Научная статья на тему 'ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ МАРИЙСКОГО КРАЯ В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1917–1941)'

ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ МАРИЙСКОГО КРАЯ В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1917–1941) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
церковное пение / революция / пропаганда / хор / гонения / регент / певчий / священнослужитель / мученик / репресии / church singing / revolution / propaganda / choir / anti-religious persecution / choir master / choir member / martyr / repressio

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Симакова Альбина Рафаилевна

В данной статье предпринята попытка исследования темы, связанной с историей церковного пения Марийского края (в 1917–1941 гг.). Изучение данного вопроса позволяет разрешить целый ряд важных проблем по истории Марийского края. Это и церковно-певческая культура, и положение Русской Православной Церкви в советский период, и деятельность марийской интеллигенции и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHURCH SINGING OF MARI REGION IN THE SOVIET PERIOD (1917‒1941)

This article studies the history of church singing in Mari Region (1917—1941). This study allows us to solve a number of important problems in the history of Mari region. These include the church singing culture, the position of the Russian Orthodox Church in the Soviet period, the activities of the Mari intelligentsia, &c. The art of church singing in Mari region was of great importance; it influenced not only the processes of christianisation and education of the indigenous Mari population, but also the culture, mentality and the very quality of life of local residents. The end of the 19th and the beginning of the 20th centuries were fruitful in this regard. At that time, a foundation was formed, which, during the years of Soviet persecution of the Church, revealed new martyrs and confessors of the Orthodox faith among local clergy, monks, laypeople, as well as choir masters, sextons, and choir members. The study of the mentioned topic allows us to state that the church-singing culture of the Mari land, as well as of other regions of the country, was in a very difficult situation. The traditions of church singing, laid down in the pre-revolution period, were virtually interrupted during these years. Many people had to go through hardship associated with the antireligious persecution. Very few were able to endure all the trials and remain to work in the “field of Christ” or at least remain in the Church. Nevertheless, the culture of church singing, ousted from the Church, continued in many secular choirs. Masters of church-singing art now worked in various choirs. In such difficult conditions, church singing in many churches remained for more than a dozen years, almost until the end of the 20tb century.

Текст научной работы на тему «ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ МАРИЙСКОГО КРАЯ В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1917–1941)»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2024. Вып. 53. С. 159-167 БОТ: 10.15382МшгУ202453.159-167

Симакова Альбина Рафаилевна, аспирант Московской духовной академии,

регент,

Йошкар-Олинская епархия РПЦ МП Россия, г. Йошкар-Ола gallar22@yandex.ru https://orcid.org/0009-0000-0155-5372

Церковное пение Марийского края в годы Советской власти (1917—1941)

А. Р. Симакова

Аннотация: В данной статье предпринята попытка исследования темы, связанной с историей церковного пения Марийского края (в 1917—1941 гг.). Изучение данного вопроса позволяет разрешить целый ряд важных проблем по истории Марийского края. Это и церковно-певческая культура, и положение Русской Православной Церкви в советский период, и деятельность марийской интеллигенции и т. д.

Ключевые слова: церковное пение, революция, пропаганда, хор, гонения, регент, певчий, священнослужитель, мученик, репресии.

Церковно-певческое искусство в Марийском крае имело большое значение и влияло не только на процессы христианизации и просвещения коренного марийского населения, но и на культуру, менталитет и само качество жизни местных жителей. Конец XIX — начало ХХ в. явились в этом смысле очень плодотворными. В это время сформировался фундамент, который в годы советских гонений на Церковь явит миру новомучеников и исповедников православной веры среди местных священнослужителей, монахов, мирян, а также регентов, псаломщиков и певчих. Изучение вышеупомянутой темы позволяет говорить нам о том, что церковно-певческая культура Марийской земли, как и других регионов страны, находилась в крайне сложном положении. Традиции церковного пения, заложенные в дореволюционный период времени, в эти годы едва не прервались. Множество людей прошли через тяготы и лишения, связанные с преследованиями со стороны властей верующего народа. Очень немногие смогли перенести все испытания и остаться трудиться на «ниве Христовой» или хотя бы просто быть верными чадами Церкви. Тем не менее культура церковного пения, вытесненная из храма, теплилась во многих светских хорах. Мастера церковно-певческого искусства теперь работали в разнообразных хоровых коллективах. В таких тяжелейших условиях церковное пение во многих храмах пребывало не один десяток лет, практически до конца ХХ века.

