Научная статья на тему 'Церковно-историческая тематика на страницах епархиальной печати на примере газеты «Пермские епархиальные ведомости»'

Церковно-историческая тематика на страницах епархиальной печати на примере газеты «Пермские епархиальные ведомости» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
222
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Православная Российская Церковь / Пермская епархия / «Пермские епархиальные ведомости» / газета / епископ / священники / семинария / монастыри / приходы / церковная история / консистория / публикации / статьи / Russian Orthodox Church / Perm Diocese / Permskie eparkhialʹnye vedomosti / Perm Diocesan News / newspaper / bishop / priests / seminary / monasteries / parishes / church history / consistory / publications / articles

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алексей Николаевич Марченко

Статья посвящена проблеме появления и развития епархиальной церковной печати в России во второй половине XIX — начале ХХ вв. В центре внимания автора — газета «Пермские епархиальные ведомости», издававшаяся в Пермской епархии в период с 1867 по 1918 гг. В статье описана история создания газеты, ее органическая связь с административным аппаратом Пермской епархии и преподавательской корпорацией Пермской духовной семинарии, приводится перечень редакторов ее официального и неофициального отделов. В ходе исследования изучены публикации газеты церковно-исторического содержания, в результате чего был выявлен спектр основных тем и жанров, которые наиболее активно разрабатывались ее корреспондентами. Приводится перечень авторов — священно-, церковнослужителей и мирян, внесших наибольший вклад в изучение церковной истории Западного и Среднего Урала, указаны их основные работы, опубликованные на страницах епархиального печатного органа. Автор пришел к выводу, что обилие в провинциальной церковной прессе публикаций, посвященных церковной истории, церковной археологии и этнографии, библейской истории, истории мирового христианства, стали следствием растущего интереса образованной части церковного и светского общества к историческому прошлому своей страны и Православной Церкви. Публикации исторического содержания вызывали неподдельный интерес к церковной периодике и способствовали консолидации вокруг епархиального печатного органа местного духовенства и интеллигенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Church History Topics on the Pages of the Diocesan Press Based on the Example of the Newspaper Permskie eparkhialʹnye vedomosti (Perm Diocesan News)

The article discusses the problem of the emergence and development of the diocesan church press in Russia in the second half of the 19th — early 20th centuries. The author’s attention is focused on the newspaperPerm Diocesan News”, published in the Perm Diocese in the period from 1867 to 1918. The article describes the newspaper’s history and its relationship to the administration of the Perm Diocese and Perm Theological Seminary. It also provides a list of editors of its official and unofficial departments. This article engages an analysis of the newspaper publications with a church-historical content. As a result of this study, the author provides a spectrum of the main topics and genres that were most actively developed by correspondents. The article has list of authors – clergymen and laity – who made the greatest contribution to the study of the Western and Middle Urals church history and their main published works. The author came to the conclusion that a large number of publications in the provincial church press tackle church history, church archaeology and ethnography, Biblical history, and the history of Christianity. This is explained by the increased interest of the educated clergy and secular society in the historical past of their country and the Orthodox Church. Such publications aroused genuine interest in church periodicals and helped to consolidate the local clergy and intelligentsia around the Perm diocesan press.

Текст научной работы на тему «Церковно-историческая тематика на страницах епархиальной печати на примере газеты «Пермские епархиальные ведомости»»

ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 1 2021

Протоиерей Алексий Марченко

Церковно-историческая тематика на страницах епархиальной печати на примере газеты «Пермские епархиальные ведомости»

DOI 10.47132/1814-5574_2021_1_70

Аннотация: Статья посвящена проблеме появления и развития епархиальной церковной печати в России во второй половине XIX — начале ХХ вв. В центре внимания автора — газета «Пермские епархиальные ведомости», издававшаяся в Пермской епархии в период с 1867 по 1918 гг. В статье описана история создания газеты, ее органическая связь с административным аппаратом Пермской епархии и преподавательской корпорацией Пермской духовной семинарии, приводится перечень редакторов ее официального и неофициального отделов. В ходе исследования изучены публикации газеты церковно-исторического содержания, в результате чего был выявлен спектр основных тем и жанров, которые наиболее активно разрабатывались ее корреспондентами. Приводится перечень авторов — священно-, церковнослужителей и мирян, внесших наибольший вклад в изучение церковной истории Западного и Среднего Урала, указаны их основные работы, опубликованные на страницах епархиального печатного органа.

Автор пришел к выводу, что обилие в провинциальной церковной прессе публикаций, посвященных церковной истории, церковной археологии и этнографии, библейской истории, истории мирового христианства, стали следствием растущего интереса образованной части церковного и светского общества к историческому прошлому своей страны и Православной Церкви. Публикации исторического содержания вызывали неподдельный интерес к церковной периодике и способствовали консолидации вокруг епархиального печатного органа местного духовенства и интеллигенции.

Ключевые слова: Православная Российская Церковь, Пермская епархия, «Пермские епархиальные ведомости», газета, епископ, священники, семинария, монастыри, приходы, церковная история, консистория, публикации, статьи.

