Научная статья на тему 'Владивостокский архитектор И. В. Мешков (конец XIX - начало xx века)'

Владивостокский архитектор И. В. Мешков (конец XIX - начало xx века) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1381
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ ИНЖЕНЕР / КРЕПОСТНОЕ ИНЖЕНЕРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АРХИТЕКТУРА ВЛАДИВОСТОКА / MILITARY ENGINEER / FORTRESS ENGINEERING MANAGEMENT / ARCHITECTURE OF VLADIVOSTOK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Базилевич Михаил Евгеньевич, Крадин Николай Петрович

Статья посвящена творческой деятельности выдающегося архитектора, инженера Владивостокского крепостного инженерного управления капитана Ивана Владимировича Мешкова, внёсшего существенный вклад в развитие региональной архитектуры в период конец XIX начало XX века. Приводятся данные творческой биографии архитектора. Рассматриваются здания и сооружения, выполненные по его проектам во Владивостоке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vladivostok Architect I.V.Meshkov (End of XIX - Early XX Centuries)

The article is devoted to the creative work of the outstanding architect, engineer of Vladivostok fortress engineering management captain Ivan V. Meshkov, who has made a significant contribution to the development of regional architecture in the period end XIX beginning of XX century. The data creative biography of the architect is presented. We consider the buildings and structures made on his projects in Vladivostok.

Текст научной работы на тему «Владивостокский архитектор И. В. Мешков (конец XIX - начало xx века)»

Владивостокский архитектор И.В.Мешков (конец XIX - начало XX века)

М.Е.Базилевич, Н.П.Крадин

Статья посвящена творческой деятельности выдающегося архитектора, инженера Владивостокского крепостного инженерного управления капитана Ивана Владимировича Мешкова, внёсшего существенный вклад в развитие региональной архитектуры в период конец XIX - начало XX века. Приводятся данные творческой биографии архитектора. Рассматриваются здания и сооружения, выполненные по его проектам во Владивостоке.

Ключевые слова: военный инженер, крепостное инженерное управление, архитектура Владивостока.

Vladivostok Architect I.V.Meshkov (End of XIX - Early XX

Centuries). By M.E.Bazilevich, N.P.Kradin

The article is devoted to the creative work of the outstanding architect, engineer of Vladivostok fortress engineering management captain Ivan V. Meshkov, who has made a significant contribution to the development of regional architecture in the period end XIX - beginning of XX century. The data creative biography of the architect is presented. We consider the buildings and structures made on his projects in Vladivostok.

Keywords: military engineer, fortress engineering management, architecture of Vladivostok.

Введение

Рубеж XIX-XX веков - время активного экономического и социального развития городов юга российского Дальнего Востока. Формирование транспортной инфраструктуры, установление прямого железнодорожного сообщения с центральной частью страны (Транссибирская магистраль) и увеличение численности населения способствовали привлечению в регион крупных российских и иностранных торговых компаний. Особенно интенсивно развивался город Владивосток. Наличие незамерзающего выхода в Тихий океан стимулировало развитие торгово-экономических связей с азиатскими странами и США, а быстрый экономический рост, в свою очередь, способствовал увеличению объёмов строительства. Именно в этот период центральная часть города начала обретать яркий архитектурный облик. Появилось большое количество каменных и кирпичных общественных, торговых зданий, административных учреждений, отелей, банков и доходных домов.

Исследованию истории архитектуры и градостроительства Владивостока в обозначенный исторический период посвящён

достаточно широкий круг научных и научно-популярных работ. В трудах В.А. Обертаса, В.К. Моора, Е.А. Ерышевой [8] рассматриваются градостроительные, исторические и стилистические аспекты развития архитектуры города, работы Ю.В. Охотниковой

Рис. 1. И.В. Мешков на фоне временной пристани «Подножие» на острове Русский. Из собрания Г.П. Турмова [1]

>

Рис. 2. И.В. Мешков вблизи антенн крепостной радиостанции. Из собрания Г.П. Турмова [1]

дают представление об истории формирования и развития православного храмового зодчества [9]. Особенности развития региональной архитектуры отмечаются в пособии А.П. Ивановой [4]. М.Ю. Козинцева [5] рассматривает развитие национальной темы в архитектуре города, однако творческая деятельность архитекторов, работавших во Владивостоке на рубеже XIX-XX веков, освещается довольно фрагментарно. Поэтому представляется необходимым рассмотреть архитектуру города с точки зрения творчества конкретных архитекторов. На рубеже веков во Владивостоке работала целая плеяда зодчих: И.В. Мешков, А.А. Гвоздиовский, В.Г. Мооро, Г.Р. Юнгхендель, П.Е. Базилевский, В.К. Гольденштедт, В.А. Плансон и др. [7]. Построенные ими здания и сооружения сформировали неповторимый облик Владивостока, а многие из возведённых объектов до сих пор являются визитной карточкой города.

