Научная статья на тему 'Региональные практики государственно-церковного взаимодействия в цивилизационном контексте'

Региональные практики государственно-церковного взаимодействия в цивилизационном контексте Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
224
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государство / церковь / взаимодействие / региональные практики / цивилизационный контекст / идентичность / массовая культура / глокализация / state / church / interaction / regional practices / civilization context / identity / popular culture / glocalisation

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Еремин Александр Владимирович

В статье исследуются региональные практики государственно-церковных взаимоотношений в контексте развития цивилизационного дискурса, повлиявшего в XXI в. на социально-нравственные и философские детерминанты массовой культуры. Развитие цивилизационного дискурса массовой культуры в современной России становится трендом социокультурных процессов, затрагивающих сферу государственно-церковных взаимоотношений. Деятельность Русской православной церкви в регионах оказывает влияние на инициативы власти на местах, что способствует развитию процесса глокализации. В работе дается обоснование процессу глокализации – механизму противодействия глобализационной парадигме. Автор акцентирует внимание на определяющем значении глокализации, которая является «ответом» на культурную экспансию и стремление нивелировать культурную самобытность российского общества. Процесс глокализации свидетельствует о возрастании роли провинции в социокультурной сфере, стремлении к осознанию коллективной идентичности. Данный процесс трансформации культурного опыта во многом связан с актуализацией православного дискурса, развивающегося в системе современной массовой культуры. Государство и Церковь в современной России вступают во взаимодействие на региональном уровне, используя каналы и механизмы массовой культуры. В статье систематизируются характерные для провинциальных практик акции и мероприятия в различных сферах деятельности, обобщается опыт сотрудничества Русской православной церкви и власти в контексте регионализации социокультурных интенций. Анализируются мероприятия, организованные Церковью через каналы, характерные для бытования массовой культуры, и осуществляемые при поддержке власти. В статье акцентируется важность государственно-церковного взаимодействия для укрепления цивилизационных начал и подчеркивается, что провинция становится центром социокультурных интенций, влияя на стратегию деятельности федерального центра власти и патриархии. В работе подробно анализируются тенденции, свидетельствующие о развитии православного дискурса, укреплении позиций Русской православной церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional Practices of State and Church Interaction in Civilization Context

In the article regional practices of state and church relationship in the context of the civilization discourse development are investigated, which affected social and moral and philosophical determinants of popular culture in the 21st century. Development of the civilization discourse of popular culture in modern Russia becomes a trend of the sociocultural processes affecting the sphere of state and church relationship. Activity of the Russian Orthodox Church in regions influences initiatives of local authorities that contributes to the development of the glocalisation process. In the work objectivation is given to the glocalisation process– to the mechanism of counteraction to a globalization paradigm. The author focuses attention on the defining value of glocalisation, which is «response» to cultural expansion and aspiration to level cultural identity of the Russian society. The process of glocalisation demonstrates the increase of the role of the province in the sociocultural sphere, aspiration to awareness of collective identity. This process of cultural experience transformation is in many respects connected with updating of the Orthodox discourse developing in the system of modern popular culture. The state and the Church in modern Russia are in interaction at the regional level, using channels and mechanisms of popular culture. In the article here are systematized typical for provincial practices actions and events in various fields of activity, the experience of cooperation of the Russian Orthodox Church and authorities is generalized in the context of regionalization of sociocultural intensions. The actions are analyzed, which are organized by the Church by means of the channels typical of existing of popular culture and which are carried out with help of authorities. In the article the importance of state and church interaction to strengthen civilization beginnings is accented and here is emphasized that the province becomes the center of sociocultural intensions, influencing the business strategy of the federal center of the authorities and patriarchy. In the work the tendencies are analyzed in detail demonstrating development of the Orthodox discourse, strengthening of positions of the Russian Orthodox Church

Текст научной работы на тему «Региональные практики государственно-церковного взаимодействия в цивилизационном контексте»

DOI 10.24411/1813-145X-2018-10124 УДК 008.009

А. В. Еремин

https://orcid.org/0000-0002-4139-8962

Региональные практики государственно-церковного взаимодействия в цивилизационном контексте

Статья подготовлена при поддержке Российского научного фонда (проект № 14—18-01833-II «Текст и контекст массовой культуры: российский дискурс»)

В статье исследуются региональные практики государственно-церковных взаимоотношений в контексте развития цивилизационного дискурса, повлиявшего в XXI в. на социально-нравственные и философские детерминанты массовой культуры. Развитие цивилизационного дискурса массовой культуры в современной России становится трендом социокультурных процессов, затрагивающих сферу государственно-церковных взаимоотношений. Деятельность Русской православной церкви в регионах оказывает влияние на инициативы власти на местах, что способствует развитию процесса глокализации. В работе дается обоснование процессу глокализации — механизму противодействия глобализационной парадигме. Автор акцентирует внимание на определяющем значении глокализации, которая является «ответом» на культурную экспансию и стремление нивелировать культурную самобытность российского общества. Процесс глокализации свидетельствует о возрастании роли провинции в социокультурной сфере, стремлении к осознанию коллективной идентичности. Данный процесс трансформации культурного опыта во многом связан с актуализацией православного дискурса, развивающегося в системе современной массовой культуры. Государство и Церковь в современной России вступают во взаимодействие на региональном уровне, используя каналы и механизмы массовой культуры. В статье систематизируются характерные для провинциальных практик акции и мероприятия в различных сферах деятельности, обобщается опыт сотрудничества Русской православной церкви и власти в контексте регионализации социокультурных интенций. Анализируются мероприятия, организованные Церковью через каналы, характерные для бытования массовой культуры, и осуществляемые при поддержке власти. В статье акцентируется важность государственно-церковного взаимодействия для укрепления цивилизационных начал и подчеркивается, что провинция становится центром социокультурных интенций, влияя на стратегию деятельности федерального центра власти и патриархии. В работе подробно анализируются тенденции, свидетельствующие о развитии православного дискурса, укреплении позиций Русской православной церкви.

