УДК 93
А. В. Ерёмин
Образовательная деятельность Церкви в контексте формирования социальной концепции РПЦ в постсоветской России
Работа подготовлена в рамках выполнения проекта по гранту РГНФ 12-03-00137/13
В статье исследуются особенности процесса формирования позиций Русской православной церкви к образовательной сфере в контексте социальной концепции РПЦ. На основе анализа официальных документов, фактических материалов, материалов синодальных решений, Архиерейских Соборов, выступлений, заявлений священнослужителей, работ православных публицистов определяются основные направления образовательной деятельности Церкви в постсоветской России.
Ключевые слова: Церковь, образование, государство, Патриарх, священнослужители, православная культура, духовно-нравственное воспитание.
A. V. Eriomin
Educational Activity of Church in the Context of Formation of the Social Concept of the Russian Orthodox Church in Post-Soviet Russia
In the article the features of the process of formation of positions of the Russian Orthodox Church to the educational sphere in the context of the social concept of the Russian Orthodox Church are investigated. On the basis of the analysis of official documents, factual materials, materials of the Synod decisions, Hierarchal Cathedrals, performances, statements of priests, and works by orthodox publicists the main directions of the educational activity of Church in Post-Soviet Russia are defined.
Keywords: Church, education, a state, Patriarch, priests, Orthodox culture, spiritual and moral education.
Русская Православная Церковь на протяжении длительного времени истории России была важнейшим социальным институтом, который определял общественно-политическую стабильность государства. Церковная и светская власти взаимодействовали во всех сферах жизни. Православие как система религиозных и ценностно-культурных взглядов определяло духовную составляющую российской цивилизации. Процесс эволюции взаимодействия Церкви и государства претерпел существенные изменения с приходом советской власти. РПЦ была лишена возможности осуществлять свою социокультурную миссию в обществе в силу атеистической идеологии. Однако, несмотря на жесточайшие репрессии в годы советской власти, Церковь не только выжила, но и стала главным социальным институтом, который способствовал коренному сдвигу в сознании людей, существовавших в жестких идеологических рамках. В условиях духовно-ценностного вакуума РПЦ стала той силой, которая способствовала культурному возрождению России. Возрождение Церкви берет начало с 1988 года, когда проходило активное празднова-
ние 1000-летия Крещения Руси. Этот год явился отправной точкой расширения масштабов социокультурной деятельности Церкви и возрастания ее значения в обществе.
Социокультурная деятельность Церкви в постсоветской России имела тенденцию к постоянному развитию. Особо важное значение имела духовно-просветительская и образовательная деятельность, так как именно эта сфера определяла векторы развития российского социума. После распада СССР Церкви потребовалось сначала выработать свои позиции по многим вопросам изменившегося мира, так как РПЦ оказалась в абсолютно новых для себя условиях отсутствия идеологического контроля. Период выработки собственных позиций сопровождался периодом формирования своей социальной концепции, увидевшей свет в 2000 году. «Основы социальной концепции РПЦ» стали первым официальным документом, в котором ясно и четко прописывалась позиция Церкви. В социальной концепции уделялось больше внимания и образовательной сфере. Выработка этих позиций - нелегкий процесс, который сопровождался активной соци-
© Ерёмин А. В., 2013
альной деятельностью Церкви. Этому важному для понимания положения РПЦ в постсоветской России вопросу и посвящена данная статья.
Чтобы проанализировать процесс становления и развития образовательных позиций РПЦ, необходимо охарактеризовать официальные церковные документы: Решения Поместного и Архиерейского Соборов, Устав РПЦ, Резолюции и обращения Всемирных Русских народных соборов, заявления религиозных деятелей и др.
Устав РПЦ был принят в 1988 году. Он четко регламентировал деятельность всех органов Церкви на всех уровнях административной иерархии [32, с. 235]. Главной образовательной задачей в документе объявлялась подготовка священнослужителей, открытие новых церковных учебных заведений. Был создан Синодальной орган - Учебный комитет, который взял на себя организацию процесса по выполнению поставленных задач. В процессе развития социальной деятельности с увеличением количества духовных учебных заведений появляется необходимость создания новых церковных органов, занимающихся образовательной сферой. В 1991 году появляется Отдел религиозного образования и катехизации. В его функции входила координация всех видов духовных учебных заведений для мирян (начального, среднего, высшего).
Данная организационная инициатива возникла вследствие общественного запроса на духовное образование среди всех возрастных категорий населения.