События Октябрьской революции 1917 года коренным образом изменили жизненный уклад России. Были нарушены идеологические и мировоззренческие устои, которые на протяжении многих веков складывались в нашем наро-

© Симакова А. Р., 2024.

де. Эти изменения коснулись всех сфер жизни людей. Было издано множество документов (деклараций, декретов, постановлений), которыми фиксировалось новое политическое устроение страны. 20 января 1918 г. был принят «Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Этим Декретом объявлялась война религии в нашей стране. Повсеместно создавались различные общественные организации (профсоюзы), ведшие активную агитационную работу с населением, одной из которых был «Союз воинствующих безбожников», созданный в 1925 г., но берущий свое начало еще в 1921 г.

В Марийском крае, как и во многих других регионах России, процесс установления советской власти проходил сложно и, порой, драматично. Для преимущественно аграрного населения идеология большевиков во многом была чуждой1.

В марте 1917 г. представители интеллигенции народов Поволжья в одной из аудиторий Казанского университета создали Общество мелких народностей Поволжья. Марийскую секцию возглавил В. М. Васильев. И уже в мае прошел съезд Общества в Казани. Летом того же года были созданы Казанская черемисская военная организация (руководитель — В. А. Мухин) и Центральный Союз мари, стала издаваться газета «Ужара» («Заря»). Казань, таким образом, продолжала сохранять позиции интеллектуального и культурного центра Поволжья. Значительная часть марийской интеллигенции находилась именно здесь.

В феврале 1918 г. в Казани состоялся Национальный областной съезд мари, призывавший поддержать советскую власть. В ходе его был организован Марийский комиссариат, возглавленный В. А. Мухиным2. Политика советской власти вызвала недовольство марийских крестьян, что привело к ряду крестьянских восстаний (с. Емангаши, д. Княжна)3.

Важное значение в деле становления советской идеологии РКП(б) придавала массовым мероприятиям: демонстрациям и митингам. Во время их проведения обязательно исполнялись революционные песни. 1 июня 1919 г. в подобной акции участвовал хор из числа учащихся Казанской духовной семинарии, исполнявший революционные песни4. Известны факты изъятия комсомольцами у горожан музыкальных инструментов, граммофонов для проведения различных мероприятий, при этом государство выделяло значительные средства на культурно-просветительскую работу.

В 1920-е годы начали создаваться национальные республики и области. 27 мая 1920 г. автономию получила Татарская республика (АТССР), а 4 ноября того же года — и Марийская (МАО).

Одна из задач первых послереволюционных лет — создание взамен церковных новых массовых праздников с новыми традициями, соответствующими атеистической идеологии и способствующими упрочнению большевистского

1 См.: Иванов А. Г., Сануков К. Н. История Марийского народа. Йошкар-Ола, 2011. С. 120.

2 См.: Сануков К. Н. Валериан Михайлович Васильев: очерк жизни и деятельности. Йошкар-Ола, 2007. С. 57.

3 См.: Ерошкин Ю. В. Крестьянское восстание в селе Емангаши в 1918 году // Марийский архивный ежегодник. 2015. С. 227.

4 ГА РМЭ. Ф. П.-3. Оп. 1. Д. 21. Л. 30.

строя5. Так, новым праздником, взамен Троицких гуляний, стал «Йошкар пеле-дыш пайрем» («Праздник Красного цветка»).

Для улучшения качества просветительской работы стали привлекать интеллигенцию (например, И. С. Ключникова-Палантая — основоположника марийской профессиональной музыки, Т. Е. Ефремова — выдающегося деятеля, талантливого педагога, этнографа, знатока марийских музыкальных инструментов, автора первого марийского гимна «Кынелза, шогалза!» («Встаньте, поднимитесь!»), в прошлом священника, но вынужденного отказаться от сана).

