Научная статья на тему 'ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОМСКОМ ПРИИРТЫШЬЕ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX СТОЛЕТИЯ НА ПРИМЕРЕ ПАВЛОГРАДСКОГО РАЙОНА'

ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОМСКОМ ПРИИРТЫШЬЕ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX СТОЛЕТИЯ НА ПРИМЕРЕ ПАВЛОГРАДСКОГО РАЙОНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
76
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Область наук
Ключевые слова
ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОМСКОЕ ПРИИРТЫШЬЕ / ПАВЛОГРАДСКИЙ РАЙОН / CHURCH-STATE RELATIONS / OMSK PRIIRTYSHYE / PAVLOGRAD DISTRICT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Терещенко Вячеслав Григорьевич

В статье на основании широкого круга архивных источников рассматриваются церковно-государственные отношения в Павлоградском районе Омской области в первой трети ХХ-столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHURCH-STATE RELATIONS IN THE OMSK IRTYSH REGION IN THE FIRST THIRD OF THE XX CENTURY ON THE EXAMPLE OF PAVLOGRAD DISTRICT

Based on a wide range of archival sources, the article examines Church-state relations in the Pavlograd district of the Omsk region in the first third of the twentieth century.

Текст научной работы на тему «ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОМСКОМ ПРИИРТЫШЬЕ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX СТОЛЕТИЯ НА ПРИМЕРЕ ПАВЛОГРАДСКОГО РАЙОНА»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОМСКОМ ПРИИРТЫШЬЕ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX СТОЛЕТИЯ НА ПРИМЕРЕ ПАВЛОГРАДСКОГО РАЙОНА

Терещенко Вячеслав Григорьевич

магистрант Омской духовной семинарии Омской епархии Русской Православной Церкви

CHURCH-STATE RELATIONS IN THE OMSK IRTYSH REGION IN THE FIRST THIRD OF THE XX CENTURY ON THE EXAMPLE OF PAVLOGRAD DISTRICT

Priest Vyacheslav Tereshchenko,

Master student of Omsk Theological Seminary the Omsk Theological Seminary Omsk diocese

Аннотация. В статье на основании широкого круга архивных источников рассматриваются церковно-государственные отношения в Павлоградском районе Омской области в первой трети ХХ-столетия.

Annotation. Based on a wide range of archival sources, the article examines Church-state relations in the Pavlograd district of the Omsk region in the first third of the twentieth century.

Ключевые слова. Церковно-государственные отношения, Омское Прииртышье, Павлоградский район.

Keyword. Church-state relations, Omsk Priirtyshye, Pavlograd district.

«Православные приходы Павлоградской волости в 1917-1930-е гг.»

Едва зародившись, Православная жизнь края Омской области крепла и развивалась. Но в 1917 году наступило тяжелое время для всей Русской Православной Церкви, которое связано в первую очередь со свержением Русского самодержавия, и крупнейшими событиями в русской политической жизни ХХ века.

С приходом к власти Временного правительства политика государственно-конфессиональных отношений была переориентирована на идею о построении светского государства.

В опубликованном Временным Правительством программном документе «Обращение к гражданам России» от 7 марта 1917 года говорилось об отмене сословных, вероисповеднических и национальных ограничениях. Это были лишь первые, несмелые шаги новой власти к уничтожению религии, как идеологически враждебного мировоззрения. И в первую очередь покончить именно с Русской Православной Церковью - главенствующей религиозной организацией в стране (Рис. 1).

Отъ

временнаго

правительства.

Граждане Poccilciaro Государства' Свершаюсь валявое. ИЪгучиаъ по- ! ■■ рывоаь р;ссваго народа низвергнуть { -старый ш'ридогъ. Родилась новая, с во- .

бодвая Гоми. 6елиЕ1й шревороп. за- t л нсршасгь д curie годы борьбы. Аатоаъ i ■ 17 «п/й я 1905 года подъ даалеикм-ь I 1 пробудввтахс« народвьиъ снлъ Рек ciи ; - ooluiaau Оыля аовстатудюнныя свейо- { ;ДЫ. Однако, обШанш зги не была «с- ;

ны. Вырашгммцашртлшъ Uif !

