Научная статья на тему 'Royal power and Church in Ethiopia at the end of the 18th century (according to the chronicle of Takla Giyorgis i from the manuscript Orient. 821 of the British Library)'

Royal power and Church in Ethiopia at the end of the 18th century (according to the chronicle of Takla Giyorgis i from the manuscript Orient. 821 of the British Library) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
169
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФИОПСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ИСТОРИЯ ЭФИОПИИ / ЭФИОПИЯ В КОНЦЕ XVIII В / ЦАРСКАЯ ХРОНИКА ТАКЛА ГИОРГИСА I / РУКОПИСЬ ORIENT. 821 / СОБЛЮДЕНИЕ СУББОТЫ И ВОСКРЕСЕНЬЯ / ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ / MANUSCRIPT ORIENT. 821 / ETHIOPIAN CHURCH / HISTORY OF ETHIOPIA / ETHIOPIA AT THE END OF THE 18TH CENTURY / ROYAL CHRONICLE OF TAKLA GIYORGIS I / OBSERVANCE OF SATURDAY AND SUNDAY / PERIOD OF FEUDAL DISINTEGRATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Gusarova E. V.

The state organism in Ethiopia was strictly connected with the Christian Church during its entire history and the king of kings of Ethiopia was considered primarily as a Christian king. The religion, since the adoption of Christianity in the mid-4th century AD, played the main role in every aspect of the life of its people. The Church and the king supported each other and the clergy and monks often participated in the political events that occurred in the state. In this article we have examined the life of the royal court in Ethiopia during the turbulent reign of Takla Goyorgis I according to the text of his chronicle that is included as an integral part in the manuscript Orient. 821 from the collection of the British Library, London. There existed a straight relation between the king and the Church, which can be traced in numerous passages of the chronicle. As a result we have come to a conclusion that the Ethiopian Church at the end of the 18th century was not so strong and powerful as it used to be in previous epochs. Moreover, the king during the period of Zamana Masaf.nt could not expect a real support from the Church in his efforts undertaken for the sake of the unification of the country that was divided in many regions put under the control of powerful feudal rulers. In spite of numerous military campaigns he had organized, Takla Giyorgis I did not succeed in stopping that disintegration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Royal power and Church in Ethiopia at the end of the 18th century (according to the chronicle of Takla Giyorgis i from the manuscript Orient. 821 of the British Library)»

Вестник ПСТГУ

III: Филология

2013. Вып. 5(35). С. 21-29

Царсьсая власть и Церковь в Эфиопии в конце XVIII в.

(по ДАННЫМ хроники Такла Гиоргиса I из рукописи Orient. 821 Британской библиотеки)

Е. В. Гусарова

В настоящей статье на основании хроники царствования Такла Гиоргиса I, сохранившейся в рукописи Orient. 821 из собрания Британской библиотеки, рассмотрены взаимоотношения между монархом — главой Эфиопского христианского царства и Церковью Эфиопии в конце XVIII в., т. е. в самом начале периода феодальной раздробленности в этой стране. В результате проведенного анализа текста хроники удалось установить, что царь всячески старался сохранять хорошие отношения с Церковью, соблюдая обычаи и праздники, поддерживая, по мере возможности, духовенство, строя новые храмы. Тем не менее Церковь к концу XVIII в. не была так сильна, как прежде, и не могла оказывать царю столь необходимое ему содействие. Митрополит Эфиопии в этот трудный для страны период также, несмотря на все свои усилия, уже не был той значимой политической фигурой, которой он являлся на протяжении предшествующей истории Эфиопской Церкви.

На протяжении средневековья крупнейшим и наиболее могущественным на Африканском Роге являлось Эфиопское царство, тесная связь которого с мо-нофизитской Эфиопской Церковью не ограничивалась вопросами совершения религиозного культа, а охватывала буквально все сферы государственной и общественной жизни. Поддержка Церкви обеспечивала сакральный статус царю, который, в свою очередь, гарантировал ей ведущую роль в деле окормле-ния и духовного просвещения своих подданных и щедро одаривал материально. Архимандриты крупнейших монастырей, настоятели наиболее почитаемых храмов страны, а также придворный клир входили в правящий аппарат христианского царства1. Церковь наравне с царским войском содействовала рас-