Духовные школы, по словам Патриарха Алексия II, играли огромную роль в обществе, так как в них формировалось будущее Церкви и всего общества [4, 5]. Церкви нужны были не только образованные кадры, но и духовно-нравственно здоровые граждане, с крепкой гражданской позицией, любящие свою Родину, знающие свою историю и идентифицирующие себя с единой российской цивилизацией, поэтому развитие духовного образования являлось одной из главных задач. В 1990-е годы происходит не только коли -чественное изменение духовных учебных заведений, но и совершенствование процесса обучения в них.
В резолюциях Архиерейских соборов, в заявлениях официальных церковных лиц можно найти постоянную констатацию позитивной динамики в этой сфере [14].
Всю организационную работу в этой области сосредоточили в своих руках Учебный комитет РПЦ и Отдел религиозного образования и катехи-
зации. Учебный комитет осуществлял общее руководство и координировал деятельность духовных школ. На протяжении 90-х гг. он проводил регулярно ректорские совещания, семинары преподавателей духовных школ по отдельным дисциплинам. Комитет осуществлял сотрудничество с Министерством образования РФ, РАН, Академией образования, МГУ и другими высшими учебными заведениями, с РГНФ и т. д. [26, с. 16].
В конце 90-х годов система духовного образования РПЦ включала пять духовных академий (Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, Молдавскую, Минскую), 26 семинарий (более трети дореволюционного числа духовных семинарий), 29 духовных училищ, 13 пастырских курсов (с годичным сроком обучения) [26, с. 424].
В 90-х годах в Москве, С.-Петербурге и в ряде других городов было создано несколько высших богословских школ, целью которых была подготовка катехизаторов, преподавателей воскресных школ и православных гимназий, ученых богословов и других церковных работников. Самой большой школой являлся московский Православный Свято-Тихоновский Богословский институт (ПСТБИ), учрежденный Патриархом Алексием II в марте 1992 года. На протяжении 90-х годов широкую известность имела ежегодная Богословская конференция, проводимая ПСТБИ, на которой церковные и светские ученые обсуждали современную научную проблематику. В 1998 году институт прошёл государственную аккредитацию, выпускники стали получать государственные дипломы. С 1992 года функционировал Российский Православный университет св. Иоанна Богослова, учрежденный Отделом религиозного образования и катехизации. Его основная задача - воспитание православной интеллигенции. В 1999 году там действовало семь факультетов [26, с. 224].
По данным, приведенным в докладе и. о. Учебного комитета еп. Евгения Верейского (Решетникова) на Архиерейском Соборе 1997 года, общее число учащихся духовных академий и семинарий в начале 1997 года (без УПЦ) составляло 3700 человек; на заочных отделениях и экстернате обучались более 2700 священнослужителей; кроме того, в ПСТБИ на дневном отделении учились 550 человек, на вечернем - 486, на заочном - 659. Число преподавателей в духовных школах составляло более 800 человек [26, с. 224]. В 1999 году в духовных учебных заведениях РПЦ (без УПЦ) обучались 4749 человек на оч-
ных отделениях и 3385 человек на заочных, всего 8134 человек [27, с. 16].
Однако «в конце 90-х годов количество духовных учебных заведений и учебных мест в них все же не соответствовало потребностям Церкви, которая, как и раньше, испытывала огромную нехватку духовенства» [26, с. 424]. Это обстоятельство поставило перед Церковью задачу реформировать в будущем систему православного образования.
В 1990-х годах наблюдался процесс потери светской школой воспитательной направленности. Это во многом происходило из-за массового устремления людей к ценностям неограниченной свободы и вседозволенности, которые порождали культ безнравственности и бездуховности. Такая ситуация воспринималась представителями Церкви как кризис общества, требующий немедленного противодействия [16].
Религиозное законодательство в целом позволяло вести образовательную деятельность в светских учебных заведениях, однако оно уравнивало в правах все религиозные организации, включая секты. Это порождало тенденцию противодействия проникновению сект в школы со стороны руководства учебными заведениями, что провоцировало в целом негативное отношение ко всем конфессиям, стремящимся в светские учебные заведения, включая РПЦ. Однако нельзя однозначно сказать, что доступ представителям РПЦ в школы и другие учебные заведения был закрыт.
Взаимодействие с религиозными организациями происходило по-разному в зависимости от региональных особенностей: от тесного сотрудничества в силу управленческого решения руководителя и согласия родителей до жесткого отказа и преподавания религиоведческих дисциплин на атеистических позициях.
В процессе работы Синода и Архиерейских Соборов РПЦ была сформулирована инициатива по продвижению идеи исключения религиоведческих предметов из учебных программ и введения их в учебный процесс в виде факультативов с приглашением представителей Церкви, учитывая конфессиональную ситуация в различных регионах России [9, 18].
