Научная статья на тему 'Проекты «Экономический пояс Шёлкового пути» и ЕАЭС - конкуренты или партнёры?'

Проекты «Экономический пояс Шёлкового пути» и ЕАЭС - конкуренты или партнёры? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЁЛКОВОГО ПУТИ" / SILK ROAD ECONOMIC BELT / ЕАЭС / EEU / РОССИЯ / RUSSIA / КИТАЙ / CHINA / СФЕРЫ СОТРУДНИЧЕСТВА / AREAS OF COOPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шуцунь Ван, Цинсун Вань

Евразия никогда не вызывала такого серьёзного внимания всего мира, как сегодня. Ведущие державы предлагали и предлагают различные евразийские концепции, в частности новый интеграционный проект В.В.Путина «Евразийский экономический союз» и китайский проект «Экономический пояс Шёлкового пути». Большой географический район и частичное дублирование функций в определённой степени определяют конкурентные отношения между двумя проектами, но благодаря согласованному решению между Китаем и Россией они не соперничают друг с другом, а демонстрируют перспективные сферы сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Шуцунь Ван, Цинсун Вань

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Silk Road Economic Belt and EEU - competitors or partners?

Eurasia never caused such widespread attention around the world as it is today. Major Powers one by one offered various Eurasian concepts, especially including the new integration project of Putin - Eurasian Economic Union and the Chinese project "Silk Road Economic Belt". While crossing a large geographical area and overlapping function in a certain extent determine the competitive relationship between the two projects. However, thanks to an agreed solution between China and Russia, these two projects are not competing with each other. Instead, they show some willingness to cooperate. There are promising areas of cooperation between them.

Текст научной работы на тему «Проекты «Экономический пояс Шёлкового пути» и ЕАЭС - конкуренты или партнёры?»

Проекты «Экономический пояс Шёлкового пути» и ЕАЭС: конкуренты или партнёры?

ВАН Шучунь ВАНЬ Цинсун

Два проекта: Россия - ЕАЭС, КНР - «Экономический пояс

Шёлкового пути»

Осенью 2011 г. тогдашний российский премьер-министр, а ныне президент Владимир Путин опубликовал в «Известиях» статью о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства трёх стран - России, Белоруссии и Казахстана, на основе принципов равноправия, суверенитета и добровольности, который способен стать одним из полюсов современного мира и играть роль эффективной «связки» между Европой и

динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом [1]. В день своего вступления в должность президента (7 мая 2012 г.) Владимир Путин подписал Указ «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», в котором было чётко заявлено намерение «рассматривать развитие многостороннего взаимодействия и интеграционных процессов на пространстве Содружества Независимых Государств как ключевое направление внешней политики Российской Федерации; спо-

ВАН Шуцунь - профессор, директор Юридического института Гуандунского университета иностранных языков и международной торговли (Гуанчжоу, КНР), доктор юридических наук. E-mail: mybetterfuture2012@mail.ru

ВАНЬ Цинсун - докторант факультета русского языка Гуандунского университета иностранных языков и международной торговли. E-mail: mybetterfuture2012@mail.ru

Ключевые слова: «Экономический пояс Шёлкового пути», ЕАЭС, Россия, Китай, сферы сотрудничества.

собствовать углублению евразийской интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан и созданию к 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза, исходя из открытости этих процессов для присоединения других государств, прежде всего членов Евразийского экономического сообщества и участников Содружества Независимых Государств; содействовать международному позиционированию новых интеграционных структур» [2].

В новой Концепции внешней политики Российской Федерации, утверждённой Президентом России 12 февраля 2013 г., мы находим следующие слова: «Россия считает приоритетной задачу формирования Евразийского экономического союза, призванного не только максимально задействовать взаимовыгодные хозяйственные связи на пространстве СНГ, но и стать определяющей будущее стран Содружества моделью объединения, открытого для других государств. Строящийся на универсальных интеграционных принципах новый союз призван стать эффективным связующим звеном между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом» [3].

В своем Послании Федеральному Собранию РФ за 2013 г. В.В.Путин отметил, что «к 1 мая 2014 года согласование текста Договора будет завершено и он поступит в парламенты России, Белоруссии и Казахстана... Уже сейчас действуют рабочие группы, которые готовят «дорожные карты» по присоединению к Таможенному союзу Киргизии и Армении.