Об авторе: Протоиерей Алексей Николаевич Марченко

Доктор исторических наук, доктор церковной истории, доцент, начальник отдела докторантуры Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. Св. Кирилла и Мефодия, профессор ОЦАД. E-mail: priest.amarchenko@doctorantura.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9700-8073

Ссылка на статью: Марченко А. Н., прот. Церковно-историческая тематика на страницах епархиальной прессы по материалам газеты «Пермские епархиальные ведомости» // Христианское чтение. 2021. № 1. С. 70-80.

KHRISTIANSKOYE CHTENIYE [Christian Reading]

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 1 2021

Archpriest Alexey Marchenko

Church History Topics on the Pages of the Diocesan Press Based on the Example of the Newspaper Permskie eparkhialnye vedomosti (Perm Diocesan News)

DOI 10.47132/1814-5574_2021_1_70

Abstract: The article discusses the problem of the emergence and development of the diocesan church press in Russia in the second half of the 19th — early 20th centuries. The author's attention is focused on the newspaper "Perm Diocesan News", published in the Perm Diocese in the period from 1867 to 1918. The article describes the newspaper's history and its relationship to the administration of the Perm Diocese and Perm Theological Seminary. It also provides a list of editors of its official and unofficial departments.

This article engages an analysis of the newspaper publications with a church-historical content. As a result of this study, the author provides a spectrum of the main topics and genres that were most actively developed by correspondents. The article has list of authors - clergymen and laity - who made the greatest contribution to the study of the Western and Middle Urals church history and their main published works.

The author came to the conclusion that a large number of publications in the provincial church press tackle church history, church archaeology and ethnography, Biblical history, and the history of Christianity. This is explained by the increased interest of the educated clergy and secular society in the historical past of their country and the Orthodox Church. Such publications aroused genuine interest in church periodicals and helped to consolidate the local clergy and intelligentsia around the Perm diocesan press.

Keywords: Russian Orthodox Church, Perm Diocese, Permskie eparkhialnye vedomosti, Perm Diocesan News, newspaper, bishop, priests, seminary, monasteries, parishes, church history, consistory, publications, articles.

About the author. Archpriest Alexey Marchenko

Doctor of Historical Sciences, Doctor of Church History, Associate Professor, Head of the Doctoral

Studies Department and Professor of the Sts. Cyril and Methodius Institute of Postgraduate Studies

of the Russian Orthodox Church.

E-mail. priest.amarchenko@doctorantura.ru

ORCID. https://orcid.org/0000-0001-9700-8073

Article link. Marchenko A. N., archpriest. Church History Topics on the Pages of the Diocesan Press Based on the Example of the Newspaper Permskie eparkhialnye vedomosti (Perm Diocesan News). Khristianskoye Chtenie, 2021, no. 1, pp. 70-80.

В настоящее время, когда Русская Православная Церковь в своей деятельности активно пользуется возможностями современных средств коммуникации: социальными сетями, интернет-технологиями и другими информационными ресурсами, не теряет своей актуальности развитие традиционной церковной периодической печати. Большинство епархий имеет свой официальный печатный орган, периодические издания приходов и монастырей. Духовные учебные заведения издают целый ряд журналов и сборников научного характера, публикуя результаты исследовательской деятельности преподавателей и студентов. В связи с этим закономерный интерес исследователей, как церковных, так и светских, обращен к провинциальной церковной периодике, которая в дореволюционный период наравне с губернской периодической печатью участвовала в формировании социокультурного пространства российской провинции.

Появление церковной печати в России произошло в 1860-е гг. XIX в. Этот феномен неразрывно связан с эпохой Великих реформ императора Александра II, которые способствовали либерализации российского общества, проявлению невиданной прежде активности всех сословных групп Российской империи. Закономерно, что духовенство как наиболее образованное сословие, наряду с дворянством стояло в авангарде оживления общественной жизни и искало новых возможностей самовыражения и эффективных средств влияния на общество.

Ранее проблемы церковной жизни освещались в светской периодике. Однако столичная и губернская печать не могли в достаточной степени удовлетворить растущие духовные и интеллектуальные потребности образованной части паствы Православной Российской Церкви. В связи с этим монархическое государство решило предоставить Церкви возможность иметь собственные средства общественной коммуникации — церковные газеты, журналы и типографии, тем самым выразив огромное доверие к ней как к духовному институту и неотъемлемой части государственно-административного аппарата Российской империи. В 1860 г. свои епархиальные газеты появились в Херсонской, Ярославской, Вологодской, Виленской епархиях. Затем их опыт был распространен и на другие епархии.

Церковная периодическая печать выполняла сразу несколько важных функций. Прежде всего, местный церковный орган объединял служившее в епархии духовенство и играл роль посредника между священнослужителями и грамотной паствой. Активное участие клириков и мирян в работе епархиального издания способствовало сплочению представителей различных социальных групп на традиционной для России православной религиозно-культурной основе. Можно сказать, что «Епархиальные ведомости» в каждой губернии и епархии задавали тон взаимоотношений Православной Церкви и окружающего светского общества. В известной степени епархиальная пресса служила площадкой для общения Церкви с либерально-демократической и даже революционной интеллигентной средой, публикуя статьи авторов, чье мировоззрение находилось в рационалистической и материалистической плоскости. Таким образом, епархиальная печать помогала преодолеть социальное разделение и снизить градус враждебных настроений в российском обществе, что было необходимо в кризисных социально-политических условиях России второй половины XIX — начала XX вв. [Верещагин, 2013, 4, 17].

