторы / Christianisation / double faith / Mari people / church singing / parochial schools / church choir / choir master / Kazan Teachers’ Seminary / Brotherhood of St. Guriy / Mari region / educators / composers

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Симакова Альбина Рафаилевна

В статье сделана попытка исследовать малоизвестную тему, связанную с историей церковного пения в Марийском крае. Актуальность вышеуказанной проблемы не вызывает сомнений, поскольку данная тема еще не стала объектом пристального внимания исследователей. Изучение ее позволяет выяснить целый ряд важных вопросов по истории Марийского края. Это и христианизация, и церковно-певческая культура марийцев, и положение дел в церковном пении Русской Православной Церкви в указанный период, и появление марийской интеллигенции и т. д. Христианизация Марийского края, начавшаяся во 2-й пол. XVI в., и в ХIХ — начале ХХ в. протекала с большими трудностями, так как значительная часть марийского населения оставались язычниками. Даже будучи воцерковлены, они не всегда были просвещены Светом Христова учения и оставались в своих языческих традициях, продолжали посещать молельные рощи и участвовать в жертвоприношениях. Отсюда феномен двоеверия. Тем не менее миссионерские труды не пропадали даром: открывались школы и училища, где обязательно преподавались Закон Божий и церковное пение. Следует заметить, что марийцы очень любили петь и обладали красивыми сильными голосами, именно через церковно-певческое искусство шло привлечение людей к богослужению, храму, вере. В уездных городах Царевококшайске и Козьмодемьянске дела обстояли чуть лучше, чем в сельской местности, тем не менее благодаря личным качествам миссионеров и педагогов некоторые села становились очагами веры, культуры и просвещения. Традиционным миссионерским центром была Казань, готовившая священнические и учительские кадры для инородцев. Большую роль сыграла и деятельность Братства святителя Гурия, которое вело активную просветительскую, переводческую, издательскую работу. Церковно-певческое искусство в Марийском крае имело большое значение и влияло на процессы христианизации и просвещения марийского народа, а также на культуру, менталитет и само качество жизни местных жителей. Конец ΧIX — начало ХХ в. явились в этом смысле очень плодотворными. В это время сформировалась основа, которая в годы гонений на Церковь позволила ей устоять и не прервать традицию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHURCH-SINGING ART OF MARI REGION IN THE LATE 19TH — EARLY 20TH CENTURIES

This article explores an understudied topic related to the history of church singing in Mari Region. This includes such issues as Christianisation, church-singing culture of the Mari people, the situation with church singing of the Russian Orthodox Church in the late 19th — early 20th centuries, the emergence of Mari intelligentsia. The Christianisation of Mari Region, which began in the second half of the 16th century, was difficult in the 19th — early 20th centuries, because many Maris remained pagans. Even when they were baptised, in practice they often still remained pagans and followed non-Christian traditions, visiting prayer groves and participating in sacrifices. Hence the phenomenon of the double faith. Nevertheless, the missionary efforts were not in vain. Schools and colleges were opened, where religion and church singing were taught. It should be noted that the Mari people were very fond of singing and had beautiful strong voices; it was through church singing art that people were attracted to churches. In the towns of Tsarevokokshaysk and Kozmodemyansk, things were a little better than in rural areas, but due to the personal qualities of missionaries and educators, some villages also became centres of faith, culture and enlightenment. The traditional missionary centre was the city of Kazan, where priests and teachers for foreigners were trained. An important role was also played by the activities of the Brotherhood of St. Guriy, which conducted active educational, translation-related, and publishing work. The art of church singing in Mari Region influenced the processes of Christianisation and education of the Mari people and generally developed the culture, mentality and the quality of life of local residents. The end of the 19th — beginning of the 20th centuries were very fruitful in this regard. During this period, a foundation was formed that in the years of persecution against the Church allowed it to survive.