В 1919-1920 гг. при Краснококшайской учительской семинарии И. С. Па-лантай создал замечательный хор. Этот коллектив в 1923 г. на Олимпиаде хоров России занял второе место, уступив лишь хору М. Е. Пятницкого6. Во время пребывания в Москве хор Палантая пригласили и на заседание этнографической секции Государственного института музыкальной науки (ГИМН), чьей работой руководил А. Д. Кастальский и где присутствовали профессора Московской Государственной консерватории П. Г. Чесноков и Н. М. Данилин. Все они известны как выдающиеся церковные композиторы. Хор исполнил весь свой репертуар, который состоял из обработок марийских народных песен и сочинений самого Ивана Степановича. Несколько песен были даже записаны на фонографические валики. Присутствовавшие этнографы дали высокую оценку качеству звучания хора и отметили хормейстерское и композиторское мастерство руководителя коллектива. В свою очередь А. Д. Кастальский рекомендовал И. С. Палантаю поступать в Московскую Государственную консерваторию, что и было осуществлено через некоторое время, однако из-за проблем со здоровьем он не смог там учиться. Находясь в Москве, хором были записаны пластинки авторских песен Палантая и его обработок, где фортепианную партию исполнял сам композитор. В это же самое время был подготовлен и сдан в Центроиздат его сборник обработок народных песен для хора, предназначавшийся для школ7.

В апреле 1924 г. при Президиуме ВЦИК был учрежден институт представителей автономных республик и областей, основной работой которого была борьба с голодом и последствиями пожаров, восстановление народного хозяйства, электрификация, народное образование и др. Представительство оказывало существенную поддержку деятелям национальной культуры в условиях тотального дефицита, решало финансовые трудности в организации различных мероприятий.

1930-е годы отмечены «волной» репрессий, накрывшей и Марийский край. В 1931 г. видных марийских ученых (В. М. Васильева, Т. Е. Евсеева и др.) поместили в следственный изолятор ОГПУ как «врагов народа»8. Аресты, допросы коснулись всей марийской интеллигенции. Кроме того, Марийская республика

5 См.: Рольф М. Советские массовые праздники. М., 2009. С. 439.

6 См.: Яшмолкина И. В. Жизнь и творчество // И. С. Ключников-Палантай. Статьи, воспоминания, документы. Йошкар-Ола, 1986. С. 14.

7 См.: Цыкина Ю. Ю. История марийской музыкальной культуры в контексте политики властных структур (1900-1985 гг.). Йошкар-Ола, 2019. С. 111.

8 См.: Трагедия народа: Книга памяти жертв политических репрессий Республики Марий Эл. Т. 1. Йошкар-Ола, 1996. С. 26.

сама стала местом высылки и заключений, где постоянно находилось 700—800 арестованных9.

В эти годы трагично оборвалась жизнь многих людей. Среди них и бывший священнослужитель Т. Е. Ефремов, известный также как автор первых марийских песен (1910—1913), музыкант, прекрасно владевший игрой на волынке и гуслях. С 1926 г. он работал в Йошкар-Олинском педагогическом техникуме, где после смерти И. С. Палантая руководил его знаменитым хором и являлся продолжателем его дела. Он совершил несколько фольклорных экспедиций, объездив почти все районы Марийской республики. Как знатока марийского фольклора в 1928 г. его привлекали в качестве консультанта при съемках фильма «Марий кужер» («Марийская деревня»). С 1928 г. начинаются преследования Т. Е. Ефремова как бывшего священника. Отказавшись от сана, он не отказался от Бога, оставался верующим человеком и продолжал свою работу. Так, летом 1929 г. он побывал в пяти районах и записал около 170 песен, а также предания и легенды от 33 волынщиков и гусляров10. Сохранилась рукопись песен (313 наименований), которые Ефремов собирал в течение многих лет. В 1936 г. он принял участие в записи марийской музыки на грампластинки как знаток и исполнитель моркинских мелодий на шувыре (марийской волынке), а также совершил свою последнюю этнографическую экспедицию. В 1938 г. его арестовали, а затем расстреляли, предположительно, за фразу: «Всякая власть от Бога»11. После трагического конца Т. Е. Ефремова костяк хора вошел в Марийскую хоровую капеллу, созданную А. И. Искандаровым, бывшим участником хора12.