Однако практически сразу была сформулирована вторая инициатива. Ее автором стал нынешний Патриарх, а тогда председатель отдела внешних церковных связей, митрополит Кирилл. По его мнению, введение факультативных предметов не решит поставленных перед церковью
задач. Требуется ввести предметы в рамках обязательной школьной программы и учитывать при этом вероисповедания учащихся [10]. Это требовало принятия решений на федеральном уровне.
III Всемирный Русский народный Собор в декабре 1995 года определил духовную традицию главным основанием развития системы образования [7]. Ориентирами также провозглашались ориентация на русские духовные традиции, повышение внимания к своей истории и духовно-нравственным ценностям. Был взят курс на включение программ по православной культуре в учебные заведения через совершенствование и оптимизацию их содержания в контексте соответствия светским программам обучения, а также на интегрирование знаний о православной культуре в программы по различным предметам.
Механизмами реализации поставленных задач стали многочисленные соглашения и договоры с региональными властями, которые позволяли на факультативной основе преподавать духовные предметы. В ряде областей: Смоленской, Кемеровской, Курской, Ивановской, Новосибирской и др., - преподавались такие предметы, как «Роль православия в истории России», «Основы православной культуры», «Закон Божий» [4].
Увеличение масштабов образовательной деятельности Церкви, ее присутствия в светских учебных заведениях требовало изменения законодательства, которое признавало бы особую роль Церкви в сохранении отечественных традиций и духовно-нравственных ценностей общества, а также позволило бы РПЦ расширить свое присутствие не только в образовательной сфере, но и в других важных сферах общества. Церковь настаивала на признании особой роли традиционных конфессий в истории и культуре России [22].
Закон 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях» стал важным этапом в процессе формирования вероисповедной политики, которая приобретала к концу 1990-х годов вид плодотворного сотрудничества государства и Церкви. Церковь же, в свою очередь, сформулировала свои позиции в «Основах социальной концепции», в которых было провозглашено, что образовательная сфера - одна и из главных направлений соработничества государства и РПЦ на принципах «Византийской симфонии» [21].
В «Основах социальной концепции РПЦ» провозглашалась необходимость развития образовательной сферы на основе религиозных ценностей, противодействие пропаганде атеизма, противостояние сектантской экспансии, повы-
шение внимания к роли Церкви на занятиях по истории. Свобода выбора, уважение прав лично -сти, светский характер образования - принципы, которые не должны подвергаться нарушению, поэтому предложения РПЦ не являлись нарушением конституционных прав. Более того, уже до появления «Основ социальной концепции Церкви» велась активная дискуссия по поводу форм преподавания предметов православной культуры. Лучшей признавалось форма, при которой предметы по православной культуре становились обязательными, но при условии выбора учащимися в том числе предметов по основам нравственности [2, 3, 6, 31].
После появления нового законодательства началось преподавание курса «Основы православной культуры», который необходимо было законодательно признать в силу темпов его распространения и количества желающих его изучать. Началось активное обсуждение статуса курса.
Ряд представителей Церкви полагал, что курс должен стать обязательным по причине признания православия основной религией России, а принцип светскости - явление западное, не свойственное для России [3, 31]. Однако большинство церковнослужителей, как высшего ранга, так и рядовых, признавало необходимость соблюдения конституционного принципа светскости, тем более что он не противоречил принципу «Византийской симфонии» [36, с. 504].
Преподавание курса «Основы православной культуры» в некоторых регионах стало приоритетным направлением в повышении духовно-нравственного состояния школьников. Обучение финансировалось из региональных бюджетов (Кур -ская область), а сам предмет воспринимался как культурологический, а не религиозный [33, с. 24].
О культурологическом характере предмета заявляла и Церковь, несмотря на то, что одним из важных условий преподавания предмета считалось участие представителей Церкви в процессе его изучения.
22 октября 2002 года Министр образования и науки В. М. Филиппов направил в органы субъектов РФ письмо с рекомендациями к преподаванию предмета, что воспринималось как показатель государственной заинтересованности в этом вопросе. На местах стали появляться методические пособия по преподаванию курса. Показателен факт участия в написании пособий не только преподавателей высшей квалификации, но и местных чиновников. Так, в Ярославской области было подготовлено пособие «Православие и рус-
ская культура», одним из авторов которого стала директор департамента образования Ярославской области Т. А. Степанова [24].
Ряд священников и представителей Церкви выражали мысль о том, что предмет «Основы православной культуры» должен быть равнозначным предмету «Закон Божий» [1, 35]. Статус предмета зависел от его содержания, поэтому Министерство настаивало на его культурологическом характере. И Церковь официально заявила о его культурологической направленности, так как от этого зависел не только статус предмета, но и его востребованность и восприятие родителями и школьниками [11]. О неравнозначности «Основ православной культуры» и «Закона Бо-жия» заявил Патриарх Алексий II и многие высшие церковные иерархи [25, с. 3].