„ иерваяГоеударственпая^ыа была <

ч|риж; .«сил Втору» Дуау во. ¡¡млата ;se f участь, н б<шиь>ое побороть вело на- > ¡мдную правительство решилось аьтонъ { 1шня 1907 года отнять у nctiiai« ' ¡¡¡«доставлена ьиъ еау правь на J yiacTia вь законодательно! дЬагсльно-1/ »¡Чти. 1!ь течев;е додгидъ 10 л4гъ у ва-

*| часть

¡ Определение святЪйшаго синова-

1917 года нарта 6 дня гаятМшЛ |

. праватедьпвующИ свяодг poecilcao! '

1 православно! нервен. выслутав-ь состо- е

ягшИсл 2 нарта 1917 г«да am. ¡ (гь ь

* отречета государя ааператора Цааалая

- II за себя в за сына огь престола Гоет-

- дарства Poccilciaro a cj<okcbíi съ себя ^ Верховно! Власта и с> стоявшИся 3 нар- Д

та 1917 года акт» объ отказЪ аелаааго с 1зязя Мапала Алеасавд| овача оп с восщиятм Beprnaol Власта впредь до i •* установление въ Учредательвоиъ Собра* B¡a образа правлена а носыдъ освов- с

• выл. зааонов-ъ Государства Poccilciaro, » ьриазади: означенные «ты принять гь '■> crlirtBiBD а асноднев1ю а объявить во 1 Bcii» ирав^славиыкъ хранахъ,—въ го- с 1 родсавхъ—въ первые по пмучев1а *

v-аста садъ актовъ день, а вь сель- r¡ сs¡!и.—гь первы! воскресные ада (¡

Кошмаръ

рабства.

иеслытаааал по свое! аодоссальноета, |по своему аровопролвтИо во1на обвару-жвда Bei язвы вашего царсааго права-■¡тельетва а, прежде всего, въ т. ваз. > аадатарпоаъ дirt, гь дйИ вооружев1я J страны.

1 Наша сааодержцы исаовонь вЬка 0 выдвигала иередъ Евроио! свое «наро-' люби». Въ jrUcmiubBocia же, Рое" cil, аааъ взв!стно, вела безпрерывяыя

- вобаы, часто безцЪл»вш даже съ точ-

- tu зрЪшя завзлтыхъ налвтарветовъ. /.Почта всЬ наши мВны rtemj была ». связаны съ разлачаынв головоаружа-ь'тельаыма нахивао1яна внутренне! по-

I латная, являясь вдШ, для стланы,

I таагъ сказать, огш ввавиамъ пласты' I реаъ, ïîpHte.

кравоцусаатедьаыаъ

Рисунок 1 Программный документ «Обращение к гражданам России» от 7 марта 1917 года и «Определение Святейшего синода» от 6 марта 1917 года

Радикальные изменения в церковно-государственные отношения внесли Октябрьская Революция и первые декреты советской власти:

- «Декрет о земле» от 26 октября 1917г. - объявил народным достоянием церковные земли - основной источник дохода приходского духовенства[9, 36] (Рис.2).

Рисунок 2 «Декрет о земле» от 26 октября 1917 года.

«Декларация прав народов России» от 2 ноября 1917 года - отменила любые религиозные привилегии и ограничения[2] (Рис.3).

Рисунок 3 Декларация прав народов России» от 2 ноября 1917 года

- Декреты «О расторжении брака» от 16 декабря 1917 г., «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния (ЗАГС) 18.12.17 (247) - отодвинули Церковь за рамки гражданской жизни (Рис.4-5).

Д Е К Р Е Т Ъ

о гражданскомъ бракЪ, о д*тяхъ и в ведеши книгь актовъ состоянш.

ркяйти республия, np„jksen, тредь лишь вр1(и

граждански ври» совершается „, «»оии|» андаищп, rp¡ai1n:

1. лиц.. «ела»щ|, кптяп. .ь ериъ, „оме»» кщ^ яли own. о тон,.. п. нюту смего пресывамя, гаем«,«« шщ, и. толя» записей ípuon, „ роадеигй при городе»» (рйонной.

ИЛИ волостной) управь.

финиш* церковный «и,*, мрад с овмви,^ »«анскинт,. является честны*,, itiim врачушхея.

2. заявлен), о лелан». вдшт,. „_ «р.,^ дан.«»,« „ оп_ "" "*»*« '«■ • «енс.аго 16 „in. m ро«,,,,,

жители могуть bcryo.ttv. врт

„71"Гот " "*TV ■ "5,tcr0013 «р«™.»»™.

