Научная статья на тему 'Иконоборчество как фактор разделения церкви'

Иконоборчество как фактор разделения церкви Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
970
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКОНОБОРЧЕСТВО / ЦЕРКОВЬ / МОНАСТЫРИ / СОБОРЫ / РАСКОЛ / ПРИЧИНЫ / ICONOCLASM / CHURCH / MONASTERIES / CATHEDRALS / SPLIT / REASONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Погасий Анатолий Кириллович

XIII-IX века в церковной истории известны как период непримиримой борьбы между т.н. «иконопочитателями» и «иконоборцами». Этой борьбе были посвящены два последних Вселенских собора, она отразилась на судьбах множества людей и политике государств. Краткому анализу причин и последствий иконоборчества посвящена настоящая статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ICONOCLASM AS THE FACTOR OF THE DIVISION OF CHIRCH

In a church history the XIII-IX Centuries are known as the period of uncompromising struggle between so-called « iconodules » and «iconoclasts ». Last two Ecumenical councils were devoted to this struggle; it was reflected in destinies of great number of people and the policy of the states. The present article is devoted to the short analysis of the reasons and consequences of iconoclasm.

Текст научной работы на тему «Иконоборчество как фактор разделения церкви»

УДК 273.941

А.К.Погасий

ИКОНОБОРЧЕСТВО КАК ФАКТОР РАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВИ

ХШ-1Х века в церковной истории известны как период непримиримой борьбы между т.н. «иконопочитателями» и «иконоборцами». Этой борьбе были посвящены два последних Вселенских собора, она отразилась на судьбах множества людей и политике государств. Краткому анализу причин и последствий иконоборчества посвящена настоящая статья.

Ключевые слова: иконоборчество, церковь, монастыри, соборы, раскол, причины.

A.K Pogasy ICONOCLASM AS THE FACTOR OF THE DIVISION OF CHIRCH.

In a church history the ХШ-1Х Centuries are known as the period of uncompromising struggle between so-called « iconodules » and «iconoclasts ». Last two Ecumenical councils were devoted to this struggle; it was reflected in destinies of great number of people and the policy of the states. The present article is devoted to the short analysis of the reasons and consequences of iconoclasm.

Keywords: iconoclasm, church, monasteries, cathedrals, split, reasons.

К IV веку в христианском сообществе сформировалось множество богословских направлений и школ (александрийская, антиохийская, константинопольская,

иерусалимская, римская), и этот факт все время ставил под вопрос единство Церкви. Различные взгляды на некоторые библейские положения, зачастую приводившие к отклонениям от догматов, расшатывали сознание верующих и толкали их под знамена все новых и новых ересиархов. Попытками приведения этих взглядов к единому пониманию стали достаточно регулярно созываемые соборы, на которых

разрабатывалась и утверждалась система вероучения и культа, оценивались различные богословские концепции, определялись способы борьбы с ересями и т.д. Семь таких соборов, наиболее авторитетных и представительных, проходивших в ТУ-ХТТТ вв., православная церковь именует Вселенскими

[1].

Основной целью Вселенских соборов было установление единства Церкви. На них окончательно была определена догматика, а также сформированы канонические нормы и богослужебные правила. На первый взгляд может показаться, что Церковь достигла своей цели, поскольку со времени соборов и до разделения церквей 1054 г. еретические расколы были незначительны. Однако такое положение объясняется еще и тем, что в этот период, с одной стороны, активизируется противостояние Востока и Запада, а также

борьба пап со светскими монархами и между собой за власть, с другой - нарастает реальная угроза со стороны исламского мира. В такие времена, как известно, внутренние распри временно прекращаются.

Тем не менее, отмеченный период знаменуются иконоборчеством - движением против почитания икон, которое разобщало Церковь больше ста лет - с 726 по 843 годы. Основанием разделения стало уже, на наш взгляд, не отклонение от основополагающих вероучительных доктрин, а церковная традиция [2].

