ВЕСТНИК ИНЖЕНЕРНОЙ ШКОЛЫ ДВФУ. 2012. № 2 (11)
АРХИТЕКТУРА
УДК 719: 728.03 В.А. Обертас
ОБЕРТАС ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ - профессор кафедры архитектуры и градостроительства Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). E-mail: [email protected]
УЛИЦА АЛЕУТСКАЯ КАК ЧАСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО АНСАМБЛЯ ЗАСТРОЙКИ ЦЕНТРА ВЛАДИВОСТОКА
Автор статьи рассматривает историю возникновения и развития улицы Алеутской во Владивостоке, формирование ее архитектурного ансамбля, анализирует архитектурную стилистику особняков, жилых домов, гостиниц, конторских и других общественных зданий этой улицы и доказывает их культурную ценность как части архитектурного наследия города. Ключевые слова: архитектурный ансамбль, застройка, жилые дома, гостиницы, конторские здания, архитектурный стиль, культурная ценность, памятник архитектуры.
Aleutskaya Street as part of the historic ensemble of the centre of Vladivostok. Victor A. Obertas - School of Engineering (Far Eastern Federal University, Vladivostok). The author considers the origin and the development of Aleutskaya Street in Vladivostok, the formation of its architectural ensemble, the architectural styles of its masonry structures, residential buildings, hotels, offices, and other public buildings. Being parts of the architectural heritage of the city, they have a great cultural value.
Key words: architectural ensemble, building, apartment houses, hotels, offices, architectural style, cultural value, architectural antiquity
В 1990 г. город Владивосток, несмотря на свою «градостроительную молодость», получил статус «исторического города». Совместным постановлением коллегий Министерства культуры РСФСР и Госстроя РСФСР № 12 от 19.02.1990 г. город включен в Государственный реестр исторических населенных мест РСФСР. Это стало возможным не только из-за имеющегося во Владивостоке большого числа памятников истории и культуры, отражающих все этапы его развития, ни и наличия в нем сохранившихся архитектурных ансамблей застройки отдельных его улиц, площадей, кварталов. Одним из таких ансамблей является архитектурный ансамбль улицы Алеутской, история формирования которой рассматривается в данной статье.
© Обертас В.А., 2012
Цель статьи: обосновать историко-архитектурную ценность этого ансамбля как важной части архитектурного наследия Владивостока и указать на недопустимость непродуманного размещения на улице Алеутской новой застройки, которая может привести к его разрушению.
Вопросы формирования этой улицы как одной из важных городских магистралей освещались ранее в работах В.В. Аникеева, Н.С. Рябова и автора данной статьи [1, 5, 8], задачи построения нового советского ансамбля застройки были сформулированы Е.А. Васильевым [2]. Но сложившаяся историческая застройка как единый архитектурный ансамбль рассматривается впервые.
Алеутская - одна из старейших улиц г. Владивостока. Начало ей дала дорога от поста Владивосток к ремонтным мастерским Сибирской флотилии, построенным в 1864 г. на западном берегу залива Золотой Рог у Шримсового мыса (ныне территория Судоремонтного завода Владивостокского торгового порта). Дорога прошла по восточному склону горы Тигровой, а не по берегу, так как берег залива в то время был заболоченным.
В проекте планировки Владивостока, разработанном в 1868 г. М.И. Любенским, эта дорога уже обозначена как будущая городская улица, идущая от стрелки (стыкования под острым углом) с улицей Посьетской до водораздельного перевала между Семеновским покосом (стадион «Динамо») и Куперовой падью [5]. Отсюда следует, что начальная часть современной улицы Верхнепортовой - это бывшая часть улицы Алеутской. Только в 1934 г. решением Владивостокского горисполкома южная часть Алеутской, отрезанная Вокзальной площадью от основной части, присоединена к Верхнепортовой. Соответственно изменена нумерация домов на обеих улицах.
