Научная статья на тему 'Исследование современной архитектуры Японии (на примере города Осака)'

Исследование современной архитектуры Японии (на примере города Осака) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
842
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБРАЗ / АРХИТЕКТУРНОЕ РЕШЕНИЕ / ЯПОНСКАЯ АРХИТЕКТУРА / АРХИТЕКТУРА ОСАКА / ARCHITECTURAL IMAGE / ARCHITECTURAL DESIGN / JAPANESE ARCHITECTURE / THE ARCHITECTURE OF OSAKA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Комплектова Галина Ивановна, Комплектов Александр Иванович

Архитектура Японии представлена как гармоничное слияние новаций Запада и традиций Востока. Каждый ее объект подчинен принципу сочетания культурной национальной традиции с современностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of modern architecture of Japan (on the example of the city architecture Osaka)

Architecture of Japan harmonious merge of innovations of the West and traditions of the East. Each object of architecture the aspiration to embody one and that, a principle a combination of cultural national tradition to the present bear the impress. Result of this process is the modern person of a city-architectural space, positively improving spirituality of the person.

Текст научной работы на тему «Исследование современной архитектуры Японии (на примере города Осака)»

Их историческая застройка требует бережного к себе отношения. Нельзя допускать таких архитектурных решений, которые бы разрушали эти ансамбли, так как город может превратиться в город «одной эпохи», лишиться своей исторической индивидуальности, тогда как сам статус «исторического города» требует отражения времени в его существующей городской среде. Ведь отражение времени в архитектуре города имеет важное общекультурное значение, оказывающее большое влияние на общественную психологию [6].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникеев В.В., Обертас В.А. Генеральные планы Владивостока. История, проблемы, решения. Владивосток: Дальнаука, 2007. 259 с.

2. Васильев Е.А. Большой Владивосток. Владивосток: Изд-во Прим. ОКХ, 1938. 91 с.

3. Владивосток: штрихи к портрету / под ред. В.А. Дудко. Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1985. 304 с.

4. Марков В. М. Здравствуй, Владивосток! Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1988. 240 с.

5. Обертас В.А. Основы градостроительной структуры Владивостока. Владивосток, 2011. 114 с.

6. Памятники архитектуры в структуре городов СССР / под ред. А.В. Иконникова. М.: Стройиздат, 1978. 208 с.

7. Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге / под ред. А.И. Дмитриева-Мамонтова. СПб.: Товарищество художественной печати, 1900. 600 с.

8. Рябов Н.С., Обертас В.А. К истории застройки Владивостока. Владивосток: Примиздат, 1961. 59 с.

X

УДК 772.01 (520)

Г.И. Комплектова, А.И. Комплектов

КОМПЛЕКТОВА Галина Ивановна - доцент кафедры архитектуры и градостроительства Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). E-mail: galkom@mail.ru, КОМПЛЕКТОВ Александр Иванович - доцент кафедры архитектуры и градостроительства Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). E-mail: ik@mail. ru © Комплектова Г.И., Комплектов А.И., 2012

Исследование современной архитектуры Японии (на примере города Осака)

Архитектура Японии представлена как гармоничное слияние новаций Запада и традиций Востока. Каждый ее объект подчинен принципу сочетания культурной национальной традиции с современностью. Ключевые слова: архитектурный образ, архитектурное решение, японская архитектура, архитектура Осака.

Research of modern architecture of Japan (on the example of the city architecture Osaka). Galina I. Kom-plektova, Alexander I. Komplektov - School of Engineering (Far Eastern Federal University, Vladivostok). Architecture of Japan - harmonious merge of innovations of the West and traditions of the East. Each object of architecture the aspiration to embody one and that, a principle - a combination of cultural national tradition to the present bear the impress. Result of this process is the modern person of a city-architectural space, positively improving spirituality of the person.

Key words: architectural image, architectural design, Japanese architecture, the architecture of Osaka.

