Научная статья на тему 'Исторический аспект церковно-государственных взаимоотношений в России'

Исторический аспект церковно-государственных взаимоотношений в России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2084
426
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ЦЕРКОВЬ / ГОСУДАРСТВО / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / CHURCH / STATE / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / CHURCH-STATE RELATIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Алексеев Алексей Владимирович

В статье рассматривается история церковно-государственных отношений в России со времени крещения Руси до наших дней. Исследование базируется на исторических и церковных материалах. Проводится анализ нормативных документов, регламентирующих церковно-государственные отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of interrelations between the church and the state in Russia since the baptism of Ruthenia till nowadays is considered in the article. The research is based on historical and religious data. The analysis of the normative documents regulating church-state interrelations is carried out.

Текст научной работы на тему «Исторический аспект церковно-государственных взаимоотношений в России»

Отечественный опыт

Алексей АЛЕКСЕЕВ

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЦЕРКОВНОГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В РОССИИ

В статье рассматривается история церковно-государственных отношений в России со времени крещения Руси до наших дней. Исследование базируется на исторических и церковных материалах. Проводится анализ нормативных документов, регламентирующих церковно-государственные отношения.

The history of interrelations between the church and the state in Russia since the baptism of Ruthenia till nowadays is considered in the article. The research is based on historical and religious data. The analysis of the normative documents regulating church-state interrelations is carried out.

Ключевые слова:

церковь, государство, Русская православная церковь, церковно-государственные отношения; church, state, Russian Orthodox church, church-state relations.

АЛЕКСЕЕВ

Алексей

Владимирович —

заведующий

сектором

православного

образования отдела

религиозного

образования и

катехизации

Русской

православной церкви [email protected]

Русская православная церковь (РПЦ) традиционно считается культурообразующей конфессией в России и претендует на особую роль в нашем государстве. В процессе историче -ского развития имели место самые различные модели церковно -государственных отношений. Их формат во многом зависел от исто -рических условий, личностей руководителей церкви, государства и состояния общества. Принятие христианства на Руси произошло по инициативе князя Владимира, и этот факт повлиял на дальнейшую историю церковно - государственных взаимосвязей, прошедших длительный путь от полной самостоятельности церковной иерар -хии до формирования церковно - государственного конкордата.

Период истории РПЦ от крещения в 988 г. до провозглашения автокефалии (независимости от Константинопольского патриар -хата) в 1448 г., характеризовался относительной независимостью церковной иерархии от светской власти. Государство всячески содействовало распространению православной веры и не вмешива лось во внутренние дела церкви. Вера, принятая от «византийских василевсов», легитимировала княжескую власть на общеевропей -ском уровне и «служила делу приобщения Древней Руси к запад -ноевропейской культуре [культура в те времена и существовала в основном в религиозных формах] — обретение письменности, раз -витие богословия и книжного знания, наконец, становление гражданской бюрократии»1.

Известный церковный историк А. Карташев так описывает взаи -моотношения русской митрополии с церковным центром в то время: «Русская церковь влилась в русло Константинопольского патриар хата как одна из его митрополий. Как молодая и поздняя, она даже и значится в некоторых росписях Константинопольских митропо -лий на очень низком месте, то на 61, то на 70. Вместе с этим на нее простирались и все установившиеся права Константинопольского патриарха в отношении к подчиненным ему митрополиям: 1) — право поставления митрополитов, 2) — вызова их к себе на соборы, 3) — суда над ними, 4) — апелляции на суд митрополитов и 5) — ставропигии»2.

1 Себенцов А.Е. Модернизация России и религия // Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 2010, № 4.

2 Карташев А. В. «Очерки по Истории Русской Церкви». — Сретенский монастырь, 2009, т. 1, с. 163.

В следующий, так называемый Московский период (1448—1589 гг.) государство грубо вмешивалось во внутренние дела церкви, меняя неугодных предстоя -телей на более лояльных. Это положение было обусловлено укреплением и центра лизацией государственной власти. «Над русскими митрополитами быстро вырас тает подавляющий авторитет московского князя, который усваивает себе титул царя и соединенную с ним византийскую идею патроната над всеми православными хри -стианами, причем поставление и участь самих митрополитов начинает в такой же сильной степени зависеть от личной воли московских князей, как это было в разру -шенном Царьграде. Церковная иерархия, словом и делом воспитавшая московское самодержавие, сама должна была сми -ренно подклониться под властную руку взлелеянного ею детища»1.

