Научная статья на тему 'Церковно-государственные отношения в Византии в эпоху первого периода иконоборчества'

Церковно-государственные отношения в Византии в эпоху первого периода иконоборчества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
538
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Потапов И. Л.

В работе показывается динамика отношений Церкви и власти в Византии VIII в. Исследуется роль и влияние монофизитства на иконоборчество Исаврийской династии византийских императоров, а также противоречие между популярностью императоров-иконоборцев, как полководцев в кругах военной знати и непопулярностью их церковных реформ. Прослеживается перерастание ситуации в затяжной внутрицерковный и внутригосударственный конфликт. В связи с этим выявляются внешние и внутренние причины иконоборчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Церковно-государственные отношения в Византии в эпоху первого периода иконоборчества»

Необходимо отметить знаменательный и малоизвестный факт - у казаков былевой Парад Победы в городе Ростове-на-Дону 14 октября 1945 г.

Список литературы:

1. Пятницкий В. Казаки в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. - М.: Яуза; Эксмо, 2007.

2. Исаев А.В. Десять мифов Второй мировой. - М.: Эксмо; Яуза, 2004.

ЦЕРКОВНО-ГОСХЦАРСТВЕННЫЕ отношения В ВИЗАНТИН В ЭПОХУ ПЕРВОГО ПЕРИОДА ИКОНОБОРЧЕСТВА

© Потапов И.Л.*

Санкт-Петербургская православная духовная академия, г. Санкт-Петербург

В работе показывается динамика отношений Церкви и власти в Византии VIII в. Исследуется роль и влияние монофизитства на иконоборчество Исаврийской династии византийских императоров, а также противоречие между попупярностью императоров-иконоборцев, как полководцев в кругах военной знати и непопупярностью их церковных реформ. Прослеживается перерастание ситуации в затяжной внутри-церковный и внутригосударственный конфликт. В связи с этим выявляются внешние и внутренние причины иконоборчества.

В VIII в. заканчиваются догматические споры христологического характера. Но когда отдельные нападки на тот или иной аспект учения о Бо-говоплощении были отражены, тогда началось наступление на православное учение в целом. Именно в это время появляется одна из самых опасных ересей - иконоборчество УТИХ вв. «Иконоборчеству предшествовали еретические движения рубежа 7-8 вв. (достигшие особой остроты в Армении и Фригии), в которых протест против господствующей церкви проявлялся также и в отказе от почитания икон» [11].

1. Внутренние причины иконоборчества

Многие исторические источники этого периода принадлежат перу иконопочитателей. Это такие историки, как: Феофан Исповедник, патриарх Никифор, Георгий Амартол, Лев Грамматик. В защиту же иконоборцев выступает греческий историк XIX в. Папарригопуло, Он считает, что «это было прогрессивным движением» [1, с. 188-192].

* Библейское отделение. Научный руководитель: профессор кафедры Церковно-практических дисциплин А.Н. Федоров.

Некоторые историки, например Л. А. Успенский, считают, что поводом к развитию иконоборчества были те злоупотребления, которые искажали почитание святых икон. «Почитание икон верующими понималось иногда слишком буквально: почитали не столько изображенное лицо, сколько самый предмет» [10, с. 73]. Однако, с другой стороны «вопрос об изображениях был спорным в Церкви с самого начала христианства, поэтому нельзя сказать, что основными виновниками иконоборческой ереси являлись императоры» [4, с. 522], - пишет А. Дворкин.

