Этносы и конфессии
Владимир СЕМЕНОВ
ВОЗРАСТАНИЕ РОЛИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ОБЩЕСТВЕННОПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РОССИИ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ
Статья посвящена участию Русской православной церкви в общественно-политической жизни России.
The article is devoted to participation of the Russian Orthodox church in social and political life of Russia.
Ключевые слова:
Русская православная церковь, государственно-конфессиональные отношения, политический процесс; Russian Orthodox church, church-state relations, political process.
Роль Русской православной церкви в жизни современного рос -сийского общества является предметом острейших дискуссий в текущей публицистике, но явно недостаточно рассматрива -ется политической наукой.
Важнейшим этапом в достижении РПЦ своего нынешнего поло -жения было патриаршество Алексия II (1990—2009 гг.).
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II был избран пред -стоятелем Русской православной церкви на Поместном соборе, состоявшемся в июне 1990 г. Поместный собор выступил с заяв -лением в связи с проектом закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях»1, в котором содержались конкретные поправки к документу.
Патриарх Алексий II наметил программу предстоявшего ему патриаршего служения, назвав первоочередными задачами укре -пление внутренней духовной жизни церкви, возрождение мона шества, восстановление храмов, возвращаемых церкви, развитие катехизаторской деятельности, включая создание широкой сети воскресных школ для детей и взрослых, обеспечение паствы и всего общества духовной литературой.
Для РПЦ важно было в быстро менявшихся условиях вернуть себе необходимый правовой статус, и успех в этом деле в значительной мере зависел от инициативы патриарха, от его умения так постро -ить отношения с государственной властью и политиками, чтобы утвердить достоинство церкви. Патриарх довел до сведения прези -дента СССР М.С. Горбачева несогласие Поместного собора с неко -торыми положениями проекта нового закона «О свободе совести и религиозных организациях», была достигнута договоренность об участии представителей РПЦ и других религиозных общин в даль -нейшей работе над законопроектом. Это благоприятно отразилось на содержании закона, принятого 1 октября 1990 г. и утвердившего за отдельными приходами, церковными учреждениями, в т.ч. и патриархией, права юридического лица2.
Исключительно важное положение нового закона содержалось в ст. 6, которая хотя и подтверждала принцип отделения школы от церкви, тем не менее открывала юридическую возможность для религиозного обучения детей. Новый закон сохранил Совет по
1 СЗ РФ, 1997, № 39, ст. 4465.
2 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 21, ст. 240.
СЕМЕНОВ
Владимир
Васильевич —
доцент кафедры
политических
наук Поволжского
института
управления
им. П.А. Столыпина
— филиала РАНХиГС
делам религий, но изменил его функции, лишил его властных полномочий по отно -шению к религиозным организациям, превратив в информационный, консульта -тивный и экспертный центр. Через месяц после издания союзного закона был при -нят российский закон «О свободе веро -исповеданий». Он не предусматривал уже правительственного учреждения, подоб -ного Совету по делам религий, вместо него в Верховном Совете была образована Комиссия по свободе совести и вероиспо -веданиям.
Положение об отделении школы от церкви формулировалось в более дели катной форме: допускалось преподавание вероучения на факультативной основе в любых дошкольных и учебных заве дениях. Преподавание же «религиозно -познавательных, религиоведческих и религиозно-философских дисциплин» могло «входить в учебную программу го сударственных учебных заведений»1.
Но, наряду с радикальными переме -нами в правовом статусе РПЦ, ростом ее влияния и авторитета в государственной и общественной сфере, в определенных кругах сохранялось враждебное отноше ние к церкви. В начале 90 - х гг. прошла серия убийств священников, ни одно из которых не было раскрыто2.
В 1990 г. продолжалось по всей стране возвращение церкви отнятых у нее ранее храмов, чаще всего разрушенных. При их восстановлении церковь столкнулась с колоссальными трудностями, но во мно гих случаях местные власти стали оказы вать финансовую помощь в реставрации; пожертвования поступали от обществен ных организаций и фондов, а также от государственных и частных предприятий, компаний, отдельных лиц. Посильную помощь в восстановлении храмов оказы вали воинские части.
1 Русская православная церковь в советское время. Материалы и документы по истории отно -шений между государством и церковью. В 2 т. / сост. Г. Штрикер. — М. : Пропилеи,1995, т. 2, с. 280.
2 9 сентября 1990 г. неподалеку от своего дома был убит широко известный на Западе и пользо -вавшийся большим авторитетом среди церковной и околоцерковной интеллигенции, особенно у новообращенных, протоиерей Александр Мень.
