Научная статья на тему 'ГЕОПОЛИТИКА МОНГОЛИИ С РОССИЕЙ, КИТАЕМ, СТРАНАМИ ЦА И АТР'

ГЕОПОЛИТИКА МОНГОЛИИ С РОССИЕЙ, КИТАЕМ, СТРАНАМИ ЦА И АТР Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
410
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНГОЛИЯ / КИТАЙ / США / РОССИЯ / ГЕОПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Джеенбекова Светлана Сагынбековна

Современная Монголия, приняв многовекторную концепцию внешней политики, обозначила группу внешнеполитических партнёров: Центральная Азия, Россия, Китай и Азиатско-Тихоокеанский регион. Уникальная страна с неизведанными запасами полезных ископаемых, Монголия стала площадкой открытого соперничества между США, Россией и Китаем. Монголия ХХI в. выгодно использует и российский, и китайский факторы для своего экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Джеенбекова Светлана Сагынбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONGOLIA’S GEOPOLITICS WITH RUSSIA, CHINA, THE CENTRAL ASIAN COUNTRIES AND THE ASIA-PACIFIC REGION

Modern Mongolia, having adopted a multi-vector foreign policy concept, designated a group of foreign policy partners: Central Asia, Russia, China and the Asia-Pacific region. A unique country with unexplored reserves of mineral resources, Mongolia has become a platform of open rivalry between the United States, Russia and China. Mongolia of XXI century makes good use of both Russian and Chinese factors for its economic development.

Текст научной работы на тему «ГЕОПОЛИТИКА МОНГОЛИИ С РОССИЕЙ, КИТАЕМ, СТРАНАМИ ЦА И АТР»

DOI: 10.48137/2074-2975_2021_6_99 УДК 327(517.3)

Геополитика Монголии с Россией, Китаем, странами ЦА и АТР

Светлана ДЖЕЕНБЕКОВА

Составляющей сотрудничества Монголии с Центральной Азией, Россией, Китаем и Азиатско-Тихоокеанским регионом является поддержание мира, стабильности и обеспечение безопасности внутри страны и в регионе. Китайско-российские взаимодействия в Центрально-Азиатском регионе можно назвать взаимодополняющими, носящими характер стратегического партнёрства, отвечающими интересам соседних стран.

Конкретным примером по укреплению долгосрочного социоэкономиче-ского, политического, культурного сотрудничества может служить Шанхайская организация сотрудничества, основанная в 2001 г. Монголия поддерживает дружественные, доверительные отношения со всеми странами -участницами ШОС, с которыми у неё связан почти весь внешнеторговый оборот, хотя сама она по сей день остаётся в статусе наблюдателя (с 2004 г.), так и не приняв решения о вступлении. Это сотрудничество даёт Монголии гарантию сохранения безопасности в борьбе с глобальными современными угрозами обществу: эффективное противостояние транснациональной организованной преступности, которая не знает границ и не признаёт суверенитета государств.

ДЖЕЕНБЕКОВА Светлана Сагынбековна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и культурологии Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б. Н. Ельцина (КРСУ). E-mail: Lana.dzheenbekova@mail.ru

Ключевые слова: Монголия, Китай, США, Россия, геополитика.

Сотрудничество Монголии и США

Дипломатические отношения Монголии с США были установлены в 1987 г., и на данный момент американцы играют важную роль в монгольской внешнеполитической концепции о «третьем соседе», как позиционируют себя США. Их отношения сегодня официально характеризуются как всестороннее взаимовыгодное сотрудничество. США активно поддерживают программы, направленные на поддержание демократических преобразований и экономического роста, проявляют большой интерес образовательному пространству. Обе страны сегодня тесно сотрудничают в военной области, и считается, что это сотрудничество носит открытый партнёрский характер. Военно-оборонная поддержка монгольской армии вызвано стратегическими интересами США как противодействие России и Китаю.