"о прямой „ими. п.лнородныхг и нелол-0ро5гы„, йратвевъ и

' SZLT"""""" "РИ!Н"ТС"

реоеняонъ и его потонет«.«, съ одной стороны и его отионг и его оод-ственниявни СЪ другой; в), on. ссстоящнхъ въ бракъ . Г) от» ти.™. шенныгь. -___™ /кали

3. желавше вступитв „ 6тъ „дь1ъ

«on н „хугъ „о,писку „ отсутств!и перечисленных!. ,ъ ст. 2 его 2-.Т-П- «туплен« ,„ Cp„v , tllule „„,„; ' '".»»« вступюп въ spe-1 добро^ьио. . виновные .„ д.* эав^доно-ложныхъ ™«йанщ oft. отялы. "г"™ 'ъ 4 " уголовной otrttcz^;

51 ло« • —» «р- -п. пр..»»™, недмствительнын-г

Рисунок 4 Декрет о гражданском браке от 18 декабря 1917 года

Рисунок 5 Декрет о расторжении брака от 16 декабря 1917 года

С 18 декабря 1917 года соблюдение или несоблюдение Таинств религиозных обрядов перестало оказывать влияние на юридические отношения супругов, между детьми и родителями внутри семьи.

Самые серьезные последствия для верующих имел «Декрет об отделении церкви от государств и школы от церкви, принятый от 20 января 1918 года, который лишил религиозные организации прав собственности и прав юридического лица. Этим самым государство лишило Церковь средств к существованию, запрет религиозного воспитания и образования детей в школе (Рис.6).

Коькооа*>1«га ООТКцГр 19-го Ян»4ря : Подюсшгъ: Ч. Ровен в рг -

В 1 р » о Сотрудник е »тдЪа*

Л Е К Р I Т Ъ о свободЬ совкати, церхомшп я рвД1г1оашш

РвЛ«Г1 Я <111 ЧВСТКОС СЬЛ» ИШ1

<-осс1Яс«оД Расаубдяжя. '

а» прадЪдагъ Рвозуолммя »^(мвития шиль ках1»-дЕбо 1АОТИ1М аиоаы вы поста*оалвм1л, готощ« бы ст»схяяа мм я ограквчавала свободу сов»ств, ВДВ уатамаадавмш явл1л-бы то кв било - аревфцаотва ВДВ првввдд«г1в И* основалв!ро-вссовЪдвоЯ врммаддажмоатв граждаяч.

КдыыЯ грвкдямякъ «шп исповадыватв л обую р«-дяг1в ВДВ м во поведывать нжкажоЯ. Ьслшя гра-водкаан1я, саяваикыя о> жсвоа1дам1аыъ ваяоК-бы то и* было в*ры вдя не жсповЪдах1аиъ напалоВ вЯры, опАнлются ^ ^

ДЬЯствх« государствсюшжг а анмкъ пубд.чмо-вра-аовыжъ оолиственных* ¿о«аковд<>ж1а на сопровождается ижжажжыж редкг1оаныыа обрядаыж ш цара-ыон1яыж.

Свободиоа ксполнен!е раджг1оамшгь обрлдоаъ обев-печивается со стодаяу, ж скольжу она ко жлру-аавт-ь оОцестае«наго порядка в не сопровождается посягатадаотвом-а ма орава граждвгь к республика.

Рисунок 6 «Декрет об отделении церкви от государств и школы от церкви» от 20января 1918 года

Проповеди с амвона проходили под наблюдением секретных сотрудников (сексот-ов) и расценивались как контрреволюционные. Местные власти получили неограниченные права по обеспечению правопорядка.

В январе 1918 года, декретом СНК отменено духовничество в армии (на их место пришли комиссары) и дотации духовенству. Для аренды храма, община должна была пройти регистрацию. Крестьянство в своей основе было малограмотным и когда их просили поставить подпись в присутствии чиновника, они отказывались (Рис.7).

/г-рог/Х^о' еж*

С Л' /¥ ?/>. Т-Л -

у. /гаЛил^&^е^буы ус> -ил

' у ле/'ие

& ¿с/ ¿мггшЛУЛ ¿¿■//.Л'.

