Церковь , общество , государство
Виктор КАТИН
ЦЕРКОВЬ И ВЛАСТЬ В РОССИИ
В статье с политико-юридической и исторической точки зрения анализируются причины изменений, происшедших в отношениях Русской православной церкви и российской власти за последние два десятилетия.
Reasons of changes in relations between the Russian Orthodox Church and the Russian authority during last two decades are analyzed from political, judicial and historical point of view.
Ключевые слова:
Русская православная церковь, власть, государство, партнерство; Russian Orthodox Church, authority, state, partnership.
КАТИН Виктор Ильич —
к. культ., доцент кафедры общих гуманитарных дисциплин Балаковского института экономики и бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова \[email protected]
В социально-политических условиях современной России наблюдается статистический рост религиозных объединений, особенно Русской православной церкви (далее РПЦ), и уси -ление их влияния на многие стороны жизни и деятельности рос -сийского общества. Учитывая длительное пребывание российской экономики в неустойчивом состоянии, относительно слабый ее подъем, наличие духовного кризиса в обществе, различных фобий у населения и неуверенности в завтрашнем дне, вполне можно про -гнозировать дальнейшее усиление роли РПЦ (как и других религи -озных конфессий) в социуме.
В своей политической практике властям приходится так или иначе учитывать церковный (религиозный) фактор. Взаимоотношения власти и церкви сегодня выходят на далеко не последний план. В этом состоит актуальность исследуемой темы.
Взаимоотношения между церковью и властью на протяжении всего их сосуществования никогда не были ровными, не развивались прямолинейно, отличались динамикой, различной степенью сближения и отторжения. В то же время этот процесс носит взаи мообусловленный и взаимосвязанный характер. Власть оказывает свое влияние на церковь и наоборот.
Власть в силу своей природы стремится подчинить себе, подмять под себя все институты общества, включая церковь. В этих целях власть использует широкий арсенал своего воздействия. Убедить и, если это не дает желаемого эффективного результата, принудить все кластеры общества работать на себя или хотя бы в русле своих поли -тических целеустремлений и целеполаганий — вот главная сверхза -дача власти. В этом состоит ее стрежневое начало, институциональ -ная сущность.
Церковь, убежденно считая себя духовным учреждением, точнее, «духовной общиной», Божьим созданием, живущим по принципу: «не от мира сего», ставит перед собой другую задачу, цель которой весьма далека от земных сущностей — привести человека через покаяние к Богу. По мнению самой церкви, ее духовный статус всегда выше любой земной власти, от кого бы она ни исходила, по -скольку она имеет неземное происхождение и служит нематериаль -ным целям.
Любая государственная власть начинает с того, что одной из пер -вых своих политических задач ставит урегулирование взаимоотно -шений с церковью. Другой вопрос, чем это урегулирование может закончиться для обеих сторон. На практике в абсолютном боль -шинстве случаев победу одерживает власть. Христианская (право -славная) церковь (Orthodox Church), исходя из принципа целесоо -бразности и самосохранения, руководствуясь догматическими уста новлениями и канонами, под давлением власти смиряется со своей участью. Такое, во всяком случае, наблюдалось в России на протя -
жении длительного периода. На этой почве между властью и церковью разыгрывались различные сценарии взаимоотношений.
Для того чтобы убедительно показать это, сошлемся на пример взаимоотношения власти и Русской православной церкви.
За последние годы во взаимоотношениях Церкви и российской власти возникли явления, которые отсутствовали между ними ранее или возродились вновь. Чтобы сравнить их, нам необходимо определить точки отсчета, провести грани, которые позволят осуществить данный анализ.
Такими гранями, или точками отсчета, на наш взгляд, могут быть досоветский, советский и постсоветский периоды вза -имоотношений Церкви и власти. Именно в эти отрезки времени происходили наи -более коренные, подчас диаметрально противоположные изменения во взаимо отношениях РПЦ и власти.