1 Словари должностей и титулов, засвидетельствованных в эфиопских хрониках, были составлены С. Б. Чернецовым. Для рассматриваемого в этой статье периода интерес представляют три из них: Эфиопские хроники XVII—XVIII веков / Введ. и закл., пер. с эфиопск. и коммент.: С. Б. Чернецов. М., 1989. С. 351—356; Эфиопские хроники XVIII века / Введ., пер. с эфиопск., коммент. и закл.: С. Б. Чернецов. М., 1991. С. 322—326; Чернецов С. Б, Эфиопская феодальная монархия в XVII веке. М., 1990. С. 303—306. О значении ряда важнейших эфиопских титулов, как светских, так и церковных, и той роли, которую их носители играли при царском дворе, см.: Болотов В. Несколько страниц из Церковной истории Эфиопии. II: Богословские споры в Эфиопской Церкви // ХЧ. 1888. № 7—8. С. 30—62, здесь: с. 40—42, примеч. 2.

ширению границ путем обращения в христианство обитавших за их пределами народов2.

Периоды относительного единства страны, политическая структура которой отличалась большей или меньшей степенью централизации, сменялись периодами смуты и раздробленности, наступлению которых способствовали полиэтнический и поликонфессиональный состав населения, климатические условия3 и перипетии социально-экономического развития. Теологические споры, доходившие подчас до расколов, также приобретали со временем региональную окраску, и Церковь из фактора, обеспечивающего единство государства, превращалась в одну из сил, способствующих его распаду. Впрочем, в рассматриваемый в данной статье период Церковь выступала в более привычной для себя роли интегрирующего начала, а раздирали страну на части главным образом амбиции крупных феодалов. Речь идет о продолжавшейся приблизительно с 1769 по 1855 г. так называемой «Эпохе судей» (Замана Масафэнт)4, получившей такое наименование по аналогии с периодом ветхозаветной истории, в ходе которого разделенный на отдельные племена («колена») древний Израиль претерпевал многочисленные бедствия.

Эфиопские цари этой эпохи, последние представители гондарской ветви5 Соломоновой династии, оказались марионетками в руках могущественных военачальников. На их фоне заметно выделяется фигура Такла Гиоргиса I, волевого правителя, пытавшегося, вопреки обстоятельствам, сохранить единство вверенного ему царства6. И хотя в большинстве случаев эти усилия были тщетными, его незаурядная личность и драматические обстоятельства царствований достойны внимательного изучения. Поставленная задача выполнима благодаря обширным сведениям, дошедшим до нас в рукописи Orient. 821 из собрания Британской библиотеки7. Наибольший интерес представляет хроника первого периода

2 Эфиопская традиция проводила четкое разграничение между христианами и иноверцами. Так, термином <*пч"1: «народ» (ед.ч.) обозначали приверженцев христианства (как правило, мирян), а : (тем же словом во мн.ч.) — многочисленные народности и племена,

исповедовавшие политеистические местные верования, а также мусульман и фалаша («жи-довствующих» еретиков, а вовсе не приверженцев доталмудического иудаизма, как иногда принято считать).

’Два ежегодных сезона дождей прочно изолировали друг от друга различные области страны, парализуя сообщение между ними. Из хроник мы видим, как царь со своей свитой был вынужден «зимовать» или пережидать это время года в определенном месте и не мог совершать не только военных походов, но и простых перемещений по стране.

4 См. о ней подробнее: Shiferaw Bekele. The State in the Zamana Masafent (1786—1853): An Essay in Reinterpretation // Kasa and Kasa: Papers on the Lives, Times and Images of Tewodros II and Yohannes IV (1855-1889) / Ed. Taddese Beyene, R. Pankhurst, Shiferaw Bekele. Addis Ababa, 1990. P. 25-68.

'Известна также как «Гондарская династия». Свое название она получила в честь города Гондара, основанного в 1636 г. в качестве столицы Эфиопии царем Василидом, основателем династии.

6 Этого царя шесть раз свергали и возводили на престол. Периоды его правления: июль 1779 — февраль 1784, апрель 1788 — июль 1789, январь 1794 — апрель 1795, декабрь 1795 — май 1796, январь 1798 — май 1799, март — июнь 1800 гг.