Ключевые слова: государство, церковь, взаимодействие, региональные практики, цивилизационный контекст, идентичность, массовая культура, глокализация.

A. V. Eremin

Regional Practices of State and Church Interaction in Civilization Context

In the article regional practices of state and church relationship in the context of the civilization discourse development are investigated, which affected social and moral and philosophical determinants of popular culture in the 21st century. Development of the civilization discourse of popular culture in modern Russia becomes a trend of the sociocultural processes affecting the sphere of state and church relationship. Activity of the Russian Orthodox Church in regions influences initiatives of local authorities that contributes to the development of the glocalisation process. In the work objectivation is given to the glocalisation process— to the mechanism of counteraction to a globalization paradigm. The author focuses attention on the defining value of glocalisation, which is «response» to cultural expansion and aspiration to level cultural identity of the Russian society. The process of glocalisation demonstrates the increase of the role of the province in the sociocultural sphere, aspiration to awareness of collective identity. This process of cultural experience transformation is in many respects connected with updating of the Orthodox discourse developing in the system of modern popular culture. The state and the Church in modern Russia are in interaction at the regional level, using channels and mechanisms of popular culture. In the article here are systematized typical for provincial practices actions and events in various fields of activity, the experience of cooperation of the Russian Orthodox Church and authorities is generalized in the context of regionalization of sociocultural intensions. The actions are analyzed, which are organized by the Church by means of the channels typical of existing of popular culture and which are carried out with help of authorities. In the article the importance of state and church interaction to strengthen civilization beginnings is accented and here is emphasized that the province becomes the center of sociocultural intensions, influencing the business strategy of the federal center of the authorities and patriarchy. In the work the tendencies are analyzed in detail demonstrating development of the Orthodox discourse, strengthening of positions of the Russian Orthodox Church

Keywords: state, church, interaction, regional practices, civilization context, identity, popular culture, glocalisation.

Начало XXI века - время актуализации цивили-зационной специфики российского общества. Внимание ученых, политиков, общественных деятелей к знакам, символам прошлого становится трендом современной массовой культуры. Средства массовой информации активно тиражируют данный message.

Такие понятия, как «Русская цивилизация», «Русский мир», «Великая Россия», «Российская идентичность», становятся знаковыми символами, определяющими политическую, социально-культурную и научную повестку. Стремление осознать и укрепить культурные скрепы общества усиливается

© Еремин А. В., 2018

внешнеполитическими событиями, нарастанием противоречий на международной арене. Данные тенденции объясняются и естественным стремлением к усилению коллективной идентичности в процессе противостояния глобализационной парадигме, порождая, как отмечал, С. Хантингтон «столкновение цивилизаций» [27]. С точки зрения трансформации культурного опыта важной для изучения представляется сфера государственно-церковных отношений, которая ярко демонстрирует значение православного фактора в усилении цивилизационного дискурса современной массовой культуры, что, в свою очередь, способствует развитию процесса гло-кализации, проявляющегося на региональном уровне.

Термин «глокализация» ввел в научный оборот в начале 90-х гг. XX в. английский социолог Роланд Робертсон [24]. Данный термин соединяет в себе два понятия - «глобализация» и «локализация» - и означает взаимное сосуществование двух процессов: интенции к мировой интеграции и национальной, этнической, культурной самобытности. Стремление к локализации является следствием утраты коллективной идентичности, своеобразным механизмом самосохранения, который актуализируется в силу существования единых для социокультурной общности моделей поведения, восприятия, традиций, ритуалов, дискурсов и т. д.

Появление теории глокализации связано с глоба-лизационными процессами в мире. Глобализация в историко-культурном контексте может пониматься как глобалитет [13], распространяющийся с целью установления унифицированного культурного пространства. Его основой являются американизированные и вестернизированные культурные интенции, которые претендуют на роль главных императивов мировой цивилизации.

Нужно отметить, что расширение и экспансия глобалитетов - явления довольно распространенные для мировой истории. Данные процессы происходили, прежде всего, в период формирования империй, завоевательных походов и насильственного распространения культуры, религии, власти. Однако история знает и мирное распространение культурных глобалитетов, например, христианства, которое стало государственной религией Римской империи в силу невозможности противостояния новому религиозному учению.

Глобализационная парадигма как самый масштабный в истории глобалитет является данностью современного мира. Культурная изоляция в современном глобальном и информационном мире невозможна в силу создания единого коммуникационного пространства мирового масштаба. Однако принятие правил глобализации не приводит к замеще-

нию традиционных основ культуры и самосознания. Наоборот, усиливаются процессы регионализации в силу актуализации интеграционных начал коллективной идентичности. Повышение внимания к культуре происходит через обращение к жизненным практикам того или иного региона.

