Вестник ПСТГУ III: Филология
Гусарова Екатерина Валентиновна,
ИВР РАН, СПб
2014. Вып. 5 (40). С. 22-32
Церковная иерархия
в позднесредневековой Эфиопии
Е. В. Гусарова
В настоящей статье рассмотрена история становления в Эфиопском государстве церковной, а отчасти и тесно связанной с ней светской иерархии, в позднесредневековый период на основе данных, содержащихся в хронике царя Такла Гиоргиса I. В тексте этого уникального источника достаточно подробно освещены отношения царя с различными деятелями Эфиопской Церкви, влиятельными придворными и другими сановниками. Через призму этих отношений просматривается структура церковной иерархии, значения соответствующих титулов и роль их обладателей в церковной и государственной жизни.
В статье в хронологическом порядке рассматриваются основные моменты в становлении в Эфиопском государстве церковной и тесно связанной с ней государственной иерархии. Основой для анализа послужили царские хроники1, в том числе Хроника2 Такла Гиоргиса I3, которая освещает первый этап правления этого монарха и содержит важные сведения о механизме взаимодействия Церкви с ним самим как с правителем страны и с иными институтами Гондарского царства4. С одной стороны, эти тексты изобилуют названиями разных должностей и титулов, подробно сообщают, кто, когда и почему их получил или лишился, но с другой, в них очень трудно найти ответ на вопрос, с выполнением каких имен-
1 Хотя большая часть Хроник введена в научный оборот, вне поля зрения ученых остаются наиболее поздние из них, относящиеся к «Эпохе судей».
2 Уникальный источник по истории позднесредневековой Эфиопии, находившейся в самом начале периода феодальной раздробленности, которую местная историография по аналогии с ветхозаветными временами называет «Эпохой судей». Нам известны три рукописи, содержащие текст хроники царя Такла Гиоргиса I. Две из них хранятся в фондах Британской библиотеки: Orient. 821 (см.: Wright W. Catalogue of the Ethiopie Manuscripts in the British Museum acquired since 1847. L., 1877. Р. 315-318); Orient. 820 (см.: Ibid. P. 314-315), и одна — в Национальной библиотеке Франции: Eth. 143 (см.: Zotenberg H. Catalogue des manuscrits éthiopiens (gheez et amharique) de la Bibliothèque nationale. P., 1877. P. 216-221). Тексты двух из них: Orient. 821 и Eth. 143, довольно схожие, но не идентичные, легли в основу настоящего исследования.
3 Правление этого монарха, которого приводили к власти и низлагали шесть раз, пришлось на июль 1779 — февраль 1784 гг., апрель 1788 — июль 1789 гг., январь 1794 — апрель 1795 гг., декабрь 1795 — май 1796 гг., январь 1798 — май 1799 гг., март — июнь 1800 г.
4 Это наименование, закрепившееся за Эфиопией позднего средневековья, происходит от названия его первой постоянной столицы Гондара, основанного в 1636 г. царем Василидом
(1632-1667).
но функций было сопряжено вступление в то или иное звание. Наша задача заключается в попытке «по крупицам» реконструировать должностную лестницу, ступени которой занимали священнослужители5.
Митрополит в Эфиопию назначался из Египта, по происхождению он был коптом, а не эфиопом и, следовательно, прибыв в новую для него среду, не мог досконально знать ее реалии, четко разбираться во внутренней ситуации и, как правило, свободно не владел ни геэзом, ни разговорным амхарским языком. Других же епископов в средние века в Эфиопии не было, для получения церковных постов достаточно было священнического сана.
К концу XVII в. в разобщенной и мультирегиональной стране сложилась достаточно развитая система военной, гражданской и церковной власти, нуждавшаяся в унификации и установлении для нее общих стандартов. Отсутствие четкого порядка наблюдалось и в структуре обширного и многофункционального царского двора. Необходимость систематизации в значительной степени оказалась связана с тем, что на многочисленных советах, которые царь собирал по разным поводам, участники брали слово в определенной последовательности, начиная с низших по званию и положению. Иногда на этой почве вспыхивали серьезные конфликты.
Государственное управление в Эфиопии было коренным образом реформировано и упорядочено при Иясу I (1682—1706)6, после чего оно претерпевало лишь незначительные изменения7. Со временем начался постепенный процесс превращения государственных должностей в даровавшиеся царем титулы, которые теряли свое реальное содержание и первоначальное значение.