Имеющиеся специальные работы, посвященные изучению епархиальных печатных органов, в том числе К. Е. Нетужилова, А. Н. Кашеварова, Э. В. Летенкова, В. Ф. Лисюнина, Т. Н. Масальцевой и др., свидетельствуют о значительной степени разработки вопросов, связанных с тематикой зарождения и развития церковной периодики, ее роли в церковной и общественной жизни России [Кашеваров, 2004; Летенков, 2005; Лисюнин, 2004; Масальцева, 2017; Нетужилов, 2007]. Однако региональный аспект исследования, связанный с выявлением особенностей функционирования церковной печати в отдельных епархиях, далеко не исчерпан. В последнее время он также активно разрабатывался светскими и церковными историками в статейном и диссертационном формате [Буранок, 2007; Караваева, 2007; Кочмар, 2010; Степчен-ков, Балбышкин, 2010].

В настоящей работе мы ставим перед собой цель на основе анализа публикаций церковно-исторического содержания в газете «Пермские епархиальные ведомости» показать роль церковной периодики в духовной и культурной жизни российской провинции второй половины XIX — начала ХХ вв.

Инициатором создания печатного органа в Пермской епархии стал ректор Пермской духовной семинарии архим. Александр (Хованский), назначенный Святейшим Синодом на эту должность 15 июля 1866 г. В Саратовской епархии, где ранее служил архим. Александр, он получил опыт издания епархиальной газеты «Саратовские епархиальные ведомости» и стремился реализовать его на новом месте служения.

Архиепископ Пермский и Верхотурский Неофит (Соснин) благосклонно отнесся к этому начинанию и возбудил ходатайство перед Святейшим Синодом об учреждении епархиальной газеты «Пермские епархиальные ведомости». После получения синодального одобрения архим. Александр был назначен первым редактором нового церковного издания, сотрудниками газеты стали священник В. И. Огнев и преподаватель Пермской семинарии Михаил Иванович Капустин — родной брат начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архим. Антонина (Капустина). В обязанности последних входило написание материалов для выпускаемых номеров газеты [Масаль-цева, 2017, 59].

Первый номер «Пермских епархиальных ведомостей» вышел 10 мая 1867 г. В передовой статье «Несколько слов о нашем издании» члены редакции обозначили главную цель выпуска газеты — «возбуждать, поддерживать и закреплять братскую, духовную связь между местным епархиальным духовенством» и выражали надежду на сотрудничество с местным образованным сообществом (Несколько слов, 1867, 1).

Постоянное издание газеты продолжалось до 1918 г. Она выходила отдельными номерами по 16-20 листов, которые объединялись в годовые тома объемом от 500 до 900 страниц [Мельчакова, 2003, 72]. Нумерация страниц в ПЕВ была сквозная круглогодичная. По замечанию Т. Н. Масальцевой, газета больше походила на журнал, так как имела довольно большой формат — 15х25 см [Масальцева, 2017, 59].

Наряду с газетой «Пермские губернские ведомости» (далее — «ПГВ»), выходившей с 1838 г. [Пигалева, 2007, 163], «Пермские епархиальные ведомости» (далее — «ПЕВ») являлись наиболее популярной и значимой провинциальной газетой в Пермской губернии. «Епархиальные ведомости» в разное время тиражировались от нескольких сотен до нескольких тысяч экземпляров и распространялись в обязательном порядке по храмам и монастырям обширной Пермской епархии, расположенной на территории 14 уездов Пермской губернии (современная территория Пермского края, Свердловской области, частично Челябинской и Курганской областей. — прот. А.М.). Периодичность выхода в свет «ПЕВ» в разное время колебалась от двух до четырех раз в месяц. Стоимость подписки на год составляла 5 рублей.

«Пермские епархиальные ведомости» печатались в преимущественно в частных типографиях: Поповой, Никифоровой, купца-пароходщика П. Ф. Каменского. С конца 1890-х гг. Пермская епархия использовала мощности государственной типографии Пермского губернского правления.

Редакция газеты находилась при разных церковных учреждениях, время от времени меняя свое расположение: в Пермской духовной семинарии, Пермской духовной консистории. Последним местом размещения редакции — с 1892 по 1918 гг. (за исключением нескольких лет) — была часовня свт. Стефана в Перми, где находилось епархиальное Братство св. Стефана Пермского [Мельчакова, 2003, 71].

По образцу «Губернских ведомостей» церковная газета «ПЕВ» имела два отдела: официальный и неофициальный. В официальном отделе публиковались документы государственной и церковной власти — манифесты, именные указы; определения и распоряжения Святейшего Синода, общие для всех епархий; доводились до сведения духовенства распоряжения местного епархиального начальства; печатались отчеты официальных епархиальных учреждений и лиц, касающиеся положения церквей, духовенства, верующего народа, организаций и учебных заведений.

Неофициальный отдел газеты публиковал материалы, тесно связанные с церковной жизнью края и повседневной пастырской деятельностью духовенства. Тематика публикаций неофициальной части «ПЕВ» была многогранна и разнообразна. Здесь публиковались поздравления с церковными торжествами и праздниками, приветственные слова и проповеди епархиального архиерея, проповеди выдающихся священников епархии, стихи, литературные и публицистические сочинения духовенства и мирян, объявления и некрологи на смерть почивших священнослужителей и т. д.

