Научная статья на тему 'Центральная и Юго-Восточная Европа: урегулирование национальных отношений после Второй мировой войны'

Центральная и Юго-Восточная Европа: урегулирование национальных отношений после Второй мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1121
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Центральная и Юго-Восточная Европа: урегулирование национальных отношений после Второй мировой войны»

Яжборовская И.С.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА: УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

В современном мире складывается новая система международных отношений. Для России важно учитывать геополитические реалии в Центральной и Юго-Восточной Европе, находящейся в стадии передела геополитического пространства. Новая ситуация требует расчистки исторических завалов, снятия накопившихся противоречий. Это предполагает возврат к истории национального вопроса и национальных меньшинств в регионе — многочисленных малых и средних народов, особенно в периоды мировых войн и в последующие годы. На его обширных территориях народы были перемешаны, немалые их части раздроблены и рассеяны по просторам многонациональных Австро-Венгерской, Германской и Российской империй. Как только запускались механизмы глобальных антагонизмов ХХ в., Центральная и Юго-Восточная Европа оказывались в эпицентре мировых катаклизмов на стыке интересов супердержав, передела территорий и сфер влияния.

Версальская система, решая в первую очередь геополитические задачи великих держав, в силу множественности сложных проблем не смогла обеспечить комплексную оптимизацию межэтнических, межнациональных отношений. Кардинальные вопросы не были решены, появились новые запутанные ситуации и антагонизмы. Сохранилось множество территорий со сложной национальной структурой, на которые претендовали соседние государства. Новые политические границы, проложенные по территориям со смешанным населением, на практике почти нигде не совпали с этническими размежеваниями. В Польше меньшинства составили 36,7 % населения, в Чехословакии, если отнести при подсчете словаков к меньшинству, — 52,1 %, в Румынии — 26,6, в Албании — 17,8, в Болгарии — 14,64 Это создавало атмосферу постоянной нестабильности. Вполне справедливо суждение, что очаги напряженности «в конечном счете превратили послевоенный мир в двадцатилетнюю мирную передышку между двумя мировыми войнами»2.

Реализуя план нового передела мира и установления мирового господства, Гитлер ловко использовал взаимные претензии стран этого региона, пообещав и оказывая им помощь в создании укрупненных национальных

1 См.: Абашидзе А.Х. Защита прав меньшинств по международному и внутригосударственному праву. М., 1996.

2 Версаль: опыт истории // Версаль и новая Восточная Европа. М., 1996. С. 11.

государств по образу и подобию Великой Германии: за счет югославских и греческих земель — Великой Болгарии, за счет территории Чехословакии, Югославии и Румынии — Великой Венгрии, а также методом территориальных приращений, в последнюю очередь за счет СССР — Великой Румынии. Другим странам и народам было уготовано порабощение под предлогом защиты немецкого меньшинства, расширения жизненного пространства. Немалая часть этого 10-миллионного меньшинства, насчитывавшего 3,3 млн в Чехословакии, свыше 1 млн в Польше и т. д., оказалась податливой на идеи национал-социализма и ревизии Версальского мира, пренебрегая принципом лояльности к странам проживания. Правовая основа международного общения, существовавший уровень гражданских прав были подорваны. Даже ограниченная международная система защиты прав меньшинств перестала действовать.

Вслед за ликвидацией Чехословакии и разделом Польши последовала дележка между Германией, Италией и Венгрией территории Словении. Они, а также Болгария и Албания расчленили и другие территории Югославии. Многим анклавам меньшинств была уготована судьба лакомой добычи и роль разменной монеты во взаиморасчетах союзников. Новая фаза мирового противостояния стала временем ни с чем не сравнимой эскалации насилия, всяческих форм дискриминации народов и меньшинств. В водоворот преследований и уничтожения по национальным мотивам были силой втянуты гигантские массы людей. Огромные насильственные перемещения народов и национальных меньшинств под оптимизацию размещения немцев и их союзников вызвали бесконечную череду гигантских тектонических подвижек. Трагическим итогом войны были огромные людские потери, которые проистекали из гигантских депортаций полиэтнического населения с установкой на изменение государственных границ и размещения народов, а также на принудительную унификацию этнонационального состава. Эта политика проводилась при помощи этнических чисток, с последующим (ценою новых огромных потерь) и лишь частичным возвратом «на свои квартиры» в конце войны. Вот только основные межстрановые акции, не считая различных перемещений внутри отдельных стран, по несколько округленным данным:

