Научная статья на тему 'ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ - РЕГИОН СОТРУДНИЧЕСТВА, А НЕ СОПЕРНИЧЕСТВА'

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ - РЕГИОН СОТРУДНИЧЕСТВА, А НЕ СОПЕРНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
269
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / КИТАЙ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ШОС / ИНДИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / США / ЯПОНИЯ / RUSSIA / CHINA / CENTRAL ASIA / SCO / INDIA / EUROPEAN UNION / REPUBLIC OF KORES / USA / JAPAN / VISIGRAD GROUP

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алимов Рашид Кутбиддинович

Автор, много лет проработавший в Шанхайской организации сотрудничества, рассматривает взаимодействие постсоветских стран Центральной Азии, входящих в ШОС, с ведущими мировыми державами, оценивает помощь, оказываемую среднеазиатским государствам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CENTRAL ASIA - THE REGION OF COOPERATION NOT OF COMPETITION

The article examines the interaction of the post-Soviet countries of Central Asia, members of the Shanghai cooperation organization, with the leading world powers, and assesses the assistance provided to the Central Asian States.

Текст научной работы на тему «ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ - РЕГИОН СОТРУДНИЧЕСТВА, А НЕ СОПЕРНИЧЕСТВА»

УДК 327.(510)+(50)+(470+571)+(73)

Центральная Азия - регион сотрудничества, а не соперничества

Рашид АЛИМОВ

Начало XXI столетия подтверждает прогнозы о перемещении центра мирового развития в сторону Азии. При этом ощутимо возрастает политическая значимость Центральной Азии (ЦА), которую всё чаще и не без оснований называют «сердцем Азии». Китай и Россия исторически и географически тесно связаны с этим самобытным регионом - оживлённым историческим перекрёстком, где с древних времён встречались различные человеческие цивилизации.

Важно отметить, что Китай и Россия ни в древние времена, ни в наши дни не соперничали в Центральной Азии. Наоборот, китайско-российские взаимодействия в этом исключительно важном регионе мира можно назвать взаимодополняющими, которые носят характер стратегического партнёрства, отвечая интересам всех. Ярким тому примером может служить Шанхайская организация сотрудничества [ 1], олицетворяющая собой межгосударственное объединение нового типа.

В 2021 г. ШОС будет отмечать юбилейную дату - 20-летие со дня создания. Появившись на политической карте мира за три месяца до террористических атак в Нью-Йорке и Вашингтоне, новое региональное объединение провозгласило своей приоритетной целью борьбу с международным

АЛИМОВ Рашид Кутбиддинович - доктор политических наук, почётный профессор Института Тайхэ (КНР), экс-генеральный секретарь ШОС (2016-2018 гг.). E-mail: rashid.alimov@outlook.com

Ключевые слова: Россия, Китай, Центральная Азия, ШОС, Индия, Европейский союз, Республика Корея, США, Япония.

1 Алимов Р. Шанхайская организация сотрудничества: глобальный профиль в международных отношениях // Обозреватель-Observer. 2018. № 5.

терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. За два десятилетия ШОС закрепила за собой авторитет ответственной за регион организации, которая последовательно и неуклонно придерживается линии, исключающей блоковые, идеологизированные и конфронтационные подходы к решению актуальных международных и региональных проблем.

Ощутимые результаты даёт плодотворное долгосрочное сотрудничество по укреплению экономических и гуманитарных связей, а также практическое взаимодействие в борьбе с новыми вызовами и угрозами, в первую очередь с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами организованной и транснациональной преступности.

Большое внимание ШОС уделяет скорейшему достижению мира и стабильности в Афганистане, что является важным фактором сохранения и укрепления безопасности в регионе.

Повышенное внимание к Центральной Азии со стороны ведущих стран мира проявилось накануне и в период проведения США и их союзниками по НАТО военной операции «Несокрушимая свобода» [2] на территории Афганистана, осуществлённой в ответ на террористические акты 11 сентября 2001 г.

Значительно возросла востребованность Центральной Азии в урегулировании не только афганского, но и других конфликтов.

В 2007 г. в Ашхабаде (Туркмения) был открыт Региональный центр ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии [3] - первый в истории ООН.

За последние 20 лет целый ряд важных инициатив стран региона был поддержан Генеральной Ассамблеей ООН.

Казахстан, первым из стран региона, был избран непостоянным членом Совета Безопасности ООН на период 2017-2018 гг.

Столицы государств Центральной Азии стали привычным и востребованным местом проведения крупнейших международных форумов, определяющих глобальную повестку дня: от противодействия терроризму и экстремизму, сотрудничества в сфере экономики и водопользования до налаживания диалога между лидерами мировых и традиционных религий.

Место и роль Центральной Азии на мировой арене существенно изменились, как и стремление ведущих стран мира активно развивать сотрудничество с государствами региона.

Друг за друга держаться - ничего не бояться

Россию и Центральную Азию связывают глубокие исторические корни, которые тесно переплелись в советский период. Построенный еди-

ный народнохозяйственный комплекс и в наши дни продолжает работать на социальное и экономическое развитие независимых государств Центральной

2 U. S. Department of State - Operation Enduring Freedom // URL: https://2001-2009.state. gov/r/pa/prs/ps/2006/60083.htm

3 United Nations Regional Centre for Preventive Diplomacy for Central Asia // URL: https:// unrcca.unmissions.org/

Азии. Русский язык выступает в качестве духовного скрепа и языка межнационального общения. В Центральной Азии продолжает жить, работать и растить детей не один миллион этнических русских. От обстановки в Центральной Азии в определённой степени зависит благополучие всего Евразийского континента.