Долгое время редакторами «Пермских епархиальных ведомостей», по воле епархиального начальства, в основном становились священнослужители Пермской епархии. Среди них — ректор Пермской духовной семинарии архим. Иероним (Лаговский; 1868-1879), протоиерей Спасо-Преображенского кафедрального собора и благочинный Градо-Пермских церквей Александр Луканин (1880-1889), ректор семинарии прот. Константин Добронравов (1897-1904). Исключением был преподаватель семинарии Константин Иванович Любимов, дважды назначавшийся на должность редактора (1891-1893 и 1905-1913).

Однако после реформы издания в 1894 г. редакторами назначались преимущественно миряне. С этого времени должность редактора официального отдела исполнялась секретарями Пермской духовной консистории. Ее занимали Александр Светлов (1894-1898) и Петр Зеленов (1998-1918). Неофициальный отдел редактировался преподавателями Пермской духовной семинарии, среди которых были миссионер-проповедник Николай Иванович Колосов (1914-1918) и историк Василий Сергеевич Верхоланцев (1913-1915).

«Пермские епархиальные ведомости» с интересом читались местным духовенством, а неофициальный отдел, наиболее популярный, священники назвали «домашним» [Мельчакова, 2003, 72]. Клирики не только знакомились с материалами «ПЕВ», но и сами активно принимали участие в издании газеты, публикуя собственные материалы. За весь период существования «ПЕВ» авторскими публикациями отметились более 60 священно- и церковнослужителей Пермской епархии и около 30 мирян, в основном из числа преподавателей Пермской духовной семинарии [Шумилов, 2017, 213-215; Шумилов, 2014, 159-176].

«Пермские епархиальные ведомости» содержат большое количество статей цер-ковно-исторического, историко-краеведческого, церковно-археологического и этнографического характера [Вяткин, 2003, 68-70].

Пермский церковный историк-краевед свящ. Яков Шестаков в своем библиографическом каталоге статей исторического содержания, опубликованных в «Пермских епархиальных ведомостях» в 1867-1915 гг., насчитывал 559 публикаций, касающихся истории Вятского и Пермского края. В период с 1867 по 1893 гг. было сделано 132 такие публикации, с 1894 по 1902 гг. — 132 публикации, с 1903 по 1915 гг. — 295 публикаций, в среднем от 20 до 30 публикаций ежегодно [Шестаков, 1915, 1-37].

Рост количества публикаций церковно-исторического содержания в начале ХХ в. вполне объясним усилением интереса населения к истории Пермского края, а также ростом образовательного и интеллектуального уровня общества и пермского духовенства в этот период.

В газете «ПЕВ» публиковались летописи городов и приходов Пермской епархии. В 1880 г. была напечатана летопись губернского города Перми, составленная священником Градо-Пермского Петро-Павловского собора Гавриилом Сапожниковым (Сапожников, 1880, 402, 456, 482, 549, 560). В 1881 г. была опубликована летопись Перми, написанная преподавателем Пермской мужской гимназии Ф. А. Прядильщиковым (Прядильщиков, 1881, 249). Обе летописи являются ценнейшим источником, содержащим сведения о периоде становления города как губернского и епархиального центра в конце XVIII — начале XIX вв. Обе летописи содержат описание деятельности первых епископов Пермских и Екатеринбургских, подробную хронику визита в Пермь императора Александра I в 1824 г.

Большую научную ценность имеют церковно-исторические описания и летописи уездных городов Пермской губернии. Интересным документальным произведением является летопись г. Кунгура, составленная Н. Пиликиным (Пиликин, 1882, 301). По-настоящему фундаментальным исследованием стало церковно-историческое и археологическое описание г. Соликамска, составленное в 1882 г. свящ. Александром Луканиным (Луканин А., 1882, 49, 65, 75, 131, 155, 173, 189, 205, 253, 261, 280, 296, 453, 470, 489, 501, 517, 526). В работах этих авторов содержатся ценные сведения об истории создания храмов и монастырей, чтимых иконах, крестных ходах, церковных празднествах этих старинных русских городов Перми Великой.

Регулярно в «ПЕВ» печатались исторические описания отдельных храмов, летописи городских и сельских приходов, авторами которых становились служащие там клирики Пермской епархии (Материалы для истории Свято-Троицкого храма, 1886, 201, 211, 431, 448, 473, 489, 505, 579, 591; Удинцев, 1884, 243; Старицын, 1869, 297; Зубарев, 1869, 93, 119; Кузовников, 1869, 263, 287). Такие публикации способствовали пробуждению интереса местного населения, особенно его образованной части, к церковной микроистории. На страницах церковных летописей и описаний можно найти немало интересных сведений о строителях церквей, архитекторах, благотворителях, священнослужителях, церковных старостах, внесших свой вклад в строительство того или иного храма, в развитие его приходской жизни.