Уверен, реальные достижения евразийской интеграции только повысят интерес к ней со стороны других наших соседей, в том числе и со стороны украинских партнёров» [4].

Это означает, что Путин во время своего нового президентства прилагал, прилагает и будет прилагать все усилия для продвижения евразийской интеграции и возрождения русской нации, чтобы Россия могла стать независимой стратегической силой, с которой нужно считаться другим странам в будущем, а затем стать одним из полюсов современного мира и важной силой создания нового типа международных отношений.

29 мая 2014 г. президенты Белоруссии, Казахстана и России по согласованному графику подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). С 1 января будущего года, после ратификации документа парламентами стран-союзниц, на территории союза будет поэтапно формироваться режим свободного передвижения товаров, капиталов, рабочей силы, услуг, а также будет обеспечен равный доступ к транспортной и энергетической инфраструктуре, будут действовать общие правила таможенно-тарифного регулирования. Ожидается, что к новому интеграционному объединению чуть позже присоединятся Армения и Киргизия. Этот исторический документ ознаменует новый этап экономической интеграции, и создавшийся союз выведет страны-участницы на более высокий уровень интеграции.

В то же время ЕАЭС не единственный случай в своём роде. 7 сентября 2013 г., выступая с речью в Назарба-

ев Университете (Казахстан), председатель КНР Си Цзиньпин предложил Китаю и странам Центральной Азии объединить усилия и создать «Экономический пояс Шёлкового пути» и призвал все страны Евразии уплотнять экономические связи, углублять взаимное сотрудничество, расширять пространство для развития, выбирать новаторскую модель сотрудничества и совместно построить новый «Шёлковый путь».

Можно сказать, что это важное заявление китайского лидера о будущей политике Китая в Евразии и чёткий сигнал к всестороннему экономическому сотрудничеству между Китаем и странами Евразии, а также важное послание о сотрудничестве, переданное странам Центральной Азии и всем регионам вдоль «Шёлкового пути».

Две вышеизложенные идеи достаточно широко обсуждаются в политических и экспертных кругах многих стран, естественно, включая и Китай, и Россию. Среди российских экспертов и учёных пока нет единого мнения о создании «Экономического пояса Шёлкового пути».

Одни считают, что, несмотря на «стратегическое партнёрство», Москва и Пекин являются конкурентами в Евразии. Китай рассматривает создание ЕАЭС как угрозу своим экономическим и геополитическим интересам. И проект создания «Экономического пояса Шёлкового пути» в противовес ЕАЭС позволит усилить китайские позиции в Центральной

Азии и замкнуть на себя грузопоток из Юго-Восточной Азии на Европу.

Другие восприняли идею Китая более положительно. По их мнению, Россия и Китай могут начать двусторонний диалог по данному проекту. При желании и умении двух стран договариться экономическая выгода России от его реализации будет несомненна. Кроме того, реализация этого проекта позволит России и Китаю развивать более активное экономическое сотрудничество, затрагивающее не только российские районы Дальнего Востока и Сибири, но и ее европейскую часть.

Ожесточённый спор вокруг двух проектов всё ещё продолжается среди экспертов и учёных.

Так что возникла насущная необходимость понять, почему Китай предложил проект «Экономический пояс Шёлкового пути» именно в тот момент?

В чём заключается суть данного проекта?

Какое соотношение между российским и китайским проектами: конкуренты или партнёры?

Не означает ли, что новые масштабные проекты могут привести к столкновению интересов России и Китая в Евразии?

Если ответ отрицательный, то какие перспективные сферы сотрудничества между ними? Как КНР превратит свою инициативу в реальность?

Ответить на эти вопросы мы постараемся в настоящей статье.

Почему появился проект «Экономический пояс Шёлкового пути»

Для Китая идея создания «Эконо- руководители Китая неустанно при-мического пояса Шёлкового зывали к восстановлению древнего пути» не новая: в течение многих лет «Шёлкового пути». Ныне председа-

тель КНР Си Цзиньпин впервые выдвинул эту инициативу на официальный уровень. По нашему мнению, для этого имеется ряд причин.

