Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология.
2018. Вып. 57. С. 37-47
DOI: 10.15382/sturIII201857.37-47
Гусарова Екатерина Валентиновна, канд. ист. наук, Институт восточных рукописей РАН Российская Федерация, 191186, г. Санкт-Петербург, Дворцовая наб. д. 18 [email protected]
Семья и брак у эфиопских царей Е. В. Гусарова
Аннотация: Семья и брак в христианской Эфиопии испокон веков не вписывались в рамки общехристианских канонов. Речь идет об особой форме многоженства, принятой у христиан этой страны, при которой одна жена обычно была венчанной, а другие нет. Причем число таких жен никак не регламентировалось. Зачастую мы даже не знаем, сколько брачных союзов заключал тот или иной монарх. Составители царского летописания, носители традиционного церковного образования, нередко называли их «наложницами». Причем наблюдалась такая тенденция не повсеместно, а исключительно при дворе и среди представителей элиты эфиопского общества. Обусловлено это было как политическими и экономическими интересами, так и рядом других, подчас разнообразных причин. Возникновение и развитие этого обычая уходят вглубь веков. В рамках настоящего исследования мы попытаемся осветить историю обычая многоженства среди христиан Эфиопии. Подробности бытования этого обычая можно обнаружить, исследуя тексты царских, княжеских и монастырских хроник Х]У—ХУШ вв. В текстах источников зачастую можно встретить любопытные факты бытования многоженства на разных ступенях эфиопского христианского общества и проследить связь этого феномена с меняющимся историческим контекстом, его причины и вследствия. Доступные нам сочинения демонстрируют реакцию священнослужителей на соответствующее нарушение церковных канонов, временами исходящую не только от радения за чистоту веры, но и из экономических интересов последних.
Служители Эфиопской Церкви не обошли своим вниманием практику многоженства, распространенную среди христианских царей Эфиопии и элиты этой страны. Такое вопиющее нарушение одной из главных заповедей христианства вызывало у них негодование и чувство протеста. Обычай заключать брачные союзы последовательно или одновременно с несколькими женщинами оказал большое влияние на исторические процессы и все сферы жизни средневековой Эфиопии и предопределил многие события в этом государстве в разные периоды его существования.
Как известно, эфиопы всегда отличались глубокой религиозностью. Что касается браков, то в церкви венчали обычно один раз в жизни, а вот брачные союзы без благословения Божьего заключались намного чаще. За такого рода грубым попиранием закона Божьего часто стояла необходимость заключения династических союзов с целью объединения страны, и делалось это исключительно в государственных интересах. Такое «династическое» многоженство уходит корнями в древние традиции местного африканского происхождения.
С рациональной точки зрения, мы будем различать прелюбодеяние и блуд (которые могли происходить на всех социальных уровнях, независимо от положения, материального достатка и духовного статуса) от брачных союзов, заключаемых ради достижения какой-либо цели, получения той или иной выгоды. В рамках данного исследования особое внимание будет уделено именно элите Эфиопского государства. Ее представителям не чужды были ни страсти, обуревающие и простых людей, ни вовлеченность во внутригосударственные и международные проблемы и конфликты, разрешение которых нередко напрямую зависело от них.
Традиция многоженства имела в Эфиопии глубокие корни, но впервые мы узнаем о конфликте монарха с духовенством, возникшем на почве недостойного поведения помазанника Божьего, из монастырских хроник времен правления царя Амда Сиона (1314—1344) и житийной литературы1. Этот конфликт имел под собой экономическую подоплеку и передел влияния в стране. Конкурентами на политической сцене выступали северные и южные монашеские конгрегации, которые по-своему смотрели на правила поведения монахов (нестяжательство, скромность, кротость и пр.) и имели собственный взгляд на экономические интересы Церкви и, в частности, своей монастырской общины (более всего эти интересы распространялись на земельные наделы). И в сферы этих интересов в какой-то момент бесцеремонно вторгся царь царей.
На самом деле, в отличие от своих предшественников, Амда Сион перешел две границы. Во-первых, своими победоносными походами, направленными на объединение страны, он нарушил равновесие в южных провинциях, где доминировало шоанское монашество и, таким образом, затронул их экономические интересы. Во-вторых, он преступил несколько церковных канонов, не только заключив брачные узы с несколькими женщинами одновременно, но и взяв себе в наложницы двух родных сестер и бывшую наложницу своего отца, что строго запрещалось уже в Ветхом Завете2. В последнем поступке Церковь признала особое преступление закона. Судя по тому, что в этом главным образом и обвиняли Амда Сиона, династические полигамные браки давно были общепризнанной традицией. Также показательно, что обвинения посыпались на царя только на двадцать седьмой год его правления, совпавший с военным походом в южные земли, и хотя нарушения заповедей с его стороны случались и прежде, до определенного момента священнослужители закрывали на них глаза.
