Научная статья на тему 'Архитектурный ансамбль застройки улицы Алеутской во Владивостоке'

Архитектурный ансамбль застройки улицы Алеутской во Владивостоке Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
957
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ / ЗАСТРОЙКА / ЖИЛЫЕ ДОМА / ГОСТИНИЦЫ / КОНТОРСКИЕ ЗДАНИЯ / АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ / КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ / ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ / ARCHITECTURAL ENSEMBLE / BUILDING / APARTMENT HOUSES / HOTELS / OFFICES / ARCHITECTURAL STYLE / CULTURAL VALUE / ARCHITECTURAL ANTIQUITY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Обертас Виктор Александрович

Автор рассматривает историю возникновения и развития улицы Алеутской во Владивостоке, формирование ее архитектурного ансамбля, анализирует архитектурную стилистику особняков, жилых домов, гостиниц, конторских и других общественных зданий этой улицы и доказывает их культурную ценность как части архитектурного наследия города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architectural ensemble of Aleutskaya street building in Vladivstok

The author of this article observes the history of planning and development Aleutskaya street in Vladivostok, forming its architectural ensemble, analyses architectural styles its single and apartment houses, hotels, offices and other public buildings. He proves them cultural value as the part of architectural antiquity this city.

Текст научной работы на тему «Архитектурный ансамбль застройки улицы Алеутской во Владивостоке»

УДК 719: 728.03 В.А. Обертас

ОБЕРТАС Виктор Александрович - профессор кафедры архитектуры и градостроительства Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток), E-mail: [email protected] © Обертас В.А., 2012

Архитектурный ансамбль застройки улицы Алеутской во Владивостоке

Автор рассматривает историю возникновения и развития улицы Алеутской во Владивостоке, формирование ее архитектурного ансамбля, анализирует архитектурную стилистику особняков, жилых домов, гостиниц, конторских и других общественных зданий этой улицы и доказывает их культурную ценность как части архитектурного наследия города.

Ключевые слова: архитектурный ансамбль, застройка, жилые дома, гостиницы, конторские здания, архитектурный стиль, культурная ценность, памятник архитектуры

Architectural ensemble of Aleutskaya street building in Vladivstok. Victor A. Obertas - School of Engineering (Far Eastern Federal University, Vladivostok)

The author of this article observes the history of planning and development Aleutskaya street in Vladivostok, forming its architectural ensemble, analyses architectural styles its single and apartment houses, hotels, offices and other public buildings. He proves them cultural value as the part of architectural antiquity this city. Key words: architectural ensemble, building, apartment houses, hotels, offices, architectural style, cultural value, architectural antiquity

В 1990 г. Владивосток, несмотря на свою «градостроительную молодость», получил статус «исторического города». Совместным постановлением коллегий Министерства культуры РСФСР и Госстроя РСФСР № 12 от 19.02.1990 г. город включен в Государственный реестр исторических памятных мест РСФСР. Это стало возможным не только из-за имеющегося во Владивостоке большого числа памятников истории и культуры, отражающих все этапы его развития, но и благодаря наличию сохранившихся архитектурных ансамблей застройки отдельных его улиц, площадей, кварталов. Один из них - архитектурный ансамбль улицы Алеутской, история формирования которой рассматривается в данной работе с тем, чтобы обосновать исто-рико-архитектурную ценность этого ансамбля как важной части архитектурного наследия Владивостока и указать на недопустимость непродуманного размещения на улице новой застройки, которая может привести к его разрушению.

Вопросы формирования этой улицы как одной из важных городских магистралей освещались ранее в работах В.В. Аникеева, Н.С. Рябова и автора статьи [1, 5, 8]. Задачи построения нового, советского ансамбля ее застройки были сформулированы Е.А. Васильевым [3], но сложившаяся историческая застройка рассматривается в качестве единого архитектурного ансамбля впервые.

Улица Алеутская - одна из старейших улиц во Владивостоке. Начало ей дала дорога от поста Владивосток к ремонтным мастерским Сибирской флотилии, построенным в 1864 г. на западном берегу залива Золотой Рог, у Шримсового мыса (ныне территория Судоремонтного завода Владивостокского торгового порта). Дорога прошла по восточному склону горы Тигровой, а не по берегу, так как берег залива в то время был заболоченным.

