Научная статья на тему 'Возрастание роли Русской православной церкви в общественно-политической жизни России на рубеже тысячелетий'

Возрастание роли Русской православной церкви в общественно-политической жизни России на рубеже тысячелетий Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1538
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / CHURCH-STATE RELATIONS / POLITICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Семенов Владимир Васильевич

Статья посвящена участию Русской православной церкви в общественно-политической жизни России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Семенов Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to participation of the Russian Orthodox church in social and political life of Russia.

Текст научной работы на тему «Возрастание роли Русской православной церкви в общественно-политической жизни России на рубеже тысячелетий»

Этносы и конфессии

Владимир СЕМЕНОВ

ВОЗРАСТАНИЕ РОЛИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ОБЩЕСТВЕННОПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РОССИИ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ

Статья посвящена участию Русской православной церкви в общественно-политической жизни России.

The article is devoted to participation of the Russian Orthodox church in social and political life of Russia.

Ключевые слова:

Русская православная церковь, государственно-конфессиональные отношения, политический процесс; Russian Orthodox church, church-state relations, political process.

Роль Русской православной церкви в жизни современного рос -сийского общества является предметом острейших дискуссий в текущей публицистике, но явно недостаточно рассматрива -ется политической наукой.

Важнейшим этапом в достижении РПЦ своего нынешнего поло -жения было патриаршество Алексия II (1990—2009 гг.).

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II был избран пред -стоятелем Русской православной церкви на Поместном соборе, состоявшемся в июне 1990 г. Поместный собор выступил с заяв -лением в связи с проектом закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях»1, в котором содержались конкретные поправки к документу.

Патриарх Алексий II наметил программу предстоявшего ему патриаршего служения, назвав первоочередными задачами укре -пление внутренней духовной жизни церкви, возрождение мона шества, восстановление храмов, возвращаемых церкви, развитие катехизаторской деятельности, включая создание широкой сети воскресных школ для детей и взрослых, обеспечение паствы и всего общества духовной литературой.

Для РПЦ важно было в быстро менявшихся условиях вернуть себе необходимый правовой статус, и успех в этом деле в значительной мере зависел от инициативы патриарха, от его умения так постро -ить отношения с государственной властью и политиками, чтобы утвердить достоинство церкви. Патриарх довел до сведения прези -дента СССР М.С. Горбачева несогласие Поместного собора с неко -торыми положениями проекта нового закона «О свободе совести и религиозных организациях», была достигнута договоренность об участии представителей РПЦ и других религиозных общин в даль -нейшей работе над законопроектом. Это благоприятно отразилось на содержании закона, принятого 1 октября 1990 г. и утвердившего за отдельными приходами, церковными учреждениями, в т.ч. и патриархией, права юридического лица2.

Исключительно важное положение нового закона содержалось в ст. 6, которая хотя и подтверждала принцип отделения школы от церкви, тем не менее открывала юридическую возможность для религиозного обучения детей. Новый закон сохранил Совет по

1 СЗ РФ, 1997, № 39, ст. 4465.

2 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 21, ст. 240.

СЕМЕНОВ

Владимир

Васильевич —

доцент кафедры

политических

наук Поволжского

института

управления

им. П.А. Столыпина

— филиала РАНХиГС

semenov54@mail.ru

делам религий, но изменил его функции, лишил его властных полномочий по отно -шению к религиозным организациям, превратив в информационный, консульта -тивный и экспертный центр. Через месяц после издания союзного закона был при -нят российский закон «О свободе веро -исповеданий». Он не предусматривал уже правительственного учреждения, подоб -ного Совету по делам религий, вместо него в Верховном Совете была образована Комиссия по свободе совести и вероиспо -веданиям.

Положение об отделении школы от церкви формулировалось в более дели катной форме: допускалось преподавание вероучения на факультативной основе в любых дошкольных и учебных заве дениях. Преподавание же «религиозно -познавательных, религиоведческих и религиозно-философских дисциплин» могло «входить в учебную программу го сударственных учебных заведений»1.