’Описание рукописи см.: Wright Wi Catalogue of the Ethiopic Manuscripts in the British Museum acquired since 1847. London, 1877. P. 315-318. Она датирована 1851 г. и содержит 598 бу-

его правления8. Ее автором был алека Габру9, один из приближенных царя10. Судя по титулу11, он принадлежал к духовному сословию12 и получил прекрасное тра-

мажных листов; большую ее часть (л. 30а—595а) занимает хроника эфиопских царей от легендарного Менелика I, сына Соломона, до Сахла Денгеля (1832-1840; 1841-1855). «Эпохе судей» в ней отведены л. 432а—587а, сведения о Такла Гиоргисе I (разной степени подробности) встречаются, начиная с л. 446а. Эта часть рукописи кратко рассмотрена в статье Шифе-рау Бекеле, однако ее шифр указан им неверно (Orient. 820 вместо Orient. 821), в то время как другие данные совпадают: Shiferaw Bekele. The Chronicle of Takla Giyorgis I (first r. 1779—84): An Introductory Assessment 11 Studia Aethiopica: In Honour of Siegbert Uhlig on the Occasion of his 65th Birthday. Wiesbaden, 2004. P. 247-258, здесь: p. 248, 249, 252, 254.

Хотя разделы Orient. 821, посвященные «Эпохе судей», были опубликованы в 1922 г. британским путешественником Гербертом Велдом Бланделлом (Blundell Н. Weld. The Royal Chronicle of Abyssinia 1769-1840 with translation and notes. Cambridge, 1922), в данной статье все ссылки даются по первоисточнику. Связано это с тем, что эфиопский текст в данном издании передан со значительными неточностями по сравнению с текстом рукописи, а в переводе на английский язык встречаются многочисленные ошибки и пропуски, поскольку Г. Велд Бланделл, по всей видимости, не владел геэзом и полностью доверился местным «знатокам» этого языка.

Хроника «Эпохи судей» сохранилась в составе еще по крайней мере двух рукописей: Orient. 820 из Британской библиотеки (см.: Wright Op. cit. P. 314—315) и £th. 143 из Национальной библиотеки Франции (см. [ZotenbergН.] Catalogue des manuscrits ethiopiens (gheez et amharique) de la Bibliotheque nationale. Paris, 1877. P. 216—221). Первая из них пока остается для нас недоступной; что же касается второй, то предварительное знакомство с ней показало, что число разночтений в ней по сравнению с Orient. 821 минимально.

8 Orient. 821, л. 446а-485а.

9 См. о нем: Shiferaw Bekele. Op. cit. P. 248—253.

“Хронист неоднократно упоминает о своем особом положении при дворе, в подробностях передает, сколько времени он проводит при царе в его шатре, и пр. Царь всячески поощрял и его, и алеку Зена — еще одного своего приближенного, тесно связанного с церковными кругами: Whan : 1шЯ : m-IMi: •мп-ч : ЛАИ'/’ I-.: uriл\/. : : (\h(\^ : T-fK-: WhhtiP : n.'7 :

«12 (хэдара, 19 ноября 1780 г. — Е. Г.) (царь) зарезал много коров и устроил пир для алеки Габру и алеки Зена» (Orient. 821, л. 4626, стлб. 1, стк. 21—26). В тексте хроники встречается несколько примеров такого рода.

11 Алека (алака) — титул, изначально обозначавший главу или командира отряда воинов, который давался настоятелям крупных церквей, отвечающим за порядок и материальное обеспечение культовой структуры, знающим последовательность проведения литургии, а также игуменам в монастырской среде или вообще высокообразованным в религиозном отношении людям (об этом титуле см., например: Французов С. А. История эфиопской литературы на языке геэз // Литературы стран Азии и Африки. Начальный период развития / Отв. ред.:

В. В. Емельянов. СПб., 2012. С. 213—244, здесь: с. 214, примеч. 2).