1) выселение в 1939-1942 гг. 1,7 млн поляков с отошедших к Третьему рейху польских территорий;

2) депортации и перемещения в 1939-1941 гг. около 1 млн поляков из Западной Украины и Западной Белоруссии, а также беженцев из Польши на север и восток СССР;

3) вывоз в 1940-1944 гг. немцами и зависимыми от них режимами в лагеря смерти около 6 млн евреев;

3) перемещение в 1940-1944 гг. около 500 тыс. немцев из разных частей региона на инкорпорированные в Третий рейх территории;

4) обмен в 1939-1940 гг. в связи с изменением венгерско-румынской границы венгерским и румынским населением (528 тыс. человек);

5) выселение в 1941 г. венграми, немцами и хорватами сербского населения (273 тыс.);

6) бегство поляков (около 200 тыс.) в 1943-1944 г. с Волыни и Западной Украины в генерал-губернаторство в результате террора украинских националистов;

7) эвакуация и бегство на рубеже 1944-1945 гг. перед приближавшейся Советской армией 4,5-5 млн немецких граждан с территорий на востоке от Одера (Одры) и Нейссе (Нысы Лужицкой);

8) выезд и плановое выселение в 1945-1947 гг. около 3,3 млн немцев с переданных Польше территорий в Германию;

9) переселение в 1944-1948 гг. около 4,5 млн поляков на бывшие восточные территории Германии, переданные по Потсдамскому договору Польше;

10) плановое выселение в 1945-1948 гг. примерно 2 млн немцев из чешских приграничных районов в Германию;

11) выселение после войны около 1 млн немцев из Венгрии, Румынии, Словакии и Югославии в Германию;

12) репатриация (экспатриация) и переселение в 1945-1948 гг. около 2,2 млн поляков из Западной Украины и Западной Белоруссии в Польшу;

13) заселение в 1945-1948 гг. чешского приграничья чешским и словацким населением (около 2 млн человек);

14) послевоенные перемещения населения (1944-1948 гг.) между Румынией и Венгрией (425 тыс. человек);

15) выселение в 1945-1947 гг. жившего западнее линии Керзона украинского населения на территорию СССР (500 тыс. человек) и на польские Западные земли (140 тыс. человек);

16) переселение в 1944-1948 гг. 171 тыс. венгров из Словакии, Югославии и Закарпатской Украины в Венгрию; выселение в 1946-1947 гг. 140 тыс. итальянцев из Хорватии в Италию; переезд в 1944-1945 гг. 120 тыс. болгар из Македонии и Греции в Болгарию; переезд в 1945-1951 гг. 184 тыс. турок из Болгарии в Турцию; заселение в 1944-1948 гг. Воеводины сербами и хорватами (255 тыс. человек); и т. д.1

1 См.: ЕЪвгкаг(11 Р. Mi^dzy Rosjq а №ешсашь Р^еш!апу narodowosciowe w Еигор1е Srodkowo-Wschodniej w XX w. W-wa, 1996.

Эти процессы детально описаны в исторической литературе1.