Церковный народ и вся российская общественность были потрясены злодеянием, совершенным в Оптиной пустыни на Пасху 1993 г. — зверским убийством трех монахов. Схваченный вскоре убийца назвал себя сатанистом.
В центре внимания Архиерейского собора 25—27 октября 1990 г. были три вопроса: церковная ситуация на Украине, раскольнические действия Синода РПЦЗ, а также правовой статус РПЦ, обусловлен -ный двумя новыми законами о свободе совести и вероисповедания. Архиерейский собор принял решение о предоставлении УПЦ независимости и самостоятельности в управлении при сохранении юрисдикци -онной связи с Московской патриархией.
Кризисные явления в жизни Советского государства нарастали, Коммунистическая партия утрачивала контроль над страной. В этой обстановке церковь не могла, как в годы советского режима, воздерживаться от суждений о путях развития страны — такое молчание не встретило бы понима -ния в обществе. 5 ноября 1990 г., впервые после послания патриарха Тихона 1918 г. по поводу годовщины Октября, святей -ший патриарх в обращении к народу дал оценку Октябрьской революции как собы -тию, определившему скорбный и тяжкий путь России в XX столетии, и призвал не платить человеческими судьбами за экс -перименты политиков.
По просьбе святейшего патриарха российские власти с 1991 г. объявили Рождество Христово выходным днем. Это вызвало у инославных национал -радикалов дополнительную неприязнь к русскости и православности. Та аналогия между центром и Россией, центром и пра вославием, которая проводилась до поры до времени на местах без особой огласки, стала открыто использоваться для созда ния образа «врага» вместо образа «стар -шего брата», несмотря на то что Россия больше всех пострадала от деформирован -ной национальной политики3.
19 августа 1991 г. группа государственных деятелей объявила об устранении от вла -сти президента СССР М.С. Горбачева и об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Когда в ночь с 20 на 21 августа посту пили первые известия о пролитии крови у здания Верховного Совета РСФСР, Алексий II, чтобы предотвратить граждан -скую войну, в особом обращении призвал
3 См.: Ипатов А.Н. Роль православия в формировании русского народа и этноконфессио-нальные отношения // Этноконфессиональный диалог: состояние, противоречия, перспективы развития. Материалы межрегиональной научно практической конференции. — Оренбург: ИЦ ОГАУ, 2002, с. 60.
участников противостояния воздержаться от применения оружия под угрозой отлу чения от церкви1. В результате поражения ГКЧП М.С. Горбачев вернулся к власти в СССР, но союзное правительство утра тило контроль над страной.
Предвидя распад союзного государства, Священный синод 22 октября 1991 г. в своем заявлении напомнил чадам церкви о том, что изменение государственных границ не должно повлечь за собой изме нение состава поместной церкви, а распад Союза не подразумевает автокефализации отдельных частей РПЦ.
Начало 90 х гг. явилось временем рас ширения влияния РПЦ на общество, укрепления доверия к ней со стороны всех слоев населения. В сентябре и начале октября 1993 г. Российское государство пережило один из самых трагических политических кризисов в своей новей шей истории — противостояние испол -нительной и законодательной властей, в результате которого прекратил суще ствование Верховный Совет, была при нята новая Конституция, проведены выборы в Государственную Думу и Совет Федерации. Узнав о событиях в Москве, патриарх Алексий II, находившийся тогда на праздновании 200 -летия православия в Америке, срочно прервал визит и вер нулся на родину. В Даниловом монастыре при посредничестве священноначалия Русской церкви состоялись переговоры представителей противоборствующих сторон, которые, однако, не привели к соглашению.
Большинство православного духовен -ства в эти трагические дни было свободно от политических страстей, но часть свя щеннослужителей, не имея на то бла -гословения высшей церковной власти, своими публичными выступлениями активно поддерживали ту или другую противоборствующую сторону, тем самым вступив на путь политической борьбы. В октябре 1993 г. Священный синод принял постановление, запрещавшее священно служителям баллотироваться в депутаты Государственной Думы.
К политическому расслоению и про -тивостоянию в российском обществе, сложившимся к осени 1993 г., добавился рост национально религиозной напря
1 Журнал Московской Патриархии, 1991, № 10, с. 3.