Таким образом, процесс глокализации - это своеобразный ответ на вызовы «инаковых» глобали-тетов, столкновение с которыми становится постоянно действующим фактором историко-культурного процесса. Особенно это актуально для стран с различной региональной спецификой. Такой страной является и Россия, возникшая после объединения различных земель, имевших, несмотря на общую веру, свои социокультурные особенности. В этом плане уникальность России в ее разнообразии, осознание которого усиливает представления о необходимости единства как условия самосохранения. Поэтому столица государства, империи, прежде всего, воспринималась как политико-идеологический центр. Центром же цивилизации мы можем назвать провинцию.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. можно наблюдать перемещение социокультурных интегративных интенций в регионы. Подчеркнем, что провинция становится центром социокультурных интенций. Именно в регионах мы можем фиксировать усиление циви-лизационного дискурса, проявляющегося в деятельности представителей Церкви и государства, в совместных проектах двух институтов, усиливающих архетипические детерминанты русской культуры.

Мы полагаем, что взаимодействие Церкви и государства в постсоветской России развивалось в рамках парадигмы «русской симфонии», суть которой составляют представления о независимом положении двух институтов и вместе с тем их тесное сотрудничество [8, 9]. Подчеркнем, что парадигма «русской симфонии» - цивилизационная детерминанта русской культуры - формировалась в течение длительного исторического периода. Ее воплощение - результат трансформации византийских представлений том, что государство и Церковь представляют два разных по природе института, поэтому не могут быть одним целым. Данные соображения впервые были высказаны императором Юстинианом в его новеллах в VI в. н. э. Однако они никогда так и не были реализованы в Византии. Их воплощение стало возможным в Руси/России в силу региональной специфики, слабой традиции единодержавной власти, влияния византийского духовенства, не подчинявшегося княжеской власти. Парадигма «русской симфонии» включает и представления о том, что Церковь является не только независимым институтом, но и духовной властью, которая легитимизовала деятельность власти светской, что дава-

ло ей право влиять на многие процессы жизни общества. Отметим, что парадигма «русской симфонии» стала архетипической составляющей русской культуры, которую не смогла вытеснить парадигма цезаропапизма, предполагавшая полное соединение Церкви и государства и утвердившаяся с приходом к власти Петра I [10].

Примечательно, что парадигма «русской симфонии» актуализировалась в постсоветской России в новых формах светского государства, которое объявляет отделение Церкви от государства в качестве одного из важнейших конституционных принципов. Но на практике постсоветский период демонстрирует нам процесс формирования кооперационной модели государственно-церковных отношении, которая предполагает приоритетное сотрудничество с РПЦ, позиционирующей себя интегральной компонентой коллективной идентичности россиян в постсоветской период. В современной России Русская Православная Церковь определяет идеальной моделью государственно-церковных отношений модель «византийской симфонии». Однако нужно заметить, что РПЦ видит свою роль в обществе гораздо шире, чем независимое сосуществование с государством. На протяжении постсоветского периода Церковь позиционировала себя как институция, обладающая властью духовной, являющейся своеобразным цензором общественного состояния с точки зрения духовно-нравственных основ. Вместе с тем оценивала и государство на предмет соответствия христианским ценностям.

Можно констатировать тот факт, что в постсоветской России в регионах в рамках кооперационной системы государственно-церковных отношений происходит актуализация цивилизационной специфики - парадигмы «русской симфонии». Более того, регионализация социокультурных интенций, право-славизация социальной солидарности - социокультурные компоненты, которые являются цивилизаци-онными детерминантами, проявившимися на рубеже ХХ-ХХ1 вв. как показатель глокализационых процессов в эпоху глобализации [11].

Показательным в этом плане является тот факт, что именно в регионах в постсоветской России появляются при поддержке власти православные духовные центры, которые становятся и центрами культурными, центрами исторической памяти, духовно-нравственного просвещения и образования. Подобные центры действуют во многих регионах России (Белгороде, Ростове-на Дону, Махачкале, Владивостоке, Калуге и др.). Среди многочисленных центров, созданных в регионах, самым масштабным, на наш взгляд, является центр духовно-нравственного воспитания в г. Ноябрьске, созданный в 2015 г. усилиями Салехардской Епархии, пра-

вительства ЯНАО, администрации г. Ноябрьска и ООО «Газпром добыча Ноябрьск». Центр представляет собой огромную территорию (10 000 м2), расположенную на берегу озера, где разместились культурно-спортивный комплекс, концертный зал, парки, ледовая арена, гостевые дома, конюшня и др. Важно отметить, что на территории центра действуют православная гимназия, многочисленные спортивные и образовательные кружки, построен храм [28, 29].

Важно отметить, что в создании подобных центров принимают участие государственные корпорации. Большую поддержку оказывает ОАО «Газпром». В связи с этим стоит упомянуть и подмосковное Переделкино, которое в качестве своей обители выбрал патриарх. Здесь при помощи (материальные вложения) ОАО «Газпром» создается Центр православного наследия, строятся новые храмы для прихожан со всей России и зарубежья [16]. Подобные инициативы заметны и со стороны власти, что выражается во внимании Президента РФ к провинциальным православным центрам, в участии в праздничных богослужениях в провинциальных храмах России [20, 21, 22].

