Научная статья на тему 'История Православия в Омском Прииртышье в 1900 - 1941 гг. (на примере Павлоградского района)'

История Православия в Омском Прииртышье в 1900 - 1941 гг. (на примере Павлоградского района) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
805
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / ОМСКОЕ ПРИИРТЫШЬЕ / ПАВЛОГРАДСКИЙ РАЙОН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Терещенко Вячеслав Григорьевич

В статье на основании широкого круга архивных источников рассматривается история развития Православия в Павлоградском районе Омской области в период 1900-1941 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История Православия в Омском Прииртышье в 1900 - 1941 гг. (на примере Павлоградского района)»

Иерей Терещенко Вячеслав «История Православия в Омском Прииртышье в 1900-1941 гг. (на примере Павлоградского района)»

УДК 908

-х-———-

ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВИЯ В ОМСКОМ ПРИИРТЫШЬЕ В 1900-1941 ГГ. (НА ПРИМЕРЕ ПАВЛОГРАДСКОГО РАЙОНА)

Вячеслав Терещенко, иерей, студент Омской духовной семинарии

Аннотация. В статье на основании широкого круга архивных источников рассматривается история развития Православия в Павлоградском районе Омской области в период 1900—1941 гг. Ключевые слова. История Русской Православной Церкви, Омское Прииртышье, Павлоградский район.

THE HISTORY OF ORTHODOXY IN OMSK NEAR IRTYSH REGION IN 1900-1941 (ON THE EXAMPLE OF PAVLOGRADKA DISTRICT)

Priest Vyacheslav Tereschenko, a student Omsk orthodox Theological Seminary

Abstract. On the basis of a wide range of archive sources the article considers the history of Orthodoxy in Pavlogradka district of Omsk region during the period of 1900—1941. Key words: the history of the Russian Orthodox Church, Omsk near Irtysh region, Pavlogradka district.

¥f

11 стория развития Православия в Омском Прииртышье прежде всего связана

Щщ с развитием Омской епархии и историей города Омска и обширных терри-«щЖторий, в границах которых она была образована. Формирование институтов Православной Церкви и освоение Сибири являются двумя взаимосвязанными процессами. Несмотря на огромное расстояние от столичных городов и центральной власти, радикальные перемены в отношении Церкви и государства, проводимые новой властью, доходят и до сибирской глубинки.

В начале XX в. в результате освоения южной части епархии количество поселений, находящихся на обширных территориях Степного края, стало настолько большим, что епархиальное начальство занялось открытием новых. Освоение южных земель Омского уезда шло прогрессивно. Переселенцы своими усилиями, невзирая на тяжелые природные условия, работали по намеченному плану, приводя местность в благопристойный вид. Но, несмотря на занятость и неотложные деревенские дела, крестьяне-переселенцы не забывали о своих духовных потребностях [1]. Изучение истории Православия на территории Павлоградской волости Омской Епархии в период от появления первых поселений (с 1900 года) и до начала Великой Отечественной войны (1941 г.) является актуальным, поскольку позволяет расширить представ-

ления об истории Омской и Таврической Епархии в частности и истории Русской Православной Церкви в целом.

Существуют несколько трудов, освещающих историю Омской Епархиии в целом и Павлоградских приходов в частности.

К ним можно отнести работы, носящие историко-церковный характер, описывающие историю Омской Епархии в целом. Это монография ключаря Омского Кафедрального Собора и редактора «Омских епархиальных новостей» К.Ф. Скальского, в которой сообщается о населенных пунктах и их количестве, существующих церквях и школ в области. В своей работе «Омская Епархия» автор пишет о личных данных священников [2].