Особенный интерес к Монголии, как и ко всему Центрально-Азиатскому региону, ведущими странами мира проявился в период проведения США и их союзниками по НАТО военной операции «Несокрушимая свобода» [ 1], проведённой в Афганистане в ответ на террористические акты в США 11 сентября 2001 г. В этом контексте Центральная Азия, в частности, Монголия, СУАР Китая и Афганистан, очевидно, политически важна для США, а с другой стороны, необходимо отметить, что

борьба с терроризмом после терактов 11 сентября 2001 г. придала региону больше стратегической ценности в поддержке военных операций против талибов в Афганистане, в борьбе с исламистскими движениями и торговлей наркотиками. США вызвались сотрудничать с ЕС в ликвидации наркоторговли в Центральной Азии, продвигая демократию и рыночную экономику, одновременно стремясь сдерживать возрастающее влияние России и Китая в Центрально-Азиатском регионе. Однако такое стремление к близости не мешает лидерам республик Центральной Азии понимать заинтересованность США в регионе, и это недоверие объясняется, что лидеры стран Центральной Азии не хотят портить взаимоотношения с Россией [2].

Безусловно, США сегодня акцентируют своё внимание на значимости политических и экономических взаимоотношений с Монголией и с постсоветскими центральноази-атскими странами, богатыми природными ресурсами, учитывая собственные интересы, ведь не секрет, что с 1990 г. в США запасы нефтяных залежей стали значительно сокращаться, не обеспечивая собственные потребности в энергоресурсах. Но на сегодня можно отметить, что сотрудничество США и Монголии выражается больше в идеологических проектах, нежели в экономической направленности.

1 U. S. Department of State - Operation Enduring Freedom // URL: https://2001-2009.state. gov/r/pa/prs/ps/2006/60083.htm

2 Ferreira L. P. Novo grande jogo na Äsia Central: UE versus russos vs chineses // URL: https:// www.dn.pt/opiniao/opiniao-dn/leonidio-paulo-ferreira/europa-redescobre-a-asia-central-10918035. html

Российско-монгольское сотрудничество

В отличие от США у России давние

традиции доверительных и дружественных взаимоотношений с Монголией и с постсоветскими центральноазиатскими государствами, которые были на протяжении более 70 лет единым государством. Монголию, как известно, часто считали 16-й республикой СССР, большинство представителей монгольской нации прекрасно знают русский язык. СССР всегда поддерживал и помогал Монголии в политической, экономической, культурной, социальной, стратегической сферах.

Монгольские солдаты в составе советских войск активно участвовали в боях с японскими милитаристами в 1945 г. В 1961 г. Монголия при активной поддержке СССР вступила в члены ООН. Влияние русской культуры по-прежнему доминирует не только в Монголии, но и в большинстве постсоветских государств Центрально-Азиатского региона.

Так, многие представители экономической и политической местной элиты в основном говорят по-русски и отдают своих детей предпочтительно в школы с русским языком обучения, оплачивают обучение в лучших российских университетах.

С другой стороны, многие представители русского этноса живут в постсоветских государствах региона, особенно в Казахстане, где они составляют более 30% населения.

Безусловно, сохранение образования на русском языке в Монголии и постсоветских центральноазиат-ских странах обеспечивает им продвижение национальной культуры

и научно-образовательных достижений на мировой уровень.

По сей день в монгольских школах преподают русский язык как обязательный второй иностранный, существуют школы только с русским языком обучения, кроме того, работают российские центры культуры, действует несколько филиалов высших учебных заведений России.

Помимо тесного образовательного сотрудничества сегодня активно осуществляются проекты также и в научной сфере: геоэкологии, антропологии и др.

Кроме того, российско-монгольское партнёрство сегодня намерено расширять туристическую инфраструктуру, что способствует активизации работы различных международных организаций.

В развитии монгольской инфраструктуры огромную роль сыграли китайско-российские инвестиции, что способствовало значительному подъёму экономики страны, причём сегодня китайская инвестиционная политика работает намного активнее российской.

К положительным результатам привёл проект Евразийского международного сотрудничества, получивший одобрение постсоветскими центральноазиатскими странами [3], к тому же это способствовало региональному диалогу и стабильному росту институтов сотрудничества, тем самым создавая позитивный сценарий совместного успешного будущего. Деятельность Шанхайской организации сотрудничества в экономической сфере способствовала решению стратегических задач по обеспечению сво-

3 Огнева В. «Мягкая сила» - инструмент внешней политики России // Обозреватель-Observer. 2016. № 3.