Во-первых, с точки зрения экономического развития и роста расширение регионального экономического сотрудничества - это основной лейтмотив политики Китая в отно-ше- нии всех регионов, в первую очередь в отношении своих соседей. В 2008 г. глобальный экономический и финансовый кризис нанёс тяжёлый ущерб мировой экономике, хотя Правительство Китая предприняло своевременные антикризисные меры и быстро вышло из кризиса, но экономика Китая, после динамичного 30-летнего роста, начала проявлять признаки усталости. В связи с этим, с одной стороны, Китай всё больше рассматривает нераскрытый потенциал внутреннего спроса менее развитых районов страны - центральной и западной частей (в частности, Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР), который граничит со странами Центральной Азии) как средство для избавления от зависимости экономики от экспорта и для перехода на путь, ориентированный на потребителя. С другой стороны, Китай проводит перестройку экономической структуры и активно ищет новые внешние пути для стимулирования экономического роста. Для Китая страны - участницы Содружества Независимых Государств как близкие соседи и важные партнёры сотрудничества, без всякого сомнения, имеют весьма важное значение и ценность. СНГ обладает значительным природным и экономическим потенциалом.

По оценкам экспертов, страны СНГ располагают 16,3% мировой территории, почти 5% численности населения, 25% разведанных запасов природных ресурсов (в том числе 7% мировых запасов нефти и 40% природного газа), 10% мирового промышленного потенциала [5].

Вообще, благодаря географическим преимуществам «Экономический пояс Шёлкового пути» обладает огромным потенциалом для рынка Китая и будет иметь огромое значение для устойчивого экономического развития Китая.

Во-вторых, с точки зрения безопасности. Территориальные вопросы в Южно-Китайском море привели к нестабильности отношений Китая с Вьетнамом, Филиппинами и другими странами Юго-Восточной Азии, что также рассматривается как повод, подталкивающий Китай обратить внимание на Евразию. Кроме того, американский фактор тоже играет ключевую роль в дестабилизации отношений Китая с соседями. После окончания холодной войны США как единственная сверхдержава в мире стремятся предотвратить любой вызов своему господству. Америка рассматривает крупнейшую социалистическую страну мира -Китай как условного противника и постоянно создаёт и укрепляет так называемые «кольца окружения» Китая, что напрямую отражается на безопасности КНР.

Администрация Б.Обамы выдвинула в ноябре 2011 г. концепцию «тихоокеанского разворота» (Pacific Pivot) и объявила о возвращении США в Юго-Восточную Азию, а также о вмешательстве в ситуацию Южно-Китайского моря. Концепция связана с инициативами в торгово-экономи-

ческой и военно-политической сферах. В экономической сфере развитие Транстихоокеанского партнёрства (ТПП) - зоны свободной торговли и инвестиций, стало одним из важнейших приоритетов политики США в АТР.

США уже предприняли значительные усилия для активизации диалога со странами АСЕАН в области экономики и безопасности в рамках программы «Расширенное экономическое вовлечение США - АСЕАН» (U.S. - ASEAN Expanded Economic Engagement-E3). В военно-политической сфере «тихоокеанский разворот» связан с дальнейшим и более активным переоснащением сил ВМС и ВВС, развёртыванием системы ПРО в регионе, развитием различных форматов сотрудничества с новыми и старыми региональными союзниками (Япония, Республика Корея) и партнёрами США (Филиппинами, Вьетнамом) в сфере безопасности. С ростом противоречий США и их союзников и партнёров с КНР, в особенности в связи с эскалацией напряжённости вокруг спорных районов Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, а также территориальных проблем в регионе, Китай всё больше ощущает политическое и силовое давление США. Если конфликты на море будут и дальше накаляться, то открытие торгового маршрута через Евразию позволит сократить зависимость Китая от транспортных путей Южно-Китайского моря и Малаккского пролива.

Наконец, исходя из сбалансирования векторов внешних торгово-экономических обменов и сотрудничества, «Экономический пояс Шёлково-

го пути» позволит Китаю ещё больше открыться в сторону Запада. Однако это не означает его отхода от традиционных восточного и юго-восточного направлений, а нацелено на то, чтобы сбалансировать векторы сотрудничества, не умаляя значения ни одного из них. Кроме того, «Экономический пояс Шёлкового пути» придаст новый импульс развитию экономического сотрудничества с Россией и странами Центральной Азии и продвижению региональной интеграции в рамках ШОС, которая была создана Китаем и странами СНГ.