Несколько слов хотелось бы сказать об уроженце Марийского края епископе Авраамии (Чурилине). В прошлом он был регентом архиерейского хора Свято-Успенской Почаевской Лавры. В 1931—1935 гг., отбывая ссылку в МАССР, был назначен епископом Марийским. В 1935 г. после множества допросов был приговорен к ссылке на Север, которую отбывал в Архангельске, где и был расстрелян в 1938 г.13

С середины 1930-х гг. единственной православной церковью в окрестностях Йошкар-Олы был храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Семеновка. В 1935—1937 гг. здесь существовала резиденция епископов Марийских, викариев Нижегородской епархии. С 1 октября 1937 г. тут проживал и служил епископ Леонид (Антощенко), один из первых канонизированных новомучеников Марийских. Священномученик Леонид в годы своего послушничества в Чудовом

9 См.: Сануков К. Н. Из истории Марий Эл: трагедия 30-х годов. Йошкар-Ола, 2000. С. 34.

10 См.: Кузнецова В. Г. Уньжинский талант. Т. Е. Ефремов: Очерк жизни и творчества. Йошкар-Ола, 2013. С. 16-17.

11 См.: Григорьева Л. Я. Теологическое наследие Тихона Ефремовича Ефремова («Кынел-за, шогалза: кайышаш корно кужу вет...»). Памяти выдающегося просветителя народа мари Тихона Ефремовича Ефремова: сб. трудов / сост. и отв. ред. Л. Я. Григорьева. Йошкар-Ола, 2020. С. 87-92.

12 См.: Женжурист Л. Л. Страницы истории музыкального училища имени И. С. Палантая. 80 лет профессионального музыкального образования в Республике Марий Эл. 1931-2011. Йошкар-Ола, 2012. С. 15.

13 См.: Ерошкин Ю. В. Авраамий (Чурилин) (1875-1938) // История Марийского края в лицах. 1917-1940 гг. Йошкар-Ола, 2017. С. 25-28.

монастыре г. Москвы пел на клиросе. В Марийскую епархию он был назначен в 1937 г., а меньше чем через год расстрелян тройкой НКВД по обвинению в контрреволюционной деятельности14.

В целом, по предположению К. Н. Санукова, через репрессии прошли около 15 тыс. жителей МАССР (согласно переписи 1939 г., ее население насчитывао 588 тыс. человек)15. Были убиты около 2 тыс. представителей марийской интеллигенции16.

В 1930-е гг. сталинские репрессии коснулись многих людей: в этом ряду — регенты, певчие и псаломщики, проживавшие и трудившиеся в те годы в Марийском крае. Обвинения предъявлялись в основном по статье 58 (контрреволюционная деятельность). Множество людей погибло мученической смертью в те годы, такие, например, как:

— псаломщик церкви с. Орша Сергий Матрохин (1890—1938), был арестован в 1937 г. и приговорен к лагерной ссылке в Иркутскую область, где и скончался17;

— псаломщик церкви с. Вятское Анатолий Ходыкин (1908—?), арестован в 1930 г. и сослан на три года на Север, где и окончил свой земной путь18;

— регент Вознесенской церкви с. Пертнуры Иоанн Кудряшов (1883—1938), арестован в 1938 г. и тройкой НКВД приговорен к расстрелу, что было исполнено 8 октября 1938 г.19;

— послушница царевококшайского Богородице-Сергиева женского монастыря Анна Ямщикова (1871—1937), была регентом монастырского хора, а после закрытия монастыря (1922) несла регентское послушание в разных храмах г. Краснококшайска (Входо-Иерусалимский, Вознесенский). В 1937 г. арестована и отправлена в ссылку в КомиАССР на 10 лет, где и скончалась20.

