Вестник Омского университета. Серия «Право». 2015. № 1 (42). С. 83-88.
УДК 322
РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ «ОСНОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» КАК НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
THE DEVELOPMENT AND ADOPTION OF THE «BASES OF THE SOCIAL CONCEPT OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH» AS A NEW STAGE OF THE DEVELOPMENT OF THE STATE AND CONFESSIONAL RELATIONS
В. А. КУЗНЕЦОВ (V. A. KUZNETSOV)
Исследуется процесс разработки и принятия «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Основное внимание уделено принципам взаимодействия Церкви и государства, изложенным в указанном документе. Обосновывается мысль о том, что «Основы социальной концепции» способствуют конструктивному сотрудничеству Русской Православной Церкви с государством.
Ключевые слова: Русская Православная Церковь; государство; «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»; церковно-государственное взаимодействие; принцип светскости государства.
The article presents a description of the process of development and adoption of the «Bases of the social concept of the Russian Orthodox Church». The focus is on the principles of interaction between Church and state, which mentioned in this document. This article substantiates the idea the «Bases of the social concept» support constructive cooperation of the Russian Orthodox Church with the state.
Key words: the Russian Orthodox Church; the state; «Bases of the social concept of the Russian Orthodox Church»; the interaction between Church and state; the principle of the secular state.
С момента распада Советского Союза и начала формирования и развития новой политической системы Российской Федерации Русская Православная Церковь прошла определенный путь, связанный с поиском оптимальной модели взаимоотношений с государством, учитывающей и изменившуюся ситуацию, и интересы религиозной конфессии, и позицию государственных деятелей.
Перед руководством Русской Православной Церкви встала серьезная и сложная задача осмысления современной ситуации и построения отношений с новой государственной властью, с российским обществом в новых политических, экономических, социальных условиях. Появилась необходимость разработки фундаментального документа, в котором на современном языке была бы исчерпывающе изложена общецерковная позиция по наиболее актуальным вопросам жизни нашего общества.
Ряд важных принципов, которые впоследствии стали теоретической основой для взаимоотношений Русской Церкви с государством, были сформулированы задолго до принятия «Основ социальной концепции». Например, об этом говорил архиепископ Смоленский и Калининградский Кирилл (в настоящее время - Святейший Патриарх Московский и всея Руси) в своем докладе на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 7-14 октября 1989 г.: «Церковь призвана быть вне политики в том смысле, что у Неё не должно быть своих собственных политических программ, а в равной мере и претензий на политическое лидерство. Чтобы Её пророческий голос слышали все, Она должна избегать соблазна отождествлять себя с той или иной политикой. Но, с другой стороны, Церковь не может быть безразличной к политическим, экономическим, социальным, научным или культурным преобразованиям,
© Кузнецов В. А., 2015
83
В. А. Кузнецов
которые способны влиять на личную или общественную нравственность. В этом смысле Церковь должна быть заинтересована и политикой, и экономикой, и наукой, и всеми остальными областями общественной жизни. Она должна иметь возможность выносить о них свое суждение, руководствуясь не какими-либо узкими человеческими интересами, а исключительно нравственными принципами, содержащимися в Библии и в Церковном Предании» [1].
Следующим церковным документом, использовавшимся для разработки «Основ социальной концепции», стало «Обращение» Архиерейского Собора 31 марта - 5 апреля 1992 г., в котором, в частности, говорилось о том, что «участвуя в общественной жизни, Церковь имеет лишь одно устремление -проповедь Христа словом и делом, заботиться, чтобы жизнь народа была устроена в мире, любви и справедливости. Церковь не связывает себя ни с каким общественным или государственным строем, ни с какой политической силой» [2].
Большим испытанием для Русской Православной Церкви стал политический кризис осенью 1993 г. Она, следуя своим каноническим нормам и правилам, избрала пастырскую позицию (т. е. позицию неучастия в политической борьбе и отказа от поддержки тех или иных политических взглядов) по отношению и к противоборствующим политическим силам, и ко всем гражданам России. Именно эта позиция способствовала тому, что Русская Православная Церковь не слилась ни с одной из политических сил, не провозгласила ни одну из сторон конфликта своими единомышленниками или противниками. Противостояние сторонников разных политических стратегий и принципов дальнейшего развития страны, с одной стороны, повлияло на взгляды Русской Церкви в сфере сотрудничества с государством и другими участниками политического процесса, с другой стороны, выявило необходимость разработки отдельного документа, содержащего официальные концептуальные положения с оценкой проблем современного российского общества.
В Определении Архиерейского Собора 1994 г. «О взаимоотношениях Церкви с государством и светским обществом на канони-
ческой территории Московского Патриархата в настоящее время» особо подчеркивалась «правильность того, что в нынешних сложных общественных условиях Патриарх и Священный Синод твердо говорят о непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин, каких-либо конкретных общественных сил и их деятелей, в том числе находящихся у власти» [3], но при этом указывалось «весьма полезным взаимодействие церковных институций с центральными и местными органами государственной власти, при невмешательстве их во внутренние дела друг друга, в сферах духовного просвещения, благотворительности, миротворчества, науки, культуры, охраны и восстановления исторических памятников, заботы об общественной нравственности и других областях» [4].