В проекте планировки Владивостока, разработанном в 1868 г. М.И. Любенским, эта дорога уже обозначена как будущая городская улица, идущая от стрелки (стыкования под острым углом) с улицей Посьетской до водораздельного перевала между Семеновским покосом (стадион «Динамо») и Куперовой падью [5]. Отсюда следует, что начальная часть современной улицы Верхнепортовой - это бывшая часть улицы Алеутской. Только в 1934 г. решением Владивостокского горисполкома южная часть Алеутской, отрезанная Вокзальной площадью от основной части, была присоединена к Верхнепортовой. Соответственно изменена нумерация домов на обеих улицах.

Застройка Алеутской началась в 1870-х годах и состояла в основном из одноэтажных деревянных зданий, размещавшихся разреженно. К концу 1880-х годов самыми большими домами на этой улице были:

здание Датского телеграфа (ныне на этом месте находится жилой дом № 19), двухэтажный деревянный дом Ю. Бринера (где сейчас Дальневосточное морское пароходство) и двухэтажная деревянная гостиница «Золотой Рог» И. Галецкого на углу Светланской [3].

Капитальная застройка появляется на Алеутской в 1890-е годы, что связано с приданием Владивостоку статуса крепости и началом строительства Уссурийской железной дороги. В южной части улицы возводятся здание Штаба крепости, Офицерское собрание, группа жилых офицерских флигелей - кирпичные 2-3-хэтажные, характерной для того времени «казарменной» архитектуры (ныне улица Верхнепортовая, № 2а, 4, 6, 10, 12б, 14) и служебные здания Управления Уссурийской железной дороги (Верхнепортовая, № 1, 3, 5, 7). К северу от Вокзальной площади возводятся служебные и жилые дома Уссурийской железной дороги (Алеутская, № 4, 6, 8, 10а, 10б) [7].

В начале XX в. Алеутская превращается в главную деловую улицу Владивостока, что было предопределено положением рядом с железнодорожным узлом и коммерческим портом. Она плотно застраивается с двух сторон 3-4-хэтажными доходными домами, гостиницами, деловыми и административными зданиями, превращаясь в характерную для того времени «улицу-коридор». В 1908 г. улица несколько меняет свое очертание, так как проводятся работы по разведению в разные уровни железной дороги и ряда улиц, которые она рассекала. На перекрестке Алеутской и Семеновской сооружается виадук, чтобы пропустить под ним железную дорогу. При этом уровень Алеутской на участке от улиц Пекинской (Адмирала Фокина) и Фонтанной повышается на 2-3 м, и первые этажи некоторых зданий оказываются ниже уровня улицы. Так, интересный по своей архитектуре дом № 39, в котором размещается ныне один из учебных корпусов ДВФУ, как бы теряет свой нижний этаж и воспринимается более приземистым, чем он был изначально. В 1910 г. участок Алеутской от Вокзальной площади до улицы Семеновской был замощен брусчаткой, а в 1912 г. от Вокзальной площади до улицы Светланской по ней прошел трамвай [4].

Многие здания, построенные вдоль Алеутской в начале XX века, имеют очень интересные архитектурные решения, они отражают архитектурную стилистику своего времени и являются результатом творчества известных владивостокских архитекторов И.В. Мешкова, Г.Р. Юнгхенделя, В.К. Гольденштедта, М.Н. Чес-нокова и других, чьи имена пока не установлены. Ряд этих зданий обладают статусом памятников архитектуры, другие имеют историческую ценность.

В советское время в застройке улицы произошли определенные изменения. Так, в 1930-1940-е годы надстроены здания № 6 (Управление железной дороги), № 31-33 (жилые дома), № 44, строения 1, 2 (бывшие казармы крепостного гарнизона, после надстройки - Управление МВД по Приморскому краю), № 51 (многоэтажный жилой дом), построены многоэтажные жилые дома № 17 и 19, административные здания № 23, 38. В 1960-1980-е годы новостройками стали здания № 11 (институты «Приморгражданпроект»), № 12а (многоэтажный жилой дом), № 28 (институт «Дальгипрошахт»), № 45 а (Дом строительных организаций), № 44-46 (Управление ФСБ). Их архитектурные решения соответствуют времени постройки и, естественно, отличаются от застройки начала XX в. Но размещены они так, что почти не разрушают цельности всего ансамбля застройки [8]. Самые крупные из них - здания № 11, 17, 19 отодвинуты от красной линии застройки улицы на 30-40 м и приподняты на рельефе; пятиэтажное здание № 8 смотрится как естественный акцент на углу Алеутской и Семеновской; сблокированные здания № 44-46 решены в виде композиции из нескольких объемов, поэтому своим масштабом не подавляют окружающую застройку. Несколько нарушает восприятие улицы как ансамбля только пятиэтажный жилой дом № 12а. Он не вписался между двумя двухэтажными зданиями постройки начала XX века. Определенный ущерб ансамблю застройки Алеутской нанес в 1962 г. снос двухэтажного здания Приморского областного правления № 18, имевшего историческую ценность, и трехэтажного доходного дома А.Р. Демби, имевшего художественную ценность - как постройка стиля «романтический модерн» и градостроительную ценность как акцент на перекрестке Алеутской и Светланской. Весьма негативно был воспринят общественностью города и снос в 1987 г. знаменитого «дома Кариополи» на углу улиц Алеутской и Семеновской. Этот кирпичный двухэтажный дом с декоративным фасадом и выразительным силуэтом являлся естественным продолжением ансамбля застройки Алеутской к северу от Семеновской площади и хорошо противостоял близкому ему по архитектуре зданию № 39. Снос «дома Кариополи» городские власти произвели под предлогом необходимости расширения Семеновской площади для транспорта, а реально на этом месте сооружен совершенно чуждый улице торговый центр «Клевер-хаус».