Известны имена людей, которые после всех гонений и испытаний смогли вернуться к своему служению. Например:

— певчий Юринского храма Николай Зотин (1875—1965), пережил гонения, арест, заключение21;

14 См.: Ерошкин Ю. В. Леонид (Антощенко) (1872—1938) // История Марийского края в лицах. С. 204-209.

15 См.: Сануков К. Н. Марийцы: прошлое, настоящее, будущее. Йошкар-Ола, 1992. С. 56.

16 См.: Российская Федерация: Ситуация с правами человека марийского народа в Республике Марий Эл // Исследование титульной нации в одном из этнических регионов России: Совместный отчет Международной Хельсинкской федерации по правам человека и Московской Хельсинкской группы. Февраль, 2006. С. 14.

17 Ерошкин Ю. В. Псаломщик Сергий Матрохин: сайт комиссии по канонизации святых. URL: http://ortho-hist-12.ru/index.php?page=sergij-matrohin-psalomschik (дата обращения: 24.07.2022).

18 Ерошкин Ю. В. Псаломщик Анатолий Ходыкин: сайт комиссии по канонизации святых. URL: http://ortho-hist-12.ru/index.php?page=anatolij -hodykin-psalomschik (дата обращения: 24.07.2022).

19 Абызова Э. Б. Иоанн Кудряшов: сайт комиссии по канонизации святых. URL: http:// ortho-hist-12.ru/index.php?page=ioann-kudryashov (дата обращения: 24.07.2022).

20 Ерошкин Ю. В. Послушница Анна Ямщикова: сайт комиссии по канонизации святых. URL: http://ortho-hist-12.ru/index.php?page=yamschikova-anna-poslushnitsa (дата обращения: 24.07.2022).

21 Ерошкин Ю. В. Николай Зотин: сайт комиссии по канонизации святых. URL: http:// ortho-hist-12.ru/index.php?page=nikolaj-zotin (дата обращения: 24.07.2022).

- иеросхимонах Серафим (Задерей) (1887-1982), в годы своего послушничества (1903-1914) был псаломщиком, певчим, а затем и регентом монастырского хора (в Украине). С 1936 г. занимал место псаломщика в церкви Рождества Богородицы в с. Семеновка, куда прибыл согласно просьбе о переводе в Марийскую епархию, поданной епископу Варлааму (Козуле). В 1937 г. арестован и приговорен к ссылке в лагеря на 10 лет. После освобождения в 1945 г. продолжал нести клиросное и регентское послушание в разных храмах Балтской епархии (Украина)22.

Расцвет церковно-певческой культуры на Марийской земле в начале ХХ в. вынужденно прерывается политическими событиями 1917 г. Некогда благолепное, сочетавшее в себе традиции русской духовной музыки и национального марийского колорита, церковное пение приходит в упадок в связи с гонениями на Церковь: закрытием храмов, арестом и травлей священно- и церковнослужителей, усиленной антирелигиозной пропагандой в обществе. Многие деятели, получившие образование на регентских курсах или так или иначе связанные с церковно-певческим искусством, выходят на политическую арену. Выдающиеся марийские композиторы, обучавшиеся у лучших мастеров русской духовной музыки Москвы и Петербурга, пишут теперь музыку революционного характера, отвечающую политическим требованиям партии. Их церковно-композиторское творчество, в наличии которого не может быть сомнений, до сих пор остается неизвестным. Очень многим регентам и певчим пришлось пройти через аресты, допросы, ссылки, гонения. Некоторые не выдерживали всех тягот и умирали, кто-то, пройдя все лишения и невзгоды, возвращался к своей церковно-певческой деятельности, а кто-то менял род занятий, боясь преследований со стороны безбожной власти. В богослужебном пении практически ничего не остается от былого благолепия. Традиции хорового пения так или иначе сохранялись в светских хоровых коллективах и звучали теперь со сцены. В целом данный период наполнен драматическими событиями, следствием которых явился упадок марийской церковно-певческой культуры.

