Научная статья на тему 'Центральная избирательная комиссия Российской Федерации: государственный орган или орган государственной власти?'

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации: государственный орган или орган государственной власти? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3321
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН / ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ / ГОСУДАРСТВЕННО-ВЛАСТНЫЕ ФУНКЦИИ / СИСТЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ / THE STATE AUTHORITY / THE PUBLIC AUTHORITY / THE CENTRAL ELECTION COMMITTEE OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE STATE-IMPERIOUS FUNCTIONS / THE SYSTEM OF AUTHORITY DIVISION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артемова Оксана Евгеньевна

Анализируется соотношение понятий «государственный орган» и «орган государственной власти». Исследуется возможность использования этих терминов при характеристике такого публично-властного органа, как Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК РФ). Выявляя характерные признаки государственного органа, анализируя полномочия ЦИК РФ, автор приходит к выводу о государственно-властной природе данного органа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The correlation between the concepts 'state authority' and 'public authority' is analyzed in the article. The possibility of using of these terms in the description of such public imperious body as the Central Election Committee of the Russian Federation is also examined. Having found typical features of the state body and analyzing powers of the Central Election Committee of the Russian Federation the author comes to the conclusion about the state imperious origin of the body.

Текст научной работы на тему «Центральная избирательная комиссия Российской Федерации: государственный орган или орган государственной власти?»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 5 (296). Право. Вып. 35. С. 5-8.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

О. Е. Артемова

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН ИЛИ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ?

Анализируется соотношение понятий «государственный орган» и «орган государственной власти». Исследуется возможность использования этих терминов при характеристике такого публично-властного органа, как Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК РФ). Выявляя характерные признаки государственного органа, анализируя полномочия ЦИК РФ, автор приходит к выводу о государственно-властной природе данного органа.

Ключевые слова: государственный орган, орган государственной власти, Центральная избирательная комиссия РФ, государственно-властные функции, система разделения властей.

В последнее время не утихают научные дискуссии о применении терминов «государственный орган» и «орган государственной власти». Однако данный вопрос не только является важным в сфере разработки научно-понятийного аппарата теоретико-правовой науки, но, как показывает практика, оказывает влияние на содержание правового статуса конкретных государственных органов, имеет большое значение при определении их места в системе разделения властей.

В ст. 21 Федерального закона от 12 июля 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Закон № 67-ФЗ) закреплено, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК РФ) является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации1.

Наряду с термином «федеральный государственный орган» в законе также используются термины «федеральные органы государственной власти» (п. 28 ст. 2, п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 10, подп. «а» п. 7 ст. 48), «органы государственной власти» (п. 7 ст. 22, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 75), «государственные органы» (п. 16 ст. 20, п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 26, п. 1 ст. 53). Они употребляются и при анализе норм Конституции РФ 1993 г., которые характеризуют организацию государственной власти. В частности, в ст. 3, 11, 15, 53, 75, 77 содержится термин «органы государственной власти», а в ст. 33, 120 и 125 — термин «государственные органы». Важно отметить, что все эти термины применяются без четкой смысловой их дифференциации.

Подобное терминологическое многообразие затрудняет понимание места ЦИК РФ в системе государственной власти Российской Федерации, поскольку в законодательстве отсутствует определение государственного органа.

В системе избирательных комиссий, закрепленных ст. 20 Закона № 67-ФЗ, статусом государственных органов наделяются также избирательные комиссии субъектов РФ, поэтому определенный научный и практический интерес может представлять региональный опыт определения правой природы избирательных органов субъектов РФ. Однако региональные подходы к решению данной проблемы неоднозначны. Можно выделить два основных подхода: 1) закрепление статуса избирательной комиссии вне системы органов государственной власти субъекта РФ; данный подход совпадает с положениями Конституции РФ, дублирует положения федерального избирательного законодательства (Республика Мордовия, Республика Татарстан, Тюменская область); 2) отнесение избирательных комиссий к системе органов государственной власти субъекта РФ (Пензенская область, Кемеровская область).

Такая многовариантность еще больше затрудняет решение данной проблемы, поскольку идентичные органы субъектов РФ не обладают, по сути, равным статусом в системе государственной власти.

Научная литература неоднозначно подходит к раскрытию данной проблемы. Ряд авторов считают термины идентичными2, другие предполагают, что общим, собирательным термином характеризующим государственную власть и ее организацию, может быть термин

«государственный орган» или «орган государ-ства»3. В учебной литературе эта проблема даже не затрагивается4.