Шанхайская организация сотрудничества является первой региональной международной организацией с момента образования Нового Китая, которая носит имя китайского города, и ее секретариат находится в Китае.

В Центральной Азии Китай и государства - члены ШОС уже добились значительных успехов в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, транснациональной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и в других нетрадиционных областях безопасности.

Однако результаты региональной экономической интеграции не стали пока чем-то особенным.

Китай ещё в 2003 г. предложил программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств - членов ШОС, а на второй встрече премьер-министры организации утвердили эту программу, и «до 2020 года государства - члены ШОС будут стремиться к максимально эффективному использованию региональных ресурсов на взаимовыгодной основе, содействию создания благоприятных условий для торговли и инвестиций в целях постепенного осуществления свободного пере-

движения товаров, капиталов, услуг и технологии» [6].

Но торгово-экономические связи государств - членов ШОС в основном пока остаются на двустороннем уровне.

Таким образом, создание «Экономического пояса Шёлкового пути» придаст новый импульс реализации стратегии развития КНР, окажет огромное влияние на процесс экономи-

ческой интеграции в рамках ШОС, поможет Китаю и далее расширять доступ на рынки СНГ, будет содействовать устойчивому экономическому развитию и создаст условия для формирования зоны свободной торговли в границах стран - членов ШОС. Именно в этом контексте китайский проект «Экономический пояс Шёлкового пути» для Евразии и появился на свет.

«Экономический пояс Шёлкового пути» и ЕАЭС: конкуренты или партнёры?

Евразия никогда не вызывала такое широкое внимание всего мира, как сегодня.

Как сказал Фёдор Лукьянов, «в XXI столетии Евразия всё больше и больше попадает в центр международного внимания, будь то политические перемены, экономические перспективы, ресурсный потенциал, риски и угрозы или дискуссии о наличии моделей национально-государственного строительства, альтернативных западной. . Потенциально Евразия является единым регионом, где могут быть созданы региональные институты и действовать общие правила, и в этом случае он претендует на лидирующую роль в мире, на определение того, какую форму примет глобализация» [7].

Действительно, ведущие державы одна за другой предлагали различные евразийские концепции, включая американский «Новый Шёлковый путь», новый интеграционный проект Путина - Евразийский экономический союз, китайский проект «Экономический пояс Шёлкового пути», южнокорейский проект «Евроазиатская инициатива» и т.д. И здесь, естественно, возникают вопро-

сы: какое соотношение между ними? конкуренты или партнёры (особенно между российским и китайским проектами)? не приведёт ли это к столкновению интересов России и Китая в Евразии?

Чтобы дать ответы, нужно знать, в чём заключается суть каждого из этих проектов.

«Экономический пояс Шёлкового пути», вне всякого сомнения, - это в основном экономический проект, направленный на ускоренное развитие западных провинций Китая и на формирование между государствами региона тесных отношений в экономической, политической и гуманитарной областях. Политика и архитектура строительства «Экономического пояса Шёлкового пути» полностью соответствуют естественной географии и экономическим реалиям региона, одновременно отражая и желание соответствующих стран и народов. Проект географически охватывает Центральную Азию, Южную Азию, Западную Азию и Евразию. Гранича с КНР, Центральная Азия, конечно, играет особую роль. Однако это не означает, что Китай считает её особым регионом и будет

проводить в отношении неё специальный политический курс, хотя конкретные формы и проявления политики Пекина в Центральной Азии могут отличаться от его международной деятельности в других регионах. Речь идёт о следующих пяти субрегионах.

Во-первых, пять стран в Центральной Азии, а именно Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан, соприкасающиеся с западной границей Китая, имеют сухопутные пути сообщения друг с другом, население многонациональное, а его расселение носит мозаичный характер. Этот регион поддерживает самые тесные экономические связи с Китаем, он является важным поставщиком энергетических и природных ресурсов для Китая, а также главным рынком для инвестиций и китайских товаров.