Русская церковь в течение 600 лет сохра -няла зависимость от греческой церкви. Такое положение не устраивало не только церковную, но и светскую власть. Православные патриархаты на Востоке, находившиеся под властью мусульман, в XVI в. вынуждены были обращаться за поддержкой к процветавшей русской церкви. Кроме того, русская церковь была единственным оплотом правосла вия, который реально мог противостоять проискам папизма, ставшим особенно изощренным на Востоке в XVI в.2 Таким образом, исторические пути России пришли к неизбежному учреждению в ней патриаршества.

Формат отношений церкви и государ -ства в первый патриарший период, пере несенный из Византии в нашу страну, можно назвать «симфонией церкви и государства». Избрание в 1589 г. патри -арха придало особый статус как самой церковной иерархии, так и высшей го сударственной власти. Данное событие было логическим продолжением попу лярной в то время идеи о том, что Москва — это третий Рим. Во многом формат взаимоотношений в патриарший период определялся личностями руководителей

1 Карташев А.В. Указ. соч., т. 1, с. 394.

2 Пассевино А. Исторические сочинения о России XVI в. - М., 1983, с. 5-19; Самарин Ю.Ф. Иезуиты и их отношение к России. — М., 1866; Греков И.Б. Очерки по истории международных отношений Восточной Европы ХГУ—ХУГ вв. — М.,

1963.

церкви и государства. Некоторые пред -стоятели активно вмешивались в госу -дарственные дела: патриархи Филарет и Никон занимались политикой и имено вались великими государями и даже, по сути, управляли страной. Однако чаще всего светская власть влияла как на выбор предстоятеля, так и на внутреннюю цер ковную политику. Первый патриарший период продлился более века; авторитет церкви, подкрепляемый религиозностью народа, сформировал в стране второй, «духовный» центр.

В период реформ императора Петра I патриаршество было упразднено. Начался синодальный период в истории Русской православной церкви. Патриарх Алексий II говорил: «Показательно, что само упразднение Патриаршества царем Петром I косвенно явилось призна-нием значимости первосвятительского служения и всенародного авторитета Предстоятеля Церкви. Стремившаяся к безграничному господству во всех сферах жизни светская власть желала быть совер шенно самостоятельной и независимой от духовного влияния Патриаршества, требовавшего от власть предержащих строгой моральной ответственности за все деяния»3.

Принцип «примата государственной власти» во всех областях жизни общества повлиял на взаимоотношения с церковью. Был создан новый орган управления цер -ковью — Священный правительствующий синод. Статус его в разное время менялся: от равенства Сенату до уровня обычного министерства. Церковь, по сути, стала одним из государственных департамен тов. Обер - прокурор Святейшего синода назначался императором, был светским лицом, не имел связи с церковной сре дой. Примечателен тот факт, что зачастую обер прокурорами становились люди неверующие.

«Духовный регламент», разработан ный Феофаном Прокоповичем, на мно гие годы определил правовое положение церкви в Российской империи. Церковная жизнь в этот период полностью зависела от того, кто воцарился на императорском престоле. Произошла секуляризация церковных земель. Синодальный период

3 Выступление патриарха Московского и всея Руси Алексея II на конференции «Патриаршество в Русской Православной Церкви». 11 октября 2007 г. // http://www.patriarchia.ru/db/text/307043.html

истории в церкви характеризовался пол ным порабощением церкви государст венной бюрократической машиной.

Восстановление патриаршества в 1917 г. стало знаковым событием, послужившим делу сохранения церкви как духовного и социального института. Политическая ситуация, на фоне которой проходили первые заседания Поместного собора, — нарастающая атмосфера хаоса и круше ния всех основ государственной власти — заставила думать о принятии ответствен ного решения о судьбе церкви. Именно тогда идея учреждения патриаршества, т.е. избрания человека, стоящего на вер -шине церковной иерархии и несущего ответственность за управление всей цер ковной организацией, показалась важной и необходимой.

В свою очередь, советская власть в январе 1918 г. издала основополагающий документ, который вплоть до 1929 г. опре -делял контекст взаимодействия церкви и государства, — «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах». Он устанавливал принцип отделения церкви от государства, школы; религиоз ные организации лишались статуса юри дического лица и права владеть какой либо собственностью, «собирать сборы и обложения»; все имущество церкви счи талось народным достоянием.