бодной транспортировке товаров, капиталов, технологий в интересах евразийского пространства, взявшего курс на взаимодействие по ключевым направлениям международной политики, экономики и культуры [4].

В монгольско-российском сотрудничестве первостепенную роль играет географическая близость, содействующая развитию транспортного коридора, реализации ряда инфраструктурных и логистических проектов. Добрососедские и уважительные отношения России и Монголии исторически направлены на сохранение мира, стабильности и укрепления демократических институтов, содействие в совместной борьбе с международным терроризмом, сепаратизмом, наркоторговлей и преступностью. Одним из важнейших событий в монгольско-российских отношениях стало списание Россией советских долгов Монголии (180 млн долл.), что открыло новые более благоприятные перспективы двусторонних отношений [ 5].

Участие государств Центрально-Азиатского региона в союзном социуме, в рамках которого сформировались основные предпосылки национальной государственности

и осуществились политические, со-циоэкономические и культурные модернизационные процессы, имеют свои историческое предпосылки. После распада СССР и обретения независимости страны Центральной Азии в экономическом развитии по-прежнему сильно зависят от стратегии России, особенно в энергетическом секторе.

Таким образом, Россия сегодня придерживается стратегии сохранения своего влияния на территорию ЦА и Монголии, в том числе активно используя сложившиеся за годы СССР экономические связи и интеграционные структуры. Современная Россия на территории ЦА нацелена в основном на достижение двух целей: во-первых, обеспечить ведущую роль России в разработке и транспортировке энергетических и ресурсных потенциалов региона. Как известно, Россия доминирует в экспорте туркменского природного газа и играет важную роль в контроле экспорта казахстанской нефти.

Во-вторых, российские компании играют ключевую роль в освоении запасов каспийской нефти и природного газа в сотрудничестве с правительствами Азербайджана, Казахстана и Туркмении.

Сотрудничество Монголии и Китая

В 1950 г. в Улан-Баторе и Пекине начали работу дипломатические миссии двух стран. С тех пор монгольско-китайское сотрудничество

прошло сложный путь, пережив взлёты и падения. Доверительному партнёрству между двумя государствами способствовал в 1987 г. по-

4 Алимов Р. ШОС: «Глобальный профиль» в архитектуре международных отношений // Обо-зреватель-0bserver. 2018. № 5.

5 Михалев А. «Новая большая игра» в Центральной Азии: фактор Монголии // РоШВоок. 2012. № 3.

этапный вывод советских войск с территории Монголии. Уже в 1990 г. наблюдается интенсификация экономического роста Китая в монгольском внешнем товарообороте с одновременным ростом доминирования Китая над внешнеторговыми связями Монголии.

Значительным проявлением усиления монголо-китайских взаимоотношений стали подписанные главами государств в 2003 г. соглашений о техническом, экономическом сотрудничестве и дополнительном строительстве железнодорожной колеи между двумя странами.

Приоритетным направлением является монголо-китайское сотрудничество в горном деле и обрабатывающей промышленности, освоении природных ресурсов и строительстве объектов инфраструктуры, а также укрепление сотрудничества в области культуры и туризма [ 6].

В 2014 г. на официальной встрече в Улан-Баторе главами государств была подписана декларация о выведении двусторонних отношений между Монголией и Китаем на новый уровень стратегического партнерства на долгосрочный период до 2020 г.

Таким образом, на современном этапе Китай стал крупнейшим эко-

номическим партнёром и инвестором не только Монголии, но и для всех стран Центральной Азии, которые в полной мере эффективно использовали свои географические преимущества для развития многостороннего сотрудничества в социо-экономической, торговой, культурно-гуманитарной сферах [ 7].

И Китай, и Россия преследуют три основные стратегические цели:

- развивать энергетические ресурсы Центрально-Азиатского региона;

- сдерживать экстремистские и сепаратистские движения;

- противостоять растущему американскому (экономическому, военному и стратегическому) присутствию в регионе.

Тем не менее следует отметить, что Китай не имеет более сильного влияния на региональных игроков по сравнению с США или Россией, хотя рост китайской экономической и военной мощи говорит о том, что стратегия Китая в отношении Центральной Азии, вероятно, станет более настойчивой в самое ближайшее время.