Текст научной работы на тему «ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКОЕ ИСКУССТВО МАРИЙСКОГО КРАЯ В КОНЦЕ ΧIX — НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023. Вып. 52. С. 88-97 БОТ: 10.15382Мш^202352.88-97

Симакова Альбина Рафаилевна, аспирант Московской духовной академии,

регент,

Йошкар-Олинская епархия РПЦ МП Россия, г. Йошкар-Ола gallar22@yandex.ru https://orcid.org/0009-0000-0155-5372

Церковно-певческое искусство

Марийского края В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

А. Р. Симакова

Аннотация: В статье сделана попытка исследовать малоизвестную тему, связанную с историей церковного пения в Марийском крае. Актуальность вышеуказанной проблемы не вызывает сомнений, поскольку данная тема еще не стала объектом пристального внимания исследователей. Изучение ее позволяет выяснить целый ряд важных вопросов по истории Марийского края. Это и христианизация, и церковно-певческая культура марийцев, и положение дел в церковном пении Русской Православной Церкви в указанный период, и появление марийской интеллигенции и т. д. Христианизация Марийского края, начавшаяся во 2-й пол. XVI в., и в XIX — начале ХХ в. протекала с большими трудностями, так как значительная часть марийского населения оставались язычниками. Даже будучи воцерковлены, они не всегда были просвещены Светом Христова учения и оставались в своих языческих традициях, продолжали посещать молельные рощи и участвовать в жертвоприношениях. Отсюда феномен двоеверия. Тем не менее миссионерские труды не пропадали даром: открывались школы и училища, где обязательно преподавались Закон Божий и церковное пение. Следует заметить, что марийцы очень любили петь и обладали красивыми сильными голосами, именно через церковно-певческое искусство шло привлечение людей к богослужению, храму, вере. В уездных городах Царевококшайске и Козь-модемьянске дела обстояли чуть лучше, чем в сельской местности, тем не менее благодаря личным качествам миссионеров и педагогов некоторые села становились очагами веры, культуры и просвещения. Традиционным миссионерским центром была Казань, готовившая священнические и учительские кадры для инородцев. Большую роль сыграла и деятельность Братства святителя Гурия, которое вело активную просветительскую, переводческую, издательскую работу. Церковно-певческое искусство в Марийском крае имело большое значение и влияло на процессы христианизации и просвещения марийского народа, а также на культуру, менталитет и само качество жизни местных жителей. Конец XIX — начало ХХ в. явились в этом смысле очень плодотворными. В это время сформировалась основа, которая в годы гонений на Церковь позволила ей устоять и не прервать традицию.

© Симакова А. Р., 2023.

Ключевые слова: христианизация, двоеверие, черемисы, церковное пение, церковно-приходские школы, церковный хор, регент, Казанская учительская семинария, Братство святителя Гурия, марийцы, Марийский край, просветители, композиторы.

Христианизация Марийского края берет начало еще в XVI в., со времен присоединения этих земель к Российскому государству. Миссионерство в этих краях шло с большим трудом. Бывало так, что черемисы крестились не по убеждению в истинности православной веры или превосходства Христова учения над учением о почитании кереметя. Известны случаи принятия ими Крещения вследствие того, что им было прочитано государево повеление о принятии христианской веры. Об этом свидетельствует Летопись храма Рождества Христова в с. Пайгусово, где сообщается, что марийцы за неотложный долг считали внешне исполнять волю правительства, хотя внутренне и не были к этому расположены, поэтому и крестились. К тому же тем, кто крестился, давалась льгота от подушного оклада, они избавлялись от поборов, рекрутства, кабалы. Иногда миссионеры крестили насильно. Делу проповеди и обращению коренного населения мешало незнание их языка. Среди населения особый интерес вызывала проповедь только на родном языке. Сохранились свидетельства о массовых крещениях в середине XVIII в.1

До XIX в. образованный священник в Марийском крае был большой редкостью, в основном это были самоучки. Грамотные толмачи также получали за свой труд священнические места2. До 1804 г. не было переведено на черемисский язык ни одной молитвы. Только в 1804 г. появился краткий катехизис с молитвами на луговом языке, автором которого был священник Андрей Альбинский, назначенный после окончания богословского курса Казанской духовной академии в с. Шапкиляв Царевококшайского уезда. Поэтому его называют «Апостолом черемисским». Отец Андрей Альбинский перевел также литургию на черемисский язык и написал грамматику для Духовного училища3.

К концу Х1Х — началу ХХ в. языческие верования черемисов все еще были очень сильны. Христианские и языческие обрядовые традиции тесно переплетались. Одной из главных проблем было (и остается) двоеверие. Отмечая двоеверие марийцев, священник Тихон Ефремов (1868—1938), сам из мари, писал в своих исследованиях: «Все, что было создано зимой пастырством и школой, летом разрушается язычеством. Так продолжается черемисское язычество из года в год: зимой оно засыпает, весной просыпается, оживляясь в праздниках, причем главной силой в язычестве служат именно черемисские песни»4. В то же время он подмечает и случаи, когда, например, «два мальчика из черемис, лет 9—10, сидели на соломе, на задах двора, и силились петь "Святый Боже" на черемисском языке по памяти, оставшейся после спевки в школе. Ученица-черемисска во время

1 Летопись храма Рождества Христова с. Пайгусово (1865—1912). С. 16.