Досоветский период в основном характеризуется симфоническим характером взаимодействия Церкви и власти. И только начиная со времени правления Петра I происходит огосударствление Церкви, она становится частью государственного аппа -рата. Помимо того, что Церковь оставалась крупным землевладельцем и собственни -ком вообще (культовые задания, соору -жения, материальные ценности и т.д.), в ее юрисдикции находилось ведение актов гражданского состояния, солидная часть образовательной системы; она выполняла идеологические функции, пользовалась различными государственными префе -ренциями. Но чтобы окончательно под -чинить себе Церковь, власть упраздняет пост ее верховного руководителя — патри -арха. «Это лишало Церковь возможности самостоятельно решать такие важные вопросы, как избрание архиереев, назна чение настоятелей и настоятельниц мона стырей... не говоря уже о полной невоз -можности для Церкви давать оценку тому, что происходило в стране, в обществе... Церковь не могла тогда сказать ни одного слова, которое бы остановило приближе ние страшной катастрофы революции с последующим уничтожением страны»1.
Первые попытки реализовать принцип
1 Слово Святейшего Патриарха Кирилла в годовщину избрания святителя Тихона на патриарший престол после литургии в храме Христа Спасителя // http://www.patriarchia.ru/db/ іех^2599178.Мт!
отделения Церкви от государства происхо -дит в период короткого пребывания у вла -сти Временного правительства. Они были более щадящими для Церкви, учитывали ее историческую и политическую роль в стране. В силу известных причин данный проект не был реализован, как, впрочем, и другие планы, намеченные этим органом власти в отношении Церкви.
После Октябрьского переворота 1917 г. положение Церкви резко меняется в неблагоприятную для нее сторону. Она, попросту говоря, должна была исчезнуть с лица земли и в сознании советского чело -века, тем более «человека коммунистиче -ского завтра».
Церковь лишается практически всех привилегий, которыми она обладала в досоветский период, секуляризируется значительная часть ее прав.
Она подверглась небывалым политиче ским репрессиям, разорению ее матери -альной базы (уничтожение храмов, изъя -тие церковной утвари и т.д.). Фактически, несмотря на наличие закона о свободе совести, допускавшего (но не гаранти рующего) по выбору человека исповеда ние какой либо религии или не испове дание таковой, Церковь низводится до положения бесправной организации. В отдельные периоды в угоду, прежде всего, своим политическим целям и интересам тоталитарный режим допускал некото рые послабления для Церкви, которые часто сменялись очередным усилением гонений на нее. Новая власть позволила избрать РПЦ своего предстоятеля, «тем самым закладывая принципиально новый порядок управления Церковью, заклады вая фундамент автономного, независи -мого от светской власти существования Церкви и ее свидетельства»2. Но негатив -ное отношение советской власти к Церкви по - прежнему сохранялось. Она оставалась официально гонимой и презираемой.
Лишь в конце своего господства, в «перестроечный период», коммунистиче ская власть под давлением снизу вынуж дена была пойти на навстречу Церкви и несколько ослабить «режим ее содержа ния».
Однако политических шансов у совет ских реформаторов уже не оставалось. Настали другие времена.
С приходом к власти в России новой
2 Там же.
либерально демократической элиты пере сматриваются вопросы ее взаимоотноше ния с Церковью.
Принимается законодательство, которое резко контрастирует с советским правом. Государство объявляется светским, допускается плюрализм идеологий, в Основном законе закрепляется положение о том, что «никакая религия не может устанав -ливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом»1. Впервые эти конституционные положения не только декларируются, но гарантируются российским законодатель -ством и другими нормативно - правовыми актами, государственной практикой. Фактически страна получает по европей -ски сформулированное, пронизанное современным цивилизационным духом законодательство о свободе совести и религиозных объединениях.
Церковь приобретает статус юриди -ческого лица в форме некоммерческой организации, для которой извлечение прибыли не является основной целью. Она располагает своей собственностью, обособленным имуществом, отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять иму щественные права, исполнять обязан ности, быть истцом и ответчиком в суде, уплачивает налоги и обязательные пла -тежи. Церковные объединения и органи -зации имеют самостоятельный баланс или смету. Кадровый состав священно - и цер -ковнослужителей получает пенсии из го -сударственных пенсионных фондов. Эти и другие новые явления, на которых мы остановимся ниже, имеют инновацион -ный характер в сравнении с предыдущими периодами.