Интересы Китая в сотрудничестве с АТР

В современный период, по мере того как центр мирового развития стал смещаться в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, политическое значение Центральной Азии как геополитического ядра Евразийского континента будет только

возрастать. Этот особенный регион и Китай тесно взаимосвязаны исторически и географически, поэтому сотрудничество Китая с регионом в последние годы стремительно развивается и становится всё более тесным. Такой формат взаимодействия

6 Базаров В. Монголо-китайские отношения в постсоветский период: политика и экономика // Власть. 2016. Т. 24. № 3.

7 Алимов Р. Центральная Азия - регион сотрудничества, а не соперничества // Обозрева-тель-0bserver. 2020. № 10.

вполне экономически устраивает Китай.

В последнее время АТР интересен специалистам как регион наиболее интенсивного роста экономической инфраструктуры, которая опережает другие регионы мира в росте технологических отраслей, повышая его конкурентоспособность. Это даёт основания задаться вопросом, насколько приоритетна роль международных интеграционных процессов и экономической интеграции между государствами в регионе, способствующих росту товарооборота, а также росту производства и потребления, что обусловливает некоторые компромиссы между крупнейшими государствами в борьбе за гегемонию на огромных территориях АТР, где расположено почти 50 стран. Стоит заметить, что состав АТР весьма неоднороден, он объединяет страны разных уровней социоэконо-мического развития, разных культур и конфессий.

Китайская концепция «Один пояс - один путь», направленная на создание модернизированных тор-гово-транспортных коридоров для оптимизации его экономических связей со странами Евразийского континента. Концепция «Один пояс -один путь», по мнению китайских исследователей, может изменить механизм регионального развития в АТР и углубить региональную интеграцию [ 8].

Кроме того, сегодня заметны обоснованные опасения Китая из-за активизации западного внимания к Центральной Азии на фоне не-

определённости афганского фактора. Долгое время в китайских научных кругах и в общественном сознании преобладает, да и преобладала точка зрения, что многими странами Центральной Азии правили китайские имперские династии с древнейших времён до второй половины XIX в. В экономическом плане Китай для преодоления ощутимого дефицита ресурсов и проблемы рынков сбыта своих товаров не скрывает серьёзных расчётов в отношении стран Центральной Азии, богатых минеральными ресурсами и остро нуждающихся в торгово-экономическом партнёрстве. Поэтому укрепление своих позиций в регионе не является краткосрочным тактическим маневром Пекина, это явно долгосрочный план.

Многочисленные факты свидетельствуют о том, что Китай умело использует тот факт, что страны Центральной Азии всё активнее стремятся диверсифицировать географию сотрудничества и сами часто создают конкурентные ситуации, чтобы извлечь выгоды. Китай не преминул это выгодно использовать в свою пользу, буквально ворвавшись в государства Средней Азии, предлагая свои и изучая местные проекты.

Безусловно, сами того не замечая, страны Центрально-Азиатского региона, удалённые от моря, постепенно стали транзитным пространством Китая для сухопутного маршрута на Южный Кавказ, через Каспийское море и далее в Европу, на Ближний Восток и в Средиземное

8 Бояркина А. В. Китайская инициатива «Пояс и путь» в контексте концепции Си Цзиньпи-на «Сообщество единой судьбы человечества» // Теории и проблемы политических исследований. 2020. Т. 9. № 1А.

море. Китаю же открылись перспективные евразийские коридоры, которые быстрее и дешевле северных российских маршрутов. Далее, в лице стран Центральной Азии, в том числе и Монголии, Китай получил крупных поставщиков богатейших природных ресурсов, необходимых ему на перспективу, а также гарантированных покупателей продукции с китайским брендом. Можно с уверенностью сказать, что интересы Китая и стран Центральной Азии в торгово-экономической сфере сошлись, причём в довольно долгосрочном формате.

Таким образом, современный Китай - одна из самых быстроразвива-

ющихся стран мира с быстрорастущей экономикой и растущим международным политическим влиянием. Сегодня самобытность китайского народа органично интегрируется с европейским направлением и современными технологиями, особенно на фоне стран Центральной Азии. При этом Китай как бы ни демонстрировал очевидную успешность на международном рынке, всё же его внешнеполитический потенциал остаётся неиспользованным в полной мере. Причина тому - геополитическое положение государства, отдалённое от ведущих европейских и американских экономических партнёров.