Для выяснения смыслового содержания указанных понятий стоит обратиться к определению Конституционного Суда РФ от 29 мая 1997 г. о прекращении производства по делу о проверке конституционности Указа Президента РФ от 2 октября 1996 г. «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации». Запрос был направлен Государственной Думой Федерального Собрания РФ, которая подвергала сомнению конституционность нормы п. 1 Положения, определяющего Администрацию как государственный орган. Конституционный Суд РФ высказал мнение

о том, что в данном случае отождествляются понятия «государственный орган» и «орган государственной власти».

Однако, как показывает практика, такое отождествление не является верным. Поскольку Конституция РФ не относит Администрацию Президента РФ к органам государственной власти, она является службой, аппаратом, вспомогательным органом Президента РФ, а не органом государственной власти. На основании этого и проводится разграничение между органами государственной власти и государственными органами; и те и другие охватываются общим понятием «орган государства».

Таким образом, понятие «государственный орган» шире понятия «орган государственной власти», включает его в себя.

Такая трактовка понятия государственного органа была воспринята законодателем и воспроизведена в Федеральном законе от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»5. Статья 1 указанного закона устанавливает, что «государственные органы — органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации».

Указав на наличие иных государственных органов, данное законодательное положение не раскрывает их сущностных характеристик (признаков). В связи с чем целесообразно использовать достижения теоретико-правовой на-

уки, которая выделяет следующие признаки государственного органа6:

- он формируется по воле государства и осуществляет свои функции от имени государства;

- выполняет строго определенные, установленные в законодательном порядке виды и формы деятельности;

- имеет юридически закрепленные организационную структуру, территориальный масштаб деятельности;

- наделен полномочиями государственновластного характера.

На наш взгляд, основной отличительный признак, позволяющий отграничить орган государственной власти от иного государственного органа,— это наделение органа полномочиями государственно-властного характера. Практической реализацией государственно-властных полномочий являются: издание от имени государства юридически обязательных нормативных и индивидуальных актов; наблюдение за строгим выполнением требований, содержащихся в данных актах; обеспечение и защита этих требований от нарушений путем применения мер воспитания, убеждения, разъяснения и поощрения, а в необходимых случаях — также мер государственного принуждения.

Все иные органы, не имеющие собственных государственно-властных полномочий, следует рассматривать в качестве вспомогательных, обеспечивающих органов, создаваемых при органах государственной власти. Они не обладают организационной и функциональной самостоятельностью и независимостью и являются, как правило, вспомогательными аппаратами, призванными обеспечивать деятельность органов государственной власти. В отличие от органов государственной власти статус государственных органов, не обладающих государственно-властными полномочиями, регулируется не законами, а подзаконными актами. К таким органам следует отнести Администрацию Президента РФ, аппараты Правительства РФ, Государственной Думы РФ, Совета Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде РФ. Ряд исследователей относят к этой группе государственных органов Счетную палату РФ, Уполномоченного по правам человека7.

Следует ли относить в эту же группу ЦИК РФ? Представляется, что данный подход неверен, поскольку не соответствует правовой действительности.

Основную проблему при анализе статуса ЦИК РФ составляет то, что Конституция РФ не включает ее в перечень органов федеральной государственной власти. В соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, судебные органы Российской Федерации. Это позволяет ставить под сомнение государственно-властный характер деятельности ЦИК РФ.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 26 декабря 2005 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 260 Гражданского процессуального кодекса РФ в связи с жалобой гражданина Е. Г. Одиянкова отмечается, что избирательные комиссии обладают, по сути, публично-властными функци-ями8. Поскольку ЦИК РФ является федеральным государственным органом, она осуществляет не просто публично-властные, а государственно-властные функции. Государственно -властный характер ее деятельности презюми-руется.

В рамках проводимого исследования целесообразно рассмотреть весь комплекс полномочий ЦИК РФ на предмет наличия государственновластного характера.

В общем виде полномочия ЦИК РФ перечислены в ст. 20, 21 Закона № 67-ФЗ. Из них властный характер имеют следующие:

- назначение выборов в федеральные органы государственной власти (п. 8 ст. 10);

- осуществление контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (подп. «а» п. 9 ст. 21);

- организация финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов; распределение выделенных из федерального бюджета средств на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума; контролирование целевого использования указанных средств (подп. «д» п. 9 ст. 21);

- организация государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума, участие в осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума, в том числе формирование и ведение регистра избирателей, участников референдума (п. 12 ст. 21);

- рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комис-

сий и принятие по ним мотивированных решений; рассмотрение поступивших в период кампании обращений о нарушении закона; проведение проверки по этим обращениям (п. 4 ст. 20; подп. «к» п. 9, п. 10 ст. 21);