К реализации задуманного плана Иясу I приступил в 1690 г., после кончины своей матери, царицы Сабла Вангель, принимавшей заметное участие в делах страны. Первым делом этот правитель закрепил и детализировал порядок предоставления слова на заседаниях созываемых им советов. Разработанная система включала в себя 20 ступеней, от главы исполнительной власти, именовавшегося бехт-вадад8, до царских конюших, кравчих и виночерпиев9, и в основном была ориентирована на придворную службу, охватывая представителей военных, гражданских и церковных властей лишь частично.
В число высоких государственных чинов вошли и церковные деятели. Например, аккабе саатю, глава придворного духовенства, занял четвертую ступень,
5 Необходимая по этому вопросу информация, правда разрозненная и куда менее полная, встречается также в житийной литературе и в сочинениях, посвященных истории отдельных монастырских центров.
6 См., например: Bosc-Tiesse C. Iyasu I // EAE. 2007. Vol. 3. P. 249-251; Чернецов С. Б. Эфиопская феодальная монархия в XVII веке. М., 1990. С. 258.
7 Вплоть до перехода страны к современному государственному строительству на рубеже 30-х гг. XX в.
8 Здесь и далее эфиопские термины, обозначавшие должности и служебные титулы, даются не в научной, а в облегченной транслитерации, в соответствии с традицией, заложенной С. Б. Чернецовым.
9 См. ее детальное описание в: Чернецов. Указ. соч. С. 258-259.
10 Дословно «тот, кто следит за часами». Человек, занимавший эту должность, как видно из самого ее названия, отвечал за внутреннее расписание монарха и за определение часов для чтения молитв. По преданиию, первым ее получил основатель знаменитого монастыря Дабра
а нэбура-эд, настоятель кафедрального собора в Аксуме11 — пятую. Два чиновника, носившие титул цехафе-тээзаз (букв. «записывающий указы»)12, исполняли обязанности один — придворного секретаря, другой — историографа, и находились на четырнадцатом месте13. Они, без сомнения, были священнослужителями, поскольку для исполнения таких обязанностей нужен был грамотный человек со знанием геэза, что предполагало хорошее церковное образование.
Эти должности были доступны и светским людям, обладавшим большим политическим опытом, но по разным причинам оказавшимся не в состоянии продолжать военную карьеру. Например, в одной из кратких хроник рассказывается о назначении царским историографом За-Вальда Марьяма, приближенного царя Иясу I. Он был тяжело ранен в грудь в битве с оромо и стал не пригоден к военной службе, а прежний цехафе-тээзаз Хаварья Крестос погиб в том же бою. Кроме того, За-Вальда Марьям получил еще один почетный титул — азажа14, который обычно носил исполняющий обязанности царского историографа15.
За цехафе-тээзазом следовали четыре члена Верховного суда, два азажа справа и два азажа слева. Их тоже могли занимать как светские, так и облеченные саном люди. Во-первых, суд в средневековой Эфиопии считался в значительной мере прерогативой Церкви, во-вторых, азажи тоже не могли обойтись без хорошего образования и знания геэза, поскольку перед началом наиболее важных процессов царь специально предписывал проводить их в соответствии с Фэтха Нагаст16.
Хайк Эстифанос на озере Хайк св. Иясус Моа, живший в XIII в., от царя Эфиопии Йэкуно Амлака. См. Kaplan S. 'Aqqabe sä'at // EAE. 2003. Vol. 1. P. 292—293. Должность аккабе саат была одной из самых почетных в Эфиопии и потеряла свое значение лишь ко времени полного упадка гондарской монархии. Получавший эту должность активно участвовал в жизни страны и часто находился не только при дворе, где зачастую участвовал в пирах, устраиваемых царем, но и следовал за ним в его военных экспедициях. Известны случаи, когда аккабе саат даже короновал царей и становился регентом царевича.
11 По преданию, именно в этом храме хранится подлинный Ковчег Завета. См. о нем подробнее: Чернецов С. Б., Французов С. А. Аксумский собор Богоматери Сионской // Православная энциклопедия (далее: ПЭ). М., 2000. Т. 1. С. 414-415.
12 Это один из старейших титулов в государственной иерархии Эфиопии. Упоминание о нем восходит к правлению царя Лалибалы (тронное имя которого было Габра Маскаль) За-гвейской династии, правящего на рубеже XII-XIII вв. См.: Chernetsov S., Nosnitsin D. Sähafe ta'azaz // EAE. 2010. Vol. 4. P. 460-461.