Долгое время основной строительной организацией в регионе являлась Амурская инженерная дистанция, созданная в Николаевске в 1868 году для строительства военных и гражданских объектов [6]. В состав Дистанции в разные годы входили: Николаевское крепостное инженерное управление, Владивостокское крепостное инженерное управление, Владивостокская инженерная дистанция и Южно-Уссурийская инженерная дистанция. Штат организации состоял из военных инженеров - выпускников Николаевской военно-инженерной академии. Военные инженеры занимались составлением генеральных планов, разработкой проектов зданий и сооружений для Военного ведомства, вели проект-но-изыскательские инженерные работы [3]. Большая часть военных инженеров Владивостока работала на строительстве Владивостокской крепости, выполняя проекты и ведя надзор за строительством береговых батарей, тоннелей и других оборонительных сооружений. Впрочем, работали военные инженеры и на строительстве гражданских объектов. Одним

из таких инженеров-архитекторов был сотрудник Владивостокского крепостного инженерного управления капитан Иван Владимирович Мешков, работавший во Владивостоке на рубеже Х1Х-ХХ веков. К сожалению, подробности его биографии известны мало, сохранились лишь две фотографии с изображением архитектора (рис. 1, 2). На первом фото, датированном 1905 годом, И. В. Мешков запечатлен на фоне временной пристани «Подножие» на острове Русский, а на втором - вблизи антенн крепостной радиостанции [1].

Псевдорусский стиль в творчестве И.В. Мешкова

Проработав во Владивостоке около десяти лет, архитектор оставил после себя ряд выдающихся сооружений. Первым гражданским объектом, выполненным по проекту и при непосредственном участии И.В. Мешкова, является основное здание резиденции архиепископа Владивостокско-Камчатской епархии. Строительство сооружения, предназначенного для размещения покоев архиепископа Евсевия, канцелярии и домового храма, началось в 1900 году на участке площадью около 16 гектаров в районе железнодорожной станции Седанка, а спустя год здание было освящено [10]. Сооружение состоит из трёх разновеликих объёмов, выдержанных в традициях российской православной архитектуры XVII века. Исследователи [8] отмечают, что в объёмно-пространственной композиции объекта архитектор использовал характерные принципы построения жилых боярских и монастырских палат с домовыми храмами. Основной объём здания представляет собой прямоугольный в плане двухэтажный блок, к которому примыкают шестигранная в плане массивная часовня, увенчанная шатром, и одноэтажный объём церкви св. Евсевия с трёхъярусной шатровой колокольней. Сложное пластическое решение фасадов определяется ритмом одинарных и сдвоенных полуциркульных окон, украшенных кокошниками и килевидными сандриками (рис. 3).

Рис. 3. Основное здание резиденции архиепископа Владивостокско-Камчатской епархии на Седанке. Владивосток. Архитектор И.В. Мешков. 1900 год. Чертёж авторов

Несмотря на обилие декора, для композиции сооружения характерен уход от дробности, чётко прослеживается деление объекта на большие выразительные и хорошо читаемые объёмы. В целом сооружение представляет собой характерный пример псевдорусского стиля, широко распространённого в данный период в средней полосе России и на Дальнем Востоке как в архитектуре православного храмового зодчества, так и в архитектуре зданий, связанных с темой народного блага и просвещения [5].

Неподалёку от здания были построены деревянные дома для священнослужителей, а вокруг разбит парк. В 1911 году ансамбль украсила часовня Александра Невского, а спустя три года с южной стороны от архиерейского дома выросло двухэтажное здание семинарии. С этого времени в народе резиденция стала называться Архиерейским подворьем. В советский период в зданиях ансамбля размещались школа, кинотеатр и мастерские, сооружения ансамбля претерпели частичную реконструкцию и утратили свой первоначальный облик и внутреннее убранство. В 1989 году комплекс сооружений постепенно вернулся в ведение церкви, а с 1995 года в нём располагается Марфо-Мариинский монастырь [8]. В 2012-2013 годах епархия совместно с ОАО «ДНИИМФ» провела реконструкцию комплекса, вследствие которой ансамблю был возвращён его первоначальный архитектурный облик [12].