Первая советская Конституция 1918 г. в ст. 65 объявляла духовенство и монаше -ствующих нетрудящимися элементами, лишенными избирательных прав. Их дети лишались права поступления в выс шие учебные заведения.

Принятое 8 апреля 1929 г. постановле ние «Об отделении церкви от государ ства и школы от церкви» и пришедшее ему на смену постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объеди -нениях» с позднейшими изменениями от 23 июня 1975 г.1 действовали весь совет -ский период (до 25 октября 1990 г.). Эти документы ставили церковь вне закона, запрещая религиозным объединениям заниматься благотворительностью, орга низовывать паломничество верующих к святым местам. Деятельность священ ников ограничивалась территорией про живания людей, нанимавших их для

1 Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 08.04.1929 «О религиозных объединени -ях» // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=ESU;n=1787

отправления религиозных обрядов. Вне церковных стен деятельность духовен ства ограничивалась посещением боль ных и умирающих, на все другое требова -лось специальное разрешение местного Совета.

Декларация митрополита Сергия 1927 г. стала попыткой легализовать цер ковь в СССР. Декларация разрушила принцип автономности церкви, превра тив ее в неравного партнера государства. Совет по делам РПЦ, созданный в 1943 г., стал государственным бюрократическим институтом, в котором согласовывались все важные решения внутренней и внеш ней жизни2.

Трансформация политического устрой -ства СССР в 1990-х гг. ознаменовала новый этап церковно государственных отношений. Принятый в СССР в 1990 г. «Закон о свободе совести и религиозных организациях» предоставлял религиоз -ным организациям должную правовую основу для деятельности и статус юриди ческого лица. Отныне церковь могла вла -деть недвижимостью, заниматься хо зяйственной деятельностью, создавать учебные заведения для детей и взрослых, а также свободно распространять религи -озную литературу. Однако закон сохра -нил существовавший ранее орган по свя зям с церковными учреждениями — Совет по делам религий при Совете Министров СССР, хотя и лишил его властных полно мочий3.

25 октября 1990 г. был принят россий -ский закон «О свободе вероисповеда-ний», предлагавший более радикальное, по сравнению с союзным законом, реше ние «религиозного вопроса». В частности, был упразднен Совет по делам религий, и впервые в советском законодатель стве прописывалось право на альтерна -тивную военную службу по религиозным мотивам. Принятие этих законодатель ных актов было прогрессивным явлением в развитии государственно - церковных отношений. Впервые в истории страны законодательно провозглашались и закре -

2 Декларация митрополита Сергия (Страгородского), Местоблюстителя Патриаршего престола.1927 г. // http://www.gumer.info/bogoslov_ Buks/ortodox/Article/Dekl_Ser.php

3 Закон СССР «О свободе совести и религиоз -ных организациях» от 01.10.1990 № 1689 // Шр:// www.r-komitet.ru/vera/26.htm

плялись нормы, обеспечивавшие свободу совести и религиозных действий.

В 1997 г. был принят новый закон «О свободе совести и религиозных объединениях»1. Закон отражал глубокие изменения в политической и социально экономической сферах общества. Если основной задачей прежнего закона было освобождение религии от уз государст венной опеки и предоставление гражда нам возможности свободно исповедовать веру, нынешний закон закрепляет ряд принципиальных положений в области взаимодействия государства и конфес сий. Анализ положений закона позволяет говорить о том, что Россия избрала свою модель взаимоотношений политической власти и конфессий, отличающуюся от распространенных в мире режимов го сударственной церкви. Концептуальным основанием отношений государства и религиозных объединений в России

1 Федеральный закон от 26.09.1997 № 125 - ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями и дополнениями) // Шр:// base.garant.ru/171640/

выступила идея культурно - исторической избирательности, состоящая в предоставлении преимуществ конфессиям по признаку их особой культурной и исто рической значимости. Можно сказать, что формирующаяся в настоящее время модель отношений церкви и государства в России есть не что иное, как попытка реализации на практике идеалистической модели «симфонии церкви и государ ства», элементы которой прежде осущест влялись в первый патриарший период. Однако реальность такова, что за при вилегии, предоставляемые государством, церковь должна отвечать лояльностью по ряду принципиальных общественно политических вопросов. Отсутствие со стороны церкви объективной оценки ситуации после президентских выборов в марте 2012 г., характеризующейся про -тестными акциями и возрастанием тре вожности в обществе, может привести к падению авторитета церкви в глазах населения, а также неприятию церковно государственных проектов, проводимых в социальной сфере и сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.