Данный Собор констатировал «растущую потребность клира и паствы во всеобъемлющей концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом» [5] и поручил Священному Синоду создать рабочую группу для выработки проекта такого документа.
В 1996 г. рабочую группу возглавил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (в настоящее время - Святейший Патриарх Московский и всея Руси). Священный Синод на двух заседаниях 11 октября 1996 г. и 17 февраля 1997 г. утвердил состав рабочей группы, в которую вошли архиереи и клирики Русской Церкви, профессора духовных школ, сотрудники синодальных отделов. К обсуждению проекта документа привлекались социологи, политологи, историки. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, «были разосланы специальные обращения в адрес различных структур государственной власти, министерств и ведомств, ведущих политических партий и общественных движений с просьбой дать оценку этому документу. Полученные ответы были тщательно проанализированы» [6].
В итоге Юбилейный Архиерейский Собор 2000 г., заслушав доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла,
84
Разработка и принятие «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви»...
утвердил «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Преамбула вышеуказанного документа содержит ряд положений: во-первых, в нем излагаются базовые положения учения Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем; во-вторых, отражается официальная позиция Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом; в-третьих, устанавливаются ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами; в-четвертых, в его содержание включены фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы, «а также те стороны жизни государств и обществ, которые были и остаются одинаково актуальными для всей церковной Полноты в конце XX века и в ближайшем будущем» [7].
Концепция имеет 16 разделов: «Основные богословские положения», «Церковь и нация», «Церковь и государство», «Христианская этика и светское право», «Церковь и политика», «Труд и его плоды», «Собственность», «Война и мир», «Преступность, наказание, исправление», «Вопросы личной, семейной и общественной нравственности», «Здоровье личности и народа», «Проблемы биоэтики», «Церковь и проблемы экологии», «Светские наука, культура, образование», «Церковь и светские средства массовой информации», «Международные отношения.
Проблемы глобализации и секуляризма».
В разделе «Церковь и государство» рассматриваются такие вопросы, как смысл существования государства и государственной власти с позиций православного вероучения, оценка различных моделей взаимоотношений между Церковью и государством, которые складывались в ходе истории, утверждается принцип невмешательства Церкви и государства во внутренние дела друг друга, перечисляются направления государственно-конфессионального взаимодействия.
Прежде всего, в документе говорится о том, что «государство как необходимый элемент жизни в испорченном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха, благословляется Богом» [8], что «Церковь не только предписывает своим чадам повиноваться
государственной власти, независимо от убеждений и вероисповедания её носителей, но и молиться за нее, “дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте” (1 Тим. 2. 2)» [9]. С другой стороны, «христиане должны уклоняться от абсолютизации власти, от непризнания границ её чисто земной, временной и преходящей ценности, обусловленной наличием в мире греха и необходимостью его сдерживания» [10]. Церковь констатирует, что «государство, как и иные человеческие учреждения, пусть даже и направленные на благо, может иметь тенденцию к превращению в самодовлеющий институт. Многочисленные исторические примеры такого превращения показывают, что в этом случае государство теряет свое подлинное предназначение» [11].
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» получил оценку и принцип светскости государства, закрепленный в Конституции Российской Федерации и являющийся одним из наиболее обсуждаемых вопросов в сфере взаимоотношений Церкви и государства. Согласно позиции Русской Православной Церкви, вышеназванный принцип нельзя понимать как «радикальное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач, лишение их права давать оценку действиям властей» [12]. Он «предполагает лишь известное разделение сфер компетенций Церкви и власти, невмешательство их во внутренние дела друг друга» [13]. Для пояснения, что такое «известное разделение сфер компетенций Церкви и власти», необходимо процитировать ряд положений Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125 «О свободе совести и о религиозных объединениях», где в ст. 5 закреплено: «В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство: не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государствен-
85
В. А. Кузнецов
ной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях» [14]. В свою очередь, «религиозное объединение: создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно соответствующим условиям и требованиям и в порядке, предусматриваемом своими внутренними установлениями; не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь» [15].
В контексте дискуссии относительно понимания светского характера государства 1 февраля 2014 г. на встрече в Кремле с участниками Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Президент Российской Федерации В. В. Путин заявил: «Сегодня исключительно востребовано углубление совместной работы, партнёрства государства и всех традиционных конфессий. Сохраняя, безусловно, светский характер нашего государства, не допуская огосударствления церковной жизни, мы должны уйти от вульгарного, примитивного понимания светскости» [16]. Контекст выступления главы государства обозначил давно существующую проблему: ввиду отсутствия единого понимания указанного принципа существует мнение, что деятельность религиозных объединений должна носить строго определенный характер и не выходить за рамки той или иной общины, присутствие Церкви в разных сферах общества нарушает российское законодательство. Однако, согласно утверждению ряда авторов, которое совпадает и с «Основами социальной концепции», и с позицией Президента Российской Федерации, «светский характер государства не предполагает полной
изоляции религиозных объединений от общественной жизни, от социальных процессов и прежде всего в сферах культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты и пр.» [17], «светскость государства не означает его атеистичность, то есть построение системы государственно-конфессиональных отношений без учета интересов религиозных объединений, верующих граждан, а также всей совокупности факторов и тенденций в религиозной сфере» [18].