Поддержка региональных инициатив происходила и на уровне центрального церковного управления и федерального центра. Так, в 2008 г. было организовано заседание Общественного совета по поддержке социальной деятельности РПЦ в Тверской области [25]. В 2009 г. в Туле провели свое заседание президиум Госсовета России и Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, в которых активное участие принимал Святейший Патриарх [4]. В том же году было подписано соглашение о сотрудничестве между правящими архиереями епархий на территории УФО и полномочным представителем Президента РФ в Уральском федеральном округе [18]. В 2013 г. было подписано Соглашение об основных направлениях взаимодействия субъектов РФ и епархий Русской православной церкви, находящихся в пределах Сибирского федерального округа [19].

Предстоятели РПЦ поддерживали процесс регионализации социокультурных интенций, связывая с ним возрождение цивилизационных основ общества. Этим продиктована реформа увеличения количества епархий. В своем интервью Петру Толстому к пятилетию со дня интронизации предстоятель Церкви отметил, что необходимо увеличение количества епархий, чтобы архиереи могли чаще посещать приходы, что и произошло после проведения реформы. Возглавлять епархии, по мнению патриарха, должны опытные местные священники, а не столичные молодые люди. Отвечая на вопрос, хватит ли достойных кандидатов, предстоятель РПЦ с удовлетворением заметил, что грамотных, с хоро-

шим образованием людей, имеющих богатый практический опыт, более чем достаточно [12].

Патриарх Московский и Всея Руси заявил о значимости регионального развития социокультурной деятельности Церкви. В 2011 г. он отметил, что первейшей задачей архипастырей является активизация участия Церкви в общественной жизни «на местах» [26]. В 2012 г. в Свято-Даниловом монастыре на Архиерейском совещании патриарх отметил, что образование новых епархий является важным процессом для организации жизни Церкви на местах. Их появление приведет к изменению социокультурной деятельности Церкви, к развитию взаимодействия с обществом и государственными институтами [7].

Поиск интегральных компонентов в культурном поле и в повседневных практиках приводит к усилению горизонтальных механизмов социального взаимодействия. Внимание людей обращается к процессам бытия вокруг них: провинция становится центром духовной жизни. Поскольку религиозные императивы являются доминантной интеграционной силой, роль Церкви в регионах резко возрастает. Участвуя в социокультурной жизни отдельного региона, Церковь способствует усилению коллективной идентичности через обращение к цивилизаци-онным основам.

Анализ региональной ситуации демонстрирует процесс формирования системы сотрудничества государства и Церкви в рамках многочисленных договоров и соглашений региональной власти и церковного руководства на местах. Соглашения затрагивали многочисленные сферы жизни общества. Информация о них активно тиражировалась в СМИ, создавая необходимый информационный фон. Анализ данного вопроса показывает, что подобные договоры заключались всеми Епархиальными руководствами РПЦ. Ярославская область, жителем которой является автор данной статьи, не стала исключением. В постсоветский период в области формируется система договоров и соглашений между РПЦ и администрацией по взаимодействию в различных сферах жизни.

22 мая 1995 г. было подписано соглашение о сотрудничестве Ярославской епархии и администрации области, результатом которого стал рост количества воскресных школ, православных гимназий, организация работы детских летних православных лагерей, создание отделов православной литературы в ряде библиотек области. При поддержке администрации выпускалась газета «Ярославские епархиальные ведомости»; по программе, разработанной епархией и согласованной с департаментом образования, на базе института повышения квалификации работников просвещения было проведено обучение учителей.

Развитию государственно-церковных отношений в контексте парадигмы «русской симфонии» способствовало и постановление губернатора области от 24 декабря 1998 г. «О подготовке и проведении 2000-летия христианства». Согласно постановлению, были подготовлены мероприятия, включающие проведение православных и церковно-государственных праздников, научных конференций, концертов, музыкальных фестивалей, организацию циклов передач на областном радио и телевидении, издание книг и брошюр, публикаций в периодической печати. В области при поддержке администрации регулярно устраивались научно-практические конференции, «круглые столы» и семинары.

В 2008 г. архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом, и губернатором Ярославской области С. А. Вахруковым было подписано соглашение о сотрудничестве в рамках проведения научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание детей в Ярославской области: опыт и перспективы». Владыка Кирилл подчеркнул, что данное соглашение являлось продолжением сотрудничества Церкви и власти, отметил важное значение помощи администрации в поддержке православных гимназий, в восстановлении и строительстве храмов. С. А. Вахруков подчеркнул, что поддержка Церкви в ее деятельности по возрождению духовных ценностей - главная задача исполнительной власти [30].

В постсоветский период для Ярославского региона особое значение имел 2010 год - время празднования 1000-летия Ярославля - своеобразный рубеж в культурном развитии региона. Всеобщее внимание к Ярославской земле, актуализация значимости исторических достижений губернии для России привлекли внимание к провинциальному центру ученых, общественности, представителей политики, способствовали ревитализации провинциального опыта в контексте укрепления цивилизационных начал. 2010 год ознаменовался приездом Святейшего Патриарха Кирилла на Ярославскую землю. Посетив важные духовные центры, среди которых Ка-лязин, Мышкин, Углич, Рыбинск, Тутаев, Толгский монастырь, предстоятель Церкви приехал в Ярославль. Освятив построенный Успенский собор и совершив там первую литургию, Патриарх Московский и всея Руси обратился к народу с призывом хранить веру и традиционные ценности и поздравил всех с юбилеем первого православного города на Руси [23].

