Научная статья на тему 'Публично-властные свойства избирательных комиссий требуют уточнения'

Публично-властные свойства избирательных комиссий требуют уточнения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
271
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ / ВЛАСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОРГАН / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ELECTION’S COMMITTEE / POWERS / AUTHORITY / LEGAL ENTITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Упоров И. В.

В статье рассматривается дискуссионный вопрос, связанный с неопределенностью правового статуса избирательных комиссий с точки зрения публично-властных свойств этих органов. Отмечается, что законодатель в течение более чем двадцати лет менял свою позицию по этому поводу: сначала избиркомы относились к органам власти, а потом стали именоваться «государствен-ными органами» («муниципальными органами») с неопределенным публично-властным правовым положением. Обосновывается авторская позиция о том, что избиркомы должны иметь статус органов власти в ограниченной сфере, а именно в сфере избирательных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Debatable question about legal entity of election’s committee in case of its publicly domineering properties. Noted that during almost twenty years legislator has been changing his position about it: at first, election’s committee referred to authorities, and then they known as authorities with undefined legal entity. Author proves that election’s committee must be defined as a authorities in the sphere of election’s relationships.

Текст научной работы на тему «Публично-властные свойства избирательных комиссий требуют уточнения»

УДК 342.8 №2 (9)/2016, с. 26-30

ПУБЛИЧНО-ВЛАСТНЫЕ СВОЙСТВА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ ТРЕБУЮТ УТОЧНЕНИЯ

Иван Владимирович Упоров

доктор исторических наук, профессор кандидат юридических наук

Краснодарский университет МВД России, г. Краснодар, Российская Федерация E-mail: uporov@list.ru

В статье рассматривается дискуссионный вопрос, связанный с неопределенностью правового статуса избирательных комиссий сточки зрения публично-властных свойств этих органов. Отмечается, что законодатель в течение более чем двадцати лет менял свою позицию по этому поводу: сначала избиркомы относились к органам власти, а потом стали именоваться «государственными органами» («муниципальными органами») с неопределенным публично-властным правовым положением.

Обосновывается авторская позиция о том, что избиркомы должны иметь статус органов власти в ограниченной сфере, а именно в сфере избирательных отношений.

Ключевые слова: избирательные комиссии, властные полномочия, государственный орган, муниципальный орган, правовой статус.

PUBLICLY-DOMINEERING PROPERTIES OF ELECTION'S COMMITTEE REQUIRES TO BE CLARIFIED

Ivan Uporov

Doctor of Historical Sciences, Professor Candidate of Law,

University of the Ministry of Internal Affairs, Krasnodar, Russian Federation

E-mail: uporov@list.ru

Debatable question about legal entity of election's committee in case of its publicly domineering properties. Noted that during almost twenty years legislator has been changing his position about it: at first, election's committee referred to authorities, and then they known as authorities with undefined legal entity. Author proves that election's committee must be defined as a authorities in the sphere of election's relationships.

Key words: election's committee, powers, authority, legal entity.

Избирательные комиссии являются важнейшим звеном в демократическом развитии государства, поскольку эти органы непосредственно обеспечивают реализацию населением своего волеизъявления при проведении выборов разных уровней публичной власти и референдумов, и тем самым граждане получают возможность реализовать конституционное положение о том, что источником власти в России является ее многонациональный народ (ч. 1 ст. 3 Консти-туции России')-

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Спра-вочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения - 31.03.2016 г.).

Однако при этом правовой статус избиркомов в современной российской правовой системе во многом остается неоднозначным. Достаточно указать, что, например, в Конституции России избирательные комиссии вообще не упоминаются; избиркомы отсутствуют в перечне федеральных органов государственной власти, указанном в ч. 1 ст. 11 Конституции России (здесьзначатся Президент России, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство России, а также суды федерального значения). Нет и таких конституционных норм, которые позволяли бы говорить об избирательных комиссиях как «нетрадиционных» органах власти, как, например, говорится о таком «нетрадиционном» органе, как Центральный Банк Российской Федера-

ции, в отношении которого из формулировки ст. 75 Конституции России о том, что ЦБ РФ осуществляет свою функцию по защите и обеспечению устойчивости рубля «независимо от других органов государственной власти (ч. 1 ст. 75), можно сделать вывод о том, что ЦБ РФ имеет властные полномочия [1, с. 83].

