УДК 304.2, 7.01, 7.03
Масловская О.В. Maslovskaya O.V.
Центральная площадь г. Владивостока как пространственный феномен и место социальной коммуникации
Vladivostok central square as a spatial phenomenon and the place for the social communication
В статье рассматривается центральная площадь г. Владивостока как пространственный феномен и место социальной коммуникации: прослеживается историческая трансформация значимых форм места, анализируются особенности объёмно-планировочного и архитектурно-художественного строения, выявляются ценностно-символические значения социально-культурного пространства площади в целом и её отдельных элементов.
Ключевые слова : городская среда, центральная площадь, пространственный феномен, социально-культурное пространство, ценностно-символические аспекты
♦
Article describes Vladivostok central square as a spatial phenomenon and the place for the social communication. The historical transformation of the significant forms of place is outlined, the special features of urban planning, architectural and-artistic structure are analyzed, the meaningful and symbolic values of the socio-cultural space of square as a whole and its separate elements are revealed.
Key words : urban environment, central square, spatial phenomenon, socio-cultural place, the meaningful (symbolic) aspects
Социальная актуальность развития системы городских публичных пространств, ключевым элементом которой является центральная площадь, вызвана возрастающей общественной активностью населения, порождающей необходимость создания новых и переосмысления существующих пространственных форм. Научная актуальность проблемы объясняется необходимостью систематического осмысления процессов глобализации, информатизации, виртуализации городской среды, а также обновления архитектурно-дизайнерской теории с точки зрения её гуманизации, более внимательного отношения к проблемам человека и общества.
Цель данного исследования состоит в выявлении ценностно-символических значений центральной площади г. Владивостока и их
МАСЛОВСКАЯ Оксана Владимировна, канд. арх., профессор кафедры дизайна и искусств Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (г. Владивосток). E-mail: [email protected]
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. «Особенности дизайнерского преобразования среды городских площадей как пространственного архетипа и места социальной коммуникации», проект № 14-04-00343
исторической трансформации. Методология исследования основана на традициях аналитической феноменологии архитектуры, позволяющей прослеживать историческую трансформацию значимых форм места, выявлять особенности его объёмно-планировочного и архитектурно-художественного строения, обнаруживая при этом ценностно-символические значения рассматриваемого социально-культурного пространства в целом и его элементов.
Историческая трансформация значимых форм местности. Историю центральной городской площади нельзя полностью отождествлять с историей места, на котором она расположена, поскольку в течение почти столетия концепция главного пространства Владивостока связывалась совсем с другими территориями. Так, при создании генплана архитектором Н.К. Старожиловым в 1906 году центральная городская площадь «проектировалась в отрыве от главной улицы на незастроенном пологом участке между улицами Суйфунской и Нагорной (ныне здесь сквер Суханова)» [1, с. 45].
В 1935 — 1938 годах архитектурно-планировочной мастерской Владивостокского горсовета под руководством Е.А. Васильева был разработан «Генеральный проект планировки города Владивостока» [3]. В соответствии с ним административно-политический центр города представлял собой анфиладу парадных пространств: правительственного амфитеатра, площадей, скверов, виражных подъездов и широких лестниц, ведущих от акватории бухты до вершины Орлиной сопки, на которой планировалось установить маяк-памятник Ленину. Основное общегородское пространство - полуциркульная площадь Дворца советов с двумя башнями, стоящими по оси улиц 1-го Мая и Лазо — располагалась по этому генплану по северной стороне ул. Суханова.
Какие же объекты и символы существовали на территории главной площади Владивостока до того, как она получила своё современное значение?