/у. /0 2/ // //. Д- % /уы».

... лЛлЯЛг. /'¿„„ни/,/»

^кситгуи А. /бт/уО»^ /г/*"ч?/>/л-^х-

'^гу /о.

i ЗК'З&лЛ/ЛкчЖ/оя. к.

/ Рл ьгииоыЖ , Аш'ш

£ РоггяШл

/ сЬкмЛ/гЛ ГмкСл-/ Лмгш

У й/**

/О «

// /С

/3 Лрслм} ГЯМа

см/ /гр>глел>м,иуъ*( г/¿'¿гмих* ^*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/6

/зам.пш

// Л/ьЫщ гО/* Р^ир //

И Со,. ИМ/ А/** ¿Ь1)Н11(*> Яш

I!} ~7м/и[емл /Сл/л'у ^ АУиритп //«Сл/ К ^Мы •

¿1 М/вПЛ^СН*« ^ Я/ели*

Рисунок 7 Образец заявления на открытие и продолжение деятельности прихода

Уже к осени 1918 года политика большевиков по вытеснению церкви из всех сфер жизни общества начала перерастать в открытую расправу над священнослужителями, монахами и мирянами.

За четыре года с осени 1918 года было убито 2691 священников, 1962 монаха,3447 монахинь и миряне [20, с. 106].

Жизнь в Павлоградской волости до революции была деловой, размеренной. Свержение Самодержавия не вызвало каких-либо волнений и беспокойства, открывались новые храмы.

Все события, происходящие в городах, тем более в столице, доходили до деревень с опозданием. Новую Советскую власть жители Павлоградской волости приняли всей душой. «Лозунг большевиков «Земля крестьянам» не претворялся в жизнь, никакого передела земли не было. Все было по-прежнему, жизнь продолжалась» [24, с. 77], этими словами описывает Свиркин Н.А. реакцию односельчан -павлоградцев на происходящие в стране политические процессы.

В селе Ясная Поляна Павлоградской волости в феврале 1918 года открывается и освящается Богородице-Покровская церковь. Настоятелем назначается священник Виталий Никитин, псаломщиком -Михаил Басов [18, с. 112 - 195]. Сельчане на свои средства снимают жилье для батюшки, его семьи и для семьи псаломщика [24, с. 129].

На средства местных жителей в центре села, на торговой площади строится деревянный храм на каменно-кирпичном основании, крытый железом и одним куполом.

Приход образовался как самостоятельный. На тот момент село насчитывало более 400 жителей. На службу в Богородице-Покровскую церковь собирались жители окрестных деревень и Степановской и Ново-Санжарской волости [24, с. 148].

Согласно метрическим книгам за 1918 год, родилось 87 человек (50/37), было заключено 66 браков, на местном приходском кладбище похоронено 7 человек(2/5) [18, с. 112 - 195].

В Омске в 1918 году создается правительство России во главе с А. Колчаком. Омск становится третьей столицей Российской империи. Но Правительство во главе с Колчаком пробыло в Омске недолго.

Уже в 1919 году в Омск приходят большевики. Политика «Красного террора» приносит свои плоды. Архиепископ Омский Сильвестр, оставшийся со своей паствой, в феврале 1920 года принимает исповеднический венец в городе Омске (Рис.8).

Рисунок 8 Архиепископ Сильвестр

В России еще в годы Февральской революции, поддерживаемое обер-прокурором Львовым, набирает силу обновленчество, руководителями и идеологами которого являются Петроградский священник (из крещенных евреев) - Александр Введенский (Рис.9) и Архиепископ Антонин (Грановский), отправленный на покой еще в 1908 году (Рис.10).

Рисунок 10 Владимир Красницкий, Пётр Блинов, Антонин (Грановский) в кулуарах собора за беседой

Обновленчество докатывается и до сибирской глубинки. Волна антирелигиозной политики большевиков докатилась и до степного края Омска. На территории Павлоградской волости, которая с 1923 года стала называться Павлоградским районом.

С 1925 года стали появляться Союзы воинствующих безбожников, его молодежное крыло. Идет насильственное отчуждение верующих от церкви. Согласно Протоколам заседания областной комиссии по рассмотрению вопросов культов при президиуме за 1935-38 г.г. от президиумов райисполкомов (РИК), информация о использовании молитвенных зданий в Павлоградском районе отсутствует [6, с. 96] (Рис. 11).