28 июля 2013 г. в Успенском кафедральном соборе было подписано соглашение о сотрудничестве между Ярославской митрополией и правительством Ярославской области. Сотрудничество предполагало

взаимодействие в проведении совместных проектов в области культуры, образования, науки, здравоохранения, социальной работы, патриотического и духовно-нравственного воспитания, благотворительности и милосердия, сохранения объектов исторического и культурного наследия. Данное соглашение открывало возможности для заключения дополнительных соглашений с государственными учреждениями и органами власти.

Показателем развития государственно-церковных отношений в русле парадигмы «русской симфонии» стала встреча губернатора Ярославской области С. Н. Ястребова со Святейшим Патриархом Кириллом в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве (6 августа 2013 г.). На встрече присутствовал и митрополит Пантелеимон. Глава областной администрации рассказал о празднествах 1150-летия Российского государства, 1025-летия Крещения Руси и сообщил о подготовке к 700-летию юбилея Введенского Толгского монастыря (патриарх Кирилл выразил готовность участвовать в праздничных мероприятиях в августе 2014 г.). С. Н. Ястребов отметил, что администрация делает все, чтобы в области возрождались православные святыни и как можно больше людей обращалось к Русской православной церкви. Он выразил удовлетворение результатами тесного сотрудничества с владыкой Пантелеимоном в деле восстановления православных святынь. В ходе встречи было сказано о намерениях правительства области, «Корпорации ВИТ» (президент В. И. Тырышкин) и Ярославской епархии в восстановлении колокольни Свято-Успенского собора Ярославля. Отметим, что на личные средства В. И. Тырышкина были построены кафедральные соборы: Успенский собор г-. Ярославля, Спасо-преображенский собор в г-. Рыбинске.

Взаимодействие государства и Церкви в области культуры усилило соглашение о сотрудничестве между Ярославской митрополией и департаментом культуры Ярославской области от 15 мая 2014 г. (год культуры России). Определились следующие направления соглашения: сохранение объектов культурного наследия, взаимодействие Церкви с государственными музеями и библиотеками, содействие развитию хорового исполнительства и др. Департамент и митрополия сосредоточились на обсуждении вопросов по организации мероприятий празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, по подготовке мероприятий празднования 700-летия Толгского монастыря, которые были организованы с большим размахом.

В рамках подписанных соглашений проводились многочисленные акции и мероприятия в различных сферах жизни общества. Укрепление цивилизаци-

онного дискурса происходило на многочисленных площадках, в том числе в рамках различных «круглых столов», конференций, форумов.

Площадкой для обсуждения вопросов взаимодействия Церкви и власти в социокультурной сфере стали региональные Рождественские чтения (28 ноября - 2 декабря 2013 г.), где были организованы секции «Взаимодействие Церкви и государственной системы образования в формировании воспитательно-образовательной среды», «Церковь и государство. Забота о здоровье человека и социальное служение в современном обществе», «Церковь, государство, общество».

Показателем развития государственно-церковных отношений, способствующих правосла-визации социальной солидарности, стали результаты работы секции «Церковь, государство, общество», которая была организована в малом здании мэрии г. Ярославля. Обращает на себя внимание состав участников: представители власти, науки, образования, общественной палаты области (В. В. Рогоцкий, член Комитета Совета Федерации от Ярославской области, А. В. Нечаев, исполняющий обязанности мэра города Ярославля; В. В. Волончунас, заместитель председателя Ярославской областной Думы; С. А. Бабуркин, уполномоченный по правам человека в Ярославской области; А. Н. Тимченко, советник губернатора Ярославской области по национальным вопросам и др.). Результатом работы стала констатация кризиса идентичности в связи с отказом от традиционных ценностей, признание особой роли Церкви в формировании гражданской идентичности, в укреплении консолидации и социальной солидарности. Участники секции признали необходимость внесения в учебники по истории России информации об особой роли РПЦ в историко-культурном процессе, высказали намерение поддержать совместное государственно-церковное празднование дня Крещения Руси. Важным решением стала поддержка инициативы межфракционной депутатской группы о внесении в преамбулу Конституции РФ утверждения об особой роли православия в культурной и национальной самобытности России. Данные решения являются показательными в контексте укрепления цивилизаци-онных основ общества и развития парадигмы «русской симфонии». Дискуссионное предложение о Конституционных поправках, вызвавшее активное обсуждение, поддерживалось в Ярославском регионе на высшем уровне.

Необходимо отметить, что взаимодействие Церкви и власти в регионе формируют нормативную базу для активной деятельности РПЦ, которая с помощью каналов массовой культуры развивает цивили-зационный дискурс. На протяжении постсоветского

периода можно фиксировать расширение практики организации массовых акций, проводимых Церковью в Ярославском регионе [1, 2, 3, 17, 5, 6, 14].