Из схематичного плана поста Владивосток 1866 года [1, с. 11] можно увидеть, что на рассматриваемой территории располагался лишь ледник, несколько южнее нынешней площади размещались постройки морского ведомства, к северу — цейхгауз (военный склад амуниции и оружия). Несколько восточнее, приблизительно на месте современного здания № 38/40 по ул. Светланской, располагался флигель начальника поста — одно из важных строений того времени. Тем не менее, наиболее значимое сооружение — церковь как «символ присутствия Царства Небесного и дворца Царя Небесного на осваиваемой земле» [7] — возвышалось значительно дальше: у подножия Церковной сопки.
В последующие годы вдоль Светланской улицы в северо-западной части современной центральной площади зарождается городской рынок — военный пост и порт Владивосток постепенно приобретает черты города, совмещающего в себе различные значения, в том числе функции торговли. Центральным местом общественной жизни города, подобно тому, как это было в средневековой Европе, Владивостокский рынок того времени не стал. Его занимали, в основном, корейцы и манзы — китайское население города, и в связи с этим он считался рассадником холеры. Тем не менее, символично то, что спустя десятилетия на этом месте всё-таки сформировался общегражданский центр и до сих пор проводятся торговые ярмарки.
Прилегающая к территории рынка болотистая равнина в 18861887 годы была засыпана, также как и часть побережья Золотого Рога, где в эти годы появляется набережная и каменная городская пристань. Расширение территории позволило передвинуть рынок ближе к аквато-
рии, а вдоль ул. Светланской разбить сквер, позднее превращённый в городской сад [1, с. 37].
В 1901 — 1903 годах в ходе работ по озеленению центральной части города, организованных городской управой, территория городского сада была расширена [1, с. 42]. Центральный городской сад, в советское время переименованный в Шахтёрский сквер [10, с. 42], был одним из ключевых общественных пространств города. Здесь назначали встречи и свидания, прогуливались и отдыхали горожане, по выходным играл оркестр.
Следует отметить, что скверы и газоны являются типичными решениями городских площадей, начиная со второй половины XVIII века. Данный приём сформировался в русле развития стиля классицизм в ландшафтном искусстве Англии, Франции, Германии, России, США и т.д. Интересно, что слово «сквер», обозначающее в русском языке общественный городской сад, происходит из английского слова «square». Английское «square», в свою очередь, является эквивалентом русской «площади» при обозначении свободных от застройки городских пространств, а также квадратуры плоской или искривлённой фигуры, но не обозначает публичное озеленённое пространство — в английском языке оно звучит как «public garden».
Городская застройка, окружающая общественный сад, долгое время состояла в основном из деревянных домов. Но с появлением и развитием новых значимых для города функций, включающих торговые, культурные, развлекательные, образовательные объекты, облик городской среды изменяется, постепенно приближаясь к современному состоянию.
Старожилом анализируемого места можно назвать здание по ул. Светланской 38/40, построенное в 1903 году по проекту архитектора Г.Р. Юнгхенделя для торгового дома «Кунст и Альберс». Здесь размещались представительские апартаменты, общежития приказчиков, клуб служащих, включающий биллиардную и библиотеку. Практически в то же время, в 1905 году по ул. Светланской, 29 возводится Дом Иогана Лангелитье. Сейчас в этом здании, реконструированном и надстроенном на 2 этажа в 2005 году (архитекторы А.И. Мельник, В.И. Смотриков-ский), находится универмаг «Центральный».
Несколько позднее, в 1909 году по адресу ул. Светланская, 23 сооружается магазин «Зелёные кирпичики», принадлежавший состоятельной китаянке Тау Цзелинь, создавшей капитал на торговле пушниной. Название «Зелёные кирпичики» здание получило благодаря тёмно-зелёным облицовочным кирпичикам, привезённым из Гамбурга. Первоначально в здании находился магазин Тау Цзелинь, где продавалась женская одежда, аксессуары и галантерея, затем - магазин элитного китайского чая Син-Шан, магазин вин Бабунидзе, корсетная мастерская Мари и салон маскарадных костюмов, гравёрная мастерская Новакова, ресторан «Москва», хлебопекарня Букреева, международный коммерческий клуб. В годы советской власти здесь открылся магазин Центрального рабочего кооператива [6].