Император Лев III Исавр, провозгласивший себя «императором и священником», занял непримиримую позицию по отношению к изображениям святых, обычаю зажигать свечи и жечь ладан; все это он считал грубым суеверием. В 730 на Константинопольском соборе

иконопочитание было осуждено. Правда, на следующий год собор в Риме предал анафеме иконоборцев, но это их не остановило, но добавило еще одну трещину в отношениях между Восточной и Западной церквями.

Император Константин V оказался еще более радикальным иконоборцем, нежели его отец Лев III и осудил даже культ Девы Марии и святых. Созванный им в 754 г. в Константинополе еще один собор торжественно проклял всякие церковные образы, следствием чего было уничтожение множества икон и мощей святых.

После Константина V на престол

вступил его малолетний сын Константин VI, мать которого Ирина, первоначально осуществля-вшая регентство, а затем ставшая самодержавной императрицей, была ярой поборницей иконопочитания. В 787 г. на Никейском (VII Вселенском) соборе иконопочитание и поклонение мощам было восстановлено, а многие иконоборческие епископы вынуждены были подписать отречение от своих убеждений.

Однако после смерти Ирины

иконоборческие страсти разгорелись с новой силой, особенно в восточных областях Малой Азии. Ставленник армии император Лев в 815 г. в храме Святой Софии собрал очередной иконоборческий собор, который снова отменил поклонение иконам, осудил возжигание свечей, светильников и

приношение благовоний.

Через 30 лет, в 842 г., императрица Феодора восстановила иконопочитание, а собор 843 г. утвердил постановления второго Никейского (787 г.) собора. Любопытную особенность в связи с этим отметил историк Византии Поль Лемерль: «Но опять, уже во второй раз, женщина (выделено мной - А.П.) восстановила иконопочитание» [3, С. 65].

С точки зрения предмета нашего

исследования в качестве причин иконоборческого раскола выделяются два фактора: собственно религиозный и

политический.

Не секрет, что поклонение изображениям не есть изобретение христианства. Еще в Ветхом Завете Бог предостерегает свой народ против этого, имея в виду предметы поклонения язычников: «... Дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину. скота. птицы. гада. рыбы. И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды. не прельстился и не поклонился им и не служил им.». Поклонение изображениям названо грехом и в Десяти Заповедях: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог

ревнитель.» (Второзаконие, 4:16-19; 5:8-9)

[2].

Достаточно долгое время никакие священные реликвии в церкви не выставлялись. Однако влияние на

христианство античной традиции сделало свое дело: реликвии, в том числе и в виде икон, в храмах все же появились, поскольку в них видели воспитательный и

образовательный смысл. Со временем человеческое сознание перестало видеть в изображении лишь символ; оно начало приписывать иконам святость и

чудодейственную силу прообраза. Изображение стало предметом личного культа. «Именно против такого идолопоклонства и ему подобных излишеств выступали иконоборцы, - пишет Поль Лемерль. - Им противостояли

необразованные суеверные люди, простой народ, женщины, монахи, значительная часть духовенства. А поддерживали

иконоборчество просвещенные люди,

высшее белое духовенство, безусловно, обеспокоенное могуществом монахов, и значительная часть жителей центральных и восточных провинций Малой Азии (в том числе военные, многие из которых были местными уроженцами)» [3, С. 66]. К чести сказать, среди иконопочитателей также было немало образованных и просвещенных людей - патриарх Никифор, Феодор Студит, Иоанн Дамаскин и др.

Кстати, последний, являющийся одним из отцов Церкви, особо почитается на православном Востоке именно за защиту икон. Со времени издания Львом Исавром эдикта о запрещении иконопочитания (726 г.) и до самой своей смерти, последовавшей в 750 (?) г., он последовательно выступал за иконопочитание. Своими трудами, такими как «Против отвергающих святые иконы», «Точное изложение ортодоксальной веры» и другими защитительными «словами», Иоанн Дамаскин разработал, фактически, «богословие икон».