Лучшие отели Владивостока, выполненные по

проектам И.В. Мешкова, и их значение в формировании городской застройки

Ранее авторами этой статьи отмечалось, что в конце XIX века в интенсивно развивающемся Владивостоке остро ощущалась нехватка гостиничных мест. В этой связи крупные городские предприниматели И.И. Галецкий, В.Н. Романов, Л.Ш. Радомышльский, А.А. Иванов почти одновременно начали строительство масштабных гостиничных зданий, проекты которых разрабатывались по образцам лучших классических европейских отелей [2].

Наиболее привлекательным местом для строительства гостиниц в то время была центральная улица Владивостока - Светланская, берущая свое начало от Амурского залива и протянувшаяся на несколько километров вдоль берега бухты Золотой Рог. В конце XIX века в начале нечётной стороны улицы владивостокским купцом А.А. Ивановым по собственному проекту было построено первое в городе капитальное здание гостиницы, получившей название «Тихий океан» [8]. Каменное трехэтажное г-образное в плане строение отличается строгостью и лаконичностью форм, выдержанных в мотивах неоклассицизма. Отдельно следует отметить градостроительное значение постройки. Сооружение занимает угол квартала на пересечении улиц Светланской и Корейской (ныне Тигровая и Пограничная) и задаёт ритм брандмауэрной застройке нечётной стороны улицы Светланской. Угловой объём здания выделен плоскими лопатками и акцентирован шатром с четырёхгранным куполом. В 1900-х годах на

перекрёстке улиц Светланской и Корейской выросли два трёхэтажных дома. Первый дом, расположенный на участке с современным адресом улица Светланская, дом 8, принадлежал предпринимателю В.Н. Романову (рис. 4).

Кирпичный объём строгого по формам и изящного по пропорциям сооружения врезан в склон улицы Тигровой. Первый этаж решён в виде цоколя и отличается массивностью за счёт использования крупного руста. Верхние этажи, напротив, выглядят лёгкими и устремлёнными вверх. Подобный эффект создаётся широкими белыми рустованными пилястрами и вытянутыми прямоугольными оконными проёмами, украшенными наличниками с замковыми камнями. Угол здания скруглён и акцентирован балконом с ажурным кованым ограждением. Центральный вход, по замыслу архитектора, располагался в угловой части здания, но позднее был заложен. В настоящее время вход осуществляется со стороны улицы Светланской. Первоначально сооружение выполняло функции доходного дома, а с 1909 года в нём разместилась гостиница, называвшаяся сначала «Отель Романова», а затем - «Европа» [13].

Напротив дома Романова в 1906-1908 годах была построена гостиница «Версаль», долгое время считавшаяся лучшей во Владивостоке. Здание возводилось на средства предпринимателя Л.Ш. Радомышльского. В мае 1908 года гостиница приняла первых постояльцев. На первом её этаже располагались кондитерский, бакалейный и галантерейный магазины торговых фирм «Чурин и Касьянов» и «Бризе и Ко», а с 1909 года в здании разместилось Коммерческое собрание с гостиной и танцевальным залом [8]. Кроме того, в отеле проходили заседания Владивостокского Биржевого комитета. Городская пресса высоко оценила новую постройку за нарядную и элегантную архитектуру и высокий уровень комфортности гостиницы [14]. В объёмно-планировочном решении объекта И.В. Мешков использовал те же приёмы, что и при проектировании гостиницы «Европа». Г-образный в плане трёхэтажный кирпичный блок врезан в склон холма улицы Тигровой. Первый этаж решён в виде цоколя, обработанного грубым фактурным рустом. Угол срезан и акцентирован бал-

/ □ С □ □ П

:гг □=:

:г£ СТ +

■ сг 3 "¡Т~ "Н—1

ЕЕ -1--

| : ::□= 1

а ш ®Ц ¡¡Е м ж: щ: : 1М

/ \ -Дл / У-1-? / \

"ц 1 1 [щ Г ~г~ гп -т - Ц_ | -1_1 I. - X" И | -¡-1- 1 ИТ 1 гг ~г

0 10»