Россия много делает для того, чтобы поддерживать политическую стабильность в регионе:

- весом вклад России в урегулирование конфликтов на постсоветском пространстве, особенно межтаджикского конфликта, признанного ООН в качестве модели решения внутригосударственных конфликтов;

- при лидерстве России в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) удалось добиться эффективного взаимодействия стран региона в области безопасности;

- динамично развивается экономическое сотрудничество, в том числе в рамках Договора о зоне свободной торговли Содружества Независимых Государств (СНГ);

- созданы благоприятные условия для трудовой миграции из стран Центральной Азии в Россию.

Россия неизменно остаётся одним из ключевых торговых партнёров в регионе.

По данным ФТС России, в 2019 г. её внешнеторговый оборот со странами ЦА составил 28,65 млрд долл.; 20 млрд - с Казахстаном, 1,88 млрд -с Киргизией, 990 млн - с Таджикистаном, 690 млн -с Туркменией, 5,09 млрд - с Узбекистаном [ 4].

Россия также является крупнейшим инвестором в Центральной Азии.

Накопленные российские инвестиции в этом регионе составляют около 20 млрд долл., в том числе:

- 47% - ТЭК;

- 22% - цветная металлургия;

- 15% - телекоммуникации.

В стране работает более 10 тыс. российских и совместных предприятий.

Россия оказывает содействие в решении странами ЦА задач устойчивого развития.

За период с 2008 по 2019 г. объём финансирования составил более 6 млрд долл. (свыше 4,2 млрд -на двусторонней основе, около 2 млрд - по линии международных организаций, прежде всего ООН).

На сегодня в Российской Федерации на постоянной основе пребывает более 4 млн граждан стран ЦА.

За 2013-2018 гг. ими переведено на родину свыше 55,2 млрд долл. По оценкам ряда экспертов, трудовыми мигрантами создаётся около 10% ВВП России, что указывает на обоюдовыгодный характер такого взаимодействия [ 5].

Другой важной составляющей сотрудничества России с Центральной Азией является поддержание мира и стабильности и обеспечение безопасности в регионе. Угрозы безопасности для стран Центральной Азии исходят от международных террористических организаций и кризиса в соседнем Афганистане. С террористической угрозой неразрывно связана и наркотическая проблема. Гарантом безопасности в регионе служит российское военное базирование в Таджикистане (201-я российская военная база) и Киргизии (авиабаза «Кант»).

4 Федеральная таможенная служба РФ - Таможенная статистика внешней торговли // URL: http://stat.customs.ru/apex/f?p=201:7:4425529528815155:: NO

5 Министерство иностранных дел Российской Федерации - Россия и Центральная Азия // URL: https://www.mid.m/rossia-i-problemy-central-noj-azü

Россия и страны Центральной Азии видят друг в друге надёжных партнёров, а сложившиеся в новых условиях отношения - привилегированными. Со всеми государствами Центральной Азии у России сложились отношения стратегического партнёрства, а с боль-

шинством из них - союзничества, что предполагает взаимопомощь в случае агрессии или иных существенных угроз безопасности друг друга.

Как гласит русская пословица: «Друг за друга держаться - ничего не бояться».

Быстро - это медленно, но без перерыва

Япония первой после создания

ШОС и начала антитеррористической операции в Афганистане предложила центральноазиатским партнёрам открыть диалоговый формат регулярных встреч глав внешнеполитических ведомств для обсуждения актуальных для Японии и стран региона вопросов.

С 2004 г. инициатива получила свою официальную «прописку», а через два года стороны приняли План действий, который предусматривал продвижение в пяти областях:

- политический диалог и международное взаимодействие;

- региональное сотрудничество по актуальным проблемам;

- развитие бизнеса;

- интеллектуальный диалог, а также культурный и гуманитарный обмены [ 6].

Не все ожидания и далеко не сразу воплотились в жизнь. Шаги навстречу были короткими и небыстрыми. Однако, и это важно отметить, диалог внёс свой позитивный вклад в расширение и укрепление связей Японии со странами Центральной Азии.

Через 10 лет была принята первая «дорожная карта» сотрудничества в сфере сельского хозяйства.

В 2017 г.- «дорожная карта» регионального сотрудничества в области транспорта и логистики, которая была подкреплена помощью в объёме

24 млрд иен (около 216 млн долл.).

На седьмой встрече (18 мая 2019 г., Душанбе) число участников расширилось: впервые в ней в качестве почётного гостя принял участие министр иностранных дел Исламской Республики Афганистан.

По оценке японской стороны, со времени обретения независимости свыше 10 тыс. чел. из стран Центральной Азии прошли стажировку и обучение в Японии; в свою очередь, около 3,5 тыс. японских экспертов за этот период посетили регион.

Диалог также активизировал обмены между восьмью японскими и 16 центральноазиатскими университетами и исследовательскими центрами.

За период с 2015 по 2019 г. общий объём финансирования проектов, осуществлённых или запланированных между Японией и Центральной Азией, достиг примерно 2,8 трлн иен (около

25 млрд долл.).

По данным до Министерства иностранных дел Японии, до 2017 г. странам Центральной Азии было выделено:

- 568 млрд иен (5,39 млрд долл. в текущих ценах) официальной помощи развитию, из них 413,86 млрд иен в качестве кредитов (Казахстану -95,15 млрд, Киргизии - 37,58 млрд, Туркмении -4,5 млрд, Узбекистану - 276,63 млрд); 96,05 млрд

6 Ministry of Foreign Affairs of Japan - «Central Asia plus Japan» Dialogue // URL: https://www. mofa.go.jp/region/europe/dialogue/action0606.html

иен грантовой помощи (Казахстану - 6,34 млрд, Киргизии - 28,37 млрд, Таджикистану - 35,19 млрд, Туркмении - 0,64 млрд, Узбекистану - 25,51 млрд);

- 58,05 млрд иен было направлено на техническое сотрудничество (Казахстану - 13,45 млрд, Киргизии - 17,9 млрд, Таджикистану - 7,88 млрд, Туркмении - 1,12 млрд, Узбекистану - 17,7 млрд) [7].