С первых лет существования издания важнейшей темой «Пермских епархиальных ведомостей» стало изучение истории монастырей Пермской епархии. Интерес к написанию истории монашества на Урале объясним огромной исторической ролью монастырей в распространения христианства на Урале и в Сибири, наличием в Пермской епархии целого ряда древних монастырей, как функционирующих, так и упраздненных: Чердынского Иоанно-Богословского, Троицкого Соликамского, Свято-Николаевского Верхотурского, Далматовского и др. (Остроумов, 1891а, 345; Плотников, 1869, 17, 43, 67; Словцов, 1869-1870, 585, 611; 623; Токмаков, 1882, 313, 320).

Особое место в церковной истории Пермского края занимает Пыскорский Ставро-пигиальный мужской Спасо-Преображенский монастырь, построенный в XVI в. именитыми людьми — крупными вотчинниками, солепромышленниками Строгановыми. В XVIII в., в период правления императрицы Екатерины II, некогда богатый Пыскор-ский монастырь был доведен до разорения и упразднения, а впоследствии, после 1781 г., был переведен в новый губернский город Пермь. В разные годы замечательными публикациями в «ПЕВ» на тему «пыскорских древностей» отметились свящ. Ипполит Словцов, преподаватель Пермской семинарии М. И. Капустин и Н. Е. Краснов (Краснов, 1915, 124, 157, 196, 236; М. К., 1868, 663, 712, 774, 806, 836; Словцов, 1867, 203, 209, 217, 233, 343, 389, 408, 427, 439).

Довольно распространенный вид публикаций церковно-исторического содержания — статьи священнослужителей о своих епархиальных архиереях, написанные в жанре биографий, воспоминаний и некрологов. За всю историю издания «ПЕВ» Пермскую епархию возглавляли 12 епископов, носивших титулы «Пермский и Екатеринбургский» (1799-1833), «Пермский и Верхотурский» (1833-1885), «Пермский и Соликамский» (1885-1916), «Пермский и Кунгурский» (1916-1918). Воспоминания клириков изобилуют интереснейшими подробностями о личной жизни и церковном служении преосвященных. В них, кроме биографических сведений, нашли свое отражение черты характера епископов, их труды по управлению епархией, отношение архипастырей к богослужению и церковному проповедничеству, а также яркие эпизоды епархиальной жизни в период их служения на Пермской кафедре. Немаловажна для церковного историка субъективная авторская оценка священниками не только заслуг, достоинств, но и недостатков своих епархиальных архиереев (М. К., 1867, 64; Остроумов, 1891б, 94; Словцов, 1871, 536, 547; Ярушин, 1883, 27).

Гораздо реже на страницах епархиальной печати публиковались материалы, посвященные государственной истории России. Чаще всего это происходило тогда, когда сюжет из отечественной истории близко соприкасался с историей церковной.

Например, в 1880 г. несколько номеров «ПЕВ» были посвящены ссылке в 1601 г. в деревню Ныробку, недалеко от древней Чердыни, по приказу царя Бориса Годунова, опального боярина Михаила Никитича Романова (Дмитриев, 1888, 49; Попов, 1880, 49, 59, 71, 83, 185, 193, 200, 229, 245, 309, 317). Этот исторический персонаж пользовался широким почитанием православного населения Пермской губернии. Верующие чтили «ныробского страдальца» Михаила Никитича как христианского мученика, по молитвам которого совершаются чудеса исцеления.

Как было указано ранее, газета «Пермские епархиальные ведомости» на протяжении всей своей истории была связана тесными узами с Пермской духовной семинарией. Именно поэтому истории пермской духовной школы, открытой почти одновременно с самостоятельной Пермской епархией в 1800 г., на страницах епархиальной газеты уделялось самое пристальное внимание. Среди материалов по истории Пермской духовной семинарии официального характера можно встретить указы о приеме и увольнении из семинарии преподавателей и студентов, публикации списков учащихся и служащих, малоимущих семинаристов, постановления семинарского правления.

Однако наибольший интерес для церковного историка представляют авторские работы по истории Пермской духовной семинарии, написанные ее ректорами, преподавателями и выпускниками. Крупнейшим историческим сочинением, посвященным Пермской семинарии и опубликованным в «ПЕВ», стал трехтомный труд ректора и одновременно редактора газеты прот. Иоанна Лаговского (впоследствии архим. Иеронима). Непреходящая ценность этой работы видится в том, что свое историческое повествование о. Иероним вел на основе имевшегося в его распоряжении богатейшего документального архива семинарии, почти полностью утраченного в годы революции и Гражданской войны (Лаговский, 1867-1876, 1867,11, 37, 227, 239, 255, 286, 299, 315, 337, 357, 457, 475, 497, 517, 567; 1868, 269, 355, 359, 633, 649; 1869, 55, 81, 95, 117, 195, 226, 233, 243, 255, 269, 283, 299, 309, 315, 321, 339, 473, 513, 531, 569, 583; 1870, 57, 69, 367, 385, 411, 556; 1871, 77, 85, 95, 109, 189, 247, 267, 281, 413, 471; 1872, 1, 19, 25; 1873, 165, 177, 191, 283, 337, 363, 379, 405, 413, 425, 437, 451, 465, 475, 489, 501; 1874, 11, 49, 81, 91, 103, 113, 127, 144, 157, 177, 185, 222, 247, 271, 283, 291, 303, 313, 319, 333, 353, 367, 396, 413, 455; .1875, 33, 75, 87, 97, 135, 147, 183, 195, 201, 209, 229, 239, 247, 255, 283, 293, 299, 313, 335, 338, 351, 371, 399, 420, 428, 453, 460, 599, 1876, 184). К столетию Пермской духовной семинарии — в 1900-1901 гг. — на страницах «ПЕВ» также вышло немало интересных статей и других публикаций (Н. И., 1900, 100; Новиков, 1901, 199, 215, 249, 263, 274, 327, 337, 372).