Соответственно, исходя из важности и необходимости сотрудничества Русской Православной Церкви и государства в разных сферах, в «Основах социальной концепции» выделяется 16 направлений:
«а) миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами;
б) забота о сохранении нравственности в обществе;
в) духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание;
г) дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;
д) охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры;
е) диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений;
ж) попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание;
з) труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы;
и) наука, включая гуманитарные исследования;
к) здравоохранение;
л) культура и творческая деятельность;
м) работа церковных и светских средств массовой информации;
н) деятельность по сохранению окружающей среды;
86
Разработка и принятие «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви»...
o) экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества;
п) поддержка института семьи, материнства и детства;
p) противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества» [19].
В качестве примера такого взаимодействия можно привести формирование в 2010 г. в составе Главного управления по работе с личным составом Управления по работе с верующими военнослужащими Вооружённых Сил Российской Федерации во исполнение поручения Президента Российской Федерации о введении института войсковых и флотских священнослужителей. Со стороны Русской Православной Церкви Священный Синод 28 декабря 2013 г. принял Положение о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации [20].
Иллюстрацией внимания государства к положениям, сформулированным в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», стали два федеральных закона: первый - «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» [21], второй -«О внесении изменений в ст. 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» [22]. Значение последнего нормативно-правового акта Святейший Патриарх Кирилл оценил в своем докладе на Архиерейском Соборе 2013 г., подчеркнув, что «в правовом государстве, где действует закон, православный христианин, как правило, имеет возможность перепоручить государственной власти защиту святынь от глумления и кощунства. Это проистекает из прямой обязанности государства, о которой писал ещё святой апостол Павел: “Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмсти-тель в наказание делающему злое” (Рим. 13, 4)» [23].
Актуальной и перспективной сферой сотрудничества государства и Русской Право -славной Церкви, отмеченной в концепции, является экологическая сфера. В 2012 г. были
утверждены Президентом Российской Федерации «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» [24]. Архиерейский Собор 2013 г. принял документ «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии» [25]. С одной стороны, «в трудах по защите природы Русская Православная Церковь открыта к диалогу и соработничеству с общественными, государственными и международными институтами», а с другой стороны, «Церковь также оставляет за собой право давать критическую оценку действиям государственных властей, международных организаций, общественных и научных структур, которые могут иметь негативное воздействие на природу, а через это - на здоровье и жизнь человека».
В настоящее время складывается ситуация, когда уже невозможно игнорировать важность конструктивного сотрудничества религиозных конфессий, в частности Русской Православной Церкви, с государством. Необходимость данного сотрудничества в областях, обозначенных в «Основах социальной концепции», есть безусловная ценность, которая свидетельствует о верном направлении совместной работы социальных институтов в достижении идеала солидарного, бесконфликтного и процветающего общества. Этому способствуют и продолжат способствовать «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятые в 2000 г.
1. Кирилл, архиепископ Смоленский и Калининградский. Церковь в отношении к обществу в условиях перестройки // Журнал Московской Патриархии. - 1990. - № 2. - C. 32.
2. Обращение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви // Журнал Московской Патриархии. - 1992. - № 6. - C. XIII-XIV.
3. О взаимоотношениях Церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского Патриархата в настоящее время : Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 г. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/530460.html.
4. Там же.
5. Там же.
6. Кирилл, митрополит. Церковь и общество в свете Основ социальной концепции Русской Православной Церкви (выступление председателя ОВЦС МП в Государственной думе по Основам социальной концепции РПЦ) // Церковь и время. - 2002. - № 2 (190). - С. 6.
87
В. А. Кузнецов
7. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М., 2008. - С. 41.
8. Там же. - С. 53.
9. Там же.
10. Там же.
11. Там же. - С. 53-54.
12. Там же. - С. 55.
13. Там же.
14. О свободе совести и о религиозных объединениях : Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ. - URL: http://base.garant.ru/ 171640/1/#block_100.
15. Там же.
16. Выступление Президента РФ В. В. Путина на
встрече с участниками Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. - URL:
http://www.patriarchia.ru/db/text/2767741.html.
17. Бархатова Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М., 2010. -
С. 67.
18. Придворов Н. А., Тихонова Е. В. Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России. - М., 2007. -
С. 52-53.
19. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М., 2008. - С. 64-65.
20. Положение о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации. - URL: http://www.patriarchia.ru.
21. О передаче религиозным организациям иму-
щества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности : Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 327-ФЗ. - URL: http://www.rg.ru/2010/12/03/
tserkovnoedobro-dok.html.
22. О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан : Федеральный закон Российской Федерации от 29 июня 2013 г. № 136-ФЗ г. - URL: http://www.rg.ru/2013/06/30/zashita-site-dok.html.
23. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на
Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (2 февраля 2013 г.). - URL:
http://www.patriarchia.ru.
24. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/15177.
25. Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2775125.html.
88