Работа «Справочная книга Омской Епархии» И.С. Голошубина схожа с предыдущей [3]. И.С. Голошубин дает полную информацию о населенных пунктах и их церквях. Также в данной работе приведены сведения о православном населении, о внутренней жизни приходов, о крещении, земельные и бухгалтерские отчетности. В своей работе автор указывает на особенности территории, административное устройство и занятия прихожан. И.С. Голошубин в своем труде об Омской Епархии описывает состояние ее на период с 1897-го по 1914 год. Сам этот труд предназначался для священнослужителей, ожидающих направление на приходы, и для их ознакомления с местом будущего служения. Эта работа очень полезна при знакомстве с историей Православия в Павлоградской волости.

Вместе с тем анализ архивных документов и работ, посвященных вопросу истории Православия в Павлоградском районе в период с 1900-го до 1941 года позволил нам сделать вывод о недостаточной изученности темы Православия в истории Пав-лоградского района Омской области. Поиск архивных документов по данной теме также затруднен, поскольку на протяжении XX в. границы Омского Прииртышья менялись. Часть документов и архивных фондов учреждений Омской области, до 1919 г. входившей в состав Акмолинской области, были переданы в государственный архив Казахской ССР (Республики Казахстан), в том числе и связанные с Павлоград-ской волостью [4]. Возникают трудности и при поиске документов в муниципальном архиве - все документы, связанные с Павлоградским районом до 1934 г., были переданы в Областной архив.

При изучении истории Православия в Павлоградском районе с 1900-го до 1941 г. в первую очередь нами использовалась работа И.А. Свиркина «Павлоградские просторы», в которой рассказывается об образовании района, первых поселенцах, о религиозной ситуации и состоянии приходов [5]. Помимо этого, в данной работе нами использовались материалы и архивные данные по Павлоградской волости, а затем и района. Особенно помогли в исследовании «Метрические книги Омской Духовной Консистории (по приходам) с 1895 по 1920 годы» [6].

В 1899 г. партией землемеров было отмерено от Омска 100 верст. Изначально этот участок планировался как административный центр; здесь был предусмотрен центр волости, почтовая станция, становой участок, управление внутренних дел, планировалось открыть больницу и первую в Омской Епархии Православную Церковь (в 1906 г. была отстроена первая Свято-Тихоновская церковь). В Павлоградке планировалась резиденция Благочинного церковного округа.

№ 1, 2017 (2)

■^православная педагогика_

Иерей терещенко Вячеслав «История Православия в Омском Прииртышье в 1900-1941 гг. (на примере Павлоградского района)»

Но оказалось, что данная местность абсолютно непригодна для жизнедеятельности. Вокруг, в радиусе 5-6 км, была степь, не было ни рек, ни других водоемов. Затруднена добыча питьевой воды из-за низкого уровня грунтовых вод. Качество воды было хуже, чем в других населенных пунктах.

До 1900 г. на данной территории проживали преимущественно казахи [7, с. 23]. С 1900 г. павлоградские земли стали заселять выходцы с Украины (Полтава, Харьков, а также из Павлоградского уезда Екатеринославской (Днепропетровской) губернии. Государство всячески поддерживало переселенцев, бесплатно предоставляя им необходимые материалы: дерево, стекло, краску, скот, семена, земли (по 15 га пахотной земли и по 15 га пастбищ) и даже на 10 лет освободило от налогов. Со временем вокруг Павлоградки стали основываться и другие поселения (в 1910 г. их уже насчитывалось более 50). Земли расширялись, развивались. Также появился торговый путь, соединяющий Казахстан с Омском. Обязательной составной частью каждой деревни была площадь, где строили школу, здание волости и, конечно же, храм. В Павлоградке было построено двухклассное училище и небольшая церковь. Переселенцы возвели больницу, в штате которой был один врач, один фельдшер и две фельдшерицы.

Освоение южных земель Омского уезда шло прогрессивно. Переселенцы своими усилиями, невзирая на тяжелые природные условия, работали по намеченному плану, приводя местность в благопристойный вид. Но, несмотря на занятость и неотложные деревенские дела, крестьяне-переселенцы не забывали о своих духовных потребностях.