Особой темой публикаций церковно-исторического и археологического характера в неофициальном отделе «Пермских епархиальных ведомостей» стала Святая Земля. В некоторой степени появление статей, посвященных истории библейского региона, было связано с деятельностью начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архим. Антонина (Капустина) — уроженца Пермской губернии. Известно, что о. Антонин не забывал свою малую родину и поддерживал связь с родственниками: дядей епископом Екатеринбургским Ионой (Капустиным) и братом Михаилом Ивановичем Капустиным — сотрудником епархиальной газеты, снабжая их свежими новостями со Святой Земли.

Однако в большей степени интерес издателей и читателей «ПЕВ» обусловлен развитием православного паломничества к святыням православного Востока в последней четверти XIX в. Автором целого ряда публикаций в «ПЕВ» на эту тему стал уполномоченный Императорского Православного Палестинского общества по Пермской губернии (1882-1885), а затем и в Иерусалиме (1885-1889) Д. Д. Смышляев — выдающийся пермский историк-краевед, публицист и общественный деятель. Многолетнее плодотворное сотрудничество Д. Д. Смышляева с епархиальной газетой является ярким и весьма редким примером идейного сближения Православной Российской Церкви и провинциальной либеральной интеллигенции (Смышляев, 1882а; Смышляев, 1882б; Смышляев, 1891, 165, 186, 236; Мунк, 1878; Мунк, 1878-1880).

Крупнейшим церковно-историческим направлением в тематическом диапазоне «Пермских епархиальных ведомостей» была история появления и развития в Пермской губернии старообрядческого раскола и борьбы с ним Православной Церкви и государства. Исторически сложилось, что значительной частью (до 20% населения) Пермской губернии являлись старообрядцы различных согласий. В связи с этим тема борьбы с расколом буквально не сходила со страниц епархиальной печати весь период существования газеты. Свои авторские материалы, посвященные истории и практике борьбы с расколом, на страницах «Епархиальных ведомостей» публиковали священники — члены «Пермской епархиальной противораскольнической миссии», сотрудники — миссионеры епархиального братства св. Стефана Пермского, преподаватели миссионерских дисциплин Пермской семинарии, бывшие старообрядцы, обращенные в православие (Коронин, 1884, 125, 140; Луканин А., 1868, 223, 346, 277, 343, 410, 434, 485, 535, 573, 641, 759, 767, 797, 817, 829; Кычигин, 1891, 91; Словцов, 1874, 211, 221, 233, 243, 291, 301, 308, 319, 329; Луканин С., 1893-1894, 1893, 326; Луканин С., 1893; Материалы для истории Пермской миссии, 1877-1878, 1883-1884, 1877, 133, 171, 221, 231, 249, 255, 273, 277, 287, 295, 335, 345, 348; 1878, 63, 123, 101; 1883, 519, 541, 554, 565, 575; 1884, 48, 64, 94, 104, 126, 136).

К сожалению, в рамках данной статьи мы не имеем возможности осветить все разнообразие тем и жанров публикаций церковно-исторического содержания, которые находили свое место на страницах епархиальной печати. За пределами нашего исследования остались такие важные рубрики, как история народно-церковного образования и педагогики, миссионерской деятельности среди нерусского населения, опыт исторического описания отдельных местночтимых святынь, епархиальных праздников и юбилейных торжеств. Заслуживает внимания история церковной благотворительности и других направлений социальной деятельности Православной Российской Церкви. Многочисленность публикаций церковно-исторического содержания в газете «Пермские епархиальные ведомости» за 1868-1918 гг., их тематическое разнообразие и высокий уровень авторского мастерства позволяют заключить, что церковно-исторический блок занимал особое место в жизни епархиального органа печати. Его наличие делало газету по-настоящему интересной, живой и содержательной, что способствовало привлечению внимания и расширению читательской аудитории. Статьи публицистического характера и целые научные труды по истории Пермской епархии, написанные образованными священнослужителями и опубликованные на страницах «Пермских епархиальных ведомостей», свидетельствуют о растущем интересе духовного сословия и всего образованного общества Пермской губернии исследуемого периода к истории христианства, истории Православной Церкви в России и локальной церковной истории Пермского края.

Необходимо заключить, что затронутая нами тема далеко не полностью освещена, дальнейшее исследование материалов епархиальной церковной печати имеет большие перспективы. Существовавшие почти в каждой губернии «Епархиальные ведомости» имеют огромное значение для современной церковно-исторической науки как уникальный источник, наиболее полно и разносторонне раскрывающий жизнь Православной Российской Церкви на завершающем этапе Синодального периода (1860-е — 1917). В силу своей специфики, разносторонней направленности и высочайшей информативности, материалы епархиальной печати становятся неотъемлемой частью любого современного церковно-исторического исследования, так как позволяют в значительной степени компенсировать нехватку архивных сведений, возникшую вследствие гибели значительной части массивов документации церковного происхождения.