Причем такое неопределенное положение сохраняется с самого начала функционирования избирательных комиссий в новейшей России. Так, в Указе Президента России от 20 декабря 1993 г.2, которым предписывалось преобразовать временную Центральную избирательную комиссию по выборам в Совет Федерации ФС и в Государственную Думу ФС в 1993 г. в постоянно действующую Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (далее по тексту - ЦИК РФ), устанавливалось, что ЦИК РФ возглавляет систему избиркомов по проведению выборов федеральных органов госвласти, проведению референдума, выборов представительных органов госвласти субъектов РФ (п. 2 Указа). В Указе подчеркивалось, что при подготовке и проведении выборов ЦИК РФ «независима от других государственных органов». Решения ЦИК РФ, принятые в рамках ее компетенции, объявлялись «обязательными для всех государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и должностных лиц», которые, к тому же обязывались оказывать ЦИК РФ содействие, создавать необходимые условия для работы, а также предоставлять необходимые сведения и материалы (п. 4 Указа).

Итак, в первом же правовом акте, где затрагивался статус ЦИК РФ, были определены следующие правовые характеристик: а) ЦИК РФ является «государственным органом»; б) ЦИК РФ «независима от других государственных органов»; в) решения ЦИК РФ являются «обязательными для всех государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и должностных лиц». При этом следует иметь в виду, что характеристики правового статуса ЦИК РФ переносятся на аналогичные характеристики применительно к избирательным комиссиям субъектов РФ и избирательным комиссиям муниципальных образований.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в рассматриваемом Указе Президента России нигде не говорится прямо о связи

2 О мерах по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации: указ Президента РФ от 20 декабря 1993 г. № 2227 // Собрание актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации^ 1993. - № 52. - № 5060.

ЦИК РФ с властными свойствами, присущими органам публичной власти. Однако из отмеченных правовых характеристик следует, что ЦИК РФ обладает некоторыми властными свойствами, во всяком случае, в сфере изби-рательно-правовых отношений. Спустя десять лет Указом Президента России от 10 января 2003 г. «О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации по вопросам избирательных прав граждан Российской Федерации»3 пункты 2 и 4 отмеченного выше Указа Президента России были исключены, причем эти пункты являлись ключевыми в контексте нашего исследования.

Нам не удалось встретить в литературе причин такого решения. Мы можем предположить, что это было сделано (причем с запозданием) в связи с принятием Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 6 декабря 1994 г.\ где статусные характеристики избирательных комиссий в целом и ЦИК РФ в частности формулировались несколько по-другому, чем в Указе Президента России 1993 г.

Так, в ст. 11 данного закона указывалось, что избиркомы обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан. И далее очень важные законодательные положения: «...при подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, установленной федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также нижестоящих (соответственно уровню проводимых выборов) избирательных комиссий».

Такая интерпретация вызывает немало вопросов. Прежде всего отметим, что законо-

О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации по вопросам избирательных прав граждан Российской Федерации : указ Президента РФ от 10 января 2003 г. № 19 // Собрание законодательства РФ - 2003. - № 3. - Ст. 206.

1 Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации : федер. закон от 06 декабря 1994 г. № 56-ФЗ // Российская газета. - 1994. -10 декабря.

датель никаким образом не квалифицирует избирательные комиссии, то есть избирательные комиссии не называются ни «органами», ни каким другим термином из этого ряда. Равным образом это касалось и ЦИК РФ -так, в ст. 12 рассматриваемого Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» 1994 г. указывалось, что ЦИК РФ «действует на постоянной основе ... совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации: осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан; организует общегосударственную систему регистрации избирателей; разрабатывает стандарты технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий, и осуществляет контроль за их соблюдением; осуществляет меры по организации единообразной системы подведения итогов голосования и установления результатов выборов в Российской Федерации; распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует их целевое использование; оказывает методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе издавать инструкции по вопросам применения настоящего Федерального закона, обязательные для всех избирательных комиссий Российской Федерации».