В назидание абба Гонорий3 предал прелюбодейного царя Амда Сиона анафеме, чем незамедлительно навлек на себя гнев монарха и преследования с его
1 Подробное описание соответствующих источников см.: Чернецов С.Б. Эфиопская феодальная монархия в ХШ—ХУ1 вв. М., 1982. С. 44-48.
2 См.: Не бери жены вместе с сестрой ее, чтобы сделать ее соперницей, чтобы открыть наготу ее при ней, при жизни ее (Лев 18.18); Никто не должен брать жены отца своего и открывать край одежды отца своего (Втор 22.30); и Проклят, кто ляжет с женою отца своего, ибо он открыл край одежды отца своего (Втор 27. 20).
3 Согласно С. Б. Чернецову, абба Гонорий был митрополитом (см.: Чернецов. Эфиопская феодальная монархия в XIII-XVI вв. С. 45) по мнению же автора соответствующей статьи в Эфиопской энциклопедии, одним из двенадцати монахов, избранных митрополитом Иаковом для ведения миссионерской деятельности, направленной на распространение христианства
стороны. С ним вместе пострадали и монахи из шоанского монастыря Дабра Ли-банос, которые также высказывались против такого образа жизни царя.
Описанные выше события нашли отражение и в эфиопском династическом трактате Кебра Нагаст, что помогло пролить свет на его датировку4. Трактат был составлен в последние годы правления Амда Сиона, и подтверждением этому служит глава 42 «О Декалоге». В ней представлен сознательный перифраз запрещений из книги Левит, касающийся кровосмешения в брачных союзах. При этом вторая часть стиха: Никто не должен брать жены отца своего и открывать край одежды отца своего (Лев 18.18) распространена так: «Никто не должен брать жены отца своего и открывать край одежды матери своей», что еще больше усиливает запрет на подобные брачные союзы5. Так эта неточная цитата в рамках официального династического трактата приобрела авторитет Священного Писания в результате конфликта между духовенством и монархом, возникшего, несомненно, на экономической почве.
Вероятно, брачный союз с супругой покойного родителя произошел из африканского народного обычая наследования царской жены, а также «соправле-ния брата и сестры»6. Житие св. Филиппа Дабра Либаносского говорит и о том, что через обладание тремя женами царь обожествляет себя. Как известно, институт полигамии также уходит корнями в первобытные народные обычаи, когда сильнейший мужчина племени имел право обладать всеми или лучшими женщинами. Так, будучи основным оплодотворителем и умножая свое потомство, он становился вождем со священным статусом. Ему поклонялись, за ним шли в вооруженные набеги. Но речь здесь идет именно о вождях и царях. В Эфиопии же, которая как минимум со времен Аксумского царства обладала развитой системой государственного устройства, традиция полигамии будет перенята и высокопоставленными государственными деятелями, также желавшими вознести себя до уровня священного лидера7.
По мнению ряда исследователей, многоженство эфиопских царей не было связано с их личным желанием иметь в своем распоряжении несколько женщин, а определялось политическими соображениями8. Этот феномен называют династическими браками. Их допустимость объяснялась и оправдывалась теми преимуществами, которые они сулили государству, например, экономическую прибыль, расширение государственных границ, мирное сосуществование с со-
среди народов Африканского Рога (см.: Samuel Wolde Yohannes [Red.] Anorewos "the Elder" // Encyclopaedia Aethiopica / Ed. S. Uhlig. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2003. Vol. 1. P. 277-278).
4 См.: Frantsouzoff S. On the Dating of the Ethiopian Dynastic Treatise Kabra nagast: New Evidence // Scrinium. Journal of Patrology and Critical Hagiography (Leiden: E.J. Brill). 2016. Vol. 12. P. 20-24, здесь: p. 22.
5 См. об этом: Ibid.
6 Чернецов. Эфиопская феодальная монархия в XIII-XVI вв. С. 47.
7 Этнография и народные традиции, в частности, на африканском материале, были подробно изучены теоретиком-африканистом В. М. Мисюгиным (см.: Мисюгин В. М. Становление цивилизации. О вещах и представлениях. СПб., 1998. С. 92-99).