Страна восходящего солнца нацелена последовательно развивать сотрудничество с регионом, несмотря на территориальную отдалённость друг друга.

Главное, как гласит японская пословица: «Продвигаться вперёд, пусть медленно, но без перерыва».

Небольшие потоки образуют большие реки

Европейский союз сразу же после развала Советского Союза начал взаимодействие со странами Центральной Азии через инициированную им программу Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States - ТАСШ, которая охватывала всё новые независимые государства на постсоветском пространстве, входившие в Содружество Независимых Государств (СНГ) [8].

В рамках программы с 1992 по 2007 г. для поддержания и проведения институциональных реформ Европейская комиссия (ЕК) предоставила странам Центрально-Азиатского региона помощь в размере 1,1 млрд евро [ 9].

По мере повышения роли региона в противодействии современным угрозам и вызовам, содействия урегулированию затянувшегося конф-

ликта в Афганистане, а также стремясь укрепить сотрудничество и взаимодействие со странами региона, в июне 2007 г. ЕС принял Стратегию нового партнёрства с Центральной Азией [ 10]. Формат «ЕС плюс ЦА» предполагал проведение регулярных встреч ЕС и министров иностранных дел Центральной Азии, первая из которых состоялась 27-28 марта 2007 г. в Астане (совр. Нур-Султан) [ 11].

При этом Европейский союз обещал поддержать принятую стратегию увеличением адресной помощи.

На период с 2014 по 2020 г. ЕС выделил 1,1 млрд евро на сотрудничество с Центральной Азией, в том числе свыше 454 млн евро на региональные программы, из которых каждый четвёртый евро -115 млн - был предназначен для программы обмена студентами и преподавателями [12].

7 Ministry of Foreign Affairs of Japan - Japan-Europe Relations // URL: https://www.mofa. go.jp/region/europe/index.html

8 European Commission - EC Technichal Assistance to the Commonwealthe of Independent States and Georgia: The TACIS Programm // URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/ detail/en/MEMO_92_54

9 European Commission - Ferrero-Waldner to attend EU-Central Asia ministerial Troika 27/28 March // URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_07_420

10 EU External Action Service - Central Asia // URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/ headquarters-homepage/2068/central-asia_en

11 European Commission - Ferrero-Waldner to attend EU-Central Asia ministerial Troika 27/28 March // URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_07_420

12 EU External Action - Factsheet on the new EU Strategy on Central Asia // URL: http://eeas. europa.eu/sites/eeas/files/factsheet_centralasia_2019.pdf

Однако центральноазиатские партнёры ЕС были не полностью удовлетворены практическими достижениями Стратегии, в первую очередь объёмом инвестиций в реальный сектор экономики и инфраструктуру. Прозвучавшая конструктивная критика была учтена при подготовке новой Стратегии, которая получила амбициозное название «ЕС и Центральная Азия: Новые возможности для сильного партнёрства» (The EU and Central Asia: New Opportunities) [13]. 17 июня 2019 г. документ был утверждён Советом ЕС.

Новую стратегию можно охарактеризовать как попытку добиться «синергии трёх партнёрств»: всеобъ-

емлющего партнёрства, устойчивого партнёрства и партнёрства, ведущего к процветанию.

С учётом внезапно вспыхнувшей и охватившей весь мир пандемии коронавируса достичь поставленных целей Стратегии, скорее всего, будет непросто, однако стороны намерены совместными усилиями преодолеть возникшие препятствия. Об этом шла речь на последней министерской встрече «ЕС и Центральная Азия», которая состоялась в формате видеоконференции 12 июня 2020 г. Как гласит французская пословица: «Большая река образуется из небольших потоков».

На бамбуковом поле вырастает бамбук

В 2007 г. в Корее была заложена

традиция проведения форума по сотрудничеству «Республика Корея -Центральная Азия». С каждым годом растёт вклад форума в расширение взаимодействия в сферах, имеющих потенциал для расширения двустороннего и многостороннего сотрудничества. В Центральной Азии повышенным остаётся интерес к:

- опыту экономического развития Кореи;

- деятельности особых экономических зон;

- достижениям в сфере науки и технологий;

- «зелёной энергетике»;

- сельскому хозяйству;

- медицине и здравоохранению;

- культуре и образованию.

Эти и другие области сотрудничества определены участниками форума в качестве приоритетных.

По данным Министерства иностранных дел Республики Корея, в 2019 г. объём накопленных инвестиций в страны Центральной Азии составил 5,7 млрд долл., причём 3,99 млрд и 1,54 млрд были направлены в Казахстан и Узбекистан соответственно [14].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важным фактором для укрепления сотрудничества являются и корейские диаспоры, которые играют заметную роль в общественной и деловой жизни в некоторых странах Центральной Азии.

В ноябре 2016 г. на X юбилейной сессии было объявлено о создании

13 EU External Action Service - New EU Strategy on Central Asia // URL: https://eeas.europa. eu/headquarters/headquarters-homepage/62412/new-eu-strategy-central-asia_en

14 Ministry of Foreign Affairs of Republic of Korea - Information on Countries and Other Areas // URL: http://www.mofa.go.kr/eng/wpge/m_21618/contents.do#:~: text=The%20accumulative%20 sum%20of%20Korean, Turkmenistan%201%2C000%2C%20Tajikistan%20800)

Секретариата форума, который позднее был учреждён при Корейском фонде международного обмена [14].