2 Там же. С. 23.

3 Там же. С. 45.

4 Ефремов Т. Е. Черемиссы-язычники. Роль песен у черемисс в их племенной языческой жизни // Инородческое обозрение. Казань, 1913. Кн. 4. Сентябрь. С. 261—266.

сбора грибов в лесу пела дискантом, как умела, "Хвалите Имя Господне"»5. Отец Тихон указывает на несомненную пользу церковного пения в деле обращения язычников в православную веру.

В Х1Х в. для воцерковления горных мари во всех храмах Козьмодемьянского уезда создаются церковные хоры. Так, например, в 1864 г. в с. Еласы существовал хор из пяти марийских юношей и девушек под руководством скрипача Ивана Захарова, в 1866 г. в с. Пернягаши — хор девушек. В 1869 г. оба коллектива объединили и перевели во Владимирскую церковь с. Владимирское, где руководство хором взял на себя А. Григорьев. 17 июня 1869 г. этот хор в составе 11 человек пел в г. Казани перед царскими особами — цесаревичем Александром Александровичем и его супругой Марией Федоровной и их родственниками6. 18 июля их высочества посетили инородческую школу, основанную Н. И. Ильминским. Их очень впечатлило пение молитв на инородческих языках. 27 августа 1871 г., вновь встречая императорскую семью, воспитанники пропели тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя» по-татарски, по-чувашски и по-черемисски7.

Говоря о роли Казани, следует отметить ее особое значение в формировании марийской интеллигенции. Для народов Поволжья и Приуралья Казань стала образовательно-культурным центром. «Казань для инородцев такой же центр, каким является для русских Москва», — писал языковед и этнограф, ординарный профессор сравнительного языкознания Н. Ф. Катанов (1862—1922)8. После отмены крепостного права в 1861 г. в Казанской губернии сложилась образовательная система для представителей малых народностей. Все учебные заведения были миссионерской направленности. Они способствовали повышению уровня образования инородцев и готовили учителей для инородческих школ9.

В 1867 г. в Казани была открыта Инородческая учительская семинария, где особое внимание уделялось церковному пению и управлению хором. Подготовка представителей различных национальностей по музыкальным дисциплинам была фундаментальной. Даже на вступительных экзаменах от абитуриентов требовали продемонстрировать знания азов церковного пения, а прием проводился по испытаниям голоса, слуха и знакомства с пением10. Учитель пения был также и регентом семинарского церковного хора. По его назначению и под его наблюдением учащиеся управляли хором на богослужениях. В храме воспитанники разделялись на два хора — церковнославянский и инородческий. Преподаватель должен был принимать посильное участие и содействовать регентам этих хоров. Инородческие хоры занимались по особому расписанию. Строго определялся и порядок пения и чтения на языках инородцев. До 1889 г. здесь учительствовал С. В. Смоленский. Курс церковного пения преподавался по его цифровой

5 См.: Ефремов Т. Е. Указ. соч. С. 269-273.

6 См.: Резников Б. А. Марийская хоровая культура. Йошкар-Ола, 1960. С. 29.

7 См.: Востриков В. Г. Александр III Александрович (1845-1894) // История Марийского края в лицах. XIV — начало ХХ века. Йошкар-Ола, 2012. С. 232-234.

8 См.: Акрет муро / Песни предков // ВиошаЫз-ЩпЫпеп 8еига. — Финно-угор Ушем. Хельсинки, 2006. С. 23.

9 Государственный архив республики Татарстан (ГА РТ). Ф. 92. Оп. 2. Д. 2. Л. 182.

10 ГА РТ. Ф. 93. Оп. 1. Д. 835. Л. 47.

методе, а в семинарском храме использовались его партитуры11. На занятиях изучались и исполнялись произведения русской церковной музыки. Подготовка велась по трем уровням: начальный — «нижний», обязательный для всех; для участников общего хора; регентский.