Переселенцы, очутившись на новом месте, остро нуждались в моральной поддержке, которую привыкли получать от Церкви. Вера, любовь к Богу и сердечная молитва всегда помогали обрести человеку надежду на будущее и успокоение души. Но жить так, как предписано церковным уставом, не представлялось возможным по понятным причинам. Как пишет в своем труде священник Омского Кафедрального Собора К.Ф. Скальский: «Сами переселенцы прекрасно сознают настоятельную необходимость сооружения храмов... почти в каждом из посещенных мною поселков крестьяне со слезами на глазах умоляли меня об оказании им содействия для устройства церкви» [2, с. 21].

Рассмотрев историю развития Православия на территории Павлоградского района, мы пришли к выводу, что появление, распространение и развитие религиозных отношений в регионах напрямую зависело от идеологических, политических и экономических изменений в стране и в отдельно взятом регионе. Несмотря на огромное расстояние от столичных городов и центральной власти, радикальные перемены в отношении Церкви и государства, проводимые новой властью, постепенно дошли и до сибирской глубинки.

И, конечно, как исторический процесс историю Православия в Павлоградском муниципалитете, как часть истории развития Православия в России, необходимо систематизировать и условно разделить на хронологические этапы (периоды).

Периодизация начинается с момента появления первых переселенцев и открытия первого в степном крае молитвенного дома в честь Успения Пресвятой Богородицы в 1901 г. Первый период заканчивается 1917 г. - теми изменениями, которые произошли в стране и явились коренной ломкой в отношении государства и Церкви.

В течение первых полутора десятков лет на территории района было образовано 13 церквей, молитвенных домов и молитвенных комнат.

Почти в каждом более-менее крупном поселении был свой Приход, в основе своей крупный, насчитывающий более тысячи прихожан, съезжающихся на Богослужение из мелких, постепенно возникающих и растущих селений. На протяжении этого этапа Православие на Павлоградской земле росло и развивалось. В результате исследования мы пришли к выводу, что не все переселенцы, осваивавшие степной край Западной Сибири и юга Акмолинской (Омской) губернии, жили по канонам церкви, как того требует Православная вера.

С 1917 г. до 1930-х гг. начался второй этап, когда жители Павлоградской волости без особых народных волнений поддержали богоборческую власть и ее антирелигиозную политику. Все здания церквей в короткое время были осквернены, разграблены, подверглись общественному поруганию и разрушению до основания.

Жизнь в Павлоградской волости до революции была деловой, размеренной. Свержение Самодержавия не вызвало каких-либо волнений и беспокойства и не отразилось какими-либо серьезными изменениями в жизни и быту крестьян, сибирской деревни. Жизнь села шла своим чередом, открывались новые храмы.

Все события, происходящие в городах, тем более в столице, доходили до деревень с опозданием. Новую советскую власть жители Павлоградской волости приняли всей душой. «Лозунг большевиков «Земля крестьянам» не претворялся в жизнь, никакого передела земли не было. Все было по-прежнему, жизнь продолжалась», этими словами описывает Н.А. Свиркин реакцию односельчан-павлоградцев на происходящие в стране политические процессы [5, с. 77]. В России еще в годы Февральской революции поддерживаемое обер-прокурором Львовым, набирает силу обновленчество, руководителями и идеологами которого являются Петроградский священник (из крещеных евреев) Александр Введенский и Архиепископ Антонин (Грановский), отправленный на покой еще в 1908 г.

Обновленчество докатывается и до сибирской глубинки. Волна антирелигиозной политики большевиков докатилась и до степного края Омска. На территории Павлоградской волости, которая с 1923 г. стала называться Павлоградским районом, с 1925 г. стали появляться Союзы воинствующих безбожников, его молодежное крыло. Вместе с атеистической пропагандой, увещеваниями, насмешкой над чувствами прихожан шло насильственное отчуждение верующих от церкви. Согласно Протоколам заседание областной комиссии по рассмотрению вопросов культов при президиуме за 1935-1938 гг. от президиумов райисполкомов (РИК), информация о использовании молитвенных зданий в Павлоградском районе отсутствует [8, л. 96] (рис. 1, 2).