Но, наряду с радикальными переме -нами в правовом статусе РПЦ, ростом ее влияния и авторитета в государственной и общественной сфере, в определенных кругах сохранялось враждебное отноше ние к церкви. В начале 90 - х гг. прошла серия убийств священников, ни одно из которых не было раскрыто2.

В 1990 г. продолжалось по всей стране возвращение церкви отнятых у нее ранее храмов, чаще всего разрушенных. При их восстановлении церковь столкнулась с колоссальными трудностями, но во мно гих случаях местные власти стали оказы вать финансовую помощь в реставрации; пожертвования поступали от обществен ных организаций и фондов, а также от государственных и частных предприятий, компаний, отдельных лиц. Посильную помощь в восстановлении храмов оказы вали воинские части.

1 Русская православная церковь в советское время. Материалы и документы по истории отно -шений между государством и церковью. В 2 т. / сост. Г. Штрикер. — М. : Пропилеи,1995, т. 2, с. 280.

2 9 сентября 1990 г. неподалеку от своего дома был убит широко известный на Западе и пользо -вавшийся большим авторитетом среди церковной и околоцерковной интеллигенции, особенно у новообращенных, протоиерей Александр Мень.

Церковный народ и вся российская общественность были потрясены злодеянием, совершенным в Оптиной пустыни на Пасху 1993 г. — зверским убийством трех монахов. Схваченный вскоре убийца назвал себя сатанистом.

В центре внимания Архиерейского собора 25—27 октября 1990 г. были три вопроса: церковная ситуация на Украине, раскольнические действия Синода РПЦЗ, а также правовой статус РПЦ, обусловлен -ный двумя новыми законами о свободе совести и вероисповедания. Архиерейский собор принял решение о предоставлении УПЦ независимости и самостоятельности в управлении при сохранении юрисдикци -онной связи с Московской патриархией.

Кризисные явления в жизни Советского государства нарастали, Коммунистическая партия утрачивала контроль над страной. В этой обстановке церковь не могла, как в годы советского режима, воздерживаться от суждений о путях развития страны — такое молчание не встретило бы понима -ния в обществе. 5 ноября 1990 г., впервые после послания патриарха Тихона 1918 г. по поводу годовщины Октября, святей -ший патриарх в обращении к народу дал оценку Октябрьской революции как собы -тию, определившему скорбный и тяжкий путь России в XX столетии, и призвал не платить человеческими судьбами за экс -перименты политиков.

По просьбе святейшего патриарха российские власти с 1991 г. объявили Рождество Христово выходным днем. Это вызвало у инославных национал -радикалов дополнительную неприязнь к русскости и православности. Та аналогия между центром и Россией, центром и пра вославием, которая проводилась до поры до времени на местах без особой огласки, стала открыто использоваться для созда ния образа «врага» вместо образа «стар -шего брата», несмотря на то что Россия больше всех пострадала от деформирован -ной национальной политики3.

19 августа 1991 г. группа государственных деятелей объявила об устранении от вла -сти президента СССР М.С. Горбачева и об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Когда в ночь с 20 на 21 августа посту пили первые известия о пролитии крови у здания Верховного Совета РСФСР, Алексий II, чтобы предотвратить граждан -скую войну, в особом обращении призвал

3 См.: Ипатов А.Н. Роль православия в формировании русского народа и этноконфессио-нальные отношения // Этноконфессиональный диалог: состояние, противоречия, перспективы развития. Материалы межрегиональной научно практической конференции. — Оренбург: ИЦ ОГАУ, 2002, с. 60.

участников противостояния воздержаться от применения оружия под угрозой отлу чения от церкви1. В результате поражения ГКЧП М.С. Горбачев вернулся к власти в СССР, но союзное правительство утра тило контроль над страной.