13 Тот из них, кто являлся царским секретарем, был еще и хранителем печати.
14 Этот титул давался сановникам царской курии. Чернецов С.Б. сравнивал их роль при эфиопском дворе с ролью думных дьяков Московской Руси. См.: Эфиопские хроники XVII— XVIII веков / С. Б. Чернецов, введ. и закл., пер., коммент. М., 1989. С. 351.
15 См.: Dombrowski F. A. Tanasee 106: Eine Chronik der Herrscher Äthiopiens. Wiesbaden, 1983. (Äthiopische Forschungen; Bd. 12. Tl. A). Fol. 21v, col. 1.4—22. Подробнее ход этого сражения, закончившегося катастрофой для эфиопского войска, разобран в: Чернецов. Указ. соч. С. 281—285.
16 Судебник, составленный на геэзе, вольный перевод (скорее, даже пересказ) составленного на арабском свода законов, в основе которого лежало византийское каноническое право См.: Paulos Tzadua, [Red.]. Fatha nägäst // EAE. 2005. Vol. 2. P. 534—535.
Занимающие высокие должности государственные и церковные деятели часто менялись. Делалось это, видимо, для того, чтобы не допустить появления чрезмерно влиятельных сановников, представляющих угрозу царской власти.
В эту иерархическую схему не вошли ни митрополит (паппас)17, носивший почетный титул абун18, ни второе по положению должностное лицо в Эфиопской Церкви (и первое в ней среди этнических эфиопов) — эччеге19. Что касается митрополита, то, вероятно, он оказался вне «табеля о рангах», поскольку рукополагался и направлялся в Эфиопию коптским патриархом и во многом оставался чужд как местной культуре, так и локальной политической системе. Отсутствие же эччеге можно связать с известной долей его самостоятельности по отношению к царской власти, например его кандидатура в определенные периоды подбиралась без участия монарха.
В XVII в. в Эфиопии появились титулы, как светские, так и церковные, образованные от слова мальак (даАЛЬ : )20. Речь прежде всего идет о титуле мальака хайлу («посланник силы его»), который очень часто встречается в хрониках и обычно переводится как «военачальник». Ниже приведен список церковных должностей, выстроенных по той же модели и относящихся к позднесредневе-ковому периоду в истории Эфиопии:
— мальака цахай («ангел, или посланник Солнца») — настоятель собора Да-бра Цахай21 в Гондаре;
— мальака берханат ( «ангел, или посланник светов») — настоятель собора Дабра Берхан Сэлласе22 в Гондаре, посвященного, как видно из названия, Святой Троице;
17См.: Kaplan S. Pappas // EAE. 2010. Vol. 4. P. 113-114.
18 См.: Чернецов С. Б., Муравьёв А. В. Абуна // ПЭ. 2000. Т. 1. С. 67.
19 Титул, который по традиции носил настоятель Дабра-Либаносского монастыря. В соответствии с местным преданием, титул возник и получил значимость, поскольку основатель монастыря Такла Хайманот, величайший святой Эфиопской Церкви, принимал участие в восстановлении в 1270 г. династии Соломонидов. Очевидный анахронизм делает эту версию неправдоподобной. На самом деле в восстании, по-видимому, участвовал некий аккабе саат из монастыря Дабра Хайк Эстифанос задолго до основания Дабра Либаносского монастыря. К тому же центральная власть в это время была сконцентрирована в землях Амхара, удаленных от области Шоа, где еще только предстояло возникнуть знаменитому монастырю. См.: Getatchew Haile. 3ccage // Encyclopaedia Aethiopica / S. Uhlig, ed. (далее: EAE). Wiesbaden, 2005. Vol. 2. P. 212-213.
Эччеге пользовался большим почетом. Например, автор краткой хроники поражался тому, что царь Юст (1711-1716) при назначении За-Микаеля на пост эччеге оказал ему всяческие почести вплоть до того, что пожаловал ему трон из золота. (Dombrowski. Op. cit. Fol. 35r, col. 1.18-22).
20 Посланник, ангел; начальник; правитель.
21 Собор Дабра Цахай Квэсквам был основан в первой половине XVIII в. (ок. 1733-1746 гг.) и вскоре стал одной из первостепенных церквей города Гондара, столицы эфиопского государства. Чуть более, чем столетие спустя он был разграблен Феодором II (1855-1868), правителем Эфиопии, который положил конец «Эпохе судей». Еще один почетный титул настоятеля этого собора звучал, как лика табабт («глава мудрецов»).