Монголия в составе АТР

Монголия входит в состав Азиатско-Тихоокеанского региона. На географической карте с точностью очертить координаты АТР очень сложно, так как границы региона имеют изменчивость в связи со стратегическими, политическими, экономическими соображениями его участников. АТР представляет собой Северо-Восточную и Юго-Восточную Азию, а также южную часть Тихого океана. Несомненно, для Монголии это благоприятное многовекторное взаимовыгодное сотрудничество со странами - участниками АТР.

К примеру, с момента присоединения Монголии к АТР она и Китай взяли курс на снижение таможенных пошлин в двустороннем торговом сотрудничестве. С началом 2021 г. Монголия снизила госпошлины на многие виды товаров, причём по отношению к ней проводится льготная таможенная политика.

Присоединение Монголии к Азиатско-Тихоокеанскому торговому соглашению (АТТС) станет стимулом к дальнейшей интеграции развивающихся экономик Азиатско-Тихоокеанского региона. Сегодня АТР -мировая геополитическая территория, где пересекаются политические, экономические и культурные интересы стран-участников и внерегио-нальных игроков и где Монголия расширяет приоритетные для себя межгосударственные отношения.

Современное монголо-китайское партнёрство выражается в инвестировании экономики Монголии Китаем и экспорте монгольского природного сырья в Китай, т. е. монгольский проект «Степной путь» тесно переплетается с китайским глобальным проектом «Один пояс - один путь». Кроме того, тысячи молодых людей Монголии получают образование в учебных учреждениях Ки-

тая, и наоборот. Китайская сторона активно инвестирует строительство школ, вузов, медицинских учреждений в Монголии.

Китай придаёт огромное значение развитию китайской культуры в Монголии.

В 1998 г. были подписаны договоры о взаимном признании учёных степеней, а в 2005 г. было достигнуто соглашение в области международных образовательных обменов между двумя странами [ 9].

Китайское государство широко представляет грантовые места по программам бакалавриата, магистратуры. Поступающим в вузы Китая нет необходимости сдавать обязательные государственные экзамены, что тоже привлекает абитуриентов. Помимо этого, Китай широко привлекает учёных, преподавателей со всего мира, так как китайское руководство понимает, что для качественной и компетентной подготовки высококвалифицированных кадров мирового уровня необходимо использовать иностранный опыт [ 10].

Несомненно, Китай сегодня медленно, но наступательно активизирует своё влияние на территории Монголии, и одним из направлений китайской «мягкой силы» на сегодняшний день является инициатива «Один пояс - один путь», ставшая важной составляющей китайского пятилетнего плана развития на 2016-2020 гг. [ 11].

Инициированный Китаем в 2013 г. проект «Один пояс - один путь» - своего рода реакция

Китая на процессы глобализации и мировые экономические проблемы. Главная цель председателя КНР Си Цзиньпина - возродить Великий Шёлковый путь и связать Китай с Европейским союзом через широкую сеть сухопутных и морских логистических путей для максимального сокращения временных расходов при транспортировке грузов.

Совокупные активы финансовых институтов, созданных Китаем для финансирования проектов, в 2015-2025 гг., составят 1 трлн долл.

Например, объём денежных средств, вложенных в Фонд Шёлкового пути, на данный момент составляет 40 млрд долл. и 100 млрд юаней [ 12].

Исходя из этих данных, главным приоритетом для Китая является развитие инфраструктуры, а именно: построение железнодорожных и автомобильных транспортных магистралей, электро- и трубопроводных путей, строительство доступных и удобных морских путей, которые способствовали бы диверсификации китайского экспорта, увеличению объёма внешней торговли, открытию новых рынков для его продукции и укреплению экономической безопасности страны. Потребность в создании новых транспортных артерий тоже продиктовано внутриполитическими соображениями: территории востока страны в экономическом отношении значительно опередили в модернизации западные, всё ещё аграрные регионы.

Сильная экономическая дифференциация способствовала социальной нестабильности.