По окончании обучения в Казанской учительской семинарии все выпускники сдавали экзамен по церковному пению, включавший в себя знание цифирного письма, пение гласов, а также методики преподавания хорового пения12. Семинария выпускала всесторонне развитых личностей, в том числе и в области музыки, регентства, композиторского творчества. Среди них следует отметить В. А. Мухина — этнолога, одного из первых марийских поэтов, с отличием окончившего это учебное заведение в 1906 г., уделявшего много внимания вопросам музыкального образования и культурного просвещения марийцев, компетентно анализировавшего произведения марийских композиторов, а также Н. А. Сидушкина (выпускника 1909 г.) — профессионального марийского композитора13.

В 1904 г. на основе музыкальной школы Р. А. Гуммерта, видного общественного деятеля г. Казани, создается музыкальное училище, куда приняли свыше 280 учащихся. Курс обучения был рассчитан на девять лет. Однако из-за высокой оплаты большинство учащихся прекращали свою учебу, поэтому в 1913—1916 гг. было выпущено всего 126 человек14. При училище были открыты регентские курсы (классы), которые ассигновались Губернским комитетом попечительства о народной трезвости, а позже музыкальным училищем Казанского отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО), поэтому такое обучение было бесплатным. За неимением средств на обучение представители малых народов Поволжья предпочитали регентские курсы. Хор из числа учащихся курсов выступал на общедоступных концертах Казанского отделения ИРМО, некоторые учащиеся играли в училищном оркестре15.

Среди выпускников первого поколения регентов (1907) — В. М. Васильев, крупнейший марийский ученый-этнограф. В третьем выпуске регентов (1909) был основоположник марийской профессиональной музыки И. С. Ключников-Палантай. В 1909—1910 гг. завершил обучение Я. А. Ишпайкин (Эшпай) — выдающийся марийский композитор. Благодаря ходатайству С. В. Рахманинова, занимавшего пост вице-председателя ИРМО, перед дирекцией Казанского отделения, в 1910 г. музыкальному училищу выделили материальную помощь в размере 5050 руб.16, что позволило Я. А. Эшпаю продолжить обучение в Казанском музыкальном училище бесплатно и стать первым представителем из мари, получившим профессиональное музыкальное образование.

11 ГА РТ. Ф. 93. Оп. 1. Д. 899. Л. 19.

12 См.: Маклыгин А. Л. Музыкальные культуры Среднего Поволжья: Становление профессионализма. Казань, 2000. С. 84-87.

13 ГА РТ. Ф. 93. Оп. 1. Д. 835. Л. 56.

14 См.: Хайрутдинов А. Предисловие // Казанская государственная консерватория (19451995). Казань, 1998. С. 16-17.

15 ГА РТ. Ф. 642. Оп. 1. Д. 2. Л. 118.

16 ГА РТ. Ф. 2812. Оп. 1. Д. 55. Л. 15 об.

И. С. Ключников-Палантай (1886-1926) — уроженец горномарийской стороны. После окончания регентских курсов в Казани и Петрограде (при Придворной певческой капелле) работал регентом. У себя на малой родине он организовал первый марийский профессиональный хор. Сам делал переложения и сочинял для своего коллектива. Вероятнее всего, в его творчестве состоялось обращение и к церковно-певческой культуре, как, предположительно, это могло быть и в творчестве Я. А. Эшпая (1890-1963), также трудившегося до революции. Стоит указать имя еще одного местного композитора, чье имя носит Марийская государственная капелла, — А. И. Искандарова (1906-1999). В конце 1920-х гг. он учился в Московской государственной консерватории у выдающихся деятелей русской духовной музыки (П. Г. Чеснокова, Н. М. Данилина, А. В. Никольского). У П. Г. Чеснокова учился и Н. А. Сидушкин (1898-1975)17. Несомненно, такие великие учителя оказали большое влияние на своих талантливых учеников.

Важную роль в вопросе христианизации марийского населения сыграла деятельность Н. И. Ильминского (1822-1891), выдающегося ученого Х1Х в., который утверждал, что в деле просвещения инородцев главную ценность имеет пение на родном языке. При Братстве святителя Гурия в 1875 г. им была создана переводческая комиссия, которая занималась изданием книг и сборников церковных песнопений на языках народов Поволжья18. Он активно занимался внедрением родного языка в богослужение, в исполнение церковных песнопений:

Стройное и благоговейное пение еще более усиливает впечатление умилительных православных церковных песнопений... Но церковные напевы нельзя слишком буквально и механично перелагать с русских текстов на инородческие, т. е. нельзя ряд нот, которыми выражено пение церковной стихиры и т. п. точь в точь перенести на инородческий перевод этой стихиры, часто потому, что при иной своеобразной инородческой конструкции выразительные и особенно сильные слова в инородческом переводе получают совсем другое место, чем в русском тексте. Поэтому изложение церковных напевов в инородческом переводе требует особого умения и искусства, дабы сохранить и русский напев, и выразительность инородческого изложения19.