Согласно отчету Павлоградского РИК от 8 июня 1932 г. на территории района уже не было ни одной церкви, молитвенного дома и сектантских молитвенных домов [8, л. 235]. Первой пострадала Свято-Тихоновская церковь, расположенная в районном центре. В 1926 г. комсомольцы веревками свернули колокольню, разрубили ажурный красивый забор, уничтожили посадку вокруг церкви. Пропагандирующие атеизм развели на центральной площади огромный костер, молодежь прыгала вокруг него и бросала в пламя иконы [9, с. 7].

№ 1, 2017 (2)

.православная педагогика

Иерей терещенко Вячеслав «История Православия в Омском Прииртышье в 1900-1941 гг. (на примере Павлоградского района)»

ГИАОО. Ф. 1326. Оп. 04. Д. 38. Л. 320

ГИАОО. Ф. 1326. Оп. 04. Д. 38. Л. 324

№ 1, 2017 (2)

■^православная педагогика_

Иерей терещенко Вячеслав «История Православия в Омском Прииртышье в 1900-1941 гг. (на примере Павлоградского района)»

Под давлением властей настоятель Тихоновского храма, благочинный Павлоградского округа, священник Феодосий Патрушев переходит в обновленчество. В течение 4 лет священник пытался восстановить приход. В результате от благочиния отпали, оставаясь тихоновского направления, приходы с. Юрьевка, Белоусовка, Сте-пановское, Дувановка, Генераловка, Любомировка [10, л. 107].

В течение восьми лет бывший священник Божедаровской Церкви служил в районном центре, являясь настоятелем и благочинным. На момент приезда на Пав-лоградскую землю он являлся опытным священником. В 1914 году священник Феодосий Патрушев служил настоятелем молитвенного дома поселка Захаровское, Акмолинской губернии, Акмолинского уезда в возрасте 34 лет. В феврале был вынужден оставить приход ввиду непосильного его обложения семенным фондом. На заседании Омского Епархиального Церковного управления, состоявшегося 6 мая 1930 года, он отсутствовал. Служение в храме Феодосий Патрушев оставил навсегда (рис. 3, 4).

Из-за невнесения семенного фонда имущество храма было распродано [12, л. 64]. Руины храма снесли, доски и кирпичи фундамента использовали для постройки деревянной школы и стадиона, которые существуют и поныне.

Среди архивных данных сохранилась справка по изъятию церковных ценностей из церквей Павлоградской волости Омского уезда от 16 июня 1922 г., согласно которой в районе волости на июнь 1922 г. имелась одна церковь в селе Павлоградском и 2 молитвенных дома в р. п. Ясная Поляна и Кохановка. При осмотре 15 июня из Павлоградской церкви были изъяты чаша, дискос, звездица, ложица, 2 тарелочки и крест, серебряные вещи весом 2 ф. 39 зол., которые были отправлены в уфинотдел. Из молитвенных домов в с. Кохановки и Ясной Поляны ничего изъято не было (акт от 16.06.22 г. за № 1191) [12, л. 59].

Акты о закрытии храмов подписывал председатель Волисполкома Попок А. и секретарь-делопроизводитель Н. Цебулка [13, с. 84] (см. табл. 1).

Таблица 1

Преобразование бывших зданий церквей на территории Павлоградского района под общественные нужды

Наименование населенного пункта Преобразование здания

П. Павлоградка Снесено

С. Белоусовка Клуб

С. Краснодарское (Царско-Дарское) Разобрано на материал

С. Ново-Уральск Контора

С. Божедаровка Клуб, изба-читальня

С. Явлено-Покровка Клуб

С. Пашенная Роща Снесено

С. Юрьевка Сгорело, фундамент разобран на материал

С. Ярмоклеевка Сельпо

С. Кохановка Военкомат

№ 1, 2017 (2)

ВР0Т0К0Л___И_ _22 .............