12-й форум сотрудничества «Центральная Азия - Республика Корея» прошёл в г. Нур-Султане (16 октября 2019 г.).

Несмотря на пандемию, 29 июня 2020 г. в формате видеоконференции состоялось подписание Меморандума о взаимопонимании между торгово-

промышленными палатами стран Центральной Азии и Корейской ассоциацией международной торговли (ЕИК) о создании Делового совета «Корея - Центральная Азия». Этот шаг можно рассматривать как стремление обеих сторон не останавливаться на достигнутом и добиться поставленных целей. Как следует из корейской народной мудрости: «На бамбуковом поле обязательно вырастет бамбук».

Дерево познаётся по плодам

В2011 г. США анонсировали идею

запуска собственной инициативы «Новый Шелковый путь», которая ушла в историю, не найдя широкой поддержки в регионе. Вместо неё был предложен формат диалога «США и Центральная Азия». По замыслу, такой «объединённый» формат диалога мог бы дополнить двусторонние отношения в регионе, особенно в сферах, в которых региональный подход может дать относительные преимущества.

На первой встрече в формате 1 + 5 на министерском уровне (Самарканд, ноябрь 2015 г.) министры иностранных дел стран Центральной Азии и государственный секретарь США договорились сосредоточить внимание на трёх представляющих общий интерес ключевых направлениях:

- безопасности - с акцентом на проблемы борьбы с терроризмом;

- экономике - с упором на улучшение региональных торговых потоков, а также перспектив для торговли и инвестиций США;

- проблемах окружающей среды.

На второй встрече (август 2016 г., Вашингтон) министры договорились запустить пять проектов по указанным направлениям [15].

Один из пяти проектов - «Борьба против терроризма в формате 1 + 5» -был осуществлён под эгидой Института мира США.

Координатором других четырёх проектов выступило Агентство США по международному развитию.

Внимание участников проектов было сосредоточено на:

- поиске эффективных путей развития частного сектора в Центральной Азии;

- улучшении транспортного сектора и логистики;

- внедрении передовых решений в области энергоснабжения и технологий с низким уровнем эмиссий;

- поддержке национального и регионального планирования в области адаптации с выявлением рисков для окружающей среды.

На реализацию всех указанных проектов конгресс США выделил 15 млн долл. [15]

15 Информационный бюллетень о формате C5 + 1 // URL: https://medium.eom/@ USApoRusski/информационный-бюллетень-о-формате-c5-1-f782c871b684

Встреча 2017 г. была посвящена теме укрепления экономического сотрудничества региона с Афганистаном, а в 2018 и 2019 гг. участники заседаний сосредоточились в основном на обсуждении вопросов укрепления сотрудничества между США и Центральной Азией, интеграционных процессах в регионе и совместном реагировании на современные угрозы. В Ташкенте (2 февраля 2020 г.) руководители внешнеполитических ведомств сфокусировали внимание на укреплении диалога по угрозам, исходящим от иностранных террористов-боевиков, обмене передовым опытом по противодействию терроризму и экстремизму. Несмотря на остроту ситуации, связанную с СОУЮ-19, 30 июня 2020 г. состоялась внеочередная встреча руководителей внешнеполитических ведомств США и стран Центральной Азии. В формате видеоконференции были обсуждены вопросы региональной стабильности, включая положение в Афганистане, а также торгово-экономическое сотрудничество и обеспечение продовольственной безопасности в регионе.

В новой Стратегии Соединённых Штатов в Центральной Азии на 2019-2025 гг.: укрепление суверенитета и экономического процветания отмечается, что США за последние 25 с лишним лет предоставили странам региона помощь на сумму более 9 млрд долл., а также обеспечили финансирование более 40 тыс. учебных и профессиональных обменов.

29% от этой суммы были направлены на мир и безопасность, 28% - гуманитарную помощь, 16% - экономический рост, 11% - демократию, 8% - здоровье, образование и социальные услуги, 8% - на другие цели.

Свыше 90 млн долл. были предназначены на обеспечение безопасности границ и создание 13 оперативных пограничных постов по всему региону.

Кроме того, как отмечается в документе, американский бизнес инвестировал порядка 31 млрд долл. в коммерческие предприятия в регионе [ 16].

Нет необходимости говорить о существенной разнице объёма инвестиций в страны региона.

Примечательно, что в начале 2020 г. американская сторона сделала также заявление о том, что Соединённые Штаты не оспаривают огромное влияние, которое Россия исторически имеет в Центральной Азии, однако хотят присутствовать в регионе и предоставлять странам альтернативные возможности, а также «продолжать защищать их способность оставаться суверенными и независимыми государствами, что мы всегда делали с тех пор, как они получили независимость более 25 лет назад». При этом было также отмечено наличие «соперничества» между Россией и Китаем в Центральной Азии» [ 17].

Какая страна региона, по какому поводу и когда обращалась к США за защитой собственного суверенитета, уточнено не было.

Как просвещает нас английская пословица: «Дерево познаётся по плодам».

16 U. S. Department of State - United States Strategy for Central Asia 2019-2025: Advancing Sovereignty and Economic Prosperity (Overview) // URL: https://www.state.gov/united-states-strategy-for-central-asia-2019-2025-advancing-sovereignty-and-economic-prosperity/

17 США не оспаривают влияние РФ в Средней Азии, но хотят присутствовать в регионе // ТАСС // URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/7695447

Хорошее начало - половина успеха

В 2012 г. Индия анонсировала свой

проект под названием «Политика соединения с Центральной Азией» (Connect Central Asia Policy) [18] для улучшения состояния торгово-экономического сотрудничества с дружественными странами региона, а также расширения взаимодействия в сфере безопасности, включая тесные консультации по Афганистану.

