The article focuses on one of distinguishing features of the phenomenon of Russian charity in the XIX-XX th centuries as nepotism (on the example of basic eleemosynary dynasties).
Key words: nepotism, charity, mercy, eleemosynary dynasties.
Получено 20.02.2011 г.
УДК 930.1:271.22-9-84 “1861/1904”
Е.И. Кочеткова, соискатель, ассист., 89534215535, ventus.rei@mail.ru (Россия,Тула, ТулГУ)
ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ (1861 - 1904 гг.): К ИСТОРИОГРАФИИ ПРОБЛЕМЫ
Дан историографический анализ исследовании второй половины XX - начала XXI вв. по теме «Конфессиональная политика государства и церкви и церковногосударственные отношения с 1861 по 1904 гг». Научные труды разделены на 2 периода: советский и современный (с конца 80-х гг. по настоящее время).
Ключевые слова: отечественная историография, конфессиональная политика, церковно-государственные отношения, советский и современный периоды.
Взаимоотношения церкви и государства в России всегда носили весьма специфический характер. В православии слитком сильна византийская традиция: церковь и государство - это религиозная и политическая общность, связанная корнями, фактически родственной кровью, «симфония власти», как назвал это в своей шестой новелле византийский император Юстиниан. Церковь в данном случае заботится об угождении Богу, а государство - обо всем прочем, необходимом человеку в жизни. Подобные государственно-церковные отношения порождали довольно много противоречивых факторов: с одной стороны, церковь имела огромный авторитет, доступ к власти, образованию, возможность направлять Россию в период испытаний. За последние сто лет изменилось многое. Но только не сама схема церковно-государственных отношений. С начала XX века Русская Православная церковь формально отделена от государства, но необходимость в национальной идее все больше подталкивает государство к мысли о преобладающей идее Православия на территории России.
Начнем анализ работ с рассмотрения советских изданий, содержание которых соответствует марксистско-ленинскому подходу к религии и церкви.
Названия многих трудов данного исторического периода говорят сами за себя. Например, «Православная церковь - враг просвещения» Е.Ф. Грекулова. О взаимоотношениях государства и церкви XIX века в первой главе данного издания говорится: «Церковь в союзе с
самодержавием выступала в роли неистового гонителя просвещения
народных масс, в роли рассадника невежества и самой темной идеологической реакции» [1, с.3]. В своей книге автор настаивает, что правительство использовало духовенство, чтобы задержать просвещение народа.
В 1965 году вышел сборник документов о религии и церкви [2]. Он представляет собой собрание основных документов - решений съездов коммунистической партии, постановлений ЦК, декретов и циркуляров Советского правительства и характеризует политику партии и государства по отношению к религии и церкви.
Еще одно издание, вышедшее в 1967 «Церковь в истории России: критические очерки», оценивает деятельность духовного ведомства как усиление клерикализма. Автор говорит о том, что духовное ведомство вмешивалось во все стороны государственной и общественнополитической жизни. «В этот период сложился русский клерикализм, который значительно повысил роль духовной цензуры,
распространявшейся на все области творческой деятельности, расширил компетенцию духовного суда, присвоившего себе юрисдикцию по многим делам нецерковного характера. [3, с. 236].
Также о русском клерикализме пишет уже упомянутый ранее Е.Ф. Грекулов в другой своей книге «Церковь, самодержавие, народ». «Правительство не оказывало сопротивления растущему клерикализму русской церкви. Многие правительственные решения нередко предварительно согласовывались с церковными иерархами - это делалось для придания решениям большего авторитета» [4, с. 10].
По своим идеям не отличается от вышеуказанных изданий и книга «Религия и церковь в истории России», вышедшая в 1975 году. Здесь авторы начинают повествование с Крещения Руси и заканчивают современным им периодом. Церковь они называют «крупнейшим пережитком крепостнических порядков, тормозивших процессы социально-экономического и политического развития» [5, с. 12].
В 1976 году вышла коллективная монография «Религия и церковь в современную эпоху» [6]. Авторы поставили перед собой задачу - дать критический анализ положения религии и церкви в современную историческую эпоху, показать их роль в общественно-политической и духовной жизни. Также следует отметить, что большое внимание, по словам авторов, в монографии уделено анализу причин и существа кризиса религии и религиозного модернизма.