После бесчисленных военных преступлений гитлеризма невозможно было рассчитывать на быструю нормализацию межнациональных отношений. Немецкому народу война принесла горькую расплату за них. Исход немцев начался значительно раньше, чем конференцией руководителей трех великих держав в Потсдаме в августе 1945 г. было принято соответствующее решение, которое затем было оформлено Союзным контрольным советом 20 ноября 1945 г. в виде специального постановления об организации перемещения немецкого населения из Чехословакии, Польши и Венгрии в оккупационные зоны Германии. При проведении этих решений применялся принцип коллективной ответственности, подмявший как виновных, так и невиновных. Проводилась встречная этническая чистка, как правило, реализовывавшаяся силовыми методами на волевой, эмоциональной, а не на правовой основе. Метод встречных переселений и этнических чисток приводил к снятию одних антагонизмов за счет появления других в результате нового ущемления прав меньшинств. Оставшиеся немцы и коренные жители принуждались к ускоренной ассимиляции. К концу 1940-х гг. немцы, как главные агрессоры, виновники всех бедствий, почти исчезли из региона, покинув исторические места многовекового расселения. Массовый исход немецкого населения с территорий Центральной и Юго-Восточной Европы охватил почти 13 млн человек. Доля оставшихся немцев среди населения упала до 0,5 %2. Определенное исключение составили Венгрия и Румыния, где отношения с немцами не были столь антагонистичными.

После войны перечисленные народы и национальные меньшинства региона оказались размещены не так, как до войны. Ни одна из входящих в него стран, несмотря на пертурбации военного времени, не была освобождена от присутствия национальных меньшинств. В государствах, которые, как предполагалось, должны были стать моноэтническими (в Польше, Венгрии и Чехословакии), их численность резко (хотя в немалой степени номинально и в связи с добровольно-принудительной ассимиляцией — из-за отказа от их учета) сократилась, составив 2-5 % населения3. Часть одних меньшинств (украинцы, белорусы, литовцы, венгры, немцы, евреи) оказалась в границах своих государств, другая (и немалая) подвергалась ассимиляции.

На протяжении второй половины ХХ в. на картах и территориях региона просматривались следы двух мировых войн, бурных судеб государств и народов, их взаимных счетов. Межнациональные отношения — как в границах того или иного государства, так и межгосударственные, «соседские» — осложнялись

1 См.: Национальная политика в странах формирующегося советского блока. 1944-1948. М., 2004.

2 См. там же.

3 См. там же.

памятью о конфликтах и несправедливостях. В большей степени это было свойственно Германии, Чехословакии (Чехии и Словакии), Венгрии, Польше, Югославии и Албании. Вначале в международно-правовых актах права национальных меньшинств рассматривались через призму обеспечения индивидуальных прав человека, затем стали рассматриваться как коллективные права. Взаимные претензии и противостояния, как правило, подогревались политическими (преимущественно избирательными) кампаниями.

Попытки организации послевоенного примирения стали предприниматься через 20 лет после окончания Второй мировой войны по инициативе польского католического епископата, нашедшего отклик у Евангелическо-лютеранской церкви Германии. Этот процесс оказался весьма длительным и превратился в интенсивный с развертыванием демократической системной трансформации в регионе — при поддержке сверху и снизу, особенно с подготовкой стран к присоединению к Европейскому союзу.

Последовали примирительные встречи их руководителей — Г. Коля и Т. Мазовецкого (1989 г.), соответствующие жесты в адрес судетских немцев со стороны президента Чехословакии В. Гавела (1990 г.), Словацкого национального совета (1991 г.) и президента Словакии Р. Шустера (2001 г.). Извинения за прошлое в Варшаве принесли президенты ФРГ Р. Херцог (1994 г.) и Й. Рау (1999, 2003 гг.). В 1991 — 1993 гг. 70 -76 % рядовых немцев признали особую моральную ответственность своей страны перед народами Центрально-Восточной Европы в 1995 г. 59 % высказались за принятие этих стран в ЕС1.

Власти Германии, начиная с рубежа 1990-х гг., энергично принимали меры к урегулированию положения немецкого национального меньшинства в странах региона. К 1998 г. вопрос моральной ответственности был практически снят. Приближавшееся вступление в ЕС вынуждало государства региона прислушаться к его рекомендациям относительно принципов вхождения в единое правовое поле, соответствия европейским стандартам, в том числе урегулирования межнациональных и межгосударственных отношений, снятия разногласий и т. д.