В 2004 году Архиерейский собор поставил задачу распространения «Основ православной культуры» в светских школах, так как этот предмет выполняет важную воспитательную задачу [17]. РПЦ активно включилась в обсуждение проблем школы, что свидетельствует об усилении ее позиций и росте масштабов ее социальной деятельности [19].
Дискуссия о законности преподавания «Основ православной культуры» была одним из самых актуальных вопросов рубежа ХХ-ХХ! вв. [20, 27]. Православные юристы и представители Церкви обращали внимание на то, что его изучение не нарушает свободы совести российских граждан. Более того, приводился в пример западный опыт, где такая практика уже давно распространена [23,34].
В процессе обсуждения статуса предмета был принят ряд резолюций представителей РПЦ, в которых заявлялось о незыблемости принципа свободы совести и светскости образования как важных конституционных принципов [8, 28, 30].
В 2007 году была принята «Концепция включения в новое поколение государственных стандартов среднего образования предмета «Православная культура» [12]. Согласно этой Концепции, «Православная культура» - предмет, который не имеет приоритета среди предметов по основам других религиозных культур. Учащиеся могли выбрать и предметы нерелигиозной культуры по этике, морали и т. д. Главным результатом стало приобщение школьников к духовно-нравственному воспитанию на основе свободного выбора. Свободный принцип изучения предмета нашел отражение и в возможности посещать несколько предметов с согласия родителей.
В вопросе преподавания предмета «Основы православной культуры» Церковь выступала за возможность преподавания его по рекомендациям РПЦ лицам с соответствующим образованием [29].
Подведем итог. Введение курса «Основ православной культуры» в рамках федерального стандарта свидетельствовало о том, что позиции Церкви по вопросам образования в целом сформированы. Эволюция развития церковных позиций прошла путь от возрождения образовательной деятельности Церкви до формирования законодательства, обеспечивающего включение РПЦ в процесс духовно-нравственного воспитания учащихся. Активная деятельность Церкви в области образования означала повышение ее роли в обществе, признание государством ее значимости в формировании духовно-нравственных основ российского общества. Следует отметить, что существующее положение дел не противоречит законодательству России, не нарушает конституционных принципов, а также укладывается в основные направления социокультурной деятельности Церкви, сформулированные в «Основах социальной концепции РПЦ».
Библиографический список
1. Августин (Заярный), иеромонах. О преподавании предмета «Основы православной культуры» в современной школе. Доклад на VI Корнилиевских православных образовательных чтениях [Электронный ресурс] / Иеромонах Августин (Заярный) // Гла-голъ. - 2004. - Режим доступа: http:www.glagol-onfine.ru/arc/nlO/197.hnii.
2. Воробьев, В., протоиерей. Проблемы российского образования и Православие [Электронный ресурс] / Протоиерей В. Воробьев. - Режим доступа: Мрр: ог-oik.netda.ru/chten99/99pr-vorobev.htm.
3. Воробьев, В., протоиерей. Православное образование - проблемы и перспективы. Доклад на X Международных Рождественских образовательных чтениях [Электронный ресурс] / Протоиерей В. Воробьев. - Режим доступа: htpp:oroik.netda. ш/сЫйп]^^-vorobev.htm.
4. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе РПЦ (1997 г.) [Электронный ресурс] // Журнал Московской Патриархии. - 1997. - № 3. - Режим доступа: http://www.jmp.ru.
5. Доклад Патриарха Московского и всея Руси на Архиерейском Соборе РПЦ (1994 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fond. т/сакМат^.Ыт.
6. Иоанн (Экономцев). Пути православного образования в России. Доклад на V Международных Рождественских образовательных чтениях [Электронный
ресурс] / Иоанн (Экономцев). - Режим доступа. htpp: oroik.netda.m/chteii_97/97_5econ.htm; Ювеналий, архиепископ Курский и Рыльский.
7. Итоговый документ Ш Всемирного Русского Народного Собора (1995 г.) [Электронный ресурс] // Журнал Московской Патриархии. - 1995. - № 12. -Режим доступа: http:// www. jmp. m/.
8. Итоговый документ конференции «Изучении православной культуры в светской школе» (2004 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. r-komitet. ru/meropr/Christ-04_prav_cult. htm.
9. Каледа, Г., протоирей. Задачи, принципы и формы православного образования в современных условиях [Электронный ресурс] / Г. Каледа // Журнал Московской Патриархии. - 1994. - № 7-8. - Режим доступа: http://www.jmp.ru.