9 Журавлёва Е. В. Прикладной анализ политики «мягкой силы» КНР, РФ И США в Монголии // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2018. Т. 13. № 1.

10 Актамов И. Г., Бадмацыренов Т. Б. «Мягкая сила» Китая: образовательные стратегии внешнеполитического влияния // Власть. 2019. № 3.

11 The 13th Five-Year Plan // URL: https://www.uscc.gov/sites/default/files/Research/The%20 13th%20Five-Year%20Plan_Final_2.14.17_Updated%20(002).pdf

12 Silk Road Fund // URL: http://www.silkroadfund.com.cn/cnweb/19854/19858/index.html

Безусловно, центральноазиат-ские государства сегодня являются важными торговыми партнёрами Китая, а в долгосрочной перспективе - объектами для размещения определённой части промышленного производства с целью снижения вредного влияния на окружающую среду внутри страны.

Необходимо отметить, что при всех преимуществах и перспективах, которые открываются перед странами Центральной Азии в рамках программы «Один пояс -один путь», их руководство не питает наивных иллюзий по поводу предложений Китая. Хотя объём торговли между Китаем и странами Центральной Азии исключительно высокий и продолжает расти, но её структура крайне неравнозначна: 80-90% китайского экспорта в Среднюю Азию составляет готовая продукция, а импорт на три четверти формируется из минерального сырья и энергоресурсов. Следовательно, углубляя экономические связи с Китаем, страны Центральной Азии ограничивают собственное экономическое развитие и сохраняют отсталость экономики.

Поскольку масштабы экономической и политической мощи Китая несравнимо больше по сравнению с совокупным потенциалом всех стран Центральной Азии, то чрезмерная открытость китайским проектам грозит им полной потерей в первую очередь экономического, а впоследствии и политического суверенитета. В связи с этим в обществе стран Центральной

Азии наблюдается резкое недоверие к восточному соседу, которое в последнее время значительно усилилось.

Подтверждение этому - взрыв посольства Китая в Киргизии (август 2016 г.) или акции протеста в Казахстане (май 2016 г.), спровоцированные продажей Китаю крупных земельных участков.

Китайское руководство хорошо осведомлено о ситуации в Центральной Азии и опасениях стран по поводу китайского влияния. Кроме того, Китай очень тщательно соотносит свою политику в регионе с более широким геополитическим балансом сил. Слишком агрессивная политика может привести к формированию широкой антикитайской коалиции в лице его региональных соперников, включая не только Россию и США, но также Турцию, Иран и Индию [13].

Наконец, амбициозная китайская программа «Один пояс - один путь» на самом деле является ма-лоразработанным и довольно аморфным проектом. Китайские специалисты и эксперты пока не сформировали последовательный план её реализации и критерии оценки проделанной работы. Реализация китайской инициативы в её нынешнем виде действительно приведёт к сокращению сроков доставки грузов в Европу в 2-2,5 раза, но стоимость континентального транзита будет вдвое выше, чем сейчас. КНР не знает, как повысить экономическую эффективность своей инициативы и по-

13 Starr F., Svante E. Cornell «The Long Game on the Silk Road: US and EU Strategy forCentral Asia and the Caucasus S.» // Rouman&Littlfild. 2018.

тенциальных стран-партнёров по «Новому Шёлковому пути» или «Морскому Шёлковому пути XXI в.».

После распада СССР политика Китая в отношении Центральной Азии прошла три основных этапа.

В 1992-1995 гг. для него были характерны осторожность и сдержанность, когда Пекин провёл тщательный анализ текущей ситуации в регионе, оценил выгодные для него стороны и возможные риски вхождения в региональные процессы, создал правовую основу для сотрудничества и наладил дипломатические контакты.

В 1995-2001 гг. политика Китая в регионе становится более активной, что находит своё отражение в Шанхайской организации сотрудничества.

В начале 2000 г. Центральная Азия попадает под китайское влияние в торгово-экономической и политической сферах.

Сложившаяся сегодня поведенческая матрица России, Китая, Центральной Азии и США, похоже, не искусственно удерживает подобие демаркационных или разделительных линий, а требует выработки навыков ладить друг с другом, избегая при этом открытых претензий на роль гегемона.