Работа В.В. Клочкова представляет собой марксистский анализ взаимоотношений государства, права и религии. Автор характеризует взаимодействие государства и церкви на примере их преследования старообрядцев и сектантов, дискриминации нерусских национальностей, насильственном приобщении к православию иноверных, сохранении домостроевских нравов [7].
Следующей, которую мы рассмотрим среди советских работ, является книга Ю.А. Розенбаума [8]. Автор попытался проанализировать и разъяснить действующие в современный ему период нормы различных отраслей советского законодательства, регулирующие взаимоотношения государства и церкви. Раскрывая намеченную тему, автор исходил «из известного марксистско-ленинского положения о том, что главной гарантией подлинной свободы совести является полное и фактическое отделение церкви от государства и школы от церкви» [8, с. 7].
В 1985 году вышла история русской церкви Н.М. Никольского. Согласно сборнику 90-х гг. «Церковь, общество и государство в феодальной России» данная книга явилась первым опытом марксистского исследования истории православной церкви в России. На передний план в труде Никольского выдвинуто значение социально-экономических условий и классовой борьбы как решающе воздействующих на историю церкви [9, с. 337-338]. Никольский констатирует, что «...синодальная церковь была принудительной организацией, служившей крепостническому реакционному государству» [10, с. 330].
Итак, мнение времени и почти всех авторов советского периода сводится к негативному отношению к самой Русской православной церкви и к государству тоже, так как «церковь верно служила самодержавию» [3, с. 237].
Перейдем к рассмотрению постсоветских работ. Они все еще несут в себе отпечаток прошлого советского времени, но в них уже намечаются новые тенденции, то есть более лояльное отношение к Русской Православной церкви и ее деятельности. В связи с празднованием тысячелетия Крещения Руси повышается интерес к изучению истории Русской Православной церкви и ее наследию.
В 1989 г. вышел сборник содержательных статей «Русское православие: Вехи истории». Произведение ставит цель дать объективное освещение отдельных этапов и основных проблем взаимоотношений Русской Православной церкви и государства со времени принятия христианства на Руси до наших дней. Авторы впервые отмечают достижения церкви в сфере образования и религиозной мысли. О взаимоотношениях церкви с властью находим сведения во всех главах издания, хотя авторы оценивают эти взаимоотношения не всегда положительно, так же как и само самодержавие в целом. Так, например, в главе «Церковь в пореформенные десятилетия XIX в.» говорится: «С момента коронации, когда Московский митрополит Филарет произнес свою программную речь, обращенную к царю, и до смерти Филарета не было ни одного облачка на ясном небосводе взаимоотношений церкви и светской власти» [11, с. 343]. Самодержавие через церковь пыталось управлять народом и в связи с этим создавало всяческие привилегии для духовного сословия - основная мысль рассматриваемого сборника.
В работе Н.П. Красникова «Русское православие, государство и культура» подчеркивается важная роль всего православия в единении российского государства: «Хорошо известно, что православная церковь с начала своего существования и до свержения самодержавия во время Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. верно служила великокняжеской, а затем - царской власти. Единодержавие, выросшее у нас вместе с церковью и в неразрывном единении с нею, вместе с церковью укрепило, собрало и спасло государственную целостность русской земли и создало государство российское» [12, с. 14]. Красников говорит, что традиционный взгляд на призвание церкви служить самодержавному государству, быть его союзницей осуждали как противоречащий сущности христианства еще внецерковные и церковные религиозные реформаторы конца XIX - начала XX вв.
При характеристике исследований 90-х гг. необходимо отметить, что в отечественной историографии отсутствуют специальные исследования конфессиональной политики. Она всегда рассматривалась в рамках национальной политики. Долгое время в отечественной историографии господствовал негативный взгляд на национальную политику государства. Только в последние десятилетия стали появляться исследования, где оценки национальной политики были не столь однозначны. Так, в статьях
В. С. Дякина прослеживается национальная политика в России в XIX -начале XX веков. Автор оценивает ее как непоследовательную и противоречивую. Однако, по его мнению, к достоинству национальной политики, можно отнести то, что она всегда проводилась избирательно, по отношению к конкретным народам, на конкретном временном отрезке: «Официальных документов, формулировавших принципы национальной политики царизма в целом, не существовало. Эта политика формулировалась всегда применительно к конкретным конфессиям и народам на том или ином этапе» [13, с. 131].