Застройка Алеутской началась в 70-х годах XIX в. и состояла первоначально из одноэтажных деревянных домиков усадебного типа, размещавшихся разреженно на участке от современной Вокзальной площади до ул. Семеновской. В начале 1980-х годов на этой улице было лишь два относительно крупных здания: Датский телеграф (ныне на этом месте находится многоэтажный жилой дом № 19) и двухэтажная деревянная гостиница «Золотой Рог» купца И. Галецкого на углу Светланской [3].
К концу 1880-х годов, когда рассматривались вопросы строительства Уссурийской железной дороги и Владивостокского коммерческого порта, на удобное положение Алеутской как дороги, ведущей к железнодорожной станции и порту, обратили внимание владивостокские предприниматели Ю. Бринер, Г. Горбунов, И. Кузнецов, А. Купер, И. Манаев, Л. Ски-дельский и другие, ставшие арендаторами или владельцами большей части земельных участков вдоль этой улицы от Вокзальной площади до окраинной в то время улицы Пологой. На своих участках они строили преимущественно двухэтажные деревянные или смешанного типа доходные дома с торговыми или конторскими помещениями в первых этажах и жилыми - во вторых. Наиболее интересным был деревянный двухэтажный дом Ю. Бринера с выходившими на главный фасад террасами и большими верандами, искусно декорированными деревянной резьбой. Размещался он на том месте, где ныне находится здание Дальневосточного морского пароходства.
В то время земельные участки на восточной стороне улицы, от Вокзальной площади до Ланинского переулка, городской управой были закреплены за Уссурийской железной дорогой и позже застроены ее капитальными зданиями, а от Ланинского переулка до Светланской -
объектами для размещения «казенных зданий» (отделение Российско-Китайского банка, Приморское областное правление, Управление государственных имуществ).
Капитальная застройка появляется на Алеутской в 90-е годы XIX в., и связано это с приданием Владивостоку статуса крепости и началом строительства Уссурийской железной дороги. В южной части улицы возводятся здание Штаба крепости, Офицерское собрание, группа жилых офицерских флигелей - кирпичные 2-3-этажные характерной для того времени «казарменной» архитектуры (ныне - улица Верхнепортовая, № 2а, 4, 6, 10, 12б, 14) и служебные здания Управления Уссурийской железной дороги (Верхнепортовая, № 1, 3, 5, 7). К северу от Вокзальной площади возводятся служебные и жилые дома Уссурийской железной дороги (ул. Алеутская, № 4, 6, 8, 10а, 10б) и вышеупомянутые казенные постройки (ул. Алеутская, № 12, 14, 16) [7]. (рис. 1-6)
Рис. 1. Здание Управления Уссурийской железной дороги (1894, арх. А. Базилевский). Левое крыло пристроено в 1934 г., арх. А. Порецков. Фото Г.Б. Арбатской
В начале XX в. Алеутская превращается в главную деловую улицу Владивостока, что было предопределено ее положением рядом с железнодорожным узлом и коммерческим портом. Она плотно застраивается с двух сторон 3-4-этажными доходными домами, гостиницами, деловыми и административными зданиями, превращаясь в характерную для того времени «улицу-коридор». В 1908 г. улица несколько меняет свое очертание, так как проводятся работы по разведению в разные уровни железной дороги и ряда улиц, которые она рассекала. На перекрестке улиц Алеутской и Семеновской сооружается виадук, чтобы пропустить под ним железную дорогу. При этом уровень Алеутской на участке от улиц Пекинской (Адмирала Фо-
кина) до Фонтанной повышается на 2-3 м и первые этажи некоторых зданий оказываются ниже уровня улицы. Так, интересный по своей архитектуре дом № 39, в котором размещается ныне один из учебных корпусов ДВФУ, как бы теряет свой нижний этаж и воспринимается более приземистым, чем он был первоначально. В 1910 г. участок Алеутской от Вокзальной площади до улицы Семеновской был замощен брусчаткой, а в 1912 г. от Вокзальной площади до улицы Светланской по ней пустили трамвай [4].