Новую грань в теме иконоборчества мы обнаруживаем, рассматривая его как следствие борьбы между последователями халкидонского ороса (православными иконопочитателями) и монофизитами (отрицающими иконопочитание). «К началу VI в. иконоборческие позиции усилились из-за распространения в византийской империи монофизитов. Лидер моно-физитов Севир Антиохийский отрицал не только иконы Христа, Богородицы, святых, но даже и изображение Святого Духа в виде голубя» [15, с. 576]. Очевидно и императоры Исаврийской династии, будучи иконоборцами, имели похожие взгляды. «Как и у всех православных народов, иконы у армян, конечно же были, но проблема иконопочитания у них возникла несколько раньше, нежели в Византии, как следствие борьбы с Халкидон-ским Собором и его постановлениями, и была по-своему решена еще в VI в., когда католикос-монофизит Моисей II (574-604 гг.) запретил принимать от греков иконы, книги и святые мощи, ибо тогда возобладало мнение, что поклонение иконам отдает духом несторианства, как поклонение человеческой плоти» [14]. Конечно не все иконоборцы были монофизитами, однако, по мнению церковного историка А.Г. Лебедева: «Можно положительно утверждать, что иконоборцев до времени иконоборства (в VIII в.) было много, и что они представляли собой силу, которой считала себя вправе опасаться сама церковь» [6, с. 142]. Поэтому политические и даже межэтнические причины иконоборчества (разделение ме^ду армянами-халкидонитами и армянами-монофизитами) являлись только видимой частью давно назревших более глубоких - богословских причин. По нашему мнению, важнейшей из причин, как бы «питательной средой» для возникновения иконоборческих сомнений и споров, явилось отсутствие ясно выраженного Церковью догмата об иконопочитании.

Говоря о политических причинах иконоборчества, надо вспомнить, что борьба с иконами, особенно для Константина V, была предлогом для для уничтожения православных монастырей - носителей идей Халкидона и православного иконопочитания. Однако эта идея последовательно проводилась всеми императорами-исаврийцами. Почему так происходило? «В кодификационном правовом сборнике «Эклога» (Лев III) обосновал легитимность своей законодательной инициативы фактом собственного воцарения, в чем видел признание Господом его любви к Богу. Обязанностью

императора он считал, ссылаясь на апостола Петра (I Петр. 5:2), пасти «Божие стадо» во имя правосудия. Законодательная деятельность императора в целом (без конкретизации сфер законотворчества) получила таким образом квазицерковное обоснование, не исключающее правомочности вмешательства императора в дела Церкви» [9, с. 172]. Еще более открыто распространял ересь Константин V. «Под влиянием покровительства Константина сирийцам и армянам, придерживавшихся павликианства, в европейской части империи усилился восточный элемент (вообще влиятельный при иконоборческих императорах)» [13]. При этом, «хотя греческий язык и доминировал в Малой Азии как средство общения, греки не составляли здесь большинства, особенно в Каппадокии. Наиболее многочисленными были здесь армяне, в том числе в войсках империи и в их командном составе» [16]. Ересь иконоборчества была популярна в армии. Очевидно и там господствовали монофизитские взгляды. Эту гипотезу доказывает тот факт, что Лев III считал себя первосвященником, а Константин Копроним - тринадцатым апостолом. Так можно было утверждать только одержав победу над язычниками в своей стране (объявив таковыми православных халкидонитов-иконопочитателей). А это стало возможным, только при поддержке монофизитски настроенных войска и священства, а также исаврийского окружения императоров. Надо учесть, что в это время большую роль во внутренней политики Византии играли феодальные семьи. «Процесс образования «квазифеодальных семей» или квазиаристократиче-ских семей земельных собственников, которые осуществляли квазифео-дальный контроль над фемными войсками, начинается с У-У! вв. и достигает своего пика в ГХ-Х вв. в Малой Азии (Анатолии). При этом, как отмечает К. Туманов, эти «квазифеодальные семьи» имели преимущественно армянское происхождение» [14]. То есть Исаврийская династия, не только боролась с иконопочитателями, но и благоприятствовала монофизитским лидерам в их иконоборчестве, чтобы с их помощью укрепить свой трон. Кроме того монофизиты имели большое влияние в церковной иерархии. «После Халкидонского Собора в 451 г., армяне, не приняв его постановления, тем не менее, возглавляли Константинопольскую Православную (Ортодоксальную) Церковь» [16]. Возможно, монофизиты для борьбы с православием использовали иконоборчество в виде церковной реформы для прикрытия своей антицерковной политики. В начале VIII в. начинается формирование иконоборческой иерархии под руководством императора. Иконопо-читателя патриарха Германа заменили единомышленником Льва III - Ана-стасием. Между тем, Исавр осознавал, что его Эдикту не хватает церковной санкции. Такую санкцию на отмену иконопочитания дал в 730 г. честолюбивый Анастасий патриарх Константинопольский, который «подписал эдикт против почитания икон. Этот эдикт стал первым иконоборческим документом, изданным не только от имени императора, но и от церкви» [13].