22 Этот собор, также известный под именем Сэллус Кэддус (Святой Троицы), был освящен в 1694 г., в правление Иясу I. Существует еще одна церковь с тем же названием, но также известная как Энда Сэлласе; она была построена в Адуа во второй половине XIX в. царем Эфиопии Иоанном IV (1872-1889).
— мальака ганнат («ангел, или посланник райского сада») — настоятель придворной церкви св. Михаила;
— мальака кахэнат («ангел, или посланник священников») — управляющий священниками в монастыре и церкви Дабра Мэтмак, составлявших единый комплекс.
Очевидно, что титулатура складывалась на протяжении долгого времени. Самыми молодыми нужно признать должности, в состав которых входило слово мальак, поскольку их появление относится к гондарскому периоду. Древнейшим же оказывается титул придворного секретаря и царского хрониста — цехафе-тээзаз, встречающийся впервые в XII—XIII вв. при царе Лалибале. Затем его упоминания становятся крайне редкими, но в гондарский период они вновь начинают часто фиксироваться. Появление новой титулатуры и возобновление прежней может служить еще одним подтверждением бурного становления государственной системы, характерного для рассматриваемого периода.
На рубеже XVIII—XIX вв. у высокопоставленных церковных деятелей появляются собственные телохранители23. Они неоднократно упоминаются в царских летописях. В хронике Такла Гиоргиса I описываются их жалобы на службу в свите церковных начальников, поскольку она лишает их возможности захватывать военную добычу, которая достается тем, кто обеспечивает безопасность военачальников, принимающих участие в боевых действиях.
Особенности эфиопской иерархии по царской хронике Такла Гиоргиса I
В начале правления перед Такла Гиоргисом I стояла важная задача сохранить трон, поборов претендентов на власть. Самым опасным из них был мятежник Гадлу, он бежал со столовой горы (Амбы), где стоял лагерем, а люди его отказывались спуститься. В этот сложный момент к царю прибыли делегации от митрополита и эччеге.24. Этот визит позволяет предположить, что оба церковных деятеля были самым непосредственным образом вовлечены в урегулирование внутриполитического конфликта в стране. Судя по свидетельствам хроники, эччеге и митрополит нередко угрожали анафемой нарушителям царской воли и подчас выполняли эту угрозу.
Благословление и душевное утешение в трудные моменты своей жизни царь также старался получить и от митрополита, и от эччеге. Однажды под действием гнева он учинил жестокую расправу и при недоказанной вине отрубил руку и ногу паше25 Васану и обе руки Сахлю. Царь подозревал, что они выпустили еще одного мятежника Кэнфу Адама и позволили ему скрыться. Нуждаясь в духовном наставлении, «24 тэкэмта26 после 10 часов ночи пришел царь царей Такла
23 Orient. 821, fol. 465v, col. 1.13-25; Eth. 143, fol. 299, col. 2.7-12.
24 Orient. 821, fol. 457r, col. 1.9-16; Eth. 143, fol. 294r, col. 1.15-18. Мятежник Кэнфу Адам представлял особую угрозу для царя Такла Гиоргиса I. Именно он сверг с престола его предшественника Соломона II и позволил воцариться Такла Гиоргису I. События эти описаны в его хронике.
25 Командир отряда, вооруженного огнестрельным оружием.
26 1 ноября 1780 г.
Гиоргис, тронное имя которого Фэкэр Сагад, и получил благословление от митрополита и эччеге, и ночевал в Адарджэха...»27.
Высокопоставленные лица Церкви не упускали случая послать царю дары: например, глава Эфиопской Церкви — освященное масло28, Зафару, мальака берханат, — таботы Святой Троицы и св. Такла Хайманота в сопровождении большого шествия. Царский хронист описывает прибытие священников из Дага с мощами честного царя Зара Якоба, который звался Константином, и возраст которых 330 лет29.
Из приведенных примеров становится очевидным, насколько важное место на страницах Хроники Такла Гиоргиса I занимает эччеге30. Он упоминается в тексте около полусотни раз, в то время как митрополит меньше двадцати. Появляется не только так называемый бета абун («дом митрополита»), но и бета эччеге («дом эччеге»), специальные кварталы в Гондаре отведенные для этих церковных деятелей. Начинаются регулярные посещения царского двора, и уже в конце XVIII в. эччеге начинает назначаться или, по крайней мере, одобряться самим монархом31.