В конце дореволюционного периода застройка рассматриваемой части города обогащается небольшим по высоте, но до сих пор очень значимым для культурной жизни Владивостока общественным зданием: в 1916-17 годах по ул. Светланской, 31 возводится Немецкий театр. В советское время он был переоборудован в кинотеатр «Уссури», в постсоветский период здание было модернизировано и реконструировано (архитектор А.С. Котляров).
Более масштабные трансформации пространство сегодняшней центральной площади претерпевает в 1936 году с постройкой шестиэтажного объёма Дома рыбной промышленности по ул. Светланская, 27.
ввв
ШМ?^
ш о ь о го о
ш
00
тз ш ь
сг X
ш я
о
Е ш ь
сг
00 ь
ш ^
го о
ш
Фото 1. Панорама центральной части Владивостока в начале XX века
00
со
Это здание в стиле советского монументального классицизма — одно из немногих, возведённых в городе в соответствии с «Генеральным проектом планировки города Владивостока», который был разработан архитектурно-планировочной мастерской Владивостокского горсовета под руководством Е.А. Васильева [3]. Оно должно было стать частью грандиозного ансамбля площади морского вокзала, но остальные части комплекса не были осуществлены. Сейчас в этом здании находится один из корпусов Дальрыбвтуза.
Анализируемый участок городской среды на месте бывшего городского сада приобрёл роль центральной площади только во второй половине XX века. В это время проводятся такие определяющие её современный облик мероприятия, как повышение уровня поверхности земли до уровня Ленинской (Светланской) улицы, монументальное оформление пространства, появление новой застройки.
Так, в 1961 г. по проекту скульптора А.И. Тенёта и архитекторов А.А. Усачева и Т.Л. Шульгиной был установлен памятник Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке. В течение полувека монумент, стоящий по оси Океанского проспекта, логически завершал направление парадного въезда в город и акцентировал открывающуюся перспективу площади и морскую панораму. В 2010-е годы в результате изменения транспортная схема автомобильного движения в центре города и введения одностороннего движения по Океанскому проспекту — от моря, а не к нему, — потерялась ключевая идея парадного въезда и восприятия монумента Борцам за власть Советов по оси спускающегося к морю проспекта.
Монументальное оформление площади несколько отличается от традиционного для советского времени решения, когда главной символической доминантой центрального общегородского пространства, как правило, был памятник В.И. Ленину: на главной площади Владивостока стержневым элементом служит многофигурная композиция, в центре которой возвышается скульптура красноармейца-трубача.
С 1964 г. общегородское пространство Владивостока приобретает название площади Борцов революции [10, с. 42]. Интересно, что общественное мнение связывает символическое значение площади Борцов революции и памятника Борцам за власть Советов не только с событиями 1917-1922 годов, но отождествляет с идеей борьбы вообще, в том числе с непопулярными в народе решениями властных структур. На площади собираются демонстранты, проводятся митинги — таким образом, названия площади и монумента подчёркивают тематику гражданской активности, традиционно присущую городской площади.
Это относит нас к одному из древних значений площади как места собраний и выборов, начиная с древнегреческой агоры. Уже само слово агора (др.-греч. àyopà), обозначающее одновременно собрание граждан и место, на котором оно совершалось, происходит от глагола со значением «собираться, созывать». Центром общественной жизни и повседневного общения людей служил древнеримский форум, за пределами города Рима на Марсовом поле также проходили народные собрания — центу-риатные и трибутные комиции.
В начале 1980-х годов с возведением крупного административного 18-этажного здания Дома Советов (архитектор Е.Г. Розанов) ансамбль площади получил новую градостроительную доминанту [5] в стиле советского модернизма.