12 О его религиозном рвении свидетельствует такой эпизод: лу-тчч : ПГйЛ-7- : : A.P'JC'b :

■'i-4/n : лЛлп : W. : М£С : 11-7 лЧП : / I /"' : тЛЛ/1- : ’ИК- : ЯЛмС, : 1ГН' : :>rtl : 9°ЛЛ : пч.ч г : Г/ai'I- : (\t\lM- : лЛлп : апч.ч’/., : л-?п л- : m h l: : whan : J'-гч tn-v : И'П: : ц>9Л : inn:>- ; «После этого через три дня пришел пешком алека Габру, написавший эту историю, даже немного не отдохнув, потому, что он продолжал идти по приказу царя с образом кур'атарэ 'эсу, ибо он любил Господа своего и (желал), чтобы был явлен этот образ в (церкви) Ба‘ата» (Orient. 821, л. 4486, стлб. 2, стк. 7—17). Речь идет об образе Христа в терновом венце, особо почитаемом Эфиопской Церковью (см. о нем подробнее: СегиШЕ. II “Gesu percosso” nell’arte etiopica e le sue origini nell’Eu-ropa delXVsecolo // RSE. 1947. Vol. 6. Fasc. 2. P. 109-129; ChojnackiS. The “Kwer'ata Re’esu”: Its Iconography and Significance: An Essay in Cultural History of Ethiopia 11 Supplemento 42 agli Annali dell'Istituto Universitario Orientale. Napoli, 1985. Vol. 45, fasc. 1. P. 1-64). В самом начале своего правления Такла Гиоргис I отвел для него в своем лагере отдельный шатер (Orient. 821, л. 4496, стлб. 3, стк. 1—5).

диционное образование. В своей работе алека Габру следовал сложившимся канонам царской историографии: текст хроники изобилует прямыми цитатами из Библии и постоянно отсылает нас к ее образам. Такла Гиоргис I нередко сравнивается с библейскими персонажами, в том числе с самим Иисусом Христом. Так, в описании попытки свергнуть царя, предпринятой наместником столовой горы Вахни13, автор говорит, что Господь спас помазанника Божия, как спас он Иосифа из рук Фараона и Даниила из пасти львов. Более того, он сравнивает жестокие испытания, выпавшие надолго Такла Гиоргиса I с муками Самого Спасителя14.

Хронист называет своего монарха царем-священником15, хотя по отношению к нему эта характеристика не вполне оправдана. Как многие из его предшественников, Такла Гиоргис I старался снискать расположение Церкви, щедро одаривая ее земельными наделами и ценными предметами культа и строя новые храмы. В первые же дни своего царствования он прибыл в селение Йебаба, расположенное неподалеку от Гондара, и основал там храм во имя святых апостолов «дабы Господь ввел его в ставку отцов его и в чертог царствия его»16. Только после этого он вызвал к себе в Гондар правителей из разных областей Эфиопии, примирил враждовавших между собой, вручил всем ценные подарки и отослал обратно в их владения. Нельзя не отметить знаковую последовательность действий царя. В первую очередь он налаживает отношения с Церковью, затем со знатными и влиятельными вельможами и феодалами.

В августе 1782 г. Такла Гиоргис I построил храм в местечке Эсте, названный впоследствии Эсте Клавдий, а в ноябре того же года для «дома абуны Такла Хайманота», т.е. для Дабра-Либаносской конгрегации, начал возведение в Гон-даре церкви17 Дабра Метмак Марьям18. Покидая столицу, царь оставил там своего верного сторонника раса19 по имени Айадарс, чтобы тот продолжил начатое строительство20. Показательно, что одним из последних событий, отмеченных в хронике алеки Габру на пятом году правления Такла Гиоргиса I, 18 маскарама (т.е. 26 сентября 1783 г.), было посещение царем церкви св. Евстафия в Гондаре,

13 На этой горе находилась тюрьма для лиц мужского пола, принадлежавших к царствующему дому.

“Orient. 821, л. 4466, стлб. 1, стк. 23 — стлб. 3, стк. 1.

''Описание царя в хронике см.: Orient. 821, л. 4676., стлб. 3, стк. 10—18. О двух титулах царей Эфиопии — мирском, символизирующем верховную власть в государстве, и духовном, олицетворяющем его сакральную сущность, см.: Болотов. Указ. соч. С. 40, примеч. 2.

“Orient. 821, л. 447а, стлб. 3, стк. 15—18.