Вывод

Анализ ситуации в Ярославском регионе позволяет констатировать развитие цивилизационного дискурса социокультурных интенций в региональном контексте. Мы полагаем, что развитие государственно-церковных отношений и институциональное возрождение Церкви в постсоветский период, усиление ее социокультурной активности, процесс привлечения мирян к церковным проектам являются следствием актуализации цивилизационных детерминант и усиления императивов коллективной идентичности. Необходимо отметить, что глобали-зационная парадигма актуализировала глокализаци-онные процессы, результатом которых стала регионализация социокультурных интенций, реализованных Церковью в повседневных практиках, поддерживаемых региональной и федеральной властью. Подчеркнем, что активизация государственно-церковного взаимодействия в регионах с целью увеличение сфер и направлений сотрудничества, количества акций, мероприятий становится важной составляющей массовой культуры.

Библиографический список

1. Акция «Неделя чистоты» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: М1р://уагерагЫа.ги/акция-неделя-чистоты/ (дата обращения: 23.05.2014).

2. Благотворительная акция «Добрый Ангел» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЬИр://уагерагЫа.ги/благотворительная-акция-добрый-анг/ (дата обращения: 23.05.2014).

3. Благотворительная акция «Дари радость» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: М1р://уагерагЫа.га/завершилась благотворительная-акция/ (дата обращения: 23.05.2014).

4. В Туле с участием Святейшего Патриарха Кирилла проходит совместное заседание президиума Госсовета России и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/ 580368.html (дата обращения: 04.05.2014).

5. В Ярославской епархии прошла миссионерская акция [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://yareparhia.ru/в-ярославской-епархии-прошла-миссион/ (дата обращения: 23.05.2014).

6. В Ярославской епархии пройдет благотворительная акция «Друзья милосердия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://уагерагЫа.ги/в-ярославской-епархии-пройдет-благот/ (дата обращения: 23.05.2014).

7. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании архиереев митрополий Русской православной церкви [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://otechestvo.org.ua/main/ 20122Z0107.htm (дата обращения: 05.05.2014).

8. Еремин, А. В. Взаимодействие Русской Православной Церкви и государства в новом историческом контексте: трансформация цивилизационных основ интегративных

процессов в контексте глобализации [Текст] / А. В. Еремин // Вестник русской христианской гуманитарной академии. - 2014. - Т. 15. - Вып. 2. - С. 242-253.

9. Еремин, А. В. Становление государственно-церковных отношений в России: историко-кульутрный анализ [Текст] / А. В. Еремин // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2014. -№ 6. - С. 36-41.

10.Еремин, А. В. Цезаропапизм в истории и культуре русской цивилизации [Текст] / А. В. Еремин // Вопросы культурологии. - № 7. - 2014. - С. 42-52.

11.Еремин, А. В. Тысячелетие христианизации Руси и историко-культурная эволюция государственно-церковных отношений на цивилизационном горизонте российского общества [Текст] / А. В. Еремин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2014. - № 164. - С. 14-25.

12.Жизнь в служении. К 5-летию интронизации Патриарха Кирилла. Фильм-интервью Петра Толстого [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravmir.ru/zhizn-v-sluzhenii-k-5-letiyu-intronizacii-patriarxa-kirilla/ (дата обращения: 05.05.2014).

13.Кондаков, И. В., Соколов, К. Б., Хренов, Н. А. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты [Текст] / И. В. Кондаков, К. Б. Соколов, Н. А. Хренов. - М. : Прогресс-традиция, 2011. - 1014 с.

14.Молодежная акция в день Крещения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://уагератЫа.га/молодежная-акция-в-день-крещения/ (дата обращения: 23.05.2014).

15.Основы социальной концепции Русской православной церкви [Текст]. - М. : Изд-во Московской Патриархии, 2000. - 86 с.

16.Подворье Патриарха Московского и Всея Руси [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://spas-pr.ru/ (дата обращения: 04.05.2017).

17.Пасхальная просветительская акция [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://yareparhia.ru/ пасхальная-просветительская-акция/ (дата обращения: 23.05.2014).

18.Подписано соглашение о сотрудничестве между полпредом Президента РФ в Уральском федеральном округе и правящими архиереями епархий на территории УФО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/ 602316.html (дата обращения: 04.05.2014).

19.Подписано Соглашение об основных направлениях взаимодействия субъектов РФ и епархий Русской Православной Церкви, находящихся в пределах Сибирского федерального округа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru /db/text/3182506.html (дата обращения: 04.05.2014).

20.Путин принял участие в рождественской службе в сельском храме в Воронежской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tass.ru/obschestvo/1686204 http://tass.ru/obschestvo/1686204 (дата обращения: 24.06.2017).

21.Путин принял участие в рождественской службе в Великом Новгороде [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russian.rt.com/russia/ article/348155-rozhdestvo-sluzhba-putin (дата обращения: 24.07.2017).

22.Путин присутствует на службе в храме, где крестили его родителей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/religion/20160107/ 1355629174.html. (дата обращения: 24.08.2017).

23.Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Свято-Успенском кафедральном соборе Ярославля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/ db/text/1273931 .html (дата обращения: 05.05.2014).

24.Robertson, Roland. Globalization: Social Theory and Global Culture (Theory, Culture & Society Series) / Roland Robertson // SAGE Publications, 1992. Printed in GreatiSritain by The Cromwell Press Ltd, Broughton Gifford, Melksham, Wiltshire.

25.Состоялось заседание Общественного совета по поддержке социальной деятельности Русской Православной Церкви в Тверской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/ db/text/517928.html (дата обращения: 04.05.2014).