8 Чернецов. Эфиопская феодальная монархия в XIII-XVI вв. С. 54-56; Mantel-Niecko J., Nosnitsin D. 'Amda Sayon I // Encyclopaedia Aethiopica / Ed. S. Uhlig. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2003. Vol. 1. P. 227-229 (p. 228-229).
седями и пр. То есть царь шел на грех ради государственных интересов. Именно это обстоятельство и обеспечило столь продолжительное существование этого совсем не христианского обычая в глубоко христианской Эфиопии.
В последующие времена ситуация не изменилась. В хрониках большинства эфиопских царей мы находим сведения о наличии у них более чем одной супруги. В этом крылась еще одна угроза: увеличивалось число царских отпрысков, а, следовательно, и претендентов на престол. Дети от законной, венчанной, жены формально считались более законными, чем дети от наложниц, но на трон зачастую претендовали и те, и другие. И те, и другие, как чистокровные Соломо-ниды, могли занимать монарший престол. Это приводило к конфликтам и интригам, усугублявшимся ревностью жен и наложниц друг к другу и их желанием сделать свое чадо наследником трона великой страны. Такое положение дел послужило главной причиной создания царской тюрьмы, куда помещали всех царских сыновей, чтобы они не могли устраивать интриги при дворе9.
Тем не менее примеров подобных интриг в истории Эфиопии было более чем достаточно. Так, заговор во главе с одной из наложниц в начале XVIII в. привел к упадку авторитета Гондарской монархии и наступлению печальной эпохи феодальной раздробленности. Толчком к эпохе смут послужило невиданное прежде в истории этой страны преступление — убийство отрекшегося от престола Иясу I Великого (1682—1706)10 по проискам его старшего сына Такла Хайманота I (1706—1708) в 1706 г. Дело в том, что одна из наложниц царя Иясу, Малакота-вит, опасалась, что ее сын Такла Хайманот будет отстранен от власти, а сыновья Иясу I от других наложниц смогут в будущем занять эфиопский престол (чему, кстати, и суждено было сбыться), организовала заговор против своего супруга. Весной 1705 г. здоровье Иясу I ухудшилось, и он был вынужден покинуть Гондар и оставить вместо себя своего сына Такла Хайманота. Тогда же умерла Кэддэста Крэстос, одна из любимых наложниц Иясу I. Царь отправился на остров Антония на озере Тана, где располагался монастырь — место ее погребения, опла-
9 Институт царской тюрьмы сложился на столовой горе (амбе) Гешен, известной также под геэзским наименованием Дабра Нагаст (Гора царей). Согласно традиции, его учредил ок. 1299 г. четвертый по старшинству сын царя Ягбиа Сиона (1285—1294), сына основателя династии Йэкуно Амлака (1270—1285). Место заточения принцев крови действовало там непрерывно на протяжении почти двух с половиной веков, пока в 1539 г. воины имама Ахмада Граня в ходе джихада, поставившего под вопрос само существование христианской Эфиопии, не взяли хитростью амбу Гешен и не разграбили ее. Часть узников при этом была перебита, а остальные покончили с собой, бросившись в пропасть (см.: Чернецов. Эфиопская феодальная монархия в XIII—XVI вв. С. 218, 239—240). На протяжении нескольких десятилетий, последовавших за разгромом и гибелью Граня в феврале 1542 г. и реставрацией монархии Соломо-нидов, потребности в восстановлении такой тюрьмы не ощущалось, поскольку общее число уцелевших мужчин, принадлежавших к этой династии, и их прямых потомков оставалось крайне незначительным. Лишь между концом 40-х и концом 60-х гг. XVII в. царь Василид (1632—1667), которого следует по праву признать основателем Гондарской династии (точнее, Гондарской ветви Соломоновой династии), обустроил на амбе Вахни новое место заточения. После правления царя Василида все представители династии Соломонидов мужского пола изолировались от окружающего мира и помещались на эту гору.
10 См. о нем: Bosc-Tiesse Cl. Iyasu I // Encyclopaedia Aethiopica / Ed. S. Uhlig. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2007. Vol. 3. P. 249-251.
кивать ее смерть. Воспользовавшись обстоятельствами, Mалакотавит в феврале 1706 г. организовала государственный переворот и с помощью влиятельных придворных и своих сородичей возвела на трон своего сына, который вынудил отца отречься от престола. Mалакотавит не только ревностно относилась к сыну, выделяя его среди других детей Иясу, но и как женщина ревновала из-за неподдельной любви Иясу к почившей наложнице.