Таким образом, в геополитической стратегии Монголии, не имеющей прямого выхода к морю, крайне важно сохранять и российскую, и китайскую, и американскую платформы взаимовыгодного сотрудничества в экономической модернизации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Именно с этими великими державами Монголия нацелена создавать собственный «Степной путь», а Россия и Китай были и остаются основными инвесторами в её экономику.

Библиография • References

Актамов И. Г., Бадмацыренов Т.Б. «Мягкая сила» Китая: образовательные стратегии внешнеполитического влияния // Власть. 2019. № 3. С. 231-236. [Aktamov I. G., Badmacyrenov T. B. «Myagkaya sila» Kitaya: obrazovatel'nye strategii

vneshnepoliticheskogo vliyaniya // Vlast'. 2019. № 3. S. 231-236] Алимов Р. Центральная Азия - регион сотрудничества, а не соперничества //

Обозреватель-Observer. 2020. № 10. С. 5-20. [Alimov R. Central'naya Aziya - region sotrudnichestva, a ne sopernichestva //

Obozrevatel'-Observer. 2020. № 10. S. 5-20] Алимов Р. ШОС: «Глобальный профиль» в архитектуре международных отношений // Обозреватель-Observer. 2018. № 5. С. 5-18. [Alimov R. SHOS: «Global'nyj profil'» v arhitekture mezhdunarodnyh otnoshenij //

Obozrevatel'-Observer. 2018. № 5. S. 5-18] Базаров В. Монголо-китайские отношения в постсоветский период: политика

и экономика // Власть. 2016. Т. 24. № 3. С. 219-223. [Bazarov V. Mongolo-kitajskie otnosheniya v postsovetskij period: politika

i ekonomika // Vlast'. 2016. T. 24. № 3. S. 219-223] Бояркина А. В. Китайская инициатива «Пояс и путь» в контексте концепции Си Цзиньпина «Сообщество единой судьбы человечества» // Теории и проблемы политических исследований. 2020. Т. 9. № 1А. С. 120-140.

[Boyarkina А. V. Kitajskaya iniciativa «Poyas i put'» v kontekste koncepcii Si Czin'pina «Soobshchestvo edinoj sud'by chelovechestva» // Teorii i problemy politicheskih issledovanij. 2020. T. 9. № 1A. S. 120-140] Журавлёва Е. В. Прикладной анализ политики «мягкой силы» КНР, РФ И США в Монголии // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2018. Т. 13. № 1. С. 171-192. [ZHuravlyova E. V. Prikladnoj analiz politiki «myagkoj sily» KNR, RF I SSHA v Mongolii // Vestnik mezhdunarodnyh orgamzacij: obrazovanie, nauka, novaya ekonomika. 2018. T. 13. № 1. S. 171-192] Михалев А. «Новая большая игра» в Центральной Азии: фактор Монголии //

PolitBook. 2012. № 3. С. 117-127. [Mihalev A. «Novaya bol'shaya igra» v Central'noj Azii: faktor Mongolii // PolitBook.

2012. № 3. S. 117-127] Огнева В. «Мягкая сила» - инструмент внешней политики России // Обозреватель-

Observer. 2016. № 3. С. 19-29. [Ogneva V. «Myagkaya sila» - instrument vneshnej politiki Rossii // Obozrevatel'-

Observer. 2016. № 3. S. 19-29] Ferreira L. P. Novo grande jogo na Asia Central: UE versus russos vs chineses // URL: https://www.dn.pt/opmiao/opmiao-dn/leonidio-paulo-ferreira/europa-redescobre-a-asia-central-10918035.html Silk Road Fund // URL: http://www.silkroadfund.com.cn/cnweb/19854/19858/ index.html

Starr F, Svante E. Cornell «The Long Game on the Silk Road: US and EU Strategy for

Central Asia and the Caucasus S.» // Rouman&Littlfild. 2018. Р. 3-158. The 13th Five-Year Plan // URL: https://www.uscc.gov/sites/default/files/Research/

The%20 13th%20Five-Year%20Plan_Final_2.14.17_Updated%20(002).pdf U. S. Department of State - Operation Enduring Freedom // URL: https://2001-2009. state. gov/r/pa/prs/ps/2006/60083.htm

Статья поступила в редакцию 2 апреля 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.