Сам митрополит Эфиопии часто наносил визиты царю вместе с эччеге, посланники обоих также нередко получали совместные аудиенции32. Следовательно, эччеге фактически воспринимался как равный по своей значимости главе Эфиопской Церкви. Не случайно, согласно агиографическому преданию (впрочем, недостоверному), третий эччеге св. Филипп Дабра-Либаносский был рукоположен в епископы33. Смерть лиц, облеченных этим титулом становится значимым событием для государства. О ней обязательно извещают правителя и сообщению о ней отводят место в царской хронике. 24 тахсаса34 царь услышал о смерти эччеге Еноха и заковал его слугу по имени Фанта в цепи35. Слуга, вероятно, попал под подозрение, поскольку в его обязанности входило следить за состоянием здоровья и безопасностью своего господина.
Очередность титулов тоже можно воспринимать как свидетельство о положении и значимости их носителей. Например, узнав о разрушении церквей рукой язычников, Гиоргис I в своем послании перечисляет тех, к кому оно обращено: к «матери царице, митрополиту Иоасафу, эччеге Тесфа, аккабе саату Авессалому и расу Аядару, всем священникам и протоиереям36. Еще в одном случае хронист
27 Orient. 821, fol. 461r, col. 2.1-9; Eth. 143, fol. 296r, col. 1.18-22.
28 «25 числа месяца тахсаса (1 января 1781 г.) пришел к царю посланник от митрополита Иоасафа, принесший святое помазание» (Orient. 821, fol. 470v, col. 3.23-26; Eth. 143, fol. 301v, col. 2.24-25).
29 Orient. 821, fol. 466r, col. 3.15-21; Eth. 143, fol. 299r, col. 2.3-7.
30 При царе Василиде резиденция эччеге вместе с Дабра-Либаносским монастырем переместилась из области Шоа в селение Азазо.
31 Эфиопские хроники XVIII века / С.Б. Чернецов, введ. и закл., пер., коммент. М., 1991. С. 326.
32 См., например: Orient. 821, fol. 454v, col. 1.11-15; Eth. 143, fol. 292v, col. 2.36, fol. 293r, col. 1.1.
33 Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 123-124.
34 31 декабря 1780 г.
35 Orient. 821, fol. 463v, col. 3.15-18; Eth. 143, fol. 297v, col. 1.30-32.
36 Orient. 821, fol. 472r, col. 3.6-472v, col. 1.5; Eth. 143, fol. 302v, col. 2.5-17.
перечислил восемь «старейшин Церкви», с которыми он направился с визитом в дом митрополита: «аккабе саатом Кабте, азажем Габру, мальака цехай Рово-амом, мальака берханат Хирутом, лика губае Зена, алека37 Зафару, алека Такла Хайманотом в связи с делом баламбараса Рамекха»38. Наконец, рассказывается, как на заключительном этапе одного из военных походов царь прибыл в Робит неподалеку от Гондара. Там его встретили с большим торжеством и принимали в специально приготовленных парадных палатах аккабе саат Авессалом и прочие сановники и священники, присутствовала при этом и сама царица.
Первое место в перечне лиц, принимавших участие в торжественной церемонии, подчеркивает значимость должности аккабе саата. Данный титул мог принадлежать одновременно более чем одному человеку. Это позволяет утверждать изучение хроники Такла Гиоргиса I39. В описании пира, устроенного царем во время празднования Благовещения, вначале говорится о посланниках от кес аце (царского духовника) Кабте и аккабе саата Такла Хайманота, и тут же сообщается еще об одном аккабе саате по имени Авессалом, который присоединился к прибывшим40.
В хронике есть описание перевода с одной должности на другую. Только что упоминаемый кес аце Кабте был назначен аккабе саатом, а аккабе саат Авессалом — мальака ганнатом41. Сообщение о первом назначении сопровождается небезынтересным описанием вступления в новую должность, здесь же цитируется соответствующий указ царя. «И нашли, кого назначить на должность аккабе саата, самую высокую должность по рангу... И был выбран муж из Дабра Либа-носа, священник...»42. Далее перечисляются превосходные качества кандидата: мудрость, красноречие, скромность, благочестие в поведении и праведность в суждениях. Наконец, после провозглашения его имени — Кабте, царь через глашатая объявил о новом ставленнике и даровал ему земельный надел (гульт) в земле Шоа43. Из этого отрывка становится ясно, что выбор подходящей кандидатуры на должность аккабе саата требовал значительного внимания и времени.