26. «Страна не должна распадаться на бедные и богатые части», убежден Патриарх Кирилл [Электронный ресурс]. -

Режим доступа: http://otechestvo. org .ua/_main/

201112/2306.htm (дата обращения: 05.05.2014).

27.Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций [Текст] / С. Хантингтон. - М. : ООО «Издательство АСТ», 2003. -603 с.

28.Центр Духовно-нравственного воспитания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://yamalrpc.ru/news/mid/70 (дата обращения: 04.05.2017).

29.Центр духовно-нравственного воспитания детей и молодежи открылся в Ноябрьске [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://sdelanounas.ru /blogs/52950 // (дата обращения: 04.05.2017).

30.Ярославская епархия и правительство Ярославской области подписали соглашение о сотрудничестве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/386661.html (дата обращения: 06.05.2014).

Reference List

1. Akcija «Nedelja chistoty» = Action «Week of Purity» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://yareparhia.ru/akcija-nedelja-chistoty/ (data obrashhenija: 23.05.2014).

2. Blagotvoritel'naja akcija «Dobryj Angel» = Charity event «Kind Angel» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://yareparhia.ru/blagotvoritel'naja-akcija-dobryj-ang/ (data obrashhenija: 23.05.2014).

3. Blagotvoritel'naja akcija «Dari radost'» = Charity event «Give Joy» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://yareparhia.ru/zavershilas' blagotvoritel'naja-akcija/ (data obrashhenija: 23.05.2014).

4. V Tule s uchastiem Svjatejshego Patriarha Kirilla pro-hodit sovmestnoe zasedanie prezidiuma Gossoveta Rossii i So-veta po vzaimodejstviju s religioznymi ob#edinenijami = In Tula with participation of the Most Saint Patriarch Kirill the joint meeting of presidium of the State Council of the Russian Federation and Council for interaction with religious associations takes place [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.patriarchia.ru/db/text/ 580368.html (data obrashhenija: 04.05.2014).

5. V Jaroslavskoj eparhii proshla missionerskaja akcija = In the Yaroslavl diocese the missionary action has taken place [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://yareparhia.ru/v-jaroslavskoj-eparhii-proshla-mission/ (data obrashhenija: 23.05.2014).

6. V Jaroslavskoj eparhii projdet blagotvoritel'naja akcija «Druz'ja miloserdija» = In the Yaroslavl diocese the charity event «Friends of Mercy» will take place = In the Yaroslavl diocese the charity event «Friends of Mercy» will take place

[Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://yareparhia.ru/v-jaroslavskoj-eparhii-projdet-blagot/ (data obrashhenija: 23.05.2014).

7. Doklad Svjatejshego Patriarha Kirilla na Arhierejskom soveshhanii arhiereev mitropolij Russkoj pravoslavnoj cerkvi = The report of the Most Saint Patriarch Kirill at the Hierarchal meeting of bishops of the Russian Orthodox Church metropoli-tanates [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://otechestvo.org.ua/main/ 20122/0107.htm (data obrashhenija: 05.05.2014).

8. Eremin, A. V. Vzaimodejstvie Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi i gosudarstva v novom istoricheskom kontekste: trans-formacija civilizacionnyh osnov integrativnyh processov v kontekste globalizacii = Interaction of the Russian Orthodox Church and authorities in a new historical context: transformation of civilization bases of integrative processes in the context of globalization [Tekst] / A. V. Eremin // Vestnik russkoj hristianskoj gumanitarnoj akademii = Bulletin of the Russian Christian humanitarian academy. - 2014. - T. 15. - Vyp. 2. -S. 242-253.

9. Eremin, A. V. Stanovlenie gosudarstvenno-cerkovnyh otnoshenij v Rossii: istoriko-kul'utrnyj analiz = Formation of the state and church relations in Russia: a historical and cultural analysis = Caesaropapism in the history and culture of the Russian civilization [Tekst] / A. V. Eremin // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv = Bulletin of Moscow state university of culture and arts. - 2014. - № 6. -S. 36-41.

10.Eremin, A. V. Cezaropapizm v istorii i kul'ture russkoj civilizacii = Caesaropapism in the history and culture of the Russian civilization [Tekst] / A. V. Eremin // Voprosy kul'turol-ogii. - № 7. - 2014. - S. 42-52.

11.Eremin, A. V. Tysjacheletie hristianizacii Rusi i istoriko-kul'turnaja jevoljucija gosudarstvenno-cerkovnyh otnoshenij na civilizacionnom gorizonte rossijskogo obshhestva = The millennium of Christianization of Russia and historical and cultural evolution of the state and church relations on the civilization horizon of the Russian society [Tekst] / A. V. Eremin // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena = News of Herzen Russian state pedagogical university. - 2014. - № 164. - S. 14-25.

12.Zhizn' v sluzhenii. K 5-letiju intronizacii Patriarha Kirilla. Fil'm-interv'ju Petra Tolstogo = Life in service. To the 5 anniversary of the enthronement of the Patriarch Kirill. Movie-interview by Piotr Tolstoy [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim do stupa: http ://www. pravmir.ru/zhizn-v-sluzhenii-k-5-letiyu-intronizacii-patriarxa-kirilla/ (data obrashhenija: 05.05.2014).