Рис. 2. Доходный дом Д. Аморандоса постройки 1901 г. При поднятии уровня улицы в 1908 г. его
первый этаж оказался ниже ее проезжей части. Фото В.К. Моора
Многие здания, построенные вдоль Алеутской в начале XX в., имеют очень интересные архитектурные решения, отражают архитектурную стилистику своего времени и являются результатом творчества известных владивостокских архитекторов И.В. Мешкова, Г.Р. Юнгхенделя, В.К. Гольденштедта, М.Н. Чеснокова и других, чьи имена пока не установлены. Ряд таких зданий имеют статус памятников архитектуры, другие обладают исторической ценностью. Особую архитектурную и градостроительную значимость среди них имеют сохранившиеся до настоящего времени здания гостиницы «Гранд-отель» на углу Алеутской и 1-й Морской (надстроено в 1968 г. на два этажа), гостиницы «Золотой Рог» и доходного дома В. Бабинцева (архитектор И. Мешков), гостиницы «Централь» (архитектор В.К. Гольденштедт), особняк семьи Ю. Бринера (архитектор Г. Юнгхендель), ставшие акцентами в формирующемся ансамбле застройки улицы. Последней из «новостроек» предреволюционного периода стал незавершенный, к сожалению, комплекс зданий городской больницы (ныне - Приморская
краевая клиническая больница № 1), сооружавшийся в 1911-1915 гг. по пректу архитектора В. Гольденштедта между улицами Алеутской, Комаровской и Корейской. Он решался как единый архитектурный ансамбль из восьми зданий, который должен был завершить упиравшуюся в крутой отрог горы Орлиное Гнездо улицу Алеутскую.
Рис. 3. Здания доходного дома В. Бабинцева (1906, арх. И. Мешков) и гостиницы «Централь» (1907, арх. В. Гольденштедт) - акценты на перекрестке улиц Алеутской и Светланской. Фото Г.Б. Арбатской
Рис. 4. Здание Железнодорожного собрания - характерная постройка стиля модерн. Фото Г.Б. Арбатской
В советское время в застройке улицы произошли определенные изменения, связанные в первую очередь с реализацией нового генерального плана Владивостока, разработанного в 1934-1938 гг. архитектором Е. Васильевым. По его замыслу улица Алеутская должна была стать главной меридиональной магистралью центральной части города. По ней предусматривалось пустить поток автотранспорта и трамвай в сторону полуострова Шкота к мосту через бухту Золотой Рог, который проектом решался между мысами Эгершельда и Чуркина [2]. В связи с этим ширина улицы должна была увеличиться до 40 м за счет сноса старых построек по ее нечетной стороне и размещения новых зданий в 30-35 м от ее старой красной линии. Именно так и были размещены первые новостройки тех лет - многоэтажные жилые дома № 17 и 19. Здания, которые сносить не предполагалось, должны были надстраиваться, так как средняя этажность на центральных улицах предусматривалась в 6-8 этажей. Так, в 1930-х, начале 1940-х годов на Алеутской были надстроены здания № 6 (Управление железной дороги), № 31-33 (жилые дома), № 44-46 (после надстройки - Управление МВД по Приморскому краю). В соответствии с генпланом размещены новые административные здания № 23 и 38.
Рис. 5. Многоквартирный жилой дом по ул. Алеутской, 17 (1939, архитекторы А. Порецков и Н. Бигачев) - первая новостройка, возведенная по генеральному плану социалистической реконструкции Владивостока 1938 г. Фото В.К. Моора
В 1933-1934 гг. с более крутого Океанского проспекта на ул. Алеутскую были перенесены трамвайные пути маршрута «Вокзал-Первая Речка». Предполагалось, что позже пути будут продлены по ул. Верхнепортовой и Казанской до моста, по которому трамвай пройдет на п-ов Голдобина [2].
Великая Отечественная война прервала реализацию генплана 1938 г. В первые послевоенные годы многоэтажное капитальное строительство во Владивостоке практически не велось. А в 1951-1953 гг. архитектором А. Суворовым был разработан новый генеральный план города, в котором уже не предусматривалось расширение улицы Алеутской, так как в этом проекте отсутствовала сама идея моста между мысами Эгершельда и Чуркина [1]. Тем не менее и в 1960-е годы новые крупные здания на Алеутской, такие как институт «Приморграж-данпроект», Дом строительных организаций, Управление КГБ по Приморскому краю, размещались с относом от старых красных линий на 20-25 м. Это сделало панораму улицы более пространственной, а сами здания не подавляли окружающую историческую застройку своим крупным масштабом за счет их сдвижки на второй план.