Однако Иясу I категорически отказался отправиться в царскую тюрьму на гору Вахни, оставшись при монастыре на озере Тана, и тогда заговорщики приняли решение убить его. Исполнить ужасный план взялись брат Mалакотавит Павел и его сообщник Дэрмэн. Они прибыли на остров, застрелили монарха и попытались сжечь его тело, но насельники островного монастыря извлекли тело убитого из огня и погребли подобающим образом. Это событие стало отправной точкой затяжного периода нестабильности в политической жизни страны.
В последней четверти XVIII в. в Эфиопии смута продолжала нарастать, а политическая раздробленность усилилась. В 1779 г. на трон взошел Такла Гиор-гис I. В хронике его правления11 упоминаются три его жены. В первый год своего правления он взял вайзаро12 Энкой Лул. Она происходила из влиятельной семьи13 и была сестрой деджазмачу14 Бакату Абба Джале из Бегемдера. Именно их отец, к тому времени уже умерший, деджазмача Ванд Бавасана совершил первую попытку возвести на трон Такла Гиоргиса. Тестем деджазмача Бакату был рас15 Гошу. Таким образом, этот брачный союз обеспечил Такле Гиоргису поддержку двух наиболее влиятельных фигур в стране, сильных военачальников и талантливых политиков, которая, по всей видимости, и сыграла решающую роль в успехе предприятий молодого монарха. По сообщениям историографа, Энкой Лул находилась при вдовствующей царице Mентевваб, матери Иясу II «Mалого» (1730—1755), во дворце в Гондаре и в дальнейшем историограф именует ее царевной (вайзаро) наравне с другими особами женского пола, родственницами царя. Отношения царя с супругой практически не освещаются в хронике его царствования, известно лишь, что в конце первого периода своего правления (в 1784 г.)
11 Хроника дошла до нас в пяти списках. В рамках данного исследования мы будем ссылаться на тексты Orient. 821 из собрания Британского музея ( Wright W. Catalogue of the Ethiopic Manuscripts in the British Museum acquired since 1847. London: Gilbert & Rivington, 1877. P. 314318) и Eth. 143 из Национальной библиотеки Франции ([Zotenberg H.] Catalogue des manuscrits éthiopiens (gheez et amharique) de la Bibliothèque nationale. Paris: Imprimérie nationale, 1877. P. 216-221).
12 В современном амхарском языке это слово стало употребляться в значении «госпожа», изначально же титулом вайзаро именовали всех женщин, имевших отношение к царской семье, близких и дальних родственниц эфиопских царей.
13 Большинство высокопоставленных региональных правителей и борцов за власть в Эфиопии в эпоху политической раздробленности возводили свою генеалогию к правящей династии Соломонидов. Таблицы некоторых генеалогий см.: Tekle-Tsadik Mekouria. Histoire abregée de Haylou Esheté (Degiazmatche) // Proceedings of the Eighth International Conference of Ethiopian Studies. University of Addis Ababa, [26-30 November] 1984 / Ed. by Taddese Beyene. Vol. 2. Addis Ababa: Institute of Ethiopian Studies, 1989. P. 189-213.
14 Букв. «командир передового отряда», высший титул в воинской иерархии Эфиопии, в государственной же иерархии на ступеньку ниже раса. См. ниже примеч. 14.
15 Букв. «глава». Высший титул в государственной иерархии Эфиопии.
царь дал вайзаро Энкой Лул землю на правах гульта16, вероятно заботясь о ее благосостоянии в случае своего свержения с трона (которое, впрочем, уже было предопределено).
После четырех лет отстранения от власти на второй период своего правления Такла Гиоргис, по сообщению историографа, в месяце маскарам (сентябрь-октябрь 1788 г.), взял себе в жены (или в наложницы) дочь раса Али вейзаро Ал-таш17. Таким образом он породнился с еще одним влиятельным человеком, возведя раса Али на вершину власти и сделав его своим соратником.