Сын Льва III, Константин V, «перевел борьбу с иконопочитанием на уровень догматического спора, сделав главной мишенью критики возможность материального изображения Христа» [9, с. 173]. На иконоборческом соборе в 754 г. излагался трактат императора. Под видом «христорогиче-ских аргументов» на соборе была провозглашена ересь: «Есть одна лишь икона Христа - Евхаристия. Только Евхаристия служит иконой животворящей плоти Его» [7, с. 375]. «Орос собора был торжественно провозглашён 27 августа ... Константина V называли 13-м апостолом» [13]. Далее, заручившись церковным определением иконоборческого собора, он с особой жестокостью обрушился на храмы и монастыри. Монастыри и храмы привлекали к православию массы простого народа, что увеличивало роль и популярность православных лидеров при императорском дворе. Монастыри также владели громадным имуществом, свободным от налогов. Поэтому возникла идея секуляризации церковных земель и имущества. «Борьба с монахами была настолько напряженной, что некоторые считают даже спорным, как точнее определить преобразовательную деятельность данного периода: была ли это борьба с иконами или с монахами» [3, с. 351].

2. Внешние причины иконоборчества

Иконоборческие течения в самой Церкви имели сильную поддержку вне ее. Возможно враги Византии рассчитывали, что гражданская война и хаос снизят боевой дух армии, и расчленят страну на различные враждующие области. Конечно, при этом «следует еще учитывать фактор появления и распространения ислама с его запретом на изображения человеческих и сверхчеловеческих лиц» [4, с. 525]. Не случайно после сокрушительных поражений в войне с Византией, «в 723 г., халиф Иезид (по некоторым источникам -Язид II)» [9, с. 172]. внезапно дал приказ уничтожить иконы во всех христианских храмах подвластных ему стран. Таким образом, он нанес удар по ико-нопочитанию извне, а Лев III Исавр сделал то же в 726 г. в своей империи. «В середине XX в. А. Джеффери было проведено исследование переписки по догматическим вопросам между халифом Омаром II и Львом III, сохранившейся у армянского историка Гевонда» [2, с. 269-332], что так же говорит как о слабости догматических позиций императора, так и о важности этих вопросов. «Однако непосредственный повод для обращения императора Льва III к иконоборческой политике остается неизвестным» [9, с. 172]. Возможно, в этом были заинтересованы внешние враги государства. Для них было выгодно ослабить Византию, расколов Церковь. В тоже время, если учесть монофи-зитские воззрения императоров-исаврийцев и желание утвердить свою власть над халкидонитами путем уничтожения монастырей (главных центров православия), становится ясно, почему они выполняли, по сути, волю врагов-арабов - своими руками уничтожали население, раскалывая Церковь изнутри.

3. Отношение к иконоборчеству на Западе

Лев III не нашел одобрения ни на Востоке, так как Восточные патриархи предали иконоборцев анафеме, ни на Западе, потому что папа Григорий II порицал иконоборчество как нечестивое дело и грубое вмешательство в церковную жизнь. Напротив, «для иконоборцев власть государства над Церковью, цезарепапизм, была принципом нормальной жизни: «Я царь и первосвященник, - писал Лев Исавр Римскому папе св. Григорию II» [9, с. 172]. Папа св. Григорий II, писал Льву, отстаивая иконопочитание: «Ты приказал народу оставить все это и стал занимать его пустяками, вздором, свирелями, погремушками, гитарами и лирами и вместо благословений и славословий стал занимать его баснями» [8, с. 978]. В ответ на критику император поручил своему экзарху убить св. Григория II, однако, римляне и лангобарды стали на защиту папы. «Но кроме этой междоусобной войны с римским Западом, государственной и материальной, иконоборческое безумие заложило на века прочный камень и для войны церковной, для раздора, борьбы и распада церквей, римской и греческой. Подсознательно тут проявилась и разделяющая роль в церкви национального начала» [15].

