Виктор КАТИН
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ И СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ О ЦЕРКОВНОЙ И СВЕТСКОЙ ВЛАСТИ, ИХ РОЛИ И МЕСТЕ В СОЦИУМЕ И ГОСУДАРСТВЕ
Автор статьи на основе текстов Священного Писания и Священного предания с политологических позиций исследует истоки взаимоотношений церкви и государства. Показаны характерные особенности церковно-государственных отношений, взаимодействие церковной и светской власти. The author of the article investigates the origin of interrelation between church and state from the position of political science on the basis of the texts of Holy Scripture and Holy Tradition. The article shows features of the relations between church and state and the interaction between clerical and temporal powers.
Ключевые слова:
государство, доктрина, догматика, интеракция, канон, концепция, патристика, политика, политология, Русская православная церковь, светская власть, Священное Писание, Священное предание, теология, христианство, церковная власть; state, doctrine, dogmatism, interaction, canon, conception, patristics, politics, political science, Russian Orthodox Church, temporal power, Holy Scripture, Holy Tradition, theology, Christianity, clerical power.
Наблюдаемая в последние годы активизация деятельности Русской православной церкви (РПЦ), ее проникновение «во все поры» российского социума, в т.ч. и в политическую сферу, настоятельно требуют теоретико - методологического иссле -дования и обоснования. Цель данной статьи — развернуть вектор исследования обозначенного феномена в политическом направле нии. Мы ставим задачу найти истоки взаимоотношений между цер -ковью и государством в их политической природе.
Сегодня в России церковь и государство вновь сблизились. Сейчас трудно предсказать, к каким формам взаимоотношений это сближе -ние приведет и каким образом оно отразится на российском обще -стве. Но такой прогноз необходим, т.к. идеологически и прагматиче -ски современный союз церкви и государства, хотят этого или нет его политические противники и критики, может быть полезен всему рос -сийскому социуму. В нынешних политических условиях РПЦ пред -ставляет значительную общественную силу, с которой необходимо считаться властям современной России. Церковь трансформируется в один из важнейших институтов российского общества. Сама РПЦ утверждает, что к ней относятся около 120 млн граждан России1.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в одном из своих выступлений отметил: «Мы все наслаждаемся свободой — такой, какой не было за всю историю Русской Церкви. Мы сами опреде -ляем то, что нужно Церкви, и никто не вмешивается в принятие решений церковными Соборами, Синодами или иерархами. Эта свобода дана нам как некая передышка — мы должны быть готовы к тому, что в будущем что - то может измениться»2. Последняя фраза особенно примечательна. И Церковь, и власти должны быть готовы к всевозможным поворотам и сценариям развития событий.
Чтобы исследовать истоки интеракции церкви и государства, необходимо обратиться, прежде всего, к канонической литературе.
1 Религия в цифрах и фактах // http://statistika.ru/naselen/2007/12/05/ naselen_9686.html
2 Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с Первосвятительским словом 1 февраля 2012 г. // Православие и мир; http:// ruvek.ru/?module=articles&action=view&id=6504
КАТИН
Виктор
Ильич —
кандидат
культурологии,
доцент кафедры
общих гуманитарных
дисциплин
Балаковского
института
экономики и бизнеса
(филиал) СГСЭУ
Вся каноническая литература христиан -ской церкви, включая РПЦ, основным своим источником имеет Библию, кото -рая, как известно, включает в себя книги Священного Писания, состоящего из Ветхого и Нового Заветов.
Другим крупным источником по дан -ному вопросу является Священное преда ние, в состав которого входят определения Вселенских соборов, труды отцов и учите лей Церкви (патристика), Апостольские правила, жития святых и т.д.
В политике одним из важных элементов власти является личность лидера, руково дителя. По мнению авторов ветхозаветных библейских текстов, властитель должен обладать высокими моральными и нрав -ственными качествами, служить эталоном добра и справедливости. Ветхозаветный автор от лица израильского царя Соломона поучает: «Мерзость для царей — дело безза -конное, потому что правдою утверждается престол» (Притч, 16. 12), «Царь правосудием утверждает землю» (Притч, 29. 4).
Властитель обязан помнить о том, что даже если он на земле не подотчетен и не подконтролен никому из людей, это не означает, что он может чувствовать себя безответственным и безнаказанным. И сам он, и власть его находятся в воле Божией. «Сердце царя — в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направ -ляет его» (Притч, 21. 1). Кара господня, хотя и удаленная во времени, вполне может настигнуть нечестивого власти теля. Ветхозаветные пророчества предвос -хищают новозаветные сентенции о разде лении божьей и светской власти: «Слава Божия — облекать тайною дело, а слава царей — исследовать дело» (Притч, 25. 2).
Со своей стороны люди, подвластные царю, должны быть толерантны к его вла сти («грозе царя»). Своеобразным катего рическимимперативомзвучатслова:«Гроза царя — как бы рев льва: кто раздражает его, тот грешит против самого себя» (Притч, 20. 2). Выступать против царя («раздра -жать его») — значит совершать тяжкое преступление во вред себе. Быть покор ным властям и кротким в поведении — вот образцовые добродетели, которыми должен обладать подвластный народ.