10. Кирилл (Гундяев), митрополит Смоленский и Калининградский. Через духовное обновление русского народа - к его национальному возрождению. Доклад на II Всемирном Русском Народном Соборе (1995 г.) [Электронный ресурс] / Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) // Журнал Московской Патриархии. - 1995. - № 1-4. - Режим доступа: http://www.jmp.ru.
11. Кирилл (Гундяев), митрополит Смоленский и Калининградский. Проблемы духовного образования в контексте современных вызовов Церкви, России и миру. Доклад на XIV Международных Рождественских образовательных чтениях (2006 г.) [Электронный ресурс] / Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) // Журнал Московской Патриархии. - 2006. - № 3. - Режим доступа: http://www.jmp.ru.
12. Концепция включения в новое поколение государственных стандартов среднего образования предмета «Православная культура» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarcMa.ru/db/text/358393 .html.
13. Кураев, А., диакон. Культурология православия: готова ли школа к новому предмету [Текст] / Диакон А. Кураев. - М.: Грифон, 2007. - С. 41.
14. Определения Архиерейского Собора РПЦ «О взаимоотношениях Церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского Патриархата в настоящее время» [Электронный ресурс] // Журнал Московской Патриархии. - 1995. -№ 12. - Режим доступа: http://www.jmp.ru.
15. Обращение участников XIII Международных Рождественских образовательных чтений к иерархам, клиру и мирянам РПЦ (2005 г.) [Электронный ресурс] // Журнал Московской Патриархии. - 2005. -№ 2. - Режим доступа: http://www.jmp.ru.
16. Определения Архиерейского Собора РПЦ «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» [Электронный ресурс] // Журнал Московской Патриархии. - 1995. - № 12. - Режим доступа: http://www.jmp.ru.
17. Определение Освященного Архиерейского Собора о вопросах внутренней жизни РПЦ [Электронный ресурс] // Журнал Московской Патриархии. -2004. - № 10. - Режим доступа: http://www.imp.ru.
18. Определения Архиерейского Собора РПЦ «О задачах Церкви в области религиозного образования» [Электронный ресурс] // Журнал Московской Патриархии. - 1995. - № 11. - Режим доступа: http://www.imp.ru.
19. Обращение участников XIII Международных Рождественских образовательных чтений к государственному и политическому руководству России, к органам законодательной и исполнительной власти субъектов РФ [Электронный ресурс] // Журнал Московской Патриархии. 3- 2005. - № 2. - Режим доступа. - http://www.jmp.ru.
20. Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, приходским советам храмов г. Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 2006 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ni/db/text/l73887.html.
21. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Текст]. - М., 2001 - 128 с.
22. Письмо Архиерейского Собора Председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ Г. Н. Селезневу и депутатам Государственной Думы РФ [Электронный ресурс] // Журнал Московской Патриархии. - 1997. - № 4. - Режим доступа: http ://www.imp.ru.
23. Понкин, И. В. К вопросу о постановке задачи исследования светскости и выборе Россией модели светского государства [Текст] / И. В. Понкин // Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования : материалы научно-практической конференции (10-11 октября 2002 г.). - М., 2003. -С. 85.
24. Православие и русская культура [Текст] : учебное пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений / Ю. Я. Колбов-ский, Т. А. Степанова. - Ярославль, Рыбинск: Рыбинский Дом печати : Рыбинский Дом печати, 2004. -318 с.
25. Приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II участникам конференции «Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования» [Текст] // Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования : материалы научно-практической конференции (10-11 октября 2002 г.). -М., 2003. - С. 3.
26. Русская православная церковь [Текст] // Православная энциклопедия. - М., 2000. - С. 16.
27. Резолюция VIII Всемирного Русского Народного Собора о духовном и религиозном образовании в России [Электронный ресурс] // Журнал Московской Патриархии. - 2004. - № 3. - Режим доступа: http://www.imp.ru.
28. Резолюция конференции «Православная культура в современной школе: практика, проблемы, перспективы» (2008 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/texl/359284.hnnl.
29. Резолюция ВРНС «О развитии отечественной системы религиозного образования и науки» (2007 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/209496.html.
30. Речь Святейшего Патриарха Алексия II на Общем собрании Российской академии образования (2008 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/385925.html.
31. Смирнов Д., протоиерей. Церковь и государственное образование. Доклад на X Международных Рождественских образовательных чтениях [Электронный ресурс] / Протоиерей Д. Смирнов. - Режим доступа: htpp:oroik.netda.ru/chten 02/02-smimov.htm.