женности и углубляющееся разделение людей по отношению к мировоззренче ским (церковным и светским) ценностям. В какой то мере в религиозном вопросе повторилась ситуация, характерная для периода Первой русской революции 1905—1907 гг., предфевральская и пред -октябрьская ситуации 1917 г.2
В декабре 1993 г. была принята новая Конституция Российской Федерации3, которая провела фактический правовой водораздел между Советской Россией и Российской Федерацией как «демократи ческим федеративным правовым государ ством». В ней содержалась специальная статья (ст. 28), подробно раскрывающая содержание понятия «свобода совести», а также зафиксированы такие общепри нятые демократические положения, как светскость государства, отделение рели гиозных объединений от государства и их равенство перед законом (ст. 14), равен -ство прав человека и гражданина незави симо от его отношения к религии (ст. 19), запрещение пропаганды, возбуждающей религиозную ненависть и вражду, а также пропаганду религиозного превосходства (ст. 29) и др.
На очередном Архиерейском соборе 29 ноября — 2 декабря 1994 г. патриарх Алексий II отметил существенный рост числа приходов и монастырей: к этому времени РПЦ имела 281 монастырь и 31 монастырское подворье, число прихо дов достигло 15 985, в церкви совершали служение 12 841 священник и 1 402 диа -кона. В определении «О взаимоотноше ниях церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского патриархата в настоящее время» Архиерейский собор подтвер дил «непредпочтительность» для церкви какого либо государственного строя, политической доктрины, движения и т.д., невозможность для церкви поддерживать политические партии, союзы и блоки, запретил священнослужителям выдвигать свои кандидатуры на выборах в местные или федеральные органы власти, признал крайне нежелательным членство священ
2 См.: Одинцов М.И. Двадцатый век в российской истории: государство и религиозные организации // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обще -стве. Материалы международной конференции. Москва, 23-24 марта 1999 г. - М., 2000, с. 47.
3 Конституция Российской Федерации 1993 г. - М., 1994.
нослужителей в политических партиях, движениях. Эти запреты не распространя -ются на мирян.
Архиерейский собор обратился к госу дарственным органам власти с призывом разработать комплекс законодательных актов, регламентирующих возвращение каноническим учреждениям РПЦ неспра ведливо отнятого имущества, прежде всего святынь, храмов, икон, освобождение от налогов и предоставление иных финансо вых льгот, решение вопроса о религиозном прозелитизме и сектантстве. Собор поста -новил приступить к разработке «всеобъ -емлющей концепции, отражающей обще -церковный взгляд на вопросы церковно государственных отношений и проблемы современного общества в целом»1.
Вероисповедная проблематика в сере -дине 90 х гг. стала обычной в политиче ской риторике, что отразилось в агита ционной кампании перед выборами в Государственную Думу в декабре 1995 г.2
Во время Архиерейского собора 18-23 февраля 1997 г. одной из важнейших задач служения церкви в условиях активной прозелитической деятельности инослав ных миссионеров патриарх назвал мис сионерскую работу, отметив, «что в раз витии прозелитизма есть и доля нашей вины: люди отходят от Православия в силу недостатков нашей просветитель ской и миссионерской работы, неже лания отдельных священнослужителей кропотливо трудиться над духовным вос питанием приходящих в церковь людей». Отдельный раздел доклада святейшего патриарха был посвящен церковной бла -готворительности и социальному служе нию. Патриарх Алексий II отметил, что расширение политических и гражданских прав и свобод не должно обернуться кру шением социальных прав и свертыванием социальных программ. РПЦ, по мнению святейшего патриарха, должна стать пол ноправным субъектом такой социальной политики, которая смогла бы улучшить ситуацию в стране.
В докладе предстоятеля РПЦ были под робно охарактеризованы церковная работа с молодежью в рамках Всецерковного православного молодежного движения,
1 Архиерейский собор РПЦ 29 ноября — 2 декабря 1994 г. Документы. Доклады. — М., 1995.
2 См.: Одинцов М.И. Русская православная церковь в XX в.: история, взаимоотношения с го -сударством и обществом. — М., 2002, с. 172.
взаимодействие с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, финансовое положение церкви и ее эко -номическая деятельность.
Отдельный раздел доклада патриарха был посвящен отношениям церкви с госу дарством и светским обществом, которые в целом характеризовались отсутствием зависимости и давления. Патриарх назвал делом первостепенной важности совер шенствование законодательства о свободе совести и религиозных организациях, отметив необходимость регламентировать деятельность религиозных иностранных организаций, защитить российское обще ство от разрушительной деятельности псевдорелигиозных объединений, обеспе чить нормальный доступ церкви к право славным людям в армии и школе, освобо дить церковные структуры от чрезмерного налогового бремени.