В 1990-е годы в северо-западном углу площади был построен небольшой, но примечательный объект — торговый пассаж (арх. А.Б. Юр-ченко). Здание занимает чрезвычайно узкий участок, отчего его объём даже свисает над пространством железной дороги на несколько дециме-
тров. Пассажем как торговым комплексом в классическом смысле этого слова здание не является, так как, несмотря на то, что оно соединяет проходом две параллельные улицы, в нём нет верхнего света и галерей. Узость внутреннего коммуникационного коридора, теснота торгового ряда усиливаются тем, что продавщицы цветов выставляют свой товар прямо в проходе. По этой причине здание пассажа во Владивостоке более напоминает средневековые мосты Веккио во Флоренции и Риальто в Венеции, а также мост Палтни в городе Бат в Англии, чем на просторные торжественные пространства миланской галереи Виктора Эммануила II или московского ГУМа.
В 2012 году ансамбль центральной площади был дополнен стелой «Владивосток — город воинской славы» (авторская группа под руководством скульптора Салавата Щербакова). Звание «Город воинской славы» было присвоено Владивостоку в 2010 году — за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества. Новый памятник занимает периферийное положение, несколько теряется на фоне более масштабного монумента Борцам за власть Советов, почти камерному масштабу барельефов и невеликому пространству его стилобата явно мешает такое соседство. Положение возможно скорректировать средствами ландшафтного дизайна и озеленения: посадкой невысоких деревьев и стриженых кустарников по периметру квадратного участка вполне вероятно добиться большей торжественности и одновременно подчеркнуть уникальность этого места. Разные тематические участки площади способны создать анфиладу пространств, дополняющих и развивающих, но не поглощающих друг друга.
Проанализировав историческую трансформацию значимых форм исторической застройки, обрамляющей площадь, приходим к выводу, что архитектура исследуемого пространства характеризуется присутствием различных временных периодов и стилей: здесь соседствуют классицизм и романтический модерн, эклектика и сталинский классицизм, советский модернизм и постмодернизм. В целом архитектура окружающих площадь зданий образует скорее коллаж разностильных элементов, чем скоординированный ансамбль. Возможно, в этом состоит её очарование и даже соответствие современной архитектурной парадигме, не признающей тоталитарного порядка и приветствующей множественность и полифонию значений.
Особенности современной архитектурно-градостроительной структуры центральной площади Владивостока. В настоящее время очертание площади в плане представляет собой неправильной формы четырёхугольник приблизительно 300 м длиной и 150 м шириной. Фасады зданий, ограничивающие площадь с северной и восточной стороны имеют небольшую высоту в два-три, максимум пять-шесть этажей, фронт застройки характеризуется прерывистостью, позволяя пространству «вытекать» за его пределы. Пространство площади «держится» в основном за счёт возвышающегося на 30-метровую высоту памятника Борцам за власть Советов. Западную границу площади маркирует также 18-этажное здание краевой администрации, но с восточной стороны его массивный объём до настоящего времени не получил «отклика» и пространство площади осталось не уравновешенным.
Площадь размещена в напряжённом транспортном узле города: изначально этот район был выбран для высадки на берег основателей военного поста, позднее здесь трассировали железную дорогу, в непосредственной близости расположился морской порт. Такое драматичное соседство придаёт площади своеобразие: с юга и с севера из-под неё «выныривают» железнодорожные составы, а южный фронт площади флан-
Фото 2. Панорама центральной части Владивостока в наши дни
кируется не зданиями, а мачтами кораблей. Когда к причалу морского порта швартуется современный круизный лайнер, площадь приобретает более мелкий, камерный масштаб. Провинциальным его назвать нельзя, как нельзя назвать провинциальной Венецию, по каналу которой проходят крупные туристические суда, — здесь дело в нестыковке масштаба, а не в качестве самого города.
Следует отметить, что пространственная открытость морю, проходящая под поверхностью земли железная дорога не являются сознательно привнесёнными элементами площади, также как и достаточно небольшие размеры её участка. Эта необычность вызвана всё тем же фактором, что со времени основания Владивостока и вплоть до второй половины ХХ века это место не рассматривалось в качестве центрального.