32. Устав об управлении Русской Православной Церкви (июнь 1988 г.) [Текст] // РПЦ в советское время (1917-1991) : материалы и документы по истории отношений между государством и церковью. Кн. 2 / сост. Г. Штриккер. - М.: Пропилеи, 1995. - С. 235.
33. Чебанов, О. Православный священник и современная школа (Опыт Курской области) [Текст] / О. Чебанов. - Курск, 2004. - С. 24.
34. Чаплин, В., протоиерей. Церковь в России: обстоятельства места и времени [Текст] / Протоиерей В. Чаплин. - М., Арефа, 2008. - С. 11.
35. Шевченко, Л. Православная культура и мир ценностей современного школьника [Электронный ресурс] / Л. Шевченко // Журнал Московской Патриархии. - 2003. - № 5. - Режим доступа: http://www.jmp.ru.
36. Шестун, Е., протоиерей. Православная педагогика [Текст] / Протоиерей Е. Шестун. - М.: Про-Пресс, 2002. - С. 504.
37. Ювеналий, архиепископ Курский и Рыльский. Возвращение Российского образования к своим духовным, культурным и историческим ценностям Доклад на VII Международных Рождественских образовательных чтениях [Электронный ресурс] / Архиепископ Курский и Рыльский Ювеналий. - Режим доступа: htpp:oroik.netda. iWchten_99/99arc_kursk.htm.
Bibliograficheskij spisok
1. Avgustin (Zayarnyj), ieromonakh. O prepodavanii predmeta «Osnovy pravoslavnoj kul'tury» v sovremennoj shkole. Doklad na VI Kornilievskikh pravoslavnykh obrazovatel'nykh chteniyakh [EHlektronnyj resurs]. / Ieromonakh Avgustin (Zayarnyj) // Glagol". - 2004. -Rezhim dostupa: http: www.glagol-onfine.ru/arc/nlO/197.hnii.
2. Vorob'ev, V., protoierej. Problemy rossijskogo obrazovaniya i Pravoslavie [EHlektronnyj resurs]. / Protoierej V. Vorob'ev. - Rezhim dostupa: htpp: oroik.netda.ru/chten99/99pr-vorobev.htm.
3. Vorob'ev, V., protoierej. Pravoslavnoe obrazovanie - problemy i perspektivy. Doklad na X
55
Mezhdunarodnykh Rozhdestvenskikh obrazovatel'nykh chteniyakh [EHlektronnyj resurs]. / Protoierej V. Vorob'ev. - Rezhim dostupa: htpp:oroik.netda. ni/chtenj)2/02-vorobev.htm.
4. Doklad РаМат^а Moskovskogo i vseya Rusi Аleksiya II na Аrkhierejskom Sobore RPTS (1997 g.) [EHlektтonnyj resurs]. // ЕШта! Moskovskoj Patтiaтkhii.
- 1997. - № 3. - Rezhim dostupa: http://www.jmp.ru.
5. Doklad РаМа^а Moskovskogo i vseya Rusi т Аrkhierejskom Sobore RPTS (1994 [EHlektтonnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.fond. ru/calendaт/94.htm.
6. Ioann (EHkonomtsev). Puti pravoslavnogo obrazo-vaniya v Rossii. Doklad na V Mezhdunarodnykh Rozh-destvenskikh obrazovatel'nykh chteniyakh [EHlektronnyj resurs]. / Ioann (EHkonomtsev). - Rezhim dostupa. htpp: oroik.netda.m/chteii_97/97_5econ.htm; YUvenalij, aтk-hiepiskop Kurskij i Ryl'skij.
7. Itogovyj dokument SH Vsemirnogo Russkogo rodnogo Sobora (1995 g.) [EHlektтonnyj resurs]. // 2ШГ-nal Moskovskoj Patriarkhii. - 1995. - № 12. - Rezhim dostupa: http:// www. jmp. m/.
8. Itogovyj dokument konferentsii «Izuchenii pravos-lavnoj kul'tury v svetskoj shkole» (2004 g.) [EHlektтon-nyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www. r-komitet. ru/meropr/Chтist-04_prav_cult. htm.
9. Kaleda, в., protoirej. Zadachi, printsipy i formy pravoslavnogo obrazovaniya v sovremennykh usloviyakh [EHlektтonnyj resurs]. / в. Kaleda // ZHurnal Moskovskoj Patтiaтkhii. - 1994. - № 7-8. - Rezhim dostupa: http://www.jmp.ru.
10. Кш11 (Gundyaev), mitтopolit Smolenskij i КаИ-ningradskij. CHerez dukhovnoe obnovlenierusskogo т-roda - k ego natsional'nomu vozrozhdeniyu. Doklad т II Vsemirnom Russkom Naтodnom Sobore (1995 g.) lektronnyj resurs]. / Mitropolit Smolenskij i КаИ-ningradskij Kirill (Gundyaev) // ZHurnal Moskovskoj Patтiaтkhii. - 1995. - № 1-4. - Rezhim dostupa: http://www.jmp.ru.