ОМСКОГО ШАРАНАЛЬНОГО ЦЕРКОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ С СТИЕМ 0.0. ВЛАГОЧИННЫл ШАРДШ ОТ 23/У-1Э30 ГОДА ПРИСУТСТВОВАЛИ: МАТФИМ,Архиепискоа Омский, члены Е.Ц.У: Прото Иврвй ПАВЕЛ ГОРИЗОНТОВ,Прот.Ананяй АРТШЕНКО. благочинные: Священник Степан ДЕСЛТЫХ.П рот.КА-ТОРГИН Алексей,Свящ.ГРИГОРЬЕВ.Стефан,Прот.ТИХО МИРОВ Яков,Свящ.ТРОФИМОВ Никита,Свящ.ПОПОВ Васи

Заседание происходит с разрешения Омского дкр"адмотдела от 21 иая сего года за «г 3-14-56 . Председательствует Архиепископ МАТМи,Секретарь Прот. КАЮРГИН.

Открывая заседание.Архиепископ МАТФИй сообщает соб ранию.что б/У- сег. года в Москве скончался первоиерарх русской православной церкви,Председатель С в.Синода пра вославных церквей СССР Бысокопреосвященнейиий ВЕНИАМИН Митрополит московский и предлагет почтить память умерве го вставанием и пением вечной памяти, собравшиеся поют "вечная память",а эатем Ар.М&здии доложил собранию, что поедаваедошраима Св .Синоду следующего содержания: "см* Первоиерарха для обновленчества незаменима„зся еяархш приносит соболезнования и молится за упокойо души." г; текст телеграшш собранием одобреи ПОСТАНОВИЛИ : распубликовать по епархии с предложением отслужи жить по всей епархии заупокойные литургии по усобием и пред ложить всем верующим и священнослужителям записать в нодич» ный синодик имя новопредставленного Митрополита ВЕНИАМИНА СЛУШАЛИ : доклад Архиепископа Матфия о положение церковных дел на территории СССР, и в частности 0 мской епархии за

Ф. 1326. Оп. 01. Д. 80. Л. 99-102

А ^^ <) /уу*ч А ^^ о /уу^^ ^^ <) /уу^А ^^ <) /ууА^ ^^ с)

^^православная педагогика_

Иерей терещенко Вячеслав «История Православия в Омском Прииртышье в 1900 - 1941 гг. (на примере Павлоградского района)»

первую половину 1930 года ПОСТАНОВИЛИ : что православных Общин .состоящих в веде

нии Священного Синода в том числе и Омской Епархии коли' чественно не сомнение, поэтому и считать значительную долю в этом росте нужно отнести за счет правильной линв и здорового руковдства нашего соборноправного высшего Органа синода,а вместе с тем и в.ц.У. предложить дух? -венству епархии через о.о. благочинных войти в непосредственное соприкосновение с соседними тихоновскими священниками,раз"яснив им правильное руководство церко! ной жизни у обновленцев,нашу организованность,нашу взг имную увявку и нашу защиту духовенства,что нет у старо церковников в частности у епискрпа Аркадия,примером это му служит история со многими священниками и приходами СЛУШАЛИ : доклад о положении дел в Павлоградском благ, нии.

ПОСТАНОВИЛИ :рассмотрев все материалы Е.Ц.У. по делу Павло-рад ского благочиния,заседание установило,что бывшии бл гочинный района овящ. ПАТРУШЕВ допустил полную халатность к своим обязанностям,расшатал благочиние при ог тствии близкого руководства,вселедствии чего оказалос в наличии ряд закрытых храмов,отсутствие личных в*т«* по благочинию в результате чего не только не расш благочиние,а утеряде»,поэтому не мог привести к еди, других староцерковнических приходов,не смотря на их » лание-так например: села ¡¿ровское, черноус овское, Отеп.