Перспективы развития ценностно-символических значений центральной площади Владивостока. В скором времени в центре города будет построен Спасо-Преображенский кафедральный собор (арх. А.С. Котляров, В.В. Чиртик), торжественная закладка камня в основание которого состоялась в 2012 году. Образно-символическое значение площади коренным образом трансформируется: она станет центром не только общественно-политической, но и духовной жизни города. С архитектурно-художественной точки зрения ансамбль площади приобретёт более отчётливые зрительные границы, а её пространство станет более уравновешенным. Для Владивостока и его главной площади — фактически морского причала - доминирующий образ Храма как «небесного корабля», спасающего в бурных водах житейского моря» [7], весьма актуален и органичен.
Несмотря на то, что парадности площадям придают крупные правительственные и другие общественные здания, они не способствуют повышению популярности пространства у горожан и гостей города в силу своей закрытости и строгой официальности. В противоположность им такие общедоступные объекты, как торговые и развлекательные заведения, рестораны и кафе создают необходимый приток посетителей, «оживляя» при этом пространство площади.
С утилитарно-функциональной точки зрения застройка, окружающая центральную площадь г. Владивостока, включает широкий спектр значений: здесь представлены предприятия торговли и сервиса, бары и кафе, кинотеатр, административное здание, образовательное заведение, медицинский центр, в скором времени появится кафедральный собор. Таким образом, можно сделать вывод, что именно естественно сложившееся смешение стилей и функций делает площадь притягательной для всех групп населения, активно посещаемой, иначе говоря «живой» в любое время года и суток.
♦
Литература
1. Аникеев В.В. Генеральные планы Владивостока. История, проблемы, решения: / В.В. Аникеев, В.А. Обертас; Рос. акад. архитектуры и строит. наук Дальневост. регион. отд. — Владивосток: Дальнаука, 2007. 259 с.
2. Аникеев В.В. Владивосток вступил в XXI век. Градостроительные аспекты развития города: / В.В. Аникеев; Рос. акад. архитектуры и строит. наук Дальневост. регион. отд., Дальневост. федерал. ун-т, Приморгражданпроект. Владивосток: Дальнаука, 2011. 200 с.
3. Васильев Е.А. Большой Владивосток (по материалам генерального проекта планировки). Владивосток: Приморский областной отдел коммунального хозяйства, 1938.
4. Гейл Я. Жизнь среди зданий. М.: Альпина Паблишер, 2012. 200 с.
5. Ерышева Е.А., Моор В.К. Формирование архитектурного ансамбля улицы Светланской во Владивостоке // Вестник Инженерной школы Дальневосточного федерального университета. 2012. № 2 (11). С. 54-63.
6. Зелёные кирпичики — в пыль // Интернет-версия газеты «Владивосток», 07.07.2006. [Электронный ресурс]. URL: http://old.vladnews. ru/magazm.php?id=6&idnews=82589¤t_magazm=1977 (дата обращения 10.10.2014 г.).
7. МДС 31-9.2003 Православные храмы. Том 2. Православные храмы и комплексы. Пособие по проектированию и строительству к СП 31-103-99 // Помощь по ГОСТам. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gosthelp.ru/text/ MDS3192003Pravoslavnyexra.html (дата обращения 10.10.2014 г.).
8. Мялк А.В. Владивосток. Памятники Архитектуры. Владивосток: Дальпресс, 2005. 179 с.
9. Обертас В.А., Моор, В.К., Ерышева, Е.А. Памятники истории и культуры города Владивостока: материалы к своду. Владивосток: Изд. Светлана Кунгурова, 2012. 250 с.
10. Рублева О.Л. Владивосток в названиях от «А» до «Я»: топонимический лингвострановедческий словарь / О.Л. Рублева. Владивосток: Изд-во Дальневост. гос. ун-та, 2005. 212 с.