В ряде государств (Австрии, Германии, Венгрии, Чехии и Словакии) в XXI в. предвыборная борьба вновь поставила вопрос о послевоенном урегулировании, поскольку правые силы стали зарабатывать популярность на претензиях к соседям, подогревать обнажившиеся конфликты или подспудные споры, не урегулированные по тем или иным причинам международные отношения, восходящие к годам войны, угрожать блокированием приема в ЕС. В частности, выявилось правовое несовершенство государств региона. Встала проблема декретов Э. Бенеша, на основании которых производилось выселение немцев и венгров из Чехословакии (в отличие от Польши, без изменения границ и без

1 См.: Яжборовская И.С. Центрально-Восточная Европа избавляется от трудного наследия войны// Форум 2005. Война и политика (к 60-летию победы в Великой Отечественной войне). М., 2005.

соответствующей легитимации со стороны великих держав). Декреты Бенеша были признаны недействительными, когда в конце 1992 г. в Чехословакии была принята Конституционная хартия прав и свобод. Президент В. Гавел не оправдывал мер несправедливости по отношению к немецкому населению в ходе его массового перемещения.

Официальные круги Австрии смягчили позицию в отношении переселения немцев из Чехословакии. Канцлер В. Шлюссель отказался решать проблему при помощи Европейского суда в Страсбурге, поскольку Европейская конвенция по правам человека вступила в действие позже принятия декретов Бенеша. Победила идея извинений с признанием того, что некоторые декреты Бенеша были беззаконными, а их жертвы должны получить хотя бы символическую компенсацию.

В Словакии продолжал будоражить общественное мнение вопрос о положении и правах венгерского населения.

Апеллирование к структурам Евросоюза и к державам-победительницам во Второй мировой войне привело к активному противодействию с их стороны попыткам пересмотреть ее результаты. Одновременно властям Чехии, Венгрии и Словакии было сделано предупреждение, чтобы они не возвращались к спорам прошлого и сосредоточились на будущности своих стран в единой Европе. ЕС последовательно продолжал политику сдерживания нерешенных противоречий и конфликтов, требуя их постепенного сглаживания.

За последние 20 лет произошел перелом в польско-немецких отношениях. Объединенная Германия признала послевоенную немецко-польскую границу. ФРГ стала главным экономическим партнером Польши, способствовала ее вступлению в ЕС на благоприятных условиях. Германия и Польша превратились в военно-политических союзников в рамках НАТО.

Гданьская декларация по вопросу лиц, выселенных, вынужденных покинуть свое местожительство из-за угрозы смерти и изгнанных, была подписана президентом Польши А. Квасьневским и президентом Германии Й. Рау 29 октября 2003 г. В ней констатируется, что не может быть места «материальным требованиям, взаимным обвинениям и взаимному предъявлению понесенного ущерба и совершенных преступлений»1.

После вступления первых четырех стран региона в Евросоюз 1 мая 2004 г. возродилась проблема трудного военного наследия — депортаций и репрессирования мирного населения, расчетов с Германией за военный ущерб. Ее появление стимулировало предъявление на основании немецкого законодательства немецкими финансовыми организациями и частной адвокатской фирмой претензий на возвращение или компенсацию собственности выселенным с терри-

1 Deklaracja Gdanska w sprawie osob wysiedlonych, zmuszonych do ucieczki

i wyp^dzonych w Europie. Gdansk, 29 pazdziernika 2003//www.lazarski.pl.

тории Польши, бывшей Чехословакии и Калининградской области нескольким миллионам немецких граждан. Западногерманская правовая доктрина не признавала и после объединения Германии установочных территориальных положений Потсдамского договора. Был сделан расчет на Европейский суд по правам человека.

Немецкий канцлер Г. Шредер неоднократно поднимал трудные вопросы в истории немецко-польских отношений, причем в духе, устраивавшем польскую сторону. 1 августа 2004 г. в Варшаве, по случаю 60-й годовщины Варшавского восстания, Шредер осудил все попытки искажения правды о Второй мировой войне и отбросил любые требования, связанные с переселением немцев после войны, в том числе перед международными судами. Он заявил, что не поддерживает инициативу Э. Штейбах о создании в Берлине Центра изгнанных немцев. В ноябре 2004 г. были учреждены посты специальных представителей, которые предназначались как для координации сотрудничества, так и для борьбы с недружественными стереотипами в Польше и Германии.