Предвидя распад союзного государства, Священный синод 22 октября 1991 г. в своем заявлении напомнил чадам церкви о том, что изменение государственных границ не должно повлечь за собой изме нение состава поместной церкви, а распад Союза не подразумевает автокефализации отдельных частей РПЦ.

Начало 90 х гг. явилось временем рас ширения влияния РПЦ на общество, укрепления доверия к ней со стороны всех слоев населения. В сентябре и начале октября 1993 г. Российское государство пережило один из самых трагических политических кризисов в своей новей шей истории — противостояние испол -нительной и законодательной властей, в результате которого прекратил суще ствование Верховный Совет, была при нята новая Конституция, проведены выборы в Государственную Думу и Совет Федерации. Узнав о событиях в Москве, патриарх Алексий II, находившийся тогда на праздновании 200 -летия православия в Америке, срочно прервал визит и вер нулся на родину. В Даниловом монастыре при посредничестве священноначалия Русской церкви состоялись переговоры представителей противоборствующих сторон, которые, однако, не привели к соглашению.

Большинство православного духовен -ства в эти трагические дни было свободно от политических страстей, но часть свя щеннослужителей, не имея на то бла -гословения высшей церковной власти, своими публичными выступлениями активно поддерживали ту или другую противоборствующую сторону, тем самым вступив на путь политической борьбы. В октябре 1993 г. Священный синод принял постановление, запрещавшее священно служителям баллотироваться в депутаты Государственной Думы.

К политическому расслоению и про -тивостоянию в российском обществе, сложившимся к осени 1993 г., добавился рост национально религиозной напря

1 Журнал Московской Патриархии, 1991, № 10, с. 3.

женности и углубляющееся разделение людей по отношению к мировоззренче ским (церковным и светским) ценностям. В какой то мере в религиозном вопросе повторилась ситуация, характерная для периода Первой русской революции 1905—1907 гг., предфевральская и пред -октябрьская ситуации 1917 г.2

В декабре 1993 г. была принята новая Конституция Российской Федерации3, которая провела фактический правовой водораздел между Советской Россией и Российской Федерацией как «демократи ческим федеративным правовым государ ством». В ней содержалась специальная статья (ст. 28), подробно раскрывающая содержание понятия «свобода совести», а также зафиксированы такие общепри нятые демократические положения, как светскость государства, отделение рели гиозных объединений от государства и их равенство перед законом (ст. 14), равен -ство прав человека и гражданина незави симо от его отношения к религии (ст. 19), запрещение пропаганды, возбуждающей религиозную ненависть и вражду, а также пропаганду религиозного превосходства (ст. 29) и др.

На очередном Архиерейском соборе 29 ноября — 2 декабря 1994 г. патриарх Алексий II отметил существенный рост числа приходов и монастырей: к этому времени РПЦ имела 281 монастырь и 31 монастырское подворье, число прихо дов достигло 15 985, в церкви совершали служение 12 841 священник и 1 402 диа -кона. В определении «О взаимоотноше ниях церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского патриархата в настоящее время» Архиерейский собор подтвер дил «непредпочтительность» для церкви какого либо государственного строя, политической доктрины, движения и т.д., невозможность для церкви поддерживать политические партии, союзы и блоки, запретил священнослужителям выдвигать свои кандидатуры на выборах в местные или федеральные органы власти, признал крайне нежелательным членство священ

2 См.: Одинцов М.И. Двадцатый век в российской истории: государство и религиозные организации // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обще -стве. Материалы международной конференции. Москва, 23-24 марта 1999 г. - М., 2000, с. 47.

3 Конституция Российской Федерации 1993 г. - М., 1994.

нослужителей в политических партиях, движениях. Эти запреты не распространя -ются на мирян.