11. Рябов Н.С., Обертас В.А. К истории застройки Владивостока / Н.С.Рябов, В.А.Обертас; Дальневост. науч.-исслед. ин-т по строительству Госстроя РСФСР; Дальневост. политехн. ин-т им. В.В.Куйбышева; Владивосток: Примор. кн. изд-во 1961. 48 с.
12. Хисамутдинов А. А. Владивосток: этюды к истории старого города / А.А. Хисамутдинов. Владивосток: Изд-во Дальневост. гос. ун-та, 1992. 327 с.
Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б
1. Änikeev V.V. General'nye plany Vladivostoka. Istoriya, problemy, resheniya: / V.V. Änikeev, VA. Obertas; Ros. akad. arkhitektury i stroit. nauk Dal'nevost. region. otd. — Vladivostok: Dal'nauka, 2007. 259 s.
2. Аnikeev V.V. Vladivostok vstupil v XXI vek. Gradostroitel'nye aspekty razvitiya goroda: / V.V. Аnikeev; Ros. akad. arkhitektury i stroit. nauk Dal'nevost. region. otd., Dal'nevost. federal. un-t, Primorgrazhdanproekt. Vladivostok: Dal'nauka, 2011. 200 s.
3. Vasil'ev Е.А. Bol'shoj Vladivostok (po materialam general'nogo proekta planirovki). Vladivostok: Primorskij oblastnoj otdel kommunal'-nogo khozyajstva, 1938.
4. GejlYA. ZHizn' sredi zdanij. M.: А^^ Pablisher, 2012. 200 s.
5. Erysheva Е.А., Moor V.K. Formirovanie arkhitekturnogo ansamblya ulitsy Svetlanskoj vo Vladivostoke // Vestnik Inzhenernoj shkoly Dal'nevostochnogo federal'nogo universiteta. 2012. № 2 (11). S. 54-63.
6. Zelyonye kirpichiki — v pyl' // Internet-versiya gazety «Vladivostok», 07.07.2006. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://old.vladnews.ru/magazin. php?id=6&idnews=82589¤t_magazin=1977 (data obrashheniya 10.10.2014 g.).
7. MDS 31-9.2003 Pravoslavnye khramy. Tom 2. Pravoslavnye khramy i kompleksy. Posobie po proektirovaniyu i stroitel'stvu k SP 31-103-99 // Pomoshh' po GOSTam. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.gosthelp.ru/text/ MDS3192003Pravoslavnyexra.html (data obrashheniya 10.10.2014 g.).
8. Myalk А.У. Vladivostok. Pamyatniki Аrkhitektury. Vladivostok: Dal'press, 2005. 179 s.
9. Obertas V.A., Moor, V.K., Erysheva, Е.А. Pamyatniki istorii i kul'tury goroda Vladivostoka: materialy k svodu. Vladivostok: Izd. Svetlana Kungurova, 2012. 250 c.
10. Rubleva O.L. Vladivostok v nazvaniyakh ot «А» do «YA»: toponimicheskij lingvostranovedcheskij slovar' / O.L. Rubleva. Vladivostok: Izd-vo Dal'nevost. gos. un-ta, 2005. 212 s.
11. Ryabov N.S., Obertas V.A. K istorii zastrojki Vladivostoka / N.S.Ryabov, V.A.Obertas; Dal'nevost. nauch.-issled. in-t po stroitel'stvu Gosstroya RSFSR; Dal'nevost. politekhn. in-t im. V.V.Kujbysheva; Vladivostok: Primor. kn. izd-vo 1961. 48 s.
12. KHisamutdinov А. А. Vladivostok: ehtyudy k istorii starogo goroda / А.А. KHisamutdinov. Vladivostok: Izd-vo Dal'nevost. gos. un-ta, 1992. 327 s.