Научная статья на тему 'Опыт взаимодействия церкви и государства в России в начале третьего тысячелетия'

Опыт взаимодействия церкви и государства в России в начале третьего тысячелетия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1360
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ЦЕРКОВЬ / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ / СВЕТСКОСТЬ / CHURCH / STATE / SOCIETY / CHURCH-STATE RELATIONS / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Алексеев Алексей Владимирович

В статье проведен анализ современного состояния церковно-государственных отношений между Русской православной церковью и государством. Рассмотрен феномен отделения церкви от государства и механизмы взаимодействия церкви и государства, церкви и общества на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of the modern condition of the church-state relations between the Russian Orthodox Church and the state is carried out in the article. Phenomenon of separation the church from the state and mechanisms of interaction between a church and a state, between a church and a society on the present stage are considered.

Текст научной работы на тему «Опыт взаимодействия церкви и государства в России в начале третьего тысячелетия»

Церковь , общество , государство

Алексей АЛЕКСЕЕВ

ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА В РОССИИ В НАЧАЛЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

В статье проведен анализ современного состояния церковно-государственных отношений между Русской православной церковью и государством. Рассмотрен феномен отделения церкви от государства и механизмы взаимодействия церкви и государства, церкви и общества на современном этапе.

The analysis of the modern condition of the church-state relations between the Russian Orthodox Church and the state is carried out in the article. Phenomenon of separation the church from the state and mechanisms of interaction between a church and a state, between a church and a society on the present stage are considered.

Ключевые слова:

церковь, государство, общество, церковно-государственные отношения, Русская православная церковь, секуляризация, светскость, church, state, society, church-state relations, Russian Orthodox Church.

В течение последних 5 лет в стране все чаще обсуждаются вопросы о месте и роли религиозных организаций в жизни современного российского общества, их влиянии на государство, а также об официальной политике в отношении церкви. Во многом данные вопросы связаны с реализацией Русской право -славной церковью новой модели церковно - государственных отно -шений, т.е. нового формата взаимодействия церкви и исполнитель -ной власти РФ на разных уровнях — от федерального до муници -пального. Необходимо отметить, что столь масштабное взаимодей -ствие церкви и государства не имеет аналогов в новейшей истории России. В значительной мере размах сотрудничества обусловлен политическими реалиями, личностью предстоятеля Русской право славной церкви и его пониманием путей государственного и цер -ковного развития.

Анализ международных конституционно - правовых норм, регу -лирующих церковно - государственные отношения, позволяет клас -сифицировать все виды взаимоотношений государства с религиоз -ными организациями следующим образом: 1) отделение религиоз -ных объединений от государства; 2) равенство всех религиозных объединений; 3) светскость государственной службы и местного самоуправления; 4) светскость системы образования; 5) недопусти -мость прямого финансирования государством религиозных органи -заций; 6) запрет религиозным организациям напрямую участвовать в политической борьбе; 7) установление особого режима памятни -ков истории и культуры, являющихся одновременно религиозными ценностями и святынями1.

Модель церковно -государственных отношений в России в насто -ящее время не сформирована, однако ряд положений подробно изложен в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятой в 2000 г. на Архиерейском соборе РПЦ. В этом документе описывается идеальный вариант отношений — так называемая «церковно - государственная симфония», суть кото -рой «составляет обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и

1 Деникаева С.Э. Конституционно-правовые основы формирования Российской Федерации как светского государства : автореф. дис. ... к.ю.н. — Махачкала, 2006.

АЛЕКСЕЕВ

Алексей

Владимирович —

заведующий

сектором

православного

образования Отдела

религиозного

образования и

катехизации

Русской

православной церкви alalv1978@gmail.com

взаимная ответственность, без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой»1.

«Симфония Церкви и государства, — по мнению патриарха Кирилла, — ско -рее мечта, чем реальный проект, который никогда в полной мере не был осуществлен ни в России, ни в Византии, но в этой мечте есть некие параметры, к реализации кото рых мы должны стремиться»2. В продол -жение этой мысли в «Основах социальной концепции» предлагаются различные вари -анты моделей церковно государственного взаимодействия. Самой реалистичной для российской действительности названа модель, в которой Церковь имеет статус «корпорации публичного права». В этом случае Церковь может иметь ряд приви легий и обязанностей, делегированных ей государством, не являясь государст венной церковью в собственном смысле слова. Введением подобной терминологии Церковь предлагает пересмотреть толко вание понятия «светскости государства», заложенного в Конституции РФ.