- при проведении проверки в связи с обращениями, указанными в п. 4 ст. 20, право обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти (п. 5 ст. 20);

- право издавать в пределах своей компетенции инструкции по вопросам единообразного применения Закона № 67-ФЗ, обязательные для исполнения (п. 13 ст. 21);

- проведение проверки сводных финансовых отчетов и сведений о поступлении и расходовании средств политических партий; контроль источников и размеров имущества, получаемого политическими партиями в виде вступительных членских взносов, пожертвований граждан и юридических лиц (п. 12.1);

- аннулирование регистрации списка кандидатов (ст. 76);

- отмена решения нижестоящей комиссии об итогах голосования и принятие решения о повторном подсчете голосов; признание выборов недействительными (п. 1 ст. 77).

Другим аспектом рассматриваемой проблемы является определение места ЦИК РФ в системе разделения властей в соответствии с Конституцией РФ. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Исходя из буквального толкования данной нормы перечень ветвей государственной власти является закрытым, поэтому место государственных органов должно быть определено в рамках предложенной Конституцией РФ триады. Однако в юридической науке распространено мнение о том, что такие органы не относятся ни к одной из названных ветвей власти. Для определения их роли в системе разделения властей используется термин «федеральные органы государственной власти с особым статусом»9. Другие авторы являются сторонниками новых подходов к теории разделения властей и доказывают необходимость выделения дополнительных ветвей власти — контрольной и избирательной10.

На современном этапе оптимальным разрешением создавшегося противоречия могло бы

стать использование конструкции «орган государственной власти с особым статусом такой-то ветви государственной власти». Данный подход в большей степени соответствует положениям Конституции РФ и не требует ее «революционных» изменений. Его применение возможно при определении места Счетной палаты РФ в системе разделения властей (ее полномочия являются производными от полномочий Федерального Собрания).

Однако функции ЦИК РФ не являются производными по своей сути, они не возложены на комиссию государственным органом власти, а имеют интегративный характер: включают в себя организационные, контрольные, экспертные, консультативные полномочия. Привязка этих полномочий к конкретной ветви власти в рамках действия Конституции РФ вызывает определенные сложности. Ее полномочия по своему характеру лишь отчасти сходны с полномочиями органов исполнительной власти, перечисленных в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Однако включение ЦИК РФ в систему органов исполнительной власти (пусть и с приданием ей особого статуса) негативно скажется на организации избирательного процесса и поставит под сомнение реализацию принципа независимости деятельности избирательных органов.

Представляется, что на современном этапе ЦИК РФ можно охарактеризовать как федеральный орган государственной власти, созданный органами государственной власти (Президентом РФ и Федеральным Собранием РФ) в соответствии с федеральным законодательством для осуществления специальных полномочий в определенной сфере деятельности (организация подготовки и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации). Такой подход

позволит адекватно оценивать значение данного органа в политико-правовых реалиях современной России.

Примечания

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 24. Ст. 2253.

2 См.: Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов. 5-е изд., изм. и доп. М. : Норма, 2006. С. 380.

3 См.: Пафнутьев, А. И., Манцурова, Е. А. К вопросу о наименовании: орган государства, государственный орган или орган государственной власти [Электронный ресурс] // Вестн. Нижегор. ин-та управления : электрон. науч. изд. 2008. Вып. 1. иЯЬ: http://ranhigs-nn.ru/nauka/wp-content/uploads/2012/07/ orgGosVlasti1_08.pdf

4 Хропанюк, В. Н. Теория государства и права : учебник / под ред. В. Г. Стрекозова. М., 1997. С. 10; Венгеров, А. Б. Теория государства и права : учебник. 3-е изд. М. : Юристъ, 1999. С. 156.

5 Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 7. Ст. 776.

6 См.: Теория государства и права / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 2000. С. 99; Органы Советского общенародного государства / отв. ред. Б. Н. Топорнин. М., 1979; Талапина, Э. В. О месте органов государства в государственной системе // Институты административного права России. М., 1999. С. 43-48; Габричидзе, Б. Н. Конституционный статус органов Советского государства. М., 1982. С. 29.

7 См.: Носов, С. И. О соотношении понятий «государство», «государственный аппарат», «государственный орган» и «орган государственной власти» // Гражданин и право. 2007. № 5. С. 3-8.

8 Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 3. Ст. 337.

9 Баглай, М. В. Указ. соч. С. 380.

10 Чиркин, В. Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998. С. 246; Веденеев, Ю. А. Избирательная власть: исторический контекст, политико-правовая сущность и механизм осуществления // Бюл. Центр. избират. комиссии РФ. 1995. № 2. (28). С. 39; Автономов, А. С. Избирательная власть. М. : Права человека, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.