Страны Центральной Азии, в свою очередь, ценят сотрудничество с Китаем, надеются на развитие местной экономики через сотрудничество с Китаем, который имеет достаточный потенциал, чтобы развивать двустороннее и многостороннее сотрудничество и полностью раскрыть взаимодополняющие преимущества в экономике. Поэтому Центральная Азия очень важный регион в строительстве «Экономического пояса Шёлкового пути».

Во-вторых, Иран, Ирак, Иордания, Сирия, Саудовская Аравия, Турция и другие страны в Западной Азии, которые главным образом опираются на производство и экспорт нефтегазовых ресурсов и отличаются относительно развитым энергетическим сектором экономики. Однако перед ними стоит задача ухода от

моноструктуры экономики. Эти страны надеются развивать другие отрасли и сельское хозяйство за счёт сотрудничества с Китаем, поэтому этот регион является потенциальным рынком для китайских товаров и идеальным местом для размещения промышленного производства.

В-третьих, Азербайджан, Грузия, Армения, Украина, Белоруссия, Молдавия. Эти страны расположены около границы Европы и Азии, у них развитая, но относительно односторонняя структура экономики. Они склоняются к экономической интеграции с ЕС, и сотрудничество с Восточной и Западной Азией для них пока находится на второстепенном месте. Но в будущем они могут повысить статус восточной дипломатии и сотрудничества с Востоком, чтобы получать выгоды и от Запада, и от Востока.

В-четвёртых:, Россия. Россия частично расположена на «Шёлковом пути» и является составляющей частью экономического пояса. Однако она сама является самостоятельным региональным центром и имеет тесные связи с Центральной Азией, Кавказом и Западной Азией, где обладает особым влиянием. Для строительства «Экономического пояса Шёлкового пути» необходимо учитывать фактор России и формировать естественную стыковку со стратегией России по евразийской интеграции, а также её интересы в Центральной и Западной Азии.

В-пятъщ Афганистан, Пакистан и Индия. Отношения этих трёх стран с центральной зоной «Экономического пояса Шёлкового пути», а именно с Центрально-Азиатским регионом, и их будущее развитие глав-

ным образом зависят от разрешения проблемы в Афганистане. Если там успешно будет продвигаться мирный процесс, то повысятся темпы экономического сотрудничества трёх стран с Центральной Азией. В противном случае этим странам будет достаточно сложно присоединиться к данному экономическому проекту.

Таким образом, эта стратегическая концепция имеет грандиозный размах и охватывает огромную территорию Евразии, отражая идею Китая о развёртывании взаимовыгодного сотрудничества и совместного развития со странами Евразии. Для оформления структуры регионального сотрудничества Китай намерен укреплять политические контакты, развивать транспортные коммуникации, обеспечивать бесперебойную торговлю, укреплять сферу денежного обращения, а также способствовать сближению народов региона.

Основная цель проекта заключается в укреплении экономических связей, углублении взаимодействия и расширения пространства сотрудничества стран Евразии. Его конечная цель - способствовать комплексному экономическому сотрудничеству в Евразии.

Новый интеграционный проект Путина - Евразийский экономический союз тоже имеет свои объективные основы. Создание Евразийского экономического союза необходимо для реинтеграции постсоветского пространства. В контексте развития глобализации и региональной интеграции разные страны и регионы в мире стремятся к своему национальному и региональному развитию. Вступление в региональные интегра-

ционные институты для укрепления экономических связей между странами является неизбежным выбором для продвижения региональной интеграции. Евразийский экономический союз в качестве новой формы интеграции соответствует мировой тенденции. В связи с высокой степенью экономической интеграции и взаимной зависимостью в СССР были сформированы общие инфраструктуры, общее промышленное пространство, общий язык, общее культурное пространство. Эти благоприятные факторы способствуют интеграции и обеспечивают прочную основу и долгосрочное устойчивое сотрудничество в сферах экономики, безопасности, гуманитарной области и др. Поэтому эти страны смогут избежать угрозу маргинализации и укрепить своё влияние в международных и региональных делах. Под влиянием финансового кризиса страны стремятся к региональной интеграции, чтобы противостоять внешним рискам, преодолевать трудности, добиваться экономического подъёма и защищать общие политические и экономические интересы. В целом реализация региональной интеграции соответствует общим интересам государств - членов Евразийского экономического союза.