В обращении Архиерейского собора к председателю и депутатам Государствен ной Думы говорится о том, что действу ющее религиозное законодательство должно отразить тот факт, что православ ная церковь в течение тысячи лет фор мировала духовно нравственный облик русского народа и что к ней принадлежит подавляющее большинство верующих граждан России. В то же время святейший патриарх подчеркнул, что Русская церковь ни в коей мере не стремится к получению статуса государственной религии, не вме шивается в управление государством и не участвует в политической борьбе. В определении Архиерейского собора «О взаимоотношениях с государством и свет ским обществом» единственно возможной позицией для церкви был признан отказ от вовлеченности в политическую борьбу, от поддержки каких либо политических сил, от вмешательства в дела государства. С другой стороны, в определении говорится о необходимости активного взаимодей ствия с властью разных уровней в делах, полезных для церкви и всего народа, осо бенно в сферах миротворчества, благо творительности, решения социальных проблем, сохранения и развития культур ного наследия, заботы о нравственности народа.
Собор подтвердил недопустимость уча стия архиереев и священнослужителей в предвыборной агитации и членства в политических объединениях, уставы кото рых предусматривают выдвижение своих
кандидатов на выборные государственные посты любых уровней. В то же время Архиерейский собор поддержал участие мирян в деятельности политических организаций, если последние не имеют в своем составе священнослужителей и ведут ответственные консультации с церковным священноначалием.
С особой тревогой патриарх Алексий говорил о пагубном для нравственного здоровья общества влиянии средств массовой информации, особенно телевидения, навязчиво пропагандирующих разврат и насилие. Своим определением Архиерейский собор призвал священнослужителей и мирян неустанно напоминать государству и обществу о пагубности пропаганды порока, безнравственного и преступного образа жизни, насилия, межнациональной, религиозной и культурной розни.
Особый раздел доклада патриарха Алексия был посвящен общецерковному издательскому делу, в т.ч. изданию «Истории Русской церкви» и началу работ над «Православной энциклопедией»1.
В церковной и общественной жизни 1997 г. заметным событием стало принятие нового закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях»2. Патриарх Алексий II вместе со Священным синодом не один раз во время крайне острой полемики вокруг проекта закона обращался в высшие органы государственной власти, заботясь о том, чтобы в своей окончательной редакции закон гарантировал свободу религиозной жизни и в то же время ограничил или запретил деятельность экстремистских псевдорелигиозных организаций. Текст принятого закона был составлен с учетом пожеланий священноначалия Русской церкви. В преамбуле признается историческая роль Русской православной церкви в судьбе России, и в то же время в законе нет никаких положений, которые бы дискриминировали другие религии3.
Особую волну в публичной сфере
1 Архиерейский собор Русской православной церкви. 18—23 февраля 1997 г., Свято-Данилов монастырь. Сборник документов. — М., 1997.
2 СЗ РФ, 1997, № 39, ст. 4465.
3 Многие аналитики, однако, утверждают, что текст закона усложнил межконфессиональные отношения и привел к нарушению прав человека в нашей стране. См., напр.: Красиков А. Свобода совести в России // Конституционное право: восточноевропейское обозрение, 1998, № 4(25); 1999, № 1(26), с. 70-78.
вызвало лоббирование РПЦ и другими крупными религиозными организациями России ограничений деятельности новых религиозных течений. Это было расценено как шаг на пути введения религиозного единообразия по аналогии с советской моноидеологией4.
После принятия этого закона и были созданы новые, ранее не существовавшие государственные структуры: соответствующий комитет Государственной Думы РФ, Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, отдел по религиозным вопросам и культурным правам в аппарате Уполномоченного по правам человека, структуры, осуществляющие связи с религиозными объединениями в субъектах федерации5.
Исключительно большой общественный резонанс вызвал юбилейный Архиерейский собор 13-16 августа 2000 г., в работе которого участвовали 144 архипастыря. В докладе патриарха Алексия II говорилось, что в Российской Федерации, в большинстве других стран Содружества церковь активно взаимодействовала с государством во многих областях, включая миротворчество, заботу о поддержании общественной нравственности, сохранение и развитие национальной культуры, восстановление исторических памятников, образование и воспитание юношества, благотворительные, социальные, научные, издательские проекты. Не сливаясь с государством и сохраняя свою внутреннюю свободу, церковь старается максимально расширить сферу нестесненного партнерства с властью везде, где последняя к этому благорасположена6.