11. Кш11 (Gundyaev), mitтopolit Smolenskij i КаИ-ningradskij. Problemy dukhovnogo obrazovaniya v ^П-tekste sovremennykh vyzovov TSerkvi, Rossii i miru. Doklad т XIV Mezhdunarodnykh Rozhdestvenskikh obrazovatel'nykh chteniyakh (2006 g.) [EHlektronnyj resurs]. / Mitropolit Smolenskij i Kaliningradskij Kirill (Gundyaev) // ZHurnal Moskovskoj Patriarkhii. - 2006. -№ 3. - Rezhim dostupa: http://www.jmp.ru.
12. Kontseptsiya vklyucheniya v novoe pokolenie gosudaтstvennykh standartov srednego obrazovaniya predmeta «Pravoslavnaya kul'tura» [EHlektтonnyj resurs].
- Rezhim dostupa: http://www.patтiaтcMa.ru/db/text/358393.html.
13. Kuraev, А., diakon. Kul'turologiya pravoslaviya: gotova li shkola k novomu predmetu [Tekst] / Diakon А. Kuraev. - M.: Grifon, 2007. - 8. 41.
14. Opredeleniya Аrkhierejskogo Sobora RPTS «О vzaimootnosheniyakh TSerkvi 8 gosudaтstvom i svetskim obshhestvom na kanonicheskoj territorii Moskovskogo
Patriarkhata v nastoyashhee vremya» [EHlektтonnyj ге-surs]. // ZHurnal Moskovskoj Patriaтkhii. - 1995. - № 12.
- Rezhim dostupa: http://www.jmp.ru.
15. Obrashhenie uchastnikov XIII Mezhdunarodnykh Rozhdestvenskikh obrazovatel'nykh chtenij k ieraтkham, kliru i miryanam RPTS (2005 g.) [EHlektronnyj resurs]. // ZHurnal Moskovskoj Patтiaтkhii. - 2005. - № 2. - Rez-Ьт dostupa: http://www.jmp.ru.
16. Opredeleniya Аrkhierejskogo Sobora RPTS «О psevdokhтistianskikh sektakh, neoyazychestve i okkul'-tizme» [EHlektтonnyj resurs]. // ZHurnal Moskovskoj Patriaтkhii. - 1995. - № 12. - Rezhim dostupa: http://www.jmp.ru.
17. Opredelenie Osvyashhennogo Аrkhierejskogo Sobora o voprosakh vnutrennej zhizni RPTS [EHlektron-nyj resurs]. // ZHurnal Moskovskoj Patтiaтkhii. - 2004. -№ 10. - Rezhim dostupa: http://www.jmp.ru.
18. Opredeleniya Аrkhierejskogo Sobora RPTS «O zadachakh TSerkvi v oblasti religioznogo obrazovaniya» [EHlektтonnyj ге8шъ]. // ZHurnal Moskovskoj Patтiaтkhii.
- 1995. - № 11. - Rezhim dostupa: http://www.jmp.ru.
19. Obrashhenie uchastnikov XIII Mezhdunaтodnykh Rozhdestvenskikh obrazovatel'nykh chtenij k gosu-darstvennomu i politicheskomu rukovodstvu Rossii, k organam zakonodatel'noj i ispolnitel'noj vlasti sub"ektov RF [EHlektтonnyj resurs]. // ZHurnal Moskovskoj Patri-arkhii. 3 - 2005. - № 2. - Rezhim dostupa. -http://www.jmp.ru.
20. Obrashhenie Svyatejshego Patriarkha Moskovskogo i vseya Rusi Аleksiya II k kliru, prik-hodskim sovetam khтamov g. Moskvy, namestnikam i nastoyatel'nitsam stavropigial'nykh monastyrej т Epaтk-hial'nom sobranii 2006 g [EHlektтonnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www. patriarchia. ni/db/text/l73887. html.
21. Osnovy sotsial'noj kontseptsii Russkoj Pravos-lavnoj TSerkvi [Tekst]. - M., 2001 - 128 8.
22. Pis'mo Аrkhierejskogo Sobora Predsedatelyu Go-sudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya № G. N. Seleznevu i deputatam Gosudarstvennoj Dumy RF lektronnyj resurs]. // ZHurnal Moskovskoj Patriarkhii. -1997. - № 4. - Rezhim dostupa: http://www.jmp.ru.