17 Именно этой церкви был присвоен статус «убежища», и она стала наиболее влиятельным религиозным центром своего времени.

18 Orient. 821, л. 468а, стлб. 1, стк. 1—12.

19 Букв, «глава», высший светский титул в позднесредневековой Эфиопии.

20Согласно хронике, это произошло «в 5500 году (от сотворения) мира, в 1777 «году милости», на четвертом году его царствования» (Orient. 821, л. 4676, стлб. 3, стк. 18—22). Первая дата заведомо указана неверно, но и между двумя другими есть расхождение: 1777 «год милости» соответствует 1784—1785 гг., тогда как четвертый год правления Такла Гиоргиса I берет свое начало в июле 1782 г. Судя по контексту, верна последняя дата. Как явствует из этого и других примеров, в изобилии представленных в эфиопской историографии, составители летописей плохо разбирались в хронологии и, подобно рядовым священникам, не умели вычислять пасхалии (см., в частности: Orient. 821, л. 482а, стлб. 1, стк. 12 — стлб. 2, стк. 12).

в ходе которого он подарил ей церемониальный зонт (fflfflUO : ^ПП :) и приказал своим придворным повсюду разнести известие об этом21.

В конце XVIII в. во главе Эфиопской Церкви стоял абба Иоасаф22. Судя по тексту рукописи, он неоднократно наносил визиты царю и постоянно поддерживал связь с ним23. Но положение митрополита не было устойчивым. После изгнания Такла Гиоргиса I в один из монастырей Вальдеббы в последнее из его шести царствований алчущие власти царевичи и князья в своей борьбе за власть уже не обращали никакого внимания ни на Церковь, ни на ее предстоятеля. Попытки последнего призвать паству к порядку были тщетны: г : :

ПдЛ-t : : (lTf : ЮС'Ї : Лш-іНдп- : ЛІТ^Л-дп- : YlCh-t-fTr :: h cm :

Ш : (Dh.fi?1АЄ : : ilCfli'f'} : ЛП : Р-Л-П : 44f‘l :

ah.-I Y'ky : vii/-Г-Г : ‘ЭН+'ц : л>n : лчіл : ++№ : :: «ь-ї-Лг- :

‘hfrrh : ЛЙП.С : ШЛМЛ : : (D(\h- : : пм.-п, : :: ПЛФ :

: ‘r’i-i'L / ПК : "Mir: : 'id/. : ёлш-/,-у :: «Начался [месяц] тэкэмт (9 октября 1802 г. — Е. Г.) в воскресный день. В этом месяце абба Иоасаф, митрополит Эфиопии, отлучил от Церкви всех христиан, чтобы не получали они святого причастия и не молились в храме. Причина же анафемы была в том, что он сказал: “Подчиняйтесь царям! Судите в пользу вдов и сирот! Приходите ко двору царя!” Тем не менее за два месяца ничего из этого сделано не было»24. Разумеется, данная анафема носила скорее декларативный характер, она не была ни действенной, ни продолжительной и служила скорее свидетельством слабости, чем силы эфиопского митрополита.

Заметную роль в урегулировании отношений между различными группировками, боровшимися за власть, играло эфиопское монашество25. Когда Такла Гиоргис I одержал очередную победу над войском мятежного феодала Гадлу, тот послал царю пять овец и устроил пир для монахов из Вальдеббы. После этого к монарху прибыли официальные лица (Абето Деметрос и Адара Габриэль), посланные митрополитом и эччеге2ь. В дальнейшем монахи из Валдэбба и Ваша активно участвовали в переговорах между царем и Гадлу.

Как известно, после долгих споров о праздновании двух «суббот»27, то есть ветхозаветной субботы и христианского воскресенья, Эфиопская Церковь на соборе в Дабра Метмаке (1450 г.) поддержала царя Зара Якоба (1434-1468), который показал себя убежденным сторонником субботствования. По обычаю верующим не разрешалось в этот день ни отправляться в дальнюю дорогу, ни разжигать огонь. Основываясь на сведениях, приведенных в рукописи Orient. 821, можно

21 Orient. 821, л. 485а, стлб. 3, стк. 17—23.

22 Вплоть до середины XX в. главой Эфиопской Церкви являлся митрополит.