Источники

ГА РМЭ. Ф. П.-3. Оп. 1. Д. 21. Л. 30.

Трагедия народа: Книга памяти жертв политических репрессий Республики Марий Эл.

Йошкар-Ола, 1996. Т. 1. 389 с. Российская Федерация: Ситуация с правами человека марийского народа в Республике Марий Эл // Исследование титульной нации в одном из этнических регионов России: Совместный отчет Международной Хельсинкской федерации по правам человека и Московской Хельсинкской группы. Февраль, 2006. 128 с.

22 Ерошкин Ю. В. Иеросхимонах Серафим (Задерей): сайт комиссии по канонизации святых. URL: http://ortho-hist-12.ru/index.php?page=zaderej-serafim-ieroshimonah (дата обращения: 24.07.2022).

Список литературы

Григорьева Л. Я. Теологическое наследие Тихона Ефремовича Ефремова («Кынелза, шогалза: кайышаш корно кужу вет...») // Памяти выдающегося просветителя народа мари Тихона Ефремовича Ефремова: сб. трудов // сост. и отв. ред. Л. Я. Григорьева. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2020. 243 с.

Ерошкин Ю. В. Авраамий (Чурилин) (1875—1938) // История Марийского края в лицах. 1917-1940 гг. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2017. 405 с.

Ерошкин Ю. В. Крестьянское восстание в селе Емангаши в 1918 году // Марийский архивный ежегодник-2015. Йошкар-Ола, 2015. 354 с.

Женжурист Л. Л. Страницы истории музыкального училища имени И. С. Палантая. 80 лет профессионального музыкального образования в Республике Марий Эл. 1931— 2011. Йошкар-Ола, 2012. 212 с.

Иванов А. Г., Сануков К. Н. История Марийского народа. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2011. 318 с.

Кузнецова В. Г. Уньжинский талант. Т. Е. Ефремов: Очерк жизни и творчества. Йошкар-Ола, 2013. 243 с.

Рольф М. Советские массовые праздники. М.: РОССПЭН, 2009. 512 с.

Сануков К. Н. Валериан Михайлович Васильев: очерк жизни и деятельности. Йошкар-Ола: Республиканский научно-методический центр народного творчества и культурно-досуговой деятельности, 2007. 287 с.

Сануков К. Н. Из истории Марий Эл: трагедия 30-х годов. Йошкар-Ола, 2000. 178 с.

Сануков К. Н. Марийцы: прошлое, настоящее, будущее. Йошкар-Ола, 1992. 224 с.

Цыкина Ю. Ю. История марийской музыкальной культуры в контексте политики властных структур (1900—1985 гг.). Йошкар-Ола: Изд-во «Типография «Виста-Принт», 2019. 522 с.

Яшмолкина И. В. Жизнь и творчество // И. С. Ключников-Палантай: Статьи, воспоминания, документы. Йошкар-Ола, 1986. 176 с.

Интернет-источники

Абызова Э. Б. Иоанн Кудряшов: сайт комиссии по канонизации святых. URL: http:// ortho-hist-12.ru/index.php?page=ioann-kudryashov (дата обращения: 24.07.2022).

Ерошкин Ю. В. Иеросхимонах Серафим (Задерей): сайт комиссии по канонизации святых. URL:.http://ortho-hist-12.ru/index.php?page=zaderej-serafim-ieroshimonah (дата обращения: 24.07.2022).

Ерошкин Ю. В. Николай Зотин: сайт комиссии по канонизации святых. URL: http:// ortho-hist-12.ru/index.php?page=nikolaj-zotin (дата обращения: 24.07.2022).

Ерошкин Ю. В. Послушница Анна Ямщикова: сайт комиссии по канонизации святых. URL:.http://ortho-hist-12.ru/index.php?page=yamschikova-anna-poslushnitsa (дата обращения: 24.07.2022).

Ерошкин Ю. В. Псаломщик Анатолий Ходыкин: сайт комиссии по канонизации святых. URL:.http://ortho-hist-12.ru/index.php?page=anatolij-hodykin-psalomschik (дата обращения: 24.07.2022).