Рисунок 11 Иллюстрация из журнала «Безбожник», август 1931г

Согласно отчета, Павлоградского РИК-а от 8 июня 1932 года на территории района уже не было ни одной церкви, молитвенного дома и сектанских молитвенных домов [6, с. 96].

Первой пострадала Свято-Тихоновская церковь, расположенная в районном центре. В 1926 году, комсомольцы веревками свернули колокольню, разрубили ажурный, красивый забор, уничтожили посадку вокруг церкви. Пропагандирующие атеизм развели на центральной площади огромный костер, молодежь прыгала вокруг него и бросала в пламя иконы [23, с. 7].

Под давлением властей настоятель Тихоновского храма, благочинный Павлоградского округа, священник Феодосий Патрушев переходит в обновленчество. В течение 4-х лет священник пытался восстановить приход. В результате от благочиния отпали, оставаясь тихоновского направления, приходы с. Юрьевка, Белоусовка, Степановское, Дувановка, Генераловка, Любомировка [19, с. 107].

В течение восьми лет бывший священник Божедаровской Церкви служил в районном центре, являясь настоятелем и благочинным. На момент приезда на Павлоградскую землю он являлся опытным священником. В феврале 1930 г. был вынужден оставить Приход ввиду непосильного его обложения семенным фондом.

На заседании Омского Епархиального Церковного управления, состоявшегося 6 мая 1930 года, снявшего его с занимаемой должности, он отсутствовал. Служение в храме Феодосий Патрушев оставил навсегда. (Рис.12).

первур половику 1930 года ПОСТАНОВИЛИ : что православных общин .состоящих в воде ним Священного Синода в том числе и Омско/ ьпархии коли чественно не сомненев, поэтому и считать значительную долю в этом росте нужно отнести эа счет правильной ллни и здорового руковдства нашего соборноправиого высшего Органа синода,а вместе с тем и 1.Ц.У. Предложить дух? земству епархии черев о.о. благочинных воИти в непосредственное соприкосновение с соседними тихо ювскиии священниками,раа"яснив им правильное руководство церко1 но. жизни у ооновленцев.наяу организованность,нашу вэг имную увизку и нашу защиту духовенства,что нет у старо церковников в частности у епискрпа Аркадия,примером эта му служит история со многими священниками и приходами СЛУШАЛИ : доклад о положении дел в Павлоградском благ, кии.

ПОСТАНОВИЛИ ¡рассмотрев все материалы й.Ц.У. по делу Павло* радского благочиния,заседание установило,что бывай» бл гочинныи района Свящ. ПАТРУШЕВ допустил полную халатность к своим обязанностям,расшатал благочиние при ог тствин близкого руководства,вселедствии чего оказалос в наличии ряд закрытых храмов,отсутствие личных вие-по олагочинив в результате чего не только не раса благочиние,а уторядо.поэтому не мог привести к еди. других староцерковническмх приходов,не смотря на их г лание-так например: села дяювское.Черноусовское.Отеи сксе,Дуванекое,Генераловское,Лзбомировское и др.А по*, му Заседание находит необходимым подтвердить пост»."' ние г'резидиуиа В.Ц.У. от 3/1У- сего года о снятии РУИЗЬА о благочиния и прихода и предложить ему пер.

Рисунок 12 Протокол Омского Епархиального церковного управления о снятии с прихода священника

Феодосия Патрушева

Из-за невнесения семенного фонда имущество храма было распродано [7, с. 64]. Руины храма снесли, доски и кирпичи фундамента использовали для постройки деревянной школы и стадиона, которые существуют и поныне.

Село Белоусовка. В 1917 году настоятеля Свято-Алексеевской церкви священника Григория Бондаренко сменяет священник Александр Бедняков [11, с. 1 - 38 ], псаломщиком Феодотий Сергиенко. Но через 3 месяца отца Александра сменяет священник Александр Добротворский. А уже в сентябре настоятелем Свято-Алексеевской церкви становится священник Андрей Василевский [3, с. 206 - 247 ]. В 1918 году священника Андрея Васильева подменяет иерей Александр Бедняков.

В 1917 году в с. Белоусовка родилось 87 малышей(47/40), венчалась 21 пара, на местном сельском кладбище было похоронено 49 человек(29/20).