Ответственным решением был выбор и на другие высокие посты. Например, сам царь задумывался, кого назначить мальака кахэнатом. Стоит отметить, что мальака ганнат Яред фигурирует вместе с телохранителями среди защитников Такла Гиоргиса I в самом конце его царствования перед низложением и ссылкой. Следовательно, он входил в ближайшее окружение монарха.
37 Алека (алака) — титул, изначально обозначавший главу или командира отряда воинов, который давался настоятелям крупных церквей, отвечающим за порядок и материальное обеспечение культовой структуры, знающим последовательность проведения литургии, а также игуменам в монастырской среде или вообще высокообразованным в религиозном отношении людям (об этом титуле см., например: Французов. История эфиопской литературы на языке геэз // Литературы стран Азии и Африки. Начальный период развития / В. В. Емельянов, отв. ред. СПб., 2012. С. 214, примеч. 2).
38 Orient. 821, fol. 483v, col. 2.3-17; Eth. 143, fol. 309r, col. 2.28-36.
39 Другие свидетельства о существовании двух аккабе саатов в одно время нам не известны.
40 Orient. 821, fol. 480v, col. 1.11-15; Eth. 143, fol. 308v, col. 1.6-8 и Orient. 821, fol. 480v, col. 3.10-11; Eth. 143, fol. 308v, col. 2.1-2.
41 Orient. 821, fol. 481v, col. 2.22 — 482v, col. 2.6. Eth. 143, fol. 308r, col. 1.27 — 308v, col. 2.9.
42 Orient. 821, fol. 481v, col. 3.8-18. Eth. 143, fol. 308r, col. 2.3-8.
43 Orient. 821, fol. 482r, col. 1.5-13. Eth. 143, fol. 308r, col. 2.15-18.
Титул мальака берханат также мог, вероятно, принадлежать более чем одному человеку сразу. Хронист сообщает, что когда умер занимавший эту должность Хирут, было большое волнение и печаль в царской ставке, потому что он был уважаемым всеми человеком и большим знатоком Писания44. В хронике же упоминается еще один мальака берханат по имени Зафару еще при жизни Хирута45. Это должно показаться странным, поскольку у церкви Дабра Берхан Сэлласе естественно предположить одного настоятеля. Возможно, в описываемое время одно и то же слово начало обозначать разные должности или же оно превратилось в почетный титул, не имевший прямого отношения к соответствующему собору. К сожалению, текст хроники не дает нам ответа на этот вопрос.
Религиозные споры были не редкостью в Эфиопской церкви и иногда продолжались несколько столетий. Особое место среди них занимает распря между сторонниками «соединения» (тэвахдо) и помазания (кэб'ат)46, начавшаяся еще на рубеже XVI—XVII вв. и продолжавшаяся в правление Такла Гиоргиса I. Конфликты возникали даже на бытовом уровне. Например, однажды монахи из Дабра Мэтмак47 отказались от трапезы в доме аккабе саата Кабте, не соглашаясь сесть за один стол с насельниками другой обители, которые принадлежали к движению евстафиан48 и были в отличие от них сторонниками кэб'ат49. Царя не могла не волновать напряженная ситуация внутри Церкви и он не обделял вниманием монахов ни того ни другого монастыря, давая им значительные земельные наделы50. Однако предпринимаемые им попытки примирения оставались безуспешными.
Описание подобного столкновения, возникшего на религиозной почве, встречается и в краткой хронике. В 1721 г., при царе Давиде III, во время наибольшего накала страстей среди враждующих между собой религиозных деятелей, сторонники кэб'ат призвали на помощь воинствующих оромо, которые в конечном итоге ограбили и убили многих священников и монахов. В результате этого нападения пострадал и сам эччеге51.
В назначении на некоторые должности могли случаться перебои: в Церкви, как и в государстве, не всегда были занятоты те должности, которые необходимы для ее полноценного функционирования. Например, после последнего смеще-
44 Orient. 821, fol. 484v, col. 1.9-17; Eth. 143, fol. 309v, col. 2.31-35.
45 Orient. 821, fol. 468r, col. 2.16-26; Eth. 143, fol. 300r, col. 2.24-30.
46 См. о ней: Болоmов В. Несколько страниц из Церковной истории Эфиопии. II: Богословские споры в Эфиопской Церкви // Христианское чтение. СПб., 1888. № 7-8. С. 30-61; № 11-12. С. 774-832.
47 Церковь и монастырь, основанные царем Зара Якобом в середине XV в. См. о них подробнее: DeratM.-L. Däbrä Matmaq // EAE. 2005. Vol. 2. P. 34-35.