23. Ponkin, I. V. К voprosu o postanovke zadachi issledovaniya svetskosti i vybore Rossiej modeli svetsko-go gosudarstva [Tekst] / I. V. Ponkin // Vzaimodejstvie gosudarstva i religioznykh ob"edinenij v sfere obrazova-niya. Materialy nauchno-prakticheskoj konferentsii (1011 oktyabrya 2002 g.). - M., 2003. - 8. 85.
24. Pravoslavie i russkaya kul'tura [Tekst] : uchebnoe posobie dlya uchashhikhsya staтshikh klassov obshhe-obrazovatel'nykh uchтezhdenij / YU. YA. Kolbovskij, T. А. Stepanova. - YAroslavl', Rybinsk: Rybinskij Dom pechati : Rybinskij Dom pechati, 2004. - 318 с.
25. Privetstvennoe poslanie Svyatejshego Patriarkha Moskovskogo i vseya Rusi Аleksiya II uchastnikam ^п-ferentsii «Vzaimodejstvie gosudaтstva i religioznykh ob"edinenij v sfere obrazovaniya» [Tekst] // Vzaimo-dejstvie gosudarstva i religioznykh ob"edinenij v sfere
obrazovaniya : materialy nauchno-prakticheskoj konfe-rentsii (10-11 oktyabrya 2002 g.). - M., 2003. - S. 3.
26. Russkaya pravoslavnaya tserkov' [Tekst] // Pra-voslavnaya ehntsiklopediya. - M., 2000. - S. 16.
27. Rezolyutsiya VIII Vsemirnogo Russkogo Narod-nogo Sobora o dukhovnom i religioznom obrazovanii v Rossii [EHlektronnyj resurs]. // ZHurnal Moskovskoj Patriarkhii. - 2004. - № 3. - Rezhim dostupa: http://www.jmp.ru.
28. Rezolyutsiya konferentsii «Pravoslavnaya kul'tu-ra v sovremennoj shkole: praktika, problemy, perspektivy» (2008 g.) [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.patriarchia.ru/db/texl/359284.hnnl.
29. Rezolyutsiya VRNS «O razvitii otechestvennoj sistemy religioznogo obrazovaniya i nauki» (2007 g.) [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.patriarchia.ru/db/text/209496.html.
30. Rech' Svyatejshego Patriarkha Aleksiya II na Obshhem sobranii Rossijskoj akademii obrazovaniya (2008 g.) [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.patriarchia.ru/db/text/385925.html.
31. Smirnov D., protoierej. TSerkov' i gosudarstven-noe obrazovanie. Doklad na X Mezhdunarodnykh Rozh-destvenskikh obrazovatel'nykh chteniyakh [EHlektronnyj resurs]. / Protoierej D. Smirnov. - Rezhim dostupa: htpp:oroik.netda.ru/chten 02/02-smimov.htm.
32. Ustav ob upravlenii Russkoj Pravoslavnoj TSerkvi (iyun' 1988 g.) [Tekst] // RPTS v sovetskoe vre-mya (1917-1991) : materialy i dokumenty po istorii ot-noshenij mezhdu gosudarstvom i tserkov'yu. Kn. 2 / sost. G. SHtrikker. - M.: Propilei, 1995. - S. 235.
33. CHebanov, O. Pravoslavnyj svyashhennik i sov-remennaya shkola. (Opyt Kurskoj oblasti) [Tekst] / O. CHebanov. - Kursk, 2004. - S. 24.
34. CHaplin, V., protoierej. TSerkov' v Rossii: obstoyatel'stva mesta i vremeni [Tekst] / Protoierej V. CHaplin. - M., Arefa, 2008. - S. 11.
35. SHevchenko, L. Pravoslavnaya kul'tura i mir tsennostej sovremennogo shkol'nika [EHlektronnyj resurs]. / L. SHevchenko // ZHurnal Moskovskoj Patriarkhii. - 2003. - № 5. - Rezhim dostupa: http://www.jmp.ru.
36. SHestun, E., protoierej. Pravoslavnaya peda-gogika [Tekst] / Protoierej E. SHestun. - M.: Pro-Press, 2002. - S. 504.
37. YUvenalij, arkhiepiskop Kurskij i Ryl'skij. Vozv-rashhenie Rossijskogo obrazovaniya k svoim dukhovnym, kul'turnym i istoricheskim tsennostyam Doklad na VII Mezhdunarodnykh Rozhdestvenskikh obrazovatel'nykh chteniyakh [EHlektronnyj resurs]. / Arkhiepiskop Kurskij i Ryl'skij YUvenalij. - Rezhim dostupa: htpp:oroik.netda. iWchten 99/99arc kursk.htm.