Рис. 4. Здание отеля «Европа». Фасад со стороны улицы Светланской. Владивосток. Архитектор И.В. Мешков, 1900-е годы. Чертёж авторов

Рис. 5. Здание отеля «Версаль». Владивосток. Уличные фасады. Архитектор И.В. Мешков, 1906-1908 годы. Чертёж авторов

конами, однако по сравнению с отелем «Европа», архитектура «Версаля» отличается большей парадностью. Исследователи [8] отмечают, что эта постройка являет собой яркий пример ретроспективного стиля, распространённого в тот период в отечественной архитектуре. Уличные фасады имеют сложное выразительное пластическое решение, достигнутое за счёт применения пропорций и элементов ордерной системы (рис. 5). Стены расчленены широкими лопатками со сдвоенными и одинарными каннелированными ионическими пилястрами. Окна второго этажа обрамляют профилированные наличники с сандриками в форме треугольных фронтонов. Окна третьего этажа имеют полуциркульное завершение. На главном фасаде они сгруппированы по четыре и украшены ионическими полуколоннами, на боковом фасаде - имеют значительно больший размер и усилены профилированными архивольтами с замковыми камнями. До революции гостиница оставалась самой престижной во Владивостоке. С 1920 года в ней размещался Военный совет Приморской области, а с 1934-го гостиница стала носить название «Челюскин» [14]. В 1990 году в здании случился пожар, а спустя три года архитекторами В.А. Деевым, В.А. Обертасом и Н.М. Ошовской была проведена реставрация, и гостинице возвращено её историческое название [8].

Здания отелей «Европа» и «Версаль», построенные И.В. Мешковым рядом с гостиницей «Тихий океан», не только обогатили архитектуру центральной части Владивостока, но и усилили композиционное значение перекрёстка улиц Светланской и Корейской в структуре городской застройки. Благодаря своему угловому расположению три цельных трёхэтажных объёма акцентируют перекрёсток и фланкируют начало центральной улицы города (рис. 6). За счёт террасного рельефа склона, поднимающегося со стороны Амурского залива, сооружения хорошо просматриваются со стороны акватории, набережной и безымянного сквера, разбитого на перекрёстке улиц Светланской и Корейской (рис. 7).

В 1905 году И.В. Мешков занимался реконструкцией зданий гостиницы и театра «Золотой Рог». Комплекс сооружений расположен на пересечении улиц Светланской и Алеутской. Следует отметить, что первое деревянное здание гостиницы было построено ещё в 1872 году, а в 1885-м оно обрело пристройку, выполнявшую функцию театра. Комплекс этих сооружений получил название «Золотой Рог». В 1901 году по заказу И.И. Галецкого на месте деревянных сооружений началось

строительство четырёхэтажного каменного здания новой гостиницы, а в 1903 году к ней был пристроен театр. Разрабатывал проекты и руководил строительством городской архитектор И.С. Багинов [2]. Сооружения отличаются сложной выразительной пластикой фасадов, выполненной с использованием приёмов неоклассицизма и элементов барочной архитектуры, нашедшей свое отражение в обрамлении оконных проёмов и аттиках, акцентирующих ризалиты. В 1905 году оба здания пострадали от пожара, особенно большой урон был нанесён внутреннему убранству. Спустя два года владелец комплекса обратился к И.В. Мешкову с просьбой выполнить проект реконструкции и провести восстановительные работы. Именно благодаря его стараниям здания обрели свой современный

Рис. 6. Фрагмент схемы застройки Владивостока с изображением перекрёстков улиц Светланской, Тигровой-Пограничной и Алеутской. Современное состояние. Чертёж авторов

Рис. 7. Перекрёсток улиц Светланской и Тигровой-Пограничной со стороны безымянного сквера. Владивосток. Фото авторов

вид. Планировочное решение перекрёстка улиц Светланской и Алеутской совпадает с решением перекрёстка улиц Светланской и Корейской. Трёхсторонняя сплошная застройка фланкирует перекрестие улиц, а широкая открытая площадка перед ней даёт возможность восприятия объектов с разных точек: площадь, набережная, акватория залива. В 1980-е годы после строительства 18-этажного административного здания на улице Светланской, 22 вид на перекрёсток со стороны бухты Золотой Рог был перекрыт (рис. 8).