«Политика соединения с Центральной Азией» получила развитие в 2015 г., когда премьер-министр На-рендра Моди стал первым индийским главой государства, посетившим все пять стран региона в период с 6 по 13 июля. С тех пор был достигнут значительный прогресс в сотрудничестве, особенно в областях обороны, энергетики и взаимосвязанности. Как известно, Республика Индия в 2017 г. на саммите ШОС (Астана) была вместе с Исламской Республикой Пакистан принята в качестве полноправного члена Шанхайской организации сотрудничества.

Однако первый диалог «Индия -Центральная Азия» на уровне министров иностранных дел состоялся лишь в январе 2019 г. Встреча прошла с участием Афганистана в формате 1 + 5 + 1.

Особое внимание было уделено мерам содействия росту взаимной торговли, перспективам укрепления взаимодействия в области привлечения инвестиций, инноваций и технологий в экономику стран региона, развитию транзитного и транспортно-коммуникационного потенциала

государств Центральной Азии, сотрудничеству в области туризма, а также осуществлению конкретных совместных проектов в сферах науки, медицины, образования и спорта.

В качестве практического шага индийская сторона предложила создать Группу развития Индии и Центральной Азии для укрепления партнёрства, а также начать диалог по воздушным коридорам со странами региона, которые не имеют выхода к морю. Кроме того, Индия предложила партнёрам участвовать в проекте строительства морского порта Чабахар. Как ожидается, такой прагматичный подход может способствовать увеличению объёма взаимной торговли, который в настоящее время составляет менее 2 млрд долл. [19]

Заинтересованность в расширении связей проявили и деловые круги обеих сторон.

По инициативе торговых палат шести стран (6 февраля 2020 г.) состоялось учредительное заседание Делового совета Индия - Центральная Азия. В фокусе приоритетного внимания Совета станет сотрудничество в:

- области энергетики;

- агропромышленного комплекса;

- пищевой и текстильной промышленности;

- туризма;

- фармацевтики;

- естественных наук.

Как подсказывает индийская пословица: «Хорошее начало - половина успеха».

18 Ministry of External Affairs of India - Keynote address by MOS Shri E. Ahamed at First India-Central Asia Dialogue // URL: https://www.mea.gov.in/Speeches-Statements.htm?dtl/19791/

19 India - Central Asia Dialogue // Drishti IAS // URL: https://www.drishtiias.com/daily-updates/daily-news-analysis/india-central-asia-dialogue

Для того, кто хочет, нет ничего трудного

Первая министерская встреча в формате 5 + 4 «Центральная Азия и Вишеградская группа*» состоялась 27 февраля 2018 г. [ 20] Нельзя исключать, что «европейская четвёрка - У-4», входящая в Европейский союз, решила выработать свой особый алгоритм сотрудничества с Центральной Азией. Заинте-

ресованность развивать формат проявляет и «центральноазиатская пятёрка». Пока рано говорить о перспективах партнёрства, так как сделаны только первые шаги навстречу друг другу.

Однако как гласит польская пословица: «Для того, кто хочет, нет ничего трудного».

Взаимное доверие - основа дружбы

Китай в числе первых признал независимость и суверенитет новых государств Центральной Азии.

На рубеже 2021-2022 гг. Китай и его центральноазиатские партнёры будут отмечать 30-летие установления дипломатических отношений. Все эти годы сотрудничество развивалось по нарастающей и отличалось крепнущей из года в год дружбой, растущим взаимопониманием и взаимным доверием. Оставшийся от истории пограничный вопрос был полностью и окончательно урегулирован, что открыло самые широкие перспективы для развития добрососедских отношений в XXI в. Общим достоянием является и совместно выстроенная за эти годы устойчивая, отвечающая коренным интересам Китая и государств Центральной Азии архитектура дружеских отношений, отличающаяся прочностью фундамента и мозаикой углублённого стратегического партнёрства.

Центральная Азия играет стратегически важную роль в обеспечении национальной безопасности современного Китая. В сотрудничестве с Россией и центральноазиатскими партнёрами, а также в рамках ШОС предпринимаются эффективные меры для совместной борьбы с «тремя злами», в том числе незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности. Налажено практическое сотрудничество по совместному противодействию угрозам и вызовам в информационном пространстве, в особенности использованию Интернета в террористических и криминальных целях. Опасность и вредоносность подобных действий со всей очевидностью проявилась в период планетарного распространения пандемии корона-вируса СОУЮ-19.

Угроза экстремального правого терроризма особенно возросла, когда около половины населения зем-

20 Meeting of FMs of Visegrad, Central Asian countries held in Budapest, Hungary // Xinhua News Agency // URL: http://www.xinhuanet.com/english/2018-02/28/c_137004407.htm

* В Вишеградскую группу ходят четыре центральноевропейских государства: Венгрия, Польша, Словакия и Чехия.

ного шара было вынуждено находиться дома и проводить много времени в виртуальном мире. С подачи отдельных западных политиков правые группы начали распространять ложную информацию о происхождении СОУ1Ю-19; о взаимосвязи инфраструктуры пятого поколения мобильной связи 5G с распространением коронавируса и высокой смертностью, а также другие бредовые «теории заговора против человечества».