Архиерейский собор обратился к госу дарственным органам власти с призывом разработать комплекс законодательных актов, регламентирующих возвращение каноническим учреждениям РПЦ неспра ведливо отнятого имущества, прежде всего святынь, храмов, икон, освобождение от налогов и предоставление иных финансо вых льгот, решение вопроса о религиозном прозелитизме и сектантстве. Собор поста -новил приступить к разработке «всеобъ -емлющей концепции, отражающей обще -церковный взгляд на вопросы церковно государственных отношений и проблемы современного общества в целом»1.

Вероисповедная проблематика в сере -дине 90 х гг. стала обычной в политиче ской риторике, что отразилось в агита ционной кампании перед выборами в Государственную Думу в декабре 1995 г.2

Во время Архиерейского собора 18-23 февраля 1997 г. одной из важнейших задач служения церкви в условиях активной прозелитической деятельности инослав ных миссионеров патриарх назвал мис сионерскую работу, отметив, «что в раз витии прозелитизма есть и доля нашей вины: люди отходят от Православия в силу недостатков нашей просветитель ской и миссионерской работы, неже лания отдельных священнослужителей кропотливо трудиться над духовным вос питанием приходящих в церковь людей». Отдельный раздел доклада святейшего патриарха был посвящен церковной бла -готворительности и социальному служе нию. Патриарх Алексий II отметил, что расширение политических и гражданских прав и свобод не должно обернуться кру шением социальных прав и свертыванием социальных программ. РПЦ, по мнению святейшего патриарха, должна стать пол ноправным субъектом такой социальной политики, которая смогла бы улучшить ситуацию в стране.

В докладе предстоятеля РПЦ были под робно охарактеризованы церковная работа с молодежью в рамках Всецерковного православного молодежного движения,

1 Архиерейский собор РПЦ 29 ноября — 2 декабря 1994 г. Документы. Доклады. — М., 1995.

2 См.: Одинцов М.И. Русская православная церковь в XX в.: история, взаимоотношения с го -сударством и обществом. — М., 2002, с. 172.

взаимодействие с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, финансовое положение церкви и ее эко -номическая деятельность.

Отдельный раздел доклада патриарха был посвящен отношениям церкви с госу дарством и светским обществом, которые в целом характеризовались отсутствием зависимости и давления. Патриарх назвал делом первостепенной важности совер шенствование законодательства о свободе совести и религиозных организациях, отметив необходимость регламентировать деятельность религиозных иностранных организаций, защитить российское обще ство от разрушительной деятельности псевдорелигиозных объединений, обеспе чить нормальный доступ церкви к право славным людям в армии и школе, освобо дить церковные структуры от чрезмерного налогового бремени.

В обращении Архиерейского собора к председателю и депутатам Государствен ной Думы говорится о том, что действу ющее религиозное законодательство должно отразить тот факт, что православ ная церковь в течение тысячи лет фор мировала духовно нравственный облик русского народа и что к ней принадлежит подавляющее большинство верующих граждан России. В то же время святейший патриарх подчеркнул, что Русская церковь ни в коей мере не стремится к получению статуса государственной религии, не вме шивается в управление государством и не участвует в политической борьбе. В определении Архиерейского собора «О взаимоотношениях с государством и свет ским обществом» единственно возможной позицией для церкви был признан отказ от вовлеченности в политическую борьбу, от поддержки каких либо политических сил, от вмешательства в дела государства. С другой стороны, в определении говорится о необходимости активного взаимодей ствия с властью разных уровней в делах, полезных для церкви и всего народа, осо бенно в сферах миротворчества, благо творительности, решения социальных проблем, сохранения и развития культур ного наследия, заботы о нравственности народа.

Собор подтвердил недопустимость уча стия архиереев и священнослужителей в предвыборной агитации и членства в политических объединениях, уставы кото рых предусматривают выдвижение своих

кандидатов на выборные государственные посты любых уровней. В то же время Архиерейский собор поддержал участие мирян в деятельности политических организаций, если последние не имеют в своем составе священнослужителей и ведут ответственные консультации с церковным священноначалием.