Архитектура жилых и доходных домов в творчестве

И.В. Мешкова

Активное экономическое развитие Владивостока на рубеже Х1Х-ХХ веков способствовало притоку большого числа приезжих - россиян и иностранцев, представлявших разные социальные группы населения. В связи с этим постоянно увеличивалась потребность не только в гостиничных местах, но и в площадях, пригодных для длительного и постоянного проживания, поэтому не удивительно, что в 1900-х во Владивостоке широкое распространение получили доходные дома.

В 1900-1903 годах И.В. Мешков занимался строительством двух зданий, расположенных практически напротив друг друга. Первое - дом известного во Владивостоке общественного деятеля Я.Л. Семёнова, второе - доходный дом братьев Пьянковых.

Рис. 8. Вид на застройку улицы Светланской со стороны площади Борцов за власть Советов на Дальнем Востоке. Владивосток. Фото авторов

Рис. 10. Здание доходного дома братьев Пьянковых. Владивосток. Архитектор И.В. Мешков. 1900-1903 годы [9]

Трёхэтажные прямоугольные в плане кирпичные объёмы имеют линейное положение в структуре застройки улицы Светланской. Архитектура обоих сооружений выдержана в традициях неоклассицизма. Строгие симметричные трёхчастные уличные фасады оштукатурены и полностью рустованы. Исследователи [8] отмечают, что главный фасад дома Я.Л. Семёнова представляет собой характерный пример классической осевой схемы: центральная часть решена в виде ризалита и выделена ионической колоннадой в уровне двух верхних этажей, увенчанной сплошным аттиком. Главный вход акцентирован широким балконом с балюстрадой. Пластика стен строится на сочетании полуциркульных и прямых оконных проёмов и разной рустовки, гладкой на верхних этажах и фактурной на нижнем (рис. 9). Здание доходного дома Пьянковых имеет схожее композиционное и пластическое решение. Уличный фасад также представляет собой характерный пример классицистической трёхчастной композиции (рис. 10). Центральную часть фланкируют слабо выдвинутые ризалиты, увенчанные аттиками. Ось симметрии главного фасада акцентирована высоким аттиком и полуциркульной аркой. В целом архитектура обоих сооружений отличается монументальностью и торжественностью.

В 1906 году по проекту И.В. Мешкова был построен ещё один доходный дом. Трёхэтажное кирпичное здание,

Рис. 9. Главный фасад бывшего дома Я.Л. Семёнова. Владивосток. Архитектор И.В. Мешков, 1900-1903 годы. Чертёж авторов

о ю и

щи I I I I I

Рис. 11. Главный фасад здания доходного дома В.А. Жарикова. Архитектор И.В. Мешков. 1906 год. Чертёж авторов

расположенное на улице Светланской, 119, принадлежало предпринимателю В.А. Жарикову [13]. Сооружение имеет прямоугольную форму плана. Уличные фасады решены в пропорциях ордерной системы и с использованием традиционных классицистических элементов. Строгая симметричная композиция главного фасада несколько нарушена за счёт балкона, расположенного в уровне второго этажа. По замыслу архитектора первый этаж с большими витринными окнами и широкими рустованными простенками визуально играет роль цоколя. Стены верхних этажей расчленены коринфскими пилястрами, между которыми размещены лучковые и полуциркульные оконные проёмы, украшенные сандриками (рис. 11). На первом этаже размещался ресторан «Европейский», а на верхних - квартиры. С 1912 года по 1990-е в здании была городская библиотека, а с 2003 года оно находится на реконструкции.

Помимо архитектурной практики Иван Владимирович Мешков занимался предпринимательской деятельностью. В 1911 году на углу улиц Светланской и Посьетской по своему проекту он построил собственный доходный дом. Объёмно-пространственное решение объекта строится на сочетании двух пятиэтажных кирпичных блоков, имеющих разное стилистическое решение (рис. 12). Исследователи [8] отмечают, что первый угловой блок выдержан в стилистике неоклассицизма с элементами модерна. Пластическое решение его уличных фасадов определено ритмом уменьшающихся с увеличением этажа оконных проёмов. Пятый этаж решён в виде мансарды с окнами-люкарнами, имеющими криволинейное волнообразное обрамление. Второй блок, обращённый уличным фасадом на улицу Посьетскую, представляет собой характерный пример архитектуры рационалистического модерна. Плоскость стены расчленяют широкие, лишённые декора пилястры, между которыми заключены вытянутые прямоугольные оконные проёмы.