И получалось, что избирательные комиссии, обладая определенными властными полномочиями (обязательность издаваемых ими актов, в том числе для органов власти), не относились ни к какой категории официальных структур. Между тем таких категорий применительно к избирательным комиссиям может быть только две: «органы» или «учреждения». В нашем случае по рассматриваемому закону 1994 г. состав избирательных комиссий в регионах формировался законодательным (представительным) органом государственной власти (не менее половины состава избирательной комиссии) и исполнительным органом государственной власти, а состав ЦИК РФ формировали Государственная Дума ФС (пять членов из пятнадцати), Совет Федерации ФС (также пять членов из пятнадцати) и Президент России (также пять членов из пятнадцати), причем такой принцип формирования сохраняется до настоящего времени.

Подчеркнем, что в формировании ЦИК РФ участвуют три из четырех федеральных

структур федеральной власти, указанных в ч. 1 ст. 11 Конституции России (неучаствуют только суды). Простая логика подсказывает: структура, которую непосредственно создают (учреждают) органы государственной власти, и которая полностью финансируется из бюджета, не может не иметь отношения к государству, то есть это государственная структура. При этом согласно ст. 11 рассматриваемого закона избирательные комиссии (ЦИК РФ и региональные избиркомы) является юридическими лицами (иные избирательные комиссии также могли быть признаваемыми юридическими лицами в соответствии с законами и другими нор-мативно-правовыми актами субъектов РФ). Далее, поскольку избирательные комиссии создаются не по нормам Гражданского кодекса РФ, а по отдельному закону, регулирующему публичные правоотношения, то избирательные комиссии не могут быть «учреждениями», и, следовательно, могут быть только «органами».

Однако, как мы отмечали, в законе 1994 г. избирательные комиссии, в отличие от Указа Президента России, не именуются ни «органами», ни какими бы то ни было другими структурами, и в этом смысле они как бы «повисают в воздухе». И это при том, что избирательные комиссии обладают признаками органа государственной власти («акты избирательных комиссий ... обязательны...»). Такое неопределенное положение усиливается формулировкой ст. 11 закона 1994 г. о том, что избирательные комиссии «независимы от государственных органов и органов местного самоуправления».

В следующем избирательном законе -Федеральном законе от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»5 законодатель меняет свою позицию, и в ч. 9-13 ст. 21 определяет, что как ЦИК РФ, так и избирательные комиссии субъектов РФ «являются государственными органами, осуществляющими подготовку и проведение выборов и референдумов ... Избирательные комиссии, комиссии референдума в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления... Решения и акты избирательных комиссий, комиссий референдума, принятые в пре-делах их компетенции ... обязательны для

5 Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : федер. закон от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 38. - Ст. 4339.

федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума». Применительно к ЦИК РФ указывается также, что ЦИК РФ «в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, а в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами, также инструкции по вопросам единообразного применения соответствующих федеральных конституционных законов и федеральных законов».

Представляет интерес дефиниция, которую впервые дает российский законодатель в абз. 13 ст. 13 закона 1997 г.: «избирательные комиссии - коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов». Однако в этом определении не обозначается статус избирательных комиссий с точки зрения наличия у них властных полномочий. Кроме того, в этом законе еще нет четкого выделения избирательных комиссий муниципальных образований (указано только, что территориальные комиссии на уровне районов, городов и других населен-ныхтерриторий при определенных условиях могут функционировать в качестве избирательных комиссий муниципальных образований), нет упоминаний о таких комиссиях и в действовавшем к тому времени Федеральном законе от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»6.

В последнем, действующем избирательном законодательном акте - Федеральном законе от 12 июня 2002 г. под тем же названием («Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; мы используем актуальную редакцию)7 законодатель

6 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ // Собрание законодательства РФ - 1995. - № 35. - Ст. 3506.

7 Об основных гарантиях избирательных прав и

права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : федер. закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ

(ред. от 09 марта 2016 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения - 31 марта 2016 г.). _ _ _

использует те же подходы, что и в предыдущем законе, несколько изменяя формулировки и более подробно регулируя различные аспекты деятельности избирательных комиссий. Так, в п. 21 ст. 2 дается следующая дефиниция: «избирательная комиссия - коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов». И опять нет никаких указаний на властные (хотя и ограниченные) полномочия избирательных комиссий.