В 1926 году сняли с Алексеевской церкви колокола и кресты. До 1928 года (включительно) вплоть до ее закрытия оставалась Тихоновского направления. Настоятелем был Александр Добротворский.

До 1930 года здание пустовало. Сначала в этом здании разместили клуб, где хозяйничали ячейка комсомола и Воинствующие безбожники(ВСБ). Спустя некоторое время здание храма разобрали и из его материала построили новое здание школы.

Село Божедаровка (Большой Шелушок). До октября 1917 года настоятелем храма во имя Святых Апостолов Петра и Павла служил священник Николай Златогорский, псаломщиком Федор Чипилко. С февраля по октябрь в храме служил священник Феодор Григорьев.

С октября 1917 года настоятелем храма во имя Святых Апостолов Петра и Павла назначается священник Феодосий Григорьевич Патрушев, прибывший с женой и шестью детьми из поселка Захаровское Акмолинского уезда, псаломщиком - Алексий Буров.

Согласно записям в метрических книгах, за этот год в храме приняли Крещение 93 новорожденных (46 мальчиков и 47 девочек), соединено узами брака 11 пар. На местном приходском кладбище похоронено 50 человек (29/21) [12, с. 18 - 63].

В 1918 году крещено 192 младенца,75 пар повенчано в местном храме, 93 человека похоронено на местном кладбище [13, с. 93 - 150].

В 1921 году священника Феодосия Патрушева назначают благочинным в районный храм. С 1924 года Божедаровский Храм в руках обновленцев. В 1927 году церковь была закрыта и в здании разместили клуб и избу-читальню. Акт №153 о закрытии храма в с. Божедаровка был подписан Председателем Павлоградского Вол. исполкома Попок А., подпись секретаря была неразборчива [5, с. 72].

В Храме, в честь Святителя Николая в селе Юрьевка до 1919 года служил священник Александр Добротворский. Последним священником, вплоть до закрытия храма в 1927 году был священник Сергий Ивановский. Храм всегда был тихоновского направления.

Село Явленно-Покровка. Храм села Явленно-Покровка двухкупольный со звонницей с четырьмя колоколами, был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы в 1911 году. С 1916 года, настоятелем храма утвержден священник Иоанн Высоцкий, псаломщиком - Георгий Слынько. Данных метрических книг с 1911 по 1918 год в процессе проведения исследования найдено не было. За 1918 год имеются лишь данные о количестве рожденных -1 52 человека (соответственно 93 мальчика и 59 девочек) [22, с. 78].

В 1925 году храм стал обновленческим. Местные жители не приняли нововведений. В Павлоградском районном архиве сохранился протокол собрания жителей села Явленно-Покровка от 27 января 1930 года. На собрании присутствовало 109 человек (мужчин). Председателем был Д.Коваль, секретарем - тов. Т.Варлашин. В результате собрания единогласно

постановили: молитвенные дома как православных, так и баптистов закрыть и передать сельсовету, их под культурно-просветительские учреждения. Для учинения подписей на протоколе дальнейшего оформления была избрана комиссия в составе Т.Варлашина, М.Яковенко, Я. Марченко. К протоколу были приложены подписи граждан, всего 395 человек [24, с. 139 - 140].

Через два года после первого решения о церкви состоялось повторное общее собрание граждан. Храм передали под клуб» [21, с. 78].

О процессах закрытия остальных церквей, расположенных на территории Павлоградского района, к сожалению, ничего не известно, акты о закрытии храмов подписывал Председатель Волисполкома Попок А. и секретарь-делопроизводитель Цебулка Н. [10, с. 84] (см. таб.).

В 30-е годы по всей стране была развернута гигантская компания по закрытию храмов, прежде всего на селе, происходившая в обстановке грубого насилия. Добровольная общественная организация «Союз воинствующих безбожников», основанная в 1925 году, мобилизовала для этой компании профессиональные и партийные организации дома культуры и профсоюзы.

Все церкви закрывались по одному, заранее составленному РКБ(б) сценарию. В деревню, где были церковь или молитвенный дом, выезжал представитель из района и проводил с жителями собрание. На нем предполагалось составить заявление от верующих и дать подписку на содержание своими силами прихода.