Публичное право «регулирует отноше -ния, связанные с осуществлением госу дарством своих функций, таких как государственное управление, сбор налогов, обеспечение общественного порядка», а корпорация публичного права — это организация, которую государство со здает, присваивает ей определенную неза висимость, признавая субъектом права и именуя юридическим лицом публичного права. «Деятельность же таких организа -ций определяется нормами государствен ного, административного права»3. Таким образом, может создаться ситуация, когда Русская православная церковь будет выполнять функции государственной религии, де юре ей не являясь.

Во многих странах Западной Европы принцип «светскости» трактуется как равенство всех религиозных организаций

1 Основы социальной концепции Русской православной церкви // Официальный сайт Русской православной церкви; http://www.patriarchia.ru/ db/text/141422

2 Святейший Патриарх Кирилл. Модель церковно -государственных отношений не сводится исключительно к отношениям Русской Церкви и Правительства РФ // http://www.patriarchia.ru/ db/text/702161.html

3 Юридические лица публичного права: их

место в гражданском праве и особенности правового регулирования // www.asv.org.ru/agency/ methodological7008.doc

перед государством и исключение рели -гиозных организаций из политической и общественной жизни, оставление в их компетенции совершение религиозных обрядов. РПЦ предлагает власти иное понимание «светскости», которое осно вывается на ряде положений, озвученных различными церковными деятелями:

1) отделение церкви от государства не означает отделения церкви от общества, потому что «люди Церкви — это и есть часть общества в России, очень значи тельная его часть»4;

2) светскость государства не означает его атеистичности, антирелигиозности;

3) взаимодействие церкви и государства основывается на взаимном партнерстве и ответственности и невмешательстве в дела друг друга.

Церковная позиция о формате вза имоотношений с государством во многом говорит о желании церковных иерархов сформировать такую модель, в которой церковь имела бы с государством формат равного партнерства. Имея Божественные причины своего бытия, Церковь может рассматриваться как некое «государство в государстве», которое обладает как соб ственными внутренними законами, так и системой соглашений, регламентирующих взаимодействие с государством на равных правах. Государство же, поддерживая раз нообразные инициативы Русской право славной церкви, рассчитывает на ее под держку и тем самым старается косвенно повлиять на собственную легитимность в глазах населения.

Необходимо отметить, что современная структура аппарата управления РПЦ во многом дублирует государственный управ -ленческий аппарат: управление делами Московской патриархии, Священный синод и синодальные учреждения явля ются аналогами таких государственных учреждений, как Администрация Президента России, аппарат правитель ства РФ с многочисленными правитель ственными учреждениями. В регионах также создана церковно управленческая система, дублирующая региональный государственно бюрократический аппа рат.

Определяя базовые принципы взаимо

4 Легойда В.Р. Светскость государства не означает его атеистичности II http:IIwww.pravmir. ru|vladimir - legojda - svetskost - gosudarstva - ne-oznachaet ego ateistichnosti

действия, Церковь определяет не только формы и направления сотрудничества, но и четко прописывает условия, при которых она будет поддерживать власть: «.соответствие церковного участия в го -сударственных трудах природе и призванию Церкви, отсутствие государственного диктата в общественной деятельности Церкви, невовлеченность Церкви в те сферы деятельности государства, где ее труды невозможны вследствие канони ческих и иных причин»1. Одновременно в документе говорится о недопустимости ситуации, когда государство превышает свои полномочия, вступая в противоре чие с религиозными идеалами. Данное положение является «революционным» с точки зрения церковно государственных отношений, т.к. звучит мысль о праве Церкви и христиан на сопротивление2. «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевред ным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не испол нить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху».

Государство отвечает Церкви взаимно -стью и создает механизмы для взаимодей ствия с религиозными организациями. При Президенте России сформирован Совет по взаимодействию с религиоз -ными объединениями, который является консультативным органом, осуществля ющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для президента РФ, касающихся взаимодей -ствия с религиозными объединениями, а также обсуждает проекты федеральных законов, указов президента, иных норма тивных правовых актов РФ по религиоз ной тематике и готовит соответствующие предложения.