Образ Осака - образ грандиозного, современного городского пространства, создают не только архитекторы Японии, но и архитекторы с мировыми именами из Италии, Франции, Австрии, Америки. Недаром сегодня Осака является символом современной Японии.

Современная Архитектура Японии совместила далекие друг от друга культуры Востока и Запада. Начало этому процессу было положено в конце XIX в. - начале XX в. формирующимся буржуазным обществом

Страны восходящего солнца и буржуазным Западом. При этом история архитектуры этой страны прошла определенные этапы развития.

1. Разгул уродливого псевдонационального стиля и подражательство образцам западной архитектуры («вестернизация») после прекращения политики изоляции Японии с конца XIX в - начала XX в.

2. Отречение от национальных традиций в архитектуре (восточных мотивов), отказ от эклектичного заимствованного у западных образцов и поиски концепции стиля новой архитектуры через эксцентричные проекты в конце 1920-х, включая начало 1930-х годов.

3. Борьба за сохранение исконно национальных традиций в зодчестве. Попытки использования концептуальных направлений современной архитектуры Запада и тенденций европейского строительства с привязкой к национальной специфике Японии в 1930-е годы.

4. Полное прекращение строительства - архитектурное безвременье начало в 1930-х-1950-е годы.

5. Строительный бум в послевоенный период с начала 1950-х годов. Поиск национального стиля в архитектуре через синтез культур Востока и Запада.

6. Всеохватывающий процесс синтеза восточного и западного в архитектуре с 1960-х годов до современности. Это подтверждают теоретические исследования ведущих архитекторов страны, в том числе - Кендзо Тангэ, дальнейших перспектив национальной архитектуры, а также формирование концептуальных, основанных на философии методов творчества в архитектурной деятельности.

Набирающий уверенность всеохватывающий процесс синтеза культур - не самая главная характеристика последнего периода. Избирательность — качество, которое нация совершенствовала с VI в. - периода распространения буддизма в синтоистской стране. Привнося из китайской культуры необходимое, наиболее актуальное для нации, японцы творчески осваивали и только после тщательной переработки, когда привнесенное отвечало требованиям самостоятельной культурной традиции, включали это новое знание в ее состав. Так, не разрушая свои ценности, Япония сохранила самобытность своей культуры.

Начавший прогрессировать в 60-е годы процесс синтеза культур Востока и Запада, являющийся результатом напряженных поисков зодчих Японии, вывел архитектурное проектирование на уровень искусства, рождающего произведения, не нарушающие баланс устойчивости национальной культуры. Осака - символ современной архитектуры, наглядный пример тому, как из привнесенного в архитектуру с Запада нового знания, воспринимается только то, что, длительно осмысливаясь, становится жизнеспособной, жизнестойкой формой в контексте национальной культурной традиции.

Осакская Башня (Osaka Tower Building,), или «Namba Hips», - здание, построеное в исторической культурно-торговой части города, по проекту одного из ведущих архитекторов Шин Такаматсу (Shin Takamatsu). Приверженец высоких технологий, Такаматсу для образного решения этого объекта использовал бетон в сочетании со сталью и стеклом - материалы, которые он чаще всего применяет для воплощения своих идей,

что символично для Японии - страны высокого технологического прогресса. Смелое решение композиции этого объекта обогащает формообразующие тенденции современного Осака. Оригинально архитектурное решение этого здания развлекательного назначения, в состав которого входят залы казино, гольфа, игровых автоматов, S ресторанов, комплекс для отдыха на 12 этаже с видовой площадкой и «сюрпризом» (падающим с высоты 74 м лифтом). Прямоугольная пирамида по всей высоте прорезана плавной текучей формой, напоминающей восклицательный знак песочных часов, с устремленным ввысь знаком бесконечности. Выразительный архитектурный образ - символ бесконечной вечности времени. Лаконизм, оригинальная и метафоричная простота сочетания составляющих композиции поражает. Поэтому башня «Namba Hips» Шин Такаматсу - наглядный пример философского символизма в подходе к образности архитектуры, дань национальной исторической традиции.