Польша потребовала, чтобы правительство ФРГ взяло на себя удовлетворение материальных исков немцев, выселенных с территорий, вошедших после войны в состав Польши, и отказалась вернуть часть немецких культурных ценностей, оказавшихся на польской территории. Согласно решениям союзников по антигитлеровской коалиции, по итогам войны Польша законно включила в свой состав восточные земли Германии естественно, что к ней перешли находившиеся там культурные ценности.

Хотя атмосфера во взаимных отношениях весьма улучшилась, между Польшей и Германией продолжают сохраняться разногласия. Польская сторона продолжает выступать против создания Центра изгнанных немцев — Мемориального центра в память о немцах, изгнанных с бывших территорий Третьего рейха («зримого свидетельства»), так как, по ее мнению, это позволит реляти-визировать вину немцев за Вторую мировую войну. В 2009 г. польская сторона предприняла значительные усилия, чтобы не допустить включения Э. Штейнбах в состав фонда, который займется созданием в Берлине Центра изгнанных. И хотя в Германии многие негативно отнеслись к вмешательству Польши во внутренние немецкие дела, под давлением немецкого канцлера А. Меркель Союз изгнанных немцев отказался от делегирования в фонд своего руководителя.

Беспокойство польской стороны вызывает предвыборная программа правящего ныне ХДС, в которой говорится об осуждении всех выселений немцев и подчеркивается, что основой ЕС является право на свободное местожительство. Истцы требуют от правительства Польши возвратить или компенсировать убытки от потери недвижимости и земельных участков. Следует отметить, что германское правительство определенно отмежевалось от частных исков со стороны своих граждан по поводу компенсаций и поддержало отказ Евро-

пейского суда по правам человека (октябрь 2008 г.) признать правомочность нескольких десятков исков, поданных от имени изгнанных и их наследников Прусским попечительским обществом в Европейский суд по правам человека в конце 2006 г. Правительство Польши требует заключения формального международного соглашения, содержащего взаимный отказ от претензий на какие-либо компенсации.

Остается нерешенным ряд проблем, в том числе исторических, что вносит напряженность во взаимные отношения. В Польше, по польским оценкам, проживают примерно 147 тыс. этнических немцев, по немецким данным — 300 тыс.1. Польская сторона считает, что польское зарубежье в Германии насчитывает 1,5-2 млн человек. Это потомки трудовой миграции XIX - начала ХХ в., принудительно вывезенные в годы войны поляки, которые затем остались в Германии, политические беженцы 1980-х гг., а также лица, которые выехали из Польши, декларировавшие свое немецкое происхождение, но поддерживающие контакт с польским языком и культурой. В то время как Польша признает наличие немецкого меньшинства, Германия польского меньшинства — нет. Варшава обращает внимание Берлина, что в настоящее время немецкий язык как родной учат 32 тыс. молодых людей, в Германии же польский как родной изучают только 6 тыс. Президент РП Л. Качиньский считает, что реализация положения Договора о добрососедстве и дружеском сотрудничестве 1991 г. о национальных меньшинствах является асимметричной2.

Истекший период прошел под знаком все более широкого охвата международным правом проблематики последствий Второй мировой войны, сближения правовых установок в той или иной мере втянутых в противостояние ее бывших участников. Вместе с тем в исторической памяти сохраняются несправедливости и обиды прошлых лет, стремление обеспечить гарантии от повторения аналогичных негативных явлений.

Тенденция к примирению и прощению на европейском континенте, в частности в исследуемом регионе, пробивает себе дорогу через завалы былых обид и претензий народов этих стран друг к другу, хотя стремление поставить прошлое на службу интересам различных политических сил все еще дает о себе знать, особенно в республиках бывшей Югославии.

65-летие Победы может стать поводом для мобилизации международных политических механизмов и закрыть проблему негативного наследия Второй мировой войны.

1 См. офиц. сайт МИД Германии /www.auswaertigest.de/diplo/de/Laenderinformationen/ Polen/BiLateraL.htmL

2 См.:Prezydent o stosunkach polsko-niemieckich//www.prezydent.pl (1 kwietnia 2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.