В кандидатской работе А. А. Дорской подробно освящается история законопроектов о свободе совести 1905 - 1917 гг. [14]. Работа над этими законами велась II и III Государственной Думой, но так и не была закончена. Автор считает, что это было обусловлено «во-первых, позицией правительства, борющегося за сохранения православием прав господствующей церкви; во-вторых, деятельностью Государственного Совета, который не одобрил ни одного из немногочисленных принятых Думой по данному вопросу законопроектов». В докторской диссертации автора (во второй главе) рассматриваются государственно-церковные отношения в Российской империи и их правовое регулирование. Автор говорит, что при изучении соотношения государственного и церковного права Российской империи исходным положением является то, что первенствующее и господствующее положение было у Русской Православной церкви [15, с. 23]. Касательно национальной политики
говорится следующее: «государственное вмешательство в управление нехристианских религиозных союзов формально отрицалось, но регламентировалось индивидуальное поведение каждого нехристианина как подданного Российской империи» [15, с. 24].
В исследовании М. А. Волхонского рассматривается национальная политика во второй половине XIX - начале XX веков. Автор отмечает, что в конце XIX в. ключевым направлением национальной политики стала культурная русификация нерусского населения империи. При этом тождественность понятий «русский» и «православный» в сознании правительственных верхов привела к тому, что одним из принципов культурной «русификации» стала поддержка государством церкви в распространении православия среди нерусского населения. «В
царствование Александра III мероприятия правительства в отношении окраин и инороднического населения приобретают характер целенаправленной национальной политики, содержание которой отразилось в девизе «Россия для русских». Однако, несмотря на значительные усилия правительства в деле русификации окраин, больших успехов не было достигнуто» [16].
В трудах отечественных светских и церковных ученых С.С. Бычкова, Е.А. Вишленковой, С.В. Римского, А.Ю. Полунова, В.А. Цыпина история церкви, ее отношения с государством рассматриваются с позиции общечеловеческих ценностей. При этом их оценки роли государства в судьбе РПЦ во многом совпадают, хотя и не являются однозначными. Например, протоиерей В. Цыпин причины многих недугов, которые омрачали церковную жизнь на протяжении двух столетий, видит в петровских реформах [17, с. 109-134]. Историк С.В. Римский подобное положение РПЦ объясняет тем, что «православное государство в рассматриваемый период исходило из собственных представлений о благе церкви, ее месте и роли в жизни империи» [18, с. 560]. А.Ю. Полунов характеризует сложившуюся обстановку во второй половине XIX века, рассматривает взаимодействие власти и церкви и влияние данного взаимодействия на общество. Автор констатирует тот факт, что ситуация 50-60-х гг. XIX века настойчиво требовала проведения реформ в православии, укрепления влияния церкви на общество. В 1860-е гг. был принят целый ряд мер, призванных «раскрепостить» и оживить господствующую церковь, однако, подобные начинания в большинстве не привели к сколько-нибудь заметным изменениям в жизни церкви. Полунов связывает это, прежде всего, с тем, что государство, проводя реформы, имело в виду собственные интересы, а не потребности церкви [19].
В статье доктора исторических наук, профессора Санкт-Петербургского государственного университета С. Л. Фирсова анализируются взаимоотношения между церковью и государством, начиная с X века, когда Русь стала частью «византийского содружества»,
частью Византийской империи и заканчивая началом XXI века. Автор делает вывод: «Собственно, основные этапы церковно-государственных отношений и есть этапы постижения византийской идеи, сформулированной еще императором Юстинианом» [20, с. 188].
Сборник «Церковь и государство», вышедший в 2003 году [21], посвящен сложной теме взаимоотношений церкви и государства. Здесь подробно рассматриваются научно-исторические и духовные аспекты проблемы. Речь идет о неприкосновенности церковного имущества. Данное право было закреплено еще св. Князем Владимиром и Ярославом Мудрым в Уставе. Однако запрет на изъятие церковного имущества не остановил следующих за императором Петром I правителей России, как правило, женщин. При просвещенной императрице Екатерине II Церкви был нанесен еще более сильный удар. Согласно проводимой ею реформе Церковь окончательно лишалась своих имений, т.е. главных источников своих доходов, благодаря которым она несла просвещение народу и совершала различные благотворительные акции. Церковь почти окончательно была поглощена государством.