С другой стороны, иконоборцы считали и считают сейчас Иоанна Дамаскина агентом ислама, имевшего целью извратить христианство. По их мнению, Иоанн

(настоящее имя - Мансур [4]) по заказу халифа Йазида, с которым он вместе воспитывался и учился, произвел подмену библейского термина «христианство» небиблейским «ортодоксия» (в русской кальке - православие). Своими трудами (изданными, как они считают, на деньги того же халифа), Иоанн-Мансур добился того, что этот новый термин отождествился с понятием «иконопочитание»

(идолослужение, согласно Библии (Второзаконие, 4:16-19; 5:8-9), что дало основание мусульманам обвинить христиан в идолопоклонстве. В качестве примера современные иконоборцы приводят иконы Богородицы с тремя руками («Матушка-троеручица», ангелов с тремя глазами, Святого Христофора с песьей головой, которого они отождествляют с египетским Анубисом и т.п.) [5] .

Что касается политической стороны этого раскола, то императоры-иконоборцы, «вероятно. стремились избавить от соблазна ислама значительную часть

населения Малой Азии (которая в то время представляла собой почти всю империю -А.П.), отрицательно относившегося к иконам» [6, С. 66]. Суть в том, что некоторые люди, видя в этом идолопоклонство, переходили в ислам, который считал иконопочитание таковым.

Следующей причиной иконоборчества была опасность для государства быстрого роста числа монахов и монастырей, их богатства, привилегий, а следовательно и могущества. Они представляли собой

государство в государстве, поэтому Константин V, видя эту опасность -политическую, экономическую, социальную, развернул решительную войну против монахов - самых ярых защитников иконопочитания. Он конфисковал

монастырское имущество, секуляризировал монастыри, а монахов разогнал.

Таким образом, религиозная распря переросла во внутриполитический конфликт, который затем отразился и на внешней политике. В самый разгар борьбы монастырская партия («главные»

иконопочитатели) потребовала

независимости церкви от государства, отказав императору в праве вмешиваться в дела религии и догматические вопросы [7]. Это соответствовало доктрине папства, поэтому Рим поддержал требование и выступил против иконоборчества.

Современные иконоборцы (как правило, это протестанты) не столь радикальны в своих действиях, как их собратья тысячу лет назад: до уничтожения икон дело не доходит. Однако теоретико-богословское обоснование осталось то же: если Библия запрещает поклоняться каким-либо изображениям (см. выше), значит, использование икон в богослужебной практике есть ересь. Разница в понятиях «поклонение-почитание» во внимание не берётся, учитывая известный подсознательный поиск человеческой души опредмеченного объекта поклонения. Так что спор этот, вероятно, никогда не будет завершен.

Литература

1. Католическая Церковь, помимо первых семи, признает Вселенскими также еще 14 соборов IX-XX вв.

2. Поборники иконопочитания видят в иконоборчестве нарушение как раз догматов, и на соборе 787 г. иконопочитание закреплено именно в этом качестве, однако с собственно библейской точки зрения их аргументация несостоятельна.

3. Лемерль П. история Византии // На перекрестке цивилизации: сборник /Пер. с фр. - М.: Изд. «Весь Мир», 2006. - 240 с.

2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические/ Перепечатано с Синодального перевода 1876 г. - М: Российское Библейское общество, 2001.

4. Он был сыном казначея халифа Абдумелеха из династии Омейядов, получил блестящее придворное образование и впоследствии служил визирем (секретарем халифа).

5. Алешин Н.Е., Алешина Н.В. Лев Исавр. - Краснодар, 2001. - 132 с.

6. Таевский Д.А. Христианские ереси и секты I-XX веков. Словарь. - М.:

Intrada, 2003. - 320 с.

7. Впрочем, после того, как монахам вернули их привилегии, они больше не настаивали на независимости церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.