Малограмотные и почти неграмотные крестьяне боялись казенных бумаг и отказывались ставить в протоколах свои подписи. Получалось, что церковь содержать некому. Священников подвергали травле, заставляя отрекаться от веры, запугивали, и они бросали службу и выезжали. Церкви пустовали, богослужения в них не проводились. По решению сходов здание приспосабливали для культурно-досуговых и других нужд общества [10, с. 84] (Табл. 1).

Наименование Наименование Преобразование здания

населенного пункта культа

П. Павлоградка РПЦ снесено

С. Белоусовка РПЦ клуб

С. Краснодарское (Царско-Дарскоф РПЦ разобрано на материал

С. Ново-Уральск РПЦ контора

С. Божедаровка РПЦ клуб, изба-читальня

С. Явлено-Покровка РПЦ клуб

С. Пашенная Роща РПЦ снесено

С. Юрьевка РПЦ сгорело, фундамент разобран на материал

С. Ярмоклеевка РПЦ сельпо

С. Кохановка РПЦ военкомат

Таблица 1 Преобразование бывших зданий церквей на территории Павлоградского района под

общественные нужды

Село Ново-Уральское (Айчан). Сведений о храме очень мало. Их мы берем из справочной книги Голошубина и местного краеведа Свиркина Н.А., которые не ставят задачей рассказать подробно о приходе.

В 1924 году Приход, который по своему направлению являлся Тихоновским, был закрыт решением общего собрания религиозной общины села Ново-Уральского, церкви Успения Пресвятой Богородицы, под председательством Емилиана Собакаря от 11 августа августа 1925 года, о передаче здания церкви в полное пользование Ново-Уральского РИК-а.

Приход до февраля 1926 года был тихоновским, но уже в феврале 1926 года приход вновь открывается, и становится обновленческим, что говорит о покровительстве властей обновленцам. После его передачи в полное распоряжение Ново-Уральского РИК его передают для богослужения обновленцам [1, с. 1200].

С 1929 года в храме перестали вестись богослужения и его передали под контору.

Село Генераловка. В 1917 году настоятелем Храма Святой Троицы был определен священник Михаил Хваталкин, псаломщиком - Феодор Чепилко. В этом году приняли Таинство Крещения 77 мальчиков и 67 девочек. Таинство Брака совершено над 25 парами. Умерло 78 человек [8, с. 131].

В 1918 году с сентября месяца священником становится Алексий Трубин. Сведения о перемещении священников в последующие года и о приросте населения в процессе проведения исследования не были найдены.

Храм до самого своего закрытия в 1931 году оставался Тихоновского направления, в котором служил административно - ссыльный священник Скворцов с разрешения ОкрАдм отдела ОГПУ [7, с. 37].

Село Ганновка Павлоградской волости. Свято-Троицкая церковь была построена в конце 1917 года на центральной площади, была деревянной, на каменном фундаменте. Первым настоятелем был священник Феодот Галицев, псаломщиком - Даниил Шапаренко. Церковно и священнослужители проживали в наемных домах.

В 1918 году было совершено 18 бракосочетаний. На местном приходском кладбище было похоронено 60 человек. Сведения о количестве рожденных младенцев отсутствуют [14, с. 220 - 266].

В 1919 году было рождено 136 младенцев, соединено узами брака 22 пары, на приходском кладбище похоронено 76 человек [15, с. 496 - 550]. На богослужения собирались жители поселков: Ганновка, Буняковка, Богодуховка, Благодаровка, Херсон и другие.

Село Ярмоклеевка. Церковная жизнь в начале 1917 года в с. Ярмоклеевка продолжалась в прежнем ритме. По-прежнему в храм с соседних деревень съезжалось на праздники много народа. Проповедь о событиях в Петербурге в феврале 1917 года, об отречении Царя и наследника от Российского Престола, прочитанная отцом Аркадием была принята с восторгом [24, с. 150], люди поздравляли друг друга, связывая это с началом новой жизни.

События февраля 1917 года внесли коррективы в жизнь Прихода. Все меньше крестьян стало приходить на службы, особенно с дальних деревень. Должность псаломщика была упразднена с мая месяца [16, с. 40 - 78].

В 1919 году на приходе настоятелем был Аркадий Волосевич, псаломщиком - Павел Еременко. Затем настоятеля заменил священник Любомировки Николай Пименов, а также священники Даниил Швецов, а с ноября - Григорий Кибардин , а также Никодим Федотов.