В середине 90-х гг. XVIII в., после смерти в 1788 г.раса Али и последовавшего передела власти, у Такла Гиоргиса появился новый влиятельный благодетель и соратник в лице раса Габре, что позволило ему в третий раз взойти на престол. В нестабильную эпоху политической раздробленности поддержка извне была более чем необходима для удержания власти, что и послужило одной из причин для заключения царем нового брака. Кроме того, вероятно, монарх, восходя на престол, должен был вступить в брак, и многоженство Такла Гиоргиса I, многократно свергавшегося с трона и вновь на него возводившегося, могло быть обусловлено и этим обычаем. В третий раз он взял в жены дочь своего нового благодетеляраса Габре. Она имела большое влияние при дворе и позднее, когда ее отец отвернулся от поставленного им на трон монарха, участвовала в заговорах, направленных на свержение своего мужа. Историограф уделил ей особое внимание в хронике, но не привел ее имени.
Не ясно, где в это время находились две прежние супруги Такла Гиоргиса. Хроника также умалчивает, был ли он венчан хотя бы с одной из них. Тем не менее при описании заключения брачного союза с Энкой Лул, первой супругой, историограф использует слово экбэт, т. е. «наложница», а о союзе с Алташ он говорит следующее: «И в этот месяц маскарам взял царь царей Такла Гиоргис дочь раса Али, которая вейзаро Алташ, и оставил ее в доме своем и сделал ее женой (бээсита)»18. Позднее вейзаро Алташ возьмет в жены племянник Такла Гиоргиса Соломон (1796-1797, 1799), пришедший к власти после второго свержения своего дяди. Это вызвало сильное негодование историографа, он сравнивает участников с библейскими героями Давидом, Урией и Вирсавией: «...зачем же ты пренебрег словом Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жены (см.: 2 Цар 12)»19.
Многоженство было свойственно не только царям, но и знати. В хрониках XVIII в. регулярно встречаются подобные сюжеты. Например, история дад-жазмача Ванда Бавасана, талантливого военачальника, который был правителем обширных областей Бегемдера и Ласты. Он начал свою военную и политическую карьеру в качестве одного из военачальников деджазмача Йа-Марьям
16 Интересно, что термин гульт обозначает форму владения землей в Эфиопии, при котором земельные наделы предоставлялись за службу, как правило ратную, как простым воинам, так и правителям целых областей. Эти земли могли сдаваться в аренду и подлежали налогообложению.
17 Далее в хронике о ней говорится как о племяннице (дословно «дочери брата») раса Али (см.: Orient. 821, л. 564 об., стлб. 3, стк. 3; Eth. 143, л. 392, стлб. 1, стк. 1).
18 Orient. 821, л. 525, стлб. 2, стк. 7-13; Eth. 143, л. 329, стлб. 2, стк. 22-25.
19 Ср.: Orient. 821, л. 564 об., стлб. 3, стк. 7-15; Eth. 143, л. 352, стлб. 1, стк. 3-7.
Барья, наследственного правителя Бегемдэра. Вскоре он выгодно женился на Йа-Вэбдар, которая была дочерью вайзаро Атлаш Иясу и кэньазмача20 Валда Ха-варья (сына всесильного временщика раса Михаила Сэхула, который самолично правил Эфиопией в 60-70-е гг. XVIII в., прикрываясь номинальными фигурами царей) и сестрой знаменитого Хайла Микаэля Эшате. Ванд Бавасан породнился с Гондарской династией, а в качестве свадебных подарков получил значительные земельные наделы и первое время действовал в интересах раса Михаила. Со временем амбиции Ванда Бавасана возросли. Поводом для разрыва некогда дружественных отношений послужило то, что Хайла Микаэл Эшате отказался отдать ему в качестве второй жены еще одну свою сестру Вэшэн Азал, и рас Михаил не поддержал подобных притязаний Ванда Бавасана21. Вот что отвечает на эту просьбу Хайла Микаэль: «Не должно мне отдавать тебе (в жены) сестру мою, ибо женился ты (уже) на сестре ее, имя которой Йа-Вэбдар. Брать в жены двух сестер — не по заповедям Библии»22. Проблема в том, был ли этот отказ делом принципа для Хайла Микаэля и раса Михаила или в Эфиопии традиционно только монархи могли позволить себе многоженство. Из вышеизложенного можно заключить, что амбициозный Ванда Бавасана имел претензии на царский трон и не гнушался нарушением христианских канонов23. Кроме того, автор еще одного исторического источника этого периода — Годжамских хроник — перед тем как начать изложение истории Такла Гиоргиса, замечает: «Сэхул Михаил правил тридцать три года. Даджач24 Ванд Бавасан правил четыре года»25. И если рас Михаил, будучи человеком острого ума и талантливым стратегом, не собирался занимать царский престол самолично, то Ванд Бавасан мечтал стать нэгуса нагаст. И если бы он не скончался в результате несчастного случая в декабре 1777 г., вероятно, конец Гондарской династии наступил бы несколько раньше.