Источники и литература

Источники

1. Дмитриев (1888) — Дмитриев А. А. Новоспасский монастырь в Москве, как усыпальница бояр Романовых и в числе их Ныробского узника Михаила Никитича Романова // ПЕВ. 1888.

2. Зубарев (1869) — Зубарев Ф., свящ. Екатеринбургский Благовещенский собор // ПЕВ. 1869.

3. Коронин (1884) — Коронин И., свящ. Состояние раскола в Городищенском приходе, Соликамского уезда // ПЕВ. 1884.

4. Краснов (1915) — КрасновН. Е. Пыскорский ставропигиальный монастырь // ПЕВ. 1915.

5. Кузовников (1869) — Кузовников А., свящ. Градо-Ирбитская Сретенская церковь // ПЕВ. 1869.

6. Кычигин (1891) — Кычигин А. Несколько слов по поводу усиления раскола в Дмитриевской волости, Соликамскаго уезда // ПЕВ. 1891.

7. Лаговский (1867, 1870-1876) — Лаговский И., прот. Открытие Пермской семинарии и история ее до и после преобразований, бывших в 1818 и 1840 годах // ПЕВ. 1867, 1870-1876.

8. Луканин А. (1868) — Луканин А., прот. Беспоповцы поморского толка, в Оханском уезде // ПЕВ. 1868.

9. Луканин А. (1882) — Луканин. А., свящ. Церковно-историческое и археологическое описание г. Соликамска // ПЕВ. 1882.

10. Луканин С. (1893) — Луканин С., свящ. Торжество православия среди старообрядчества в Пермской епархии // ПЕВ. 1893.

11. Луканин С. (1893-1894) — Луканин С., прот. Торжественные Архиерейские служения на Белой горе в связи с возникающим там православным миссионерским монастырем и обращение старообрядца Коноплева // ПЕВ. 1893-1894.

12. М. К. (1867) — М. К. [Михаил Капустин]. Преосвященный Иона, бывший епископ Екатеринбургский // ПЕВ. 1867.

13. М. К. (1868) — М.К. [Михаил Капустин]. Из Пыскора (письма к редактору) // ПЕВ. 1868.

14. Материалы для истории Пермской миссии (1877-1878, 1883-1884) — Материалы для истории Пермской миссии // ПЕВ. 1877-1878, 1883-1884.

15. Материалы для истории Свято-Троицкого храма (1886) — Материалы для церковной летописи православного Свято-Троицкого храма и прихода в Югокнауфском заводе // ПЕВ. 1886.

16. Мунк (1878) — Мунк С. География Палестины / Пер. с фр. Д. Д. Смышляева // ПЕВ. 1878. № 10, 13-21, 24-26, 28-34 (8, 29 марта, 5, 12, 15, 19, 26 апреля, 3, 10, 17, 24 мая, 14, 21, 28 июня, 12, 19, 26 июля, 2, 9, 16, 23 августа).

17. Мунк (1878-1880) — Мунк С. Еврейские древности / Пер. с фр. Д. Д. Смышляева // ПЕВ. 1978. №№ 50-51 (13, 20 декабря); 1879. №№ 4-7, 12, 14-16, 19-20, 23, 24, 26, 27, 37-40, 42-44, 46-52 (24, 31 января, 7, 14 февраля, 21 марта, 4, 11, 18 апреля, 9, 16 мая, 6, 13, 27 июня, 4 июля, 12, 19, 26 сентября, 3, 17, 24, 31 октября, 14, 21, 28 ноября, 5, 12, 19, 26 декабря); 1880. №№ 2, 3, 11-13 (9, 16 января, 12, 19, 26 марта).

18. Н. И. (1900) — Н.И. Столетний юбилей Пермской духовной семинарии // ПЕВ. 1900.

19. Несколько слов (1867) — Несколько слов о нашем издании // ПЕВ. 1867.

20. Новиков (1901) — Новиков Н. Историческая записка о Пермской духовной семинарии // ПЕВ. 1901.

21. Остроумов (1891а) — Остроумов Г., прот. Открытие Иоанно-Предтеченской общины в с. Красном, вблизи г. Соликамска // ПЕВ. 1891.

22. Остроумов (1891б) — Остроумов Г., прот. По поводу кончины Преосвященнаго Ефрема, епископа Пермского // ПЕВ. 1891.

23. Пиликин (1882) — Пиликин Н. Краткая летопись города Кунгура // ПЕВ. 1882.

24. Плотников (1869) — Плотников Г., прот. Очерк бедствий Далматовского монастыря с 1644 по 1742 гг. // ПЕВ. 1869.

25. Попов (1880) — Попов В., диак. Боярин Михаил Никитич Романов // ПЕВ. 1880.

26. Прядильщиков (1881) — Прядильщиков Ф.А. Преосвященный Иннокентий, епископ Волынский // ПЕВ.1881.

27. Сапожников (1880) — Сапожников Г., свящ. Летописец Пермского Петропавловского собора // ПЕВ. 1880.

28. Словцов (1867) — Словцов И., свящ. Пыскорский Преображенский ставропигиаль-ный второклассный монастырь и Пыскорский Введенский, подгорный девичий монастырь // ПЕВ. 1867.