Современный исследователь О.С. Шутова [22] представляет церковно-государственные отношения как совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей между институтами государства и институциональными религиозными образованиями, одну из составных частей внутренней и внешней политики государства. Автор называет три формы церковно-государственных отношений: теократию, Государственную церковь и отделение церкви от государства. Шутова указывает, что политика, направленная на огосударствление РПЦ, началась еще в середине XVII века. Далее эта политика, юридически оформленная во времена Петра Великого и последовательно проводимая русскими самодержцами, к началу XX века привела к практически полной интеграции церкви в государственную систему, сделала ее частью административного аппарата.
В монографии Андрея Логинова [23] объектом исследования стала сфера отношений между государственными институтами и религиозными организациями. Эта тема рассматривается в широком историкокультурном контексте. Автор прослеживает историю развития государственно-вероисповедных отношений с учётом мирового опыта и социально-политической, а также культурно-духовной ситуации в России на разных этапах её жизни.
В статье Екатерины Элбакян [24, с. 7-15] характеризуется духовная атмосфера начала XX века. Проблема государственно-церковных отношений рассматривается в связи с обсуждением ее либеральной и церковной интеллигенцией. Либеральная российская интеллигенция начала XX века в целом негативно оценивала в Российской империи государственно-церковные отношения.
Теперь обратимся к современным диссертациям, защищенным в последнее пятилетие.
В 2004 году была защищена диссертация «Политико-правовые отношения Российского государства и Русской Православной Церкви» A.B. Третьяковым [25]. Автор определяет, что от характера отношений политической власти и Русской Православной Церкви во многом зависит, установится или не установится диалог между обществом и властью, а следовательно, гражданский мир и согласие. Третьяков пытается показать оптимальную модель государственной политики в сфере отношений с конфессиями. Он представил типологию, включающую характеристику основных моделей государственно-конфессиональных отношений.
В этом же году защищена работа А.Л. Беглова «Взаимоотношения Русской Православной Церкви и власти: история и современность» [26]. Автор делает акцент на том, что и богословы, и крупнейшие иерархи Русской Православной Церкви рубежа XIX - XX веков прекрасно сознавали тот общий глубокий кризис, в котором оказалась Русская Церковь в конце синодального периода, который начался с церковных реформ Петра Великого. Реформ, которые не были согласованы с внутренним каноническим правом Православной Церкви и которые закончились только с падением династии Романовых.
В 2005 году вышло региональное исследование Г.М. Платонова [27]. Как и ранее рассмотренный нами автор, Платонов указывает на противоречие между функциями церкви в государстве и обществе (в самом начале XX века), которые значительно обострились и вызвали кризис церковно-государственных и церковно-общественных отношений. Далее автор затрагивает события революции 1905-1907 гг. и ожиданий церковных реформ, которым не суждено было сбыться.
Сборник М.А. Бабкина [28] (а ранее защищенная диссертация) охватывает хронологически короткий период. Нас здесь будет интересовать самое начало XX века. Автор представляет большое количество документов, отражающих реакцию духовенства на свержение самодержавия. Основная тема работы - это роль духовенства в ликвидации монархического образа правления в России. В целом сборник дает основание для весьма непривычного вывода: духовенство и церковь оказались ни «реакционны», ни «революционны», они весьма пассивно следовали за развитием событий, что и облегчило не только ликвидацию самодержавия, но и приход к власти большевиков.
В работе А.Г. Семашко [29] представлена Русская Православная Церковь в государственном механизме Российской империи XIX века. Причем автор рассматривает два аспекта данных взаимодействия: исторический и правовой. Диссертация сформулировала ряд положений, в которых говорится, что государственная власть в XIX веке, превратив Русскую Православную Церковь в структурное звено государственного
механизма, опиралась в своей политике на церковь, признавая ее широкие возможности нравственного влияния на людей. Хотя включение Русской Православной Церкви в структуру государственного механизма имело и положительные стороны. А именно, массовое обучение народа грамоте, создание сети государственных и частных социальных учреждений для нуждающихся в помощи и т.д. Тем не менее, на протяжении всего XIX века государственная власть России контролировала и законодательно ограничивала деятельность Русской Православной Церкви.
Итак, подведем итоги по проблеме конфессиональной политики государства и церкви и церковно-государственным отношениям.