Еще одно упоминание о многоженстве датировано 25 сане (30 июня 1783 г.), когда Такла Гиоргис собственнолично отправился в дом митрополита абуны Иоасафа в сопровождении восьми высокопоставленных церковных деятелей.
20 Командующий войском слева, а с XVI в. — наместник той или иной области.
21 Так или иначе, амбициозный Ванда Бавасана имел претензии на царский трон и не гнушался нарушением христианских канонов. И если рас Михаил, будучи человеком острого ума и талантливым стратегом, не собирался занимать царский престол самолично, то Ванд Бавасан мечтал стать нэгуса нагаст. И если бы он не скончался в результате несчастного случая в декабре 1777 г., вероятно конец Гондарской династии наступил бы несколько раньше.
22 Orient 821, л. 492, стлб. 2, стк. 25 — стлб. 3, стк. 4; Eth. 143, л. 313 об., стлб. 2, стк. 7—8 (кратко: «Не должно мне, ибо женился ты уже на сестре ее Йа-Вэбдар»). При этом автор статьи в Encyclopaedia Aethiopica несколько иначе трактует это событие, ссылаясь на текст хроники, изданный В. Г. Бланделлом, что связано с неточностями в переводе последнего (ср.: Dege S. Wänd Bäwäsän // Encyclopaedia Aethiopica / Ed. S. Uhlig in cooperation with A. Bausi. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2010. Vol. 4. P. 1128-1129, здесь: p. 1129); The Royal Chronicle ofAbyssinia 1769-1840 / Transl. and notes H. Weld Blundell. Cambridge: at the University Press, 1922. P. 316). По мнению С. Деге (и согласно английскому тексту Г. В. Бланделла), отказ был мотивирован тем, что Ванд Бавасан уже был женат, а брак с двумя сестрами одновременно запрещен Библией. В хронике же про многоженство ничего не сказано, а только отмечено, что нельзя жениться на двух сестрах.
23 См. об этом в: Dege. Wänd Bäwäsän. P. 1128-1129.
24 Сокращенная форма от даджазмач.
25 Aläqa Täklä Iyäsus WaqGera. The Goggam Chronicle / Ed. and transl. Girma Getahun. Oxford: Oxford University Press, 2014. P. 41.
Поводом для этого был новый брак одного из государственных деятелей балам-бараса16 Рамхи, который оставил свою предыдущую жену из-за того, что вступил в связь с ее матерью. Историограф замечает, что на состоявшемся совете было подтверждено, что жена должна вступать в плотскую связь только со своим мужем, а муж только со своей женой. Также было решено, что не сохранившие верность супруги должны вновь повторять венчальные молитвы, а монахи, берущие себе наложниц, должны быть отлучены от Церкви27. Принятые постановления нельзя признать неожиданными, гораздо удивительнее, что сам Такла Гиоргис I всего через месяц, 4 хамле (9 июля), после им же спровоцированного разбирательства, отдал свою племянницу (дочь своей сестры) в жены пресловутому баламбарасу Рамхе. Видимо, это был стратегически важный брак для царя, поскольку Рамха был правителем одной из областей к юго-востоку от Гондара и, несмотря ни на что, ему приходилось оказывать снисхождение.
Говоря о втором и последующих браках среди высокопоставленных лиц, когда жен брали не одновременно, а последовательно (хотя в истории Эфиопии встречаются и та и другая формы брака), возникает вопрос о разводе, процедура которого не вполне ясна, и о допущении к причастию. Что касается развода, то хроники в большинстве своем замалчивают эту процедуру. Можно предположить, что не венчанный союз просто аннулировался на практике. Сложнее дело обстояло с расторжением церковного брака. Некоторую информацию по этому поводу можно почерпнуть из жития эфиопской святой Валаты Петрос, жившей в XVII в. Судя по этому источнику, расторжение венчанного брака представляло непростую и долгую процедуру. Валата Петрос происходила из знатного эфиопского рода. Ее выдали замуж за царского военачальника и влиятельного человека в государстве Малька Крэстоса. После смерти в младенчестве трех детей, рожденных в этом браке, Валата Петрос приняла решение уйти в монастырь, что вызвало бурный протест со стороны ее супруга. После ее побега в монастырь Малька Крэстос обратился к высокопоставленным особам с просьбой помочь ему вернуть законную жену. Просьба его была удовлетворена, и монахи уговорили Валату Петрос поступить по закону и вернуться к мужу28. Так что венчанный брак в Эфиопии все же был нерушим.