13.Kondakov, I. V., Sokolov, K. B., Hrenov, N. A. Civili-zacionnaja identichnost' v perehodnuju jepohu: kul'turologicheskij, sociologicheskij i iskusstvovedcheskij aspekty = Civilization identity during a transitional era: cul-turological, sociological and art criticism aspects [Tekst] / I. V. Kondakov, K. B. Sokolov, N. A. Hrenov. - M. : Progress-tradicija, 2011. - 1014 c.

14.Molodezhnaja akcija v den' Kreshhenija = A youth action in the feast of the Epiphany [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://yareparhia.ru/molodezhnaja-akcija-v-den'-kreshhenija/ (data obrashhenija: 23.05.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15.Osnovy social'noj koncepcii Russkoj pravoslavnoj cerkvi = Bases of the social concept of the Russian Orthodox Church [Tekst]. - M. : Izd-vo Moskovskoj Patriarhii, 2000. -86 s.

16.Podvor'e Patriarha Moskovskogo i Vseja Rusi = Farmstead of the Patriarch of Moscow and all Russia [Jelektronnyj

resurs], - Rezhim dostupa: http://spas-pr.ru/ (data obrashhenija: 04.05.2017).

17.Pashal'naja prosvetitel'skaja akcija [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://yareparhia.ru/ pashal'naja-prosvetitel'skaja-akcija/ (data obrashhenija: 23.05.2014).

18.Podpisano soglashenie o sotrudnichestve mezhdu polpre-dom Prezidenta RF v Ural'skom federal'nom okruge i pravjash-himi arhierejami eparhij na territorii UFO = The cooperation agreement between the Plenipotentiary Representative of the President of the Russian Federation in the Ural Federal District and ruling bishops of dioceses in the territory of the Ural federal district is signed [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.patriarchia.ru/db/text/ 602316.html (data obrash-henija: 04.05.2014).

19.Podpisano Soglashenie ob osnovnyh napravlenijah vzai-modejstvija sub#ektov RF i eparhij Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi, nahodjashhihsja v predelah Sibirskogo federal'nogo okruga = The Agreement is signed on the main directions of interaction of the territorial subjects of the Russian Federation and dioceses of the Russian Orthodox Church which are in borders of the Siberian Federal District [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.patriarchia.ru/db/text/ 3182506.html (data obrashhenija: 04.05.2014).

20.Putin prinjal uchastie v rozhdestvenskoj sluzhbe v sel'skom hrame v Voronezhskoj oblasti = Putin took part in Christmas service in the rural temple in the Voronezh region [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://tass.ru/obschestvo/1686204http://tass.ru/obschestvo/16862 04 (data obrashhenija: 24.06.2017).

21.Putin prinjal uchastie v rozhdestvenskoj sluzhbe v Ve-likom Novgorode = Putin took part in Christmas service in Ve-liky Novgorod [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://russian.rt.com/russia/article /348155-rozhdestvo-sluzhba-putin (data obrashhenija: 24.07.2017).

22.Putin prisutstvuet na sluzhbe v hrame, gde krestili ego roditelej = Putin is at service at the temple where his parents were christened [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://ria.ru/religion/20160107 /1355629174.html. (data obrashhenija: 24.08.2017).

23.Slovo Svjatejshego Patriarha Kirilla v Svjato-Uspenskom kafedral'nom sobore Jaroslavlja = The word of the Most Saint

Patriarch Kirill in Sacred Assumption Cathedral of Yaroslavl [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:

http://www.patriarchia.ru/db/text/1273931.html (data obrashhenija: 05.05.2014).

24.Robertson, Roland. Globalization: Social Theory and Global Culture (Theory, Culture & Society Series) / Roland Robertson // SAGE Publications, 1992. Printed in GreatiSritain by The Cromwell Press Ltd, Broughton Gifford, Melksham, Wiltshire.

25.Sostojalos' zasedanie Obshhestvennogo soveta po pod-derzhke social'noj dejatel'nosti Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi v Tverskoj oblasti = The meeting of the Public council on support of social activity of the Russian Orthodox Church took place in the Tver region [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.patriarchia.ru/ db/text/517928.html (data obrashhenija: 04.05.2014).

26.«Strana ne dolzhna raspadat'sja na bednye i bogatye chasti», ubezhden Patriarh Kirill = «The country should not break up to poor and rich parts», the Patriarch Kirill is convinced [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://otechestvo.org.ua/main/201112/2306.htm (data obrashhenija: 05.05.2014).

27.Hantington, S. Stolknovenie civilizacij = Clash of civilizations [Tekst] / S. Hantington. - M. : OOO «Izdatel'stvo AST», 2003. - 603 s.

28.Centr Duhovno-nravstvennogo vospitanija = Center of Spiritual and moral education [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://yamalrpc.ru/news/mid/70 (data obrashhenija: 04.05.2017).

29.Centr duhovno-nravstvennogo vospitanija detej i mo-lodezhi otkrylsja v Nojabr'ske = The center of spiritual and moral education of children and youth is opened in Noyabrsk [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://sdelanounas.ru/blogs/52950 // (data obrashhenija: 04.05.2017).

30.Jaroslavskaja eparhija i pravitel'stvo Jaroslavskoj oblasti podpisali soglashenie o sotrudnichestve = The Yaroslavl diocese and the Government of the Yaroslavl region have signed the cooperation agreement [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.patriarchia.ru/db/text/386661.html (data obrashhenija: 06.05.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.