Таким образом, ЕАЭС является одним из проектов, направленных на содействие региональной экономической интеграции. Кроме того, как отметил В.В.Путин, «Евразийский экономический союз - это открытый проект. Мы приветствуем присоединение к нему других партнёров, и прежде всего стран Содружества. При этом не собираемся кого-либо

торопить или подталкивать. Это должно быть суверенное решение государства, продиктованное собственными долгосрочными национальными интересами» [1].

Это значит, что ЕАЭС действительно будет создан на основе принципов равноправия, суверенитета и добровольности. Новый интеграционный проект Путина обладает немалой привлекательностью в странах СНГ. ЕАЭС призван содействовать евразийской интеграции, и с этой точки зрения создание ЕАЭС представляет собой уникальное «окно возможностей» для других стран Евразии. Осуществление реинтеграции на постсоветском пространстве является одной из стратегических целей России, с чем согласны и другие члены СНГ, особенно страны Центральной Азии, потому что участие в интеграционных процессах отвечает их национальным стратегическим интересам. Например, Казахстан активно выступает за укрепление процесса евразийской интеграции.

Одним словом, интеграционное сотрудничество в Евразии играет важную роль в обеспечении экономического развития, укреплении безопасности и стабильности, способствует формированию в регионе общего экономического и гуманитарного пространства.

С точки зрения логики охват большого географического района и частичное дублирование функций в определённой степени определяют конкурентные отношения между двумя проектами. Тем не менее мы считаем, что их отношения в значительной степени будут зависеть от того, как Россия и Китай договорятся, т.е.

китайско-российские отношения добрососедства, дружбы и сотрудничества играют решающую роль в реализации двух проектов. Китайское видение роли России в Центральной Азии абсолютно прозрачно.

Объявляя об открытии экономического пояса, президент Си Цзинь-пин заверил, что Китай не стремится к господству в регионе или к созданию там зоны своего влияния. Он призвал к сотрудничеству с Москвой, недвусмысленно дав ей понять о благих намерениях Пекина. У КНР нет оснований выдвигать проекты в ущерб интересам России и нашим двусторонним отношениям, которые Китай высоко ценит. Главная движущая сила проекта - естественное стремление к экономическому сотрудничеству. Географические параметры неизменны. И поэтому Китай и Россия должны выстраивать двусторонний диалог на долгосрочную стратегическую перспективу. Сотрудничество - наилучший из форматов для обеспечения интересов обеих сторон, а конкуренция с прицелом на вытеснение соперника нанесёт ущерб и той, и другой стороне. В интересах обеих стран - иметь дружественного соседа, стабильный регион, надёжного и доброжелательного соседа, близкого экономического партнёра. Пекину и Москве нужно объединить усилия и обеспечить в регионе стабильность, безопасность и процветание. И это отвечает интересам обоих государств.

Благодаря согласованному решению между Китаем и Россией эти два проекта не конкурируют друг с другом, по меньшей мере в обозримом будущем. Такие отношения зависят

от сотрудничества двух ведущих государств и их общей задачи в реализации региональной экономической интеграции в Евразии. Характерно, что в Совместном заявлении Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия (20 мая 2014 г.) говорится: «Россия считает важной инициативу Китая по формированию «Экономического пояса Шёлкового пути» и высоко оценивает готовность Китайской Стороны учитывать российские интересы в ходе её разработки и реализации. Стороны продолжат поиск путей возможного сопряжения проекта «Экономического пояса Шёлкового пути» и создаваемого Евразийского экономического союза. В этих целях они намерены и дальше углублять сотрудничество между компетентными ведомствами двух стран, в том числе для осуществления совместных проектов по развитию транспортного сообщения и инфраструктуры в регионе» [8]. И российский, и китайский проект предоставляют новые платформы для взаимовыгодного сотрудничества, способствуют дальнейшему обогащению и углублению их двустороннего стратегического партнёрства и взаимодействия. С нашей точки зрения, это полностью соответствует так называемым двум логикам развития китайско-российских отношений:

- внутренняя логика - две большие соседние страны должны дружить, а не выступать против друг друга, мы нуждаемся друг в друге, так что стратегическое сотрудничество между двумя странами неизбежно;

- внешняя логика - подъём Китая и возрождение России сталкиваются с давлением внешних сил, будь то с идеологической точки зрения или с точки зрения национальных интересов; некоторые западные страны рассматривают Китай и Россию как вызов западному миру и продолжают оказывать на них давление. Китай и Россия должны прилагать совместные усилия для того, чтобы уменьшить свои собственные расходы по возрождению.