Согласно данным из метрических книг за 1919 год приняли крещение 129 младенцев, 21 пара бала соединена таинством брака, на приходском кладбище было похоронено 86 человек [17, с. 78 - 125].

Приход оставался Тихоновского направления вплоть до его закрытия и уезда священника Аркадия Волосевича в село Одесское, где сведения о священнике теряются после его ареста [24, с. 171].

Село Ясная Поляна. Сведений о том, как была встречена революция 1917 года населением отсутствуют. На приходе служил священник Виталий Никитин, псаломщик-Михаил Басов. За 1918 год было соединено узами брака 66 пар, на местном приходском кладбище похоронено 7 человек.

Среди архивных данных сохранилась справка по изъятию церковных ценностей из церквей Павлоградской волости Омского уезда от 16 июня 1922 года, согласно которой в районе волости на июнь 1922 г. При осмотре 15 июня из Павлоградской церкви были изъяты: чаша, дискос, звездица, лжица, 2 тарелочки и крест, серебряные вещи весом 2 ф. 39 зол., которые были отправлены в уфинотдел. Из молитвенных домов в с. Кохановки и Ясной Поляны ничего изъято не было (акт от 16/УГ 22 г. за №1191) [5, с. 59].

ресурс] //Электронные

Список литературы

1.Голошубин, И.С., священник. Справочная Книга Омской Епархии [Текст] / священник И.С. Голошубин. - Омск.: Типография "Иртыш", 1914г.

2.Декреты Советской власти 1917-1918 годы [Электрон, данные:http://ww/Ыst.msu.ш/ER/Etext/DEKRET/ (13.11.2020).

3.ИАОО ф.16.Д. 6. 1329.

4.ИАОО ф. 150 оп. 1 д. 104.

5.ИАОО. Ф.150.Оп.1.Д.1010.

6.ИАОО ф.437. оп.6. д.295.

7.ИАОО ф. 1326. оп.1. д.80.

8.ИАОО ф.1326. оп.4. д.38.

9.Куницын, И.А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы [Текст]/ И.А. Куницын. - М.: Издательство Московской Патриархии, 2000.

10. Лебедева, Н.И. Храмы и молитвенные дома Омского Прииртышья [Текст]/ Н.И.Лебедева.- Омск: ОМГПУ; Издатель-Полиграфист, 2003.- С.50

11.Метрические книги храма с. Белоусовка за 1918 год//ИАОО ф.16.6. 1335.

12.Метрические книги храма с. Божедаровка за 1917 год// ИАОО ф.16.Оп. 6.Д.1453.

13.Метрические книги храма с. Божедаровка за 1918 год// ИАОО ф.16.Оп.6. Д. 1457.

14.Метрические книги храма с. Ганновка за 1918 год //ИАОО ф.16. оп.6. д.1393.

15.Метрические книги храма с. Ганновка за 1919 год //ИАОО ф.16. оп.6. д.1457.

16.Метрические книги храма с. Ярмоклеевка за 1917 год //ИАОО Ф.16 Оп.6 Д. 1333.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17.Метрические книги храма с. Ярмоклеевка за 1919 год //ИАОО Ф.16 Оп.6 Д. 1453.

18.Метрические книги храма с. Ясная Поляна за 1918 год //ИАОО Ф.16.Оп.6.Д 1387.

19.Переписка с окружными исполнительными комитетами и районными административными отделами о контроле за деятельностью учреждений религиозного культа с 1 октября 1929 года по 21 августа 1930г. // ИАОО. Ф.1326.Оп.1. Д.80.

20.Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ в.-М.1995г.

21.Протокол № 11 общего собрания граждан Явлено-Покровки, Павлоградского района, Омского округа от 20 января 1932 года// Павлоградский РА Ф.10.Ед.х.4.

22.Протокол № 12 общего собрания граждан Явлено-Покровки, Павлоградского района, Омского округа от 27 января 1930 года// Павлоградский РА Ф.10.Ед.х.4.

23.Руденко, Н. Степное царство-Павлоградка/ Н. Руденко//Омские Единороссы-Омск: 6 марта, 2007.

24.Свиркин, Н. А. Павлоградские просторы [Текст] / Н. А. Свиркин - Омск.: Ом. гос. ун-т., 1998 - 121 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.