Власти привлекают представителей религиозных организаций не только к обсуждению, но и к разработке ряда зако нопроектов. В частности, в деятельности рабочей группы по разработке законо проекта федерального закона «Об обра

1 Основы социальной концепции Русской православной церкви // Официальный сайт Русской православной церкви; http://www.patriarchia.ru/ db/text/141422

2 Костюк К.Н. Возникновение социаль -ной доктрины Русской православной церкви // Общественные науки и современность, 2001, № 6, с. 120.

зовании» принимали участие представи тели юридической службы Московской патриархии. Они смогли инициировать внесение в законопроект ряда статей, касающихся вопросов финансирования негосударственных общеобразовательных учреждений и введения предмета «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Есть и иные примеры взаимодействия церкви и государства. Обсуждение законопроекта федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проходило с привлечением широкой общественности и при участии религиозных организа ций, т.к. в данном вопросе затрагивались вопросы биоэтики. Однако в окончатель ном тексте документа не были учтены предложения религиозных организаций по вопросам суррогатного материнства и абортов. Данные примеры показывают, что государство выслушивает мнение религиозного сообщества, однако вряд ли позиция церкви является определяю щей в том или ином вопросе.

Все чаще Церковь взаимодействует с государством на паритетных началах. Она предлагает власти новые формы работы, которые привлекают первых лиц государ ства и широкую общественность к обсуждению насущных вопросов, помогая в ряде случаев преодолеть сопротивление бюрократического аппарата.

Большинство проповедей и выступлений патриарха Кирилла посвящены общественно политическим процессам, таким как обсуждение механизмов модер низации российского общества и поли тической системы, президентские и пар ламентские выборы. Публичная оценка происходящего в стране является одним из способов повлиять на власть и обще ство по примеру патриарших челобитных в средневековой Руси.

Организация Церковью крупных церковно общественных, общественно политических форумов с участием в них руководителей государства, представите -лей всех ветвей власти, лидеров крупных общественных и политических партий и движений, деятелей науки, культуры и бизнеса, представителей русских общин ближнего и дальнего зарубежья помогает в ряде случаев не только вынести проблему на широкое обсуждение, но и некоторые из

них решить непосредственно через первых лиц, минуя бюрократический аппарат.

Одним из ярких примеров такого мероприятия является Всемирный рус ский народный собор, с 2003 г. ставший площадкой для обсуждения актуальных общественно политических вопросов. Среди тем, обсуждавшихся на Соборе, можно выделить следующие: базисные общенациональные ценности, духовные причины глобального экономического кризиса, семейные ценности.

Международные Рождественские образовательные чтения — это еще один яркий пример масштабного церковно общественного форума в сферах образо вания, культуры, социального служения и духовно нравственного просвещения. Целями этого мероприятия являются дис куссия по актуальным вопросам в области образования и культуры и создание кон кретных церковно государственных про ектов.

Обращает на себя внимание тот факт, что, разрабатывая стратегию церковно государственного взаимодействия, Русская православная церковь предлагает не только общие принципы сотрудни чества, но и прорабатывает отраслевые направления взаимодействия (Концепция миссионерской деятельности РПЦ, Образовательная концепция Русской пра

вославной церкви, Экологическая кон -цепция Русской православной церкви), реагирует на происходящее в обществе («Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви», «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и пра вах человека»). Разрабатывая подобные стратегические документы, Церковь при меняет системный подход, предлагая го сударству некие правила игры, которые служили бы духовным ориентиром для государства в определении стратегии раз вития той или иной отрасли.

Широкое взаимодействие церкви и го -сударства не может не находить отклика в обществе. Все чаще говорят о клерика лизации политической и общественной жизни и превращении церкви в бизнес корпорацию. Для снижения общественной напряженности, сложившейся в россий -ском обществе в последнее время, церков -ному руководству необходимо скорректи ровать формат церковно - государственных отношений в сторону его либерализации. В этой связи встает вопрос, логичен ли формат византийской «симфонии церкви и государства», реализуемый в настоящее время в России, как единственно при -емлемый для развития демократического общества в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.