В Центральной Азии, равно как и в мировом сообществе, дали решительный отпор фейковым новостям, высоко оценили меры Китая по борьбе с коронавирусом. Укреплению взаимодействия в борьбе с пандемией, а также проблемам

восстановления торгово-экономического сотрудничества, координации усилий на международной арене и в вопросах обеспечения региональной безопасности была посвящена министерская встреча руководителей внешнеполитических ведомств Китая и стран Центральной Азии. Первая встреча в новом формате состоялась 16 июля 2020 г. Несмотря на то что она прошла в формате видеоконференции, её участники в конструктивной и доверительной форме обсудили самые актуальные вопросы сотрудничества в сложившихся условиях. У добрых соседей и стратегических партнёров не бывает запретных тем и непреодолимых препятствий.

Близкие соседи лучше дальних родственников

Сосед для народов Центральной Азии - не чисто географическое понятие, это прежде всего моральная категория. Этическая норма народов Востока предпочитает близкого соседа дальнему родственнику.

Китай и страны Центральной Азии смогли в полной мере эффективно использовать свои географические преимущества для развития многопланового сотрудничества. Правда, в отличие от России, с которой народы Центральной Азии 70 лет жили одной дружной семьёй и имели единый хозяйственный комплекс, Китаю необходимо было совместно с партнёрами налаживать экономические, торговые и культурно-гуманитарные связи, что называется, с чистого листа. И это, несмотря на большие сомнения скептиков,- удалось!

За короткий период времени не имеющая выхода к морским путям Центральная Азия превратилась в крупнейший на планете сухопутный порт и востребованное транзитное пространство. Там, где вершины гор смыкаются с небом, куда редко заглядывают даже снежные барсы, а орлы не вьют гнезда, с начала XXI в. через построенные «Небесные ворота» непрерывно идут караваны грузовых машин с товарами из Китая и обратно. Там, где раньше была безмолвная и бескрайняя голая степь, выросли города и проложены железные дороги до Европы.

Только через Казахстан за последние два десятилетия проложено 11 автомобильных и 6 железнодорожных международных магистралей, по которым ежегодно проходит около 60% всех

товарных составов, следующих по маршруту Китай - Европа - Китай [21].

Специальный терминал, построенный Казахстаном в новом китайском международном порту Ляньюньган, обеспечил долгожданный выход стран Центральной Азии к Тихому океану и к рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона.

На фоне попыток подрыва глобализации неуклонно растёт востребованность инициативы «Пояс и путь», расширяется транспортная взаимосвязанность Китая и Центральной Азии. Невозможное стало возможным. На глазах современников в рекордно короткие сроки на новой технологической основе был воссоздан Великий Шёлковый путь.

Важно, что в торгово-экономическое сотрудничество между Китаем и странами Центральной Азии активно включились приграничные районы, дальние и близкие провинции и области, города-побратимы; установились прямые контакты между компаниями и предприятиями, научными и образовательными учреждениями.

Синергетический эффект дало взаимодействие в транспортной и энергетической областях, геолого-минералогической разведке и добыче,

а также в сфере сельского хозяйства, телекоммуникации и инфраструктуры.

Динамика торговли между Китаем и странами Центральной Азии свидетельствует о том, что это далеко не «шоссе с односторонним движением», а полнокровное взаимовыгодное сотрудничество.

В частности, за период с 2001 по 2019 г. товарооборот между Китаем и странами региона увеличился в 30 раз: с 1 млрд 508 млн в 2001 г. до 46,5 млрд в 2019 г. [ 22]

Стороны успешно преодолели трудности, вызванные мировым финансово-экономическим кризисом. Его уроки учитываются при координации и принятии совместных мер по смягчению негативных последствий на экономику региона в связи с пандемией коронавируса. Министры иностранных дел Китая и стран Центральной Азии уделили этой теме особое внимание на первой встрече, прошедшей в формате видеоконференции (16 июля 2020 г.).

Иметь деньги, да не помогать другим, всё равно что войти в пещеру с драгоценностями, а вернуться с пустыми руками

Китай наряду с Россией выдвинулся в лидеры среди зарубежных торговых партнёров стран Центральной Азии. Созданные обеими сторонами

благоприятные условия для производственно-хозяйственной деятельности способствовали активизации инвестиционного сотрудничества.

21 Посольство Китайской Народной Республики в Республике Казахстан - Инициатива «Пояс и путь» является великой идеей с перспективой - первый президент Казахстана Н. Назарбаев // URL: http://kz.china-embassy.org/rus/zhgx/t1660011.htm

22 Trade Map - International Trade Statistics // URL: https://www.trademap.org/tradestat/ Product_SelProduct_TS.aspx?nvpm=1%7c%7c%7c%7c%7cTOTAL%7c%7c%7c2%7c1%7c1%7c1%7 c2%7c1%7c1%7c1%7c1%7c1

По состоянию на начало 2019 г. объём прямых китайских инвестиций в регион приблизился к 20 млрд долл. (в Казахстан - 9,27 млрд, Киргизию - 1,39 млрд, Таджикистан - 1,95 млрд, Туркмению - 0,31 млрд, Узбекистан - 7 млрд) [ 23].

За этими цифрами - десятки совместных предприятий, сотни новых объектов и тысячи рабочих мест.

Одним из примеров инвестиционного сотрудничества может служить трансрегиональный газопровод Центральная Азия - Китай, в который вовлечены все страны региона.

После ввода газопровода на полную мощность Китай ежегодно гарантированно будет получать 65 млрд куб. м голубого топлива [ 24]; страны региона, наряду с прямыми инвестициями в национальные экономики, в течение 30 лет будут иметь гарантированные поступления в бюджеты за продажу и транзит газа, а сотни людей - постоянные рабочие места.

На строительстве участка газопровода Бей-неу - Бозой - Шымкент работали около 4 тыс. чел., причём 90% из них - казахстанские специалисты.