23 См., например: Orient. 821, л. 4546, стлб. 1, стк. 11—16.

240rient. 821, л. 5796, стлб. 3, стк. 9—26.

25См., например: (п‘/ит : ли-: : P/v : : TAAV'l: Н'Р'Т : ’lILC.V/n.: дСФ : «20 магга-

бита (27 марта 1780 т.—Е.Г.) прибыли монахи Вальдебба из Ваша, занятые тем, что заключали перемирие» (Orient. 821, л. 4566, стлб. 3, стк. 25 — 457а, стлб. 1, стк. 2).

26 Этот титул носил настоятель Дабра-Либаносского монастыря, второе после митрополита лицо в Эфиопской Церкви.

27 О субботствовании в Эфиопской Церкви и диспутах вокруг него см.: Kaplan S. Sabbath 11 EA. 2010. Vol. 4 / Ed. S. Uhlig in cooperation with A. Bausi. P. 432-434.

заключить, что в конце XVIII в. ветхозаветную субботу в Эфиопии продолжали почитать. Доказательством тому может служить сообщение об одном из военных походов царя Такла Хайманота II (1769—1777): : ЛТМ : ш-пк.. :

: Ьдп : Упч1<^ : :: «И пребывали они в Анкаша, где

устроили привал на три дня, дабы чествовать (две) субботы»28.

С другой стороны, в чрезвычайных обстоятельствах, например на войне, суббота соблюдалась менее строго, чем воскресенье. Вот как рассказывается о передвижении Такла Гиоргиса I в ходе одной из его кампаний: ю}\9"И : >у./. :

Пл'М’7| : Ш(\ Ъикт- : ПЙЛФ : Л'Щ" : Као : гЛтС : : МЯП/Ь

: шух/. : П7°11-Ст61ь : : ФТ’Т'Ь : : ПЙЛФ :

: М : ю-Л~ : (Ю? : «Затем он провел ночь в Энкаш, а на следующий день, в субботу 7 тэра (13 января 1780 г. — Е. Г.), царь с утра отправился в путь и встал лагерем в Мэхуртач, а кантиба29 Кэнват вернулся, и на следующий день, 8 тэра (14 января 1780 г. — Е. Г.), в воскресенье, был отдых там»30.

Но не только военная опасность могла послужить причиной для нарушения субботы : ткав : : ЧС’П : лгу : : №■%, : л т : хлю :

£ф.9" : 9°/»?Т : ПЙЛ+ : «М?" :: Ьт> : 'Г’}^ : \{\т> : МП- : пи.-р-г : ?ЛН : у.ч\п- : лхзд- : 9"/,'?'Г : ПЛЛ-1- : Ф-Ч9° :: «Седьмого числа (месяца хам-ле, т.е. 10 июля 1782 г. — /.), в пятницу, послал царь глашатая31 сказать: «Устра-

ивается рынок в субботу так, как было прежде», — ибо заявляли разбойники’2, говоря: «Да не устраивается рынок по субботам!»33. Хронист никак не комментирует действия царя, следовательно, можно предположить, что несоблюдение ветхозаветной субботы осуждалось далеко не во всех случаях.

Частое же упоминание в хронике о соблюдении выходного дня в воскресенье подтверждает, что именно эта практика была распространена в Эфиопии в то время. Так, отношение Такла Гиоргиса I к почитанию воскресенья было строгим: ЮЛ'7!/’ : гь/" : Щ-Ь : ЛЛЬ / 1(1 : ет^ : «К/'А : 1г*-Л- : :

Р'9° : : Ч’ПСР : "Ь(\ст : ЛЬ : (‘ГХ1-7- : дМ' : <1’-7-А : и1(1'-‘7-г : Цдоа- :

: п/.ч.-г : «Царь, услышав об этом, послал [сообщение] на поле

боя, (говоря): “Кто ведет военные действия в этот день, не является моим подданным, ибо воскресенье (букв, суббота) не предназначено для вражды и битвы, но для отдохновения и молитвы”»34.

28 Orient. 821, л. 4406, стлб. 1, стк. 6—9.

29Титул гондарского городничего.