Точно так же церковь подходит к отношениям с политическими организациями. Быть может, в последние годы это взаимо-
4 См.: Филатов С.Б. Новое рождение старой идеи: православие как национальный символ // Полис, 1998, № 6, с. 138-149.
5 См.: Лещинский А.Н. Религиозная ситуация в современной России: изменения, тенденции, противоречия // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Сборник докладов и материалов межрегиональных научнопрактических семинаров и конференций 20022004 гг. - М., 2004, с. 223.
6 См.: Козлов В. Православие в многонациональном регионе: особенности институционального развития // Государственно-конфессиональные отношения в современном Татарстане. - Казань, 2003, с. 89.
действие несколько ослабло, и одной из причин этого видится непонимание твер -дой позиции церкви, которая уклоняется от участия в предвыборной борьбе и не оказывает никому исключительной поли -тической поддержки. Многократно, осо -бенно перед выборами, делались попытки оказывать на церковь давление ради того, чтобы использовать ее авторитет в поли тической игре. Наконец, определенные политические объединения, включая со -зданные на религиозной основе, пытались присвоить себе право говорить от имени церкви, что в корне противоречит опре -делениям предыдущего Архиерейского собора1.
Участники Собора постановили одобрить «Основы социальной концепции Русской православной церкви». Принятый документ стал уникальным явлением в истории православной церкви, поскольку ни одна другая поместная церковь не имеет подобного документа, в котором бы так полно и систематично была выражена позиция церкви по общественным про блемам, в т.ч. таким, как собственность, светская культура и наука, мир, война, преступность, светское право, СМИ, труд, вопросы семьи и брака, биоэтики и эко логии2.
В «Основах социальной концепции РПЦ» излагаются базовые положе ния ее учения по вопросам церковно государственных отношений и по ряду современных общественно значимых про блем.
Характер документа определяется его обращенностью к нуждам полноты Русской православной церкви в течение длительного исторического периода на канонической территории Московского патриархата и за пределами таковой. Поэтому основным его предметом явля ются фундаментальные богословские и церковно социальные вопросы, а также те стороны жизни государств и обществ, которые были и остаются одинаково акту альными для всей церковной полноты в конце хх в. и в ближайшем будущем.
Архиерейский собор 3—8 октября 2004 г
1 Русская церковь на рубеже веков. Юбилейный Архиерейский собор Московской патриархии. — СПб., 2001.
2 См.: Мчедлов М. Особенности конфесси-
ональной социальной доктрины (К принятию «Основ социальной концепции РПЦ») // Религия и право, 2001, № 2.
рассмотрел жизнь церкви в новом тыся челетии. Из доклада патриарха Алексия II стало известно, что в РПЦ имеется 26 590 приходов, из них в России — 12 638. Монастырей всего 652, в т.ч. в России 189 мужских и 205 женских. Число воскрес ных школ составляет всего 9 468, в России - 4 696. Социальных центров (приютов, домов престарелых, благотворительных столовых) всего 2 253, в России - 1 820.
Патриарх отметил, что в целом стати стика показывает общую тенденцию к развитию всех составляющих епархиаль ной и приходской жизни.
После распада СССР, где церковь нахо -дилась под жестким контролем власти, взаимоотношения церкви и государства стали качественно иными. Но поскольку со времени исторического слома 1917 г. прошло почти девять десятилетий и за это время в мире очень многое измени лось, эти отношения не могли вернуться к прежним дореволюционным формам. В нынешних условиях декларируемой религиозной свободы, парламентской демократии и республики статус церкви характеризуется самостоятельностью и независимостью, невмешательством го сударства в дела церкви и церкви - в дела государства.
Большое значение в современном обще стве приобретает проблема свободы сове сти3.
В настоящее время Русская право -славная церковь в глазах россиян имеет гораздо больший авторитет, чем многие другие социальные институты, существу ющие в обществе - правительство РФ, Государственная Дума, политические пар тии и т.д. Можно согласиться с мнением, что православие в современной России в известной степени продолжает играть роль системообразующей для государ ства квазисоциальной доктрины, что для менталитета как российских атеистов, так и большинства верующих многих кон фессий характерно традиционалистское отношение к православию. Его можно сравнить с отношением к родной природе, родному языку, поведенческим стереоти пам сограждан.
3 См.: Цыбулевская О.И., Даурова Т.Г., Лиценбергер О.А., Перепелкина Н.В., Хмелева Т.И. Становление гражданского общества в России: Правовой аспект / под ред. О.И. Цыбулевской. —
3 - е изд., испр. и доп. — Саратов, 2005, с. 216—217.