Россия считает, что Евразийский экономический союз сыграет важную роль на международной арене, поэтому её новые идеи и инициативы не могут обойтись без поддержки Китая. В настоящее время она уже выдвинула новую стратегию подъёма.

Китай и Россия совместными усилиями будут способствовать формированию нового международного политического и экономического порядка. XXI в. будет веком Азиатско-Тихоокеанского региона, политический и экономический центр мира уже переместился туда. Путин намерен направить Российскую Федерацию по пути современного развития и наращивать участие в региональных интеграционных процессах в целях содействия ускоренному социально-экономическому развитию регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Китай на сегодняшний день вполне может стать источником оживления экономики как для России, так и для масштабной интеграции в рамках ЕАЭС. Тем более что в Китае есть накопленный полезный опыт взаимодействия с Европейским союзом, АСЕАН и другими региональными структурами, который будет весьма

выгоден для всех заинтересованных сторон.

Только взаимовыгодное сотрудничество и совместные усилия всех стран региона позволят всем занять достойное место в сложном мире

XXI в., особенно в период, когда происходят глубокие преобразования международного ландшафта, сопровождающиеся волнениями в сферах экономики, политики и международных отношений.

Перспективные сферы сотрудничества и китайская политика ближайшего будущего

В обозримом будущем перспективные сферы сотрудничества между «Экономическим поясом Шёлкового пути» и ЕАЭС возможны по двум уровням.

На государственном уровне сотрудничество главным образом направлено на следующие сферы: энергетика, транспорт, торгово-экономическое сотрудничество, наука, техника и культура, инфраструктура и коммуникация.

На региональном уровне - экономика и торговля, сельское хозяйство, наука и техника, гидроэлектроэнергетика, региональное сотрудничество вдоль «Экономического пояса Шёлкового пути».

Это касается, в частности, СУАР, так как этот район имеет много общего в культуре, религии, вероисповедании со странами региона. К тому же СУАР обладает большим преимуществом в сфере гуманитарного сотрудничества.

При нынешних обстоятельствах Китай должен воспользоваться возможностью, чтобы превратить свою инициативу в реальность.

Во-первых, следует и дальше поддерживать активный дипломатический курс и прочные отношения с Россией, устранять настроение настороженности и психологического сопротивления с её стороны.

Среди государств Евразии Россия, несомненно, является наиболее важной страной для Китая. После распада Советского Союза отношения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой развиваются на принципах дружбы, конструктивного стратегического партнёрства и движутся к всестороннему стратегическому партнёрству. Главы России и Китая высоко оценили отношения между своими странами, которые служат примером сотрудничества между крупными государствами, поэтому развитие китайско-российских отношений имеет большое значение как для региона, так и для всего мира. Этим объясняется тот факт, что в политике Китая Россия занимает самое важное место, и развитие отношений с ней будет крайне полезным для КНР.

Практика показывает, что, так как Китай рационально установил отношения стратегического партнёрства и взаимодействия с Россией, последняя сыграла весьма конструктивную роль в определении государственной границы на северо-западе Китая, в создании Шанхайской организации сотрудничества и в других вопросах.

Центральная Азия является традиционной сферой влияния России и стратегически влияет на укрепление её статуса великой державы. Евразия является приоритетным направ-

лением внешней политики Российской Федерации, и Россия не позволяет внешним силам вторгаться в этот чувствительный для себя район. Китай в последние годы усилил торгово-экономическое сотрудничество со странами СНГ, что вызвало настороженность российской стороны. Поэтому КНР обязана проводить активную всестороннюю политику для создания системы международной координации и достижения консенсуса стран, охваченных данным проектом, надлежащим образом разрешать проблемы, устранять их неблагоприятные последствия и продолжать совершенствовать механизм взаимного доверия. Если стороны смогут это реализовать, то строительство «Экономического пояса Шёлкового пути» достигнет успеха.