Советские издания объединяют государство и церковь, говоря, что первое использовало второе, чтобы задержать просвещение народа. Вообще рассматриваемые авторы оценивают данный период как усиление русского клерикализма, суть которого заключалась в том, что духовное ведомство вмешивалось во все стороны государственной и общественнополитической жизни. По словам издания 1967 г. «церковь верно служила самодержавию» [3, с. 237].
Многие исследователи характеризуют взаимодействие государства и церкви на примере их преследования старообрядцев и сектантов, дискриминации нерусских национальностей, насильственном приобщении к православию иноверных. Такова в целом оценка конфессиональной политики государства и церкви в советской историографической науке 5070-х гг. XX века.
Исследования 80-х годов более лояльно относятся к Русской Православной церкви и ее деятельности. Это можно связать с празднованием тысячелетия Крещения Руси. Авторы впервые отмечают достижения Церкви в сфере образования и религиозной мысли. Взаимоотношения церкви и власти оцениваются не всегда положительно, также как и само самодержавие в целом [11, с. 343]. Н.П. Красников делает вывод, что «в результате шедшего весь XVIII в. и в первую половину XIX в. процесса «огосударствления» церковь была превращена в структурный элемент государства, в «ведомство православного исповедания» [12, с. 31].
В последнем десятилетии XX и начале XXI вв. преобладает более объективное рассмотрение вопросов конфессиональной политики церкви и государства и государственно-церковных отношений. Следует отметить, что в отечественной историографии 90-х гг. отсутствуют специальные исследования конфессиональной политики. К таким следует отнести работы B.C. Дякина, A.A. Дорской, М.А. Волхонского. Такие авторы, как С.С. Бычков, Е.А. Вишленкова, С.В. Римский, А.Ю. Полунов, В.А. Цыпин, отмечают критическое состояние Русской православной церкви и говорят о необходимости церковных преобразований. Например, А.Ю. Полунов констатирует тот факт, что «ситуация 50-60-х гг. XIX в. настойчиво
требовала проведения реформ в православии, укрепления влияния церкви наобщество» [19, с. 125].
Исследования начала XXI в. заключают, что даже «проводимые просвещенными монархами церковные реформы на самом деле стали лишь петлей для удушения самодержавия и государства Российского» [21, с. 18]. Современные историки отмечают, что церковь полностью влилась в государственную систему, которая сделала ее частью административного аппарата, и приходят к выводу о необходимости отделения церкви от государства, так как государственная власть России на протяжении всего XIX в. законодательно ограничивала деятельность Русской Православной Церкви.
Таким образом, рассмотренный вопрос о научных трудах по проблеме конфессиональной политики государства и церкви и церковногосударственным отношениям позволяет констатировать, что история Русской Православной церкви, ее отношения с самодержавным государством, эволюция этих отношений в пореформенный период представляется совершенно новой темой в современной отечественной историографии. Она либо не разрабатывалась вовсе, либо долгие годы насаждалась обличительная оценка православия и Русской церкви. Между тем русскому самосознанию присуще религиозное мировоззрение. Оно играло существенную, а часто и определяющую роль в историческом процессе России.
Список литературы
1. Грекулов Е.Ф. Православная церковь - враг просвещения. М., 1962. С. 3.
2. О религии и церкви. Сборник документов. М.: Изд-во
политическойлитературы, 1965. 128 с.
3. Церковь в истории России (IX - 1917 г.). Критические очерки. М., 1967. С. 236.
4. Грекулов Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ. М., 1969. С. 10.
5. Религия и церковь в истории России (Советские историки о православной церкви в России). М.: Мысль, 1975. С. 12.
6. Религия и церковь в современную эпоху. М.: Мысль, 1976. 328 с.
7. Клочков В.В. Закон и религия (От государственной религии в России к свободе совести в СССР). М.: Политиздат, 1982. 160 с.
8. Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь. М.: Наука, 1985. 176 с.
9. Церковь, общество и государство в феодальной России. М.: Наука, 1990. С. 337-338.
10. Никольский Н.М. История русской церкви. 3-е изд. М.: Политиздат, 1985. С. 330.
11. Русское православие: Вехи истории. М., 1983.
12. Красников Н.П. Русское православие, государство и культура (Историческийаспект). М.: Знание, 1989. С. 14.
13. Дякин B.C. Национальный вопрос во внутренней политике царизма ((XIX - нач. XX вв.) М.: Изд-во Мисс, 1998. С. 131.