29. Словцов (1869-1870) — Словцов И. Соликамско-Истобенский, Свято-Троицкий третьеклассный мужской монастырь // ПЕВ. 1869-1870.

30. Словцов (1871) — Словцов И., свящ. Из воспоминаний о преосвященном Аркадии // ПЕВ. 1871.

31. Словцов (1874) — Словцов И., свящ. Преосвященный Аркадий как деятель по обращению раскольников Пермской епархии в недра Православной Церкви // ПЕВ. 1874.

32. Смышляев (1882а) — СмышляевД.Д. Православное Палестинское Общество // ПЕВ. 1882. № 11. (17 марта).

33. Смышляев (1882б) — СмышляевД.Д. Религиозная пропаганда в Палестине // ПГВ. 1882. №№ 24-25. (24, 27 марта); ПЕВ. 1882. №46 (17 ноября).

34. Смышляев (1884) — СмышляевД. Д. Тивериадское озеро и его фауна // ПЕВ. 1884. № 17 (28 апреля).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Смышляев (1891) — Смышляев Д. Д. Воспоминание о Востоке // ПЕВ. 1891.

36. Старицын (1869) — Старицын Н., свящ. Кунгурский Благовещенский собор // ПЕВ. 1869.

37. Токмаков (1882) — Токмаков Н. Материалы для церковно-археологического описания прежних монастырей Пермской епархии // ПЕВ. 1882.

38. Удинцев (1884) — Удинцев В., свящ. К истории Пермского кафедрального собора // ПЕВ. 1884.

39. Ярушин (1883) — Ярушин П., прот. Преосвященный Вассиан, епископ Пермский и Верхотурский // ПЕВ. 1883.

Литература

40. Буранок (2007) — Буранок А. О. Русско-японская война на страницах «Самарских епархиальных ведомостей» // Знание. Понимание. Умение. 2007. № 4. С. 79-86.

41. Верещагин (2013) — Верещагин И. Ф. Церковно-епархиальная периодическая печать в общественной жизни Российской провинции во второй половине ХХ — начале ХХ веков (по материалам Европейского севера России). Автореферат дис. ... канд. ист. наук. Архангельск, 2013.

42. Вяткин (2003) — Вяткин В. В. Церковная тематика в пермской периодике конца ХК — начала ХХ вв. // Периодическая печать в Пермской области. История и современность: сб. науч. статей. Пермь, 2003. С. 68-70.

43. Караваева (2007) — Караваева Е. В. «Томские епархиальные ведомости» как источник по истории формирования санитарной культуры в Томской губ. // Макарьевские чтения: материалы VI Междунар. конф. / Отв. ред. В. Г. Бабин. Горно-Алтайск, 2007. С. 95-107.

44. Кашеваров (2004) — Кашеваров А. Н. Печать Русской Православной Церкви в XX веке: очерки истории. СПб., 2004.

45. Кочмар (2010) — Кочмар В. С. Епархиальные ведомости как источник изучения православия Юга Украины // Вестник Одесского национального университета. 2010. Т. 15. Вып. 21. С. 44-54.

46. Летенков (2005) — ЛетенковЭ.В. Губернские, областные, войсковые, епархиальные ведомости. 1838-1917. СПб., 2005.

47. Лисюнин (2004) — Лисюнин В. Ф. Церковная пресса и ее влияние на общество (вторая половина XIX — начало XX вв.) // Макарьевские чтения: материалы III Междунар. конф. Горно-Алтайск, 2004. С. 106-121.

48. Масальцева (2017) — Масальцева Т.Н. История Отечественной журналистики: периодическая печать Пермской губернии XIX — начала XX вв. Пермь, 2017.

49. Мельчакова (2003) — МельчаковаО. А. «Пермские епархиальные ведомости»обзор издания за 1869-1918гг.) // Периодическая печать в Пермской области. История и современность: сб. науч. статей. Пермь, 2003. С. 71-78.

50. Нетужилов (2007) — Нетужилов К.Е. Церковная периодическая печать в России XIX столетия. СПб., 2007.

51. Пигалева (2007) — Пигалева С. В. Газета «Пермские губернские ведомости» как источник по изучению Пермского края // Смышляевские чтения. Материалы десятой научно-практической конференции 31 мая 2007 года. Пермь, 2007.

52. Степченков, Балбышкин (2010) — СтепченковЛ. Л., Балбышкин Ю. А. Газета «Смоленские епархиальные ведомости» и ее редакторы // Вестник церковной истории. 2010. № 1-2 (17-18). С. 314-320.

53. Шестаков (1915) — Шестаков И., свящ. Указатель статей по истории, археологии и этнографии, помещенных в «Пермских Епархиальных Ведомостях» со времени их выхода по август 1915 года (Источники и пособия по изучению Пермского края). Сарапул, 1915.

54. Шумилов (2017) — ШумиловЕ. Н. Авторы «Пермских епархиальных ведомостей» // Пермский сборник. Кн. 4. Пермь, 2017. С. 213-215.

55. Шумилов (2014) — Шумилов Е.Н. Лица духовного звания и происхождения — литераторы Пермского края // Вестник Смышляевских чтений. Вып. 6. Пермь, 2014. С. 159-176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.