Во-вторых, необходимо и дальше усиливать экономическое сотрудничество со странами Центральной Азии.

Экономическое сотрудничество является основой для создания «Экономического пояса Шёлкового пути», а общенародное и социальное понимание - стимулом. Как отметил в своём выступлении на заседании Совета глав государств - членов ШОС в Киргизии председатель КНР Си Цзиньпин, надо усиливать гуманитарные обмены и народные связи, заложить прочную общенародную и социальную основу для развития со-труднинчества в «Экономическом поясе Шёлкового пути». За счёт экономического сотрудничества можно содействовать развитию всех заинтересованных стран.

На данный момент страны региона реагируют на китайскую инициативу положительно, поскольку при-

чин ей препятствовать не существует. В экономической плоскости уровень участия и поддержки проекта странами Центральной Азии будет зависеть от того, насколько выгодны им станут его отдельные компоненты. Следует отметить, что в настоящее время экономические отношения между КНР и странами Центральной Азии настолько глубоки, что Китай становится для них одним из наиболее значимых торговых партнёров, инвестором и финансовым спонсором.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно официальной статистике, в 1992 г., когда были установлены дипломатические отношения между Китаем и пятью странами Центральной Азии, совокупный товарооборот Китая с этим регионом составил лишь 460 млн долл. Спустя 20 лет (в 2012 г.) этот показатель достиг почти 46 млрд долл., увеличившись в 100 раз [9].

С развитием экономических связей с Центральной Азией Китай займёт ещё более важное место в экономическом развитии этого региона. Поэтому экономической сфере Китаю необходимо уделять особое внимание.

Наконец, необходимо использовать базу ШОС для создания «Экономического пояса Шёлкового пути».

ШОС стала мощной региональной организацией и имеет большой международный вес. Китай должен воспользоваться этой возможностью, чтобы максимально использовать многосторонние механизмы консультаций, разработать разумные правила игры, включить Китай и Россию в многосторонние механизмы для снижения настороженности и укрепления взаимного доверия между странами-участницами. Следует шире использовать площадку

ШОС, действуя на основе взаимной выгоды, развивать сотрудничество со странами, заинтересованными в совместном создании «Экономического пояса Шёлкового пути». В ре-

зультате все стороны смогут получить выгоды от этого сотрудничества, сформировать общность интересов и ослабить психологическую настороженность.

Таким образом, на данном этапе темпы Китая по созданию «Экономического пояса Шёлкового пути» не должны быть слишком быстрыми, в противном случае его политика будут обречена на провал. Для начала необходимо взяться за экономику, постепенно укреплять общенародное и социальное понимание, шире использовать многосторонние механизмы, укреплять роль Шанхайской организации сотрудничества, устранять настроение враждебности России к китайской политике и добиваться максимального успеха при минимальных издержках.

Примечания

1. Путин В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия. 2011. 3 октября.

2. URL: http://kremlin.ru/acts/15256

3. Послание Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2013 г. // URL: http://www.rg.ru/2013/12/12/poslanie.htm

4. Концепция внешней политики Российской Федерации // URL: http://www.mid.ru/ bdomp/ns-osndoc.nsf/e2f2 89bea62097f9c325787a0034c255/c32577ca 0017434944257b 160051bf7f

5. Доклад Национального экономического совета «Экономическое сотрудничество -фактор интеграции стран СНГ». Екатеринбург, 2004. С. 9.

6. О Программе многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств -членов Шанхайской организации сотрудничества // Региональное экономическое сотрудничество Шанхайской организации сотрудничества // URL: http://www.sco-ec.gov.cn/crweb/scor/info/Article.jsp?a_no=721&col_no=67

7. Лукьянов Ф. Евразийская интеграция не по-нашему // РГ. 2013. № 6237. 20 ноября.

8. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия. 20 мая 2014 года // URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/1642

9. Эксперты: Концепция создания «экономического коридора вдоль Великого шёлкового пути» послужит движущей силой для комплексного сотрудничества в Евразии / / По материалам Агентства Синьхуа. 2013. 24 октября.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.