В целом же суть остается прежней, а именно законодатель в ч. 1 ст. 21 указывает, что ЦИК РФ является «государственным органом», избирательные комиссии субъектов РФ - это «государственные органы» субъектов РФ (ч. 1 ст. 23), избирательная комиссия муниципального образования «является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления» (ч. 1 ст. 24). При этом в законах не указывается на соотношение понятий «государственный орган» и «орган государственной власти», «муниципальный орган» и «орган местного самоуправления».

Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что в отношении избирательной комиссии муниципального образования указывается, что она не входит в систему органов местного самоуправления, в то время как в отношении ЦИК РФ и избирательных комиссий субъектов РФ такого рода оговорки нет. В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»" в ст. 39 повторяется указанное положение («не входит...»), но при этом сама статья располагается в главе под названием «Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления». Нужно также иметь в виду, что такой статус избирательной комиссии муниципального образования был сформулирован в 2005 г.9, а до этого, то есть в первоначальной редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статус избиратель-

8 Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : федер. закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 09 марта 2016 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения - 31 марта 2016 г.).

4 О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 21 июля 2005 г. № 93-Ф3 (ред. от 09.03.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения - 31 марта 2016 г.).

ной комиссии муниципального образования вообще никак не определялся.

Весьма неоднозначная ситуация складывается с законодательной характеристикой статуса избирательной комиссии муниципального образования и в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В первоначальной редакции (2002 г.) указывалось, что «положение избирательной комиссии муниципального образования в системе органов местного самоуправления определяется законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования» (ч. 2 ст. 24). Затем в 2004 г.10 в этой формулировке законы субъектов РФбыли исключены, а в 2005 г., как мы отмечали, появилась формулировка, как и в муниципальном законе, а именно: «Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления» (ч. 2 ст. 24).

Как видно, законодатель резко поменял свою позицию, и это, на наш взгляд, было связано с тем, что органы местного самоуправления, согласно ч. 2 ст. 3 Конституции России, обладают властными полномочиями, и значит, если признать избирательную комиссию органом местного самоуправления, то надо признать и то, что она обладает властными полномочиями, что законодатель

почему-то не желает делать, возможно, потому, что избирательная комиссия не вписывается в конституционное разделение властей на три ветви.

Итак, мы наблюдаем крайне противоречивую позицию российского законодателя по поводу правового статуса избирательных комиссий, и эта неопределенность имеет место уже более двадцати лет [2; 3; 4; 5]. На наш взгляд, здесь нужно прежде всего решить вопрос принципиально, и в этом смысле мы поддерживаем позицию немногих ученых, которые считают, что избирательные комиссии являются органами с властными полномочиями [6; 7 с. 18]. А если конкретизировать, то в избирательном законе целесообразно закрепить следующее определение: «Избирательная комиссия (комиссия референдума) - коллегиальный орган публичной власти в сфере избирательных отношений, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов и референдумов». Соответственно на федеральном уровне ЦИК РФ целесообразно квалифицировать как «федеральный орган государственной власти в сфере избирательных отношений», избирательные комиссии субъектов РФ -«органы государственной власти субъектов РФ в сфере избирательных отношений», избирательные комиссии муниципальных образований - «органы местного самоуправления в сфере избирательных отношений».

Примечания

1. Викулин А. Ю. Деньги и власть. Теория разделения властей и проблемы банковской системы. - М., 2000.-206 с.

2. Макарцев А. А. Избирательная комиссия муниципального образования: к проблеме правового статуса // Российская юстиция. - 2014. - № 8. - С. 9-13.

3. Шерстобоев О. Н. К вопросу о содержании административно-правового статуса органа исполнительной власти: некоторые методологические проблемы определения // Административное право и процесс - 2010. -№ 2. - С. 29-33.

4. Чуров В. Е„ Эбзеев Б. С. Демократия и управление избирательным процессом: отечественная модель // Журнал российского права. - 2011. - № 11. - С. 5-11;

5. Белоусова Е. В. Избирательная комиссия муниципального образования - муниципальный орган с неопределенным статусом // Российский юридический журнал. - 2010. - № 4. - С. 84-91 и др.

6. Автономов А. С. Избирательная власть. - М, 2002.

7. Станских С. Н. Избирательная власть как ветвь государственной власти: к постановке проблемы // Конституционное и муниципальное право. - 2004. - № 1. - С. 16-20.

1(10 внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» : федер. закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (ред. от 18 июля 2005 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения - 31 марта 2016 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.