В связи с этим важное место отводилось урокам пения в церковноприходских школах. К сожалению, подобных школ было немного, и зачастую они располагались в простых избах с маленькими окнами. В начале ХХ в. эти школы были укомплектованы специальными учебниками по церковному пению, и музыкальное образование стало носить плановый характер. Из учащихся таких школ, а также других учебных заведений организовывались хоры, поскольку

17 Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия: Советский композитор, 1973-1982.

18 См.: Колчерин А. Архив Н. И. Ильминского как источник по истории просвещения и христианизации инородческого населения России: дис. ... канд. богословия. СПб., 2010. С. 36-94.

19 Ильминский Н. И. Система народного и, в частности, инородческого образования в Казанском крае. Казань, 1910. С. 10-11.

дети там наряду с грамматикой овладевали музыкальной грамотой. Пение этих хоров украшало и церковное богослужение.

Священник Тихон Ефремов явился ревностным последователем идей Н. И. Ильминского. Он активно внедрял их в процесс обучения в Марийской центральной школе с. Уньжа. Это была единственная в округе школа — Братства святителя Гурия. Уровень подготовки учащихся здесь был очень высоким. Впоследствии из школы вышло немало общественно-политических деятелей, работников культуры, писателей, ученых, просветителей. При школе о. Тихон организовал хор, исполнявший за богослужением песнопения на церковнославянском и черемисском языках и для которого им же самим была написана книга литургических песнопений20. С 1912 г. в г. Казани стал издаваться журнал «Инородческое обозрение» в качестве приложения к журналу «Православный собеседник». В 1916 г. здесь был опубликован ряд статей священника Тихона Ефремова, среди которых «О преимущественной пользе церковного пения в деле просвещения у черемисс»21.

Известно, что и в уездном Царевококшайске были хоры с высоким уровнем певческой культуры (например, в Воскресенском соборе). Во многих храмах также было по два хора: правый и левый, верхний и нижний, то есть профессиональный и любительский. Существовали и детские хоры (к примеру, в Троицком храме пел хор из числа обучающихся при Богородице-Сергиевом монастыре). Сохранились свидетельства о достаточно больших хорах с хорошим профессиональным уровнем. Так, хор Царевококшайского реального училища под руководством А. М. Булычева (затем Н. И. Шалаева) участвовал в церковных службах тюремного храма по пятницам и воскресеньям, или, к примеру, лучшие ученицы женского 3-классного городского училища принимали участие в пении церковного хора Вознесенской церкви под руководством И. В. Булаева22. Там, где не было таких школ, грамотные прихожане приглашались священником к пению на клиросе23. При Царевококшайской Мироносицкой пустыни существовал регентский класс.

Достаточно насыщенно протекала жизнь и в уездном городе Козьмоде-мьянске, выгодно располагавшемся на берегу Волги, на пересечении торговых путей. При училищах Козьмодемьянского уезда числились 28 церковных хоров24. Везде преподавалось церковное пение как обязательный предмет, но в большинстве училищ данный урок вели обычные учителя, зачастую не знавшие нотной грамоты, и все обучение сводилось к разучиванию напевов на слух25. На изучение основ пения отводилось четыре часовых урока в неделю. На этих занятиях учащиеся инородческих школ должны были освоить нотную азбуку,

20 См.: Кузнецова В. Г. Уньжинский талант: Т. Е. Ефремов: Очерк жизни и творчества. Йошкар-Ола, 2013. С. 11.

21 Инородческое обозрение [журнал] / Приложение к журналу «Православный собеседник». Казань, 1916. Т. 1. Кн. 4. С. 269-273.

22 См.: Стариков С. В. Панорама старого города: Царевококшайск на старинных открытках и фотографиях. Йошкар-Ола, 2002. С. 21.

23 Летопись храма Рождества Христова с. Пайгусово (1865-1912). С. 57.