«В 780 г. начался 20-летний период правления вдовы императора Льва IV св. Ирины и ее сына Константина VI» [9, с. 146]. Императрица Ирина (780802), гречанка из Афин, была искренней иконопочитательницей, Проведение VII Вселенского Собора в Никее 24 сентября 787 г. стало главной заслугой св. Ирины. Годом ранее попытка созыва Собора в Константинопольском храме св. Апостолов была сорвана военными, так как в ослаблении Церкви и переделе церковной собственности были заинтересованы не только императоры-исаврийцы, но и военная аристократия. На последних заседаниях Собора с необычайной тщательностью был составлен Орос Вселенского Собора, явивший нам догмат почитания икон. Орос определил: «Честь, воздаваемая образу восходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, поклоняется существу изображенного на ней» [5, с. 6]. И, хотя торжество православия было еще не полным, но в обретении единства православных взглядов церковной и государственной власти был явлен и принят Церковью догмат об иконопочитании.

* * *

В данной работе мы сделали попытку выявить новую грань трактовки причин иконоборчества в Византии. «С началом правления новой Исав-рийской (Сирийской) династии (717-802) начинается новый этап взаимоотношений императорской власти и Церкви» [9, с. 172]. Эта внутренняя политика была похожа на некий монофизитский реванш над православием и привела к религиозной гражданской войне, которая длилась около ста

лет и разделила империю на две враждующие стороны. Во внешней политике Византии иконоборчество проявляло себя как безумие, которое «углубляло разделение Востока и Запада» [15]. Но в целом, появление иконоборчества в таком широком масштабе по времени и по величине территорий, которые оно охватило, можно охарактеризовать как опасную апоста-сийную тенденцию в истории христианства.

Список литературы:

1. Paparrigopulo С. Histoire dela civilisation hellenique. - Paris, 1878.

2. Jeffery A. Ghevond's Text of the Correspondence between Umar II and Leo III // Harvard Theological Review. - 1944. - Vol. XXXVII. - P. 269-332.

3. Васильев A.A. История Византийской империи. - СПб., 1998.

4. Дворкин А. Очерки по истории Вселенской Православной церкви. -3-е изд. - Н.Новгород, 2006.

5. Книга Правил Святых Апостол Святых соборов вселенских и поместных и Святых Отец. - М., 1893.

6. Лебедев А.П. Вселенские соборы шестого, седьмого и восьмого веков. - СПб., 1904.

7. Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. - Клин, 2001.

8. Послание 2-е. Деяния. - С. 41. Манси XII. 978.

9. Православная энциклопедия. Т. 8. - М., 2004.

10.Успенский Л.А. Богословие иконы православной Церкви. - М. 1989.

11. Иконоборчество [Электронный ресурс] // Большая советская энциклопедия. - Режим доступа: www.dic.academic.ru/dic.nsf/bse/90028 (дата обращения: 06.01.11).

12. История Армении. Армяне в Византии [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.gisher.ru/istoriya-armenii-t6669.html#p85073 (дата обращения: 06.01.11).

13. Иконоборчество [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ru.

wikipedia.org/wiki/HKOHo6op4ecTBO#cite_note-post-3 5 (дата обращения:

05.01.11).

14. Казарян И. Краткий очерк истории Армянской Церкви с I по VIII в. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.orthodoxengland.org.uk/pdf/ armenia/a_kratkiy.pdf (дата обращения: 08.01.11).

15. Карташев. Вселенские Соборы [Электронный ресурс]. - Клин, 2004. - Режим доступа: www.azbyka.ru/dictionary/03/kartashev_vselenskie_ sobory_10-all.shtml (дата обращения: 05.01.11).

16. Устян А.Р Византийская империя и место в ней армян-халкидони-тов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.armuniver.org/content/ view/46/9 (дата обращения: 08.01.11).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.