Ерошкин Ю. В. Псаломщик Сергий Матрохин: сайт комиссии по канонизации святых. URL:.http://ortho-hist-12.ru/index.php?page=sergij-matrohin-psalomschik (дата обращения: 24.07.2022).

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva.

Moscow Theological Academy of the Russian Orthodox Church, Choir master of Yoshkar-Ola Diocese of the Russian Orthodox Church

Albina Simakova, Graduate Student,

2024. Vol. 53. P. 159-167

DOI: 10.15382/sturV202453.159-167

Yoshkar-Ola, Russia gallar22@yandex.ru

https://orcid.org/0009-0000-0155-5372

Church Singing of Mari Region in the Soviet Period (1917—1941)

А. Simakova

Abstract: This article studies the history of church singing in Mari Region (1917—1941). This study allows us to solve a number of important problems in the history of Mari region. These include the church singing culture, the position of the Russian Orthodox Church in the Soviet period, the activities of the Mari intelligentsia, &c. The art of church singing in Mari region was of great importance; it influenced not only the processes of christianisation and education of the indigenous Mari population, but also the culture, mentality and the very quality of life of local residents. The end of the 19th and the beginning of the 20th centuries were fruitful in this regard. At that time, a foundation was formed, which, during the years of Soviet persecution of the Church, revealed new martyrs and confessors of the Orthodox faith among local clergy, monks, laypeople, as well as choir masters, sextons, and choir members. The study of the mentioned topic allows us to state that the church-singing culture of the Mari land, as well as of other regions of the country, was in a very difficult situation. The traditions of church singing, laid down in the pre-revolution period, were virtually interrupted during these years. Many people had to go through hardship associated with the anti-religious persecution. very few were able to endure all the trials and remain to work in the "field of Christ" or at least remain in the Church. Nevertheless, the culture of church singing, ousted from the Church, continued in many secular choirs. Masters of church-singing art now worked in various choirs. In such difficult conditions, church singing in many churches remained for more than a dozen years, almost until the end of the 20th century.

Keywords: church singing, revolution, propaganda, choir, anti-religious persecution, choir master, choir member, martyr, repression.

References

Grigorieva L. (2020) "Teologicheskoe nasledie Tikhona Efremovicha Efremova", in Pamiati vy-daiugshegosia prosvetitelia naroda mari Tikhona Efremovicha Efremova. Yoshkar-Ola (in Russian).

Ivanov A., Sanukov K. (2011) Istoriia mariiskogo naroda. Yoshkar-Ola (in Russian).

Kuznetsova V. (2013) Un'zhinsky talant. T. E. Efremov. Ocherk zhizni i tvorchestva. Yoshkar-Ola (in Russian).

Rolf M. (2009) Sovetskie massovyeprazdniki. Moscow (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sanukov K. (1992) Mariitsy:proshloe, nastoiashchee, budushchee. Yoshkar-Ola (in Russian).

Sanukov K. (2000) Iz istorii Marii El: tragediia 30-kh godov. Yoshkar-Ola (in Russian).

Sanukov K. (2007) Valerian Mikhailovich Vasiliev: ocherk zhizni i deiatel'nosti (in Russian).

Tsykina Iu. (2019) Istoriia mariiskoi muzykal'noi kul'tury v kontekste politiki vlastnykh struktur (1900-1985). Yoshkar-Ola (in Russian).

Yashmolkina I. (1986) "Zhizn' i tvorchestvo", in I. S. Klyuchnikov-Palantaii: stat'i, vospominaniia, dokumenty. Yoshkar-Ola (in Russian).

Zhenzhurist L. (2012) Stranitsy istorii muzykal'noi shkoly imeni I. S. Palantaya. 80 let professio-nal'nogo muzykal'nogo obrazovaniya v Respublike Marii El. 1931-2011. Yoshkar-Ola (in Russian).

Статья поступила в редакцию 21.09.2023

The article was submitted 21.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.