Трудно судить о допуске многоженцев и невенчанных к Причастию, так как хроники об этом умалчивают. В летописании времен Такла Гиоргиса говорится о присутствии царя при чтении молитвы ко Святому Причащению, но конкретных данных о причащении (или не причащении) монарха нет29.
Из вышеприведенных примеров становится ясно, что эфиопские цари и высокопоставленные деятели заключали брачные союзы с женщинами из знатных и влиятельных семей и что такие браки имели политическое значение и были
26 Титул, восходящий к должности начальника столовой горы, т. е. гарнизона, размещенного на ней.
27 Orient. 821, л. 483 об., стлб. 2, стк. 19 - стлб. 3, стк. 3; Eth. 143, л. 309, стлб. 2, стк. 36 -л. 309 об., стлб. 1, стк. 6.
28 Правда, позднее она добилась у мужа расторжения брака, получив от него согласие стать монахиней. См. об этом в: Чернецов С. Б. Нарушительница норм женского поведения в Эфиопии XVII в. — героиня «Жития матери нашей Валата Петрос» // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб.: Наука, 1991. С. 39-55.
29 Orient 821, л. 483, стлб. 2, стк. 21-26; Eth. 143, л. 309, стлб. 1, стк. 24-26.
выгодны также для государства, а не только для личных интересов супруга. Такие браки зачастую не были церковными и имели чисто политическую подоплеку. Возможность нескольких брачных союзов и правила их оформления не были регламентированы у эфиопских средневековых христиан в отличие, например, от установлений мусульманской традиции. Такие брачные практики среди эфиопской элиты приближаются к современному понятию «гражданского брака», при котором двое сожительствуют, не оформляя своих отношений ни в светском, ни в религиозном отношении. Что же касается союзов с двумя сестрами, то ни о каких государственных интересах, как нам кажется, здесь речи не идет, и ничто земное не было чуждо ни монархам, ни влиятельным феодалам, ни военачальникам Эфиопии на всем протяжении истории этой страны, особенно когда высокое положение обеспечивало защиту и вседозволенность. Венчанные же браки, безусловно, сохраняли свой сакральный статус и на их защиту выступали как светские, так и религиозные деятели.
Ключевые слова: Эфиопская Церковь, христианский брак, брачный союз, многоженство, наложницы, эфиопская монархия, история Эфиопии, царь царей, священный статус, вождь племени.
Список литературы
Мисюгин В. М. Становление цивилизации. О вещах и представлениях. СПб., 1998. Чернецов С. Б. Нарушительница норм женского поведения в Эфиопии XVII в. — героиня «Жития матери нашей Валата Петрос» // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб.: Наука, 1991. С. 39-55. Чернецов С. Б. Эфиопская феодальная монархия в XIII-XVI вв. М., 1982. Alaqa Takla Iyasus WaqGera. The Goggam Chronicle / Ed. and transl. by Girma Getahun. Oxford, 2014.
Bosc-Tiessé Cl. Iyasu I // Encyclopaedia Aethiopica / Ed. S. Uhlig. Wiesbaden: Harrassowitz
Verlag, 2007. Vol. 3. P. 249-251. Dege S. Wând Bàwàsàn // Encyclopaedia Aethiopica / Ed. S. Uhlig in cooperation with A. Bausi.
Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2010. Vol. 4. P. 1128-1129. FrantsouzoffS. On the Dating of the Ethiopian Dynastic Treatise Kabra nagast: New Evidence // Scrinium. Journal of Patrology and Critical Hagiography. Leiden: E. J. Brill, 2016. Vol. 12. P. 20-24.
Samuel Wolde Yohannes [Red.]Anorewos «the Elder» // Encyclopaedia Aethiopica / Ed. S. Uhlig.
Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2003. Vol. 1. P. 277-278. Tekle-Tsadik Mekouria. Histoire abregée de Haylou Esheté (Degiazmatche) // Proceedings of the Eighth International Conference of Ethiopian Studies. University of Addis Ababa, [2630 November] 1984 / Ed. Taddese Beyene. Vol. 2. Addis Ababa, 1989. P. 189-213. The Royal Chronicle of Abyssinia 1769-1840 / Transl. and notes H. Weld Blundell. Cambridge, 1922.