С особой тревогой патриарх Алексий говорил о пагубном для нравственного здоровья общества влиянии средств массовой информации, особенно телевидения, навязчиво пропагандирующих разврат и насилие. Своим определением Архиерейский собор призвал священнослужителей и мирян неустанно напоминать государству и обществу о пагубности пропаганды порока, безнравственного и преступного образа жизни, насилия, межнациональной, религиозной и культурной розни.

Особый раздел доклада патриарха Алексия был посвящен общецерковному издательскому делу, в т.ч. изданию «Истории Русской церкви» и началу работ над «Православной энциклопедией»1.

В церковной и общественной жизни 1997 г. заметным событием стало принятие нового закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях»2. Патриарх Алексий II вместе со Священным синодом не один раз во время крайне острой полемики вокруг проекта закона обращался в высшие органы государственной власти, заботясь о том, чтобы в своей окончательной редакции закон гарантировал свободу религиозной жизни и в то же время ограничил или запретил деятельность экстремистских псевдорелигиозных организаций. Текст принятого закона был составлен с учетом пожеланий священноначалия Русской церкви. В преамбуле признается историческая роль Русской православной церкви в судьбе России, и в то же время в законе нет никаких положений, которые бы дискриминировали другие религии3.

Особую волну в публичной сфере

1 Архиерейский собор Русской православной церкви. 18—23 февраля 1997 г., Свято-Данилов монастырь. Сборник документов. — М., 1997.

2 СЗ РФ, 1997, № 39, ст. 4465.

3 Многие аналитики, однако, утверждают, что текст закона усложнил межконфессиональные отношения и привел к нарушению прав человека в нашей стране. См., напр.: Красиков А. Свобода совести в России // Конституционное право: восточноевропейское обозрение, 1998, № 4(25); 1999, № 1(26), с. 70-78.

вызвало лоббирование РПЦ и другими крупными религиозными организациями России ограничений деятельности новых религиозных течений. Это было расценено как шаг на пути введения религиозного единообразия по аналогии с советской моноидеологией4.

После принятия этого закона и были созданы новые, ранее не существовавшие государственные структуры: соответствующий комитет Государственной Думы РФ, Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, отдел по религиозным вопросам и культурным правам в аппарате Уполномоченного по правам человека, структуры, осуществляющие связи с религиозными объединениями в субъектах федерации5.

Исключительно большой общественный резонанс вызвал юбилейный Архиерейский собор 13-16 августа 2000 г., в работе которого участвовали 144 архипастыря. В докладе патриарха Алексия II говорилось, что в Российской Федерации, в большинстве других стран Содружества церковь активно взаимодействовала с государством во многих областях, включая миротворчество, заботу о поддержании общественной нравственности, сохранение и развитие национальной культуры, восстановление исторических памятников, образование и воспитание юношества, благотворительные, социальные, научные, издательские проекты. Не сливаясь с государством и сохраняя свою внутреннюю свободу, церковь старается максимально расширить сферу нестесненного партнерства с властью везде, где последняя к этому благорасположена6.

Точно так же церковь подходит к отношениям с политическими организациями. Быть может, в последние годы это взаимо-

4 См.: Филатов С.Б. Новое рождение старой идеи: православие как национальный символ // Полис, 1998, № 6, с. 138-149.

5 См.: Лещинский А.Н. Религиозная ситуация в современной России: изменения, тенденции, противоречия // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Сборник докладов и материалов межрегиональных научнопрактических семинаров и конференций 20022004 гг. - М., 2004, с. 223.

6 См.: Козлов В. Православие в многонациональном регионе: особенности институционального развития // Государственно-конфессиональные отношения в современном Татарстане. - Казань, 2003, с. 89.