30 Orient. 821, л. 4496, стлб. 1, стк. 2—12.

31 Соответствующий указ — 0*РЗ? : являлся основным, если не единственным, легитим-

ным способом выразить волю царя и придать ее огласке. См. подробнее: Болотов В. Указ. соч. С. 46, примеч. 1. Чаще всего в этой связи употреблялось выражение hry. : : О'Р-'ъ :

«и послал царь глашатая...» (значение основной породы этого геэзского глагола г у. : — «ходить кругом», что в данном случае указывает на структуру эфиопского военного лагеря, в котором находилась царская ставка).

32 Перевод данного слова вызывает сомнения. Возможно, текст испорчен.

33 Orient. 821, л. 484а, стлб. 3, стк. 10—19.

34 Orient. 821, л. 4516, стлб. 1, стк. 19 — стлб. 2, стк. 1. В эфиопских текстах воскресенье нередко называли субботой, поскольку христианам полагается чтить этот день так же, как иудеям субботу.

Дни религиозных праздников также соблюдались царем, как, например, Крещение: ПЙЛ-t- : /.(Wi : hem : 1ю§ЛТС : М : Ю-Л- : Ы\ст : (19 Л : ТУ'Ч’Т ::

«В среду 11 тэра (17 января 1780 г. — Е. Г.) был отдых, потому что на этот день выпал праздник Крещения»35.

И, конечно же, Такла Гиоргис I выступал в традиционной для эфиопского монарха роли защитника Церкви от внешней угрозы. В хронике описывается, как царю приносят дорогие подарки: алтарь св. Такла Хайманота, алтарь св. Троицы, образ Иисуса Христа в терновом венце — и сообщают о разорении церквей язычниками.

В ответ на эти действия Такла Гиоргис I составляет послание и рассылает его наместникам областей, настоятелям монастырей и рядовым священникам: 70- : ЛП : flaTd'i : ФстЦЦСФ : hilf-t : YlCfl-t-ftt : ЮФЧт-РФ : ‘ГТхеп :: fflMP’IWWl : HfгЧ(1 : +fWlC+ : : (№1 : тПаоЪХЬ : млх :

: «К'Л1) : -УУ) •!' : гт уа.чч- : ... Ы\ст : лхг-т» : гь/" : IVtltl:'1

: luA'f-v. : ... лЛ : :: : хас : : [4726] hcm :

8ЛС : ЛЛС^А : " ШМЛ : кутп.у'-у : Л}|Л>-(1 :

”/Ъи> : л -ггх- г : «И вот, когда мы услышали о разрушении церквей и о взятии в плен верующих и более всего о том, что разбит на куски наш алтарь топором и молотом рукой язычников, взревновали мы ревностью духовной... ибо не спасается царь множеством своих воинов ... но поскольку мы верим в ваши молитвы, отныне молитесь за нас, как молились за царя Ираклия жители Иерусалима и отец наш Пантелеймон за Калеба, царя Эфиопии»36.

После этого он отправляется в военный поход и церемониально выходит из лагеря: впереди шествуют важные вельможи с вышеперечисленными дарами в руках. Тем самым подчеркивается торжественность и значимость описываемых событий — христианский царь идет карать обидчиков Церкви.

Сравнивая же себя в послании с аксумским царем Калебом, правившим в первой трети VI в.37, Такла Гиоргис I подчеркивает преемственность и легитимность своей власти, делает акцент на своем статусе христианского царя и ищет снисхождения и симпатии со стороны духовенства по всей стране.

Ключевые слова’. Эфиопская Церковь, история Эфиопии, Эфиопия в конце XVIII в., царская хроника Такла Гиоргиса I, рукопись Orient. 821, соблюдение субботы и воскресенья, период феодальной раздробленности.

35Orient. 821, л. 4496, стлб. 2, стк. 23—26.

“Orient. 821, л. 472а, стлб. 3, стк. 6—14, 21—23, 472а, стлб. 3, стк. 24 — 4726, стлб. 1, стк. 5.

37 Этот царь Эфиопии прославился как защитник веры, разгромивший преследовавших христиан иудеев в Южной Аравии, за что канонизирован монофизитскими и православными Церквами (Русской Православной Церковью — под именем Елезвой, т.е. под своим искаженным тронным именем Элла Ацбэха). См. о нем: Французов С. А. Елезвой // ПЭ. 2008. Т. 18. С. 288-290.