48 Orient. 821, fol. 484v, col. 2.12-18; Eth. 143, fol. 310r, col. 1.10-14.
49 О последователях св. Евстафия см.: Французов. Евстафиане // ПЭ. 2008. Т. 17. С. 285286.
50 Хронист часто подчеркивает щедрость и милосердие как основные душевные качества Такла Гиоргиса I. Дары враждующим монастырям перечисляются прежде описания несогласий между ними, вероятно для того, чтобы подчеркнуть нейтральность позиции царя по отношению к спорящим и желание примирить их между собой. См.: Orient. 821, fol. 484v, col. 1.17-2.10; Eth. 143, fol. 310r, col. 1.1-9.
51 Dombrowski. Op. cit. Fol. 39v, col. 1.1 — 40r, col. 1.1.
ния с трона Такла Гиоргиса I, перед тем, как на трон взошел Гуалу (1801—1818)52, умер аккабе саат Кабте53. Новый царь назначил ему приемника только после возвращения из военного похода против мятежника, куда он отправился в сопровождении отрядов оромо54.
В то же время и один человек мог занимать несколько должностей. Например, в 1769 г. при восшествии на престол Такла Хайманота II двух титулов сразу — мальака цахай и цехафе-тээзаза «слева» (т.е. придворного историографа) — был удостоен алека55 Нахуда56, ставший хронистом его правления.
Обладатели титула цехафе-тээзаз имели большое значение в государстве. Царь праздновал с ними главные церковные праздники. В хронике специально подчеркивается, что в мае 1782 г. среди приглашенных к царскому столу на празднование Пасхи присутствовали алека Габру, автор анализируемой хроники, и алека Зена, придворный секретарь. В скором времени они получили в дар от царя одежды из хлопка, шитые золотом, что было исключительной привилегией и также указывало на близкие отношения монарха с этими придворными57.
Подводя итог, можно констатировать, что подробное описание практически всех сколько-нибудь заметных событий царствования Такла Гиоргиса I в его хронике позволяет составить достаточно полное представление о церковных должностях в позднесредневековой Эфиопии. Анализ ее текста подводит к заключению, что многие должности, некогда появившиеся внутри Церкви, к концу XVIII в. прочно вошли в государственную иерархию, а лица, их занимавшие, оказались приближенными царя. И наоборот, ряд государственных постов, например цехафе-тээзаза, а в ряде случаев азажа, оказались прочно закреплены за представителями Церкви. Материал хроники обнаруживает общую для многих средневековых государств тенденцию к постепенному превращению должностей в почетные титулы и к утрате ими своего первоначального содержания. частности, весьма симптоматично одновременное существование во время царствования Такла Гиоргиса I двух аккабе саатов и двух мальака бэрханатов. Все эти изменения были связаны с политической ситуацией в стране, зависели от взаимоотношений царя с его ближайшим окружением, в том числе с родственниками, а также нашли свое отражение в придворном летописании.
Ключевые слова: Эфиопская Церковь, история Эфиопии, церковная иерархия, царская власть в Эфиопии, позднесредневековая Эфиопия, «Эпоха судей», Эфиопия в период феодальной раздробленности, царь Такла Гиоргис I.
52 Сокращение от Эгуала Цийон, тронное имя которого было Невай Сагад. После свержения Такла Гиоргиса I и до воцарения Гуалу в течение непродолжительного времени правил царь Деметрий.
53 Orient. 821, fol. 578v, col. 3.6-8; Eth. 143, fol. 361v, col. 1.11-13.
54 Народ оромо на протяжении значительной части истории совершал вооруженные набеги на христиан Эфиопии. Но со временем некоторые его представители, будучи талантливыми воинами, поступили на царскую военную службу.
55 См. выше примеч. 37.
56 Orient. 821, fol. 432v, col. 3.20 — 433r, col. 1.2; Eth. 143, fol. 280r, col. 2.26-30.
57 Orient. 821, fol. 481v, col. 1.8-16; fol. 481v, col. 2.10-15; Eth. 143, fol. 308r, col. 1.12-15; fol. 308r, col. 2.21-24.
Church Hierarchy in Late Medieval Ethiopia
E. V. Gusarova
In the present article its author examined a history of the formation of the Church hierarchy and partly of the secular one, which had been closely interwoven, in the Ethiopian Christian state as well as the relevant situation in the late medieval period on the basis of the data included in the chronicle of the king Takla Giyorgis I. In the text of that unique source the relations ofthe king with various Ethiopian churchmen, influential courtiers and other high officials are rather thoroughly described. In the light of those relations the structure of the Church hierarchy, the meanings of the titles connected with it and the role of their owners in state and Church activities are noticeable.