Наряду с обеспечением транзита газопровод позволил газифицировать 577 населённых пунктов, 230 из которых расположены в Южно-Казахстанской области. С вводом нового газопровода Южный Казахстан смог полностью перейти на отечественный газ.

Другой пример - инвестиции в развитие промышленности строительных материалов Таджикистана.

Благодаря современным китайским технологиям богатый минеральными ресурсами Таджикистан за короткий промежуток времени из традиционного импортёра цемента стал одним из крупнейших экспортёров этого строительного материала в регионе.

Три созданных совместно с китайской компанией «Хуаксин» предприятия за три года производственной деятельности (начиная с 2015 г.) при полном удовлетворении внутренних потребностей, увеличили экспорт цемента на внешние рынки в три раза, доведя его объём до 1,5 млн т.

Режим наибольшего благоприятствования в торговле позволил Китаю в 2019 г. довести внешнеторговый оборот с Узбекистаном до 7,2 млрд долл. [ 25]

На начало 2020 г. в республике действовали 1652 предприятия (16% от общей численности) с китайскими инвестициями, из них каждое третье предприятие - 531 - было создано в 2019 г.

При этом свыше 120 действующих предприятий - со 100%-ным китайским капиталом. Китайско-узбекское экономическое сотрудничество позволило дополнительно создать более 20 тыс. рабочих мест в самых различных отраслях экономики [ 26].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дополнительные возможности сотрудничества открылись с подключением Узбекистана к железнодорожному транспортному коридору Китай - Казахстан - Туркмения - Иран в рамках реализации проекта «Новый Евразийский сухопутный мост», со-

23 Ministry of Commerce People's Republic of China // URL: http://english.mofcom.gov.cn/

24 300 млрд кубометров природного газа экспортировано из Центральной Азии в Китай за 10 лет // Синьхуа Новости // URL: http://russian.news.cn/2020-01/08/c_138685972.htm

25 Trade Map - International Trade Statistics // URL: https://www.trademap.org/tradestat/ Product_SelProduct_TS.aspx?nvpm=1%7c%7c%7c%7c%7cTOTAL%7c%7c%7c2%7c1%7c1%7c1%7 c2%7c1%7c1%7c1%7c1%7c1

26 Узбекско-китайские отношения в период пандемии COVID-19 // CABAR // URL: https:// cabar.asia/ru/uzbeksko-kitajskie-otnosheniya-v-period-pandemii-covid-19/#_ftn2

единяющего прибрежные районы Китая через страны Центральной Азии с государствами ЕС [26].

Китайские инвестиции и технологии способствовали значительному снижению топливно-энергетической зависимости Киргизии, которая не располагает собственными богатыми нефтяными месторождениями.

Строительство и последующая эксплуатация нефтеперерабатывающих заводов Джунда (г. Ка-ра-Балта) и Токмок (г. Токмок) позволила в основном обеспечить внутренний рынок горюче-смазочными материалами. Свыше двух тысяч местных жителей получили постоянную работу, а бюджет страны - значительные налоговые поступления.

К примеру, Токмокский НПЗ по итогам 2018 г. стал вторым самым крупным налогоплательщиком в стране [ 27].

Очевидно, что участие центральноазиатских государств в совместном продвижении инициативы «Пояс и путь» открыло новые горизонты сотрудничества в торгово-экономической сфере, где заложен основательный фундамент. Чтобы ни говорили критики и злопыхатели, многопрофильное сотрудничество Китая и стран Центральной Азии способствует устойчивому социально-экономическому развитию региона. Пекин не вмешивается во внутренние дела стран-партнёров, он оказывает им адресную безвозмездную и несвязанную обязательствами помощь, исчисляемую миллиардами долларов, не навязывая своих ценностей и с уважением относясь к избранному партнёрами пути развития, который отвечает их национальным интересам. У Китая и стран Центральной Азии во многом совпадают как цели развития, так и озабоченности, особенно в сфере обеспечения безопасности и стабильности в регионе.

У Китая и стран Центральной Азии есть надёжный друг и стратегический партнёр - Россия, которая тесно взаимодействует с ними в двустороннем и многостороннем форматах, в частности, в рамках ШОС.

Очередной саммит организации, который, как ожидается, пройдёт осенью текущего года под председательством России, должен вновь подтвердить эту исторически сложившуюся связку Китай - Россия - Центральная Азия, в которой нет старших и младших, начальников и подчинённых. В ней все узлы равны, и каждый играет незаменимую, взаимодополняющую роль, обеспечивая безопасность друг друга и совместное развитие на долгие десятилетия вперёд.

А долгий огонь, как гласит китайская пословица, сталь закаляет.

Библиография • References

300 млрд кубометров природного газа экспортировано из Центральной Азии в Китай за 10 лет // Синьхуа Новости // URL: http://russian.news.cn/2020-01/08/c_138685972.htm [300 mlrd kubometrov prirodnogo gaza eksportirovano iz Central'noj Azii v Kitaj za 10 let // Sin'hua Novosti // URL: http://russian.news.cn/2020-01/08/c_138685972. htm]

27 Chinese-invested refinery becomes Kyrgyzstan's second largest taxpayer // CCTV+ // URL: http://www.cctvplus.com/news/20190611/8112976.shtml

Алимов Р. Шанхайская организация сотрудничества: глобальный профиль в международных отношениях // Обозреватель-Observer. 2018. № 5. С. 5-18. [Alimov R. SHanhajskaya organizaciya sotrudnichestva: global'nyj profil' v

mezhdunarodnyh otnosheniyah // Obozrevatel'-Observer. 2018. № 5. S. 5-18] Информационный бюллетень о формате C5 + 1 // URL: https://medium.eom/@