Wright W. Catalogue of the Ethiopic Manuscripts in the British Museum acquired since 1847.
London: Gilbert & Rivington, 1877. [Zotenberg H.] Catalogue des manuscrits éthiopiens (gheez et amharique) de la Bibliothèque nationale. Paris: Imprimérie nationale, 1877.
Ekaterina Gusarova, Candidate of Sciences in History, Institute of Oriental Manuscripts, Russian Academy of Sciences, 18 Dvortsovaya nab., St. Petersburg, 191186, Russian Federation [email protected]
Ethiopian Kings' Family and Marriage
E. Gusarova
Abstract: Family and marriage customs in the élite of medieval Ethiopia traditionally went beyond the general Christian canons. They included a special form of polygamy practiced by the Christians of the country at which one wife was usually married by the Church ritual (wedding), while the others were not. In general the quantity of wives was not limited. The authors of the Royal Chronicles, the bearers of traditional Church education, usually called them "concubines" in their official compilations. The tendency towards polygamy was not widespread all over the country, but proceed to be attested rather frequently at the Royal Court and among the élite of the country. Due to both political and economic interests and to other reasons the polygamy was constantly widespread. The emergence and development of this custom had a long history of formation. Most likely, it originated from the African pagan usage of inheriting of the late king's wife and was linked with the sacred status of the "leader", who deified himself through obtaining several wives. In the frame of the present research we make an attempt to enlighten the history of formation and existence of the tradition of polygamy among Christian population of Ethiopia. Some particular details can be traced through the texts of Royal, Princely and monastic chronicles of the 14th —18th centuries AD. Curious details of practice of polygamy in different social levels can be found inside the texts. Some differences, reasons and consequences are linked to the changings in the historical context. Of a special interest is the reaction of the clergy to the violation of church canons and its dependence on both the care about the purity of faith and economic reasons.
Keywords: Ethiopian Church, Christian marriage, wives, concubines, polygamy, Ethiopian Christian monarchy, Ethiopian history, king of kings, the tribal leader, the sacred status.
Alâqa Tàklà Iyâsus WaqGera (2014) The Goggam Chronicle. Girma Getahun (ed. and transl.).
Oxford: Oxford University Press. Blundell H. Weld (1922) The Royal Chronicle of Abyssinia 1769—1840 with translation and notes.
Cambridge: The University Press. Bosc-Tiessé Clare (2007) "Iyasu I" in Encyclopaedia Aethiopica. S. Uhlig (ed.). Wiesbaden:
Harrassowitz Verlag, vol. 3, p. 249-251. Chernetsov Sevir B. (1982) Efiopskaya feodalnaya monarhya v 13—16vv. [Ethiopian Feudal Monarchy in 13-16th centuries]. Moscow: URSS (in Russian).
References
Chernetsov Sevir B. (1991) "Narushitelnitsa norm zhenskogo povedeniia v Efiopii 17 v. — geroin-ya "Zhitiya materi nashey Valata Petros"" ["Violator of norms of female behavior in 17th century Ethiopia — the Heroine of «The Live of our mother Valata Petros»"] in Etnicheskie ste-reotipi muzhskogo I zhenskogo povedeniia [Ethnic stereotypes of male and female behavior]. St. Petersburg: Nauka, p. 39-55 (in Russian).
Dege Sophia (2010) "Wand Bawasan" in Encyclopaedia Aethiopica / Ed. S. Uhlig in cooperation with A. Bausi. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, vol. 4, p. 1128-1129 (p. 1128).
Frantsouzoff Serge (2016) "On the Dating of the Ethiopian Dynastic Treatise Kabra naga^t: New Evidence" in Scrinium. Journal of Patrology and Critical Hagiography. Leiden: E. J. Brill. 2016, vol. 12, p. 20-24.
Misiugin Viacheslav M. (1998) Stanovleniye tsivilizatsii. O veshah I predstavleniyah [The formation of civilization. About things and ideas]. St. Petersburg: Russia (in Russian).
Samuel Wolde Yohannes (Red) (2003) "Anorewos "the Elder"" in Encyclopaedia Aethiopica. S. Uhlig (ed.). Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, vol. 1, p. 277-278.
Tekle-Tsadik Mekouria (1989) "Histoire abregde de Haylou Eshetd (Degiazmatche)" in Proceedings of the Eighth International Conference of Ethiopian Studies. University of Addis Ababa, [26-30November] 1984. Taddese Beyene (ed.). Addis Ababa, vol. 2, p. 189-213.