14. Дорская А. А. Вопрос о свободе совести в Российском законотворчестве 1905-1917 гг.: автореф. дис. ... канд. истор. Наук. СПб., 1997.
15. Дорская A.A. Церковное право в системе права Российской империи конца XVIII - начала XX вв.: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: М, 2008. С. 23.
16. Волхонский М.А. Национальная политика и правительственные круги накануне и в годы первой русской революции: автореф. дис. ... канд. истор. наук : М., 2003.
17. Цыпин В.А. Русская Православная Церковь в синодальную эпоху / Православная церковь. РПЦ. М.: Церковный научный центр. «ПЭ», 2000. С. 109-134.
18. Римский С.В. Российская Церковь в эпоху великих реформ. М.:
Крутицкое Патриаршее Подворье: общество любителей церковной
истории, 1999. С. 560.
19. Полунов А.Ю. Под властью обер-прокурора Синода: Православная церковь в царствование Александра III. М.: АИРО-ХХ, 1996.
20. Фирсов С.Л. Основные этапы в истории церковногосударственных отношений в России // Церковь и время. 2008. № 1 (42).
С. 189.
21. Церковь и государство: сборник статей. Пермь: Православное общество «Панагия»; Православно-просветительский центр «Пересвет», 2003. 79 с.
22. Шутова О.С. Некоторые аспекты государственно-церковных отношений в России в XX веке // БОГ. ЧЕЛОВЕК. МИР: материалы ежегодной научной конференции, 2001 (электронный ресурс).
23. Логинов A.B. Власть и вера: Государство и религиозные институты в истории и современности. М., 2005.
24. Элбакян Е.С. Государственно-церковные отношения в дискуссиях либеральной и церковной интеллигенции в России начала XX века // Религиоведение. 2005. № 3. С. 7-15.
25. Третьяков A.B. Политико-правовые отношения Российского
государства и Русской Православной Церкви: автореф. дис. ... канд.
полит. наук: М., 2004.
26. Беглов АЛ. Взаимоотношения Русской Православной Церкви и власти: история и современность // Сибирская православная газета (История). 2004. № 6.
27. Платонов Г.М. Православная и общественно-политическая жизнь провинциальной России. 1900-1914 гг. На материалах Саратовской губернии. Саратов, 2005.
28. Бабкин М.А. Духовенство Русской Православной Церкви и свержение монархии (начало XX - конец 1917 г.). М.: Государственная публичная историческая библиотека, 2007. 532 с.
29. Семашко А.Г. Русская Православная Церковь в государственном механизме Российской империи XIX века: историко-правовой аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: М., 2007.
E.I. Kochetkova
Church-state relations (1861 - 1904): To the historiography of the problem.
The article represents the historiographic analysis of native researches during the second half of XX - the beginning of XXI centuries on the topic "Confessional policy of the state and the church and church-state relations from 1861 till 1904". The studies are divided in two periods: soviet and modern (from the end of 80-s till present time).
Получено 20.02.2011 г.
УДК 930:2
O.B. Лебедева, канд. ист. наук, доцент, (4712) 39-40-00, lebedeva ov@diss.kgsha.ru (Россия, Курск, Курская ГСХА),
З.Д. Ильина, д-р ист. наук, проф., зав. каф., (4712) 58-09-66, ilyina@kursknet.ru (Россия, Курск, Курская ГСХА)
ПАРАДОКСЫ «ПЕРЕСТРОЙКИ»: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА В ОТНОШЕНИИ РЕЛИГИИ
На историко-архивном материале рассмотрены изменения государственной политики в отношении религии и региональная практика по возрождению православной культуры в Центральной России в 1985 - 1990 гг. Проанализированы противоречия, проявившиеся на местах в условиях отказа в СССР от атеистической позиции и возрождения интереса к историческим истокамрегиональной культуре.
Ключевые слова: «перестройка», государственная политика, атеистическая пропаганда, 1000-летие Крещения Руси, Тульская, Белгородская, Курская, Липецкая области.
Эпоха «перестройки», распад Советского Союза и создание нового государства - России - время, сложнейшее для исторического анализа. Отказ от советских идеологических штампов, либеральные преобразования 1990-х гг., освобождение социальной сферы от политического давления -трудно провести беспристрастный анализ этих сравнительно недавних событий, так сильно изменивших облик России. В СССР началось