USApoRusski/информационный-бюллетень-о-формате-c5-1-f782c871b684 [Informacionnyj byulleten' o formate C5 + 1 // URL: https://medium.eom/@

USApoRussM/informacionnyj-byulleten'-o-formate-c5-1-f782c871b684] Министерство иностранных дел Российской Федерации - Россия и Центральная

Азия // URL: https://www.mid.ru/rossia-i-problemy-central-noj-azii [Ministerstvo inostrannyh del Rossijskoj Federacii - Rossiya i Central'naya Aziya //

URL: https://www.mid.ru/rossia-i-problemy-central-noj-azii] Посольство Китайской Народной Республики в Республике Казахстан -Инициатива «Пояс и путь» является великой идеей с перспективой - первый президент Казахстана Н. Назарбаев // URL: http://kz.china-embassy.org/rus/ zhgx/t1660011.htm

[Posol'stvo Kitajskoj Narodnoj Respubliki v Respublike Kazahstan - Iniciativa «Poyas i put'» yavlyaetsya velikoj ideej s perspektivoj - pervyj prezident Kazahstana N. Nazarbaev // URL: http://kz.china-embassy.org/rus/zhgx/t1660011.htm] США не оспаривают влияние РФ в Средней Азии, но хотят присутствовать в регионе // ТАСС // URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/7695447 [SSHA ne osparivayut vliyanie RF v Srednej Azii, no hotyat prisutstvovat' v regione //

TASS // URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/7695447] Узбекско-китайские отношения в период пандемии COVID-19 // CABAR // URL: https://cabar.asia/ru/uzbeksko-kitajskie-otnosheniya-v-period-pandemii-covid-19/#_ftn2

[Uzbeksko-kitajskie otnosheniya v period pandemii COVID-19 // CABAR // URL: https://cabar.asia/ru/uzbeksko-kitajskie-otnosheniya-v-period-pandemii-covid-19/#_ftn2]

Федеральная таможенная служба РФ - Таможенная статистика внешней торговли // URL: http://stat.customs.ru/apex/f?p=201:7:4425529528815155:: NO [Federal'naya tamozhennaya sluzhba RF - Tamozhennaya statistika vneshnej torgovli // URL: http://stat.customs.ru/apex/f?p=201:7:4425529528815155:: NO]

Chinese-invested refinery becomes Kyrgyzstan's second largest taxpayer // CCTV+ //

URL: http://www.cctvplus.com/news/20190611/8112976.shtml EU External Action - Factsheet on the new EU Strategy on Central Asia // URL:

http://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/factsheet_centralasia_2019.pdf EU External Action Service - Central Asia // URL: https://eeas.europa.eu/

headquarters/headquarters-homepage/2068/central-asia_en EU External Action Service - New EU Strategy on Central Asia // URL: https://eeas. europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/62412/new-eu-strategy-central-asia_en

European Commission - EC Technichal Assistance to the Commonwealthe of Independent States and Georgia: The TACIS Programm // URL: https://ec.europa. eu/commission/presscorner/detail/en/MEMO_92_54 European Commission - Ferrero-Waldner to attend EU-Central Asia ministerial Troika 27/28 March // URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ IP_07_420

European Commission - Ferrero-Waldner to attend EU-Central Asia ministerial Troika 27/28 March // URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ IP_07_420

India - Central Asia Dialogue // Drishti IAS // URL: https://www.drishtiias.com/

daily-updates/daily-news-analysis/india-central-asia-dialogue Meeting of FMs of Visegrad, Central Asian countries held in Budapest, Hungary // Xinhua News Agency // URL: http://www.xinhuanet.com/english/2018-02/28/c_137004407.htm Ministry of Commerce People's Republic of China // URL: http://english.mofcom.gov. cn/

Ministry of External Affairs of India - Keynote address by MOS Shri E. Ahamed at First India-Central Asia Dialogue // URL: https://www.mea.gov.in/Speeches-Statements.htm?dtl/19791/ Ministry of Foreign Affairs of Japan - «Central Asia plus Japan» Dialogue // URL:

https://www.mofa.go.jp/region/europe/dialogue/action0606.html Ministry of Foreign Affairs of Japan - Japan-Europe Relations // URL: https://www.

mofa.go.jp/region/europe/index.html Ministry of Foreign Affairs of Republic of Korea - Information on Countries and Other Areas // URL: http://www.mofa.go.kr/eng/wpge/m_21618/contents.do#:~: text=The%20accumulative%20sum%20of%20Korean, Turkmenistan%20 1%2C000%2C%20Tajikistan%20800) Trade Map - International Trade Statistics // URL: https://www.trademap.org/ tradestat/Product_SelProduct_TS.aspx?nvpm=1%7c%7c%7c%7c%7cTOTAL%7c% 7c%7c2%7c1%7c1%7c1%7c2%7c1%7c1%7c1%7c1%7c1 Trade Map - International Trade Statistics // URL: https://www.trademap.org/ tradestat/Product_SelProduct_TS.aspx?nvpm=1%7c%7c%7c%7c%7cTOTAL%7c% 7c%7c2%7c1%7c1%7c1%7c2%7c1%7c1%7c1%7c1%7c1 U. S. Department of State - Operation Enduring Freedom // URL: https://2001-2009.

state.gov/r/pa/prs/ps/2006/60083.htm U. S. Department of State - United States Strategy for Central Asia 2019-2025: Advancing Sovereignty and Economic Prosperity (Overview) // URL: https://www. state.gov/united-states-strategy-for-central-asia-2019-2025-advancing-sovereignty-and-economic-prosperity/ United Nations Regional Centre for Preventive Diplomacy for Central Asia // URL: https://unrcca.unmissions.org/

Статья поступила в редакцию 29 июля 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.