Из построек тех лет несколько нарушает восприятие улицы как ансамбля только пятиэтажный жилой дом № 12а. Он не вписался между двумя двухэтажными зданиями начала XX в. Определенный ущерб ансамблю застройки Алеутской нанес в 1962 г. снос двухэтажного здания Приморского областного правления № 18, имевшего историческую ценность, и трехэтажного доходного дома А.Р. Демби, имевшего ценность художественную (как построй-
ка стиля «романтический модерн») и градостроительную (как акцент на перекрестке Алеутской и Светланской). Очень негативно был воспринят общественностью города и снос в 1987 г. знаменитого «дома Кариополи» на углу улиц Алеутской и Семеновской. Этот кирпичный двухэтажный дом с декоративным фасадом и выразительным силуэтом являлся естественным продолжением ансамбля застройки Алеутской к северу от Семеновской площади и хорошо противостоял близкому ему по архитектуре зданию № 39. Снос «дома Кариополи» городские власти произвели под предлогом необходимости расширения Семеновской площади для транспорта, а реально на этом месте сооружен совершенно чуждый улице торговый центр «Клевер-хаус».
Рис. 6. Фрагмент ансамбля застройки ул. Алеутской. Находящиеся на дальнем плане пятиэтажный жилой дом № 12а и строящееся башенное конторское здание визуально разрушают ансамбль. Фото Г.Б. Арбатской
В настоящее время в состав ансамбля застройки улицы Алеутской входят 12 зданий-памятников архитектуры и 11 зданий-памятников истории. В целом весь ансамбль имеет большую историко-культурную ценность и градостроительную значимость для всего исторического центра Владивостока. Он неразрывно связан с ансамблем застройки пересекающейся с Алеутской улицы Светланской, имеет визуальные связи с примыкающей к последней площади Борцов Революции, является частью морского фасада акватории бухты Золотой Рог и формирует вместе с Вокзальной площадью, улицей Светланской и Океанским проспектом урбанизированную пространственную среду центральной части города.
В 1990 г. правительство РСФСР включило Владивосток в список исторических городов России именно благодаря тому, что в его историческом ядре сохранились архитектурные ансамбли застройки таких улиц, как Светланская, Алеутская, Адмирала Фокина, Пушкинская,
Океанский проспект. Их историческая застройка требует бережного к себе отношения. Нельзя допускать таких архитектурных решений, которые бы разрушали эти ансамбли, так как город может превратиться в город «одной эпохи», лишиться своей исторической индивидуальности, тогда как сам статус «исторического города» требует отражения времени в его существующей городской среде. А отражение времени в архитектуре города имеет важное общекультурное значение, оказывающее большое влияние на общественную психологию [6].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникеев В.В., Обертас В.А. Генеральные планы Владивостока. История, проблемы, решения. Владивосток: Дальнаука, 2007. 259 с.
2. Васильев Е.А. Большой Владивосток. Владивосток: Изд-во Прим. ОКХ, 1938. 91 с.
3. Владивосток: штрихи к портрету / под ред. В.А. Дудко. Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1985. 304 с.
4. Марков В.М. Здравствуй, Владивосток! Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1988. 240 с.
5. Обертас В.А. Основы градостроительной структуры Владивостока. Владивосток: Рея, 2011. 114 с.
6. Памятники архитектуры в структуре городов СССР / под ред. А.В. Иконникова. М.: Стройиздат, 1978. 208 с.
7. Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге / под ред. А.И. Дмитриева-Мамонтова. СПб.: Тов-во худож. печати, 1900. 600 с.
8. Рябов Н.С., Обертас В.А. К истории застройки Владивостока. Владивосток: Примиздат, 1961. 59 с.