Keywords: Ethiopian Church, history of Ethiopia, Church hierarchy, royal power in Ethiopia, late medieval Ethiopia, the "Era of Princes", Ethiopia during the period of feudal division, king Takla Giyorgis I.
Список литературы
1. Болотов В. Несколько страниц из Церковной истории Эфиопии. II: Богословские споры в Эфиопской Церкви // Христианское чтение. СПб., 1888. № 7—8. С. 30—61; № 11-12. С. 774-832).
2. Бухарестская версия «Чуда Богородицы в Атрибе» / С. А. Французов, подгот., пер., коммент. // Вестник ПСТГУ. Сер. III. Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 133-142.
3. Тайбитская версия «Чуда Богородицы в Атрибе» / С. А. Французов, подгот., пер., коммент. // Там же. С. 143-160.
4. Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902.
5. Французов С. А. Аксумский собор Богоматери Сионской // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 414-415.
6. Французов С. А. Дэбтэра // Православная энциклопедия. 2007. Т. 16. С. 528.
7. Французов С. А. Евстафиане // Православная энциклопедия. 2008. Т. 17. С. 285-286.
8. Французов С. А. История эфиопской литературы на языке геэз // Литературы стран Азии и Африки. Начальный период развития / В. В. Емельянов, отв. ред. СПб., 2012. С. 213-244;
9. Чернецов С. Б. Эфиопская феодальная монархия в XVII веке. М., 1990.
10. Чернецов С. Б., Муравьёв А. В. Абуна // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 67.
11. Чернецов С. Б., Французов С. А. Аксумский собор Богоматери Сионской // Там же. С. 414-415.
12. Эфиопские хроники XVII-XVIII веков / С. Б. Чернецов, введ. и закл., пер., коммент. М., 1989.
13. Эфиопские хроники XVIII века / С.Б. Чернецов, введ. и закл., пер., коммент. М., 1991.
14. Bosc-Tiesse C. Iyasu I // Encyclopaedia Aethiopica / S. Uhlig, ed. Wiesbaden, 2007. Vol. 3. P. 249-251.
15. Cerulli E. Il Libro Etiopico dei Miracoli di Maria e le Sue Fonti nelle Letterature del Medio Evo Latino. Roma, 1943. (Studi Orientali pubblicati a cura della scuola orientale; 1).
16. Chernetsov S. Azmac // Encyclopaedia Aethiopica. 2003. Vol. 1. P. 418-419.
17. Chernetsov S, Nosnitsin D. Sähafe ta'azaz // Encyclopaedia Aethiopica. 2010. Vol. 4. P. 460461.
18. DeratM.-L. Däbrä Matmaq // Encyclopaedia Aethiopica. 2005. Vol. 2. P. 34-35.
19. Dombrowski F. A. Tänäsee 106: Eine Chronik der Herrscher Äthiopiens. Wiesbaden, 1983. (Äthiopische Forschungen; Bd. 12. Tl. A-B).
20. Donzel E., van. Fasiladas // Encyclopaedia Aethiopica. 2005. Vol. 2. P. 499-502.
21. Getatchew Haile. 3ccäge // Encyclopaedia Aethiopica. 2005. Vol. 2. P. 212-213.
22. Kaplan S. 'Aqqabe sä'at // Encyclopaedia Aethiopica. 2003. Vol. 1. P. 292-293.
23. Kaplan S. Pappas // Encyclopaedia Aethiopica. 2010. Vol. 4. P. 113-114.
24. Mulatu Wubneh. Azäzo // Encyclopaedia Aethiopica. 2003. Vol. 1. P. 415-416.
25. Nosnitsin D. Ras // Encyclopaedia Aethiopica. 2010. Vol. 4. P. 330-331.
26. Paulos Tzadua, [Red.]. Fatha nägäst // Encyclopaedia Aethiopica. 2005. Vol. 2. P. 534-535.
27. Wright W. Catalogue of the Ethiopic Manuscripts in the British Museum acquired since 1847. L., 1877.
28. Zotenberg H. Catalogue des manuscrits éthiopiens (gheez et amharique) de la Bibliothèque nationale. P., 1877.
29. -tXPl. : ncf^ l IKW : hnc^ :: h-jft MO I LSitS : 9/r