Рис. 12. Здание доходного дома И.В. Мешкова. Фасад со стороны улицы Посьетской. Владивосток. Архитектор И.В. Мешков. 1911 год. Фото авторов

Подоконные плоскости украшены волнообразными рельефами. Пятый этаж в центральной части акцентирован волнообразным завершением типа пайлоу. Благодаря своему необычному образному решению здание выделяется на фоне окружающей застройки и является своеобразной архитектурной доминантой на этом участке улицы Светланской. Планировка и расположение внутренних помещений в доходном доме И.В. Мешкова не отличались от других доходных домов. Нижние этажи занимали магазины и ресторан, а верхние - квартиры.

Заключение

Таким образом, анализ различных построек архитектора И.В. Мешкова показывает, что он внёс существенный вклад в развитие архитектуры Владивостока. Построенные по его проектам и при его непосредственном участии культовые сооружения, здания отелей, доходных и жилых домов являются не только визитной карточкой города, но и памятниками архитектуры, поставленными на государственную охрану. В постройках архитектора нашли отражение мотивы всех стилей, распространённых в российской архитектуре на рубеже XIX-XX веков.

Литература

1. Авилов, Р.С. Владивостокская крепость: войска, фортификация, события, люди. Часть I. «Назло надменному соседу». 1860-1905 гг. / Р.С. Авилов, Н.Б. Аюшин, В.И. Калинин.

- Владивосток: Дальнаука, 2013. - 384 с.

2. Базилевич, М.Е. Гражданские инженеры-архитекторы Владивостока на рубеже XIX и XX веков [Электронный ресурс] / М.Е. Базилевич //Архитектон: известия вузов. - 2015. -№2(50). - Режим доступа: URL: http://archvuz.ru/2015_2/12

3. Базилевич, М.Е. К вопросу о работе Амурской инженерной дистанции (вторая половина XIX - начало XX в.) / М.Е. Базилевич; Новые идеи нового века-2016: материалы Шестнадцатой Международной научной конференции. В 3 т.; Тихоокеан. гос. ун-т. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2016. - 3 т. - С. 17-22.

4. Иванова, А.П. Стилистический анализ. Региональный аспект: учебное пособие / А.П. Иванова. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2009 - 150 с.

5. Козинцева,М.Ю. Национальная тема в образе Владивостока как результат социальной коммуникации (на примере архитектуры конца XIX - начала XX вв.). Территория новых возможностей / М.Ю. Козинцева // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.

- 2014. № 3 (26). - С. 163-174.

6. Крадин,Н.П. Преобразование дальневосточных городов в XVIII-XIX вв. / Н.П. Крадин // Фундаментальные и приоритетные прикладные исследования РААСН по научному обеспечению развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли Российской Федерации в 2008 году: науч. тр.; РААСН. - М., 2010. - Т. 1. - С. 263-269.

7. Крадин,Н.П. Владивосток: стиль «порто-франко» / Н.П. Кра-дин, А.П. Иванова // Проект Байкал. - 2009. - №20. - С. 172-178.

8. Обертас, В.А. Памятники истории и культуры города Владивостока. Материалы к своду / В.А. Обертас, В.К. Моор, Е.А. Ерышева. - Владивосток: издатель Светлана Кунгурова, 2012. 252 с.

9. Охотникова, Ю.В. Православное храмовое зодчество юга Дальнего Востока России (середина XIX - нач. XX вв.) / Ю.В. Охотникова. - Дисс. на соискание ученой степени к. арх. - М., 2011. - 259 с.

10. Старый Владивосток. - Владивосток: Утро России, 1992. - 211 с.

11. Бывший доходный дом братьев Пьянковых в Владивостоке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http:// vladivostok.spotan.ru/place/14657805-byvshiy-dohodnyy-dom-bratev-pyankovyh (дата обращения: 09.03.2016).

12. Владивостокская епархия. Приморская митрополия РПЦ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http:// vladivostok.eparhia.ru/eparhia/proekt/?id=6213 (дата обращения: 07.03.2016).