сксе,Дуванское,Генераловское,Любомировское и ДР-А поо

му Заседание находит необходимым подтвердить пост?,"' ние Президиума Е.Ц.У. от 3/1У- сего года о снятии РУШЕВА с благочиния и прихода и предложить ему пер-

Ф. 1326. Оп. 01. Д. 80. Л. 100-102

№ 1, 2017 (2)

• - ~ ~

V - > ■ - '

ему в другой район и чем скорей,тем для дела лучше,до зав на деле свое подчинение Высшим Церковным Органам,чем и изгладится все его промахи.

СЛУШАЛИ : докдадн о положении дел в благочинних.

ПЛ(УШОВИЛй:признать благополучными благочиния:Омское,Яалачин ское,Черлаковскоо,Тнкалинское,Ворисавское.необходим выезд кого -либо из членов Е.Ц.У. в благочиния Иссилькульское.Икон никовсков.Любинскоэ,Полтавское и Крутинское.Благочинного пос леднегоДЕСЛЙи Стерна,согласно его прошения,по семейным об стоятельствам-^перэвести для пользы службы, в село рыбино.на значив его благочинным и уполномоченным Е.Ц.У. по Рыбинскому району,о чем и выдать ему надлежащий указ.

СЛУШАЛИ : доклад Председателя о положении критического ^вечного вопроса в епархии,а вместе с этим и словесные заяв ления гр. КАЛАЧЕВА.кустаря свечного производства.

ПОСТАНОВИЛИ : церкви и епархии не могут оставаться без удовлет ворения предметов религиозного кулвта в том числе и церковных свечей,а по сему просить Окружные Гражданские власти о беспре пятственнои закупке сырья-воску хотя в минимальном количест ве .исходя из расчета ОДИН ПУД или 16 кило на церковь в 150 церквей. Весь воск передавать в переработку кустар.о калаче ву рапределяя строго пропорционально по потребностям каж— дой церкви.

СЛУШАЛИ : доклад Настоятеля Кафедрального Собора о катает г веском положении самого собора,как-то :частичный ремонт крыщ-застекление окон в соборе,починка парового отопления,по купка угля для отопления,а равно и членов причта Кафедрального собора.

ПОСТАНОВИЛИ : пять процентов от свечной операции отчислить на содержание кафедрального собора,пять процентов на содержание причта.

ка-^х^

АЧЛЛ cSYi) лЧЛЛ cSYi) АЧЛЛ CSY5) аЧДЛ CSYS) A 191

Щ-_,православная педагогика_

Иерей терещенко Вячеслав «История Православия в Омском Прииртышье в 1900-1941 гг. (на примере Павлоградского района)»

- 4 -

СЛУШАЛИ : заявление Председателя Собрания о^гом.что в виду дороговизны гциапи увеличить содержание Правящему епархиек .

■V

ПОСТАНОВИЛИ : подтвердить Постановление Президиума З.Ц.У. от 24 .Апреля сего года г 13 об увеличении жалования Правящему епархией Архиепископу МАТеИЮ до СТА рублей в месяц с 1-го Апреля с/г покрыв эту сумму за с приходов бквшего Тарского округа.

СЛУШАЛИ : заявление Протоиерея Р0РИ30НТ0ВА о назначе кии ему налованяя .как члену Е.Ц.У. в виду его критическо го материального положения.

ПОСТАНОВИЛИ : назначить жалование Прот.ГОРИЗОНТОВУ по 2В по / двадцать пять/рублей в месяц по мимо проездных покрывая эти расходы за счет вновь присоединяющихся староцерчовнических приходов,назначив с первого Июня с/г СЛУШАЛИ : словесное заявление члена Е.Ц.У. Прот.АРТии

НКО об уплате ему задолЖЕННОСТИ ЗА 1929 год"проездныг П0СТАН03ИЛИ : по мере наличия в кассе Е.Ц.У» сумм выпле вать о. АРТШйНКО постепенно.

Подлинное подписали :

Председатель Собрания .....Архиепископ МАТФИЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Члены Собрания 9 подписей.