Royal Power and Church in Ethiopia at the End of the 18™ Century (according to the Chronicle of Takla Giyorgis I from the Manuscript Orient. 821 of the British Library)

E. V. Gusarova

The state organism in Ethiopia was strictly connected with the Christian Church during its entire history and the king of kings of Ethiopia was considered primarily as a Christian king. The religion, since the adoption of Christianity in the in id-4"1 century AD, played the main role in every aspect of the life of its people. The Church and the king supported each other and the clergy and monks often participated in the political events that occurred in the state.

In this article we have examined the life of the royal court in Ethiopia during the turbulent reign of Takla Goyorgis I according to the text of his chronicle that is included as an integral part in the manuscript Orient. 821 from the collection of the British Library, London. There existed a straight relation between the king and the Church, which can be traced in numerous passages of the chronicle.

As a result we have come to a conclusion that the Ethiopian Church at the end of the 18th century was not so strong and powerful as it used to be in previous epochs. Moreover, the king during the period of Zamdna Mdsafant could not expect a real support from the Church in his efforts undertaken for the sake of the unification of the country that was divided in many regions put under the control of powerful feudal rulers. In spite of numerous military campaigns he had organized, Takla Giyorgis I did not succeed in stopping that disintegration.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords'. Ethiopian Church, history of Ethiopia, Ethiopia at the end of the 18th century, royal chronicle of Takla Giyorgis I, manuscript Orient. 821, observance of Saturday and Sunday, period of feudal disintegration.

Список литературы

1. Болотов В. Несколько страниц из Церковной истории Эфиопии. II: Богословские споры в Эфиопской Церкви //ХЧ. 1888. № 7—8. С. 30—62.

2. Французов С. А. Елезвой // ПЭ. 2008. Т. 18. С. 288—290.

3. Французов С. А. История эфиопской литературы на языке геэз // Литературы стран Азии и Африки. Начальный период развития / Отв. ред. В. В. Емельянов. СПб., 2012. С. 213-244.

4. Чернецов С. Б. Эфиопская феодальная монархия в XVII веке. М., 1990.

5. Эфиопские хроники XVII—XVIII веков / Введ. и закл., пер. с эфиопск. и коммент.:

С. Б. Чернецов. М., 1989.

6. Эфиопские хроникиXVIII века / Введ., пер. с эфиопск., коммент. изакл.: С. Б. Чернецов. М.. 1991.

7. Blundell Н. Weld. The Royal Chronicle of Abyssinia 1769—1840 with translation and notes. Cambridge, 1922.

8. Cerulli E. II “Gesu percosso” nell’arte etiopica e le sue origini nell’Europa del XVsecolo // RSE. 1947. Vol. 6. Fasc. 2. P. 109-129.

9. Chojnacki S. The “Kwer‘ata Re’esu”: Its Iconography and Significance: An Essay in Cultural History of Ethiopia // Supplemento 42 agli Annali dell’Istituto Universitario Orientale. Napoli, 1985. Vol. 45, fasc. 1. P. 1-64.

10. Kaplan S. Sabbath // EA. 2010. Vol. 4 / Ed. S. Uhlig in cooperation with A. Bausi. P. 432— 434.

11. Shiferaw Bekele. The Chronicle of Takla Giyorgis I (first r. 1779—84): An Introductory Assessment // Studia Aethiopica: In Honour of Siegbert Uhlig on the Occasion of his 65th Birthday. Wiesbaden, 2004. P. 247-258.

12. Shiferaw Bekele. The State in the Zamana Masafent (1786—1853): An Essay in Reinterpretation // Kasa and Kasa: Papers on the Lives, Times and Images of Tdwodros II and Yohannes IV (1855-1889) / Ed. Taddese Beyene, R. Pankhurst, Shiferaw Bekele. Addis Ababa, 1990. P. 25-68.

13. Wright Wt Catalogue ofthe Ethiopic Manuscripts in the British Museum acquired since 1847. London, 1877.

14. [Zotenberg H.] Catalogue des manuscrits £thiopiens (gheez et amharique) de la Bibliothfeque nationale. Paris, 1877.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.