24 Государственный архив республики Марий (ГА РМЭ). Ф. 57. Оп. 1. Д. 155. Л. 19.

25 Там же. Д. 218. Л. 242.

мажорные и минорные гаммы, познакомиться с разными нотными знаками — диезами, бемолями, паузами и пр., овладеть навыками пения гамм не только в восходящем и нисходящем движении, но и в разбивку. Параллельно с голосовыми упражнениями в течение курса в систематическом порядке изучались все основные изменяемые и неизменяемые песнопения, а также тропари, стихиры и ирмосы на 8 гласов. К сожалению, не всегда эта программа выполнялась, однако постепенно уровень музыкального образования учеников, да и самих преподавателей, возрастал. Городская управа выделяла денежные вознаграждения регентам сельских храмов, чьи хоры состояли из учеников земских и церковноприходских школ.

Церковные хоры Горномарийской стороны всегда были особенно хороши. Были и большие хоры, в некоторых церквях — по два хора. Музыкально одаренные жители горномарийских и всех окрестных поселений обладали прекрасными голосами, о которых вспоминают и в настоящее время. Так, 21 июня 1912 г. храм с. Пайгусово посетил преосвященнейший Михаил, епископ Чебоксарский. При осмотре храма владыку сопровождало пение хора из учащихся церковноприходской и земской школ и любителей под управлением регента — крестьянина В. А. Григорьева. Как свидетельствует летопись, благолепием храма и хором певчих владыка остался очень доволен26.

В отчете инспектора народных училищ Казанской губернии от 1908 г. было отмечено:

Ввиду указанного значения церковного пения в начальных училищах крайне желательно и необходимо требовать от кандидатов и кандидаток, при назначении их на учительские должности, знания церковного пения. Преподавание пения требует немалых усилий, <...> многие из существующих ныне учителей и учительниц в земских училищах относятся к преподаванию этого предмета вполне добросовестно27.

В целом уроки церковного пения в учебных заведениях и церковно-певческая практика представителей коренного населения сыграли решающую роль в формировании «национальных регентских кадров, делавших первые шаги по пути профессионализации национальной музыки. Церковная музыка на родном языке явилась важной предпосылкой становления многоголосия на пентатонной основе»28.

Церковно-певческое искусство в Марийском крае имело большое значение и влияло не только на процессы христианизации и просвещения марийского народа, но и на культуру, менталитет и само качество жизни местных жителей. Конец XIX — начало ХХ в. явились в определенном смысле очень плодотворными. В это время сформировался фундамент, который в годы гонений на Церковь явит миру новомучеников и исповедников православной веры из местных священнослужителей, монахов, мирян, а также регентов, псаломщиков и певчих.

26 Летопись храма Рождества Христова с. Пайгусово (1865-1912). С. 65.

27 ГА РМЭ. Ф. 57. Оп. 1. Д. 9. Л. 8.

28 Маклыгин А. Л. Музыкальные культуры Среднего Поволжья: Становление профессионализма. Казань, 2000. С. 10.

Традиции церковно-певческого искусства, заложенные в дореволюционный период времени, не были окончательно утеряны, развитие их продолжается вместе

с возрождением духовной жизни, храмов и монастырей в Марийском крае.

Список источников

ГА РМЭ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 218; Ф. 57. Оп. 1. Д. 9, 155.

ГА РТ. Ф. 2812. Оп. 1. Д. 55; Ф. 642. Оп. 1. Д. 2.

ГА РТ. Ф. 92. Оп. 2. Д. 2; Ф. 93. Оп. 1. Д. 835, 899.

Ефремов Т. Е. Черемиссы-язычники: О преимущественной пользе церковного пения в деле просвещения черемисс // Инородческое обозрение. Казань, 1913. Кн. 4. Сентябрь.

Ефремов Т. Е. Черемиссы-язычники: Роль песен у черемисс в их племенной языческой жизни // Инородческое обозрение. Казань, 1913. Кн. 4. Сентябрь. 314 с.

Ильминский Н. И. Система народного и, в частности, инородческого образования в Казанском крае. Казань, 1910.

Инородческое обозрение [журнал] / Приложение к журналу «Православный собеседник». Т. 1. Кн. 4. Казань, 1916. 293 с.

Летопись храма Рождества Христова с. Пайгусово (1865-1912). 83 с.

Список литературы

Акрет муро / Песни предков // Suomalais-Ugrilainen Seura. Helsinki: Finno-Ugric Ushem, 2006. 92 с.