В сравнении с советским периодом зна чительно расширены права Церкви. Так, она имеет право устраивать церковно -церемониальные шествия (мероприятия) вне церковной ограды (крестные ходы, молебны), проводить освящение объектов светского характера по просьбе владельцев (промпредприятия, строительство, воен ные сооружения и др.); без всяких ограни -чений осуществлять церковные требы на дому у частных лиц; создавать в армейских подразделениях, учреждениях образова -
1 Конституция РФ с комментариями Конституционного Суда РФ. — 2-е изд. — М. : ИНФРА- М, 2001, с. 7.
ния (включая высшее профессиональ -ное), пенитенциарных исправительных учреждениях, медицинских заведениях храмы, молельни, книжные лавки, вос кресные школы, вести активную просве -тительскую работу, участвовать в работе по борьбе с наркоманией, алкоголизмом, оказывать моральную и материальную поддержку лицам, страдающим от этих заболеваний; в Вооруженных силах РФ вводится институт армейских капелланов. Одним словом, Церковь проводит работу, которая на церковном языке называется служением. Большое распространение получили церковные средства массовой информации (сайты в Интернете, теле видение, печать, газеты). Высшие руково -дители страны, руководители региональ ного и муниципального уровня открыто демонстрируют свою приверженность православной христианской религии (осеняют себя крестным знамением, про сят благословения у церковных иерархов, посещают храмы, участвуют в совмест ных церковно - светских мероприятиях). Некоторые религиозные праздники полу чили статус государственных (Рождество Христово, праздник Казанской иконы Божьей матери — День народного един -ства).
Взаимодействие властей и Церкви опре -деляется как партнерство государственных и религиозных институтов. Церковь назы -вает это взаимодействие соработниче -ством. Государство выделят значительные средства на реставрацию церковных куль -товых сооружений. С каждым годом растет число вновь возведенных храмов. Высший иерарх РПЦ пользуется спецавтомоби -лями из государственного гаража особого назначения. Патриарх Московский и всея Руси является лицом, охраняемым государственными службами. В стране на федеральном, региональном и муници пальном уровне проводятся мероприятия с участием представителей церковных и властных структур, на которых принима ются документы, связанные с обеспече нием взаимодействия между Церковью и различного уровня властями. Если вза -имоотношения Церкви и современной российской власти в перспективе будут стабильно развиваться в указанном направлении, то нетрудно спрогнози ровать их дальнейшее еще более тесное сближение и взаимодействие.
Церкви не возбраняется выражать свое
мнение по важнейшим вопросам вну тренней и внешней политики государ ства. Приветствуются диалоги и контакты Церкви с политическими организациями в случае, если подобные коммуникации не носят характера политической поддержки. Неучастие Церкви в политической борьбе, в работе политических партий и избира -тельных процессах не означает ее отказа от публичного выражения позиции по общественно значимым вопросам. Но такое выражение должно исходить исклю чительно от церковных соборов, священ ноначалия и уполномоченных ими лиц. «Миряне, участвующие в государственной или политической деятельности индиви -дуально или в рамках различных органи заций, — отмечается в Основах социаль -ной концепции РПЦ, — делают это само -стоятельно, не отождествляя свою поли -тическую работу с позицией церковной Полноты или каких либо канонических церковных учреждений и не выступая от их имени. При этом высшая церковная власть не преподает специального благо словения на политическую деятельность мирян»1.
Завершая краткий обзор новых явлений
1 Основы социальной концепции Русской православной церкви. — М. : Отдел внешних церковных связей Московского патриархата, 2008, с. 84.
во взаимоотношениях Церкви и совре менной российской власти, можно при -йти к следующим выводам.
Во - первых, в силу кардинально изме -нившихся политических, экономических и социальных условий в стране россий -ская власть перестала быть богоборче ской; придерживаясь демократического пути развития, она сменила антирелиги -озный вектор своей политики на сотруд -ничество с гражданским обществом, включая Церковь, на консолидацию всех здоровых сил общества.
Во - вторых, генезис моделей взаимоотношений Церкви и государства детер -минирован не только конкретными социально экономическими условиями, в которых протекает их деятельность, но и в определенной степени церковной догматикой, а также государственной политикой, проводимой в отношении Церкви.
В третьих, сложившаяся политическая ситуация требует со стороны российского государства разработки и принятия на государственном уровне новой концепту альной модели взаимоотношения с рели -гиозными организациями в Российской Федерации, внесения изменений в дей ствующее законодательство о свободе совести.