Преемственность покорности властям сохраняется и в Новом Завете. Иисус Христос склонен признавать власть кесаря на принадлежащих ему (кесарю, императору) территориях (Мф, 22. 21;
Лк 20. 21-25). Апостол Петр наставляет: «...будьте покорны всякому человече скому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым...» (1 Пет, 2. 13 -14). Но если власть препятствует верующему человеку проявлять послушание Богу, апостолы призывают не подчиняться такой власти, ибо «должно повиноваться больше Богу, чем человекам» (Деян, 5. 29). Политическая власть, выступающая про тив Бога, по христианской эсхатологии подлежит суду и падению. Таковы, напри -мер, были власть римских императоров, преследовавших первых христиан, или уже в XX в. — советская власть.
Генезис власти как политического феномена нередко показывает примеры симбиоза (сочетания) царской и рели гиозной власти в одном лице, который берет свое начало еще с древних времен. С целью укрепления своего авторитета, а чаще всего, вероятно, в силу идеологиче -ской составляющей царская власть создавала и поддерживала в своем окружении и народе миф о своем «божественном про -исхождении».
Церковная власть (священство) пози ционирует себя духовным посредником между Богом и людьми. В христианстве духовное (божественное начало) ставится выше земного. Царь является всего лишь помазанником Божьим. Произошло отде -ление божественного (духовного) от плот -ского (смертного).
В письме к епископам папа Геласий I писал, что «прежде пришествия Иисуса христа власть священника и царя иногда сочеталась в одном лице, как, например, в лице Мелхиседека... (Евр, 7. 1 - 3), но, когда пришел Тот, Кто воистину был и Царем и Первосвященником, император уже не принимал имени первосвященника, как первосвященник — имени императора»1. Первым от титула pontifex шахтт (верхов -ный первосвященник) отказался импера тор Феодосий I Великий. В дальнейшем папы и их сторонники стремились утвер дить взгляд, согласно которому папа явля ется полным хозяином всего церковного и земного, верховным наблюдателем и судьей над всеми людьми, сам не отвечая за свои действия ни перед кем, кроме Бога.
Православная церковь никогда не при
1 Орлов М.И. Светская власть пап перед лицом латинского духовенства // ХЧ, 1862, ч. 1, с. 576.
знавала никакого наместника Иисуса Христа на земле и другого посредника между Богом и людьми, кроме Христа.
В православии сформировалось опре -деленное представление об идеальной форме взаимоотношений между церко вью и государством. В своей совокупно сти она получила название «симфония церкви и государства». Суть этой кон цепции составляет обоюдное сотрудни чество, взаимная поддержка и взаимная ответственность без вторжения одной стороны в сферу исключительной компе тенции другой. «Государство при симфо нических отношениях с Церковью ищет у нее духовной поддержки, ищет молитвы за себя и благословения на деятельность, направленную на достижение целей, слу жащих благополучию граждан, а Церковь получает от государства помощь в создании условий, благоприятных для пропо веди и для духовного окормления своих чад, являющихся одновременно гражда -нами государства», — подчеркивается в «Основах социальной концепции РПЦ»1.
В основе разделения церковной и светской власти находится принцип: «Священству вверено божественное, цар ству — смертное». Во избежание смешения церковных и государственных дел и для того, чтобы церковная власть не приоб ретала мирского характера, каноны запре -щают клирикам участвовать в делах госу дарственного управления. В современном контексте данное положение касается не только исполнения административных властных полномочий, но и участия в представительных органах власти.
С конца IV в. в связи с завершением процесса формирования догм и усиле нием влияния церкви, особенно после ее признания императором Константином Великим, становится очевидным церковно политический характер патри стики. Один из виднейших отцов церкви Блаженный Августин ставит на первое место практическую церковную теологию и ее притязание на руководство душами и святое посредничество. Христианская политическая теология Августина постро ена на специфических антитезах: «Бог
— мир», «государство Божье — государ -ство земное», «справедливость — деспо -тизм», «свобода — принуждение». В цен -
1 Основы социальной концепции РПЦ. — 2-е изд. — М. : Отдел внешних церковных связей Московского патриархата, 2008, с. 56.
тре ее находится концепция «государства Божьего».
Государство, по мнению Августина, — это согласное множество людей, связан ных общностью единых законов. Его сущ ность раскрывается через наличие поли тического, т.е. властно - принудительного, управления обществом. «Государством может быть только та общность, где среди сословий выделяется слой людей, которые отправляют политическую власть и воз вышаются над подвластным плебсом, как душа над телом»2.
Под предназначением государства Августин понимал не только его деятель ность, направленную на обеспечение материальных условий для существова ния людей. Государство также способ ствует духовному благополучию общества. Церковь в таком государстве заботится о моральном (духовном) воспитании чело века, а само государство регулирует и охра няет правовые отношения. Именно такое понимание дало возможность разграничить морально религиозную и политическую сферы, направления деятельности церкви и государства. Такая постановка вопроса сыграла определяющую роль в разграниче нии духовной и светской власти.