С подлинным в е

Третий этап с 1932 года по 1941 г. - это период, в который уже повсеместно бытуют атеистические настроения, религия становится пережитком прошлого, источником невежества, опиумом для народа. В этот исторический период запрещалось говорить о своей религиозной принадлежности и отношение к вере. Несмотря на это, данные переписи населения в 1937 г. показали, что около 70% населения считали себя православными.

В 30-е гг. по всей стране была развернута гигантская кампания по закрытию храмов, прежде всего на селе, происходившая в обстановке грубого насилия. Добровольная общественная организация «Союз воинствующих безбожников», основанная в 1925 году, мобилизовала для этой кампании профессиональные и партийные организации, Дома культуры и профсоюзы (см. рис. 5).

Журнал «Безбожник», май 1931 г.

(Павлоградский районный краеведческий музей)

Все церкви закрывались по одному, заранее составленному РКБ(б) сценарию. В деревню, где были церковь или молитвенный дом, выезжал представитель из района и проводил с жителями собрание. На нем предполагалось составить заявление от верующих и дать подписку на содержание своими силами прихода.

Малограмотные и почти неграмотные крестьяне боялись казенных бумаг и отказывались ставить в протоколах свои подписи. Получалось, что церковь содержать некому. Священников подвергали травле, заставляя отрекаться от веры, запугивали, и они бросали службу и выезжали. Церкви пустовали, богослужения в них не проводились. По решению сходов здание приспосабливали для культурно-досуговых и других нужд общества.

№ 1, 2017 (2)

■^православная педагогика_

Иерей терещенко Вячеслав «История Православия в Омском Прииртышье в 1900-1941 гг. (на примере Павлоградского района)»

В советский период в Павлоградке продолжали существовать община верующих, которые встречались втайне. Свои молитвы к Богу они возносили, встречаясь в своих домах поочередно, так как это было сопряжено для них с опасностью. Конечно, эти общины были немногочисленными. Но именно благодаря этим «белым платочкам» (в основном это были женщины), их любви к Богу, их вере, терпению, их смирению и было сохранено Православие, его история в Павлоградском муниципалитете в период советской власти.

Библиографический список:

1. Берковская З.Н. Становление и развитие Омской епархии в конце XIX начале XX в. // Омский научный вестник. - Омск, 2008. - № 4 (69). - С. 25-27.

2. Скальский К.Ф., священник. Омская епархия: опыт географического и исто-рико-статистического описания городов, сёл, станиц и посёлков, входящих в состав Омской епархии. - Омск.: Типография А.К. Демидова. - Омск, 1900. - 422 с.

3. Голошубин И.С., священник. Справочная Книга Омской Епархии. - Омск.: Типография «Иртыш», 1914. - 1250 с.

4. Павлоградский районный архив. Ф.10. Ед. х. 4. Л. 78.

5. Свиркин Н.А. Павлоградские просторы. - Омск.: Ом. гос. ун-т., 1998.

6. Государственный исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. 16. Оп. 6 (Метрические книги Омской Духовной Консистории (по приходам).

7. Азарова Л.В. Географические аспекты становления села Павлоградка // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. - Омск, 2002.

8. ГИАОО. Ф. 437. Оп. 6. Д. 295. Л. 96.

9. Руденко Н. Степное царство - Павлоградка // Омские единороссы. - Омск: 6 марта, 2007. С. 7.

10. ГИАОО. Ф. 1326. Оп. 1. Д. 80. Л. 107 (Переписка с окружными исполнительными комитетами и районными административными отделами о контроле за деятельностью учреждений религиозного культа с 1 октября 1929 года по 21 августа 1930 г.).

11. ГИАОО. Ф. 1326. Оп. 1. Д. 80. Л. 64.

12. ГИАОО. Ф. 1326. Д. 150. Оп. 1. Д. 104. Л. 59.

13. Лебедева Н.И. Храмы и молитвенные дома Омского Прииртышья. - Омск: ОМГПУ; Издатель-Полиграфист, 2003.

t)k 194

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.