Востриков В. Г. Александр Ill Александрович (1845-1894) // История Марийского края в лицах. XIV — начало ХХ века. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2012. С. 232-235.

Колчерин А. Архив Н. И. Ильминского как источник по истории просвещения и христианизации инородческого населения России: дис. ... канд. богословия. СПб., 2010. 258 с.

Кузнецова В. Г. Уньжинский талант: Т. Е. Ефремов: Очерк жизни и творчества. Йошкар-Ола, 2013. 82 с.

Маклыгин А. Л. Музыкальные культуры Среднего Поволжья: Становление профессионализма. Казань, 2000. 178 с.

Музыкальная энциклопедия, 1973-1982.

Резников Б. А. Марийская хоровая культура. Йошкар-Ола, 1960. 134 с.

Стариков С. В. Панорама старого города: Царевококшайск на старинных открытках и фотографиях. Йошкар-Ола, 2002.

Хайрутдинов А. Предисловие // Казанская государственная консерватория (1945-1995). Казань, 1998.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva.

Moscow Theological Academy, Choir Master,

Albina Simakova, Graduate Student,

2023. Vol. 52. P. 88-97

DOI: 10.15382/sturV202352.88-97

of the Russian Orthodox Church

Yoshkar-Ola Diocese

Yoshkar-Ola, Russia

gallar22@yandex.ru https://orcid.org/

The Church-Singing Art of Mari Region in the Late 19th — Early 20th Centuries

ith

А. Simakova

Abstract: This article explores an understudied topic related to the history of church singing in Mari Region. This includes such issues as Christianisation, church-singing culture of the Mari people, the situation with church singing of the Russian Orthodox Church in the late 19th — early 20th centuries, the emergence of Mari intelligentsia. The Christianisation of Mari Region, which began in the second half of the 16th century, was difficult in the 19th — early 20th centuries, because many Maris remained pagans. Even when they were baptised, in practice they often still remained pagans and followed non-Christian traditions, visiting prayer groves and participating in sacrifices. Hence the phenomenon of the double faith. Nevertheless, the missionary efforts were not in vain. Schools and colleges were opened, where religion and church singing were taught. It should be noted that the Mari people were very fond of singing and had beautiful strong voices; it was through church singing art that people were attracted to churches. In the towns of Tsarevokokshaysk and Kozmodemyansk, things were a little better than in rural areas, but due to the personal qualities of missionaries and educators, some villages also became centres of faith, culture and enlightenment. The traditional missionary centre was the city of Kazan, where priests and teachers for foreigners were trained. An important role was also played by the activities of the Brotherhood of St. Guriy, which conducted active educational, translation-related, and publishing work. The art of church singing in Mari Region influenced the processes of Christianisation and education of the Mari people and generally developed the culture, mentality and the quality of life of local residents. The end of the 19th — beginning of the 20th centuries were very fruitful in this regard. During this period, a foundation was formed that in the years of persecution against the Church allowed it to survive.

Keywords: Christianisation, double faith, Mari people, church singing, parochial schools, church choir, choir master, Kazan Teachers' Seminary, Brotherhood of St. Guriy, Mari region, educators, composers.

References

Akret muro / Ancestral Songs (2006), in Suomalais-Ugrilainen Seura. Helsinki: Finno-Ugric Ushem. 92 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Khairutdinov A. (1998) "Predislovie", in Kazanskaia gosudarstvennaia konservatoriia (1945— 1995). Kazan (in Russian).

Kuznetsova V. (2013) Un'zhinskii talant: T. E. Efremov: Ocherk zhizni i tvorchestva. Yoshkar-Ola (in Russian).

Maklygin A. (2000) Muzykal'nye kul'tury Srednego Povolzh'ia: Stanovlenieprofessionalizma. Kazan (in Russian).

Reznikov B. (1960) Mariiskaia khorovaia kul'tura. Yoshkar-Ola (in Russian).

Starikov S. (2002) Panorama starogo goroda: Tsarevokokshaisk na starinnykh otkrytkakh i fotografiiakh. Yoshkar-Ola (in Russian).

Vostrikov V. (2012) "Aleksandr III Aleksandrovich (1845-1894)", in Istoriia Mariiskogo kraia v litsakh. XIV — nachalo XXveka. Yoshkar-Ola (in Russian).

Статья поступила в редакцию 07.09.2023

The article was submitted 07.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.