В настоящее время в состав ансамбля застройки улицы Алеутской входят 12 зданий-памятников архитектуры и 11 зданий-памятников истории. В целом весь ансамбль имеет большую историко-культурную ценность для Владивостока. В 1990 г. правительство РСФСР включило этот город в список исторических городов России именно благодаря тому, что в его историческом ядре сохранились архитектурные ансамбли застройки таких улиц, как Светланская, Алеутская, Адмирала Фокина, Пушкинская, Океанский проспект.

Их историческая застройка требует бережного к себе отношения. Нельзя допускать таких архитектурных решений, которые бы разрушали эти ансамбли, так как город может превратиться в город «одной эпохи», лишиться своей исторической индивидуальности, тогда как сам статус «исторического города» требует отражения времени в его существующей городской среде. Ведь отражение времени в архитектуре города имеет важное общекультурное значение, оказывающее большое влияние на общественную психологию [6].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникеев В.В., Обертас В.А. Генеральные планы Владивостока. История, проблемы, решения. Владивосток: Дальнаука, 2007. 259 с.

2. Васильев Е.А. Большой Владивосток. Владивосток: Изд-во Прим. ОКХ, 1938. 91 с.

3. Владивосток: штрихи к портрету / под ред. В.А. Дудко. Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1985. 304 с.

4. Марков В. М. Здравствуй, Владивосток! Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1988. 240 с.

5. Обертас В.А. Основы градостроительной структуры Владивостока. Владивосток, 2011. 114 с.

6. Памятники архитектуры в структуре городов СССР / под ред. А.В. Иконникова. М.: Стройиздат, 1978. 208 с.

7. Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге / под ред. А.И. Дмитриева-Мамонтова. СПб.: Товарищество художественной печати, 1900. 600 с.

8. Рябов Н.С., Обертас В.А. К истории застройки Владивостока. Владивосток: Примиздат, 1961. 59 с.

X

УДК 772.01 (520)

Г.И. Комплектова, А.И. Комплектов

КОМПЛЕКТОВА Галина Ивановна - доцент кафедры архитектуры и градостроительства Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). E-mail: [email protected], КОМПЛЕКТОВ Александр Иванович - доцент кафедры архитектуры и градостроительства Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). E-mail: ik@mail. ru © Комплектова Г.И., Комплектов А.И., 2012

Исследование современной архитектуры Японии (на примере города Осака)

Архитектура Японии представлена как гармоничное слияние новаций Запада и традиций Востока. Каждый ее объект подчинен принципу сочетания культурной национальной традиции с современностью. Ключевые слова: архитектурный образ, архитектурное решение, японская архитектура, архитектура Осака.

Research of modern architecture of Japan (on the example of the city architecture Osaka). Galina I. Kom-plektova, Alexander I. Komplektov - School of Engineering (Far Eastern Federal University, Vladivostok). Architecture of Japan - harmonious merge of innovations of the West and traditions of the East. Each object of architecture the aspiration to embody one and that, a principle - a combination of cultural national tradition to the present bear the impress. Result of this process is the modern person of a city-architectural space, positively improving spirituality of the person.

Key words: architectural image, architectural design, Japanese architecture, the architecture of Osaka.

Образ Осака - образ грандиозного, современного городского пространства, создают не только архитекторы Японии, но и архитекторы с мировыми именами из Италии, Франции, Австрии, Америки. Недаром сегодня Осака является символом современной Японии.

Современная Архитектура Японии совместила далекие друг от друга культуры Востока и Запада. Начало этому процессу было положено в конце XIX в. - начале XX в. формирующимся буржуазным обществом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.