Небоскреб Умеда, или Небесный Небоскреб (Umeda Sky Building, 1993), расположен в районе Умеда и является одной из главных архитектурных достопримечательностей Осака. Автор проекта - Хироши Хара (Hiroshi Hara), один из ведущих архитекторов Японии, создал башни-небоскребы близнецы, являющиеся объектом, самым узнаваемым среди семи наиболее высоких зданий города. Две башни (высота каждой достигает 40 этажей) соединены между собой пространством, которое перекрыто двухуровневым объемом, имеющим, подобно атриуму, круглое отверстие. Пространство атриума (atrium) в позднеримской, раннехристианской и византийской архитектуре предназначалось для ритуальных омовений перед вхождением в храм, для духовного настроя на взаимодействие с чем-то важным для человека. Автор проекта, как все японские мастера, разрабатывал концепцию этого фантастического сооружения через философию мироздания. У Xaрa в этом объекте она трансформирована в идею «Вселенной во Вселенной». Эта идея реализуется через ощущения, которые испытываешь, когда оказываешься на необыкновенной по своей конструкции обзорной площадке, расположенной на самом верху - на высоте около 200 м, а под тобой - японский сад -символ устройства мира. Недавнее пребывание в нем настраивает на неторопливое созерцание и спокойное, камерное размышление о смысле жизни.

Предназначение архитектора - сотворение мира для удобства людей, но мира, одухотворяющего человека, совершенствующего духовность всех и каждого. Руководствуясь такой целью, лежащей в основе дзен-буддизма, творит Xироши Xaaрa

Тадао Андо - еще один из великих японцев, по-своему видящий великое предназначение архитектора и архитектуры. Андо - лауреат Притцкеровской премии - самой высокой награды в мире архитектуры. Все его объекты символизируют связь с природой через идею взаимодействия внутреннего пространства с наружным.

Эти тенденции Андо воплотил в проекте Церковь Света в Осака (19S9 г.). Находясь внутри этого храма учишься понимать пространство. Естественное освещение, выстроенное выразительным приемом сдерживания потока света ритмизированными, щелевидными проемами, привлекает и помогает проникнуться вниманием к пространству. Поток солнечного света, льющийся сквозь крестообразный проем из внешнего пространства во внутреннее, слегка затемненное, является приемом выявления взаимодействия пространств. Поток света, льющийся через крест, делает пространство храма говорящим, сообщающим. Идея образного замысла интерьерной композиции Церкви Света, решаемая через использование света - как средства взаимодействия внутреннего пространства с наружным, является примером минимализма в выборе средств и лаконизма в выборе приемов формирования идеи, что усиливает выразительность ее образности и является стилем мастера - архитектора Тадао Андо. Подобный подход к формированию внутреннего пространства, лаконичного и очень выразительного, способствует (при длительном в нем присутствии) возникновению в душе чувства отдохновения, сопровождающегося ощущением освобожденности от груза повседневности. Это очень важное предназначение храмовой архитектуры.

Творения ведущих архитекторов Японии в Осака удивительны по философии идей, образным и функциональным характеристикам, конструктивным решениям. Но все они несут отпечаток стремления воплотить один принцип - сочетание культурной национальной традиции с современностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Осака. Информация по истории города // Wikipedia. URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 0б.12. 2011).

2. Ревзин Г. Музыка в бетоне [японский архитектор Тадао Андо] // Коммерсантъ Власть. 2005. № 34. С. 58-б0.

3. Тадао Андо // ARHINFORM. URL: http://www.archi.ru (дата обращения: 13. 12. 2011).

4. Xироши Xaaрa // ARHINFORM. URL: httpHYPERLINK http://www.archi.ru (дата обращения: 13. 12. 2011).

5. Шин Такаматсу // ARHINFORM. URL: http://www.archi.ru/foreign/guide/architect-present (дата обращения: 07.12. 2011).

6. Namba Hipa on Flickr. URL: http://www.flickr.com (дата обращения: 13.12. 2011).

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.