13. Город Владивосток в цифрах и фотографиях. Истори-ко-архитектурные памятники [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://vladcity.com/monuments/ historical-and-architectural-monuments/ (дата обращения: 09.03.2016).

14. История отеля. Versailles Hotel [Электронный ресурс].

- Режим доступа: URL: http://hotel-versailles.ru/history.html (дата обращения: 06.03.2016).

Literatura

1. AvilovR.S. Vladivostokskaya krepost': vojska, fortifikaciya, sobytiya,lyudi. Chast' I. «Nazlo nadmennomu sosedu». 18601905 gg. / R.S. Avilov, N.B. Ayushin, V.I. Kalinin. - Vladivostok: Dal'nauka, 2013. - 384 s.

2. Bazilevich M.E. Grazhdanskie inzhenery-arhitektory Vladivostoka na rubezhe XIX i XX vekov [Elektronnyj resurs] / M.E. Bazilevich //Arhitekton: izvestiya vuzov. - 2015. - №2(50).

- Rezhim dostupa: URL: http://archvuz.ru/2015_2/12

3. Bazilevich M.E. K voprosu o rabote Amurskoj inzhenernoj distancii (vtoraya polovina XIX - nachalo XX v.) / M.E. Bazilevich; Novye idei novogo veka-2016: materialy Shestnadcatoj Mezhdu-narodnoj nauchnoj konferencii. V 3 t.; Tihookean. gos. un-t -Habarovsk: Izd-vo Tihookean. gos. un-ta, 2016. - 3 t - S. 17-22.

4. Ivanova A.P. StiListicheskij analiz. Regional'nyj aspekt: uchebnoe posobie / A.P. Ivanova. - Habarovsk: Izd-vo Tihookean. gos. un-ta, 2009 - 150 s.

5. KozincevaM.Yu. Nacional'naya tema v obraze Vladivostoka kak rezul'tat social'noj kommunikacii (na primere arhitektury konca XIX - nachala XX vv.). Territoriya novyh vozmozhnostej / M.Yu. Kozinceva // Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa. 2014. - № 3 (26). - S. 163-174.

6. Kradin N.P. Preobrazovanie dal'nevostochnyh gorodov v XVIII-XIX vv. / N.P. Kradin // Fundamental'nye i prioritetnye prikladnye issledovaniya RAASN po nauchnomu obespecheniyu razvitiya arhitektury, gradostroitel'stva i stroitel'noj otrasli Rossijskoj Federacii v 2008 godu: nauch. tr.; RAASN. - M.,

2010. - T. 1. - S. 263-269.

7. Kradin N.P. Vladivostok: stil' «porto-franko» / N.P. Kradin, A.P. Ivanova // Proekt Bajkal. - 2009. - №20. - S. 172-178.

8. Obertas V.A. Pamyatniki istorii i kul'tury goroda Vladivostoka. Materialy k svodu / V.A. Obertas, V.K. Moor, E.A. Erysheva. -Vladivostok: izdatel' Svetlana Kungurova, 2012. - 252 s.

9. Ohotnikova Yu.V. Pravoslavnoe hramovoe zodchestvo yuga Dal'nego Vostoka Rossii (seredina XIX - nach. XX vv.) / Yu.V. Ohotnikova. - Diss. na soiskanie uchenoj stepeni k. arh. - M.,

2011. - 259 s.

10. Staryj Vladivostok. - Vladivostok: Utro Rossii, 1992. -211 s.

11. Byvshij dohodnyj dom brat'ev P'yankovyh v Vladivostoke [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http:// vladivostok.spotan.ru/place/14657805-byvshiy-dohodnyy-dom-bratev-pyankovyh (data obrashheniya: 09.03.2016).

12. Vladivostokskaya eparhiya. Primorskaya mitropoliya RPC [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http:// vladivostok.eparhia.ru/eparhia/proekt/?id=6213 (data obrashheniya: 07.03.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Gorod Vladivostok v cifrah i fotografiyah. Istoriko-arhitekturnye pamyatniki [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http://vladcity.com/monuments/ historical-and-architectural-monuments/ (data obrashheniya: 09.03.2016).

14. Istoriya otelya. Versailles Hotel [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: URL: http://hotel-versailles.ru/history.html (data obrashheniya: 06.03.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.