действие несколько ослабло, и одной из причин этого видится непонимание твер -дой позиции церкви, которая уклоняется от участия в предвыборной борьбе и не оказывает никому исключительной поли -тической поддержки. Многократно, осо -бенно перед выборами, делались попытки оказывать на церковь давление ради того, чтобы использовать ее авторитет в поли тической игре. Наконец, определенные политические объединения, включая со -зданные на религиозной основе, пытались присвоить себе право говорить от имени церкви, что в корне противоречит опре -делениям предыдущего Архиерейского собора1.

Участники Собора постановили одобрить «Основы социальной концепции Русской православной церкви». Принятый документ стал уникальным явлением в истории православной церкви, поскольку ни одна другая поместная церковь не имеет подобного документа, в котором бы так полно и систематично была выражена позиция церкви по общественным про блемам, в т.ч. таким, как собственность, светская культура и наука, мир, война, преступность, светское право, СМИ, труд, вопросы семьи и брака, биоэтики и эко логии2.

В «Основах социальной концепции РПЦ» излагаются базовые положе ния ее учения по вопросам церковно государственных отношений и по ряду современных общественно значимых про блем.

Характер документа определяется его обращенностью к нуждам полноты Русской православной церкви в течение длительного исторического периода на канонической территории Московского патриархата и за пределами таковой. Поэтому основным его предметом явля ются фундаментальные богословские и церковно социальные вопросы, а также те стороны жизни государств и обществ, которые были и остаются одинаково акту альными для всей церковной полноты в конце хх в. и в ближайшем будущем.

Архиерейский собор 3—8 октября 2004 г

1 Русская церковь на рубеже веков. Юбилейный Архиерейский собор Московской патриархии. — СПб., 2001.

2 См.: Мчедлов М. Особенности конфесси-

ональной социальной доктрины (К принятию «Основ социальной концепции РПЦ») // Религия и право, 2001, № 2.

рассмотрел жизнь церкви в новом тыся челетии. Из доклада патриарха Алексия II стало известно, что в РПЦ имеется 26 590 приходов, из них в России — 12 638. Монастырей всего 652, в т.ч. в России 189 мужских и 205 женских. Число воскрес ных школ составляет всего 9 468, в России - 4 696. Социальных центров (приютов, домов престарелых, благотворительных столовых) всего 2 253, в России - 1 820.

Патриарх отметил, что в целом стати стика показывает общую тенденцию к развитию всех составляющих епархиаль ной и приходской жизни.

После распада СССР, где церковь нахо -дилась под жестким контролем власти, взаимоотношения церкви и государства стали качественно иными. Но поскольку со времени исторического слома 1917 г. прошло почти девять десятилетий и за это время в мире очень многое измени лось, эти отношения не могли вернуться к прежним дореволюционным формам. В нынешних условиях декларируемой религиозной свободы, парламентской демократии и республики статус церкви характеризуется самостоятельностью и независимостью, невмешательством го сударства в дела церкви и церкви - в дела государства.

Большое значение в современном обще стве приобретает проблема свободы сове сти3.

В настоящее время Русская право -славная церковь в глазах россиян имеет гораздо больший авторитет, чем многие другие социальные институты, существу ющие в обществе - правительство РФ, Государственная Дума, политические пар тии и т.д. Можно согласиться с мнением, что православие в современной России в известной степени продолжает играть роль системообразующей для государ ства квазисоциальной доктрины, что для менталитета как российских атеистов, так и большинства верующих многих кон фессий характерно традиционалистское отношение к православию. Его можно сравнить с отношением к родной природе, родному языку, поведенческим стереоти пам сограждан.

3 См.: Цыбулевская О.И., Даурова Т.Г., Лиценбергер О.А., Перепелкина Н.В., Хмелева Т.И. Становление гражданского общества в России: Правовой аспект / под ред. О.И. Цыбулевской. —

3 - е изд., испр. и доп. — Саратов, 2005, с. 216—217.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.