Учение Августина повлияло на воззрения Фомы Аквинского. В трактате «О правлении государей» Фома Аквинский касается темы взаимоотношения церков ной и светской властей. В такой поста новке проблемы дается ответ на вопрос о том, к какой цели государь должен вести общество.
Согласно Фоме Аквинскому, высшая цель человеческого общества — вечное блажен -ство, но для ее достижения усилий прави теля недостаточно. Забота об этой высшей цели возлагается на священников, и осо бенно на наместника Христа на земле
— папу, которому все земные правители должны подчиняться, как самому Христу. «Служение Его царству, поскольку духовное отделено от земного, вручено не земным правителям, а священникам, и особенно высшему священнику, наследнику Петра, наместнику Христа папе римскому, кото рому все цари христианского мира должны подчиняться, как самому Господу Иисусу Христу. Ведь те, кому принадлежит забота о предшествующих целях, должны под
2 Творения Блаженного Августина. В 8 ч. — Киев, 1901-1902, ч. 5, кн. 13, с. 51.
чиняться тому, кому принадлежит забота о конечной цели, и признавать его власть»1.
В решении проблемы соотношения церковной и светской властей Фома Аквинский отходит от теократической концепции, подчиняя светскую власть церковной, но разграничивая сферы их влияния и предоставляя светской власти существенную автономию.
Святоотеческий автор Иосиф Волоцкий, поднимая вопросы об отношении к вла -стям предержащим, о проблеме верхо венства божественного начала над любой из властей рода человеческого, о приори тете духовного над светским, разрешает их в морально - этическом плане. Он ука -зывает: «Если ты поклоняешься или служишь царю, или князю, или начальствую щему, то следует поклоняться и служить потому, что это угодно Богу — оказывать властям покорность и послушание: ведь они пекутся и думают о нас... Если же некий царь царствует над людьми, но над ним самим царствуют скверные страсти и грехи. такой царь не Божий слуга, но дья -волов, и не царь, но мучитель. И ты не слу шай царя или князя, склоняющего тебя к нечестию или лукавству, даже если он будет мучить тебя или угрожать смертью»2.
За последние годы в России наилучшим достижением церковно- православной мысли стали «Основы социальной кон -цепции РПЦ» (2000 г.), имеющие важное, особенно для церкви, доктринальное и стратегическое значение. В них РПЦ четко определила свои позиции по многим про блемам современности, в т.ч. и по вопро -сам взаимоотношения церкви и государ -ства. В то же время «Основы» позволяют государству выстраивать свою политику по отношению к Русской православной церкви.
До настоящего времени российское госу -дарство не сформулировало и не приняло своей концепции, определяющей основы его взаимодействия с религиозными орга низациями (включая РПЦ), ограничива ясь действующим законодательством о свободе совести, рассредоточенным в раз -личных правовых источниках, не отражающим современное положение в данной
1 Аквинский Ф. О правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (У1—ХУП вв.). — Л. : Наука, 1990, с. 242.
2 Волоцкий И. Просветитель. Слово седьмое // Мр://оЫ -ru.ru/07 -5 - 6.html
сфере и в отдельных случаях вступающим в противоречие с нормативно правовыми актами РФ и ее субъектов.
Логичным завершением изложения обозначенной проблемы и закреплением полученных результатов является форму лирование выводов по теме исследования.
Во первых, изучение данной проблемы позволяет уточнить методологические подходы при исследовании взаимоотно шений РПЦ и современного российского государства, выявить и охарактеризовать их особенности, вскрыть идеологическую мотивацию, лежащую в основе предше -ствующих и ныне действующих церков ных концептуальных моделей взаимодей ствия церкви и органов власти РФ.
Во вторых, анализ текстов Священного Писания и Священного предания пока зывает, что власть Бога априори ставится церковью выше любой другой власти, исходящей от человека.
В третьих, покорность властям предер жащим, повиновение им является необхо димым политическим атрибутом всех, кто исповедует учение Христа. Но христиан ская толерантность имеет свои пределы по отношению к государственной власти.
В четвертых, глубокие истоки форми рования взаимоотношений государства и церкви необходимо искать не только в социально экономических отношениях, составляющих базисную основу обще ства, но и в надстроечных институтах, выраженных в идеях, догматах, канонах, моделях, изначально заложенных в ветхо заветных и новозаветных текстах, разви тых далее в решениях вселенских соборов, в трудах отцов Церкви и святоотеческих авторов, вплоть до современных концеп ций, разработанных РПЦ. Все они повли -яли и продолжают влиять на становление и дальнейшую эволюцию теологического и политического сознания многих гене раций церковных и государственных дея телей, философов, ученых, политиков, аффилированных лиц корпораций, обыч ных граждан и т.д. Христианство продол жает оказывать существенное воздействие на формирование духовно нравственных ценностей, в т.ч. политических.
В - пятых, сложившаяся политическая ситуация требует со стороны российского государства разработки и принятия на государственном уровне новой концепту альной модели взаимоотношения с рели гиозными организациями в РФ.